что составляет духовную жизнь человека обществознание
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.
Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.
Основные духовные ценности:
Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.
Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.
Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.
Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.
Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.
Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.
Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.
2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций
3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.
4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.
Правильный вариант/варианты: 1,3
2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.
Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.
_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.
Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.
Как определяется понятие «духовная жизнь общества» в обществознании?
Содержание:
Духовная жизнь — это обществознание, социология, религия и в некоторой степени философия. Она объединяет в себе множество сфер общественной жизни людей и обладает тремя характерными особенностями:
Что такое духовная жизнь общества
Духовный уровень жизни – это отдельный мир, который является незаменимой частью жизни в социуме. Он основан на распределении и производстве ценности, которая способна удовлетворить потребность индивида. Общество нуждается в духовном спокойствии, понимании. Каждый находит его в своей сфере.
Понятие духовной жизни общества описывает действия человека, который стремится потреблять и производить духовные ценности. Этот термин не используется для описания благ материального характера. Бытие основывается на совокупном опыте людей, их духовной и познавательной деятельности и ее итогах.
Самое большое значение для духовной жизни социума играет культурная сфера. Она является основой культуры. Мировоззрение и духовность формируются под влиянием:
Религия также считается значимой основой духовности социума. В целом все материальные, духовные успехи и достижения людей формируют его культурный уровень. Они определяют общественную деятельность индивидов. Исторические факторы и развитие также сказались на культурной среде. Как связана культура и духовная жизнь людей:
Что значит духовная жизнь личности
Духовная жизнь личности – это направление социальной деятельности индивидов, задачей которого является создавать, изучать, распространять и хранить культурные ценности социума. Она состоит из следующих элементов:
Класс духовных ценностей говорит о внутреннем мире людей, их нравственности и интеллекте. Формирование духовной жизни связано с практической деятельностью индивида. Она отражает окружающий мир, помогает взаимодействовать с ним. Существует два типа действий индивидов, через которые проявляется духовность:
Что составляет духовную жизнь человека обществознание
Внутренний (духовный) мир человека – это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура духовного мира человека
• Познание – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
• Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
• Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
• Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Составной частью в структуре духовного мира личности являетсямировоззрение.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Пути формирования мировоззрения – стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).
Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.
С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:
– обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
– религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);
– научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
Менталитет (позднелат. mentalis – умственный) – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.
C5. Назовите любые три типа мировоззрения.
Ответ: Могут быть названы следующие типы мировоззрения: обыденно-практическое (житейское), мифологическое (религиозное), научное.
Что составляет духовный мир человека?
Тема духовного мира личности на протяжении многих веков заставляет мудрецов и ученых, служителей церкви и простых смертных размышлять, выводить новые гипотезы, подтверждать и опровергать их. Общее представление о нем имеет каждый, но конкретный ответ на вопрос, что составляет духовный мир человека, услышать удается крайне редко.
Понятие о духовном мире достаточно широкое, и дать четкую формулировку довольно затруднительно. Вероятно, подходить к вопросу определения компонентов духовного мира разумнее с разных позиций.
Содержание статьи
Психология
Религия
Философия
Психология
С точки зрения психологической науки духовный мир человека составляют эмоции и чувства, им испытываемые. Духовная жизнь личности заложена на уровне потребностей и формирует культурно-нравственное восприятие, которое, в свою очередь, представляет собой синтез внутреннего и внешнего мира.
что составляет духовный мир человека
Духовность олицетворяет квинтэссенцию внутренних стремлений к внешним идеалам и образам. При этом духовный мир отдельной личности неразрывно связан с духовным миром общества.
Психология относит к составляющим духовного мира следующие элементы:
Знания. Человек обладает большим потенциалом, и сегодня им накоплен огромный информационный багаж. Духовное развитие предполагает наличие и восприятие знаний о природе, обществе и, главное, знаний человека о самом себе.
Вера и убеждения. В первую очередь этот компонент предполагает, что человек верит в истинность убеждений, направляющих его разум и действия.
Ценности. Данная часть духовного мира придает жизни человека осмысленность, формирует идеалы и определяет личностную позицию.
Эмоции и чувства. Элементы, на основании которых строится связь человека с другими людьми и обществом в целом.
Цели. В этой части духовного мира человека фокусируется его сознательная деятельность, отражающая стремления и желания личности.
Итак, психологическое представление о духовном мире человека базируется на связи личности и общества, формировании духовной культуры и использовании накопленного опыта предыдущих поколений.
к содержанию ;
Религия
Религиозное представление о духовном мире человека во многом зависит от национальной принадлежности, обуславливающей нравственные ценности того или иного народа.
Общими моментами, объединяющими духовный мир разных наций, являются:
вера в Бога;
личностные качества (доброта, миролюбие, скромность, щедрость);
следование религиозным заветам.
Уровень духовности выступает как основной критерий, отражающий состояние внутреннего мира людей. Подобное положение вещей присуще практически всем мировым религиозным учениям.
Духовный мир человека верующего – это незыблемое признание существования Бога, ощущение его поддержки и постоянного присутствия. Вера позволяет личности выходить за привычные и обыденные рамки понимания духовности. Это уже не просто представление о правилах поведения и информационном восприятии, а возможность увидеть свой внутренний и окружающий мир через призму божественного начала.
к содержанию ;
Философия
Духовный мир человека в философии – это неразделимое и абсолютно цельное понятие. При этом феномен духовности слагается из множества факторов, основные из которых:
разум,
чувства,
талант,
темперамент,
память,
характер,
воля.
Уникальная способность индивидуума, связанная с возможностью исследовать, воспринимать и применять опыт всего человечества, формирует его духовный мир. При этом наработки поколений преломляются через призму мировоззрения личности, тем самым вырабатывая духовную энергию. «Вне духовного содержания, – писал современный философ М. К. Мамардашвили, – любое дело – это полдела. Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное – слова. Люди должны узнавать себя в мысли философов».
Не что иное, как философия, побуждает к жизни абсолютно все элементы, включенные в состав духовного мира индивидуума. Наука мудрецов учит человека жить, руководствуясь разумным и согласованным с собственной совестью постулатом. Она формирует самодостаточную личность, сильную духовно. Происходит это благодаря критическому отношению и рационально-нравственному жизненному ориентиру.
Уверенность в себе вкупе с умением сделать правильный нравственный выбор – это и есть та социально-духовная ценность с особенной энергетикой, к которой стремится современное общество и которая так значительна для каждого.
Духовный мир любого человека уникален, ведь схожие компоненты имеют свойство варьироваться и принимать самые разные формы. Духовный мир – это все многообразие чувств и эмоций, характера и темперамента, мыслей и поступков. Духовный мир – это сочетание внутренних переживаний и внешних обстоятельств, во многом зависящих от индивидуально-типических свойств, религиозных и национальных традиций, особенностей воспитания. Подробнее:
Духовная жизнь человека
К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия.
Религия— это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:
— идеи, теории, образы, ценности
— общественные связи индивидов
— уровень развития самого человека
Ученые выделяют три вида духовного производства:
— наука и образование
— искусство и культура
Духовный мир личности(микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:
1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное(или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.