что стало с крейсером варяг

Последняя тайна крейсера «Варяг»: моряки боялись трибунала

Почему легендарный корабль «подарили» японцам

Если бы кто-то попробовал составить список самых знаменитых героических событий в истории наших армии и флота, наверняка в топ-20, а то даже и в топ-10 вошел бы подвиг крейсера «Варяг». Те события произошли 115 лет назад. За это время о «варяжской» эпопее было написано, сказано очень много, исследователи основательно «перелопатили» документальные свидетельства. Однако до сих пор в череде событий, связанных с «Варягом», остается немало загадок и тайн.

О некоторых из них нам рассказал специалист по морской истории Дмитрий Мазур.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Крейсер «Варяг» на службе у японцев. Фото: ru.wikipedia.org

– За последние десятилетия нас регулярно «угощают» сенсационными «разоблачениями», касающимися некоторых «эталонных» событий Гражданской, Великой Отечественной войн. Неужели и «Варяг» может оказаться в подобной же ситуации?

– На самом деле при тщательном изучении биографии этого корабля все еще остаются открытыми несколько весьма важных вопросов. А кроме того есть и устоявшиеся заблуждения, которые вносят дополнительную путаницу и провоцируют некоторых «исследователей» на неправильные выводы.

С одним из таких заблуждений связаны, например, утверждения, что «Варяг» мог бы прорваться в открытое море мимо японской эскадры и легко уйти от преследовавших его неприятельских кораблей. Мол, командир русского крейсера допустил явную ошибку, не попытавшись предпринять такой лихой прорыв, а вместо этого ввязался в затяжной артиллерийский бой с многократно превосходящим его противником. «Ведь «Варяг» считался тогда одним из самых быстроходный крейсеров в мире! Ни один японец из эскадры Уриу за ним не угнался бы! – говорят такие «знатоки». – А командир Руднев решил спасти вместе со своим новейшим кораблем еще и старую канонерку «Кореец», которая тоже находилась в порту Чемульпо. Поэтому «Варягу» пришлось во время прорыва подстраиваться под своего тихоходного соратника, и в итоге это обстоятельство обрекло оба русских корабля на неудачу и гибель.»

Однако сохранившиеся документы показывают, что «Варяг» на самом деле отнюдь не был «одним из самых быстроходных». Его рекордная скорость – свыше 23 узлов, существовала лишь на бумаге. А в действительности к моменту сражения этот корабль мог развивать куда меньше. Еще за несколько месяцев до начала войны с Японией специалисты-инженеры Тихоокеанской эскадры вынесли неутешительный вердикт: «Варяг» лишь на короткое время способен разгоняться до 20 узлов, а в нормальном режиме его силовая установка может эксплуатироваться на скоростях не выше 14-16 узлов.

Подобная грустная картина связана с неудовлетворительным состоянием котлов и паровых машин крейсера. Это был явный брак, допущенный американской компанией, которая строила корабль по заказу России. Ну а русские специалисты, принимавшие у «штатовцев» новый крейсер, почему-то проглядели такую «болезнь». Истинные причины подобной «слепоты» членов приемочной комиссии, направленной в Филадельфию военно-морским министерством, остаются не известными. Но факт налицо: «Варяг» лишь на ходовых испытаниях смог показать обозначенную в его «паспорте» рекордную скорость – разогнался при одном из тестовых прохождений мерной мили даже свыше 24 узлов, но уже после этого в условиях реальной эксплуатации его силовая установка при повышенных нагрузках сразу начинала «сыпаться». Так что в бою у Чемульпо «Варяг» уступал в скорости практически всем противостоявшим ему японским крейсерам и потому в принципе не мог предпринять «лихой» прорыв даже расставшись со «старичком»-«Корейцем».

– Из ваших объяснений можно сделать вывод, что история с «медлительностью» «Варяга», это все-таки не тайна, а вполне доказанный, хотя и малоизвестный неспециалистам факт. А как насчет настоящих тайн?

– Вот вам одна из них. Речь идет о тех потерях, которые понесли японцы в бою. Командир капитан первого ранга Всеволод Руднев в своем рапорте упоминал о серьезном уроне, нанесенном неприятельской эскадре. Мол, удалось потопить как минимум один миноносец, серьезно повредить самый мощный из японских крейсеров «Асаму», а другой крейсер – «Такачихо», тоже подбитый в сражении, спустя некоторое время затонул. Уже доподлинно известно: кое-что из этих сообщений оказалось, мягко говоря, преувеличением. Например, «утопленный» Рудневым «Такачихо» на самом деле уцелел и впоследствии принимал активное участие в действиях японцев на море, он отметился и в знаменитом Цусимском сражении.

Полной противоположностью рудневскому рапорту выглядит информация от японцев. В официальном издании их Морского генерального штаба сообщается: «В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь.»

– Так где же правда?

– Скорее всего, где-то посередине. Японцы ведь известные любители секретов. Добиться от них достоверной информации всегда было трудно. Вот и в данном случае они, думается, приукрасили события в свою пользу. «Варяг» и его маленький помощник «Кореец» в том бою все-таки не раз смогли попасть снарядами в неприятельские корабли. В том числе и в одного из самых сильных противников – броненосный крейсер «Асама». Подтверждением тому не только рапорт командира крейсера Руднева, но и зафиксированные письменно наблюдения, которые сделаны во время боя сторонними наблюдателями – офицерами иностранных кораблей, стоявших в порту Чемульпо.

– Давайте продолжим «экскурсию» по варяжским тайнам.

– До сих пор нет четкого ответа, объясняющего одно из важнейших событий этого знаменитого боя – его трагический финал. Оба русских корабля после получасового яростного сражения вынуждены были отступить назад в порт Чемульпо. Там после осмотра крейсера стало понятно, что он из-за полученных повреждений уже не сможет противостоять японцам. Старший из российских морских командиров, капитан первого ранга Руднев решил уничтожить оба русских военных корабля, оказавшихся запертыми в гавани, чтобы они не достались неприятелю.

Канонерку взорвали. Вот как это описал один из очевидцев, корреспондент газеты «Daily Mail» Ф. Маккензи: «Ровно в 4 часа пополудни «Кореец» взлетел на воздух. Раздались два сильных взрыва – один на носу судна, другой – в корме. Вырвался огненный столб. и затем поднялись чудовищные столбы дыма и пара, … сопровождаемые громкими всплесками обломков, падавших кругом со всех сторон в воду.»

– Значит, «Варяга» все-таки взорвали?

– Резкие звуки, услышанные иностранным наблюдателем, могли быть взрывами снарядов, которые остались после окончания боя непосредственно возле орудий, когда до них добрался пожар. А следующая серия хлопков, возможно, вызвана взрывами некоторых паровых механизмов в машинном отделении: забортная вода дошла до раскаленных топок котлов. Но если даже предположить, что подрывы устроены командой специально (хотя об этом в рапорте командира Руднева нет ни слова), следует признать: эффективность их оказалась невысока. То ли минеры заряды неправильно заложили, то ли что-то не так пошло. В любом случае внутренние агрегаты корабля серьезных повреждений не получили.

Еще одна загадка: почему русские моряки не попытались перед затоплением крейсера отвести его на более глубокое место? Почему командир Руднев не отдал такого приказа, кто мог в этом помешать?

– Но зачем коммодору Бейли понадобилось вводить наших в заблуждение?

– Англичане тогда активно поддерживали японцев. Фактически именно Великобритания «подначила» Страну Восходящего Солнца начать военные действия против России. Так что в интересах Соединенного Королевства было помочь флоту микадо заполучить еще один крейсер. Конечно, Бейли прекрасно понимал, что уговорить русских сдаться эскадре адмирала Уриу и спустить на «Варяге» Андреевский флаг, невозможно. Но англичанину удалось придумать другой, более коварный план, как «подарить» крейсер японцам. Впрочем, насколько правдоподобна такая версия, судить трудно, у этой гипотетической истории можно найти изъяны.

Упомяну и еще одно предположение. Якобы, командир «Варяга» знал, что топит свой крейсер на мелководье и сделал это специально. Руднев был уверен в победном для России финале только что начавшейся войны и потому позаботился, чтобы после победы над японцами можно было без особых проблем поднять корабль и вернуть его в состав русского флота. Определенная логика есть, но никаких подтверждений, даже намеков на них в рапорте самого Руднева не находится.

Как бы там ни было, результат затопления «Варяга» получился весьма печальный для российской гордости. Огромный корабль лег на левый борт в таком мелком месте бухты, что при сильных отливах корпус его едва ли не на треть обнажался из-под воды. Японцы, основательно обосновавшись в Корее, смогли крейсер поднять, это случилось уже через полтора года, в начале августа 1905-го.

Если верить японским источникам, при этом они обнаружили еще несколько весьма обидных для нас фактов. Во-первых, часть силовых агрегатов затопленного корабля оказалась в достаточно исправном состоянии (то есть «варяжцы» их не взорвали). Так что после двухмесячной профилактики в порту Чемульпо трофейный крейсер удалось своим ходом довести до японской базы, где его и поставили на капитальный ремонт. А во-вторых, новые хозяева «Варяга», обследовав его артиллерийские погреба и подсчитав находящиеся там снаряды крупного и среднего калибра, сделали вывод, что за время боя «Варяг» сделал лишь чуть больше 200 выстрелов из 6-дюймовых и 75-миллиметровых орудий. В то время, как в рапорте командира Руднева упоминается почти 900 таких выстрелов.

Хотя относиться к японской информации, как я уже говорил, следует с осторожностью. Вполне может быть и сознательно допущенное ими искажение реальных фактов.

Однако, как видите, загадок, тайн здесь остается немало.

– Но ведь командир «Варяга» Всеволод Руднев вместе с другими офицерами и командой крейсера были объявлены национальными героями. Разве это не развеивает сомнения о его действиях во время и после боя?

– То, что все находившиеся тогда на борту «Варяга» русские моряки – герои, нет никаких сомнений. Даже японцы это всегда признавали и ставили «варяжцев» в пример своей молодежи, собирающейся служить на военном флоте. Наши офицеры и матросы единодушно приняли решение командира выйти в море и с честью погибнуть в неравном бою. Другое дело, что некоторые действия Руднева, его офицеров оказались при этом не самыми правильными и удачными. Но разве можно их в этом винить? Это же война! Здесь невозможно избежать ошибок, просчетов.

Опасения не оправдались. Вместо суда, «варяжцев» ждал торжественный прием в Петербурге, награды, почет. Капитана первого ранга Руднева вскоре государь произвел в контр-адмиралы, сделал своим флигель-адьютантом и назначил командиром находящегося в постройке нового эскадренного броненосца. Однако уже совсем скоро свежеиспеченный адмирал подал рапорт об уходе в отставку. В советской литературе этому эпизоду придали политическую окраску: мол, Руднев не стал принимать жестких мер против матросов своего экипажа, которые оказались замешаны в революционных выступлениях в 1905 году, за что и поплатился. Однако есть и другое предположение. Бывший командир «Варяга» все-таки в глубине души осознавал допущенные им в Чемульпо промахи и ошибки. Ему казалось, что окружающие моряки из-за этого смотрят на него косо. В такой ситуации честь офицера не позволила Всеволоду Федоровичу более служить во флоте. – Что ж, этого тоже нельзя исключать.

Источник

Гибель крейсера «Варяг»: победа русского духа или пропаганда?

Бой у Чемульпо, ставший последним для крейсера «Варяг», — славная страница в истории российского флота. Но как шёл этот бой?

В самом начале XX века внимание мировой общественности приковал Дальний Восток. Было ясно, что этот регион в ближайшее время должен стать местом ожесточенной схватки за сферы влияния между двумя империями: огромной, но одряхлевшей Российской и стремительно наращивавшей мощь Японской. Страна восходящего солнца, недавно пережившая ускоренную модернизацию, изо всех сил старалась вклиниться в список мировых держав. Доказательством её могущества должна была стать победа над Россией.

Русское правительство, возможно, недооценивало угрозу, но тем не менее предпринимало определенные шаги для защиты своих интересов на Тихом океане. Пока туда неспешно двигалась мощная эскадра, имевшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли взяли под охрану русские дипломатические представительства в регионе. Аналогичные меры предосторожности в связи с явно надвигавшейся войной предприняли и другие державы. Так, например, для охраны посольств европейских государств и Соединенных Штатов Америки, находившихся в столице Кореи Сеуле, прибыли английские, французские, итальянские и американские военные корабли. Они встали на якорную стоянку в порту Чемульпо — морских воротах Сеула. Рядом с ними на рейде встали корабли потенциальных противников: крейсер «Чиода» под японским флагом находился неподалёку от крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» под флагами андреевскими. «Варягом» командовал капитан первого ранга Всеволод Руднев. Опытный морской офицер происходил из потомственной флотской семьи и за время службы совершил три кругосветных плавания, однако боевого опыта не имел. Со времен Крымской войны прошло полвека, за которые российский флот почти не принимал участия в боевых действиях. Два поколения морских офицеров имели о сражениях только теоретические знания. Это сказывалось и на подготовке рядового состава. «Варяг» под командой Руднева регулярно проводил учебные стрельбы, но эффективность их была крайне низка. Так, например, 16 декабря 1903 года крейсер выпустил по плавучей мишени 145 снарядов, но из них попали в цель лишь три мелкокалиберных.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Новый 1904 год встречали на русских кораблях в нервной обстановке. Приближение войны чувствовали не только офицеры. 550 матросов и унтеров «Варяга» и 162 нижних чина «Корейца» тоже не питали иллюзий по поводу ближайшего будущего. Руднев регулярно ездил за последними новостями в Сеул в российское посольство. Однако, как позже выяснилось, корейский телеграф находился под контролем японцев, и важные телеграммы из России адресатам не поступали. Из-за этого в посольстве даже не узнали вовремя, что 6 февраля 1904 года Япония разорвала с Россией дипломатические отношения, что фактически означало начало войны. Руднев узнал об этом даже раньше посла: ему сообщили о том, что капитаны европейских кораблей, у которых телеграф работал как часы, начали наступление.

Руднев сообщил новость послу и предложил эвакуировать диппредставительство на «Варяге» и «Корейце». Посол, не имевший надлежащих инструкций, заколебался. Он предложил направить «Кореец» для получения указаний в Порт-Артур, где спешно строилась база русского тихоокеанского флота. 8 февраля канонерская лодка покинула акваторию Чемульпо. Вдруг на её пути встала японская эскадра. В её составе был и крейсер «Чиода», который скрытно покинул порт предыдущей ночью. Японцы выпустили по канонерской лодке две торпеды. Та ответила огнем из пушки. Ни торпеды, ни снаряды в цель не попали. Капитан «Корейца» Григорий Беляев, поняв, что путь в открытое море закрыт, принял решение вернуться в порт.

Вслед за «Корейцем» в акваторию Чемульпо зашли японские корабли. Миноносцы взяли под прицел «Варяг» и «Кореец», а транспорты начали высаживать на берег войска. Тем временем командовавший эскадрой адмирал Уриу направил капитанам кораблей нейтральных государств официальное уведомление о начале войны с Россией и предложил им отойти подальше от русских судов, чтобы во время боя нейтралы не попали под огонь.

Вечером 8 февраля Руднев от французского капитана узнал об этом письме. Команды русских кораблей начали готовиться к бою. Позже специалисты ставили в вину Рудневу то, что он не попытался прорваться из Чемульпо ночью. Темнота могла бы помочь русским осуществить этот отчаянный шаг. Однако Руднев решил прорываться при свете дня.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

«Варяг» представлял собой грозную силу. Крейсер был совсем новый: его построили в Филадельфии и в состав русского ВМФ включили только в 1901 году. Он мог развивать скорость до 24 узлов, имел надежную броню, 36 орудий разного калибра и 6 минно-торпедных аппаратов. «Кореец» был постарше. Его спустили на воду в 1886 году в Стокгольме. Из двигателя канонерской лодки не получалось выжать больше 13 узлов. Она была вооружена 12 орудиями и торпедным аппаратом. Двум российским кораблям противостояла японская эскадра из шести крейсеров и трех миноносцев, причем крейсер «Асама» по водоизмещению был в полтора раза больше чем «Варяг». Силы были явно неравны.

Крейсер «Варяг»: первый и последний бой

Японцы имели несколько планов предстоящего сражения в зависимости от поведения русских. Руднев планов не строил — он просто хотел вырваться из Чемульпо. В двенадцатом часу дня 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из порта. Команды кораблей нейтральных стран приветствовали это восторженными криками, корабельные оркестры играли «Боже, царя храни». «Варяг» не давал полной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отстал от него.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Японцы не ожидали, что русские двинутся на них в разгар дня. Они уже готовились к вечерней атаке на «Варяг», планируя расстрелять крейсер торпедами прямо на рейде. Адмирал Уриу приказал спешно сниматься с якорей и готовиться к бою. Времени на это не хватало, и командам пришлось расклёпывать якорные цепи.

Последний (он же первый) бой «Варяга» продолжался менее часа. За это время, согласно рапорту Руднева, его крейсер выпустил по врагу больше тысячи снарядов разного калибра. Вся японская эскадра произвела всего 319 выстрелов. Когда через несколько месяцев японцы произвели тщательную ревизию затопленного «Варяга», они пересчитали оставшийся боекомплект. Согласно этим подсчетам, русский крейсер сделал в четыре раза меньше выстрелов, чем утверждал его капитан. Сильно расходятся и оценки результатов этой стрельбы. Руднев в своих рапортах утверждал, что потопил один вражеский миноносец и так повредил крейсер «Такачихо», что тот затонул через несколько дней, имея на борту две сотни раненых в бою у Чемульпо. Однако все три миноносца и крейсер «Такачихо» преспокойно продолжали плавать ещё долгие годы, участвуя, в том числе и в сражениях с русским флотом. В тщательно сохраняемых японских архивах не найдено сведений ни об одном погибшем или раненом при Чемульпо японском моряке. Сведения о потерях экипажа «Варяга» туманны. В вахтенном журнале указывалось, что за время боя погибли офицер и 22 матроса, а вскоре от ран умерли ещё 10 человек. На «Корейце» потерь не было. А вот число раненых на «Варяге» сильно менялось в зависимости от времени написания рапорта: оно колебалось от 68 до 180 человек. Легкое ранение получил и сам Руднев.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Через два дня над останками «Варяга» заполоскался японский флаг, а еще через неделю водолазы приступили к обследованию затонувшего судна. За несколько месяцев были подняты все орудия и их боекомплект. Их признали полностью годными к использованию, и вскоре русские пушки приняли участие в шедшей войне, но уже на стороне японцев. Стреляли они при этом «родными» снарядами. Окончательно «Варяг» подняли в августе 1905 года. Он самостоятельно вышел из порта, а после небольшого ремонта был переименован в «Соя» и включен в состав флота Страны восходящего солнца. Подъем «Корейца» оказался невозможен из-за последствий взрыва, поэтому его продали на металлолом.

Героический миф, который не затопишь, не убьёшь

Сразу после сражения начались переговоры о судьбе русских моряков. Японцы согласились отпустить их домой под честное слово Николая II, что они не примут участия в войне. Нейтральные корабли переправили русских моряков в Сайгон и Гонконг. Оттуда экипажи отправились морем в родные края. Во время долгой дороги офицеров одолевали мрачные мысли: многие из них были уверены, что за явно проигранный бой дома их ждет суд. Однако в Севастополе команды торжественно встречали, как героев. Дело в том, что война шла крайне неудачно для России, и государственной пропаганде требовался хоть какой-нибудь пример для поднятия боевого духа сограждан. Решено было поднять на щит и объявить победой русского характера по сути проигранное сражение у Чемульпо.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Из Севастополя команды привезли в Санкт-Петербург, причём на каждой станции морякам устраивали овации. Над перронами звучали две свежих песни об их славном подвиге. Стихи «Плещут холодные волны» поэт Репнинский опубликовал всего через 16 дней после сражения, и их срочно положили на музыку. Слова «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» принадлежат австрийскому поэту Рудольфу Грейнцу. Это стихотворение спешно перевели на русский язык и сделали песней. Оба этих произведения не имеют ничего общего с реальными событиями у Чемульпо.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

В столице экипажи удостоил визитом сам император. Все офицеры получили ордена св. Георгия, а матросы — так называемые Георгиевские кресты, то есть, знаки отличия Военного ордена. Это было первым случаем столь массового награждения высшей воинской наградой. Среди «старых» георгиевских кавалеров поднялся ропот. Они справедливо считали, что простое нахождение в составе экипажа корабля, да ещё проигравшего сражение, не является подвигом, достойным ордена святого Георгия. Однако, интересы госпропаганды оказались важнее мнения ветеранов-орденоносцев.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» расформировали и распределили по разным флотам. На Тихий океан ни один моряк не отправился — Николай II сдержал своё слово. Руднев ушел в отставку в 1905 году, получив на прощание звание контр-адмирала. Через два года японский император Муцухито пожаловал русскому адмиралу орден Восходящего солнца, что было неоднозначно встречено российской публикой. Шутили, что японцы наградили Руднева за передачу им крейсера «Соя» в хорошем состоянии.

Последний бой «Варяга» еще не раз использовался пропагандой. Во время Первой мировой войны из песен о крейсере исчезли упоминания о «желтолицых чертях»: японцы превратились из врагов в союзников, а авторство австрийца стало замалчиваться. В 1954 году моряков, доживших до полувекового юбилея сражения, наградили советскими медалями «За отвагу», что тоже является уникальным случаем. И сегодня историю боя у Чемульпо используют для воспитания детей в духе патриотизма, не вдаваясь, правда, в детали этой сомнительной победы.

Источник

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»: судьба корабля-героя

В день 115-летия битвы при Чемульпо вспоминаем подвиги знаменитого крейсера в материале кандидата военных наук Владимира Прямицына

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Все мы знаем слова песни, посвященные самому знаменитому событию русско-японской войны 1904-1905 годов – подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», вступивших в неравный бой с превосходящими силами японской эскадры в корейской бухте Чемульпо: «Наверх, вы товарищи, все по местам! Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!». Минуло уже 115 лет с того дня, но подвиг моряков не забыт, он навсегда вошел в историю русского флота. К памятной дате РИА PrimaMedia вспоминает историю русского крейсера «Варяг» в материале кандидата военных наук, майора Владимира Прямицына, заместителя начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) ВАГШ ВС РФ, опубликованном на сайте Министерства обороны России.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

П.Т. Мальцев. Крейсер Варяг. 1955 г.. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Судьба корабля сродни судьбе человека. В биографии одних — лишь постройка, размеренная служба и списание. На долю других выпадают рискованные походы, разрушительные шторма, жаркие бои, участие в важных событиях. Первых человеческая память безжалостно затирает, превознося вторых, как свидетелей и активных участников исторического процесса. Одним из таких кораблей, без сомнения, является крейсер «Варяг». Имя этого корабля хорошо знакомо, пожалуй, каждому жителю нашей страны. Однако широкой публике известна, в лучшем случае, одна из страниц его биографии – бой в заливе Чемульпо.

Непродолжительная служба этого корабля совпала по времени с роковыми военными событиями, социальными и политическими переменами, охватившими мир и Россию в начале ХХ века. История русского крейсера «Варяг» уникальна. Она началась в США, продолжилась в Корее и Японии, а завершилась в Шотландии. По палубам «Варяга» ходили американские и английские рабочие, русские моряки, русский царь, японские кадеты, революционные матросы…

Начиная с 1868 года, Россия постоянно держала на Тихом океане небольшой отряд боевых кораблей. Силы Балтийского флота базировались здесь в портах Японии на ротационной основе. В 1880-х годах началось укрепление позиций Японии, сопровождаемое ростом численности ее населения, усилением ее военной мощи и военно-политических амбиций. В 1896 году в Главном Морском штабе был подготовлен особый доклад о необходимости безотлагательного увеличения морских сил России на Дальнем Востоке и оборудования там своих баз.

Ошибки при строительстве

В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя «Варяг» в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.

Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Крейсер «Варяг» на судоверфи Крампа. США. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.

Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

«Варяг» по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

«Варяг» на Дальнем Востоке

Осенью 1901 года крейсер отправился в дальнее плавание по маршруту Петербург – Шербур – Кадис – Алжир – Палермо – Крит – Суэцкий канал – Аден – Персидский залив – Карачи – Коломбо – Сингапур – Нагасаки – Порт-Артур. На переходе стали сказываться технические несовершенства конструкции крейсера. Котлы, вокруг установки которых было столько споров, позволяли кораблю идти с малой скоростью. Лишь короткое время «Варяг» мог идти 20-узловым ходом (последующие попытки, уже на Дальнем Востоке, исправить положение привели к дальнейшему снижению скорости. На момент боя в Чемульпо, корабль не мог двигаться быстрее 16 узлов).

За один лишь первый год службы на Тихом океане крейсер прошел почти 8000 морских миль, проведя около 30 учебных артиллерийских стрельб, 48 торпедных стрельб, а также множество учений по постановке мин и сетевых заграждений.

Однако все это было не «благодаря», а «вопреки». Комиссия, оценившая техническое состояние корабля, поставила ему тяжелый диагноз: «Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин».

Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов так охарактеризовал техническое состояние корабля и усилия его экипажа: «Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела».

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Крейсер «Варяг» и эскадренный броненосец «Полтава» в Западном бассейне Порт-Артура. 21 ноября 1902 г. Фото А. Динесса. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Капитан В.Ф. Руднев. Фото: Портал «Старый Владивосток»

Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин «Варяга», а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка «Кореец».

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Канонерская лодка «Кореец». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Кроме «Варяга» в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер «Чиода» покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.

Бой у Чемульпо: как это было

26 января 1904 года канонерская лодка «Кореец» была направлена в Порт-Артур, однако на выходе из залива Чемульпо она столкнулась с японским отрядом.

Японские корабли преградили «Корейцу» путь, произвели по нему торпедный залп. Канонерской лодке пришлось вернуться в порт, а этот инцидент стал первым столкновением в русско-японской войне 1904 – 1905 годов.

Заблокировав залив и войдя в него несколькими крейсерами, японцы начали высадку десанта на берег. Это продолжалось всю ночь. Утром 27 января контр-адмирал Уриу письмами обратился к командирам кораблей, стоявших на рейде с предложением покинуть Чемульпо ввиду предстоявшего боя с русскими кораблями.

Капитану 1 ранга Рудневу предлагалось оставить порт и принять бой в море: «Сэр, ввиду существующих в настоящее время враждебных действий между правительствами Японии и России, я почтительно прошу Вас покинуть порт Чемульпо с силами, состоящими под Вашей командой, до полудня 27 января 1904 года. В противном случае я буду обязан открыть против вас огонь в порту. Имею честь быть, сэр, Вашим покорным слугой. Уриу».

Командиры кораблей, стоявших в Чемульпо, организовали совещание на борту английского крейсера «Талбот». Они осудили ультиматум японцев и даже подписали обращение к Уриу. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев объявил коллегам о том, что собирается прорываться из Чемульпо и принять бой в открытом море. Он попросил их оказать «Варягу» и «Корейцу» эскорт до выхода в море, однако, получил отказ. Более того, командир крейсера «Талбот» коммодор Л. Бейли уведомил японцев о планах Руднева.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Крейсер «Варяг». Фото: Портал «Старый Владивосток»

В 11.20 27 января «Варяг» и «Кореец» начали движение. Палубы иностранных кораблей наполнились людьми, желавшими отдать дань уважения храбрости русских моряков. Это был возвышенный и вместе с тем трагический момент, в который некоторые люди не могли сдержать слез.

Командир французского крейсера «Паскаль» капитан 2 ранга В. Сэнес впоследствии писал: «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть».

В итальянских газетах этот момент описывали так: «На мостике «Варяга» неподвижно, спокойно стоял его командир. Громовое «ура» вырвалось из груди всех и раскатилось вокруг. Подвиг великого самопожертвования принимал эпические размеры». Сколько было возможно, иностранные моряки махали вслед русским кораблям фуражками и бескозырками.

Погода стояла ясная и штилевая. Моряки «Варяга» и «Корейца» отчетливо видели японскую армаду. С каждой минутой «Азама», «Нанива», «Такачихо», «Чиода», «Акаши», «Ниитока» и эсминцы становились все ближе. Едва ли можно было всерьез рассчитывать на боевые возможности канонерской лодки «Кореец». 14 японских кораблей против одного русского. 181 пушка против 34. 42 торпедных аппарата против шести.

Когда дистанция между противниками сократилась до удаления артиллерийского выстрела, над флагманским кораблем японцев был поднят флаг, означавший предложение сдаться. Ответом неприятелю были русские стеньговые боевые флаги. В 11.45 с крейсера «Азама» грянул первый выстрел этого боя, навсегда вошедшего в мировую военно-морскую историю. Пушки «Варяга» молчали в ожидании оптимального приближения. Когда противники сблизились еще больше, все японские корабли открыли огонь по русскому крейсеру. Наступило время вступить в бой и русским комендорам. «Варяг» открыл огонь по самому крупному из японских кораблей. Капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу, управлявшему боем с мостика, было очевидно, что прорваться в море, а тем более оторваться от превосходящих сил противника не удастся. Необходимо было нанести врагу, как можно больший ущерб.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Беспримерный бой «Варяга» и «Корейца» под Чемульпо. Плакат 1904 год. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Участники боя вспоминали позже, что на верхней палубе крейсера царил настоящий ад. В ужасающем грохоте нельзя было расслышать человеческий голос. Однако никто не проявлял растерянности, сосредоточенно делая свою работу.

Наиболее ярко экипаж «Варяга» характеризует массовый отказ от медицинской помощи. Раненый командир плутонга мичман П.Н. Губонин отказался покинуть орудие и идти в лазарет. Он продолжал командовать расчетом лежа, пока не лишился сознания от потери крови. Его примеру в том бою последовали многие «варяжцы». Медикам удавалось унести в лазарет лишь тех, кто совершенно обессилел или лишился сознания.

Один из снарядов уничтожил орудие №35, возле которого погибли комендор Д. Шарапов и матрос М. Кабанов. Другими снарядами был поврежден паропровод, ведущий к рулевой машине.

В самый напряженный момент боя крейсер полностью лишился управления.

Пытаясь укрыться от губительного огня за островом, чтобы дать экипажу возможность потушить пожары, крейсер стал описывать в узком проливе большую циркуляцию и получил на подводных камнях серьезное повреждение подводной части. В этот момент у орудий возникло замешательство, вызванное слухами о гибели командира. Капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу пришлось в окровавленном мундире выйти на крыло разрушенного мостика. Весть о том, что командир жив мгновенно облетела корабль.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Нижние чины экипажа крейсера «Варяг». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Старший штурман Е.А. Беренс доложил командиру, что крейсер теряет плавучесть и постепенно погружается. Сразу несколько подводных пробоин наполняли корабль забортной водой. Трюмные мужественно боролись с ее поступлением. Но в условиях жестокого боя ликвидировать течи было невозможно. В результате сотрясения сдвинулся с места и дал течь один из котлов. Котельное отделение наполнилось обжигающим паром, в котором кочегары не оставляли усилий по заделыванию пробоин. В.Ф. Руднев решил, не меняя курса, идти обратно на рейд Чемульпо, чтобы исправить повреждения и продолжить бой. Корабль лег на обратный курс, получив вдогонку еще несколько точных попаданий снарядами крупного калибра.

Канонерская лодка «Кореец» на протяжении всего боя маневрировала вслед за «Варягом». Дистанция, на которой велась стрельба, не позволяла ей использовать свои орудия. Японцы же не обстреливали лодку, сосредоточив усилия на крейсере. Когда «Варяг» вышел из боя, на его рее был поднят сигнал «Корейцу»: «Полным ходом следовать за мной». Японцы стреляли русским кораблям вослед. Часть из них стала преследовать «Варяг», ведя с ним артиллерийскую дуэль. Японцы прекратили огонь по русскому крейсеру лишь тогда, когда он встал на рейде Чемульпо в непосредственной близости с кораблями нейтральных стран. Легендарный бой русских кораблей с превосходящими силами противника завершился в 12.45.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Гибель «Варяга». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Достоверных сведений о результативности стрельбы русских комендоров нет. Итоги боя у Чемульпо до сих пор являются поводом дискуссии между историками. Сами японцы настаивают на том, что их корабли не получили ни одного попадания. По сведениям иностранных миссий и военных атташе в Японии, отряд контр-адмирала Уриу все-таки понес в этом бою потери. Сообщается о трех поврежденных крейсерах и десятках убитых моряков.

Крейсер «Варяг» представлял собой ужасающее зрелище. Борта корабля были испещрены многочисленными пробоинами, надстройки были превращены в груды металла, такелаж и оторванные покореженные листы обшивки свисали с бортов. Крейсер почти лежал на левом борту. Экипажи иностранных кораблей снова смотрели на «Варяг», сняв головные уборы, но на этот раз в их глазах был не восторг, а ужас.

31 моряк погиб в том бою, 85 человек получили тяжелые и средние ранения, около сотни были ранены легко.

Смертельно раненый «Варяг» должен был вот-вот перевернуться, когда на его мачте поднялся международный сигнал «Терплю бедствие». Крейсера нейтральных государств (французский «Паскаль», английский «Тэлбот» и итальянский «Эльба») прислали шлюпки, чтобы снять экипаж. Лишь американский корабль «Виксбург» отказался принять на борт русских моряков. Последним крейсер покинул командир. В сопровождении боцмана он убедился, все ли люди сняты с крейсера, и спустился в катер, держа в руках изорванный осколками флаг «Варяга». Крейсер был затоплен открытием кингстонов, а канонерская лодка «Кореец» взорвана.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Затонувший крейсер. Фото: Портал «Старый Владивосток»

Примечательно, что значительно превосходящему японскому отряду не удалось одержать победу над русским крейсером. Он пошел на дно не от боевого воздействия противника, а был затоплен решением офицерского совета. Экипажам «Варяга» и «Корейца» удалось избежать статуса военнопленных. Русские моряки были приняты на борт французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал Руднева «Терплю бедствие» как жертвы кораблекрушения.

Русские моряки были вывезены из Чемульпо зафрахтованным пароходом. Лишившись в бою своей формы, многие из них были одеты во французскую.

Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев размышлял о том, как будет принят его поступок царем, флотским руководством и русским народом. Ответ на этот вопрос не заставил себя ждать. По прибытии в порт Коломбо командир «Варяга» получил телеграмму от Николая II, которой он приветствовал экипаж крейсера и благодарил его за геройский подвиг.

Телеграмма извещала, что капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу пожаловано звание флигель-адьютанта. В Одессе «варяжцев» встречали как национальных героев. Им была приготовлена достойная встреча и вручены высочайшие награды. Офицеры удостоились орденов Святого Георгия, а матросы – знаков отличия этого ордена.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Герои «Варяга» во главе с командиром крейсера В.Ф. Рудневым в Одессе. 6 апреля 1904 года. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Судьба крейсера после главного подвига

Когда японские инженеры обследовали «Варяг» на дне залива Чемульпо, они пришли к неутешительному выводу: конструктивные недостатки, помноженные на значительные боевые повреждения, делали подъем корабля и его ремонт экономически не выгодным. Однако японцы все-таки пошли на дорогостоящую процедуру, подняли, отремонтировали и ввели крейсер в строй как учебный корабль под именем «Сойя».

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Подъем крейсера «Варяг» японцами, 1905 год. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

В самый разгар Первой мировой войны, когда Российская империя остро нуждалась в боевых кораблях, после длительных переговоров, крейсер был за большие деньги выкуплен у Японии.

Под своим родным именем он вошел в состав русского флота. Техническое состояние «Варяга» было удручающим. Правый вал гребного винта был погнут, из-за чего корпус подвергался сильной вибрации. Скорость корабля не превышала 12 узлов, а его артиллерия состояла лишь из нескольких мелкокалиберных пушек устаревшего образца. В кают-компании крейсера висел портрет капитана 1 ранга Руднева, а в матросском кубрике по инициативе экипажа был размещен барельеф, изображающий сцену боя в Чемульпо.

В марте 1917 года крейсер получил предписание совершить переход из Владивостока в Мурманск через Суэцкий канал. 12 офицерам и 350 матросам под командованием капитана 1 ранга Фалька этот поход дался очень тяжело. В Индийском океане во время шторма в угольной яме открылась течь, с которой экипаж непрерывно боролся. В Средиземном море крен судна достиг угрожающих значений, и кораблю пришлось встать на ремонт в одном из портов. В июне 1917 года корабль прибыл в Мурманск, где должен был усилить флотилию Северного Ледовитого океана.

Состояние крейсера было столь тяжелым, что сразу по прибытии в Мурманск флотское командование направило его для прохождения капитального ремонта в английский порт Ливерпуль. Воспользовавшись политической неразберихой в России, англичане отказались ремонтировать корабль. Большую часть экипажа «Варяга» они насильственно вывезли в США.

Когда после Октябрьской революции немногочисленные российские матросы, оставленные на крейсере для охраны, попытались поднять на нем флаг Советской республики, они были арестованы, а крейсер объявлен собственностью военно-морского флота Великобритании.

При следовании к месту разборки в Ирландском море многострадальный крейсер сел на мель. Попытки снять его с прибрежных камней не увенчались успехом. Легендарный корабль нашел свое последнее пристанище в 50 метрах от берега в небольшом местечке Лэндалфут в шотландском графстве Южный Эйршир.

В память о «Варяге»

Сразу после исторического боя в Чемульпо появилось немало желающих увековечить имя «Варяга» в названиях кораблей и судов. Так появилось не менее 20-ти «Варягов», которые в годы Гражданской войны отметились участием в боевых действиях и на стороне белых, и на стороне красных. Однако уже к началу 1930-х годов кораблей с таким именем не осталось. Наступили годы забвения.

С большим размахом был отмечен 50-летний юбилей боя в заливе Чемульпо. Историкам удалось разыскать немало моряков, участвовавших в тех памятных событиях.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

50-летие со дня боя в Чемульпо. Фото: Портал «Старый Владивосток»

В городах Советского Союза появилось несколько памятников, посвященных историческому бою.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Памятник «Варягу» на Морском кладбище во Владивостоке. Фото: РИА PrimaMedia

Ветеранам «Варяга» и «Корейца» были назначены персональные пенсии, а из рук главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова они получили медали «За отвагу».

Руководство советского флота решило вернуть заслуженное имя «в строй». «Варягом» назвали строящийся ракетный крейсер проекта 58. Этому гвардейскому кораблю была уготована долгая интересная служба. Ему довелось пройти Северным Морским путем. За 25 лет службы он 12 раз признавался отличным кораблем ВМФ СССР. Никому ни до, ни после не удавалось удерживать это звание 5 лет подряд.

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Ракетный крейсер «Варяг» проекта 58. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

что стало с крейсером варяг. Смотреть фото что стало с крейсером варяг. Смотреть картинку что стало с крейсером варяг. Картинка про что стало с крейсером варяг. Фото что стало с крейсером варяг

Ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Бой крейсера «Варяг» вписан в историю русского флота золотыми буквами. Он нашел отражение не только в именах последующих кораблей, но и во множестве произведений искусства. В Туле установлен памятник В.Ф. Рудневу с барельефом, изображающим бой в Чемульпо. Русский народ сложил о «Варяге» множество песен. Обращались к истории «Варяга» художники, кинематографисты, публицисты. Бой крейсера востребован творческими людьми, потому что являет собой случай беспримерной храбрости и верности Отчизне. С особой заботой берегут память о «Варяге» русские музеи. После смерти капитана 1 ранга Руднева его семья передала уникальные материалы командира на хранение в музеи Севастополя и Ленинграда. Немало артефактов, связанных с боем в Чемульпо, хранится в Центральном военно-морском музее.

Не зря говорят, что война не закончена, пока не похоронен последний ее участник. Ситуация, когда легендарный русский крейсер лежал забытый всеми на прибрежных камнях Шотландии, была нестерпима людям, небезразличным к судьбе русского флота. В 2003 году российская экспедиция обследовала место затопления «Варяга». На шотландском берегу была установлена памятная доска, а в России начат сбор средств на установку мемориала легендарному русскому кораблю.

8 сентября 2007 года в местечке Ленделфут состоялась торжественная церемония открытия мемориала крейсера «Варяг». Этот монумент стал первым памятником русской воинской славы на территории Соединенного Королевства. Его составными частями стали бронзовый крест, трехтонный якорь и якорная цепь. В основание креста были заложены капсулы с землей из дорогих морякам «Варяга» мест: Тулы, Кронштадта, Владивостока… Примечательно, что проект мемориала выбирался на конкурсной основе, и победил в этом конкурсе воспитанник Нахимовского военно-морского училища Сергей Стаханов. Юному моряку было предоставлено почетное право сорвать с величественного монумента белую простыню. Под звуки песни о крейсере «Варяг» мимо памятника торжественным маршем прошли моряки большого противолодочного корабля «Североморск» Северного флота.

Спустя более века после боя «Варяга» в заливе Чемульпо, память об этом событии продолжает жить. Восточные границы России охраняет современный ракетный крейсер «Варяг». Мемориал крейсеру вписан во все путеводители Шотландии. Экспонаты, связанные с крейсером занимают почетные места в экспозициях музеев. Однако, главное, что память о героическом крейсере продолжает жить в сердцах русских людей. Крейсер «Варяг» стал неотъемлемой частью истории нашей страны. Сейчас, когда Россия находится на пути осмысления своей истории и поисках национальной идеи, беспримерный подвиг моряков «Варяга» как никогда востребован.

Материалы интернет-портала Минобороны России опубликованы по лицензии Creative Commons Attribution 4.0.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *