что табаков сделал для саратова

Медицинские интернет-конференции

Языки

Саратов в судьбе О.П. Табакова

Исакова Э.А., Крайнова А.М.

Саратов в судьбе О.П. Табакова

Исакова Э.А., Крайнова А.М.

Научный руководитель: к.п.н. Шешнева И.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В детстве много читал, увлекался театром.

О.П. Табаков учился в срeдней школе №18 гоpода Сарaтова. На выбор его пpофессии повлияли занятия в теaтральном кpужке «Молодая гвардия» при Саpатовском двоpце пионeров и школьников. Кружком руководила драматическая актриса, педагог Наталья Иосифовна Сухостав, которую Олег Павлович впоследствии назвал своей крестной матерью в актерской профессии.

В 1953 году Олег Павлович поступил в школу-студию МХАТ. Рaнних геpоев Олега Павловича назывaли «pозовскими мальчикaми». Школьник Олег Сaвин, котоpого сыгрaл Олег Табаков в кинокаpтине «Шумный день» по пьeсе Виктоpа Розовa «В поискaх рaдости», является воплощeнием лучших чеpт поколeния врeмен хpущёвской оттепели. Чистые помыслы, прямые суждения, умение до конца отстаивать свою нравственную позицию — это относится не только к Олегу Савину, но и к Виктору Булыгину в фильме «Люди на мосту», и к Саше Егорову в «Испытательном сроке», и к Сереже в «Чистом небе», и к Коле Бабушкину в фильме «Молодо-зелено». Эти роли Олега Табакова являются лучшими в начале его пути в кино.

Вскорe Табаков стaл сaмым молодым из основaтелей нового теaтра «Соврeменник». Роль студeнта Миши в спeктакле «Вeчно живыe» сталa его пеpвой работой в этом театре. С 1957 по 1983 год О. Табаков являлся вeдущим aртистом «Современника». В этот период Табaков становится востpебованным aктёром отечествeнного кинeматографа. Фильмография актера насчитывает 157 киноролей. Зрители помнят его работы в кинофильмах «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Достояние республики», «12 стульев», «Москва слезам не верит», «Мери Поппинс, до свидания», «Человек с бульвара Капуцинов».

Деятельность Олега Павловича многогранна: театральный актер и режиссер, педагог, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова, основатель новаторского театра «Табакерка», член Совета по культуре при президенте Российской Федерации, а также председатель фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». На протяжении многих лет он помогает молодым актерам найти себя в профессии. Его ученики известны всей стране: В. Машков, Е. Миронов, С. Безруков, А. Серебряков, А. Смоляков.

К юбилею артиста на Театральной площади Саратова установлен памятник. Во время церемонии его открытия Олег Табаков сказал: «До тех пор, пока ты способен любить эту реку, этот город, любить Соколовую, любить Лысую гору, до той поры и можно жить».

Источник

Олег Табаков о карьере, любви и родном Саратове: 9 цитат великого актера

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

Об успехе саратовцев

«Чтобы покорить Москву нужно иметь либо большие деньги, либо быть из Саратова».

О Саратове

«И все-таки Саратов всегда присутствовал в моей жизни. Мне необходимо туда возвращаться, как необходимо бывать в Оптиной пустыни, которую считаю своей духовной родиной и где ощущаю полноту бытия. Хотя, конечно, в России всего одна столица — Москва, где я и живу с 1953 года».

О земляке Миронове

«Должен признаться, что Женя (актер, народный артист России Евгений Миронов прим. ред.) — прежде всего любимый мною человек. Слагаемые этого чувства, вероятно, очень личные. Тут и общность судьбы, если хотите. Миронов — мой земляк, саратовец, сильно напоминающий меня в юности: белобрысый, немного тщедушный и очень любящий играть на сцене. Этим он мил моему сердцу необыкновенно».

О любимых местах в городе

«Честно говоря, я не думал, что доживу до восьмидесяти. Дело не очень регулярное. Хочу лишь сказать, что пока ты способен любить: любить эту реку, любить этот город, любить «Соколовую» и «Лысыю», до той поры ты жив».

О начале карьеры

«Судьба решилась окончательно лишь в восьмом классе, когда я попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» Натальи Иосифовны Сухостав. Так бы я и дальше двигал [шахматные] фигуры, если бы в один прекрасный день драмкружку не понадобились лишние «штаны» и Наталья Иосифовна сама не пришла к шахматистам. Путем нехитрого теста, состоящего из произнесения «громко-громко, на весь зал» известной фразы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», которую она попросила сказать почему-то именно меня и которая не без сарказма была мною выкрикнута, я был зачислен в новобранцы. Для меня это было счастливым попаданием в то занятие, которого мне недоставало».

О лучших друзьях

«Двух моих главных друзей уже нет на этом свете — Мишки Свердлова и Славки Нефедова. Мы были ровесниками, вместе ходили в драмкружок саратовского Дворца пионеров, а сколько раз выручали друг друга — не перечислить. Однажды местный уркаган, положивший глаз на мою девушку, хотел разбить мне крестец и замахнулся сзади ломом. Я не мог видеть момент удара, Мишка же принял его на себя, отвел угрозу, хотя сам сильно тогда пострадал. Мы прошли рука об руку огонь и воду, попадали в разные переделки».

О первых чувствах

О чудесном спасении

«Я мог столько раз погибнуть. Например, когда в детстве прицепился к подножке шестого трамвая на улице Горького в Саратове, и моя правая нога вдруг уехала под колесо. Какой-то майор, видимо, фронтовик, как щенка, взял, приподнял меня и вынул ногу».

О любви, как дисциплине

«Я не могу сказать, что железы внутренней секреции юных саратовцев развиваются так же рано, как в Кении или в Нигерии, но в этом смысле Саратов все же — «зона рискованного земледелия», поэтому и человек в Саратове, как мне кажется, созревает несколько раньше, чем в других районах моей необъятной родины. Дворец пионеров оставлял нам время для освоения «науки страсти нежной» и для всего прочего, чем занимаются обычно ромео и джульетты в этом возрасте. Любовь, как дисциплина, была пройдена мною тогда в Саратове».

Источник

Матроскин важнее Гамлета. Почему Олег Табаков не стал шахматистом и за что получил запрет на профессию

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

Из шахматиста в актеры

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей. Отец Павел Кондратьевич долгие годы работал в НИИ «Микроб», мать, Мария Андреевна, была рентгенологом.

Большое семейство Табаковых жило в коммунальной квартире на углу Мирного переулка и Большой Казачьей. Жили счастливо, весело и безоблачно, но все закончилось в июне 1941 года. Павел Кондратьевич сразу ушел добровольцем на фронт и служил начальником военно-санитарного поезда, побывав почти на всех фронтах. В 1943-м Мария Андреевна вместе с детьми, Олегом и его старшей сестрой Миррой, отправилась в город Эльтон, где вступила в действующую армию и работала в госпитале врачом-терапевтом.

После окончания войны Табаковы вернулись в Саратов. Живым и невредимым вернулся с фронта и отец, правда, в родной город он приехал уже с новой женой. Долгое время они так и прожили в соседних комнатах в той самой коммуналке: в одной Олег Павлович с матерью, сестрой и бабушкой, в другой – его отец с новой женой и ребенком.

Сам Олег Табаков впервые попал в театр еще до войны. Мама повела сына на балет, но он не произвел на него особого впечатления. Не случилось открытия и на спектакле эвакуированного в Саратов МХАТа в 1942-м. Маленький Олег попросту заснул во время действия. Зато уже после войны подросший Табаков влюбился в ТЮЗ, которым тогда руководил Юрий Киселев. За несколько сезонов он пересмотрел все тюзовские спектакли и впервые понял, что «театр рассказывает о жизни».

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

Несмотря на любовь к театру, кино, литературе и природной склонности к «обезьянничанию», Олег Табаков по началу вовсе не собирался связывать свою жизнь со сценой. Он учился в одной из лучших школ Саратова – мужской школе N18. Мама волновалась, как бы ее любознательного, дружелюбного и открытого сына не захватила уличная жизнь и повела его однажды в центральный дворец пионеров. Там Табаков занимался в шахматном кружке, даже сумел получить третий юношеский разряд. Но судьба его окончательно решилась, когда тамошнему детскому театру «Молодая гвардия» понадобились срочно «штаны» (то есть мальчик-актер). Руководитель студии, легендарная Наталья Сухостав, сама пришла к спортсменам, придирчиво всех осмотрела и попросила именно Табакова сказать на весь зал «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Тест был пройден успешно и шахматист стал ходить на занятия в театральный кружок 3 раза в неделю.

Сухостав он называл крестной матерью в профессии. Именно эта женщина большого дарования и непростой судьбы оказала на будущую звезду такое влияние, что он и думать не мог о чем-то другом кроме актерства. Уже будучи известным, Табаков посылал ей со всех концов света открытки с подписью «Жив, здоров, люблю и помню с благодарностью».

Два инфаркта и 300 «Амадеев»

За год до окончания школы Табаков начал готовиться к вступительным экзаменам в вуз. Саратов он даже не рассматривал, намеревался покорять Москву и покорил сходу: поступил сразу и в ГИТИС, и в Школу-студию МХАТ. Надо было выбирать, и Олег Павлович выбрал Школу-студию, поскольку считал ее вершиной театральной педагогики.

Мастером на курсе Табакова был народный артист СССР Василий Топорков. Вообще весь курс, вернее даже вся Школа-студия МХАТ была как на подбор. Одновременно с вчерашним саратовским школьником в ней учились Евгений Урбанский, Валентин Гафт, Эмиль Лотяну, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Козаков. Табаков не затерялся среди этой звездной компании. Он был заметен в студенческих спектаклях, дебютировал на радио с детской постановкой, а уже на третьем курсе сыграл в своем первом фильме, картине Михаила Швейцера «Тугой узел».

После получения диплома актер должен был отправиться по распределению в московский драматический театр им. Станиславского, но случай привел его в только что созданную Олегом Ефремовым Студию молодых актеров. Через несколько лет из Студии родился знаменитый театр «Современник», а Табаков стал самым молодым из его основателей.

Олег Павлович много играл в театре, не отказывался от приглашений кинорежиссеров. Результатом такой нагрузки стал инфаркт. Табакову тогда было всего 29, и по Москве прошел слух, что «Лёлик совсем плох». Коллеги потянулись к нему прощаться, а артист подыгрывал им, изображая смертельно больного. Честно говоря, ему и самому было непонятно, как это его вечно куда-то спешащего заставили лежать на одном месте целых 7 недель. Зато из Боткинской больницы он вышел, пообещав себе, что теперь будет заниматься только самым интересным, отказываясь от ненужного и скучного.

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

В 1970-м Олег Ефремов ушел во МХАТ. Главным режиссером «Современника» стала Галина Волчек, а директором – Олег Табаков. За 6,5 лет на этой должности при непосредственном участии Табакова существенно обновился состав театра. В труппу были приняты, в том числе, Марина Неелова, Константин Райкин, Юрий Богатырев. Олег Павлович именно в этот момент понял, что уже настолько овладел профессией, что «ощущал нестерпимую потребность передавать опыт из рук в руки, продлеваться в учениках».

Первая студия Табакова появилась в 1974-м. Тогда он и его единомышленники отобрали 49 учеников старших классов московских школ, через два года осталось 8 лучших. Вскоре он уходит из театра, продолжает сниматься в кино, но в основном занимается преподавательской деятельностью. В ГИТИСе он набирает свой курс, основой которого стали ученики его студии.

В ноябре 1978 года курс Табакова обосновался в скромном подвальном помещении по адресу Чаплыгина, 1а. Бывший угольный склад, грязный и вечно затапливаемый студенты отремонтировали своими силами. В народе студию окрестили «Табакеркой». Первые спектакли «С весной я вернусь к тебе», «Две стрелы», «Прищучил», «Прощай, Маугли!» с юным и потрясающим Андреем Смоляковым прошли с оглушительным успехом. Скромный зал на сотню мест всегда был переполнен, билеты выкупались задолго до спектаклей. «Табакерка» успела даже погастролировать в Венгрии, а ее основатель начал задумываться о том, чтобы сделать из своей экспериментальной студии настоящий театр. Но совершенно неожиданно в 1980-м народный артист, кумир миллионов, любимчик критиков Олег Табаков получил запрет на профессию. Первый секретарь московского горкома КПСС Виктор Гришин не только не разрешил официально признать «Табакерку», но и запретил Олегу Павловичу преподавать из-за того, что он якобы плохо влиял на студентов, знакомил их с запрещенной литературой. Несмотря на все усилия, сохранить «Табакерку» не удалось. Тогда у артиста случился второй инфаркт.

Забвения Табаков избежал. Он продолжал много сниматься, озвучил легендарного Матроскина, полгода преподавал в Хельсинской театральной школе. Запрет на профессию закончился через пару лет, когда артисту, режиссеру и педагогу разрешили набрать свой курс. Учиться к мастеру тогда пришли Марина Зудина, Евдокия Германова, Сергей Беляев, Алексей Серебряков и другие. Подвал на Чаплыгина вновь заполнился молодежью, первый выпуск стал преподавать второму. Публика уже во второй раз протоптала дорожку в «Табакерку» и дело оставалось за малым – признать, наконец, театр официально. Это произошло в 1986 году.

Сейчас добрую половину российских звезд кино и театра можно назвать учениками Табакова. Владимир Машков, Ирина Апексимова, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Аня Чиповская – все они и многие другие обожали своего мастера. Так Сергей Безруков и Олег Табаков установили рекорд, сыграли Моцарт и Сольери в спектакле «Амадей» более 300 раз. А Владимир Машков возглавил «Табакерку№ и театральную школу им. Табакова после ухода мэтра.

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

«График влюбленностей»

Кино – отдельная глава в жизни Табакова. В фильмографии артиста больше двухсот работ, при этом главных ролей не так и много. Олег Павлович никогда за ними не гнался, его привлекала острая характерность персонажа. Вот как он сам объяснял это: «Герои меня не интересовали вовсе, завораживало умение. С детства в театре и кино мне нравились не сюжетные развлекательные, а, так сказать, производственные моменты, элементы актерского ремесла».

Табакову не нужны были главные роли, он и так сражал публику своим гипнотическим обаянием. Поговаривают, что после премьеры «Семнадцати мгновений весны», где актер исполнил роль главы немецкой разведки Шелленберга, Юрий Андропов возмущался: «Олег, так играть фашистского генерала – безнравственно!».

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

Народному артисту СССР важно было делать все с удовольствием, даже если общий объем работы в итоге кажется нечеловеческим. Последние 18 лет жизни Олег Павлович возглавлял два театра (МХТ им. Чехова и «Табакерку»), играл на обеих площадках, снимался в кино, руководил кафедрой мастерства актера в Школе-студии МХАТ, продюсировал новые проекты в театре и кино. А в 2008-м он открыл школу-пансион (Московская театральная школа им. Табакова), где талантливые школьники со всей страны могут обучаться мастерству, не заботясь о бытовых.

Олега Табакова не стало полтора года назад. Но ему удалось создать такую огромную Вселенную, что он продолжает жить во всех своих учениках, проектах, кинофильмах и спектаклях, как бы это банально ни звучало. Артист был одним из самых успешных деятелей культуры современности, но при этом умудрился не забронзоветь, был открыт для каждого и рад общению. Прижизненно «забронзовел» Олег Табаков лишь однажды, когда напротив того самого дворца пионеров появился памятник одному из его киногероев и коту Матроскину. Любимый актер теперь всегда будет в своем любимом городе – история закольцевалась.

Источник

Саратов. Память об Олеге Табакове

Много раз я проходил мимо этого дома, расположенного на углу Мирного переулка и улицы Большой Казачьей, даже не стоит вспоминать и считать.

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

Никаких мемориальных табличек, обычный на вид дом. Но оказывается, что здание занимает определённое место в истории города Саратова.

Саратовский краевед Виктор Николаевич Семёнов в своей книге «Саратов историко-архитектурный» рассказываем об этом доме: «Домовладение на углу улицы Б. Казачьей и Безымянного (впоследствии Мирного) переулка впервые упомянуто в архивных документах в конце 1860-х годов. Оно принадлежало тогда наследникам вдовы чиновника Александры Духовниковой — Павлу, Александру и Юлии Сергеевичей. В 1880-х годах это было дворовое место с одноэтажным деревянным домом жены действительного статского советника Любови Фоминичны Ивановой. В 1894 году она продала свое имение ардатовской мещанке А. П. Монаховой, которая вытроила новый дом, взяв ссуду на три года в размере 1750 рублей. В 1903 году это уже собственность мещанки Л. П. Свиридовой — с оценкой принадлежащей ей недвижимости в 1940 рублей. Но в начале 1910-х годов у дворового места появился новый хозяин, доктор Иосиф Соломонович Брод, служивший в Александровской земской больнице ординатором при госпитальной хирургической клинике, которой руководил знаменитый хирург С. И. Спасокукоцкий».

Хорошо зарабатывали врачи в те времена, раз могли позволить себе строительство такого дома. Дом был оснащён канализацией, освещением, отоплением, что было тогда не слишком распространенным явлением. На втором этаже были устроены балконы с железными решётками. В одной части дома жила семья врача, другую Иосиф Брод сдавал в аренду. Кроме того, он устроил здесь кабинет, где принимал пациентов. В 1917 году здание национализировали и устроили коммунальные квартиры. Хозяин погиб в декабре 1917 года.

Хотя с архитектурной точки зрения особых изысков у здания не было,

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

но довольно-таки оригинально выглядит боковой балкон

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

и окно одного из подъездов.

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

В конце пятидесятых годов прошлого века над зданием был надстроен третий этаж, это отчётливо видно со стороны глухой стены здания.

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

В подвале настоящее время располагается компьютерный клуб,

что табаков сделал для саратова. Смотреть фото что табаков сделал для саратова. Смотреть картинку что табаков сделал для саратова. Картинка про что табаков сделал для саратова. Фото что табаков сделал для саратова

хотя долгое время уже после распада Советского Союза на первом этаже находилось казино «Малина».

В конце августа 1909 года в Саратов приезжает Владимир Васильевич (Адольф Владимир Вильгельм) Вормс (Worms) (1868–1941). Он приступил к исполнению обязанностей проректора Саратовского университета, а также стал профессором на кафедре физиологической химии. После организации строительной комиссии университета по возведению собственных университетских зданий Вормс стал её членом, на него была возложена задача планирования и оборудования всех лабораторий и кабинетов второго медицинского корпуса. В 1913 году уволен в отставку. Но после Февральской революции 1917 года Вормс вошёл в состав администрации Саратовского университета и до 1928 года последовательно был проректором, деканом медицинского факультета и помощником ректора по хозяйственно-финансовой части. В 1914 году он перевёз в Саратов семью, а для проживания снял 2 больших комнаты в доме Брода. Революция его не выселила.

Через некоторое время эти комнаты в коммунальной квартире достались семейству Табаковых. В этом доме родился в 1935 году и прожил до своего отъезда в Москву Олег Павлович Табаков (1935–2018).Как писал сам Олег Табаков в книге «Моя настоящая жизнь» : «Мама владела огромной комнатой в сорок пять метров, а отцу, по стечению обстоятельств, удалось заполучить двадцатиметровую комнату за стеной. Входы в родительские квартиры были через разные подъезды, поэтому их комнаты сообщались… через книжный шкаф. На верхних полках стояли книги, а внизу была дыра, через которую я свободно дефилировал из комнаты в комнату.»

Родители Олега Табакова были врачами. Отец Олега Павловича Табакова — Павел Кондратьевич Табаков во время войны отказался от полагавшейся ему брони, ушел на фронт и до Дня Победы возглавлял военно-санитарный поезд № 87, вывозивший раненых из-под огня передовой в тыл. Мама отказалась ехать с Павлом Кондратьевичем на фронт и занималась воспитанием Олега и своей дочери от предыдущего брака Мирры. Во время войны мать работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны брачный союз распался окончательно.

Всего у отца Олега Табакова было 5 официальных жен, а для мамы Олега Табакова брак с ним был третьим. Мать Олега Табакова- Мария Андреевна Березовская (урождённая Пионтковская), во время войны работала врачом-терапевтом в военном госпитале. Сложная у неёё была судьба. Её отцом был польский дворянин, крупный зернопроизводитель Андрей Францевич Пионтковский.

Первый её муж, молоденький Андрей Березовский застрелился из-за жгучей ревности.

Отец вернулся в свою комнату через стенку, вот только дверь в книжном шкафу намертво замуровали. Интересно, что был момент в трудовой биографии отца Табакова, когда он трудился в санатории в Падах (Балашовский район Саратовской области). Правда в санатории об этом ныне даже и не подозревают.

Учился Олег Табаков буквально за углом — в мужской школе № 18, которая была открыта 1 сентября 1937 года.

Источник

Гордость Саратова

В Москве 12 марта на 83-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался художественный руководитель МХТ имени Чехова, народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный гражданин Саратова и Саратовской области Олег Табаков.

Уже через несколько минут после официального известия о смерти Олега Павловича Табакова в Саратове у подножия памятника его киногерою Олегу Савину напротив городского Дворца творчества детей и молодежи легли первые живые цветы.

Разве артист мог подумать два с половиной года назад, присутствуя на открытии памятника, что все обернется так трагично? Не знал наверняка, но чувствовал. Всем запомнился его жест: Олег Павлович подошел к бронзовой скульптуре – своему портрету в 25 лет – и прикоснулся к холодному металлическому плечу. Будто прощался.

Человек-эпоха. А для нас, саратовцев, – важнейшая составляющая культурного кода, его заглавная буква. Тому, как он любил свою малую родину, надо учиться. Он приезжал сюда до последнего, присылал на гастроли театры, которыми руководил, с лучшими спектаклями – МХТ имени Чехова и театр-студия «Табакерка».

Он ждал таланты из Саратова, воспитывал их сам (Шиманская, Нефедов, Миронов), брал уже состоявшихся профессионалов (Краснов, Сосновский, Кравец, Хрипунов, Куличков), пестовал в Московском театральном колледже (Гребе).

Табакову как кислород была важна каждодневная связь с Волгой и Саратовом даже на визуальном уровне. Поэтому он собирал картины Василия Фомичева – одного из лучших волжских пейзажистов. И они висели всюду: дома, в театре, рабочем кабинете. Когда все же ностальгия одолевала, артист приезжал домой сам. Всегда это было событие, особенно когда брал с собой младших детей Павла и Марию – приобщал их к пенатам.

Обязательно бывал на кладбище, у родных могил и на могиле первой театральной учительницы Наталии Иосифовны Сухостав, которую чтил всю жизнь. И эта память была материальной – на фасаде бывшего Дворца пионеров установлена мемориальная доска Сухостав, а самому дворцу Олег Павлович помогал как мог и обязательно заезжал.

Родную 18-ю школу также посещал с удовольствием. Даже встречался с бывшими одноклассниками. Захаживал в Мирный переулок посмотреть на окна дома, где когда-то жил.

Для Табакова Саратов никогда не был прошлым. Его даже немного обижало такое отчуждение. Поэтому, когда в 2011-м народному артисту СССР было присвоено звание «Почетный гражданин Саратовской области», он воспринял это как большую награду, спич сказал на этот счет при вручении удостоверения, и слезы были на его глазах.

Саратов, родина Табакова, как и вся Россия, скорбит о потере, как видно, невосполнимой. Все так и говорили о нем, как о родном: «Олег наш Павлович Табаков», не панибратски, а с любовью. С этим чувством и будем помнить саратовца всегда – Олега Павловича Табакова.

«От имени депутатов Государственной думы и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным, близким и всем поклонникам таланта Олега Павловича Табакова.

Он был удивительно обаятельным актером, замечательным режиссером и преподавателем, внес огромный вклад в развитие театрального искусства, лично подготовил целую плеяду своих учеников – талантливых артистов, играющих на ведущих театральных сценах.

Созданные им образы в театре, кино, мультипликации любимы многими поколениями и взрослых, и детей. Его многогранная работа и в классическом, и в современном театре: МХАТ, «Современник», «Табакерка» – стала значимой страницей истории отечественной культуры.

Он прошел большой путь от театрального кружка «Молодая гвардия» при Дворце пионеров и школьников в городе Саратове до руководителя одного из ведущих театров страны, но никогда не забывал свою малую родину, с радостью общался с саратовскими зрителями.

Это невосполнимая потеря для всех нас. Светлая память Народному артисту».

Вячеслав ВОЛОДИН, председатель Государственной думы

«Выражаю искренние соболезнования близким, друзьям, коллегам нашего дорогого земляка Олега Павловича Табакова. Ушел из жизни уникальный человек – непревзойденный мастер театральной сцены, кинематографа, режиссер, артист, учитель.

С именем Олега Павловича связано становление театра «Современник», создание «Табакерки», воспитавшей не одно поколение ярких, талантливых артистов. Благодаря Олегу Табакову возродился Московский художественный театр – одна из главных театральных площадок страны.

Мы всегда будем благодарны Олегу Павловичу за особое отношение к Саратовской области, за поддержку театрального факультета консерватории, стремление помогать и продвигать юные таланты.

Каждый, кому посчастливилось быть лично знакомым с Олегом Табаковым, будет хранить теплые воспоминания об этом удивительном человеке. Для нас он навсегда останется нашим, саратовским – любимым, незаменимым Олегом Павловичем Табаковым».

Валерий РАДАЕВ, губернатор Саратовской области

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *