что такое 2 стопа экспозиции
Что такое 2 стопа экспозиции
Подошвенный фасциит
Характеристика заболевания
Подошвенный фасциит это воспалительный процесс в области прикрепления подошвенного апоневроза и всех окружающих перифасциальных структур к надкостнице бугра пяточной кости. Воспаление развивается в результате повышенной растяжимости фасции, что приводит к хронической микротравме с разрывами апоневроза и последующим развитием дегенеративного процесса. Синонимами названия фасциит являются пяточная шпора, подпяточная боль, синдром болезненной пятки, кальканеодиния.
Анатомия и функция апоневроза
Подошвенный апоневроз идет от медиального бугра пяточной кости к проксимальным фалангам пальцев стопы. В норме толщина подошвенного апоневроза по данным УЗИ колеблется от 3 до 8 мм. Подошвенная фасция стабилизирует стопу благодаря «эффекту лебедки», который заключается в том, что при отталкивании от опоры пятка оказывается растянутой в двух направлениях. Кверху ее тянет ахиллово сухожилие, а вперед ее тянет подошвенный апоневроз, который при опоре на пальцы, заворачивается вокруг головок плюсневых костей наподобие ворота лебедки. Апоневроз является пассивным стабилизатором свода стопы. Он поддерживает свод стопы, участвует в сгибании пальцев и уменьшает нагрузку на латеральный край стопы.
Причины фасциита
1. Избыточная пронация стопы при перекате. При вальгусе заднего отдела стопы, а также при плоском своде происходит уменьшение супинации в начале переката и увеличение пронации в середине и конце переката. Пронация вызывает перераспределение нагрузки по стопе, уменьшение нагрузки на латеральный край стопы и возрастание нагрузки на медиальный край и апоневроз. Во время избыточной пронации увеличивается натяжение апоневроза, что приводит к его растяжению в месте прикрепления к бугру пяточной кости. Постоянная пронация является причиной хронической микротравме апоневроза. По мере прогрессирования недостаточности подошвенной фасции возрастает нагрузка на головки плюсневых костей с увеличением давления под ними, что приводит к образованию омозолелости кожи в переднем отделе стопы.
2. Полая стопа. При полой стопе ее деформация носит относительно жесткий характер. У человека с полой стопой имеется увеличение угла наклона плюсневых костей за счет увеличения натяжения подошвенного апоневроза и утолщение подошвенного апоневроза. При полой стопе имеется отсутствие опоры на латеральный край стопы, уменьшение площади опоры стопы, что приводит к снижению возможности распределять нагрузку во время отталкивания от опоры. Нагрузка на средний отдел оказывается уменьшенной, а нагрузка на передний отдел и задний отдел оказывается увеличенной. В результате снижения возможности распределять давления по поверхности стопы развивается вторичное утолщение подошвенной фасции. Малая площадь опоры стопы является причиной высокого среднего давления под стопой, что способствует неприятным ощущениям в стопе.
Факторы, способствующие прогрессированию фасциита:
1. Большой вес тела, ожирение.
2. Ночной сон со сгибанием в голеностопном суставе под действием веса переднего отдела стопы и гипертонуса икроножной мышцы, что приводит к сокращению подошвенного апоневроза и постепенному развитию его контрактуры. Утром после пробуждения растяжение апоневроза на протяжении первых шагов оказывается болезненным. Ситуация усугубляется у пациентов с гипермобильностью суставов.
3. При фасциите клиническая симптоматика может быть обусловлена комплексом изменений, к которым относятся: воспаление, неврит первой ветви латерального подошвенного нерва, периневральный фиброз нерва, который иннервирует мышцу, отводящую 5 палец, шпора пяточной кости, травма пяточной области, периостит, травматический разрыв апоневроза, серонегативный артрит.
Симптоматика фасциита
Проявлениями фасциита являются боль в своде стопы, боль в латеральном отделе стопы, отек проксимального отдела стопы, слабость мышц стопы, хромота. При фасциите болевой синдром имеет свои особенности. Неприятные ощущения возникают утром после пробуждения при первых шагах пациента. Боль локализована по внутренней поверхности пятки и усиливается при разгибании пальцев. Если неприятные ощущения появились утром, то за день они полностью проходят. Кроме утренней боли, ощущение дискомфорта в стопе может возникнуть при переходе к движению после длительного сидения. Выраженность боли уменьшается при согревании ног.
Диагностика
При фасциите в результате длительного раздражения в области фиксации связки к пяточному бугру возникает воспалительная реакция, которая сопровождается болью на подошвенной поверхности стопы. На УЗИ отмечается утолщение толщины подошвенной фасции. Разница в толщине фасции на больной и здоровой стопах достигает 4 мм. Фасциит дифференцируют с невропатией пяточного нерва. Пациенты с невропатией предъявляют жалобы на боль в задней поверхности пятки на 4-5 см впереди от ее заднего края в области перехода боковой поверхности на подошвенную от медиальной лодыжки до края пятки. ЭМГ пяточного нерва оказывается без изменений.
Лечение
Основной метод лечения фасциита — консервативный. Консервативное лечение эффективно у 89% больных. Наиболее успешным является комплексное лечение, включающее в себя несколько методов. Каждый по отдельности метод дает меньший эффект от лечения, чем их комплексное применение.
Табл. 1
Частота применения и эффективность методов лечения фасциита
Метод лечения | Частота применения (%) |
Покой | 70 |
НПВП | 69 |
Ортезы | 63 |
Модифицированная обувь | 48 |
Подпяточный косок | 45 |
Кортикостероиды | 41 |
Тепловые процедуры | 29 |
Холодовые процедуры | 27 |
Ударно-волновая терапия | 24 |
1. Покой
Под покоем понимают пребывание в помещении и ходьба в пределах жилища по гигиеническим надобностям. К покою прибегают при остром приступе заболевания, в основном, у неработающих лиц, на протяжении суток, в сочетании с физическими упражнениями и физиотерапевтическими процедурами для подготовки к другим видам лечения.
2. Холодовые процедуры
Осуществляют в домашних условиях. К подошвенной поверхности стопы прикладывают пакет со льдом.
3. Физкультура с упражнениями на растяжение стопы
Делают растяжение трехглавой мышцы путем пассивного разгибания в голеностопном суставе при разогнутом колене. Выполняют растяжение камбаловидной мышцы путем пассивного разгибания голеностопного сустава при согнутом колене.
4. Подпяточный косок
Уменьшает степень натяжения ахиллова сухожилия и подошвенного апоневроза, облегчает ходьбу. Косок вставляют в обувь, или подбивают под каблук.
5. Конструкция ортеза
Требованиями к ортезу является ограничение пронации стопы для нормализации распределения нагрузки по стопе.
6. Амортизация нагрузок в ортезе
По степени амортизации в порядке убывания материал для ортезов распределяется следующим образом: силикон, резина, фетр, пластик. Ортез показан у людей, труд которых связан с ходьбой или длительным стоянием на протяжении более 8 часов. Наилучшими свойствами обладает сложный ортез из нескольких материалов, который уменьшает ударную нагрузку и ограничивает избыточную пронацию стопы.
7. Специальная обувь
Для постоянного растяжения апоневроза применяют рокерную обувь или обувь на подошве-качалке. В обуви толщина подошвы в переднем отделе меньше, чем в заднем. Благодаря разнице в высоте стопа во время переката перекатывается с пятки на носок относительно легче, что избавляет плюсне-фаланговые суставы от избыточного разгибания. Обычную обувь модифицируют для того, чтобы придать ей функцию ортопедической. Для этого в подошву помещают стальную шину с загнутым носочным концом. Она корригирует стопу и осуществляет необходимую разгрузку пальцев.
8. Шина голеностопного сустава
Шину на голеностопный сустав и стопу надевают на ночь. В шине достигается 5º сгибания стопы в голеностопном суставе по отношению к голени и 30º разгибания пальцев в плюснефаланговых суставах по отношению к плюсне. Шина устраняет контрактуру подошвенного апоневроза и ахиллова сухожилия, обеспечивает безболезненные первые шаги после сна. Эффект от лечения достигают в течение 1 месяца.
9. НПВП
Табл. 2.
Применение НПВП при болях в стопе
Препарат | Доза | Действие | Противопоказания |
Ибупрофен | 600-800 мг | Подавляют синтез простагландинов, снижают активность циклооксигеназы, снимают воспалительную реакцию и боль | Язвенная болезнь желудка и кишечника, почечная и печеночная недостаточность, пониженная свертываемость крови, повышенная чувствительность к препарату, гипертония, беременность |
Кетопрофен | 25-50 мг | ||
Напроксен | 500 мг |
10. Стероидные препараты
В поликлинической практике инъекции стероидов в область пяточного бугра делают приблизительно у половины пациентов с подошвенным фасциитом. В качестве стероидного препарата применяют инъекцию дипроспана (бетаметазона) в дозе 6 мг на 1 мл лидокаина. Инъекцию делают в пяточный бугор с внутренней стороны стопы. Однократная инъекция дает лечебный эффект у 41% пациентов на срок от 6 до 8 недель. При лечении курсом инъекций гидрокортизона обезболивающий эффект отмечают у 68% пациентов на срок более одного года. При применении стероидов возможны осложнения, приблизительно, в 1 случаев. Встречаются такие осложнения, как атрофия жировой ткани на подошвенной поверхности стопы или разрыв подошвенного апоневроза. При разрыве апоневроза происходит уменьшение боли в пятке и усиление боли по наружному краю стопы, которое носит непродолжительный период. После разрыва фасции наступает ослабление пассивной стабилизации стопы, ее дестабилизация, перераспределение нагрузки по стопе, растяжение структур по внутреннему краю стопы, сжатие структур по ее наружному краю, увеличение нагрузки на связки среднего отдела стопы и сухожилие задней большеберцовой мышцы. Развивается замыкание пяточно-кубовидного сустава с возникновением боли по наружному краю стопы. Недостаточность подошвенного апоневроза компенсируется другими структурами. При жестких связках компенсация наступает относительно быстрее, а при эластичных связках относительно медленнее. При повышенной растяжимости связок и гипермобильности дефект стабилизатора компенсируется хуже и разрыв фасции сопровождается длительной болью в стопе.
Комбинированное консервативное лечение
Оптимальным методом лечения подошвенного фасциита является сочетание нескольких методов воздействия на патологический процесс. Днем это ношение стелечного ортеза, или рокерной обуви, выполнение растягивающих упражнений, а ночью — это сон в шине.
Хирургическое лечение
Операции делают менее, чем у 10% больных подошвенным фасциитом. Показанием является сильная боль в пятке, инвалидизирующая больного.
Для лечения фасциита применяют следующие операции: удаление пяточной шпоры, фасциоэктомия, фасциотомия, невролиз, нейрэктомия, остеотомия пяточной кости, тунелизация пяточной кости, артроскопическая подошвенная фасциотомия.
Фасциотомия
Релиз подошвенной фасции осуществляют с помощью эндоскопической техники. Доступ к фасции делают на подошвенной поверхности стопы на 1 см дистальней медиального края пяточного бугра. Оптику направляют изнутри наружу. Вводят лезвие, которым рассекают фасцию в направлении от медиального к латеральному краю. Для достижения обезболивающего эффекта достаточно пересечь медиальную и центральную части фасции на протяжении 4/5, оставив приблизительно 1/5 поперечника фасции.
Невролиз
Разрез по внутренней поверхности пятки длиной 3 см, либо косой разрез в 2 см от края медиальной лодыжки. Выделяют ветви медиального пяточного нерва и мышцу, отводящую 1 палец. Отделяют поверхностную и глубокую фасцию, делают ее релиз. Под глубокой фасцией выделяют нерв, идущий к мышце, отводящий 5 палец. Нерв может быть прижат между фасцией и верхним краем мышцы. Фасцию вырезают по медиальному краю в месте ее прикрепления к пяточному бугорку на 1 см в ширину и глубину. Если нерв, идущий к мышце, отводящей 5 палец, травмируется пяточной шпорой, то производят декомпрессию нерва путем резекции шпоры. Декомпрессия нерва, идущего к мышце, которая отводит 5 палец и частичная резекция подошвенного апоневроза дает обезболивающий эффект в 75% случаев.
Мицкевич Виктор Александрович
Врач ортопед-травматолог, доктор медицинских наук
Резекция стопы
Резекция стопы (по Лисфранку, Шарпу или Шопару) проводится после восстановления кровоснабжения в нижней конечности или после стабилизации деструктивного процесса в стопе на фоне сахарного диабета. Она необходима при омертвении всех пальцев или переднего отдела стопы. Заживление после резекции довольно долгое, но в результате успеха сохраняется опорная функция ноги в полном объёме. После удаления части стопы необходимо ношение специальной обуви, для предотвращения развития артроза голеностопного сустава, из-за изменения нагрузки.
Преимущества Инновационного сосудистого центра
Врачи Инновационного сосудистого центра в своей деятельности стремятся уменьшить функциональные нарушения у больных с гангреной и критической ишемией ног, поэтому в нашей клинике разработана система по реабилитационной хирургии гангрены. Мы отработали технические подходы для сохранения опорной конечности. Стремимся сохранить стопу, даже при поражении её значительных отделов. Для решения этих задач мы применяем современные подходы, включая пересадки кровоснабжаемых лоскутов.
Обезболивание при резекции стопы
Если проводится экстренная ампутация, используется общий наркоз. При проведении плановой резекции метод обезболивания выбирается по состоянию пациента и предпочтений оперирующего хирурга. В Инновационном сосудистом центре преимущественно проводится эпидуральная продленная анестезия, которая позволяет обезболить и операцию и ранний послеоперационный период.
Виды ампутаций при гангрене стопы или пальцев
Операция состоит из трёх этапов:
Резекция по Лисфранку
Делается поперечный разрез посередине, либо в проксимальной трети плюсневой кости. После иссечения поражённой области формируется тыльный и подошвенный лоскут. При необходимости операцию дополняют пластикой свободным расщеплённым кожным лоскутом.
Плюсом такого вмешательства является то, что благодаря реинсерции — подшивания конца повреждённого сухожилия к месту крепления на фаланге пальцев, а в данном случае конца сухожилия передней большеберцовой мышцы к тыльной поверхности плюсневых костей, — сохраняется способность к разгибанию культи.
Минус данной операции: короткая культя; формирование контрактур голеностопа (стягивание мягких тканей и их рубцевание вокруг сустава, что приводит к нарушению его подвижности). Из-за наличия контактур могут образовываться трофические язвы.
Ампутация по Шарпу
Эта процедура называется также трансметатарзальная резекция. Усечение стопы проводится на любом уровне плюсневых костей. Может проводиться экзартикуляция на уровне головок плюсневых костей. Выкраивают два лоскута: сначала короткий тыльный, а после перепиливания плюсневой кости, длинный подошвенный. Причём в состав последнего лоскута включены мышцы и сухожилия. Благодаря этому культя стопы сохраняет физиологический сухожильно-мышечный баланс. Это наиболее выгодная резекция в плане сохранения функциональности.
Ампутация по Шопару
Такая резекция выполняется через поперечный разрез, который дистальнее голеностопного сустава. Линия проходит через таранно-ладьевидный и пяточно-кубовидный суставы. Пяточная кость сохраняется. В нашей клинике такая высокая ампутация стопы применяется крайне редко. Культя закрывается подошвенным лоскутом.
Осложнения
Прогноз
Восстановление полноценной функции ходьбы обычно занимает от 5 до 8 месяцев. В зависимости от того, насколько утрачены функции конечности, когда формирование культи стопы завершилось больному проводится ВТЭК и назначается инвалидность.
Хотя ампутация является высокотравматичной процедурой уровень смертности из-за операции невысок и связан в основном с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Урок фотографии. Что означает «стоп»
Есть такой знак с надписью из 4 букв, если вы вдруг машину водите. Запомните его и никогда под него не въезжайте без паузы — в жизни полезно будет и для кошелька безопасно. В фотографии все гораздо проще, и без таких ужасных запретов.
Стоп, по большому счету, — это ступень изменения экспозиции. Раньше, когда по земле ходили Брессоны, а снимали все на пленку, ступень, в каждом отдельном случае, означала изменение одного из экспозиционных параметров в два раза.
Если не успели еще выучить, экспозиция в фотоделе состоит из сочетания трех компонентов:выдержки, диафрагмы и чувствительности, это вам скажет любой преподаватель по фотографии, который будет вас учить уму-разуму, причем, даже неважно, будете вы учиться у известных мэтров в крупных фотошколах, пойдете на фотокурсы в онлайне или будете брать частные уроки у менее именитых, зато более скромных, в плане стоимости обучения. Даже если вы думаете, что ваш современный фотоаппарат далек от таких банальных знаний по оптике и механике, значит, читали мало книжек и получали двойки за обучение. Все, что выпускается сегодня и стоит примерно одинаково, зиждется на одних и тех же теоретических положениях, вне зависимости от того, можно в фотоаппарате поставить диафрагму и выдержку непосредственно или нет.
Кстати, про то, как управлять экспопараметрами вручную и непосредственно, мы тоже писали в статье про режимы съемки, хотя вы наверняка это знаете — если нет, ознакомьтесь. Если отвлечься от механики и попытаться отключить мозг, придется пользоваться автоматикой, а работает она следующим образом:
При съемке в режиме приоритета диафрагмы, к примеру, вы заранее устанавливаете чувствительность (фиксируете первый экспопараметр), например, ISO 100 — это в меню или специальной кнопкой (ISO может устанавливаться и автоматически) — потом устанавливаете желаемую диафрагму (второй экспопараметр), к примеру, f/5.6 (наша любимая), а при нажатии клавиши фотоаппарат сам установит, по данным экспонометра, выдержку (третий и последний экспопараметр). Если верить нашему графику, это будет 1/8 секунды. Вы можете подумать и открыть диафрагму на один стоп (до f/4), в результате чего за то же время на матрицу попадает в два раза больше света, и экспонометр автоматически скорректирует выдержку, уменьшив время попадания света на матрицу ровно в два раза, то есть, до 1/15 сек. Если откроете диафрагму до f/1.4, изменение составит уже 4 ступени, то есть 2×2×2×2 = в 16 раз изменится и выдержка, до 1/125 секунды, потому что и количество света в единицу времени увеличится в 16 раз. Такие смешные цифры для диафрагмы идут от того, что плотность светового потока измеряется через площадь круга (измеряется площадь отверстия диафрагмы, она круглая, так как и объективов прямоугольных не бывает), а не через умножение сторон кадра, который этот свет и получает.
Однако, стоит помнить, что так фотоаппараты измеряли свет еще в прошлом веке — с приходом электроники, сменившей чисто механическое управление фотоаппаратами, точность измерения экспозиции изменилась. Теперь любой аппарат может изменять любой экспопараметр (чувствительность, выдержку, диафрагму) с точностью до ⅓ или ½ ступени, то есть, регулировать световой поток с точностью до 33%. Поэтому, к примеру, между f/2.8 и f/4 (одна ступень) есть значения f/3.2 и f/3.6, с выдержкой и чувствительностью дело обстоит точно так же. Об этом следует помнить, хотя учить значения диафрагмы и выдержки не нужно — разве что для маньяков.
Надеемся, теперь понятно, что такое стоп. Однако, это не все — просто для того, чтобы разжевать, как работает фотоаппарат, как-то неправильно писать целую статью. В конце концов, у фотографов же существует свой жаргон, в котором «стоп» не самое редкое слово. Выше мы говорили только о корректной, для каждого случая, экспозиции. Если смотреть по графику, два кадра, сделанные, в одном случае, при f/5.6 на 1/8 сек. и, во втором, при f/1.4 на 1/125 сек. будут одинаковыми по яркости и контрастности. Да, первый будет иметь большую глубину резкости, но его снимать надо обязательно со штатива, потому что даже идущие по улице люди будут размазываться, а второй будет иметь очень размытый фон, зато даже бегущего человека «заморозит». В пределах стопов ничего не меняется — изменяя один параметр, мы будем автоматически менять и второй… если, конечно, не снимать в режиме М.
Стопы используются более активно в коррекции экспозиции. Клавиша ±, которая есть почти в каждом фотоаппарате, за нее и отвечает.
Собственно, когда вы снимаете такие кадры последовательно, в серии или покадрово, это называется брекетингом. Это второй случай использования стопов в жаргоне. Брекетинг используется, как правило, при съемке кадров для HDR-склейки или просто в случаях, когда вы не уверены в результате и хотите впоследствии выбрать один из трех. При склейке HDR получается примерно такой результат:
Варианты перевода некоторых фраз из арсенала фотографов:
Что такое 2 стопа экспозиции
Поздравляю всех фотолюбителей со Старым Новым годом!
Светлый фон ячеек означает, что при таких длинных выдержках и раскрытых диафрагмах погодка во дворе темновата и на фотоматериал требуется больше света, а тёмный фон — с точностью до наоборот. Т.е. погодка зашибись и на фотосенсор нужно подать света гораздо меньше. Обратите внимание, что вы можете сделать снимок с 1/2000 cек. и f1 — и он будет одинаково проэкспонирован с выдержкой равной 1 сек и диафрагмой f45. И здесь и там значение экспозиции = 11. Ниже указаны выдержки и диафрагмы, соответствующие этому освещению. Присмотритесь внимательнее к этим цифрам. Таблица экспозиции, экспозиционное число 11:
Теперь мы понимаем, что выдержки и диафрагмы, отрабатывающие одну и ту же экспозицию, называются экспопарами. И одинаковую экспозицию могут дать совершенно разные экспопары: чем длиннее выдержка, тем меньше отверстие диафрагмы и наоборот. Подобрать нужную экспопару — ваша задача (а не автомата экспозамера!). Поэтому выбирайте её в зависимости от освещения и от того, как хотите снять, например: Значения экспозиции слева — с короткой выдержкой и открытой диафрагмой, нужны для малой глубины резкости и размытия фона (портрет, или, например, для устранения смаза от движения объекта). Всё это напоминает выбор фотокамеры в магазине: «Эта камера с очень большой фотоматрицей, но стоит дорого. А вот это цифрокомпакт, матрица маленькая — зато и цена куда приятней 🙂 Кстати, такая проблема выбора будет пострашней любых мук творчества! 🙂 На самом деле ничего страшного и запутанного здесь нет, достаточно немного поэкспериментировать с экспозицией и многое сразу станет понятно. Как пользовать таблицу экспозиции? Какой смысл в этих самых экспозиционных числах EV? Для начала я попробую издалека. Освещенность бывает разная (светло/пасмурно), точно на глаз определить сложно. Для облегчения задачи берём следующую таблицу: смотрим освещённость и по экспозиционному числу выбираем соответствующую экспопару (выдержку и диафрагму) из первой таблицы. Светочувствительность указана для удобства. Обе таблицы и представляют собой примитивный табличный фотоэкспонометр 🙂 Экспозиционное число для разных условий освещения и светочувствительности.
Если чувствительность потребуется не 100, а 200, то проще всего (и без всяких таблиц) укоротить выдержку в 2 раза, например с 1/125 до 1/250 сек. Или, не меняя выдержки, зажать на деление диафрагму. Правильная экспозиция на практике.Приведённые выше таблицы интересны только с теоретической точки зрения, а на практике они малопригодны. Поэтому далее приступим к правильной экспозиции в более практической форме. Для начала соединим таблицы эспозиции в одну более простую, без «оттенков» освещения. Да, это примитивно и, разумеется, очень приблизительно. Но и прогресс не стоял на месте и вот вместо таблиц был изобретён прибор — фотоэкспонометр, автоматически определяющий экспопару: и выдержку и диафрагму! Это был настоящий прорыв в фотоделе, и фотографы с удовольствием пользовались экспонометром, да и сейчас пользуются — теперь уже встроенным в фотоаппарат. Иногда даже не зная этого 🙂 Внешний фотоэкспонометр Ленинград-2, 1961 г. С помощью такого старинного экспонометра можно было легко определить выдержку и диафрагму при установленной чувствительности. Замеренная экспозиция вводилась в камеру руками, а фотограф мог считать, что это и есть автоматизация съёмки 🙂 Кстати, экспонометры, предназначенные для плёночной фотографии, вполне пригодны и для цифровой, у кого есть работающий раритет — можно попробовать. Но зачем? Ныне встроенный в цифровую камеру автоматический экспонометр решает все проблемы, а надобность в таблице экспозиции и вовсе не нужна. Но случаи бывают разные и автоматика не всегда справляется: реже — с определением освещения, чаще — с замыслом фотографа. Откуда ей знать, что у фотографа вообще могут быть замыслы?! Да он же просто жмёт кнопку! 🙂 Солнечное правило шестнадцати.А что делать, если нужно установить экспозицию самому, в ручном режиме, без фотоэкспонометра? С древних фотовремён, когда простейших экспонометров ещё не существовало, всегда так и поступали, даже мечтать не смели об истинном чуде 🙂 Те мастера и не подозревали, что их опыт и смекалка достойны большего уважения, нежели умение нынешних фотографов пользоваться автоматикой. Старые мастера были ближе к природе, поэтому рождались правила экспозиции, основанные на природных явлениях — вот где настоящий натурпродукт! Позволю себе напомнить вам о чудесах истинных (а не о показателях роста средних зарплат в стране — средних между дворником и советом директоров корпорации). Итак, солнечное правило 16. Оно же «Пуд Солнца», «Sunny-16», «Солнечно-16». Солнечное правило шестнадцати — метод определения корректной экспозиции при съемке на улице в солнечный день без применения экспонометра. В яркий солнечный день, когда облака совершенно не омрачают небосвод, поставьте значение диафрагмы f/16, а выдержку 1/100 сек, или близкие к сотне значения (1/90, 1/125). Это при ISO 100. Если ИСО 200, то выдержка 1/200, если ИСО 400, то выдержка 1/400 и т.д. Яркое солнце — f16. Для жителей широт Петербурга, Осло, Лондона и Магадана солнечное правило шестнадцати крайне неудобно, им лучше пользоваться правилом «Пасмурно 5.6», чтобы каждый раз (и много дней в году) не утомляло вычислять экспозицию от диафрагмы 16 🙂 Если нужно менять диафрагму в пределах одного освещения, то выдержку подбираем согласно таблице выше или примеру ниже. А ещё лучше по правилу: зажали диафрагму на 1 ступень, ставим выдержку длиннее на 1 ступень. Открыли диафрагму на 2 стопа — и выдержку укоротили тоже на 2 стопа. Вот, например, выдержка при диафрагме 8, ISO 100. Экспозиция ниже сделана на основе солнечного правила (f16, 1/90, ISO=100). Чтобы укоротить выдержку на один стоп (до 1/180), диафрагму с f16 я тоже приоткрыл на ступень, а чувствительность не менял. Экспозиция осталась точно такой же, посему я привёл лишь одно фото. f11, 1/180 сек., IS0=100 Стоп — это разница между ближайшими типовыми значениями диафрагмы (или выдержки, или ISO.) Не стоит путать стоп (деление, ступень) с промежуточным значением. Т.е. после f5.6 следующая ступень диафрагмы f8, а не f6.7 — что было бы всего лишь полстопа. И если, например, установлено значение диафрагмы 2.8, то прикрыть её на пару стопов означает установить её в положение 5.6 Напомню типичные значения диафрагмы (примерная разница между стопами в 1.41): f1.4; f2; f2.8; f4; f5.6; f8; f11; f16; f22; f32. И типичные значения выдержек (разница между стопами примерно в 2 раза): 1/30; 1/60; 1/128; 1/250; 1/500; 1/1000; 1/2000; и т.д. ISO меняется тоже в 2 раза): 50; 100; 200; 400; 800; 1600; и т.д. Вернёмся к солнечному правилу 16. В солнечную погоду на песчаном пляже (или ярком белом снеге) вполне можно начать с диафрагмы f22 (выдержка 1/100, ISO 100). Солнечное правило, разумеется, не панацея от всех бед и не конечный результат. Это выбор начальной точки экспозиции для дальнейшей её корректировки. Вот ещё экспозиция с ярким солнцем без единого облачка. Ставлю F16. Но фотография получилась с недодержкой, а проще говоря, слишком тёмной. Почему? Солнечное правило шестнадцати не сработало, потому что апрельское солнце опускалось уже к линии горизонта, и было окутано лёгкой дымкой, а ветви деревьев делали свет ещё более рассеянным и усугубляли недодержку. f16, 1/90 сек, IS0=100 После открытия диафрагмы на 2 стопа (не меняя остального), экспозиция оказалась в норме: f8, 1/90 сек, IS0=100 Следующая фотография. Диафрагма открыта ещё на 2 стопа, выдержка соответственно укорочена. Зачем? Экспозиция снова в норме, а короткая выдержка часто бывает нужнее длинной, не правда ли? f4, 1/180 сек, IS0=100 А ниже видим мнение фотоаппарата! Или, если хотите, его экспонометра. Вот какая экспозиция получилась в автоматическом зёлёном режиме. f6.7, 1/180 сек, IS0=100 Автомат тоже предпочёл укоротить время срабатывания затвора, хотя и зажал диафрагму до f6.7. А экспозиция получилась аналогичной, потому что освещение изменилось. Это заметно по пню, который оказался полностью освещён пробившимся солнцем. Кстати говоря, не забывайте про выдержку, ведь можно начать солнечное правило и с нее, а диафрагму подобрать согласно таблице экспозиции, или (на выбор), вашим ощущениям освещённости. Что важно знать. Фотографируемые объекты имеют различную яркость из-за разной отражательной способности к свету, например, чернозём имеют очень низкий коэффициент отражения, а свежевыпавший чистый снег очень высокий. Кроме того, важный для фотографа участок изображения может занимать различную площадь кадра, что нередко приводит к тому, что этот объект будет неправильно проэкспонирован — передержан, или недодержан. Если значимый для съёмки объект занимает меньшую часть кадра, то следует делать замер экспозиции именно по нему, вплоть до точечного замера. Небо пересвечено.
Я очень люблю эти примеры наглядно показывающие, что дело не в малом динамическом диапазоне цифрового фотоаппарата, а в неверно установленной экспозиции. Такое случается часто, сложность вызвана различной степенью яркости облаков и листвы. Вот некоторые показатели отражения различных поверхностей (в %): Цифры эти учить не нужно. Просто следует понимать, что кожа лица, хвойный лес или снег различаются по отражательной способности и вам придётся делать поправку экспозиции в ту или иную сторону, учитывая площадь главного объекта в кадре. А сын ошибок трудных поможет тем быстрее, чем лучше усвоите основы экспозиции 🙂 Повторю примерные значения выдержек для движущихся объектов. Выдержка и скоростьПри фотосъёмке движущихся объектов чаще всего пользуются выдержкой (или устанавливают фотоаппарат в режим «приоритет выдержки»). Чем выше скорость движения, тем меньшее время должен быть открыт затвор фотокамеры, иначе объект может быть смазан. При этом следует помнить о расстоянии. . Чем ближе к фотографу объёкт съёмки, тем короче должна быть выдержка. Ниже видим таблицу максимально длинных выдержек для съёмки движущихся объектов с расстояния 10 м. При уменьшении расстояния вдвое (5 м) выдержку придётся укоротить в два раза. При расстоянии 20 м выдержки могут быть длиннее в два раза, а на 50 м — в четыре. Какие ещё условия съёмки следует учитывать? Условия таблицы выдержек: расстояние до объекта 10 м, фокусное расстояние 50 мм в ЭФР, направление движения перпендикулярно оптической оси объектива (для выдержек справа) и направление вдоль оси объектива для выдержек слева. Направление движения важный фактор, который новички совершенно не учитывают. Направление видно из левых и правых значений выдержек. Предполагается, что объекты движутся мимо фотографа — перпендикулярно оптической оси объектива (т.е. 90°, это для выдержек справа), а если под острым углом, то выдержку можно выиграть соответственно углу. В случае движения локомотива прямо на фотографа (т.е. 0°) выдержку можно иногда удлинить даже в 5 раз, что отображено в таблице левым рядом значений выдержек. Фокусное расстояние объектива может значительно влиять на установку выдержки, которая должна быть короче, чем значение данного фокусного — для предотвращения смаза. Например, наша таблица пригодна для объектива с фокусным расстоянием 50 мм (ЭФР). Но при использовании широкоугольной или длиннофокусной оптики выдержка должна быть короче, чем 1/F, где F — фокусное расстояние объектива (ЭФР). Например, 1/125 при ЭФР 100 мм, или 1/250 при ЭФР 200 мм. Или ещё короче: и чем короче, тем лучше для избежания смаза (если, конечно, позволяют условия экспозиции.) Повторим ещё раз, что должен учитывать фотограф для установки необходимой выдержки. 1. скорость движения объекта А вот повторять, как выбрать диафрагму и увязать её с выдержкой я не буду. Кто не понял, внимательно читайте ещё раз данную страничку, или «Учебник фотографии» — там где выдержка и диафрагма. Но добавлю следующее. Эти таблицы экспозиции имеют скорее теоретическое значение, нежели практическое — поскольку на практике возникает ситуация своя, особенная, зачастую непредсказуемая. И дело не только в том, что некий велосипедист может ехать 7 км/ч, а иные достигают больше 40. Многое зависит от ваших предпочтений: как показать скорость — смазыванием движения самого велосипедиста, или фона за ним (как при съёмке с проводкой). А ещё фотографу нужно уметь представить будущую тональность снимка — светлее/темнее, или выделить главный объект съёмки малой глубиной резкости. И здесь экспозиция должна переплетаться правильным исполнением технической части фотографии с её творческим замыслом и композиционным решением. Что касается экспозиционных таблиц, то они всего лишь наглядно показывают, как жёстко зависит одна экспопара от другой. Но понимание теоретического момента облегчит вам успех в практике, особенно в тех случаях, когда автоматика не справляется! Назад в раздел Учебник фотографии / экспозиция в фотографии /
|