что такое aida в маркетинге
Модель AIDA в маркетинге: принцип работы, формула и примеры применения
Соберите все данные для сквозной аналитики вместе с OWOX BI
Соберите все данные для сквозной аналитики вместе с OWOX BI
Есть в маркетинге несколько основных аббревиатур, без которых не обходится ни один учебный курс для начинающих специалистов. Модель AIDA — это классика маркетинга, не потерявшая популярности. Пройдя вместе с клиентом его путь от знакомства с товаром до покупки, вы можете лучше понять, что происходит в вашей воронке продаж.
Отчет от OWOX BI поможет вам легко найти узкие места и дыры в своей воронке и вовремя их залатать. Чтобы построить отчет, нужно правильно выбрать шаги для AIDA воронки и настроить модель атрибуции, которая позволит вам оценить эффективность маркетинга в разрезе каждого шага.
Наши клиенты
растут на
Растите быстрее, анализируя, что лучше сработает в вашем маркетинге
Измеряйте KPI, находите зоны роста и увеличивайте свой ROI
Содержание
Что такое AIDA
Термином AIDA (или АИДА) в маркетинге называется как модель поведения пользователей на пути к покупке, так и техника продаж, основанная на этом поведении. Эта аббревиатура состоит из четырех английских слов:
Каждое слово обозначает определенный этап, который человек проходит от знакомства с продуктом до решения его купить. Другими словами, это воронка продаж:
Аббревиатуру ввел в употребление американский специалист по рекламе Элайас Сент-Эльмо Льюис в 1898 году. С тех пор она заняла место в большинстве учебников по маркетингу и претерпела некоторые изменения.
К четырем буквам AIDA периодически прибавляют новые. Например буква S (Satisfaction) в конце означает удовлетворение, которое пользователь испытывает от приобретенного товара, и его готовность стать «адвокатом бренда». А буква M (Motivation) перед действием (Action) — это мотивация пользователя к покупке.
Как работает модель AIDA
В основе модели AIDA лежат паттерны (набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий) и человеческая психология. Перед маркетологами стоит задача — с помощью специальных триггеров мотивировать человека последовательно пройти все шаги воронки.
То есть реклама по модели AIDA должна:
Для успешного применения АИДА формулы в маркетинге и продажах запомните два основных правила:
К преимуществам AIDA рекламы можно отнести:
бонус для читателей
Лучшие маркетинг-кейсы от OWOX BI
Где используется модель AIDA
Модель применима во всех случаях, когда нужно сформировать спрос, а также увеличить конверсию и продажи. Ее успешно используют:
Читайте также: как аналитика помогает маркетологам отвлечься от рутины и получить полный контроль над маркетингом.
Формула AIDA в рекламе
Давайте разберем этапы продаж по модели АИДА на практических примерах.
Шаг 1. Привлечь внимание
С одной стороны, в борьбе за внимание пользователей все средства хороши. С другой стороны, воспринимая эту фразу слишком буквально, вы рискуете вызвать у человека не желание купить, а чувство раздражения. Поэтому вместо назойливых баннеров, которые невозможно закрыть, лучше использовать интересные виды рекламы и тщательнее проработать ее содержание. Например, вы можете сделать ставку на секси-заголовок; привлекательную картинку; необычную форму или место размещения рекламы; аудио или видео элементы и т. д.
Кроме креативной рекламы, отлично привлекают внимание пользователей скидки и специальные предложения.
Шаг 2. Вызвать интерес
После того, как вы привлекли внимание пользователя заголовком или яркой картинкой, вам нужно удержать его интерес. За это обычно отвечают первый абзац (если это статья) или второй экран на лендинге. Глядя на ваше предложение на этом этапе, человек должен сказать себе: «это то, что я искал!». Добиться такого эффекта можно с помощью упоминания и проработки «болей» потенциального покупателя, описания уникальных преимуществ вашего товара и отличий от конкурентов.
Шаг 3. Сформировать желание
Чтобы человек купил товар, позвольте ему его «попробовать» или «потерять», как в прямом так и в переносном смысле. Для этого подойдут демо-версии, ограниченные сроки акции и количество товаров, бесплатная доставка, дополнительная гарантия и т. д. Ваша задача — сделать так, чтобы человек осознал перемены в своей жизни после приобретения товара.
Шаг 4. Побудить к покупке
Самое очевидное и легкое, что можно сделать на последнем этапе — это разместить CTA, то есть призыв к действию. Четко укажите человеку, что и как ему нужно сделать, чтобы заполучить желанный товар: оформить заказ на сайте, позвонить в колл-центр, написать в чат, подписаться на trial и др.
Пример применения модели AIDA в атрибуции
Воронка продаж — путь, который проходит пользователь от первого знакомства с сайтом до покупки. Согласно модели AIDA, этот путь состоит из четырех последовательных этапов. В реальности все сложнее. Посетители сайта могут вести себя совсем не так, как вы того ждете. Люди, приходящие с разных рекламных каналов, и ведут себя по-разному. Пользователь может заходить на сайт и уходить, ничего не сделав; бросать товары в корзине; кликать по разным баннерам и т. д. Да, его действия будут последовательными, но у каждого пользователя будет своя последовательность.
От того, на каком этапе воронки находится пользователь, зависит выбор каналов коммуникации с ним. К примеру, медийная реклама отлично работает с холодной аудиторией в начале воронки, у которой нужно вызвать интерес. А электронные письма лучше работают с аудиторией на последних шагах воронки. Это лояльные пользователи, знакомые с брендом, поэтому конверсия у email-рассылок выше.
Чтобы увеличить конверсию из посетителей сайта в покупателей, нужно изучить действия аудитории и правильно выбрать шаги воронки, которую вы будете использовать в своей модели атрибуции.
С помощью правильно выстроенной воронки продаж вы сможете:
Задача вашей рекламы на каждом этапе воронки заключается в том, чтобы мотивировать пользователя перейти на следующий этап — ближе к покупке. К примеру, конверсионными действиями могут быть: просмотр карточки товаров, подписка на рассылку, добавление товара в корзину и прочие.
Какие из этих действий подходят для построения AIDA воронки? Читайте подробнее в нашей статье:
Модель AIDA в маркетинге: что это, принципы работы, техника продаж и практические советы по применению AIDA
В далеком 1896 году американец Элмер Левинсон придумал модель AIDA. Он использовал эту модель продажи для своего рекламного агентства в Филадельфии. И благодаря этому завоевал большую популярность. Среди его клиентов были лидеры различных отраслей. И Элмер Левинсон вряд ли подозревал, что модель AIDA останется актуальной больше ста лет спустя. К ней до сих пор обращаются за вдохновением копирайтеры, агентства, маркетологи и менеджеры со всего мира. Из этой статьи вы узнаете, что AIDA маркетинг и как с её помощью увеличить продажи. Приготовьтесь, будет много информации.
Что такое AIDA
Модель AIDA – это техника продаж, пережившая проверку временем и миллионы рекламных кампаний. Она способна эффективно воздействовать на потребителя, превращая аудиторию в покупателей и постоянных клиентов. Классическая формула AIDA состоит из 4 этапов продаж, где:
Именно в этих четырех плоскостях работает эта модель. Если изобразить ее в виде схемы, то получается воронка продаж в виде перевернутого треугольника.
Нередко это техника встречается как AIDA(S), где S (Satisfaction) – это удовлетворение. По сути, это апдейт классической модели, призванный обеспечить базу постоянных клиентов. Соответственно, здесь проходит работа над созданием сарафанного радио, так любимым предпринимателями. За советы друзьям и приятелям не надо платить. Соответственно, для этого этапа стоит задача по создания чувства удовлетворения от покупки.
Также встречается и аббревиатура AID(M)A, где M (motivation) – это мотивация к покупке. Обычно на этом этапе продаж помещают триггер-мотиватор, который невольно заставляет потребителя решиться на покупку.
Принципы работы модели AIDA
Принцип работы этой техники предельно прост: захватить внимание потенциального покупателя, заинтересовать его торговым предложением, сформировать желание совершить сделку и призвать сделать это.
Таким образом, модель AIDA опирается на человеческую психологию. На всех этапах продаж маркетологи умело расставляют триггеры продаж и используют когнитивные искажения. Это нужно, чтобы простимулировать аудиторию спуститься как можно ниже по воронке продаж. Соответственно, 4 этапа – это 4 задачи:
Модель AIDA в маркетинге нацелена на покупку через психологические паттерны человека, но не опирается на потребности потребителей. Поэтому реклама по AIDA мотивирует на целевое действие через положительные эмоции. Важно добиться того, чтобы потенциальный клиент почувствовал себя обладателем товара после знакомства с ним. Согласно формуле AIDA, только после знакомства с продуктом у покупателя появляется желание выйти на контакт с продавцом.
Ведь представив себя владельцем какого-то блага хоть на мгновение, человек стремится приобрести его. И он это сделает, потому что сейчас это благо отсутствует, а вы – как раз дарите возможность приобрести продукт или услугу. Далее «подогретый» пользователь находит контакт, оплачивает товар и получает удовлетворения от покупки.
Придерживайтесь строгой последовательности. Игнорирование или пренебрежение одним этапов продаж вредит целостности техники.
AIDA: плюсы и минусы
Неоспоримыми преимуществами модели AIDA традиционно считаются:
Как известно, не все идеально, и здесь AIDA – не исключение. Для техники AIDA характерны несколько недостатков:
Где используется модель AIDA
Если вашей компании нужно повысить конверсию, объемы продаж или сформировать спрос, то обращайтесь к формуле AIDA. AIDA реклама актуальна в следующих сегментах и инструментах маркетинга:
Формула AIDA в рекламе
А теперь разберем, как на практике работает модель АИДА. Как уже было сказано выше, важно соблюдать строгую последовательность. А начинается все с привлечения внимания.
Привлекаем внимание
Итак, первый этап А – attention. Привлечь внимание пользователя или случайного прохожего сегодня не так-то просто. Причина – обилие информации. Ежедневно на человека сваливаются сотни, а то и тысячи рекламных объявлений. Есть даже точка зрения, что все компании и медийные ресурсы борются не за трафик и количество сделок, а за время потребителей.
Если есть внимание, то будут и лиды, и сделки, и конверсии. Нет внимания – нет трафика и сессий, а следовательно и продаж. Здесь также сказывается и вездесущая «баннерная слепота». Под этим понимается тип пользовательского поведения, из-за которого юзеры не замечают рекламные объявления или похожие на них блоки. Это говорит о том, что аудитория стремится игнорировать рекламный контент.
Грамотное управление вниманием пользователя на сайте может помочь повысить конверсию на 30%. Достаточно настроить и адаптировать под дизайн сайта один из виджетов для автоматизации работы с клиентами. Виджеты Calltouch – это возможность создать кнопку обратного звонка, форму для сбора данных без прозвона и ускорить обработку обращений, увеличив лояльность клиентов.
Виджеты Calltouch
Поэтому перед рекламными агентствами и компаниями стоит непростая задача – привлечь внимание. Однако у маркетологов и предпринимателей есть множество способов завоевать время аудитории, а следовательно и получить продажи:
Подогреваем интерес
Поздравляем, вам удалось захватить несколько минут занятого пользователя, теперь дело за его следующим этапом. После привлечения внимания рекламная модель AIDA начинает подогрев интереса.
Интерес в AIDA продажах – это то, что следует за вниманием. Соответственно, для копирайтера в рекламной статье – это абзацы после заголовка, а лендинге – экраны ниже. Маркетологи единогласны, что для подогрева интереса лучше всего подходят следующие способы:
Этап интереса подсознательно формирует желание приобрести товар, и надо усилить его.
AIDA: как использовать в маркетинге и продажах
Как построить коммуникацию с посетителем на сайте, заинтересовать своим предложением и довести до покупки? Модель AIDA помогает разбить взаимодействие с пользователем на этапы в зависимости от его готовности совершить покупку и с наибольшей вероятностью конвертировать в клиента. В материале подробно разбираем, что это за фреймворк и как его применять в маркетинге и продажах.
Что такое AIDA
AIDA (АИДА) — модель взаимодействия с пользователем на пути к покупке. Фреймворк AIDA разделяет коммуникацию с посетителями на определенные этапы в зависимости от их готовности к покупке. У каждого этапа своя цель в общении с клиентом. На первом — привлечь внимание и удержать потенциального покупателя, когда он только зашел на сайт компании или увидел рекламу в интернете.
AIDA расшифровывается как:
Каждое слово обозначает этап, который потенциальный покупатель проходит от знакомства с продуктом до покупки. С каждым новым этапом количество заинтересованных пользователей уменьшается. Главная задача модели AIDA — привлечь на первый этап и провести до последнего как можно больше клиентов. Если визуализировать этот процесс, получается воронка, по которой идет пользователь, переходя от одного этапа к следующему.
Как работает модель AIDA
Чтобы провести пользователя от знакомства с продуктом до покупки с помощью модели AIDA, нужно пройти 4 этапа:
Все четыре этапа формулы AIDA связаны между собой: после привлечения пользователя необходимо заинтересовать его своим предложением, затем пробудить желание приобрести продукт и, в конце, довести до покупки. Нельзя менять порядок действий местами, выкидывать какие-то шаги или перескакивать с первого этапа на третий. Иначе воронка не сработает.
Представьте, что каждая продажа по AIDA — это путешествие. Чтобы дойти до финиша, нужно открыть поочередно четыре двери. Дошел до первой двери, открыл — получил ключ от второй. И так до конца пути. Вы просто не сможете открыть третью дверь, если пройдете мимо второй. Зато, если сделаете всё правильно, перед вами в прямом и переносном смысле откроются все двери. Вот и всё волшебство.
Периодически модель переосмысливают и подгоняют к современным реалиям. Так появился вариант AIDAS, где S обозначает satisfaction (удовлетворение). В этой версии воронка продаж не заканчивается покупкой. Важно, чтобы клиент остался доволен покупкой. Те, кто используют в своей работе модель AIDAS, продолжают работу с клиентом после покупки: дополняют или расширяют функционал продуктов на основе отзывов покупателей.
Зачем модель AIDA нужна вашему бизнесу
Несмотря на то, что модели AIDA более 120 лет, она всё так же эффективна. С ее помощью можно выстроить коммуникацию с пользователем так, чтобы он с большей вероятностью совершил покупку.
Преимущества модели AIDA:
Особенность модели AIDA
Маркетинговая стратегия по AIDA эффективна только в том случае, если ориентирована на целевую аудиторию. Например, у интернет-магазина автомобильных шин и дисков целевая аудитория — автовладельцы. Вряд ли такому магазину удастся превратить в покупателя молодую маму, которая ищет в интернете смеси для кормления.
Компания должна тщательно изучить потребности и желания своих клиентов, причины, по которым они покупают, и процессы принятия решений еще до создания воронки продаж по модели AIDA. Только так можно достичь успеха во взаимодействии с пользователями.
Фреймворки для исследования клиентов:
Кейс команды Carrot quest и AppMagic:
К нам обратился сервис аналитики мобильных приложений с задачей увеличить конверсию в оплату премиум-подписки. Сервис привлекает потенциальных клиентов с помощью бесплатной пробной версии, а после переводит их на платную подписку.
Чтобы решить задачу, мы исследовали путь пользователя в продукте. Поняли, что на сайте много нецелевого трафика. Это влияет на продажи, потому что нецелевые пользователи мешают анализировать поведение потенциальных клиентов и определять «слабые места» в продукте. Появилась потребность квалифицировать пользователей. Для этого мы подключили к сайту квалифицирующего чат-бота и помогли заказчику закрыть дыры в воронке продукта и продать 35 премиум подписок на 6,5 млн. рублей за три месяца.
Где применяется модель AIDA
Модель АИДА помогает организовать процесс взаимодействия с клиентами на каждом этапе воронки продаж, а значит подойдет всем, кто работает с клиентами и что-то продает. Модель AIDA будет полезна:
Скачайте карты триггерных сценариев для разных сфер бизнеса:
Как использовать фреймворк AIDA в маркетинге и продажах
Модель AIDA используют в маркетинге и продажах для создания продающей воронки. Это отличный фундамент, на котором можно построить эффективное взаимодействие с клиентом и довести его до покупки — в этом секрет долголетия техники. Со временем меняются приемы, но структура AIDA сохраняется. Рассмотрим, как строить взаимодействие с клиентом, чтобы провести его с первого этапа до последнего.
A — attention: привлеките внимание
Первый этап модели AIDA — привлечение внимания потенциальных покупателей. Нужно учитывать, что пользователи еще не знакомы с нашим продуктом. Задача бизнеса — выделить целевую аудиторию и придумать, как завладеть ее вниманием. Для этого необходимо исследовать потенциальных клиентов, изучить их боли и потребности и выбрать каналы для взаимодействия с ЦА.
В привлечении внимания целевой аудитории помогут:
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Чем больше инструментов вы подключите в свою маркетинговую стратегию для привлечения внимания, тем выше шансы «зацепить» как можно большее количество пользователей. Экспериментируйте с разными инструментами или используйте сразу все, но всегда помните о целевой аудитории. Ваша задача — правильно определить, чего хочет потенциальный клиент и для каких целей он ищет ваш товар.
I — interest: вызовите интерес
На второй этапе модели AIDA задача бизнеса — вызвать интереса пользователя к продукту. Нам уже удалось привлечь внимание потенциального покупателя, он увидел нашу рекламу и перешел по ней на сайт. Теперь нам нужно сделать так, чтобы наш сайт и описание продукта его заинтересовали.
Пробудить интерес у пользователя к продукту помогут:
Кейс команды Carrot quest и Skillfactory:
Перед нами стояла задача увеличить количество заявок на курсы онлайн-школы Skillfactory. Мы подключили чат-бота, который квалифицирует посетителей по уровню знаний: новичок или продвинутый пользователь. В первом случае чат-бот дает посетителю понять, что здесь ему помогут, так как новички еще не уверены в том, что курсы им нужны. Во втором случае чат-бот предлагает пользователю самому подобрать программу обучения и персональный карьерный гид, показывая что человек пришел по адресу и сможет здесь прокачать свои навыки. За время работы команда Skillfactiory c помощью наших инструментов на 44% увеличила конверсию из визита в покупку, получила +20% к выручке CRM-маркетинга и окупила сервис на 2500%.
Если вам удастся заинтересовать пользователя, он поймет, зачем ему ваш продукт и как покупка решит его задачу. Заинтересованный клиент не уйдет с сайта и захочет изучить ваше предложение подробнее.
D — desire: мотивируйте к покупке
На третьем этапе AIDA задача маркетинга и продаж вызвать желание к покупке. Пользователь уже заинтересован в продукте, знаком с компанией, но все еще не готов к последнему шагу. Пробудить желание к покупке помогут инструменты:
Результатом продуктивной работы на этом этапе будет потенциальный клиент, который уже готов к покупке.
A — action: подтолкните к действию
Последний этап AIDA в маркетинге и продажах — призыв к действию. Когда покупатель готов совершить покупку или подписать договор, но не решается сказать «да», нужно подтолкнуть его к действию.
Чтобы помочь потенциальному клиенту решиться на покупку, можно использовать ограничения:
На последнем этапе фреймворка нам также нужно быть готовыми «закрыть» потенциальные возражения пользователей. Тщательно подумайте о том, какие причины отказа от покупки могут возникнуть у пользователей и проработайте распространенные возражения:
Для снятия распространенных возражений подойдет раздел «Часто задаваемые вопросы». Проанализируйте реальные запросы клиентов, определите самые популярные и ответьте на них в разделе FAQ.
Удачным завершением последнего этапа по AIDA становится закрытие сделки. Помните: воронка продаж — гибкая система, её можно постоянно улучшать. Главное — оценивать эффективность работы на каждом этапе, находить слабые места в конверсии и работать над ростом этого показателя.
Самые частые вопросы про AIDA
AIDA — модель взаимодействия с пользователем на пути к покупке. Она включает четыре этапа — привлечь внимание, вызвать интерес, мотивировать к покупке и подтолкнуть к действию.
Модель AIDA подходит для любого бизнеса и проста в использовании. С ее помощью легко структурировать воронку продаж, отслеживать результаты рекламы, выявлять сильные и слабые места в рекламной стратегии.
Для успешного использования AIDA в маркетинге и продажах нужно помнить про особенности этой модели — про важность последовательных действий и изучения целевой аудитории. Нужно проходить все этапы последовательно, нельзя менять их местами или пропускать какие-то шаги. Перед созданием рекламы по AIDA необходимо тщательно изучить свою целевую аудиторию и в дальнейшем работать именно с ней.