Что такое эффект кобры

Эффект кобры: как не ошибиться в своем решении

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Принимая в своей жизни какие-либо решения, люди в большинстве случаев рассчитывают именно на то, что эти решения повлекут за собой положительные изменения. И это вполне естественно, ведь никто никогда не будет действовать в ущерб себе и своим интересам. Однако порой случаются ситуации, что, впрочем, далеко не редкость, когда эти, казалось бы, вполне перспективные решения дают результат прямо противоположный желаемому и ожидаемому. В итоге ситуация не только не разрешается, но ещё и усугубляется. У этого довольно-таки неприятного эффекта есть даже своё собственное название – «эффект кобры». В этой статье мы поговорим о его происхождении, а также дадим несколько советов на тему того, как не ошибиться в своём решении.

Само понятие «эффект кобры» впервые появилось в Индии во времена её колонизации англичанами. Они обнаружили, что в стране развелось огромное количество кобр, и от них нужно было скорейшим образом избавляться. Поэтому губернатором была обещана награда жителям за каждую принесённую змеиную голову. И поначалу всё шло по плану: количество змей резко сократилось. Но затем ситуация приняла другой оборот: местные жители, рассчитывая на награду, начали специально разводить кобр, результатом чего стало появление ещё большего количества змей в стране.

Подобная же ситуация случилась во Вьетнаме, в Ханое во время колониального правления французов. Там была разработана аналогичная программа, в которой награда гарантировалась каждому, кто принесёт убитую крысу. Но количество крыс также увеличилось, т.к. жители начали их разводить.

И последний пример эффекта кобры – крупная кампания по уничтожению воробьёв, вредивших сельскому хозяйству, проводимая в Китае в период между 1958 и 1962 годами. Массовое истребление воробьёв стало причиной серьёзных нарушений экологического баланса, итогом которых стало увеличение популяции насекомых, оказывавших на сельское хозяйство ещё большее пагубное воздействие и истреблявших урожай. В конечном счёте, благие намерения правительства привели к обширному голоду по всей стране.

Эти три примера не являются исчерпывающими, но прекрасно иллюстрируют суть эффекта кобры. Если у вас есть желание, вы можете ознакомиться и с другими примерами того, как власти, принимая определённые решения и прибегая к особым методам урегулирования каких-либо ситуаций, не учитывали реакцию людей, на которых эти методы были они рассчитаны. Большое количество таких примеров приводится в книге немецкого экономиста Хорста Зиберта «Эффект кобры: как избежать заблуждений в политике».

Рассматривая эффект кобры применительно к нашей повседневной жизни, можно без тени сомнения сказать, что и мы сами часто оказываемся в ситуациях подобных вышеописанным. Разница лишь в их масштабности. Именно для них часто употребляются выражения типа «Хотел, как лучше, а получилось как всегда» и т.п. Чтобы наши решения были верными и не приводили к отрицательным последствиям, в их принятии нужно руководствоваться несколькими принципами.

Как принимать решения правильно?

Самым главным условием принятия правильного решения является чёткое понимание того, для чего вообще это решение принимается. Т.е. вы должны максимально чётко понимать, что вы хотите получить. Если ваши цели будут размытыми, то и принимаемое решение будет нечётким. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, основательно продумайте то, к чему они должны и могут привести.

Следующее условие – это отсутствие сомнений. Любая неуверенность порождает всевозможные препятствия, и достичь какого-либо положительного результата будет очень сложно. Тем более, постоянные мысли о чём-то (негативные или позитивные) настраивают на определённую работу и ваше подсознание. Зная об этом, нужно программировать себя на удачу. Более всего для этого подходит чтение аффирмаций. Вы можете использовать, например, такую: «Любые мои решения всегда правильны и приводят меня только к успеху».

Кроме того, для принятия верных решений можно применять специальные техники. Мы рассмотрим две наиболее эффективные.

Техники для принятия верных решений

Декартовы вопросы

Эта техника является очень действенной в тех случаях, когда требуется принять какое-либо жизненно важное решение. Вы должны задать себе 4 вопроса, ответить на которые лучше всего письменно. Причём вариантов ответов должно быть несколько, т.к. это позволит оценить перспективы наиболее объективно. Итак, вот эти 4 вопроса:

В примере с отпуском мы учитывали в основном только положительные моменты, т.к. отпуск, как правило, связан именно с ними. Но анализ любого другого решения должен учитывать не только плюсы, но и минусы. Следует также иметь в виду ещё и то, что данная техника не подходит для ситуаций, когда требуется выбрать одно правильное решение из нескольких вариантов. Для таких случаев используется другая техника.

Матрица выбора

Как мы уже заметили, эта техника предназначена для выбора одного варианта решений из нескольких. Суть её такова: начертите таблицу из нескольких строк и столбцов. В строках запишите имеющиеся варианты, в столбцах – критерии, по которым вы будете оценивать эти варианты. Например, у вас есть варианты поехать в отпуск в Турцию, Египет или Таиланд. Оценить эти варианты можно по следующим критериям: затраты на поездку, дальность полёта, туристический сезон, особенности отдыха в стране, особенности тура, наличие достопримечательностей и т.п. Критерии вы выбираете сами.

Как только таблица будет составлена, оцените критерии каждого варианта по 5-ти балльной шкале. Затем посчитайте сумму баллов. Вариант, набравший наибольшее количество баллов, и станет тем решением, которое вам нужно принять.

И в заключение стоит дать ещё несколько простых, но эффективных рекомендаций, позволяющих принимать верные решения.

Несмотря на всё вышесказанное, нужно быть реалистами и смотреть на вещи адекватно – никто не застрахован от ошибок и принять неправильное решение может каждый человек. В случае если это произошло, ни в коем случае не нужно горевать по этому поводу и заниматься самобичеванием. Лучшим вариантом будет признать свою ошибку и заняться поиском способов исправления сложившейся ситуации. Только так вы сможете решить проблему и обрести душевный комфорт.

Мы желаем вам правильных решений и наименьшего количества ошибок!

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Эффект кобры в экономике

Попытки решить экологические, социальные или экономические проблемы с помощью, казалось бы, разумных и логичных мер — часто приводят ровно к противоположному эффекту. Как и почему это происходит — объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в двадцать пятом выпуске рубрики «Экономист на диване».

Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ

В прошлом сюжете я предлагал всем читателям подумать, как мог бы называться «эффект Стрейзанд» в экономике. В России его скорее нужно назвать «эффект Черномырдина» — в полном соответствии со словами бывшего премьер-министра: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Или даже хуже. Но на самом деле во всём мире его называют «эффектом кобры» — и всё из-за вклада англичан в историю Индии.

Дело было так. Лет двести назад англичане, колонизировав Индию, невзлюбили кобр и решили избавиться от них. Но как это сделать? Не то чтобы идея пришла от Адама Смита и первых принципов экономики. Однако колониальная администрация решила, что в основе всего лежат стимулы. А среди них лучше всего работают деньги. Вот и предложили англичане платить местным жителям за каждую убитую кобру.

Вы, кстати, помните, что такое стимул? Это острая палочка, которой толкали в эпоху античности слонов, коров и других крупных животных, чтобы они шли, куда нужно.

Так вот, предприимчивые местные жители решили не просто немного подзаработать на ловле диких кобр, но поставить прибыль на поток. Они начали создавать фермы и разводить кобр. Затем убивали их, сдавали англичанам и получали обещанный гонорар. Как итог — популяция кобр в Индии в тот период выросла в четыре раза. Англичане с помощью своей политики хотели извести ненавистных змей, но в итоге повлияли с точностью до наоборот, только увеличив их численность.

В экономике «эффект кобры» появился около 20 лет назад благодаря немцу Хорсту Зиберту. Он заметил, что эффект в равной мере работает и для мер социальной поддержки в Европе, например, пособий по безработице. В Германии они были очень щедрыми. Ответственные за социальную политику чиновники думали, что имеющие хорошую финансовую поддержку люди смогут спокойно и быстро найти новую работу. А это приведёт к снижению безработицы. Но в реальности гражданам понравилось получать деньги просто так и ничего не делать. В результате из-за щедрых пособий безработица в Германии только выросла.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что Россию с понятием «эффекта кобры» познакомил профессор Евгений Григорьевич Ясин. Он решил подготовить и выпустил перевод книги Хорста Зиберта с немецкого на русский. Так что если интересуетесь подробностями, то рекомендую взять её в библиотеке НИУ ВШЭ.
IQ

Источник

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобрыmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Эффект кобры — идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некоей проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведёт к прямо противоположному целям результату.

Английскому правительству не нравилось, что в вокруг индийской столицы живет много кобр. Британцы решили истребить всех кобр в округе — для этого они назначили награду за каждую убитую змею.

Сначала количество кобр в окрестностях Дели, действительно, резко упало. Но потом хитрые индийцы стали специально разводить змей, чтобы получать за них деньги. Программу пришлось свернуть. Кобры сразу же обесценились, и индийцы начали выпускать их на свободу. В результате, количество кобр в окрестностях Дели лишь увеличилось. Ситуация со змеями стала еще хуже, чем была.

Аналогичный случай произошел и во Вьетнаме времен французского колониального правления. Там правительство решило искоренить крыс. Местным жителям начали платить за каждый хвост убитой крысы. Вскоре французские власти заметили, что по Ханою бегают бесхвостые грызуны. Крысоловам было невыгодно убивать крыс — ведь они могли расплодиться и принести им еще больше хвостов, больше прибыли! В итоге крыс в Ханое стало еще больше и французы перестали скупать хвосты.

Американский историк Майкл Ванн утверждает, что не существует никаких документов, подтверждающих историю с кобрами в Индии. Но в случае с крысиными хвостами во Вьетнаме такие документы имеются. Так что термин «эффект кобры» было бы правильнее переименовать в «эффект крысиных хвостов».

Ещё пример: уничтожение воробьёв, масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями и повышению урожаев, созданной в Китае в рамках политики Большого скачка (1958—1962). Ликвидирование воробьёв привело к тяжёлым нарушениям экологического равновесия, в следствии которых сильно возросла популяция насекомых, уничтожавших урожаи. Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду.

Решения, принимаемые в отсутствии соответствующего анализа проблемы, не достигающие при этом желанного результата (и даже наоборот ) и приобрели название «эффект кобры».

Источник

Что такое эффект кобры и откуда появилось это выражение.

Идиоматическое выражение «эффект кобры» обозначает такое решение проблемы, от которого ситуация только усугубляется (цугцванг, одним словом). История его возникновения такова:

Во времена английского колониального правления в Индии развелось огромное количество кобр. Просто спасу от них не было. Для того, чтобы избавить страну от ядовитых тварей, правительство объявило премию за каждую голову убитой змеи. Индийцы с радостью взялись за уничтожение кобр и приспособились неплохо на этом зарабатывать. Через некоторое время кобры почти полностью исчезли, но вместе с кобрами, естественно, иссяк и источник доходов охотников за змеями. И тогда находчивые индийцы начали разводить кобр, чтобы по-прежнему сдавать их головы в обмен на деньги. В конце концов, премию за убитых кобр пришлось отменить.

Но к этому моменту ядовитых кобр, как оказалось, стало даже больше, чем до объявления премии.

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Эффект кобры, или как НЕ НАДО стимулировать население

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Нет, сегодня речь пойдёт не о дружном женском коллективе и не о бухгалтерии.

О Индии времён британского колониального владычества. А точнее об одном интересном факте.

Британская администрация заметила, что в стране развелось слишком много кобр. Для местных жителей, это конечно, тоже было проблемой, но в отличии от британцев они жили с ними с глубокой древности и примерно знали как с ними сосуществовать, а вот британцам было значительно тяжелее.

Тогда был издан указ, по которому любой предоставивший голову кобры получал денежное вознаграждение. И по началу как попёрло! Хоть открывай производство изделий из змеиной кожи! И действительно, количество змей резко сократилось. Но хитрые индусы быстро сообразили, что намного выгоднее змей разводить и затем уже продавать. И такие «змеиные фермы» многие начали практиковать. Британцы тоже не были идиотами и поняли откуда ноги растут. И отменили награду. Индусы, конечно, расстроились. Но зачем их тогда разводить? Они их и выпустили. Таким образом количество змей стало значительно выше чем до «закона об истреблении».

Аналогичная ситуация была и в Ханое во времена французского колониального правления во Вьетнаме, когда колониальные власти разработали программу уничтожения крыс, выплачивая вознаграждение за каждую убитую крысу. В результате население, чтобы заработать, тоже стало разводить крыс. И таких примеров масса!

Таким образом, решения властей в сферах экономики и политики, принимаемые без должного анализа проблемы, не достигающие при этом желаемого результата, и получили наименование «эффект кобры».

Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Лучший способ увеличения популяции редких видов животных.

Что такое эффект кобры. Смотреть фото Что такое эффект кобры. Смотреть картинку Что такое эффект кобры. Картинка про Что такое эффект кобры. Фото Что такое эффект кобры

Создать схему стимулирования, которая сработает и, более того, будет работать в течение продолжительного времени, ужасно трудно. Множество попыток стимулировать людей проваливаются, причем зачастую не просто проваливаются, а приводят к эффекту, абсолютно противоположному тому, какой ожидался.

Мехико в течение долгого времени испытывал транспортные проблемы. Загрязненность воздуха превышала все нормы, а пробки лишали возможности прибыть куда-либо вовремя. От отчаяния правительство придумало план регулирования транспортных потоков. Владельцев машин обязали один день в неделю оставлять автомобиль дома. День этот определялся числовой частью номерного знака автомобиля. Власти надеялись, что на улицы будет выезжать меньше машин, люди станут больше пользоваться общественным транспортом и уровень загрязнения воздуха снизится. Как сработал этот план?

Такое регулирование привело к увеличению числа машин на дорогах, уровень пользования общественным транспортом не изменился, и воздух не стал чище. Почему? Чтобы обойти запрет, многие люди купили второй автомобиль — чаще всего это был старый, дешевый и прожорливый драндулет.

Это явление иногда называют «эффектом кобры». Такое название возникло в то время, когда британские колониальные власти в Индии решили, что в Дели развелось слишком много кобр. Они объявили награду за каждую убитую кобру: приносишь змеиную шкурку — получаешь деньги. Это стимулирование прекрасно работало, настолько прекрасно, что породило новую отрасль — разведение кобр. Индийцы стали выращивать и забивать кобр, чтобы получить объявленное вознаграждение. В конце концов выплаты за убитых змей отменили, после чего змеезаводчики сразу выпустили всех кобр на свободу — вполне логичное решение.

Но несмотря на все это, вы можете обнаружить, что в мире до сих пор сохранилась привычка объявлять вознаграждение при желании избавиться от вредителей (например, плата за кабанов в Грузии и за крыс в Южно-Африканской Республике). А потому вновь появляются люди, которые обманывают систему. Марк Твен написал однажды: «Лучший способ увеличить популяцию волков в Америке, кроликов в Австралии и змей в Индии — объявить награду за их шкуры. Тогда всякий патриот немедленно начнет разводить их».

Источник

Эффект кобры в маркетинге

Сейчас поговорим про понятие «Эффект кобры» — и тут вы можете спросить, «парень, ты же маркетолог, причем тут змеи?». Я вам расскажу историю, отличную для легкого чтива на ночь. История довольно забавная, потому она и популярна в узких кругах.

Маркетинг – наука очень широкая, у которой даже нет определения, поэтому мы, маркетологи, очень любим адаптировать всякие интересности под себя, итак:

Давным-давно Англия колонизировала добрую часть планеты, в том числе и Индию, из которой вышла очень даже прибыльная колония, которая прям ложилась в британский менталитет, в частности из-за чая (Цейлон не причем, это на Шри-Ланке, кстати, тоже английская колония в прошлом).

И на удивление, проблем с колонией и не было, кроме ядовитых змей. Там и сейчас кобр хватает, а это крайне опасно, особенно, если вы не умеете с ними обращаться и тем более заклинать их духовыми инструментами.

Какое логичное решение можно было принять на месте англичан? Платить местным за голову каждой кобры. Эффективно, недорого — жители действительно стали убивать змей и получать за это деньги, а для кого-то это стало основным источником дохода. Все было бы хорошо, если бы ни одно «но» – выражение «наш народ непобедим» применимо и к Индии.

Кобр просто начали разводить дома, чтобы спокойно их убивать и получать награду. И вроде всех все устраивало, но, когда кобры в большинстве своем пропали с улиц (по сути они просто мигрировали в дома)– было принято свернуть программу ликвидации ядовитых змей.

А зачем вам дома кобра, за которую вы ничего не получите? Правильно, народ их начал массово выгонять на улицу – убивать их не нужно, но и кормить невыгодно, да еще и опасное домашнее животное, как ни крути.

И вот вам фиаско: если раньше случайные кобры заползали на улицы, то теперь улицы кишели змеями, которые привыкли жить с людьми и практически их не боялись. Разумеется, ситуация ухудшилась кратно.

Вот отсюда и понятие «Эффект кобры», под которым понимают буквально все действия, которые недостаточно продуманы и приводят к противоположным изначальному замыслу результатам. Проще говоря сформулировал В.С, Черномырдин «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

№ 1. Стимул для лояльных клиентов. Зачем он? Они так к вам лояльны, вы должны стимулировать тех, кто о вас еще не знает или не решился купить.

№ 2. Нечеткая цель маркетологу: «Увеличить конверсию в продажи течении короткого периода». Я согласен, что иногда и это точное тз, но все-таки тут нет про «предложить меры и согласовать план», от чего ваш маркетолог делает все, чтобы люди покупали без разбору – в народе это называют «впарить любой ценой».

По сути, виноваты все, но директор нечётко сформулировал задачу и не поставил ограничений. Вот и результат – выручки не сильно больше, а вот репутация прям просела, и это ведет к увеличению маркетингового бюджета.

Бонус коллегам, кто не в курсе: в этом примере нужно сосредоточиться на сопутствующих товарах — их значительно реже возвращают.

Тут речь не про постановку задач или обязанности сотрудников — это просто забавная и поучительная история и одно любопытное выражение.

Если вы не уделяете времени проработке плана и не думаете о возможных трудностях – шансы прочувствовать эффект кобры на себе у вас возрастают, и именно поэтому опытный маркетолог вам предложит сначала разработать стратегию и прикинуть риски. Пропуская этот шаг, вы перестаете управлять ситуацией, но самое печальное, что маркетолог может все это знать, просто руководство его может не слушать и требовать результат «сейчас».

И вот мой совет коллегам, если не есть возможность не работать с клиентом, который не думает о рисках, не волнуется за клиентов и свою репутацию – не работайте с ним, вам выйдет дешевле, ибо отрицательный кейс будет в вашем портфолио.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *