Что такое эффект замещения
Эффект замещения
Эффект замещения — эффект в микроэкономике, когда в наборе из двух потребляемых экономическим субъектом товаров один из товаров становится дешевле, и это сопровождается сверхпропорциональным ростом спроса на этот товар.
Из-за ограниченности бюджета экономического субъекта это означает, что удешевлённым продуктом замещается определённый объём потребления неизменившегося в цене продукта. Если падение в цене одного из продуктов влечёт за собой увеличение потребления обоих продуктов, речь идёт об эффекте дохода.
Пример
Кто-то питается мясом и рыбой. После падения цены на мясо он решает, что жертвуя определённым количеством рыбы, он может купить себе относительно больше мяса. В результате потребление рыбы сокращается, а потребление мяса увеличивается сверхпропорционально снижению цены.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Эффект замещения» в других словарях:
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ — (substitution effect) Часть влияния изменения цен на спрос, вызванное изменением относительных цен, при условии, что потребители получают достаточную компенсацию для сохранения прежнего уровня полезности. Эффект замещения противоположен эффекту… … Экономический словарь
Эффект Замещения — (substitution effect) Изменение в требуемом количестве товара при падении цены на него. сравни: эффект дохода (income effect). Обычно считается, что изменение цены товара имеет отрицательный эффект замещения на сам товар, то есть падение цены… … Словарь бизнес-терминов
Эффект замещения — [substitution effect] адаптация объемов спроса на товары к изменению их относительных цен. Например, если цена одного товара возросла, потребитель может увеличить потребление другого товара, который способен его заменить так, чтобы степень… … Экономико-математический словарь
эффект замещения — Адаптация объемов спроса на товары к изменению их относительных цен. Например, если цена одного товара возросла, потребитель может увеличить потребление другого товара, который способен его заменить так, чтобы степень удовлетворения осталась… … Справочник технического переводчика
Эффект замещения — SUBSTITUTION EFFECT Влияние изменения цены товара на его спрос. Снижение цены на товар обычно приводит к тому, что спрос на него растет. Часть этого роста обусловлена эффектом замещения. Более низкая цена товара Х при неизменных ценах на другие… … Словарь-справочник по экономике
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ — 1) изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими; 2) влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на количество этого ресурса, используемого потребителем … Энциклопедический словарь экономики и права
эффект замещения — 1) изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими. Например, увеличение цены на кофе приводит к росту потребления чая; 2) влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на… … Словарь экономических терминов
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ — изменение величины спроса на товар как результат изменения его цены по отношению к ценам других товаров … Большой экономический словарь
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ — – 1) влияние, которое изменение цены потребительского товара оказывает на его относительную дороговизну и, соответственно, на качество товара, которое потребитель купит при условии, что его реальный доход останется неизменным; 2) влияние, которое … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Эффект замещения — желание потребителя покупать больше того товара, на который снизилась цена, взамен тех товаров, на которые цены остались прежними и вследствие чего они стали относительно дороже … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Эффект замещения
Опубликовано 20.05.2020 · Обновлено 20.05.2021
Что такое Эффект замещения?
Эффект замещения – это снижение продаж продукта, которое может быть связано с тем, что потребители переходят на более дешевые альтернативы при повышении цены.
Продукт может потерять долю рынка по многим причинам, но эффект замещения – это просто отражение бережливости. Если бренд поднимает цену, некоторые потребители выберут более дешевую альтернативу. Если цены на говядину вырастут, многие потребители будут есть больше курицы.
Понимание эффекта замещения
Эффект замещения проявляется не только в поведении потребителей. Производитель, столкнувшийся с повышением цен на важнейший компонент, может перейти на более дешевую версию, произведенную иностранным конкурентом.
Как правило, когда цена продукта или услуги увеличивается, но доход покупателя остается неизменным, срабатывает эффект замещения.
Успех компании в переоценке своей продукции отчасти определяется тем, насколько эффект замещения компенсируется эффектом дохода.
Ключевые моменты
Когда цены падают
Как уже отмечалось, когда цена на товар растет, потребители склонны отказываться от него в пользу более дешевой альтернативы. Это может превратиться в бесконечную игру спроса и предложения. Цены на стейки растут, поэтому потребители заменяют свинину. Спрос на стейк падает, поэтому его цена падает. Потребители возвращаются к покупке стейков.
Это не означает только то, что потребители охотятся за покупками. Потребители делают свой выбор, исходя из своей общей покупательной способности, и постоянно корректируют их в зависимости от изменений цен. Они стремятся поддерживать свой уровень жизни, несмотря на колебания цен.
Краткая справка
Эффект замещения срабатывает, когда цена на продукт растет, но покупательная способность потребителя остается прежней.
Эффект замещения сильнее всего для продуктов, которые являются близкими заменителями. Покупатель может выбрать синтетическую рубашку, если бренд из чистого хлопка кажется слишком дорогим. Достаточное количество покупателей может сделать это, чтобы ощутимо повлиять на продажи обоих производителей рубашек. Если гольф-клуб увеличивает размер гонорара, некоторые участники могут уйти, но у них может не оказаться другого выбора, к которому они могли бы обратиться. Они могут просто отказаться от гольфа.
Эффект замещения и низкокачественные товары
Каким бы нелогичным это ни казалось, эффект замещения не может быть замечен, когда товары, которые подорожают, имеют более низкое качество. Фактически, более дешевый продукт, который дорожает, на самом деле может иметь увеличение продаж.
Товары, которые демонстрируют это явление, называются товарами Гиффена в честь викторианского экономиста, который первым заметил это. Сэр Роберт Гиффен отметил, что дешевые основные продукты питания, такие как картофель, будут закупаться в больших количествах, если на них вырастут цены. Он пришел к выводу, что люди с крайне ограниченным бюджетом вынуждены покупать еще больше картофеля, потому что их растущая цена делает другие продукты более высокого качества совершенно недоступными для них.
Товары-заменители могут быть адекватными заменами или товарами более низкого качества. Спрос на некачественный товар возрастет, когда общая покупательная способность потребителей снизится.
Эффект дохода и эффект замещения
Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения.
Эффект замещенияпоказывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими.
Эффект доходапоказывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество товаров, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ.
В микроэкономической теории возникает проблема, которая состоит в количественном разграничении этих эффектов, в определении того, насколько общее изменение величины спроса, вызванное изменением цен, обусловлено эффектом дохода и эффектом замещения.
В зависимости от определения неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е.Е.Слуцкого, только тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого дает возможность количественного решения проблемы на базе статистических данных. Графическая модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому изображена на рис.2.21. Точка касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1 определяет оптимальный выбор потребителя (точка А) при заданных ценах товаров и бюджете потребителя. Допустим, что цена товара X понижается. Теперь равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина характеризует общий эффект снижения цены в отношении величины спроса на товар X, т.е. сумму эффекта дохода и эффекта замещения. Для того чтобы рассмотреть отдельно действие эффектов, воспользуемся вспомогательной бюджетной линией MN3, которая имеет такой же наклон, как и бюджетная линия MN2 (это говорит об изменении цен). В то же время бюджетная линия MN3 проходит через точку A. Это означает, что при таком бюджетном ограничении потребитель имеет возможность приобретать первоначальный набор благ X1, Y1, т.е. неизменность реального дохода (по Слуцкому).
Рис.2.21. Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому
Если бы линия MN3 характеризовала бюджетное ограничение реального потребителя, то его равновесие соответствовало бы точке касания этой линии и кривой безразличия U3 (точка С). Это означало бы, что объем спроса на товар X вырос на величину Х3 – Х1. Так как бюджетная линия построена с учетом изменения цен, но без учета эффекта дохода, то данная величина является количественной характеристикой эффекта замещения. Эффект дохода равен Х2 – Х3.
Таким образом, снижение цены товара X привело к увеличению объема спроса на него как за счет эффекта дохода, так и за счет эффекта замещения.
Согласно подходу Дж. Хикса, отвечающему основным положениям ординалистской теории, реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. Подход Хикса к разграничению эффекта замещения и эффекта дохода представлен на рис.2.22. Первоначально выбор потребителя характеризуется набором товаров (X1, Y1) в точке касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1. Снижение цены товара X приводит к смещению бюджетной линии в положение MN2, а равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина характеризует общий эффект изменения цены. Проведем вспомогательную бюджетную линию MN3, которая параллельна бюджетной линии MN2, и значит, отражает изменившийся уровень цен и одновременно касается кривой безразличия U1. Это означает, что новый оптимальный набор в точке С имеет ту же полезность, что и первоначальный набор в точке А, и следовательно, согласно подходу Хикса, реальный доход потребителя не изменился.
Рис.2.22. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу
Поскольку бюджетное ограничение MN3 учитывает только изменение цен, то оно характеризует влияние на спрос только эффекта замещения, который определяется величиной . Соответственно, эффект дохода равен разности между общим эффектом и эффектом замещения, т.е.
.
Сравнив два подхода, можно увидеть, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.
Эффект замещения является всегда отрицательным, понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага, повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими.
Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис.2.22 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна).
Эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, т.е. чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис.2.23 общий результат повышения цены товара X (Х1 – Х2) раскладывается на эффект замены Х1 – Х3 и эффект дохода Х3 – Х2, при этом (Х1 – Х3) > (Х3 – Х2). Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается, т.е. объем спроса изменяется в том же направлении, что и цена.
Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
Эффект дохода и эффект замещения. В каком случае имеет место эффект дохода?
Экономические факторы, определяющие уровень цен, спроса и предложения на рынке, могут быть самыми разными. В ряде случаев их действие может предопределить появление так называемых эффектов дохода и замещения. Наблюдаться они могут в самых разных сферах бизнеса. Какова сущность отмеченных эффектов? Как они могут взаимодействовать между собой?
Сущность эффектов дохода и замещения
Что такое эффект дохода и эффект замещения? Рассмотрим их специфику последовательно.
Эффект дохода, в соответствии с распространенным определением, представляет собой воздействие на структуру потребительского спроса посредством изменения платежеспособности покупателя, сопровождающегося также корректировкой цены того или иного общественного блага. То есть как только стоимость товара снижается, человек получает возможность приобретать большее количество соответствующих продуктов, в то время как у него остаются денежные средства также и на приобретение других товаров. Эффект дохода имеет место в следующем случае — если тот или иной поставщик предлагает товар дешевле конкурентного.
В свою очередь, эффект замещения — индикатор, характеризующий изменение структуры спроса, сопровождающееся стремлением покупателей делать более дешевые покупки по типичным товарным позициям.
Эффект дохода — критерий, отражающий то, каким образом на величину спроса влияет изменение уровня платежеспособности покупателя. Дело в том, что человек может направить освободившиеся денежные средства — вследствие удешевления некоторого товара, на приобретение других продуктов, формируя тем самым в соответствующих сегментах продаж дополнительный спрос. Эффект дохода и эффект замещения можно рассматривать в едином контексте. Данные экономические явления могут наблюдаться одновременно.
Итак, эффект дохода характеризуется удешевлением товара, вследствие чего у покупателя при сохранении стабильности его выручки освобождаются дополнительные денежные средства, которые он направляет на покупку большего количества соответствующих благ, которые стали доступнее, либо на покупки других продуктов. Цена на товар падает — человек получает некий «искусственный доход», как будто бы его зарплата увеличилась, после чего может тратить его так, как посчитает нужным.
Эффект замещения характеризуется появлением на рынке более дешевых товаров тех категорий, которые привычны человеку, и он начинает приобретать именно их, часто отказываясь от покупок предыдущих изделий и замещая их более доступными по цене. Изучим особенности отмеченных экономических явлений подробнее.
Специфика эффекта дохода
Итак, эффект дохода предполагает, что человек получает возможность покупать больший объем товара (вследствие корректировки его цены) либо направлять высвободившиеся денежные средства на приобретение других благ. Тем самым стимулируется общий спрос на рынке. В среде экономистов возникают дискуссии по поводу влияния соответствующего тренда на капитализацию рынка.
С одной стороны, в абсолютном выражении объем денежных средств, которыми располагает покупатель, не меняется. С другой стороны, те компании, которые получают выручку за счет высвободившегося «искусственного дохода» человека и активизации его покупательских активностей в соответствующих сегментах, получают возможность развиваться дальше, увеличивать свою капитализацию, в частности, за счет новых инвестиций и кредитов, которые могут привлекаться в растущий бизнес. Таким образом, наблюдаемые на рынке внешние эффекты эффекты дохода вполне могут предопределяться.
Специфика эффекта замещения
Рассмотрим теперь подробнее специфику второго тренда. Эффект замещения предполагает, что структура потребительского спроса человека меняется в пользу выбора более дешевых товаров. При этом предполагается, что привычный для него продукт в силу тех или иных причин растет в цене. Результатом становится снижение спроса на более дорогой товар.
В некоторых случаях замещение происходит между товарами схожей группы, но не идентичными. Например, человек может в одинаковой степени симпатизировать яблокам и сливам. В случае если цены на первый вид фруктов начинают расти, человек может покупать их реже, одновременно покупая больше слив, если их стоимость меняется не настолько ощутимо либо остается прежней. Таким образом, в структуре потребления яблоки замещаются сливами.
Каким образом соответствующий тренд может влиять на экономику? Оценки экспертов, касающиеся рассматриваемого явления, также могут быть весьма несхожими. С одной стороны, выручка компаний, которые, условно говоря, производят яблоки, может значительно снизиться за счет того, что у покупателей меняются приоритеты, и они начинают активнее приобретать сливы. С другой стороны, как считают экономисты, увеличение цен на яблоки часто становится причиной как раз таки избыточного спроса на них. В этом смысле объем выручки компаний, продающих данный вид фруктов, может не уменьшиться вовсе.
Таким образом, эффект замещения может оцениваться, с одной стороны, как негативный экономический тренд (в случае если поставщик яблок повышает цены вынужденно, например, в силу сложностей в корпоративной бизнес-модели и недостатка ликвидности), с другой — как нейтральный или даже позитивный, так как рост отпускной стоимости фруктов может быть обусловлен как раз таки слишком большим спросом на них.
Взаимосвязь эффектов
Эффект замены и эффект дохода, рассматриваемые нами, как правило, активно взаимодействуют. Содержание соответствующих коммуникаций зависит от специфики конкретного товара. Вполне возможен вариант, при котором оба эффекта могут суммироваться, поскольку удешевление некоторых товаров, как правило, приводит к повышению интенсивности спроса на них.
Цикличность эффекта замещения
Вновь рассмотрим пример с яблоками и сливами. Предположим, первые подорожали, и спрос на вторые, соответственно, вырос. Вполне может сложиться ситуация, при которой на том или ином рынке (например, если говорить об отдельно взятом городе) появится попросту ажиотажный спрос на сливы. И это, в свою очередь, предопределит рост цен на них. После этого отпускная цена слив может вырасти, после чего расходы покупателей на приобретение данных фруктов могут выйти на уровень тех, как если бы покупались яблоки. После этого люди, имеющие, в принципе, одинаковые предпочтения, вновь могут видоизменить структуру своего потребления, в которой интенсивность покупки яблок сравняется с соответствующими показателями для слив. Таким образом, в данном случае наблюдается некая цикличность эффекта замещения.
Когда один эффект сменяется другим
В свою очередь, по факту падения спроса на сливы вследствие того, что покупатели начинают больше тратиться на яблоки, цены на соответствующие фрукты вновь снижаются. И здесь уже именно эффект дохода имеет место. Человек, привыкший тратить, условно говоря, по 100 рублей в день на яблоки и на сливы, наблюдает, что расходы на второй вид фруктов упали, условимся, что на 30 рублей. Данное количество денежных средств высвобождается, после чего покупатель может решить направить их на приобретение большего количества слив, яблок либо других фруктов. Таким образом, мы можем наблюдать ситуацию, когда один эффект постепенно сменяется другим.
Фактор потребительских предпочтений
На рынке может сложиться интересный тренд. Рассмотрим его на примере разных сортов яблок. Предположим, на рынке продаются фрукты высшего качества, среднего и низкокачественные сорта. Также условимся, что у потребителя яблок средние доходы. Получив зарплату, он сначала активно покупает фрукты высшего качества, после того как у него денежных средств становится меньше — переходит на среднюю ценовую категорию, и к моменту следующей зарплаты начинает уже приобретать самые дешевые яблоки.
Ситуация: на рынок розничных продаж фруктов выходит новый поставщик, способный предложить пусть и не очень качественные плоды, но крайне дешевые. Человек, который очень любит яблоки, в момент приобретения таковых от нового поставщика видит, что у него высвобождается наличность. Как мы знаем, эффект дохода имеет место в случае возникновения подобных ситуаций, то есть когда у покупателя появляется «искусственная» выручка. Человек, обнаружив у себя больше свободной наличности, направит ее, конечно же, на приобретение плодов высшего сорта — поскольку он является большим любителем яблок.
Таким образом, мы видим «чистый» эффект дохода, причем выглядящий весьма занимательно. Казалось бы: дешевеет один товар, причем худшего сорта, но растет спрос на другой — более качественный. Мы можем наблюдать то, насколько значимым фактором становится сложившаяся модель потребительских предпочтений человека. Если бы он не был любителем яблок, то, возможно, покупал бы их при некоторой необходимости (например, с целью добавить в пирог), ориентируясь на цену, а не на сорт. Но поскольку в нашем примере гражданин испытывает большую тягу к яблокам, то он по факту высвободившегося дохода будет покупать самые качественные. Наибольший эффект дохода, таким образом, может прослеживаться при покупательском поведении, характеризующемся выраженной лояльностью потребителя к качественным товарам.
Рынок труда: эффект дохода
Отметим, что рассмотренные нами экономические тренды могут наблюдаться не только в сегменте розничных продаж, но и в других сферах бизнеса. Так, вполне можно наблюдать эффект дохода и замещения на рынке труда. Рассмотрим пример.
Допустим, в небольшом городе открылся завод по выпуску холодильников и стиральных машин. Предприятие сформировало несколько сотен вакансий и наняло работников из числа жителей соответствующего населенного пункта. Одновременно в местном политехническом институте было запущено обучение инженеров по программам, адаптированным для технологических процессов, характеризующих сборку холодильников и стиральных машин.
Через 5 лет вуз выпустил первых выпускников, готовых трудоустраиваться на заводе. Руководство предприятия по сборке холодильников и стиральных машин решило воспользоваться возможностью привлечь выпускников за небольшую зарплату и опубликовало список соответствующих вакансий. Однако выпускники политеха не спешили с трудоустройством, поскольку компенсация установленного размера их не устроила. Предприятие, которые успело обзавестись инвесторами и вложилось в увеличение мощностей фабричных линий, открытых под новые вакансии, было вынуждено немного увеличить зарплатные предложения.
Некоторые выпускники политеха согласились работать за соответствующий уровень компенсации, и вакансии частично удалось закрыть. Некоторое время другие инженеры пытались найти работу на иных предприятиях города, но не смогли, поскольку их специализация была адаптирована к выпуску именно холодильников и стиральных машин. В результате они согласились идти работать на завод даже на ту низкую зарплату, что была предложена изначально.
Предприятие, которому не пришлось повышать зарплату «второго эшелона» инженеров до уровня «первого», высвободило денежные средства. Возник эффект дохода на рынке труда. Соответствующую выручку предприятие получило возможность потратить на цели, связанные с развитием бизнеса, в частности, на модернизацию производства.
Рынок труда: эффект замещения
Рассмотрим другой сценарий. В небольшой город с процветающим заводом по выпуску холодильников и стиральных машин стали съезжаться инженеры, имеющие соответствующую квалификацию, из других регионов страны, рассчитывая устроиться на высокооплачиваемую работу. Поскольку на растущем предприятии вакансии всегда были, а в случае необходимости открывались новые, инженеры легко трудоустраивались. Для многих из них зарплата, предлагаемая компанией, рассматривалась как вполне достойная (и она к тому же росла). Но постепенно инженеров, приезжающих в город, становилось все больше.
Предприятие, открывая новые вакансии, уже не могло себе позволить нанимать новых инженеров на высокую зарплату. Но поскольку между ними выросла конкуренция, многие специалисты соглашались на более низкую — и на заводе стали открываться новые цеха, в которых трудовые компенсации были меньше, чем в старых. Более того, зарплата инженеров «первого эшелона» перестала расти, а на некоторых производственных участках и вовсе снизилась. Недовольные специалисты стали увольняться, и на их место завод без проблем нанимал других, «конкурирующих» инженеров. Таким образом произошел эффект замещения. Предприятие получило возможность не увеличивать расходы на оплату сотрудников.
При этом если на рынке формируется соответствующих объемов предложение труда — эффект дохода и эффект замещения могут коррелировать. Например, если инженеры из других регионов страны, увидев, что зарплата на предприятии не растет, перестают приезжать в небольшой город. В этом случае дальнейший рост бизнеса становится под вопросом, поскольку предприятию нужны кадры на открывающиеся фабричные линии. Оно вновь вынуждено публиковать вакансии с высокой зарплатой, в отношении которой гарантируется регулярная индексация. В результате в город вновь едут инженеры — и зарплатные предложения на всем предприятии выравниваются, но спустя некоторое время в населенный пункт приедут специалисты, которые обязательно начнут «демпинговать». После этого завод вновь сможет воспользоваться эффектом дохода.
Универсальный индикатор
Самое интересное, что и в случае с рынком труда может наблюдаться ситуация, схожая с той, что мы рассмотрели на примере премиальных яблок и тех, что характеризуются невысоким качеством. Это возможно, если в политехническом институте, условно говоря, открывается программа производственной практики, в рамках которой студенты будут направляться работать на завод за половину зарплаты. Предприятие, сэкономив на соответствующих вакансиях, сможет открывать больше позиций для самых высококвалифицированных инженеров и нанимать их на работу.
Итак, вне зависимости от сегмента рынка эффект дохода имеет место в следующем случае: если среди конкурентных предложений какое-либо становится дешевле, после чего покупатель получает «искусственную выручку», которую может направить на те или иные цели. Эффект замещения происходит, если какое-либо из конкурентных предложений становится дороже — в этом случае покупатель предпочтет приобретать продукт или услуги (если говорить о рынке труда) у альтернативного поставщика или со стороны другой социальной группы, если вести речь об инженерах из примера, рассмотренного нами выше.