Что такое эгоцентрическая речь

Эгоцентрическая речь: виды, исследования Пиаже и Выготского

Эгоцентрическая речь – это разговор ребенка, который обращен к самому себе и сопровождает любую его деятельность. Она характерна для малышей в возрасте 5-7 лет. По мнению ученых, она считается нормальным явлением в развитии ребенка: разговаривая с собой, ребенок размышляет. Малыш не нуждается в слушателях, он просто обсуждает выполняемые действия сам с собой.

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

С точки зрения Жана Пиаже, эгоцентрическая речь связана с тем, что ребенок направлен на себя, а не на социум, поэтому он разговаривает сам с собой, а не с окружающими. Также он считал, что по тому, как формируется эгоцентрическая речь, можно судить о формировании детского мышления, после 5-6 лет она бесследно исчезает.

Эгоцентрическая речь, согласно культурно исторической концепции Л.С. Выготского, является одной из ступеней перехода ребенка от внешних действий к внутренней речи. Например, во внешнем плане малыш, собирая пирамидку, проговаривает, прикладывая одно колечко к другому для сравнения: «Это колечко больше — значит, его нужно надеть сначала».

Через время сам процесс сравнения и вывод о том, какое колечко нужно надеть сначала, а какое потом, уходит во внутренний план: ребенок сравнивает их мысленно и выполняет действие молча. Эгоцентрическая речь, по мнению отечественного психолога, переходит во внутреннюю и остается с человеком на всю жизнь.

Выводы Жана Пиаже

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Исследования Выготского

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

Так, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом от внешних действий к внутренней речи. Внешняя деятельность сворачивается до мыслей, это видно даже по детской сюжетно-ролевой игре в разном возрасте. В 4-5 лет малыши подробно проговаривают и выполняют действия, которые необходимы в процессе, например, берут воображаемую крупу, засыпают в кастрюлю, ставят на игрушечную плиту, раскладывают по тарелкам и предлагают «угоститься». При этом каждое действие проговаривают.

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Заключение

Эгоцентрическая речь – это нормальное явление в развитии ребенка. В дошкольном возрасте она не должна вызывать беспокойства у родителей. Проговаривая мысли вслух, малыш думает, и со временем эти размышления становятся его внутренней речью, оставаясь с ним на всю жизнь.

Источник

Эгоцентрическая и внутренняя речь. Проблематика Выготского и Пиаже о функциях и путях развития эгоцентрической речи

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Иногда мы встречаем такую форму речи и во взрослом возрасте, когда человек совершает какие-либо действия в первый раз, проговаривая вслух (как бы сам себе) свои действия.

Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности.

Таким образом, проговаривание своих действий вслух практикуется до тех пор, пока они не становятся навыком, который действует автоматически.

Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.

ПИАЖЕ.

Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течении месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок.

После обработки полученного материала Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».

1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

2) Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. « Слово для ребенка ближе к действию, чем для нас». Пиаже выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, даже когда он один, и должен сопровождать свои движения и игры криками и словами; 2) если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чео действие не могло бы само осущствиться.

Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!».

3) Монолог вдвоем или коллективный монолог. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только не говорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».

Пиаже выделяет отношение эгоцентрической речи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты и опровергали это утверждение Пиаже.

Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы.

Источник

Эгоцентрическая речь – что это в психологии?

В психологии существует такое явление, как эгоцентрическая речь. Под ним подразумевается разговор ребенка, обращенный к самому себе. Некоторых родителей пугают такие монологи в пустоту и бездумные повторения фраз, они начинают волноваться и выяснять, а не страдает ли их малыш каким-то психическим заболеванием.

В этой статье мы рассмотрим понятие эгоцентрической речи и выводы ученых, чтобы понять, так ли опасно это явление в детском возрасте.

Эгоцентризм речи у детей и взрослых

Случается, что малыш разговаривает вслух сам с собой, сопровождая комментариями каждое свое действие. Обычно это явление характерно для ребятишек в возрасте от 3 до 7 лет, дети при этом не нуждаются в слушателях, они размышляют, проговаривая слова для себя. Ученые высказывают гипотезы, что по такой эгоцентрической речи можно понять этапы детского мышления.

У взрослых тоже можно заметить эгоцентризм в речи. Как правило, это происходит, когда человек начинает осваивать новое для себя дело и для лучшего запоминания проговаривает незнакомые действия или понятия. Эта привычка исчезает довольно быстро – после того, как вырабатывается автоматизм действий.

Психологи не видят опасности для развития ребенка и для психического состояния взрослого в подобных разговорах, но давайте рассмотрим выводы известных ученых подробнее.

Какие выводы сделал Жан Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил исследованию детской речи много лет, пытаясь понять, для чего детям нужны такие разговоры. С точки зрения исследователя, при помощи эгоцентрической речи можно определить, как ребенок развивается, каково его мышление. Эту гипотезу многие психологи не поддержали, и явление эгоцентрической речи стали изучать активнее.

По мнению Ж. Пиаже и детская, и взрослая речь имеет множество функций. Донести свои мысли до собеседника – это лишь одна из многих функций. Психолог наблюдал за детьми в «Доме малюток» и выяснил, что у детей есть 2 вида речи: эгоцентрическая (чтобы общаться с самим собой) и социализированная (чтобы общаться с социумом).

Какие бывают виды эгоцентрической речи

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Согласно гипотезе Ж. Пиаже, в раннем и дошкольном возрасте ребенок мыслит эгоцентрично и не стремится к тому, чтобы его речь была понятна кому-то еще.

Эгоцентрическую речь психолог поделил на три категории:

«Эхолалия». В возрасте двух лет кроха повторяет слова и звуки, которые где-то услышал, не понимая их смысла и ни к кому не обращаясь.

«Монолог». Малыш сопровождает свою деятельность словами и при этом не нуждается в собеседниках. Например, раскрашивая картинку, приговаривает: «Теперь возьму оранжевый карандаш и раскрашу лисичке хвост».

«Коллективный монолог». Это наиболее социализированный вариант речевого эгоцентризма, то есть, такой монолог на двоих возникает, когда двое детей пытаются наладить диалог, приобщить к своей мысли другого, но при этом ничего не предпринимают, не пытаются быть услышанными, слова по-прежнему проговариваются для себя.

По результатам своего исследования Жан Пиаже сделал выводы:

речь малыша не похожа на речь взрослого человека, потому что не является средством общения, а имеет своей задачей подражать или помогать себе действовать;

мышление ребенка эгоцентрично, то есть он разговаривает для себя, и ему все равно, поймет ли его собеседник или нет.

Впоследствии эти выводы опроверг советский психолог Лев Выготский.

Какие выводы сделал психолог Выготский

Лев Семенович Выготский был не согласен с психологом из Швейцарии, и в качестве доказательств привел результаты собственных исследований. Его теория состояла в том, что эгоцентрическая речь как бы перемещает ребенка из окружающей среды и внешних действий во внутреннюю речь.

Это происходит примерно по такой схеме:

Малыш слышит от мамы: «Не сиди у открытого окна, ты можешь упасть и разбиться».

Видя открытое окно, ребенок проговаривает про себя без необходимости быть услышанным: «Сидеть у окна нельзя, можно упасть».

При виде открытого окна, крошка уже внутренне говорит сам себе, что сидеть на подоконнике нельзя.

Так эгоцентрическая речь помогает ребенку свернуть внешнюю деятельность до мыслей.

Стоит ли родителям беспокоиться?

Психологи успокаивают родителей, что привычка проговаривать действия и мысли является нормальным этапом в развитии ребенка. Мозг в дошкольном возрасте еще развивается, а потому не способен удержать большое количество информации. Со временем такая речь совершенствуется и принимает вид осознанных рассуждений, а далее и вовсе перерождается в исключительно внутренний мыслительный процесс.

Эгоцентрическая речь не предполагает наличие какого-либо психического расстройства у ребенка, а является всего лишь переходным периодом развития логики и мышления. Поэтому родителям рекомендуется не волноваться и не пытаться заставить малыша прекратить такие разговоры с самим собой.

Наши дистанционные курсы в области психологии помогут разобраться в этом и в других явлениях психоэмоционального развития детей, а также научат справляться со многими проблемами взрослых.

Источник

Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие

Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.

Эгоцентрическая речь – это уникальная и интересная концепция, которая встречается у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрик» предположительно имеет отношение к самому себе.

Эгоцентрическая речь – это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.

Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.

Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.

Например, когда он кормит куклу или играет с машиной, он говорит что-то вроде: «Теперь я собираюсь покормить куклу» или «Теперь машина будет ехать по полу».

По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Выводы Жана Пиаже

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Что такое монолог?

Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный вид речи не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

О чем может рассказать данное явление?

Эгоцентрическая речь проявляется в том, что, говоря, ребенок совсем не интересуется, кто его слушает и слушает ли его кто-то вообще. Эгоцентрической эту форму языка делает, прежде всего, разговор только о себе, когда ребенок даже не пытается понять точку зрения своего собеседника. Ему достаточно лишь видимого интереса, хотя иллюзия того, что его понимают и слышат, у ребенка, скорее всего, присутствует. Он также не пытается своей речью оказать какое-либо воздействие на собеседника, разговор ведется исключительно для себя.

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь

Исследования Выготского

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

Противоречивое мнение психолога

Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть фото Что такое эгоцентрическая речь. Смотреть картинку Что такое эгоцентрическая речь. Картинка про Что такое эгоцентрическая речь. Фото Что такое эгоцентрическая речь
Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств

Расстройства речи— собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.

Расстройства (нарушения) речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Основные виды речевых нарушений:Дислалия— (от греч.dis — приставка, означающая частичное расстройство, и laliо — говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия яляется одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже — пропуски).

Известны две основные формы дислалии: функциональная и органическая. Функциональная дислалия — отсутствие органического нарушения в строении артикуляционного аппарата. Органическая (механическая) дислалия – наличие анатомических дефектов органов артикуляции (зубов, челюстей, языка, нёба).

У детей, как правило, дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.Заикание- нарушение речи, при котором речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных звуков, слогов или целых фраз. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту).

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста. 1.1. Понятие о дислалии 6 1.2. Акустическая и артикуляционная характеристика свистящих звуков в норме и патологии 12 1.3. Обзор методик по выявлению нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 18 Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по …

Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха.Афазия(от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) утрата речи – системные нарушения речи, которая уже была развита. Афазия возникает при локальных органических поражениях коры левого полушария (у правшей) в результате перенесенных травм, опухолей и т.д. Афазия затрагивает фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяется семь форм афазии: сенсорная афазия (нарушение фонематического слуха); акустико–мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти); оптико–мнестическая афазия (нарушение зрительной памяти); семантическая афазия (дефекты симультанного анализа и синтеза); афферентная моторная афазия (нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов); эфферентная моторная афазия (нарушение кинетической организации речевых актов ); динамическая афазия (нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Развитие воображения у детей с нарушениями слуха

Федеральное Агентство по образованию и науке Российской Федерации ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: « Развитие воображения у детей с нарушениями слуха» Йошкар-Ола 2010 Оглавление Введение 1. Развитие воображения и его роль в жизни ребенка 2. Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха 3. Упражнения направленные на развития воображения …

Дизартрия возникает при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Эти поражения могут произойти во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Неврологические синдромы поражения коры больших полушарий

Строение Кора большого мозга (плащ) представлена серым веществом, расположенным по периферии полушарий большого мозга. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 кв. мм, причем на выпуклые (видимые) части извилин приходится 1/3, а на боковые и нижние стенки борозд — 2/3 всей площади коры. Толщина коры в различных участках неодинакова и колеблется от 1,5 …

Кинестезическая моторная алексия определяется нарушением кинестезической основы речевого процесса. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).

Кинетическая (эфферентная) моторная алексия, при которой нарушается кинетическая, сукцессивная организация речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

И особая форма алексии, при которой нарушается целенаправленный характер чтения, отключено внимание. Возникает при поражении коры лобных долей мозга. Также существуют два вида нарушения темпа речибрадилалия- патологически замедленный темп речи,и тахилалия- патологически ускоренный темп речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *