Что такое эвристический метод в литературе
Эвристика: что это простыми словами, методы эвристики
Как человек решает свои проблемы? В большинстве случаев, он выбирает между возможными альтернативами. Если говорить более научным языком, человек использует метод полного ненаправленного перебора возможных альтернатив. Это предполагает огромное количество вариантов исхода событий. Анализ каждого варианта может занять приличное время, а это один из самых дорогих ресурсов. В любой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда необходимо принять решение в условиях ограниченного времени. Именно тогда, на помощь приходит эвристика.
Что такое эвристика?
Эвристика (от др.греч. «εὑρίσκω» (heuristiko) — находить и открывать) – это научная область, которая изучает и анализирует созидательную деятельность человека, то есть умение приносить подлинную пользу: материальную, моральную, техническую и другое. Эвристика представляет собой симбиоз из элементов психологии, математики, философии, физики, теории об искусственном интеллекте, лингвистики структурного типа и теории информации. Эвристику можно трактовать по-разному, в зависимости от области её применения. В общем понимании слова –
В разных изданиях можно встретить разные трактовки термина «эвристика», вот, к примеру:
Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.
Методы эвристики
Любой метод – это инструмент для получения каких-либо знаний, или решения каких-либо задач. Эвристика сама по себе уже является «оружием» для расширения рамок сознания. В условиях неполноценной информации и четкого плана для решения проблемы, эвристические методы позволяют использовать различные логические приёмы и методики. Симбиоз научных исследований и изобретательного творчества позволяют достичь поставленной цели.
Учитывая тот факт, что эвристика – это молодая наука, она пока лишена многих фундаментальных понятий. К примеру, это проявляется по отношению определения эвристического метода. Однако, несмотря на некоторые «погрешности», существуют методы, которые во многом могут помочь современному человеку выстроить правильный алгоритм действий при решении личных, или профессиональных проблем. Вот самые яркие примеры эвристических методов:
История развития эвристики
Отцом-основателем самой сути эвристики считают Сократа. Он имел особенный подход при обучении своих последователей. Для того, чтобы человек смог познать суть предмета, или явления, великий философ использовал наводящие вопросы. Это позволяло ученику выстроить логическую цепочку, и в правильной последовательности «осознать» суть вещи. Подобные диалоги назывались «сократическими беседами» именно они по мнению многих легли в основу эвристических методов.
Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.
Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.
Заключение
Эвристика – это древнегреческая философия, призванная познавать каждое явление и предмет, которая упакована в современные технологии и термины. Эвристические методы, несмотря на свою «незрелость» во многом способны облегчить жизнь людям разных возрастов и профессий, меняя при этом привычные рамки их мышления.
Эвристический и исследовательские методы преподавания литературы и их использование в процессе обучения литературе в школе.
Эвристический метод (частично-поисковый)
Для эвристического метода характерны следующие приемы:
1. Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний.
2. Построение системы знаний по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно).
3. Постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.
Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний. Виды деятельности учащихся при эвристическом методе: подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.
Цель исследовательского метода – раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.
Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.
Исследовательский метод близок к эвристическому по наименованию и функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения.
Исследовательский метод применяется на уроках, но особенно на семинарских занятиях, литературных конференциях. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.
Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи и т.д.; краеведческие изыскания и другие работы. Результаты могут быть оформлены в виде докладов (на семинарских или обычных классных занятиях); в том числе для учащихся других классов; в сочинениях; в выступлениях на диспутах; в статье для газеты или школьного литературного журнала.
В процессе выполнения этих работ школьники в большей степени овладевают методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства учителя. При исследовательском методе надо быть особенно требовательными к обстоятельности анализа и доказательности суждений учащихся. Этот метод должен развивать у школьников умения пользоваться каталогом, находить книги, нужные для выполнения задания, уметь их просматривать, выбирать интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять планы своих устных и письменных выступлений и сочинений.
Эвристический и исследовательский методы в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениям, связанными с работой по данному учебному предмету.
Применение только этих метод не обеспечивает достаточной широты и – главное – систематизации знаний. Самостоятельное усвоение всей необходимой суммы знаний потребовало бы значительно большего времени, чем допустимо в условиях общеобразовательной средней школы. К тому же, есть такие знания (например, историко-литературные факты), которые не могут быть приобретены путем размышлений, а отсылать учащихся к сложным для них научным трудам, энциклопедиям нецелесообразно. В этих случаях лучше самому учителю дать необходимый материал или рекомендовать прочесть его в доступных изданиях, прежде всего – в учебниках. Таким образом, в процессе преподавания литературы в школе необходимостью становится репродуктивный метод.
Методы и приемы эвристического обучения на уроках литературы
Методы и приемы эвристического обучения на уроках литературы
ЦО №47, учитель литературы
В современном образовании обозначилась проблема отчуждения ученика от внешне задаваемого для него образования. Знаниеориентированная система воспитывает потребителя, энциклопедиста, утрачивая творца и деятеля. Происходит усвоение готовой информации, а не освоение реальной действительности. Это приводит к ослаблению мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала. Развивается негативное отношение к учебе, нежелание учиться. Учащийся не может самореализоваться в быстро изменяющемся мире, воздействовать на него. А от современного человека требуется действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать цели, действовать продуктивно. Для этого необходим иной подход к обучению. Таковым и является эвристическое обучение. Его методы развивают в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.
Рождение эвристического обучения связывают с методом обучения Сократа, основным принципом которого является «знающее незнание» («Я знаю, что я ничего не знаю»), т. е. признание недостаточности знаний и развертывание на этой основе процесса незнания – припоминания. Уточняется, что я все-таки не знаю, выделяется объект незнания, и начинается процесс его освоения. Обучение идет через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины явления, предполагая проживание учеником этого явления. «Вглядываясь, вчуствоваясь и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю икону или картину современного художника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни. В познании он оказывается сродни великим ученым, художникам…»
Эвристическое обучение ориентируется на достижение неизвестного заранее результата, для него важен процесс постижения знания, в результате учащийся не пассивно приобретает знание, а создает его, знание становится личным опытом учащегося.
На уроках литературы мы попытались апробировать некоторые технологии эвристического образования. Назовем лишь некоторые методы эвристического обучения: метод эмпатии, гипотез, символического и образного видения, взаимообучение и самооценка, конструирование понятий, прогнозирование, мозговой штурм и др.
Существуют различные типы заданий – это задания креативного типа, когнитивные, оргдеятельностного типа, поисковые. В своей работе мы использовали разные их виды. Креативные: учащиеся давали своими словами определения различных понятий, создавали эссе, письмо, диалог, сочиняли афоризмы, составляли свои вопросы к произведению, придумывали задания, разрабатывали викторины, составляли каталог книг на разные вкусы «кислые», «соленые», «сладкие», изобретали свои символы. Особенный интерес у школьников вызывает составление вопросов и заданий. Так, ученики 7 класса при изучении повести «Станционный смотритель» придумали следующие вопросы и задания:
1. Какие картины висели на стенах в доме смотрителя? Какой они имели смысл?
2. Какие обстоятельства сблизили рассказчика и смотрителя?
3. Что такое станционный смотритель?
4. Как вы думаете, почему к станционным смотрителям так плохо относились?
5. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила «чин чина почитай» ввелось бы «ум ума почитай»?
6. Почему гусар перестал злиться на смотрителя и внезапно заболел?
7. Что для смотрителя означали слова: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром»?
8. В чем символичность представленной картины: «три темные комнаты, в одной из них горел огонек»?
9. Придумайте символы следующим героям: Самсон Вырин, Дуня, Минский.
10. Почему Дуня покинула отца?
11. Каково было настроение героя-рассказчика, когда он вернулся на станцию спустя несколько лет?
12. Как звали смотрителя?
13. В какое время происходят действия в повести?
14. Как вы думаете, кем была незнакомка, посетившая могилу смотрителя?
15. Чему научил мальчика Ваньку смотритель?
16. Почему умер Самсон Вырин?
17. Найдите в тексте повести описание кладбища, на котором похоронили смотрителя. На какие размышления оно вас наводит?
Особенность приема заключается в том, что школьники учатся видеть неоднозначность художественной книги, проблемы, которые поднимает автор. Через этот прием формируется способность внимательного и вдумчивого чтения, развивается рефлексия.
Задания когнитивного типа: придумывание своей версии решения поставленной проблемы, исследование объекта, слова; поиск способов подтверждения версий или заданий, установление закономерностей, сходства; перевод с языка одного произведения на другой. Например, нарисуй музыку, переложи сказку на стихи. Особого внимания заслуживает работа с культурно-историческим аналогом, которая помогает учащимся адекватно воспринимать прочитанное, углубляет знания учащихся. Так при изучении рассказа «Кавказский пленник» перед изучением темы «Мы живем, потому что мы разные» ребята получили домашнее задание: проведите исследование и установите, какие обычаи свойственны горцам. Для этого заполните таблицу своими наблюдения из текста с описанием костюма, жилища, поведения. Затем на уроке, чтобы понять традиции и обычаи горцев, характер этого народа, посмотреть на мир их глазами, учащимся предлагается познакомиться с культурой татар через работу в группах по карточкам. Например, карточка №1:
Что связывает суровых горцев с заснеженными вершинами величественных гор Кавказа?
В чем выражается родство горы и сакли?
Ответ на эти вопросы содержится в тексте:
После обсуждения в группах и представления ответов, учитель выясняет у ребят, что нового они открыли для себя, работая с карточками, помогло ли это им в понимании рассказа «Кавказский пленник» и в чем именно. Постепенно учитель приводит учащихся к мысли о духовном родстве людей, о том, что понимание между людьми разных культур и национальностей поможет разным народам жить в мире.
Задания оргдеятельного типа: разработать план своей домашней, классной или творческой работы, составить план изучения данной темы; рефлексия; написать отзыв, рецензию на произведение, работу одноклассника; самооценка своей работы; написать кратко, например, что такое совесть. На наших уроках учащиеся работали с различными словами-понятиями, им было предложено дать определении словам Вечное, Временное. Вечное – «то, что никогда не перестанет существовать», «это истинные ценности: любовь, милосердие, добро», «это то, что было до нас, при нас, и будет после нас». Временное – «мимолетное», «повседневное», «сегодня это нужно человеку, а завтра утрачивает свою ценность», «то, что длится недолго». Вначале учебной четверти восьмиклассники получили задание составить план литературного чтения на четверть, постараться обосновать свой выбор. Приведем несколько работ.
Д. Лондон «Белый клык», Г. Райдер «Копи царя Соломона».
2) Для саморазвития, самопознания
В. Маяковский «Мама и убитый немцами вечер» (люблю стихи этого поэта, в них глубокий смысл), «Герой нашего времени» ( по совету мамы).
Ильф и Петров «12 стульев» (интересный сюжет, искрометный юмор)
1) «Пиковая дама» (меня заинтересовало мистическое название и рассказы мамы об этом произведении);
2) «Мертвые души» (однажды эта книга попала мне в руки, я прочитала начало, захватывающе, кроме того, это классика, о которой все говорят, да и что значит мертвые души?)
3) «Последний из могикан» (хорошо провести время за увлекательной книгой).
Поисковая работа в группах: объяснение друг другу вопроса, темы; объяснение нового материала учеником; разработка и проведение учеником фрагмента урока; определить и записать перечень вопросов по изучаемой теме; составить инструкцию, например, «Как слушать стихи», «Как читать стихи», «Как читать книгу». Так, например, восьмиклассники в своих инструкциях «Как читать книгу» давали следующие советы: «нельзя читать поверхностно, диагонально, быстро», «читать нужно не для кого-то, а для себя», «выпиши цитаты, которые тебе нравятся, выражают какую-либо важную мысль, пригодятся при ответе на уроке», «книгу читать нужно добросовестно», «чтобы понять книгу, нужно перечитать ее несколько раз», «читать нужно в спокойной обстановке, не включать телевизор или радио».
Одним из приемов эвристического обучения является обучение учеников целеполаганию, например, из данных высказываний выберите то, с которым вы согласны, сформулируйте цель, которую вы будете стремиться достичь; сформулируйте свои цели изучения литературы на 1 четверть; поставьте цель своей домашней работы. Мы предложили учащимся поставить свои цели изучения повести «Капитанская дочка», ребята написали следующее: «понять смысл прочитанного», «сформировать свою точку зрения», «развитие своего духовного мира и расширение культурного кругозора», «попытаться встать на место героев», «выяснить, почему повесть называется «Капитанская дочка», «почерпнуть новые мысли», «сравнить современность и прошлое».
Таковы некоторые особенности методики эвристического обучения. Приемы, о которых мы рассказали, вызывают в ребятах интерес к изучению литературы, помогают им самореализоваться, учат их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь.
Хочется отметить еще одно свойство эвристического обучения: оно заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.
Эвристический метод на уроках литературы.
Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.
Приемы, с помощью которых данный метод реализуется на отдельном уроке, могут быть разнообразными. Очень ярким приёмом является организация дебатов. Для этого необходимо сформулировать суждение, которое даёт возможность альтернативного толкования и на этой основе организовать дискуссию. Например, на уроках литературы по программе В.Г. Маранцмана при изучении творчества А.С.Пушкина рассматривается «Сказка о золотом петушке». Заключительный урок темы имеет следующее название «Заслуживает ли царь Дадон сурового наказания?». Преобразуя данный вопрос в утверждение «Царь Дадон заслуживает суровое наказание», я организую дискуссию, в ходе которой одна группа ребят приводит аргументы в подтверждение указанного выше суждения, а другая пытается его опровергнуть. Аргументация своей точки зрения должна быть построена на тексте сказки. Каждый контраргумент по своей смысловой направленности должен соотноситься с аргументом предложенным другой группой ребят. Например, царь Дадон заслуживает сурового наказания, так как он убивает беспомощного старика – звездочёта, всего лишь пришедшего забрать долг. Контраргументом другой группы становится мысль о том, что царская власть стояла выше закона и очень часто выше человеческой жизни. В качестве примера приводят Ивана IV. В том же русле приводились и другие аргументы и контраргументы. Работа настолько понравилась ребятам, что в обсуждении активно участвовала большая часть класса. На тот же контраргумент о неподсудности царской власти ребята привели аргумент из истории (версия, имеющая место среди определённого круга историков) России о том, что Иван IV своей жестокостью в том числе создал одну из предпосылок Смутного времени, а именно, убив одного из своих сыновей, он спровоцировал династический кризис, связанный с пресечением правящей династии.
Данная форма работы развивает все виды УУД. Это и коммуникация (умение слушать оппонента и отвечать ему соразмерно его словам) и регуляция (каждая группа, слушая аргументы и контраргументы другой группы, выстраивала четкую систему суждений, опровергавших предшествующие тезисы (целеполагание, планирование, саморегуляция, коррекция), познавательные УУД (поиск и выделение информации, подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений. Такие уроки, как работа над сказкой А.С.Пушкина стимулируют развитие личностных УУД. Азарт и стремление победить оппонента в споре рождают функцию смыслообразования, когда в конкретной ситуации ребёнок учится не для учёбы, а для удовлетворения личностных потребностей, но при этом выполняя учебную задачу на урок. Условием успешной реализации данного приёма в рамках одного урока является тот факт, что источником организации дебатов стал небольшой по объёму исходный текст и работа учителя, направлявшего дискуссию в необходимое для решения цели урока русло.
Ещё одним приёмом, развивающим УУД разной направленности является метапредметная работа с научными и этическими понятиями. Примером такой работы является изучение сказки А.Н.Островского «Снегурочка» (по программе В.Г.Маранцмана). Тема «Что такое счастье?» позволила вывести обсуждение данного понятия на метапредметный философский уровень, показать, что вроде бы положительная категория в интерпретации разных персонажей сказки приобретает черты далёкие от высоких нравственных идеалов (Бобыль и Бобылиха) или приводит к трагедии главных персонажей (Снегурочка и Мизгирь).
Таким образом, эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.