Что такое начало текста
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
В) это введение читателя в содержание текста
Как правильно начать любой текст? Особый прием
Проблема первого предложения – боль и мука тысяч копирайтеров. Нередко случается так, что ты, в принципе, готов писать, но вот что сказать первым и как сказать – вопрос мучительный. И вот сидишь, психуешь, а все не можешь «зайти» в текст.
Практик, которые бы позволили написать первое предложение и начать писать (уже наконец-то) любой материал, достаточно много.
Перечислю только самые известные:
Метод фрирайтинга. Ты садишься и буквально сходу пишешь, пишешь, пишешь. Быстро, не думая и ничего не исправляя. Вот как началось, так и началось. Потом можно поправить, но, главное, разбег взят.
Метод «Дело было так». Этот нехитрый прием отлично знают журналисты и частенько применяют его на практике. Работает метод крайне просто: ты садишься, произносишь про себя волшебную фразу «короче, дело было так» и затем пишешь то, что пришло в голову уже после нее.
Метод « Перевернутая пирамида». Тоже полезный и достаточно простой способ «начать хоть как-то». Ты берешь любые факты, которые тебе известны и ставишь их в самое начало. Так, кстати, пишут все классические пресс-релизы. Правда, отличие в том, что нам потом придется все это поправить, когда «распишемся», а для пресс-релиза это норма.
Клянусь бамбуком: все три метода отлично работают. НО. Дело в том, что у меня-то есть еще один, собственный метод написания первого предложения. И я, конечно, не могу его не прорекламировать.
Метод «Конверсионный разговор»
Прежде чем рухнут занавесы, сразу скажу: можно начинать абсолютно любой текст с помощью этого приема. Продающие материалы. Информационный контент. Тексты для рассылок. Что угодно. Вот за это я больше всего его люблю и ценю.
Принцип «Конверсионного разговора»:
Фишка в том, чтобы не говорить с толпой, а говорить с человеком. С очень- очень конкретным человеком, которого вы себе представили. Начать разговор напрямую, с темы, которая его волнует. Сразу же бить в четкие интересы человека. Говорить на тему, которая ему близка.
Говори то, что заставит его смеяться, думать, соглашаться. Переводи «просто послание» в конверсию. Сразу. Сходу.
Например, если мы продаем аудит текстов, мы можем написать так:
Если мы продаем демонтированные железобетонные плиты, то можно сказать так:
Даже новые плиты выглядят как б/у. Это же бетон, он всегда некрасивый. Только за б/у «некрасивые» плиты вы платите в 3 раза меньше, да и срока годности у плит нет.
Если информационная статья о том, с чего начать в копирайтинге, то:
Решились стать копирайтером? Тогда вам нужен план роста. И он уже готов!
Уловили мою идею?
Говорите с человеком, с конкретным человеком, не замыкайтесь в рамках сжатого бормотания для всех. Когда вы говорите со всеми, вы боитесь, вы зажаты. Когда вы говорите одному и ждете конкретной реакции, то и голос ваш уже другой.
А самое главное: вы всегда найдете, с чего начать первое предложение. Все же говорить с одним человеком – не так страшно, чем говорить с тысячами. Вы тысячи раз так делали, и сейчас справитесь.
А еще у нас отдельный сервис для начала любого текста “Чистый лист”. Попробуйте!
Руководитель проекта “Панда-копирайтинг” и Университета копирайтинга. Создатель убедительно-позитивного стиля. Автор нескольких книг о копирайтинге
Как строится текст. Начало текста.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Как строится текст. Начало текста.
повторить, что мы знаем о тексте; предложение и пословица;
повторить части текста.
продолжить развивать устную и письменную речь, используя для этого разные тексты;
учиться строить речевые высказывания, доказывать своё мнение, используя знания о тексте.
развить связную речь, мышление, память, внимание.
развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию;
воспитывать аккуратность, умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
для учителя: конспект, учебник, раздаточный материал, презентация.
для учеников: учебник, тетрадь, дневник, пенал
I . Самоопределение к учебной деятельности.
Сейчас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столе должны лежать дневник, пенал, учебник и тетрадь в линейку.
Надеюсь, вам будет интересно, вы будете активно работать.
Проверка готовности к уроку.
Из каких частей состоит текст?
Как выбрать заголовок текста?
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Текст имеет начало, основную часть и окончание .
Заголовок текста выражает главную мысль и соответствует его содержанию.
Единство текста – предложения связаны по смыслу, все части текста и предложения следуют в определённом порядке, соблюдается единое настроение.
Как вы думаете зачем мы вспомнили, что такое текст? Сегодня на уроке пойдет речь о тексте.
Тема – Как строить текст. Начало текста.
Дети озвучивают предположения по теме.
1) Работа по рабочей тетради.
Так ребята, вы знаете, что наступила весна. А что происходит весной?
Что, по-вашему, общего между словом весна, перелётные птицы и занятием детей? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить их?
(Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые страны, а весной возвращаются на родину. Мы можем соблюдать правила поведения в лесу, а для птиц, которые живут рядом с нами делаем скворечники весной и кормушки зимой. Мальчики делают заготовки для скворечников, ребята вместе собирают и раскрашивают их, закрепляют домики для птиц высоко на деревьях с помощью веревочек, чтобы не повредить дерево, в домиках появляются новые жильцы.)
Выполнения Упражнение №1, с. 50.
Устно : раздели текст на части, закончи текст по его началу, озаглавь текст. Если затрудняешься, воспользуйся вопросами подсказки. Запиши получившийся текст с заголовком в тетрадь.
1.Весной возвращаются из тёплых стран птицы. Много хлопот у них теперь. Нужно строить жильё, воспитывать птенцов.
2. Аисты вьют гнёзда рядом с домом людей. Говорят, что дом, на крыше которого живут аисты, будет счастливым. А вот скворцам дома часто строят люди.
3. Эти домики называются скворечниками. Весной их развешивают на деревьях. Скворцы уничтожают вредных насекомых и червячков, поэтому люди заботятся о них.
-Вспомните, пожалуйста, что включает в себя выражение «единство текста ». Это важное условие создания текста заключается в связи предложений по смыслу, в последовательном расположении его составных частей, настроении.
-Для того, чтобы освоить приёмы работы с текстом нам необходимо выполнить задание в учебнике: упр. 2, с.51. ( Прочитай. Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. Объясни свой выбор. Запиши получившийся текст).
В чём заключается проблема выполнения задания и как её решить? Какие части присутствуют в данном отрывке? (Основная часть и окончание). Верно, чтобы соблюдалось условие единства текста необходимо его дополнить, выбрать из предложенных вариантов подходящее по смыслу «начало». Составим общий план работы.
Определить основную мысль текста.
Из предложенных вариантов выбрать подходящее по смыслу начало текста.
Придумать заголовок текста.
Записать текст в тетрадь.
Самостоятельная работа с последующей проверкой задания.
Проверка работы по плану.
… Вон среди стройных рядов ржи синеют васильки. А дальше пестреют луга с клевером, ромашками, колокольчиками.
Как красива родная земля! Как богаты краски русской природы!
Однажды мы пошли в лес.
В лес мы шли сначала по шоссе, а потом по лесной тропинке.
Бежит тропинка среди душистых свежих трав, кружит по полям, лугам, уходит всё дальше и дальше к лесам и нивам.
У вас получился очень красивый рассказ о родной земле. Научившись составлять такие рассказы вы сможете научиться и беречь это богатство, гордиться им.
Выполняют задание в парах.
— О каком важном элементе (части) текста вели разговор? ( О начале текста).
— Какое условие необходимо соблюдать при работе с текстом? ( Единство смысла, содержания, настроения ).
— Для чего нам нужно этому учиться? ( Для того чтобы речь была красивой, правильной и понятной для окружающих ).
Кто считает, что работал сегодня хорошо, и ему было интересно, поднимите Зеленый квадратик. Кто не понял тему урока, и кому не понравилось – красный.
Русский язык. 2 класс
Начало текста
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
Это то важное, о чём хотел сказать автор.
Это главная часть текста.
Это введение читателя в содержание текста.
Части текста
Подставьте в предложения пропущенные слова так, чтобы получились верные высказывания.
— это название произведения.
Части текста
Установите соответствия между частью текста и её содержанием.
Основная часть текста
Жил в аквариуме маленький сомик. Сомик очень любил петь, но хозяева аквариума его не слышали. Рыбка старательно открывала рот, чтобы извлечь красивые звуки и очень расстраивалась, что никто её за это не хвалит.
Сомики создали крепкую семью. Теперь, когда люди засыпают, рыбки начинают петь на своём языке и весело танцевать. От их радости аквариум наполняется светом, который струится в разные стороны.
Хозяева увидели, что их сомик грустный, и подумали, что это от одиночества. Они купили ему подружку и подсадили её тогда, когда сомик спал. Утром сомик, когда проснулся, как всегда, запел и вдруг услышал, что кто-то его хвалит. Он удивился и увидел ещё одну рыбку. Сомик обрадовался, что теперь его слышат. Он стал стараться ещё больше.
Построение текста
Укажите последовательность абзацев.
К пруду ведёт дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда берёзки. Вода в пруду прозрачная.
Около нашего села есть пруд. К нему ходят много людей.
Начало, основная часть, концовка
Заполните пропуски в предложениях так, чтобы получились верные высказывания.
В текста автор готовит собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В раскрывается содержание высказывания.
Начало текста
Найдите и подчеркните начало текста.
В сентябре лес странный.
В нём рядом осень и весна. Зелёная трава и жёлтый лист. Тёплое солнце и холодный ветер. Песни и тишина.
Я очень люблю это время года.
Основная часть текста
Найдите и выделите зелёным цветом основную часть текста.
Кончилось тёплое лето. Пришла дождливая осень.
Небо затянули низкие тучи. Дуют холодные ветры. Закружились в воздухе сухие листья. Они покрыли землю разноцветным ковром. В аллеях сада тихо. Не слышно в саду радостных песен птиц.
Скоро наступит суровая зима. Запорошит она пушистым снегом поля.
Последовательность повествования
Восстановите текст, поставив абзацы в правильном порядке. Не забудьте про заглавие.
Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
У Алёши жил ёжик. Он жил в комнате.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
Части текста
Найдите и выделите цветом 5 слов по теме урока. Слова могут располагаться как горизонтально, так и вертикально.
Правила построения текста
Заполните пропуски в предложениях.
В текста – мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В части раскрывается содержание высказывания.
Элементы текста
Напечатайте зашифрованные слова.
Начало и концовка текста
Как начать текст, чтобы его прочитали
Вот 8 способов начать любой текст так, чтобы сразу заинтересовать читателя и побудить читать дальше. Берите, пользуйтесь.
1. Без штампов
Никогда не пишем шаблонными фразами. А если уж текст начинается с клише, это сразу провал.
«Мы – динамично развивающаяся компания…»
«Ни для кого не секрет, что…»
Эти выражения настолько избиты и настолько всем приелись, что у читателя сразу складывается ощущение, что автор не старался, а на скорую руку нагородил текст из стандартных заготовок.
2. Короткое предложение
Короткая фраза легче вовлекает в текст. Читателю проще настроиться на ритм вашего повествования потихоньку – не сразу с горы слов, а с небольшого предложения.
НЕТ: «В зависимости от того, насколько ваш текст окажется насыщен конкретной информацией, зависит, в какой степени он будет вызывать у читателя доверие»
3. История (storytelling)
Хорошо написанная история притягивает читателей.
«Однажды к нам в агентство позвонил необычный клиент…»
«Недавно со мной произошел курьез…»
Подобные фразы интригуют, человеку становится интересно, что же там было дальше.
4. Действие
Продолжаем про storytelling. Если пишем историю, оперируем действительными формами глаголов и с самого начала позволяем герою сделать что-то активное.
«В понедельник утром нам в отдел вошел необычный клиент и с порога…»
За действием интереснее следить, они завораживают и вовлекают, потому что позволяют составить в воображении живую сцену события.
5. Пиши, впечатляй
Начинаем текст с шокирующего факта, провокационного вопроса, качественной шутки, неожиданной новости.
«Если лендинг не окупится через неделю, верну деньги в двойном объеме»
Даем читателю прозрачный намек на то, что его ждет не избитые обещания, а нечто оригинальное, новое, выгодное и необычное.
6. Сразу о главном
Не ходим вокруг да около, не пишем об очевидных понятиях. Сразу переходим к сути дела.
НЕТ: «Как многие из вас знают, цвет – один из важнейших инструментов продаж…»
7. Дозированная информация
Один абзац должен быть посвящен только одной мысли. Тем более, если это первый абзац.
«Оператор написал программу на G-кодах для 3-осного станка с ЧПУ и с помощью 3 фигурных фрез изготовил на заготовке из венге шикарную печать для пряника»
Представьте, человек не знал, что такое G-коды, ЧПУ, венге. И вдруг на него сваливается куча новой информации. Читатель почувствует себя неловко и просто закроет вашу статью.
Начинаем текст с небольших порций фактов. Сначала говорим о G-кодах, потом о ЧПУ, о венге и т. д.
8. Точные слова
Мощность текста зависит не только от смысла, но и от выбранного лексикона. Играем словами, подбираем максимально точные определения.
НЕТ: «Наши сотрудники выполняют работу качественно и в срок»
ДА: «Бульдозеристы выкопают котлован как по линейке ровно за 180 минут»
Но не заигрываемся, чтобы с самого начала не потерять суть текста в вензелях оригинальности.
Все. Теперь вы знаете, как начать текст, чтобы его захотелось прочитать дальше. Этих 8 способов хватит за глаза. Берите, пользуйтесь и будьте богаты.