Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры

ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

I. Решаем лингвистические задачи

1. Расшифруйте скрытый смысл высказываний хозяина похоронного бюро «Милости просим» Безенчука и владельцев бюро «Нимфа», обращенных к герою романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову. На основании чего вы сделали свой вывод?

– Как здоровье тёщеньки, разрешите узнать?
– Мр-мр-мр, – неопределенно ответил Ипполит Матвеевич и, пожав прямыми плечами, проследовал дальше.
– Ну, дай бог здоровьичка, – с горечью сказал Безенчук, – одних убытков сколько несем, туды его в качель!
У врат похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали. Владельцев «Нимфы» было трое. Они враз поклонились Ипполиту Матвеевичу и хором осведомились о здоровье тещи.
– Здорова, здорова, – ответил Ипполит Матвеевич, – что ей делается!
Три «Нимфы» переглянулись и громко вздохнули.

2. Восстановите «утаенное» авторами рекламного объявления смысловое звено.

«Наши ноутбуки – законодатели моды! Наши ноутбуки – для тех, кто ценит престиж, качество, стиль и надежность. А если Вы не готовы на такие траты, приходите в наш компьютерный салон. Опытные специалисты дадут Вам все необходимые консультации и предложат ноутбуки ведущих мировых производителей на любой вкус».

3. Какой зашифрованный намек содержит пушкинская характеристика Онегина? Какое средство выразительности, позволяющее намекнуть на необходимость извлечения из текста скрытой информации, использует автор?

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он – с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

4. Эпиграф, как и заглавие, как правило, представляет собой авторское «указание» для интерпретации текста. Вспомните, каким литературным произведениям предпосланы эти эпиграфы. Попытайтесь определить идеи этих художественных текстов, опираясь на эпиграфы.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Пословица).
«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств).
«…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той илы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» (И.-В. Гёте. Фауст).
«Береги честь смолоду» (Пословица).

II. Повторяем теорию

Любой текст содержит определённую информацию. Содержание, объем и формы её подачи зависят от того, кто является адресатом этой информации, когда, где и каким образом он получает те или иные сведения.

На качества информации, заключенной в тексте, влияют несколько факторов, в первую очередь, ____________, то есть соответствие или несоответствие сообщаемых сведений действительности.

Источник

Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры

Чаще всего это басни, притчи, пословицы. А в таких произведениях, как романы, повести, поэмы, многие рассказы и стихи, содержится именно концептуальная информация.

Понять концептуальную информацию иногда не просто.

Во-первых, сам текст может содержать элементы, которые толкуются неоднозначно. Во-вторых, прочтение зависит не только от текста, но и от читателя: от его жизненного опыта, умения читать, настроения. Иногда писатель, создавая произведение, задумывает одно, а получается совсем другое. Так, И.С. Тургенев, написав роман «Отцы и дети», считал, что в Базарове он создал привлекательный образ нового героя, а многие читатели и литературные критики отнеслись к нему воинственно-враждебно. Такие факты говорят о том, что текст, созданный писателем, начинает жить своей жизнью, независимой от автора.

Понять концептуальную информацию помогает и подтекстовая информация, или просто подтекст. Что это такое?

С понятием подтекста еще никто до конца не разобрался. Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, словосочетания, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных

средств. Создать подтекст помогают еще монтаж и «скважины».

Подтекстовая информация как бы «слуга двух господ». Она «обслуживает» и фактуальную, и концептуальную информацию. Все виды информации в произведении тесно связаны.

Для того чтобы лучше понять, как работают различные свойства текста, прочитаем, как И.Р. Гальперин разби­рает стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бе­жала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел­тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок оди­чал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казать­ся собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высо­кой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он приз­нал эту силу.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, ге­роической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Концептуальная информация выражена словами: Лю­бовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия [связность текста]? Сопоставим следующие словосо­четания: уменьшила свои шаги и медленно приближалась; с отчаянным и жалким писком и голосок одичал и охрип: зубастая открытая пасть и громадное чудовище. В этих парах реализуется определенная связь: они по смыслу близки, они почти синонимичны.

Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста соз­дает впечатление о замедленном течении действия и вре­мени в произведении.

Это повествование прерывается словом вдруг, словами ринулся, сорвавшись, упомянутым выше сочетанием кам­нем упал.

Выявить подтекст иногда бывает довольно трудно, а еще труднее его осмыслить и выразить словами. Однако это занятие может быть очень увлекательным, как и весь про­цесс чтения. Вот что говорит о чтении Марина Цветаева:

Эти тайны можно раскрыть. Но для этого нужно уметь «беседовать» с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается.

Давайте вместе проделаем эту работу на простом при­мере. Мне надо было идти. У читателя возникает много вопросов: куда? зачем? почему «надо»? Мы не можем здесь выдвинуть гипотезу (область поиска безгранична), а можем только предположить, о чем пойдет речь дальше: наверное, там все это объяснится. Читаем следующее предложение: У меня была назначена встреча с дру­зьями. На основные вопросы ответ получен.

Еще пример, теперь из художественного текста.

В шесть часов вечера меня стало клонить ко сну,

Почему так рано? Личный опыт нам подсказывает, что так бывает, когда человек либо не выспался накануне (причин может быть очень много), либо его организм ослаблен (из-за болезни, старости и т.п.). Ждем, когда нам объяснят, почему героя так рано стало клонить ко сну. Одновременно мы можем выдвинуть несколько гипо­тез относительно того, что будет дальше. Он ляжет спать?

Или будет бороться со сном?

и я решил было улечься,

Раз решил было, значит, не улегся, что-то ему поме­шало. Что именно? Может быть, кто-то пришел? Или он вспомнил о чем-то, что должен был сделать? Ясно одно: дальше будет какое-то «но».

но меня остановило одно обстоятельство,

Значит, мы правильно предположили: что-то помешало ему лечь. Какое же это обстоятельство?

о котором я совершенно забыл.

Наверное, что-то важное, если нельзя спать, не справив­шись с этим «обстоятельством»?

хотя должен был предвидеть его заранее.

Упрек самому себе подчеркивает важность этого обстоя­тельства, но оно само ничуть не проясняется. Ждем сле­дующего предложения.

Если я засну, то кто же будет накачивать воздух в камеру?

«Обстоятельство» наконец прояснилось. Действительно, ничего важнее воздуха в жизни нет. Но зачем же накачи­вать воздух? И что было бы, если бы герой не вспомнил об этом и заснул?

Конечно, наш пример — во многом экспериментальный, мы взяли фрагмент вне контекста специально, чтобы показать вам, как работает сам механизм диалога с текстом. Многие вопросы возникали потому, что мы не знали преды­дущего содержания, где объяснялось, как минимум, что это за камера, в которую надо накачивать воздух.

Такой диалог возможен далеко не после каждого слова или предложения. Довольно часто содержание прочитан­ного мы «принимаем к сведению» и никакого конкретного вопроса задать не можем, кроме «И что же дальше? И что из этого?», а поэтому должны продолжать чтение и ждать следующей информации. Приведем несколько фраз такого типа — ими начинаются рассказы разных авторов.

В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (А. Пушкин. Барышня-крестьянка.)

Савицкий, наш комдив, забрал когда-то у Хлебникова, командира первого эскадрона, белого жеребца. (И. Бабель. История одной лошади.)

Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (А. Платонов. Песчаная учительница.)

Диалог с текстом — это вершина общения читателя с художественным произведением. Подготовиться к такому диалогу вам помогут почти все задания в этом пособии. Многие задания и сами построены по принципу диалога.

Источник

Типы информации в публицистическом тексте

Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры

Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры

Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры

Сведения.

Клевета в лингвистическом аспекте.

Сначала определимся с лингвистическим толкованием основных терминов, заявленных в статье о клевете.

Сведения — тексты, содержащие описание (и оценку) тех или иных со­бытий или их отдельных компонентов. Они могут быть фактологически­ми и оценочными, истинными и ложными;

Сведения можно разделить на следующие классы:

а) сведения о том, что событие произошло/не произошло;

б) сведения, содержащие истинное суждение/ложное суждениео событии. Истинное суждение о событии есть факт или фактологическое суждение;

в) сведения, содержащие только суждения о событии/содержащие оценку этого события (оценочные суждения);

г) оценочные суждения, относящиеся к событию/относящиеся к суждению о событии.

Типы сведений зависят прежде всего от типа информации, которая выражается в сведениях.

Понятие «информация» используется в различных научных дисцип­линах (информатике, биологии, языкознании, истории и др.), а также в повседневном обиходе в различных значениях. Информацияв СМИ представляет собой совокупность языковых высказываний, облеченных в текстовую форму, о мире, о событиях и положении дел в мире, об отно­шениях отправителя информации к этим событиям. За пределами данно­го понятия информации остаются высказывания, направленные на изме­нение положения дел в мире (приказы, приговоры суда и др.). В данном значении одним из признаков информации выступает ее но­визна, поскольку задачей СМИ является ознакомление общественности с неизвестными или недостаточно известными событиями и положения­ми дел в мире.

Информация текста может быть выражена эксплицитно(явно, вербально), т.е. посредством внешней структуры единицы, ее лексико-семантических, фразеологических, грамматических тропеических (с использованием тропов) и других средств, и имплицитно (неявно, невербально, несловесно) в виде добавок к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности. В соответствии с этим выделяются различные виды информации.

1. Открытая вербальная (словесная) информация, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.

Этот вид информации имеет и другое название – фактуальная информация, содержательно-фактуальная информация.Фактуальная информация сообщает о реальных событиях, процессах, фактах. Она всегда словесно,явно выражена.Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное. Термин «содержательно-фактуальная информация» использует И. Р. Гальперин. Он отмечает, что данная информация позволяет читате­лю получитьосновные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и т. д.

Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Смотреть картинку Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Картинка про Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры. Фото Что такое открытая и скрытая информация в тексте примеры

Этот тип информации не требует расшифровки. И. Р. Гальперин пи­шет: «Содержателъно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т. е. всегда выражена вербально. Единицы языка [в данной ин­формации] обычно употребляются в. предметно-логических, словарных значениях, закреплённых за этими единицами социально-обусловленным опытом».

2. Скрытая вербальная информация, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются — как что-то уже известное — в группе подлежащего. Например, только что приведенное высказывание содержит не только информацию о краже дубинки у вора, но и информацию о том, что сделавший это — вор!

3. Пресуппозитивная (затекстовая) форма, когда информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена и подразумевается, что и говорящий (пишущий), и слушатель (читатель) ее знают. Эта информация имеет и другое название – фоновое знание.

Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биогра­фии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или зна­комого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д.

Говоря о фоновых знаниях,О. С. Ахманова утверждает, чтофоно­вое знание — это «обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения» Следовательно, фоновой оказывается та часть информации, которая является общей для собеседников.

Е. М. Верещагин и Н. М. Костомаров дифференцируют фоновые знания на несколько типов:

• общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и др.;

• региональные знания: не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние;

четвёртый тип фоновых знаний— социаль­ные, профессиональные: фоновые знания врачей, педагогов, жителей одного города и т. д. (попробуйте определить, что относится к фоновым знаниям жителей Тольятти ).

3.Подтекстовая информация, когда информация не содержится в самом тексте, но легко «извлекается» из него читателем или слушателем. Здесь могут использоваться различные приемы. Например, прямой оценки нет, но факт дается в таком контексте, что оценка логично из него выводится. Или читателю задается вопрос (типа: интересно, совпадение случайно или нет?, т.е. так называемый риторический вопрос), который на самом деле является скрытым утверждением (конечно, это совпадение не случайно!).

Эта информация неявна (имплицитна) и основана на способности еди­ниц иметь вторые и третьи значения, порождать новую добавочную (коннотативную) и ассоциативную семантику слова, создавать символику язы­кового кода. Такая информационная способность единиц разного уровня контекстуально и концептуально меняет смысл всего произведения.

Подтекст может быть запланирован автором, при этом говорящий всячески старается добиться необходимого заданного впечатления, кото­рое должен получить слушатель. Однако подтекст может оказаться и не предсказанным автором текста.

Известно, что К. Станиславский подтекстовую информацию называл «подводным течени­ем», А. П. Чехов был мастером такого подтекста. Его юмористические про­изведения не смешили читателя, а вызывали у него впечатление грусти, «сумеречное настроение». Поэтому подтекстовую информацию следует усматривать в цельном произведении и улавливать её не только в установке автора, но и в производимом на читателя конечном впечатлении.

Отчётливо обнаруживается подтекст в произведениях «эзоповского языка», в публицистике, и, конечно, в художественных, особенно поэти­ческих произведениях, рассчитанных на эстетико-познавательный эффект.

Не все виды информации может быть подвергнуты процедуре верификации (проверке на истинность) и, соответственно, не всякая информация в публицистическом тексте может служить основанием для возбуждения иска о клевете.Тольковербально выраженная (открытая и скрытая), т.е. содержательно-фактуальнаяинформация может быть истинной и ложной.

Однако и в этом случае не всякая вербально выраженная информация может быть оспорена в суде. Необходим учет еще одного фактора – формы выражения вербальной информации.

Источник

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория Ильи Романовича Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

В целом соглашаясь с этой типологией, мы будем четко различать виды текстовой информации по 2 параметрам – 1) в плане содержания (характер отображаемого) и 2) в плане выражения (способы отражения). В результате получаем 2 вида оппозиций: 1) содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная информации; 2) эксплицитная и имплицитная.

Фактуальная информация – это «одежда» авторской идеи, т. е. описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Она позволяет адресату получить основные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и пр. Этот тип информации не требует расшифровки. Единицы языка «обычно употребляются в предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально-обусловленным опытом» (Гальперин). Передается пересказом текста. Например: В Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков студенты изучают английский, немецкий, французский, испанский, русский и украинский языки.

Содержательно-концептуальная информация – это общий замысел, основная идея текста, авторское творческое переосмысление отношений между явлениями, понимание их причинно-следственных связей; система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях. Концептуальный анализ худ. текста предполагает: 1) выявление набора ключевых слов текста (слов-лейтмотивов, лексических доминант); 2) определение базового концепта (концептов) текста; 3) описание этого концептуального пространства текста. Таким образом, текстовый концепт ‑ это замысел автора, с одной стороны, и содержательная интерпретация замысла-–с другой. У разных читателей представление о концептуальной информации одного и того же текста может различаться.

Покажем, как переплетаются обе эти информации (фактуальная и концептуальная) на примере рассказа чешского писателя Карела Чапека «Поэт». Рассказ начинается с изложения явной (эксплицитной) содержательно-фактуальной информации: «В четыре часа на углу Житной улицы автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив бешеную скорость». Немногочисленные свидетели не помнили номера машины и по-разному называли ее цвет. Среди свидетелей оказался поэт Нерад, который ничего не помнил, т.к. был пьян. Но, придя домой, он в поэтических символах изобразил события прошедшей ночи, зашифровав, как потом оказалось, всю необходимую для полиции фактуальную информацию:

Дома в строю темнели сквозь ажур.

Рассвет уже играл на мандолине.

В дальний Сінгапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан.

Умолкла страсть. Безволие… Забвенье.

О барабан и эти палочки…

Вопросы полицейского и ответы свидетеля-поэта помогли расшифровать экспрессивные и эмоциональные символы, обнаружить причинно-следственную связь между событиями (фактуальная выделена жирным шрифтом).

Краснела дева, это что?

Заря.

Автомобиль был гоночный?

Не знаю. Это лишь значит, что он бешено мчался. Словно спешил на край света.

Ага, так. В Сингапур, например. Но почему именно в Сингапур?

Не знаю, может быть, потому, что там живут малайцы?

Вероятно, машина была коричневого цвета.

«Повержен в пыль надломленный тюльпан». Это, стало быть, пьяная побирушка?

Это была Женщина, вот и все. Понятно?

Ага! А это что: «О шея лебедя, о грудь, о барабан!». Свободные ассоциации?

Скажите, вам не кажется, что двойка похожа не лебединую шею? Взгляните. ( И он написал карандашом 2).

Ага! Ну, а это: «грудь».

Да ведь это цифра три: не так ли?

Барабан и палочки…. Наверно, это пятерка, а? Смотрите, ‑ он написал цифру 5. – Нижний кружок словно барабан, а над ним палочки.

Так, ‑ сказал полицейский, выписывая на листке цифру 235. – Вы уверены, что номер авто был 235?

Номер? Я не заметил никакого номера. Но что-то такое было, иначе я бы так не написал.

Фактуальная информация, которая сообщает о реальных процессах, событиях, фактах, всегда выражена эксплицитно. Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное (у Чапека фактуальная информация представлена словами следователя).

Концептуальная информация может быть как эксплицитной, так и имплицитной

М.Ю. Федосюк, характеризуя неявные способы передачи информации, пишет: «Импликации – это не что иное, как информация, которая добавляется к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности». Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Каковы же типы неявной информации?

1. Фоновая информация. Она выражается полнозначным знаком: словом, словосочетанием, высказыванием. Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биографии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или знакомого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д. Е.М. Верещагин и Н.М. Костомаров в книге «Язык и культура» членят фоновые знания на несколько типов:

· общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и пр.;

· региональные знания:не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние и пр.;

· страноведческие фоновые знания:знания представителей той или иной этнической общности; В. Солоухин писал по этому поводу: «…если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Третьяковская галерея, рублевская «Троица»;

· социальные, профессиональные: врачей, педагогов, жителей одного города и пр.

Так, у Е. Баратынского знаменитая фраза французского философа Декарта «Мыслю, следовательно, существую» присваивается «чудаку»:

Меж мудрецами был чудак:

Я, несомненно, существую».

Нет! любишь ты, и потому

Скорее истину такую.

3. Пресуппозиция (предзнание). Пресуппозиция может быть явной и неявной.

Явная пресуппозиция еще называется лингвистической. Она связана со словесными знаками и опирается на текст, заключенный в предыдущем предложении, строфе, заглавии, где содержится антецедент, т.е. описываемый объект. Например:

Стихи перед упавшим деревом

Со мною вместе в чистом поле

Оно росло на вольной воле.

Зеленой кровлею шумело

И спорить с бурями умело.

В еготени играли дети.

… и это кончилось на свете (Дуд.)

Лингвистическая пресуппозиция подчеркивается автором путем отсылки к антецеденту(ключевому слову, отражающему тему или идею текста) «упавшее дерево» местоимений оно, в его тени, это и формой прошедшего времени глагола. Лингвистические пресуппозиции оформляются обычно при помощи местоимений (Это случилось ранней весной; В том году была засуха – местоимения лишь указывают на объекты, не называя их, поэтому читателю заранее должна быть объяснена ситуация. ее участники, события и пр.), союзов (но, зато, однако, потому, если и пр.), местоименно-предложных групп (вследствие этого, несмотря на это), которые требуют возвращения мысли автора к предыдущей, словесно выраженной информации.

Другой вид пресуппозиций – семантические (смысловые) – обычно бывает представлен имплицитно (неявно, скрыто). В этом случае говорящим и слушателем (читателем) учитываются такие знания о произведении, как авторство, время и место его написания, время и место описаннях событий, социальное положение общества и автора, его настроение в момент создания произведения, причины, побудившие автора написать данный текст, и пр. Приведем пример.

NOX (Статуя «Ночь» в Летнем саду)

В звездном покрывале,

В траурных маках, с бессонной совой…

Как мы тебя укрывали

Свежей садовой землей.

Пусты теперь Дионисовы чаши,

Заплаканы взоры любви…

Это проходят над городом нашим

Страшные сестры твои. (А. Ахматова)

Выявление особенностей соотношения этих видов информации –это увлекательное и весьма плодотворное занятие. Здесь уместно привести интересную и глубокую мысль Марины Цветаевой о том, что представляет собой сам процесс чтения текста: «А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение — прежде всего сотворчество». Чтение раскрывает перед читателем идею всего произведения, показывает авторское понимание явлений и событий нашей жизни, но, чтобы «разгадать» текст и извлечь из него то, что «осталось за строками, за пределами слов», необходимо понять, как текст организован.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь.

Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: «Я возвращался с охоты. собака бежала впереди меня. уменьшила свои шаги. начала красться. увидала молодого воробья. упал из гнезда. собака медленно приближалась. старый воробей камнем упал. заслонил собой свое детище» и так далее, до слов: «Да; не смейтесь».

Концептуальная информация (идея произведения, текстовый концепт, замысел автора) выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв» и т. д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: «. прыгнул раза два в направлении зубастой пасти». Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».

Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия (линейная связность)? Сопоставим следующие словосочетания: 1) «уменьшила свои шаги» и «медленно приближалась», 2) «с отчаянным и жалким писком» и «голосок одичал и охрип»; 3) «зубастая открытая пасть» и «громадное чудовище». В этих парах реализуется определенная связь: они по смыслу близки, они почти синонимичны.

Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста создает впечатление о замедленном течении действия и времени в произведении.

Это повествование прерывается словом «вдруг», словами «ринулся», «сорвавшись», упомянутым выше сочетанием «камнем упал».

Таким образом, само название этого стихотворения в прозе «Воробей» вобрало в себя значения «смелость», «самопожертвование во имя любви» и другие. Конечно, эти значения текстовые, поскольку навязаны слову «воробей» лишь в данном тексте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *