Что такое шхуна фото

ШХУНЫ

Эра паровых машин началась на морском транспорте в начале прошлого века, однако и несколько десятилетий спустя на судах все еще господствовал парус. По типу оснастки корабли классифицировали так: с прямым, косым и смешанным вооружением.

На первых паруса, имевшие вид правильных четырехугольников и трапеций, привязывались к реям длинным, утончающимся к концам брусьям. Число реев, и, следовательно, ярусов на каждой мачте достигало шести. Чтобы судно не опрокинулось при сильном ветре, приходилось «брать рифы» – уменьшать площадь парусов.

Выражение «брать рифы» ничего общего не имеет с подводными камнями и скалами. Просто площадь парусов уменьшали, подвязывая их к рею веревками наподобие оконных штор. Веревки эти на морском языке именуются «риф-сезни» («риф-штерты»). Для выполнения опасной операции матросам нужно было сначала подняться на мачту (на высоту 20 – 30 метров!), переместиться вдоль рея и, стоя на протянутой под реем веревке, обеими руками «выкатывать» парус и перевязывать его риф-сезнями. Не удивительно, что моряки в кровь раздирали ногти, сдирали с пальцев кожу. А ведь в непогоду за сутки приходилось брать по четыре ряда рифов на 5 – 6 огромных парусах!

Суда с прямым вооружением требовали больших экипажей – до 100 человек – и соответствующих затрат. Это привело к различного рода упрощениям и усовершенствованиям – нижние паруса начали делать разрезными, для разворота реев применили паровые и механические лебедки. Самыми простыми и дешевыми в эксплуатации парусниками оказались шхуны.

Когда и где появились шхуны?

Американские историки судостроения обычно утверждают: первое в мире судно этого типа было построено в городе Глостере в 1713 году капитаном А. Робинсоном. Однако на гравюрах знаменитого голландского художника Виллема Ван-де-Вельде-младшего, относящихся в концу XVII века, изображены двухмачтовые парусники, которые с полным правом можно именовать гафельными шхунами.

Шхуны быстро завоевали хорошую репутацию: отлично ходили при боковых ветрах и могли идти под значительно более острыми углами к ветру, нежели суда с прямым вооружением. А главное – для управления потребно было минимальное количество людей: паруса на шхунах легко спускались вниз.

Единственный недостаток этих судов состоял в том, что на крупной волне при попутном ветре они были рыскливы и уступали в скорости судам с прямым вооружением. Однако выход был найден: на первой мачте, помимо косого паруса, появилось несколько прямых (рис. 50). Такие шхуны стали называть топсельными (от слов «top» – верхний и «sail» – парус).

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Рис. 50 Топсельная (марсельная) шхуна

На стаксельной шхуне (рис. 51) часть косых парусов (стаксели) поднимается и опускается на кольцах по натянутым между мачтами снастям.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Рис. 51 Стаксельная шхуна

Наиболее распространены были гафельные шхуны (рис. 52). На них основные паруса растягивались между мачтой, нижним, почти горизонтальным брусом – гиком и верхним, наклонным – гафелем.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Рис. 52 Гафельная шхуна

Любопытно, что до 80-х годов прошлого века шхуны строились исключительно с двумя или тремя мачтами. Первая четырехмачтовая шхуна «Вильям Уайт» была сооружена в Америке в 1880 году. Спустя восемь лет там же спустили со стапелей судно с пятью мачтами.

Однако и этого американским корабелам показалось мало: в 1900 году появилась шестимачтовая шхуна «Джордж Уэллс». По ее подобию в США была построена целая серия торговых кораблей с шестью мачтами.

История судостроения насчитывает примерно двадцать различных типов шхун: бермудские, сирийские, марсельные, устричные, баржевые и т. д.

В конце прошлого века судостроитель Кроуниншильд дал репортерам нью-йоркских газет интервью. В нем говорилось: «Я приступил к проектированию гигантской стальной шхуны с семью мачтами». Прошло несколько лет. 11 июля 1902 года шхуна-монстр была спущена на воду. Длина корабля превышала 120 м, ширина – 15 м, осадка – 9 м. Шхуна предназначалась для перевозки угля между портами восточного побережья Северной Америки, затем ее переоборудовали под танкер. Этот чудо-парусник назвали именем американского писателя Томаса Лаусона.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Рис. 53 Семимачтовая шхуна «Томас Лаусон»

Семь стальных 35-метровых мачт напоминали заводские трубы. Их продолжением служили сосновые 17-метровые стеньги. Бушприт, вынесенный на 21 м впереди форштевня, нес пять косых парусов.

Еще на ходовых испытаниях «Томаса Лаусона» перед моряками встал вопрос: «Как назвать мачты?» Если следовать установившимся правилам, то мачты со второй по шестую должны были называться гротами. Капитан «Лаусона», предложил свою терминологию: 1-я мачта – фок, 2-я – грот, 3-я – бизань, 4-я – хлопун, 5-я – вертун, 6-я – ведун и 7-я – толкач. Это нововведение в морской практике запутало матросов, и они нашли оригинальный выход – мачты получили названия дней недели: от понедельника до воскресенья.

Вот что писал относительно мореходных качеств мастодонта его капитан Артур Кроули:

«Время, потребное на перемену галса, когда это чудовище в балласте, составляет от десяти минут до бесконечности». Никто из команды «Лаусона» не мог понять, почему шхуна при одном и том же ветре правым галсом шла быстрее, чем левым.

19 ноября 1907 года «Томас Лаусон» с полным грузом керосина и нефти вышел в свой первый трансатлантический рейс. Он оказался для шхуны последним.

Судно на подходе к Ла-Маншу из-за плохой погоды шло по счислению. Курс был проложен в десяти ми-лях к югу от маяка Бишок-Рок. Расчет капитана не оправдался: когда туман рассеялся и открылся берег, «Лаусон» оказался в ловушке среди опасных рифов островов Силли. Начавшийся ночью шторм сорвал беспомощный парусник с якорей и выбросил на прибрежные скалы острова Аннет. Через два часа от стального левиафана осталась груда металла. По иронии судьбы при этом кораблекрушении спасся лишь капитан Джордж Доу. Это произошло в пятницу 13 декабря. Невероятно, но единственная книга писателя Томаса Лаусона называлась «Пятница – 13 число».

Источник

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фотоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

В 1910 году в США была построена шхуна «Wyoming». Предназначался этот парусник для перевозки песка, щебёнки, угля и других грузов вдоль восточного побережья страны. Грузоподъёмность корабля поражает воображение – целых 5100 тонн.

Добиться такого показателя удалось благодаря использованию нестандартных инженерных решений.

Длина шхуны составляет целых 106,7 м, а ширина – 15,2 м. На палубе располагались 6 мачт высотой около 40 м. Площадь парусности составляла 2720 м2. Выглядит парусник, несмотря на свои грандиозные размеры, элегантно, так как носовая часть приподнята и создаёт ощущение стремительного движения.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

В отличие от других кораблей этого периода, в конструкции было применено несколько обшивок: внутренняя обеспечивала продольную прочность корпуса, а внешняя – его герметичность. Чтобы предотвратить гниение древесины внутри корпуса, пустоты между силовой и герметизирующей обвязкой заполняли солью. На всё судно ушло 140 м3 этого материала.

Толщина древесины в самых тонких частях обшивки корабля достигала целых 15 см. При постройке использовали толстые сосновые брусья сечением 38 на 36 см, а скрепляли их самым простым способом – корабельными гвоздями.

Интересный факт: на постройку корабля «Wyoming» ушло 450000 погонных метров древесины. Водоизмещение составило 8500 тонн.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Кораблём управлял экипаж из 17 человек. Помещения для экипажа в рубках были оборудованы паровым отоплением, а для чрезвычайных ситуаций предусмотрены три спасательные шлюпки.

Шхуна использовалась по назначению до начала Первой мировой войны, затем на несколько лет оказалась заброшенной. После окончания военных действий судно снова стали использовать, но из-за неправильного ухода корпус потерял прочность. В 1924 году деревянный парусник с механическим двигателем «Wyoming» попал в сильный шторм и затонул вблизи Чесапикского залива.

Источник

Финские шхуны

Финны построили для Советского Союза 17 баркентин, 27 гафельных и 46 бермудских шхун. Первая шхуна, «Академик Шокальский», построенная в счет репараций, была спущена на воду 15 июня 1946 г. на верфи F.W. H0LLMING в Rauma. Последняя, знаменитая немагнитная шхуна «Заря», была сдана верфью Laivateollisuus 18 сентября 1952 года. Суда разошлись по всей стране и применялись, как в учебных целях, так и в качестве грузовых и промысловых.

Интересное свидетельство от человека, который эксплуатировал финские «репарационные» шхуны на Камчатке.
Суда камчадалам не нравились. Для грузовых перевозок в открытом море они подходили слабо.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото
Финские шхуны на Камчатке

«Министерство рыбной промышленности СССР попыталось обновить свой транспортный флот следующим образом. В счет репараций от Финляндии потребовали построить несколько десятков парусно-моторных шхун грузоподъемностью триста тонн. Шхуны должны были развозить по рыбокомбинатам снабжение и вывозить продукцию. Но как показала практика, решить эту задачу они полностью не могли.

«Корпуса шхун построили из финской сосны. На первый взгляд суда смотрелись красиво: высокие мачты, хорошие обводы корпуса, бушприт. Но при ближайшем рассмотрении и знакомстве с ними моряков постигало глубокое разочарование. Главный двигатель развивал мощность всего 220 сил. Этого было, конечно, мало. Шхуны имели два грузовых трюма и по одной деревянной стреле на каждый трюм. Грузовая лебедка приводилась в действие двигателем «Болиндер». Для того чтобы его запустить, следовало паяльной лампой разогреть запальный шар.
Отвратительным оказалось и якорное устройство. Брашпиль сообщался с лебедкой первого трюма бесконечной цепью. Опять же требовалось раскалить двигатель этой лебедки, и только потом можно было начать выбирать якорь. Ну а выборка якоря в зыбь и шторм становилась сущим мучением. При хорошем попутном ветре и работающем двигателе шхуна могла давать скорость до девяти узлов. Экипаж насчитывал всего шестнадцать человек.
Жилые помещения оказались тесными и неудобными. Для обеспечения радиосвязи на шканцах стоял отдельный пятисильный двигатель. При дождливой погоде и плохих свечах запустить его было крайне затруднительно. Неплохой оказалась только баня, располагавшаяся в тамбучине правого борта. Там имелся камелек, где нагревались чугунные шары, которые при поливке водой давали много сухого пара.

В Министерстве рыбной промышленности СССР пытались даже организовать школу парусного флота. Предложили заняться этим известному капитану дальнего плавания Александру Игнатьевичу Дуднику. Но дело не пошло. Как говорят, время вспять повернуть невозможно.
Но, как бы то ни сложилось, а работать было надо. Часть шхун направили в Корф перевозить уголь вдоль восточного побережья Камчатки. Возить его приходилось и в бухту Наталия, на север, и в Карагинский, Оссорский, Кичигинский рыбокомбинаты. Как правило, грузили и выгружали силами экипажа. Этот труд был тяжелый, каторжный.
Работу парусно-моторных шхун без преувеличения можно назвать целой эпохой в истории флота Камчатки.»
КРИВОНОГОВ Т.М. «МНЕ ХОЧЕТСЯ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ О ТОГДАШНЕЙ ЖИЗНИ. »

Полный список парусно-моторных шхун, построенных Финляндией для СССР

Ранее по теме:
Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото Баркентина «Сириус», которую все в Питере помнят, как ресторан «Кронверк»
Алые паруса баркентины «Альфа», знакомые всем советским детям
Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Источник

Гид по типам парусного вооружения

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.

Что входит в понятие «парусное вооружение»

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».

Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.

К преимуществам шлюпов в целом относят:

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

Что такое шхуна фото. Смотреть фото Что такое шхуна фото. Смотреть картинку Что такое шхуна фото. Картинка про Что такое шхуна фото. Фото Что такое шхуна фото

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *