Что такое вид текста 3 класс
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: «Текст. Предложение? Словосочетание» (Текст)
Тема: Как построить текст? Какие бывают тексты
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.
Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.
Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.
Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.
В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.
Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.
У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.
Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.
В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.
Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?
Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 3. Базовый уровень сложности.
Раскрасьте одним цветом тип текста и его признаки.
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Конспект по русскому языку на тему «Типы текстов» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»
Учитель
________/ /С.А.Скибина /
урока по русскому языку
Провели студентка группы ПНК-31: Чикунова А.А.
Место проведения: 3 А класс, ОАНО «Православная гимназия имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Дата проведения: 30.01.2018
Оценка за конспект: (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /
Оценка за урок: (…………) учитель: _____________/ /С.А.Скибина /
Оценка за урок: (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /
Тип урока: урок рефлексии.
Цель: систематизировать знания учащихся о типах текстов; закрепить умение распознавать типы текстов.
-повторить типы текстов: повествование, рассуждение, описание;
-способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;
-оформить классную газету;
-воспитывать чувства взаимопомощи, отзывчивости, умение слушать других детей;
— способствовать развитию внимания, связной речи обучающихся, активизировать словарь;
-формировать познавательный интерес.
проявлять положительное отношение к учебной деятельности;
развитие творческого воображения, познавательного интереса;
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
адекватно оценивать результат своих действий, в случае необходимости корректировать их;
ориентироваться в учебнике;
уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию;
использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
принимать участие в диалоге;
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других людей;
отвечать на вопросы учителя;
— учебник «Планета знаний» часть 2, Желтовская Л.Я.
1.Мотивация к коррекционной деятельности.
-Как вы понимаете данное высказывание?
-Действительно, очень точно подмечено, что человек, который умеет читать – самый счастливый человек на свете, т.к. он может не выходя из дома, побывать в разных уголках нашей огромной планеты, полететь в космос, опуститься на дно океана, отправиться в далекое будущее или прошлое.
-Какие книги вы любите читать?
Человек, который умеет читать сможет получить новые знания и т.д.
2.Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Итак, ребята, обратите внимание на доску. Какая буква на ней изображена?
Как мы назовём первую букву?
Как мы назовём вторую букву?
Что ещё изображено на доске?
Ребята, заметьте соединение ОМ нижнее соединение, а ОН – верхнее.
Проделаем каллиграфическую работу.
Запишите сначала строчную и заглавную букву О на строке, а затем соединения ОМ, ОН на следующей строке.
-В словах подчёркнуты буквы. Можно ли подобрать к данным словам проверочные слова?
-Верно. Запомните их написание. Составьте с каждым из них по предложению.
-Какие главные члены предложения мы вспоминали на прошлом уроке?
-Что обозначает подлежащее?
-На какие вопросы отвечает подлежащее?
-Что обозначает сказуемое?
-На какие вопросы отвечает сказуемое?
-Подчеркните в ваших предложениях главные члены, укажите над ними части речи. Над глаголами укажите время.
( Учитель спрашивает никоторых учеников.)
-Можно ли данные предложения назвать текстом?
-Прочитайте данные предложения.
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
-Можно ли данные предложения назвать текстом?
— О чём говорится в тексте?
-Придумайте к тексту заголовок.
Потому что они словарными словами.
Подлежащее и сказуемое.
Что делать? Что сделать?
Текст состоит из двух или более предложений, связанных по смыслу.
Потому что предложения связаны по смыслу.
3.Локализация индивидуальных затруднений.
-К какому типу относится данный текст?
-Какие типы текстов вы ещё знаете?
-Как вы думаете, с какой темой мы продолжим работу?
-Имеют ли разные типы текстов отличия?
-Верно. Для того, чтобы классифицировать тесты по типам, необходимо знать особенности данных типов. Так, что же мы будем делать сегодня на уроке?
Узнавать об особенностях типов текстов и классифицировать тексты.
4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Учитель читает текст.
-Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Учитель читает текст.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.
— А о чём этот текст?
-Так, как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.
Учитель читает текст.
И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.
— Что объясняется в этом тексте?
-Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?
Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.
-Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных.
О том, как щенок Мурзик нашёл резиновую пробку и использовал её.
В тексте описывается состояние и внешний вид Мурзика.
Почему взрослым и мальчику стало жаль Мурзика.
5.Этап реализации выявленных затруднений.
-Откройте стр.32. Посмотрите упр.74.Кто прочитает задание?
-Кто прочитает текст?
-О чём говорится в тексте?
-К какому типу относится данный текст?
-В каком предложении выражена главная мысль текста?
-Выпишите из этого текста словосочетания, в состав которых входят имена прилагательные. Укажите строение словосочетаний и связь слов в них.
Ученик читает задание.
Ученик читает текст.
Потому что описывается красота леса зимой.
«Красив, чудесен русский лес зимою».
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.
-Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.
— Для чего нужно различать типы текстов?
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Чтобы уметь поддержать общение.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
1)Верно ли, что текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу?
2)Верно ли, что тексте-рассуждении повествуется о поступках героев?
3)Верно ли, что в тесте-описании описываются люди, животные, предметы?
4)Верно ли, что в текст-повествование отвечает на вопрос «почему»?
5)Верно ли, что данный текст относится к типу «рассуждение»:
«Каждый человек должен стремиться писать грамотно, потому что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали, – пиши грамотно.»?
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседями по парте, и давайте проверим.
Дети обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Учащиеся делятся на три группы по рядам.
-Вспомните правила о том, как надо вести себя при работе в группе.
-Представьте, что вы писатели. Выберите из каждой группы по редактору. Первой группе необходимо написать текст-описание про весну, второй группе необходимо написать текст-рассуждение про школу, третьей группе необходимо написать текст-повествование о своём классе.
Учитель следит за процессом.
-Итак, редакторы от каждой группе выходят к доске и зачитывают по очереди полученные тексты.
2.Прислушиваться к мнению товарищей.
3.Не отвлекать других.
Ученики презентуют тексты.
9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
-О чём мы говорили сегодня на уроке?
-Какие типы текстов мы изучили?
-В чём у вас возникали затруднения?
-У вас на столах лежат анкеты. Подчеркните походящие слова.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Материал урока мне был
Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / не полезен
-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке.
Запишите домашнее задание упр.77 на стр.33.
Описание, повествование, рассуждение.
Дети рассказывают, в чём были затруднения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1415839
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему «Текст.Типы текста.»(3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
У меня прекрасное, солнечное настроение. Я волнуюсь. У меня нет настроения работать.
Текст. Типы текстов
Типы текстов Повествование Что, когда, где Смена случилось? кадров фильма Описание Какой? Картина Какая? (Изображение Какое? «замерло») Рассуждение Почему? Поиск Зачем? решения
Определите тип текста по заголовкам. «Почему нельзя собирать мухоморы?» «Как мы ходили в в лес за грибами.» «Красив гриб-боровик!»
Рефлексия Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно! У меня получалось почти всё! Но я чувствую себя не совсем уверенно! Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!
Домашнее задание С. 13, схема «Типы текстов», с. 14 упр.15
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-685132
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.