что значит расположить симметрично тексту
Образец оформления разделов (глав) и подразделов
В тексте выделяются все названия разделов (глав). Только главы начинаются с нового листа. Следующий подраздел (параграф) начинается на той же странице, где заканчивается предыдущий подраздел (параграф). Перенос слов в заголовках не допускается.
Заголовки глав работы необходимо печатать с прописной буквы, без точки в конце фразы, выделение – жирным шрифтом без подчеркивания и курсива, выравнивание – по центру, симметрично тексту. Расстояние между строками заголовка такое же, как в тексте.
Заголовки подразделов и пунктов работы необходимо печатать строчными буквами, начиная с прописной, без точки в конце фразы, выделение – жирным шрифтом без подчеркивания и курсива, выравнивание – по ширине, абзацный отступ – 1,25 см.
Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка интервалом в одну строку.
Пример:
Глава 1 Теоретические основы изучения басни в классах начального звена общеобразовательной школы
Литературоведческий аспект изучения басни в родо-жанровой специфике
Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст.
Приложение Е
Пример оформления рисунка или диаграммы
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, «. в соответствии с рисунком 2». Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 4). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, сквозной нумерацией, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы).
Пример
Приложение Ж
Пример оформления приложения
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Пример
Приложение А
Типовой план для написания рецензии
Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. (Шрифт 14, Times New Roman, нежирный, интервал – полуторный)
Приложение И
Пример оформления таблицы
Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 –Название таблицы). Название таблицы печатается обычным 14 шрифтом Times New Roman через пробел после тире от номера таблицы.
Текст в таблице: шрифт 12, Times New Roman, нежирный, интервал – одинарный выравнивание текста по ширине, за исключением заголовков и подзаголовков граф, где выравнивание – по центру.
Пример
Таблица 1 – Результаты анкетирования учащихся 4 классов
(Шрифт 14, Times New Roman, нежирный, интервал – одинарный)
«Симметричные» тексты как тексты особого вида и синергетические педагогические технологии как способ их углублённого понимания
В статье рассматриваются «симметричные» тексты как особый вид текстов, характеризующийся конструктивной и / или смысловой «симметрией», что делает их привлекательными для восприятия и педагогического анализа при помощи си — нергетических педагогических технологий, подразумевающих «разгадывание» смысла «симметричных» текстов и побуждающих к самостоятельному речевому творчеству.
The article is about the research of a «symmetrical» text. This structure has con — structive features which also add to it semantic shades of meaning and make it fine.
Synergetic pedagogical technologies such as conversation, description, discussion
help to understand «symmetrical» text better. They allow guessing its hidden meaning and imitate them.
Key words and expressions: «Symmetrical» texts, semantic resonance, syner — getic pedagogical technologies, profound understanding of texts
Ключевые слова и выражения: «Симметричные» тексты, семантический резонанс, синергетические педагогические технологии, углублённое понимание текстов.
Симметрия (от греч. symmetria – соразмерность) – однородность, пропорциональность, гармония, инвариантность структуры матери — ального объекта относительно его преобразований. Симметрия отра — жает степень упорядоченности системы.
Познавательную силу симметрии оценили уже философы Древ — ней Греции, используя её в своих натурфилософских теориях. Так, например, Анаксимандр (VI в. до н. э.), в своей космологической тео — рии в центре мира поместил Землю. И сама Земля, по мнению Анак — симандра, должна была иметь совершенную, симметричную форму цилиндра.
Выйдя за пределы геометрии, идея симметрии, развиваясь, сде — лала очевидным тот факт, что принцип симметрии может служить ос — новой, способной объединить разрозненные части человеческого знания. До появления идеи симметрии различные отрасли знаний и искусства были изолированы друг от друга. С появлением идеи сим — метрии они начали складываться в единую, целостную картину мира.
И сегодня во имя гармонизации областей человеческого познания симметрия предстаёт в виде различных систем, структур, динамиче-
ских моделей, учитывающих философский, математический, частно — научный аспекты различных теоретических построений. В качестве одной из основных тенденций этого процесса выступает современная математизация научного знания.
Теорию симметрии можно считать торжеством человеческого ра — зума. Она включает в себя восприятие порядка в хаотической Вселен — ной, изучение форм, которые могут принимать упорядоченный вид и придавать наблюдаемому человеческий смысл [10].
Происходящая в современной науке гуманизация симметрологии чрезвычайно плодотворна для изучения текстов и языков, на которых они написаны, как человекомерных систем. В процессе такого изуче — ния наблюдается поиск живого и естественного в текстах и языках, объясняющего их сходство с живыми природными объектами, обла-
дающими некими пропорциями, которым подчиняется целое. В семио — тике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, например, обряд, танец, поведение человека и т. д. По — скольку любой текст несёт некий смысл – он изначально коммуникати — вен.
В лингвистике текстосимметрика является разделом общей тео — рии текста, который рассматривает текст как объект с симметричной структурой и изучает его устойчивость в виде баланса хаоса и поряд — ка, обусловленного особым свойством лингвистического субстрата (варьированием), в результате которого увеличивается степень сим- метричности системы и накапливается информация.
Необходимость определения параметров устойчивости текста как
системы интегрирует текстосимметрику с симметрологией, изучающей средства устойчивости систем, и синергетикой, изучающей самоорга — низацию сложных систем как универсальное средство устойчивости. Так в гуманитарных исследованиях продолжают закрепляться понятия синергетики (И. Пригожин, Н. Стенгерс): энтропия (рассеяние, неупо — рядоченное состояние системы) / негэнтропия (упорядочение), сим- метрия / асимметрия, вероятность, точка бифуркации и другие.
Идеалы симметрии издавна проникали и в педагогику в виде идей воспитания прекрасным. Платон говорил: «Быть прекрасным – значит быть соразмерным (symmetricon)». Под прекрасным в широком смыс — ле с древних времён народы понимали саму жизнь в её непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного усматривались людьми в явлениях природы, общении, труде, художественных ре-
меслах, выразительных звуках (музыке), организованных движениях
(пластике, танцах), художественном слове. Воспитание художествен-
ным словом со времён К. Д. Ушинского стало неотъемлемой характер — ной чертой отечественной педагогической мысли (Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Е. И. Тихеева, Ш. А. Амонашвили и др.).
Во второй половине ХХ века получила развитие гуманная педаго-
гика (Ш. А. Амонашвили, В. А. Загвязинский, И. А. Колесникова и др.), размышляющая о способах «одухотворения» образования, его лич — ностной ориентированности.
Современные синергетические концепции самоорганизации обра — зования (М. И. Рожков, Н. М. Таланчук, Т. М. Жидких и др.) в професси — ональном образовании педагогов открывают новые перспективы гуманизации образования в целом. Один из частных участков гумани — зации – неосвоенный педагогический потенциал организации и содер- жания образования. Концепция педагогической синергетики определяет одним из главных условий развития систем наличие не — определенности. Неопределенность является результатом действия противоречивых процессов. Указанные состояния системы – неосво — енность, неопределенность, противоречивость – характеризуют и от-
крытость системы, и состояния людей, помещенных в данную систему. Поэтому обращение к синергетике является гуманистиче — ским, сообразным человеческой природе способом изучения и преоб — разования педагогической реальности.
Отличие синергетических концепций от традиционных педагоги — ческих представлений – в акценте не на упорядоченности системы, а на её неравновесных состояниях. Основными принципами (паттерна — ми) современного синергетического подхода в педагогике являются: идея об открытости систем; идея о конструктивной роли хаоса; идея о резонансном воздействии и др.
Идеи синергетики значимы для нас, потому что важным звеном в углублённом понимании текста мы считаем возникновение явления
семантического резонанса, которое можно определить как момент пе — реживания его реципиентом узнаваемости, понятности образа, слова, метафоры в условиях возможности их неоднозначного «прочтения». Так происходит осмысление, «присвоение» текста [2].
Работа с текстами при синергетическом подходе к образованию играет особую роль. Текст изначально диалогичен (М. М. Бахтин). При таком подходе средствами обучения и воспитания посредством тек — стов становятся рассказ, беседа, иллюстрация (в понимании К. Д. Ушинского как вовремя сказанное слово, приведённый пример), реа — лизуемые в процессе передачи знаний и опыта, что способствует вы — работке умений и навыков будущих педагогов и их успешному применению в социально-профессиональных ролях.
В лингвистике текст определяется как динамическая единица
высшего порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности в информационном, структурном и коммуника-
тивном плане [1]. При этом в психолингвистике природа связности считается лингвистической, природа цельности же – психолингвисти — ческой [5, 7].
В то же время, благодаря существованию явления симметрии,
можно заметить, что достижение связности и интуитивное ощущение цельности текста имеют в своей основе аналогичные механизмы. Ес — ли основным средством достижения связности является повтор (зву — ковой, морфемный, лексический и пр.), то ощущение цельности текста тесно связано с его симметричностью. Симметрия же использует по — вторы как свой основной элемент (см. таблицу 1).
Соответствие основных видов симметрии в математике и текстосимметрике
Ниже приводят отдельной строкой заголовок, который располагают симметрично относительно текста, печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится буквенное обозначение этого приложения, отделенное точкой.
Рисунки, таблицы, формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: “..рисунок Б.5.. ”. В каждом приложении может быть несколько таблиц и рисунков. Нумерация рисунков, таблиц и формул внутри каждого приложения начинается заново(таблицы, рисунки, формулы имеют свою самостоятельную нумерацию в порядке счета – так же, как и по тексту работы).
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4х3, А4х4, А2 и А1 по ГОСТ 2.301.
В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки.
Все приложения должны быть перечислены в содержании ВКР с указанием их буквенных обозначений и заголовков. Если в приложении размещается материал, выпускаемый в виде самостоятельного документа, то его оформляют по правилам, установленным для данного вида документа.
Рисунки и таблицы
Количество иллюстраций, помещаемых в курсовую работу, должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Все иллюстрации (схемы, графики, технические рисунки, фотографические снимки, осциллограммы, диаграммы и т. д.) именуются в тексте рисунками и нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту за исключением иллюстрации приложения.
Допускается нумерация рисунков в пределах каждого раздела. Тогда номер иллюстрации составляется из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например:
Рисунок 3.1, Рисунок 2.5, Рисунок В.8.
В частности, “Рисунок В.8” означает: «Восьмой рисунок приложения В».
Если иллюстрация размещается на листе формата А4, то она располагается по тексту документа сразу после первой ссылки по окончании абзаца (без разрыва текста). Если формат иллюстрации больше А4, ее следует помещать в приложении. Иллюстрации следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации следует выполнить на той же бумаге, что и текст. Цвет изображений, как правило, черный. Иногда (по согласованию с руководителем) допускается выполнение рисунков посредством использования компьютерной печати в цветном исполнении.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово “Рисунок”, написанное полностью без сокращения, его номер и наименование помещают ниже изображения и пояснительных данных симметрично иллюстрации (т.е. по центру).
Осевая и центральная симметрия
Что такое симметрия
Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия.
Ось симметрии фигуры — это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части. Чтобы наглядно понять, что такое ось симметрии, внимательно рассмотрите рисунок.
Центр симметрии — это точка, в которой пересекаются все оси симметрии.
Вернемся к рисунку: на нем мы видим фигуры, имеющие ось и центр симметрии.
Рассмотрите фигуры с осевой и центральной симметрией.
Витрувианский человек да Винчи — хрестоматийный пример симметрии. Принято считать, что, чем предмет симметричнее, тем он красивее. Хотя, по секрету, в природе нет ничего абсолютно симметричного, так уж задумано. Вся идеальная симметрия — дело рук человека.
Осевая симметрия
Вот как звучит определение осевой симметрии:
Осевой симметрией называется симметрия, проведенная относительно прямой. При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.
При этом отрезки, соединяющие эти точки, перпендикулярны оси симметрии.
Осевая симметрия часто встречается в повседневной жизни. К сожалению, не на фото в паспорте и не в стрелках на глазах. Но её вполне себе можно встретить в половинках авокадо, на морде кота или в зданиях вокруг. Осевая симметрия — неотъемлемая часть архитектуры. Оглядитесь и поищите примеры осевой симметрии вокруг вас.
В геометрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией: квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.
Давайте разберемся, как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
Пример 2. Постройте треугольник, симметричный треугольнику ABC относительно прямой d.
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно прямой l.
Центральная симметрия
Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение:
Центральной симметрией называется симметрия относительно точки.
Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах на 8 марта.
Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.
Пример 2. Постройте треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).
Задачи на самопроверку
В 8 классе геометрия — сплошная симметрия: центральная, осевая, зеркальная да какая угодно. Чтобы во всем этом не поплыть, больше тренируйтесь. Чертите и приглядывайтесь, угадывайте вид симметрии и решайте больше задачек. Вот несколько упражнений для тренировки. Мы в вас очень верим!
Задачка 1. Рассмотрите симметричные геометрические рисунки и назовите вид симметрии.
Мы рассмотрели примеры осевой и центральной симметрии и знаем, что:
Симметрия относительно прямой — осевая
Симметрия относительно точки — центральная
Задачка 2. Пусть M и N какие-либо точки, l — ось симметрии. М1 и N1 — точки,
симметричные точкам M и N относительно прямой l. Докажите, что MN = М1N1.
Подсказка: опустите перпендикуляры из точек N и N1 на прямую MМ1.
Задачка 3. Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой a.
Рубрикация текста документа
Рубрикация текста должна оптимально раскрывать тему документа. Рубрикацией называется разбиение текста на соподчиненные части. Рубрикация – это вся система заголовков документа. К заголовкам документа относят, например, такие: «АННОТАЦИЯ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ».
Структурными элементами текста – рубриками – являются разделы, подразделы, пункты, подпункты.
При отсутствии разделов в тексте документа его первым структурным элементом является пункт. Допускается помещать текст между заголовками раздела и подраздела, между заголовками подраздела и пункта. Внутри подразделов, пунктов и подпунктов могут быть даны перечисления, которые должны быть обозначены арабскими цифрами со скобкой: 1), 2) и т. д., либо выделены простановкой дефиса перед текстом. На элементы перечисления ссылки не делаются.
Все рубрики основного текста должны иметь заголовки. Разделы, подразделы, пункты, подпункты следует озаглавить так, чтобы заголовки точно соответствовали содержанию относящихся к ним текстов. В заголовках рубрик необходимо избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Информация в заголовках (подзаголовках) рубрик низшего порядка (например, подпунктов) не должна повторять информацию, содержащуюся в заголовках рубрик высшего порядка (например, пунктов).
При оформлении заголовков и подзаголовков следует руководствоваться следующими правилами. Заголовок раздела пишется прописными буквами (16 шрифт). Заголовок подраздела — строчными, с первой прописной (шрифт 14 пт). Наименования разделов и подразделов записываются симметрично тексту (по центру строки), наименования пунктов и подпунктов записываются с абзацного отступа. Желательно, чтобы длина строки заголовка была бы короче строки текста. Многострочный заголовок должен быть разделен по смыслу на несколько строк, при этом между строками делается одинарный интервал. Если заголовок состоит из нескольких предложений, они разделяются точками. Переносы и подчеркивание слов в заголовках не допускаются, точка в конце заголовка не ставится.
Текст разделов следует начинать с новой страницы. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов не должны печататься в конце страницы — необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста. Расстояние между заголовком раздела и подраздела и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 2 интервала, между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала. Расстояние от
заголовка подразделов до строки текста –2 интервала. Помимо разделения частей текста, имеющих названия и номера, существует и более дробное деление текста без использования номеров и названий. Это деление текста на абзацы, то есть периодическое логически обусловленное отделение фрагментов написанного друг от друга текста отступом вправо в начале первой строки фрагмента. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Поэтому правильная разбивка текста ПЗ на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление. Объем абзацев должен быть не слишком большим, но и не слишком малым. Редкость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная смена абзацев мешает сосредоточиться на мысли автора.Абзацный отступ равен 5 пробелов.
Названия разделов записываются симметрично тексту заглавными буквами, шрифт Times New Roman, 16 пт, обычный, жирный.
Нумерация рубрик
Разделы, подразделы, пункты, подпункты (кроме введения, заключения, списка источников информации) нумеруются арабскими цифрами. В рубрикации не допускается применение римских цифр.
Разделы нумеруются в пределах основной части ПЗ арабскими цифрами с точкой в конце (1., 2., и т. д.). Подразделы нумеруются в пределах каждой главы (раздела). Номера подразделов должны состоять из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (например, 1.1., 1.2. и т. д.). В конце номера подраздела точка ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой (например, 1.1., 1.2. или 1.1.1., 1.1.2. и т. д.). В конце номера пункта точка ставится. Если глава (раздел) состоит из одного пункта, он также должен быть пронумерован. Если текст подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах работы. Пронумерованная рубрика выравнивается по центру.
ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА
Оформление таблиц
Таблицей называют особую форму подачи цифровых или словесных данных, в которой сведения располагаются в определенном порядке. Таблицы используются для большей наглядности и возможности сравнения показателей. В таблицы не следует включать цифровой материал, который с достаточной краткостью может быть изложен в самом тексте. Комментарий к таблицам не должен их дублировать. В тексте следует давать лишь анализ и объяснение таблиц. Обычно на основе данных, вошедших в таблицы, выполняются диаграммы, графики, схемы. В этом случае иллюстративный материал должен заменить в документе соответствующие таблицы, а не дублировать их. Учитывая это, важно тщательно продумать, что следует давать в виде диаграмм или графиков, а что в виде таблиц. Оформление таблиц в документе должно выполняться согласно ГОСТ 1.5-93 [4].
Отступ от текста до номера таблицы и от таблицы до начала текста 1,5 интервала.
Тематический заголовок таблицы
Заголовки граф таблицы нужно писать с прописной буквы, а подзаголовки — со строчной, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной Буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф знаки препинания не ставят. Заголовки должны быть указаны в единственном числе.
Размещать таблицу следует по одному из вариантов: непосредственно под текстом, где она упоминается впервые, на следующей странице или в приложении к работе. Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота текста. Если такое расположение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть страницу по часовой стрелке.
На первой странице:
Таблица __ Заголовок 1 2 3 4 5 6
На следующей странице:
Продолжение таблицы __ 1 2 3 4 5 6
таблице помещены графы с параметрами, выраженными преимущественно в одной единице физической величины, но есть показатели с параметрами, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует помещать надпись о преобладающей единице физической величины, а сведения о других единицах физических величин нужно давать в заголовках соответствующих граф. Если все данные в строке приведены для одной физической величины, то единицу физической величины указывают в соответствующей строке боковика таблицы.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
Графа «Примечание» приводится в том случае, если имеются самостоятельные примечания к большинству строк. Если примечания даны к одной-двум строкам таблицы, то примечания должны быть перенесены в виде сноски под таблицу. Примечания к таблице и сноски (примечания к строкам таблицы) пишутся непосредственно под
таблицей, а не в конце страницы текста, причем сноски обозначаются не цифрами, а «звездочкой» (*). Ссылка в тексте документа на таблицу обязательна. При ссылке на
нумерованную таблицу пишут сокращенно «табл.» и ставят ее номер (табл. 1.2). Если таблица одна, при ссылке на нее пишут «см. таблицу». Слово «таблица», которое не сопровождается числовым значением номера, в тексте пишут полностью. Например: в предыдущей таблице приведена…