деформация правосознания и ее основные формы
90 Деформация правосознания: понятие, формы, пути преодоления.
Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Деформация правосознания – искаженное восприятие отношения к праву, его применению, его роли. Данным вопросом занимались Матузов, Ратинов, Баранов П.П.
1. Правовой нигилизм –сущность которого – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, номативному порядку, а также в юридическом невежестве, правовой невоспитанности основной массы населения. Проявляется в:
1) прямых преднамеренных нарушениях законов и иных НПА;
2)повсеместном, массовом несоблюдении и неисполнии юридических предписаний;
3)издании противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов;
4). подмена законности (должностные лица и органы реализуют свои интересы вне рамок Конституции РФ;
5)нарушении прав человека.
2. Правовой инфантилизм. Проявл-ся:
1) в несформированности правового сознания – недостаточный объем знаний о праве, не позвол-щий соответствующим образом строить свое поведение;
2) пробельность, т.е. полное отсутствие знаний о каком-либо элементе правовой действительности, либо забывание таких знаний.
3. Правовой идеализм – переоценка права.
4. Перерождение правосознания, проявляющееся в совершении правонарушений, сознательном нарушении закона.
5. Правая демагогия (Баранов) – общественно- опасное, намеренное, обманное, внешне эффектное воздействие на сознание людей посредством ложного преподнесения правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы обществу и государству.
Пути преодол-я: 1). повышение общей и правовой культуры граждан, их правового сознания;
2). совершенствование законодательства; 3). профилактика правонарушенийй; 4). упрочение законности и правопорядка; 5). уважение и защита прав личности; 6). массовое просвещение и правовое воспитание населения; 7). подготовка высококвалифицированных кадров юристов.
72. Деформация правосознания: понятие и виды.
Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:
в форме правового инфантилизма;
в форме правового нигилизма;
в форме правового перерождения.
Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформированности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм, имеющий глубокие исторические корни. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Большая часть населения России слабо осведомлена даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Основным Законом страны.
Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.
Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Существенную роль при этом сыграли многовековые традиции всевластия деспотических правителей, от царей до большевиков, и бесправия народа.
Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.
Показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные “ценности” и криминальные установки так называемого “воровского закона” – своеобразного неписаного кодекса преступного мира.
90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления
Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.
Деформация (от лат. deformatio — искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.
Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.
Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.
1. Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.
Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько про-бельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.
2. Правовой нигилизм — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.
Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).
Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.
3. Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.
По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.
Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту — недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.
Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.
Понятие структура и виды правосознания. Деформация правосознания граждан
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).
Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием.
Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное структурное образование, в котором можно выделить раг/иональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации.
В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.
Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.
Первый элемент — информагцюнный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может бь.гь полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания — обязательная его структурная часть, иС., без информации о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.
На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям,
г все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.
Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической.
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (» в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будуг идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одним’, корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).
Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком.
Формы деформации правосознания
Правосознание отдельно взятой личности, социальной группы и общества в целом не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.
Деформации правосознания – это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.
Схема 13.12 Формы деформации правосознания
Наиболее распространенными формами деформации правового сознания являются правовой нигилизм, правовой идеализм, дилентантизм, инфантилизм и «перерождение» правового сознания (см. схему 13.12).
Правовой нигилизм – отношение к правовой действительности, выражающееся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
Правовой идеализм – это гипертрофированное отношение к юридическим средствам, безоговорочная вера в торжество закона. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением, что достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.
Правовой дилетантизм – небрежное отношение к праву, правовым ценностям, вызванное не умыслом достижения противоправных целей, а отсутствием достаточных правовых знаний.
Правовой инфантилизм характеризуется неполнотой требуемых правовых знаний, несформированностью твердых положительных правовых установок при личной уверенности субъекта права в обладании глубокими правовыми познаниями.
Правовая демагогия – это разновидность социальной демагогии с общественно опасным противоправным обманным намерением субъекта права эффективно воздействовать на правовые чувства, знания и действия доверяющих ему людей посредством ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государства.
Правовой популизм как разновидность правовой демагогии представляет собой форму манипуляции общественным правосознанием связанную с апелляцией к обыденному правосознанию масс, с попытками подстроиться под желаемое право большинства населения, используя такие особенности обыденного правосознания, как упрощенность представлений о правовом регулировании общественных отношений, непосредственность восприятия правовых явлений, нравственно-правовой максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям. Под правовым популизмом следует понимать также провозглашение и закрепление правовыми актами таких положений, которые в действительности не обеспечивают достижения социально полезных результатов, а, наоборот, способствуют удовлетворению интересов отдельных граждан или их коллективных образований.
«Перерождение» правосознания – крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
Контрольные вопросы по теме:
1. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?
2. Какова структура правосознания?
3. Как правовая идеология и правовая психология соотносятся с индивидуальным правосознанием?
4. Какова роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм?
5. Каковы основные функции правосознания?
6. Как соотносятся правосознание и правовая культура?
7. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?
8. Каковы истоки правового нигилизма российского общества?
9. В какой степени уровень развития правосознания общества зависит от культурно-исторических особенностей развития государства?
10. Чем профессиональное сознание юриста отличается от обыденного правосознания?
11. Какова взаимосвязь обыденного, профессионального и научно-теоретического уровней правовой культуры?
Литература по теме:
1. Белканов Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Рос. юрид. журнал. 1998. №2.
2. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании// Государство и право. 2003. №3.
3. Ветютнев Ю.Ю., Широков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий // Государство и право. 2001. №10.
4. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. №11, 12.
5. Егорова М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры // Государство и право. 2001. №9.
6. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.
7. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.
8. Соколова А. Я. Профессиональное правосознание юриста. М., 1988.
9. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990.
10. Файзулин Г.Г. Юридическое образование – важное условие формирования гражданского общества и правового государства в России // Государство и право. 2001. №3.
11. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.