делимитация границы в международном праве

О новой части 2. 1 статьи 67 Конституции РФ

О поправках в Конституцию РФ. О новой части 21 статьи 67.

Действующая часть 2 Статьи 67 Конституции РФ:

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Проектом закона РФ о поправке в Конституции РФ предлагается:

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.»;

В действующей Конституции РФ нет слов, понятий, норм и положений, использующих понятие «федеральные территории». Это новый термин, понятие и новые слова – «федеральные территории». В случае принятия данного закона и этой новой поправки придётся законодательно определять, формулировать, узаконивать, разъяснять и толковать это новое понятие, и это придётся делать вне Конституции РФ, за пределами конституционных норм.

Первое предложение части 2.1 не имеет никакого правового смысла, кроме информационного сообщения и констатации даже не факта, а некоего обобщения. Толку от этого положения Конституции никакого. То, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности – это аксиома, то есть истина, не требующая доказательства.

Как Конституция РФ или Российская Федерация будут «не допускать» указанные действия и «призывы»? Препятствовать? Становиться на пути? Затыкать рот призывающим?

Почему только действия, направленные на отчуждение, то есть «утрату, утрату собственности»? Почему только «призывы», то есть обращения с предложениями или с просьбами? Почему не «любые действия по отчуждению»?

Кроме этого, предложенная формулировка части 2.1 имеет существенное исключение из данной императивной нормы Конституции РФ – «за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами». Никто и ничто не может быть выше Конституции в правовых нормах, поэтому, по определению, не может быть никаких исключений из Конституции, чтобы кто-то или что-то был вместо Конституции, выше Конституции. Эти кто-то или что-то могут только в соответствии с Конституцией уточнять и регулировать правовые отношения или действия.

Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Демаркация границы (лат. demarcatio — разграничение) — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.

Редемаркация – проверка установленной ранее государственной границы с восстановлением или заменой пограничных знаков на местности.

Разве могут эти указанные действия («делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами») быть исключением из норм Конституции РФ?

Кстати, вы обратили внимание на то, что действующей Конституцией РФ установлены суверенные права и юрисдикция на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права? Однако о правовом статусе государственной границы РФ в данной статье ни слова (только упоминание в части 3 о том, что «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия».

На основании изложенного, предлагается другая формулировка новой части 21 статьи 67 Конституции РФ

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Территория и государственная граница Российской Федерации обеспечиваются всеми средствами и силами государства для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, неприкосновенности её границ. Любые действия направленные на насильственное или незаконное отчуждение какой-либо части или всей территории Российской Федерации решительно пресекаются в порядке, установленном федеральным законом. Делимитация, демаркация и редемаркация государственной границы Российской Федерации с присоединившимися к России государствами, самопровозглашёнными государственными образованиями и сопредельными государствами осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и соответствующими международными (межгосударственными) договорами».

С уважением и надеждой на разумное и ответственное отношение к данному предложению, Александр Сергеевич Суворов.
Калуга, 07.03.2020 10:38

Источник

Конвенции и соглашения

Соглашение о делимитации границы между Республикой Македонией и Союзной Республикой Югославией

23 февраля 2001 года

Республика Македония и Союзная Республика Югославия (ниже именуемые «Договаривающимися сторонами»),

исходя из Соглашения о нормализации и развитии отношений между Республикой Македонией и Союзной Республикой Югославией, подписанного 8 апреля 1996 года в Белграде,

учитывая взаимную готовность и стремление содействовать укреплению добрососедских отношений, безопасности, стабильности и сотрудничества в регионе и за его пределами,

руководствуясь стремлением добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с декларацией Организации Объединенных Наций, касающейся уважения принципов суверенитета, территориальной целостности, политической независимости и мирного урегулирования конфликтов без угрозы силой или ее применения,

преисполненные решимости подтвердить прохождение пограничной линии и подготовить ее письменное описание,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Государственная граница между Республикой Македонией и Союзной Республикой Югославией (ниже именуемая «государственной границей») представляет собой плоскость, вертикально пересекающую поверхность земли и разделяющую территории двух стран и их соответствующие воздушное пространство и недра суши.

Статья 2

Государственная граница между Республикой Македонией и Союзной Республикой Югославией проходит от македонско-югославско-албанской границы (пограничный столб 2092 — пограничный камень D 24) до македонско-югославско-болгарской границы (пограничный столб 1106).

Данные в отношении прохождения пограничной линии содержатся в следующих относящихся к границе документах, являющихся составной частью настоящего Соглашения 1 :

В случае какого-либо расхождения между текстуальным описанием государственной границы и топографической картой преимущественную силу имеет текстуальное описание границы.

Статья 3

Пограничная линия македонско-югославской границы обозначена пограничными знаками.

Статья 4

Когда пограничная линия пересекает какой-либо водный путь, она проходит по середине водного бассейна. В случае естественного или искусственного изменения русла водного пути государственная граница будет оставаться там, где это было установлено на местности в качестве границы до вышеуказанного изменения.

Статья 5

Договаривающиеся стороны учреждают совместную комиссию, которая будет нести ответственность за осуществление делимитации и демаркации общей границы и будет заниматься демаркацией и установкой пограничных знаков на общей государственной границе на местности в течение двух лет после подписания настоящего Соглашения.

Совместная комиссия будет заниматься установлением и демаркацией границы в соответствии со статьей 3 настоящего Соглашения и будет готовить относящуюся к границе документацию, в которой будет описываться метод демаркации общей пограничной линии и места расположения пограничных знаков (столбов).

Совместная комиссия примет правила процедуры для своей работы, инструкции в отношении делимитации и демаркации пограничной линии, а также технические инструкции в отношении подготовки относящейся к границе документации.

Относящаяся к границе документация будет готовиться в двух имеющих одинаковую силу оригинала экземплярах, по одному для каждой Договаривающейся стороны.

При демаркации частей пограничной линии, описанных в совместно согласованной документации, совместная комиссия будет придерживаться данных, документально зафиксированных в земельных регистрах. С учетом местных географических, орографических и экономических условий в целом совместная комиссия сможет производить любые необходимые и сбалансированные изменения, которые могут сводиться к отклонению максимум на 150 м от текстуального описания пограничной линии.

Статья 6

Договаривающиеся стороны будут регулировать путем достижения согласия вопросы, касающиеся поддержания, обновления и демаркации пограничной линии и пограничных столбов, предотвращения и урегулирования пограничных инцидентов и урегулирования вопросов пограничной связи и перевозки гражданских лиц, а также беспрепятственного использования законными владельцами недвижимой собственности, которая будет оставаться по другую сторону пограничной линии.

Статья 7

Что касается культурных и исторических монументов и памятников на территории обоих государств, монастыря св. Прохора Пчинского, сербских военных кладбищ и других мест, Договаривающиеся стороны заключат специальное межгосударственное соглашение, устанавливающее методы их восстановления, сохранения и обеспечения беспрепятственного доступа к ним граждан обеих стран.

Статья 8

В соответствии с международными нормами и национальным законодательством Договаривающиеся стороны будут обеспечивать сохранение и защиту окружающей среды в пограничном районе.

Статья 9

Любые споры в отношении толкования и осуществления настоящего Соглашения будут урегулироваться правительствами Договаривающихся сторон дипломатическими путями, т.е. с использованием всех других имеющихся согласно международному праву механизмов урегулирования споров.

Статья 10

Настоящее Соглашение заключается бессрочно. Отдельные статьи Соглашения могут изменяться или исправляться только по взаимному согласию Договаривающихся сторон.

Статья 11

Настоящее Соглашение подлежит ратификации в соответствии с законодательством Договаривающихся сторон и вступит в силу на тридцатый день после получения второй ноты, которыми Договаривающиеся стороны информируют друг друга о том, что условия для вступления Соглашения в силу выполнены.

Совершено 23 февраля 2001 года в Скопье в двух имеющих одинаковую силу оригинала экземплярах на македонском и сербском языках.

За Республику Македонию
(Подпись) Борис Трайковский

За Республику Югославию
(Подпись) Воислав Коштуница

1 Текст приложений может быть получен для консультации в постоянных представительствах бывшей югославской Республики Македонии и Союзной Республики Югославии при Организации Объединенных Наций.

Источник

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.

Понятие государственной границы

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

Режим государственной границы включает правила:

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Источник

Делимитация границы в международном праве

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается, изменяется международными договорами, подписываемыми Президентами сопредельных стран и утвержденными (ратифицированными) Правительством Российской Федерации. Договоры разрабатываются по итогам работы межгосударственных комиссий по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации.
Участие Росреестра в работах по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы проводится на основании:

В компетенцию Росреестра входит геодезическое, картографическое и топографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование банков геодезических данных и картографических материалов о российской границе и границах иностранных государств.

Росреестр участвует в процессе делимитации и демаркации границ, начиная от формирования российских делегаций в международных комиссиях до окончательного оформления государственной границы в соответствии с международными и российскими нормами права.

Основные мероприятия по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации проводятся в соответствии с директивами и инструкциями, утвержденными совместными комиссиями.

В настоящее время Росреестром проводятся работы по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению государственной границы Российской Федерации:

Источник

Делимитация

Делимитация границы (лат. delimitatioустановление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ.

В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют — как правило, по карте, без проведения работ на местности — описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.

В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы.

Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы — проведения её на местности (демаркации).

Термин «Делимитация» часто используется в Международном Космическом Праве.

Смотреть что такое «Делимитация» в других словарях:

ДЕЛИМИТАЦИЯ — (лат., от de от, и limes, limites граница). Определение границ владений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕЛИМИТАЦИЯ лат., от limes, itis, граница. Определение границ. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка

делимитация — и, ж. délimitation f., нем. Delimitation. Определение государственной границы с нанесением на карту в соответствии с заключенным договором. СИС 1954. Среди специальных норм международного права, можно еще отметить индивидуальные нормы,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

делимитация — ж. Определение государственной границы на местности с точным описанием её прохождения и нанесением на карту в соответствии с заключенным договором с другим государством (в юриспруденции). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

делимитация — делимитация, делимитации, делимитации, делимитаций, делимитации, делимитациям, делимитацию, делимитации, делимитацией, делимитациею, делимитациями, делимитации, делимитациях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

делимитация — делимит ация, и … Русский орфографический словарь

Делимитация ГГ РФ — процесс определения общего направления линии границы между государствами путем переговоров, этап территориального международно правового оформления ГГ, определения положения и направления ГГ на карте с приложением, описания прохождения границы на … Пограничный словарь

делимитация — (1 ж), Р., Д., Пр. делимита/ции … Орфографический словарь русского языка

делимитация — и; ж. [лат. delimitatio] Офиц. Определение государственной границы с описанием её происхождения и нанесением на карту в соответствии с заключённым договором … Энциклопедический словарь

ДЕЛИМИТАЦИЯ — (от лат. Delimitatio установление границ) термин международного права, означающий определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ДЕЛИМИТАЦИЯ — (фр. delimitation) договорное установление линии государственной границы, осуществляемое, как правило, по крупномасштабным картам, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов … Политология: словарь-справочник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *