демьянчук р в память у детей с разными формами задержки психического развития
автореферат и диссертация по психологии 19.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Память у детей с разными формами задержки психического развития
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Демьянчук, Роман Викторович, 2001 год
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1.2.Теория уровневой обработки.
1.1.3.Память: унифицированный взгляд на структуру и процессы.
1.2.Задержка психического развития как медико-психологопедагогическая проблема.
1.3.Мнестическая деятельность у детей с задержкой психического развития.
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.2.Методы и методики исследования.
2.3.Математико-статистическая обработка данных.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С
РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
3.1.Память у детей с церебрально-органической формой ЗПР.
3.2. Память у детей с психогенной формой ЗПР.
3.3. Память у детей с соматогенной формой ЗПР.
3.4. Память у детей с конституциональной формой ЗПР.
3.5. Сравнительный анализ состояния памяти у исследованных групп детей.
3.5.1.Кратковременная память у детей с разными формами задержки психического развития.
3.5.2.Долговременная память у детей с разными формами задержки психического развития.
3.5.3.Образная и ассоциативная память у детей с разными формами задержки психического развития.
3.5.4.Смысловая и логическая память у детей с разными формами задержки психического развития.
3.5.5.Произвольная и непроизвольная память у детей с разными формами задержки психического развития.
ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Введение диссертации по психологии, на тему «Память у детей с разными формами задержки психического развития»
Специальная психология располагает рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций детей с ЗПР: памяти [51,52,74-78], речи [83,84], мышления [18,57] и др. Однако, многие аспекты задержки психического развития нуждаются в дальнейшем изучении в связи с расширением возможностей коррекции в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка
ППМС). Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.
Гипотеза. Понятие ЗПР является сборным, объединяющим разные группы детей, в основе особенностей развития которых лежат различные этиология и патогенез. Поэтому можно предполагать, что нарушения мне-стических функций у них будут неоднородными, что не исключает возможности общих закономерностей.
Учет общих и частных особенностей памяти у детей с разными этиопа-тогенетическими формами ЗПР позволит повысить эффективность комплексной психокоррекции мнестических функций в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, а также может быть использован в учебном процессе.
Целью работы явилось изучение форм и сторон памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными клиническими формами ЗПР (согласно этиопатогенетической классификации К.С.Лебединской): церебрально-органической, психогенной, соматогенной, конституциональной.
1. Оценить состояние кратковременной и долговременной памяти у детей с разными формами ЗПР: определить превалирующий тип памяти и объем запоминания.
2. Определить состояние ассоциативной и образной, а также смысловой и логической памяти у детей с разными формами ЗПР.
3. Установить соотношение произвольной и непроизвольной (активной и пассивной) памяти экспериментальных групп детей.
4. Сопоставить полученные данные с особенностями памяти у детей, развивающихся без нарушений.
5. Оценить динамику показателей памяти у детей с ЗПР под воздействие] комплексной коррекционной работы в системе ППМС-сопровождения с уче том установленных закономерностей.
6. Уточнить возможности использования выявленных особенностей для оп тимизации психокоррекции и обучения детей с разными формами ЗПР.
Научная новизна. В известной нам литературе нет исследований, по священных изучению состояния мнестических функций при отдельных формах ЗПР. В ходе работы у детей с разными клиническими формами ЗПР (пс этиопатогенетической классификации К.С.Лебединской) оценены тип и объем кратковременной и долговременной памяти, показатели образной, ассоциативной, смысловой и логической памяти, соотношение произвольной (активной и пассивной) и непроизвольной памяти. Установлены общие и частные закономерности мнестических функций. Получены данные, которые могут способствовать реализации индивидуально-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и коррекции (в т.ч. психокоррекции).
Изучена динамика развития мнестических функций у детей с ЗПР в ходе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития как составной части ППМС-сопровождения. Показана эффективность последовательной и преемственной психокоррекции памяти с учетом установленных закономерностей на основе комплексного подхода, включающего коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие внимания ребенка.
Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, коррекционной работе и организации ППМС-сопровождения развития ребенка в детских садах компенсирующего вида, специальных (коррекционных) школах и классах выравнивания, а также в учебном процессе со студентами.
Положения, выносимые на защиту.
1. Дети с ЗПР имеют определенные особенности памяти: общие для разных клинических форм и частные для каждой формы.
2. Целесообразен дифференцированный подход к обучению, воспитанию и коррекции детей с разными формами ЗПР с учетом установленных общих и частных характеристик памяти и включением в программу психокоррекции работы над развитием эмоционально-волевой сферы и мотиваци-онной готовности.
Основные положения исследования представлены на Юбилейной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 200-летию Военно-медицинской академии; научно-практической конференции «Психология XXI века», 5-6 мая 1998 г.; Всероссийской научно-практической конференции «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь», 22-25 сентября 1998 г.; научно-практической конференции «Ананьевские чтения», посвященной 30-летию кафедры социальной психологии СПбГУ, 27-29 октября 1998 г.; VI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство», 21-23 апреля 1999 г.
По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ.
Реализация результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные используются в образовательной и коррекционной работе и в процессе ППМС-сопровождения развития детей с ЗПР в Государственном образовательном учреждении начальной школе-детском саду компенсирующего вида № 687 «Центр реабилитации ребенка» (С.-Петербург). Результаты исследования включены в лекционные курсы и семинары по проблеме ЗПР для студентов факультета психологии СПбГУ и Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга.
Объем и структура работы.
Работа изложена на 148 страницах, иллюстрирована 35 таблицами и 10 рисунками. Состоит из введения, пяти глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 176 источников, в том числе 97 отечественных и 79 зарубежных, а также приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме «Медицинская психология»
Низкие результаты исследования произвольной памяти, а также преобладание непроизвольных механизмов запоминания, очевидно, связаны с особенностями клинико-психологической картины форм задержки психического развития. Так, при ЗПР церебрально-органического генеза отмечаются выраженные нарушения волевой сферы, прежде всего, мотивационной готовности, что в совокупности с нередко отмечаемым гипердинамическим синдромом препятствует концентрации внимания.
С учетом общих и частных закономерностей памяти и влияющих на нее факторов у детей с задержкой психического развития, представляется целесообразным выделить ряд универсальных рекомендаций для психокоррекции мнестических функций при ЗПР и рекомендации по работе с детьми разных этиопатогенетических форм задержки.
1. Широкое использование в обучении детей с задержкой психического развития наглядного материала с учетом доминирования зрительного типа памяти.
2. Ориентация на зрительную модальность как ведущую в структуре мнестической деятельности детей с ЗПР на начальных этапах работы со вновь поступившим ребенком (пока не получены подробные психодиагностические сведения), а также в случае поведения фронтальных или подгрупповых занятий начинающим педагогом, не имеющим опыта вариативной разноуровневой подачи учебного материала.
3. Широкое использование принципа повторения в обучении в связи с выраженным снижением объема памяти.
4. Развитие семантической организации памяти детей с ЗПР, для чего представляется важным использование помимо принципа повторения учет прикладного значения модели уровневой обработки.
5. Развитие образной и ассоциативной памяти, при этом наиболее эффективными могут оказаться (с учетом преобладания непроизвольной памяти) методы эстетического воспитания, музейной терапии, эстетопсихотерапии.
7. Преобладание непроизвольной памяти над произвольной указывает на необходимость широкого использования игрового компонента в обучении, воспитании и коррекции (в т.ч. психокоррекции).
8. Коррекция памяти посредством комплексного подхода, с обязательным включением психокоррекции эмоционально-волевой сферы и внимания.
9. Дифференцированный гибкий подход к психокоррекции памяти в зависимости от формы ЗПР с учетом полученных данных.
10.Осуществление психокоррекции памяти целесообразно в условиях преемственной и последовательной деятельности всех специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения с обязательным участием родителей.
11. Реализация психокоррекционных программ на фоне медицинской поддержки, включающей гигиеническое нормирование нагрузок, закаливающие мероприятия, лечебную физкультуру, массаж, физио- и фитотерапию, медикаментозное лечение (по показаниям).
Частные рекомендации по психокоррекции памяти у детей с разными формами ЗПР:
1- Церебрально-органическая форма. Требуется широкое использование наглядного материала и принципа повторения. Целесообразно использовать большие возможности механического запоминания, учитывая необходимость развития навыков логического запоминания. Преобладание активной непроизвольной памяти требует введения игрового элемента в обучение детей с этой формой ЗПР. С учетом неудовлетворительной врабатываемости рекомендуется при подаче нового материала увеличение времени на вводную его часть. Однако, низкая психическая устойчивость диктует необходимость тщательного контроля над продолжительностью учебных нагрузок. Адекватное их дозирование возможно при участии психолога и врачей. Особого внимания требует медицинская коррекция проявлений астении.
2. Психогенная форма. Психологические особенности детей с этой формой ЗПР требуют увеличения времени на психотерапевтическую поддержку ребенка и родителей, а также деликатного вмешательства администрации и социальной службы при неблагоприятных условиях проживания и воспитания в семье с целью формирования адекватного психологического климата. Требуется широкое использование наглядного материала и принципа повторения. Наиболее высокие показатели образной и ассоциативной памяти, а также активной непроизвольной памяти свидетельствуют о важности использования игрового компонента в обучении и воспитании. В связи с относительно высокими показателями смысловой памяти при статистически незначимом преобладании механического запоминания над логическим требует в обучении некоторого смещения акцента в сторону смыслового компонента подаваемого материала и особенно тщательной работы над логической памятью, имеющей предположительно большой потенциал развития. С учетом быстрой врабатываемости при низкой психической устойчивости необходимо ограничивать время на вводную часть подаваемого материала, а низкая эффективность работы требует адекватно частой смены форм работы.
3. Соматогенная Форма. Дети с соматогенной формой задержки психического развития нуждаются в наиболее тщательном лечении и последующей медицинской поддержке, а также психокоррекции невротических проявлений, связанных с режимом ограничений и запретов и ощущением собственной неполноценности Доминирование двух модальностей запоминания (зрительной и слуховой) требует как наглядного материала, так и подробного объяснения со стороны педагога. Наибольший по выборке объем памяти позволяет с учетом рекомендаций психолога и врачей допустить некоторое опережение учебной программы для детей с ЗПР, тем более, что показатели смысловой памяти не имеют достоверного отличия от контроля. Этому может способствовать и преобладание произвольной памяти.
4. Конституциональная форма. В связи с нахождением этих детей на более ранней стадии психологического развития рекомендуется постепенное наращивание и тщательное дозирование учебной нагрузки, широкое использование игровых форм работы. Особого внимания со стороны психолога требует выраженная незрелость мотивационной сферы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Демьянчук, Роман Викторович, Санкт-Петербург
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: О-во «Знание».-110 с.
25. Исаева Е.И. К вопросу о различных вариантах психического инфантилизма у детей // Материалы Всеросс. научн. конф. по психоневр. дет. возр. Л., 1966.-С. 59-62.
30. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург: Урал. гос. пед. институт, 1995.- 154 с.
32. Кудрявцева, В.П. Некоторые данные клиники и патофизиологии при синдроме задержки развития у детей / В сб.: Вопр. психиат. у детей. М: Медицина, 1962.-С. 18-26.
41. Лутонян Н.Г. Динамика мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития // Тез. докл. IV Всесоюзных педагогических чтений. Т.2.
46. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: МКБ-10 / ICD-10. СПб.: Адис, 1994.-304 с.
66. Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся IV классов школы для детей с задержкой психического развития: Сообщ. // Дефектология.1988.-№6.-С. 3-9.
67. Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся IV классов школы для детей с задержкой психического развития: Сообщ. 2 // Дефектология.1989.-№4.-С. 3-9.
72. Слепович Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития / В сб.: Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск: Народная Асвета, 1985.-С. 90-103.
74. Солсо P.JI. Когнитивная психология: Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. — 600 с.
79. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.-182 с.
87. Atkinson R.C., Juola J.F. Search and decision processes in recognition memory / In: D.H.Krantz, R.C.Atkinson, R.D.Luce, P.Suppes (Eds.). Contemporary developments in mathematical psychology (Vol.1) San Francisco: Free-man,1974.-P. 242-293.
93. Bahrick H.P., Bachric P.O., Wittlinger R.P. Fifty years of memory for names and faces. A cross-sectional approach // J. of Experimental Psycology: General.1975.-Vol. 104.-P. 54-75.
105. D’Agostino P.R., O’Neill B.J., Paivio A. Memory for pictures and words as a function of levels of processing: Depth or dual coding? // Memory and Cognition. 1977.-Vol. 5.-P. 252-256.
117. Kalverboer A.F. Minimal brain disfunction: Fact or fiction / Symp. of minimal brain disfunction, Amsterdam, Apr. 1977. Ed. A.F. Kalverboer et al. Basel etc: Karger, 1978.-110 p.
118. Ketchum G. Reading disorders // Pediatric clinics of North America. — 1957. — Vol. 8.-P. 697-700.
124. Loftus G.R. The continuing persistence of the icon // Behavioral and Brain Science.- 1983.-Vol. l.-P. 43.
Память у детей с разными формами задержки психического развития Демьянчук Роман Викторович
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Содержание к диссертации
CLASS ГЛАВА 1. Обзор литературы 1 CLASS 0
1.1.2.Теория уровневой обработки 15
1.1.3. Память: унифицированный взгляд на структуру и процессы 18
1.2.Задержка психического развития как медико-психолого-педагогическая проблема 23
І.З.Мнестическая деятельность у детей с задержкой психического развития 32
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 35
2.1.Организация исследования 35
2.2.Методы и методики исследования 36
ГЛАВА 3. Результаты исследования памяти у детей с разными формами задержки психического развития 39
3.2. Память у детей с психогенной формой ЗПР 49
3.3. Память у детей с соматогенной формой ЗПР 60
3.4. Память у детей с конституциональной формой ЗПР 70
3.5. Сравнительный анализ состояния памяти у исследованных групп детей 81
3.5.1. Кратковременная память у детей с разными формами задержки психического развития 81
3.5.2.Долговременная память у детей с разными формами задержки психического развития 84
3.5.3.Образная и ассоциативная память у детей с разными формами задержки психического развития 86
3.5.4.Смысловая и логическая память у детей с разными формами задержки психического развития 90
3.5.5.Произвольная и непроизвольная память у детей с разными формами задержки психического развития 92
ГЛАВА 4. Обсуждение результатов 95
Глава 5. Анализ результативности психокоррекции памяти у детей с задержкой психического развития. 102
Практические рекомендации 117
Специальная психология располагает рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций детей с ЗПР: памяти [51,52,74-78], речи [83,84], мышления [18,57] и др. Однако, многие аспекты задержки психического развития нуждаются в дальнейшем изучении в связи с расширением возможностей коррекции в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка (ППМС). Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.
Гипотеза. Понятие ЗПР является сборным, объединяющим разные группы детей, в основе особенностей развития которых лежат различные этиология и патогенез. Поэтому можно предполагать, что нарушения мне-стических функций у них будут неоднородными, что не исключает возможности общих закономерностей.
Учет общих и частных особенностей памяти у детей с разными этиопа-тогенетическими формами ЗПР позволит повысить эффективность комплексной психокоррекции мнестических функций в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, а также может быть использован в учебном процессе.
Целью работы явилось изучение форм и сторон памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными клиническими формами ЗПР (согласно этиопатогенетической классификации К.С.Лебединской): церебрально-органической, психогенной, соматогенной, конституциональной.
1. Оценить состояние кратковременной и долговременной памяти у детей с разными формами ЗПР: определить превалирующий тип памяти и объем запоминания.
2. Определить состояние ассоциативной и образной, а также смысловой и логической памяти у детей с разными формами ЗПР.
3. Установить соотношение произвольной и непроизвольной (активной и пассивной) памяти экспериментальных групп детей.
4. Сопоставить полученные данные с особенностями памяти у детей, развивающихся без нарушений.
5. Оценить динамику показателей памяти у детей с ЗПР под воздействие] комплексной коррекционной работы в системе ШТМС-сопровождения с уче том установленных закономерностей.
6. Уточнить возможности использования выявленных особенностей для оп тимизации психокоррекции и обучения детей с разными формами ЗПР.
Научная новизна. В известной нам литературе нет исследований, по священных изучению состояния мнестических функций при отдельных формах ЗПР. В ходе работы у детей с разными клиническими формами ЗПР (пс этиопатогенетической классификации К.С.Лебединской) оценены тип и объ ем кратковременной и долговременной памяти, показатели образной, ассоциативной, смысловой и логической памяти, соотношение произвольной (активной и пассивной) и непроизвольной памяти. Установлены общие и частные закономерности мнестических функций. Получены данные, которые могут способствовать реализации индивидуально-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и коррекции (в т.ч. психокоррекции).
Изучена динамика развития мнестических функций у детей с ЗПР в ходе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития как составной части ППМС-сопровождения. Показана эффективность последовательной и преемственной психокоррекции памяти с учетом установленных закономерностей на основе комплексного подхода, включающего коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие внимания ребенка.
Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, коррекционной работе и организации ППМС-сопровождения развития ребенка в детских садах компенсирующего вида, специальных (коррекционных) школах и классах выравнивания, а также в учебном процессе со студентами.
Положения, выносимые на защиту.
1. Дети с ЗПР имеют определенные особенности памяти: общие для разных клинических форм и частные для каждой формы.
2. Целесообразен дифференцированный подход к обучению, воспитанию и коррекции детей с разными формами ЗПР с учетом установленных общих и частных характеристик памяти и включением в программу психокоррекции работы над развитием эмоционально-волевой сферы и мотиваци-онной готовности. Апробация работы.
Основные положения исследования представлены на Юбилейной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 200-летию Военно- медицинской академии; научно-практической конференции «Психология XXI века», 5-6 мая 1998 г.; Всероссийской научно-практической конференции «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь», 22-25 сентября 1998 г.; научно-практической кон ференции «Ананьевские чтения», посвященной 30-летию кафедры социальной психологии СПбГУ, 27-29 октября 1998 г.; VI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство», 21-23 апреля 1999 г.
По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ. Реализация результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные используются в образовательной и коррекционной работе и в процессе ППМС-сопровождения развития детей с ЗПР в Государственном образовательном учреждении начальной школе-детском саду компенсирующего вида № 687 «Центр реабилитации ребенка» (С.-Петербург). Результаты исследования включены в лекционные курсы и семинары по проблеме ЗПР для студентов факультета психологии СПбГУ и Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга.
Объем и структура работы.
Работа изложена на 148 страницах, иллюстрирована 35 таблицами и 10 рисунками. Состоит из введения, пяти глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 176 источников, в том числе 97 отечественных и 79 зарубежных, а также приложений.
Теории и модели памяти человека
Научное исследование памяти берет начало от обширных интроспек тивных исследований немецкого ученого H.Ebbinghous (1885), установившего, что без применения специальных мнемонических приемов объем кратковременной памяти (КВП) ограничивается семью элементами информации, в качестве которых могут выступать цифры, буквы или назва ния предметов. Спустя более полувека G.Miller (1959) собственными исследованиями подтвердил это утверждение и показал, что в зависимости от сложности элементов это число может колебаться от пяти до девяти. Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, вклю чающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует ее таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало допус тимого. За время, разделявшее эти исследования, научное знание о памяти приобрело форму сформировавшейся теории, концептуальное положение которых о существовании двух основных форм памяти не утратило значения по сегодняшний день. Созданию этой теории научный мир обязан U.James (1890), работам которого было суждено непосредственно повлиять не толь ко на современные представления о памяти, но и на различные теории ин формационного подхода. Он различал непосредственную память, которую назвал первичной, и косвенную память, которую назвал вторичной.
Представления U.James о строении памяти во многом основывались на интроспекции. Вторичную память он считал темным хранилищем информации, однажды пережитой, но уже не столь легко поддающейся извлечению.
В 1968 г. R.Atkinson, R.Shiffrin представили новую систему, разработанную в рамках представления о памяти, имеющей фиксированную структуру и меняющиеся процессы управления. Они разделяли концепцию двойственной памяти N.Waugh, D.Norman, но ввели в состав кратковременной и долговременной (ДВП) памяти гораздо больше подсистем. Авторы заметили, что упрощенное понимание памяти не позволяет объяснить такие сложные явления как внимание, сравнение, управление воспроизведением, передача информации из КВП в ДВП, образы, кодирование в сенсорной памяти и т.д. Их модель предусматривает три хранилища информации: 1) сенсорный регистр, 2) кратковременное хранилище (КВХ), 3) долговременное хранилище (ДВХ).
Память: унифицированный взгляд на структуру и процессы
Несмотря на то, что концепции двойственного строения памяти противостоит альтернативная точка зрения, утверждающая, что существует только одно хранилище памяти, но внутри него действуют разные процессы, в настоящее время решено придерживаться теория двойственной памяти как наиболее удобного способа организации обширных экспериментальных данных, отражаемых в литературе с указанием на ее ограничения там, где это необходимо [85].
Унифицированный взгляд на структуру и процессы памяти отличается от описанных выше моделей и признает существование трех уровней памяти, различающихся по продолжительности сохранения информации на них: непосредственную, или сенсорную, кратковременную и долговременную память. Как особая разновидность кратковременной памяти, несущая важную функциональную нагрузку, рассматривается оперативная, или рабочая, память.
Сохранность зрительных впечатлений и их кратковременную доступность для дальнейшей обработки U.Neisser (1967) назвал иконической памятью. Некоторые результаты показывают, что она не зависит от процессов высшего уровня, например, от внимания [155,158]. Исследованиями G.Sperling показано, что сенсорное хранилище может удерживать 9 элементов и определена длительность иконического хранения, равная примерно 250 мсек (1/4 секунды) [160,161].
Есть данные о том, что раздельно предъявляемые бессмысленные паттерны могут объединяться в иконической памяти, образуя значимый паттерн, что доказано исследованиями C.Eriksen, J.Collins (1967). Согласно некоторым данным, иконическое хранилище может кратковременно удерживать практически неограниченную (в пределах сетчатки) зрительную информацию в ее исходном виде и с большой детальностью [152,153]. Некоторые психологи подвергли сомнению значимость понятия сенсорной памяти 125.
Видимо, существует тонкий баланс между отбором информации для дальнейшей обработки и отклонением несущественной. Временное хранение сенсорной информации (иконическое и эхоическое) дает механизм, при помощи которого можно отбирать для дальнейшей обработки только существенную информацию. Сохраняя на короткое время полный сенсорный отпечаток, человек получает возможность сканировать непосредственные со бытия, неосознанно выделяя наиболее рельефные стимулы и встраивая их в сложную матрицу памяти.
В случае, если информация не вводится повторно или не ротируется в памяти, она по истечении этого промежутка времени исчезает, не оставляя заметных следов.
Память у детей с церебрально-органической формой ЗПР
С целью установления закономерностей мнестической деятельности у детей с церебрально-органической формой задержки психического развития нами проведено клинико-психологическое и экспериментально психологическое исследование памяти у 20 детей этой группы.
Церебрально-органическая форма занимает основное место в полиморфной группе ЗПР. Она встречается чаще других вариантов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений [44]. Центральным этиопатогенетическим звеном развития этой формы задержки психического развития является наличие минимальной органической недостаточности центральной нервной системы резидуального характера, которая и является, по нашему представлению, биологической основой этого нарушения психологического развития. Несомненно, при этом могут иметь значение и другие факторы: соматогенные, психогенные и пр., но они не являются ведущими при этой форме. Тем не менее, сложность этиопатогенеза формирует и полиморфные клинико-психологические проявления [1,3,44].
Помимо нарушений формирования школьных навыков (чтения, письма и счета), большое место занимают церебрастенические явления, а также эмоционально-волевая незрелость, проявляющиеся низким уровнем притязаний, малой способностью к волевым усилиям и систематической деятельности. Клинико-психологическая картина церебрально-органической формы ЗПР часто включает явления гиперкинетического синдрома,
При психологическом исследовании выявляется парциальность нарушений когнитивной сферы, когда наряду с недостаточностью одних функций может выступать сохранность других. Большое место среди них занимают расстройства памяти.
В качестве примера, демонстрирующего особенности церебрально-органической формы ЗПР, может быть приведено клинико-психологическое описание одного из таких детей и данные экспериментального исследования памяти у него.
Родился от первой беременности. Возраст матери на момент рождения ребенка: 26 лет. Беременность протекала с двухсторонним сальпингоофори-том. В IV триместре перенесла грипп. Во время беременности курила и употребляла алкоголь.
Роды сопровождались наложением акушерских щипцов в связи с затянувшимся вторым периодом.
В семье единственный ребенок. В воспитательной работе принимают участие оба родителя. По данным наблюдения и беседы, психологический климат в семье удовлетворительный (что подтверждается и в ходе интерпретации рисуночного теста «Моя семья»). Жилищно-бытовые условия хорошие: проживает в отдельной однокомнатной квартире, имеет оборудованный уголок для занятий и игры.
Среди родственников ребенка страдающих наследственными заболеваниями не выявлено.
При беседе с ребенком отмечается легкость вступления в контакт. Однако, отвечает односложно или простыми правильно построенными фразами. Быстро утомляется и выключается из беседы. Внимание привлечь необычайно трудно. В процессе разговора внимание ухудшается и становится полевым. Очень подвижен, на месте не удерживается, отвлекаем. Активный словарь ограничен примерно 50-60 словами. Имеются легкие нарушения звуко-произношения. На бытовом уровне удовлетворительно ориентируется в окружающем. Представления о себе и своей семье сформированы, но общий кругозор сужен.
Кратковременная память у детей с разными формами задержки психического развития
Анализ состояния кратковременной памяти у детей с разными формами ЗПР в сравнении с детьми контрольной группы включал выделение преобладающего типа памяти в исследуемых группах и определение объема кратковременной памяти.
Показатели объема кратковременной памяти, исследованной по разным модальностям с использованием методики «Запоминание 10 слов» (см. приложение 1), представлены в табл. 24.
Согласно приведенным данным, распределение доминирующего типа памяти в исследуемых группах неравномерно: достоверное (р 0,05) преобладание одного типа памяти отмечается у детей с церебрально-органической формой ЗПР (доминирует зрительная память) и у детей с конституциональной формой (доминирует моторная). У детей с соматогенной и психогенной формами задержки психического развития преобладающими являются зрительная и слуховая память, различия между средними значениями объема которых по каждой указанной выборке статистически недостоверны (р 0,05) Распределение преобладающих типов памяти представлено в табл. 25.
Показатели объема памяти оценивались посредством сопоставления средних значений доминирующего типа памяти в исследуемых группах (см. рис.1).
Наименьшие показатели наблюдаются в группе детей с конституциональной формой ЗПР, что вероятно связано с более низким (соответствующим биологическому возрасту) уровнем развития как познавательной сферы, так и эмоционально-волевой сферы. У детей с соматогенной и психогенной формой задержки психического развития отмечены промежуточные среди исследуемых выборок детей с ЗПР объема кратковременной памяти.
Долговременная память у детей с разными формами задержки психического развития. Объем долговременной памяти у детей с разными формами ЗПР определялся с использованием методики «Пересказ дважды прочитанного текста через неделю» (см. приложение 1). Полученные данные представлены на рис. 2 (распределение средних значений и показателей стандартного отклонения приведено в приложении 2).