детей одевают в военную форму
Можно ли детям носить военную форму в День Победы?
Александр Винничук, радиожурналист:
Патриотические настроения, которые охватили общество на фоне присоединения Крыма и противостояния с Западом, нашли и визуальное выражение — большую популярность в молодежной среде набирают футболки с надписями «Россия», «Я русский», «Крым наш». В ряде городов прошли акции по обмену импортных футболок с надписями в духе «I love New York», «USA California», «FBI» на одежду с российской символикой. Популярны значки и майки с изображением Владимира Путина как человека, который возвеличивает страну: президент в боевом самолёте, президент в военной форме и т. п. Георгиевская ленточка на куртке или рюкзаке сейчас несёт однозначный посыл: «я патриот», «я люблю Россию».
Любовь к Родине, и в том числе к малой Родине, есть безусловное благо, но вот вопрос: всегда ли внешняя атрибуция выражает истинную любовь к своей стране, её культуре и истории?
Одевая детей в военные костюмы и фотографируя, переделывая военную песню под попсу, идеализируя и упрощая то, что произошло в страшные годы войны, мы прививаем детям иной тип памяти — это искаженная память.
Мало кто из тех, кто пережил войну, хотел бы видеть своего внука в форме солдата, а внучку в форме медицинской сестры. Формы памяти, конечно же, должны быть, но надо это делать аккуратней. Кроме песен, на войне было много страха и боли и вообще такого, что превращать в шоу нехорошо.
Сейчас мы имеем очень популяризированную, обобщенную, коммерческую картинку Великой Победы. Вспоминать о войне как о веселой победоносной прогулке неправильно, это искажение исторической памяти. Намеренно ли оно? Кому это может быть выгодно? Как показали многие философы ХХ века, в их числе Мишель Фуко, это прежде всего выгодно самой власти, так как властные инстанции являются тем институтом, который конструирует истину. То есть власть диктует нам истину, а именно — правильное восприятие войны, напрямую. Это значит, что нам войну надо воспринимать так то и так-то, и никак иначе; никто не может воспринимать войну так, как он сам хочет её воспринимать. Тот, факт, что истина и власть тесно взаимодействуют друг с другом, Фуко отметил в книге «Воля к знанию». Истину нельзя доказать или логически обосновать в соответствии с теоремой Гёделя о неполноте, истину можно только навязать.
Другой вопрос, если никакой вообще истины о войне не будет. Это будет ещё хуже, чем шоу с переодетыми в военную форму дошкольниками.
Максим Саблин, юрист, писатель, кандидат социологических наук:
Победа в Великой Отечественной войне — это героический подвиг нашего народа, сохранить память о нём я считаю важным как можно дольше и не вижу ничего плохого в том, чтобы детей в дни празднования Победы одевать в форму военных. Пусть помнят об ужасах войны, о павших солдатах, родных, близких. Многое можно и нужно обсуждать, но от обсуждения усилий по сохранению памяти о Победе я бы воздержался.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста в военной форме. Хорошо это или плохо? Категоричное «за», как и категоричное «против» не могут отражать всей сути явления.
Конечно, это нужно прежде всего взрослым, поскольку подпитывает нарциссизм, часто не здоровый. И это нужно государству в рамках идеи патриотического воспитания молодёжи. Но как это может отразиться на неокрепшей психике ребёнка? Любая униформа, в том числе военная — это Персона. Маска, которую мы предъявляем социуму. С одной стороны, она защищает нашу индивидуальность, а с другой — позволяет психологически безопасно общаться.
В идеале социальные маски отражают нашу Я-концепцию. Но когда на ребёнка с неокрепшей психикой надевают военную форму, да еще в такой ажитации, которая свойственная празднику Победы, маска в лице униформы может способствовать формированию ложного Я. Ребёнок может начать идентифицировать себя с воином, которым не является в силу своей природной индивидуальности. Это социум диктует, кем ему быть, с какой социальной ролью себя идентифицировать.
«Бессмертный полк» — прекрасная идея сплочения нации, воплощение каратаевского «мы» из романа «Война и мир» Льва Толстого. С психологической точки зрения — это уникальная возможность отрефлексировать боль утрат, которые есть в каждой российской семье со времен Великой Отечественной войны. Но это еще и способ канализации подавленной коллективной агрессии.
Алексей Ходорыч, главный редактор детского издания «Классный журнал»:
Когда я вижу, как кто-то начинает горячо спорить по этому вопросу, я, честно говоря, не понимаю самого предмета для столь горячих дискуссий. Собственно, а почему нет? Надеть пилотку в память о Великой Победе можно, а форму нельзя? Или пилотку тоже нельзя? Но суть этой дискуссии совсем в другом — можно ли праздновать День Победы или это день скорби? Если кто-то убежден, что это день скорби, то военная форма на детях и на родителях будет ему казаться неуместной и даже кощунственной. Но если День Победы отмечать именно как великий праздник Победы над врагом, то военная форма более чем уместна.
Дискуссия на тему празднования вспыхивает ежегодно. И частенько сторонники празднования приводят аргумент про Пурим, который отмечается уже более 2000 лет в память о спасении иудеев от истребления. Красная же армия спасла от истребления народы не только СССР, но и многих других стран. Поэтому, конечно, это праздник.
Не войны, как пытаются передергивать оппоненты, но Победы! Собственно, такая же разница подходов заставляет по разному воспринимать лозунг «Можем повторить». Для тех, кто считает 9 мая днем скорби, этот лозунг — угроза войной. Но для тех, кто считает 9 мая праздником, этот лозунг как раз — угроза войне.
Поэтому лично я ношение военной формы времен Великой Отечественной войны приветствую и одобряю.
Анна Квиринг, программист:
На мой взгляд, дети не должны носить военную форму. Прежде всего потому, что это игры взрослых, которые используют детей как живых кукол. Это не имеет отношения к патриотическому воспитанию: наоборот, воспитывает неуважение к форме, которую может надеть кто угодно, не имея на это никакого права.
Ксения Чудинова, главный редактор Snob.ru:
Первая реакция на такую новость — нет, подобная акция совершенно ненормальна. Отчасти потому, что заголовок новости дан в пассивной форме (детей «вывели» — читай «как баранов»). Однако здравый смысл мне подсказывает, что детей снарядили таким образом родители, которые ничего «такого» в акции не видят, а скорее, даже напротив, поддерживают ее, считая важной. А уж учитывая масштаб «выведенных дошколят», кажется, речь идет о некотором сообществе взрослых, которые убеждены и в своей правоте, и нужности выбранного ими дела. Стало быть, и для детей, растущих в этих семьях, это нормально.
Исходя из этих соображений, мне лично гораздо важнее то, что происходит за пределами этой новости: есть ли родители, которые отказались участвовать в акции, уважают ли их мнение, как относятся в детском саду к таким родителям, как к детям, идет ли живая дискуссия в обществе по поводу целесообразности подобных акций?
Споры о патриотическом воспитании ведутся давно: что это, сколько стоит, как это организовать и так далее. Я абсолютно убеждена, что патриотов растят семьи, а не детские сады, школы или государства, поэтому ни одна подобная акция, спущенная сверху, не станет тем самым пунктиком, после которого дошколенок полюбит родную страну так, как никто и никогда до того. Поэтому я возвращаюсь к предыдущему тезису: кажется, эта акция придумана в семьях, которые совершенно сходят с ума от радости победы над фашистами, примерно так же, как это делают наши депутаты и высокие чины — просто упиваясь самим фактом, что «мы победили». Это звонкое «мы» вполне тянет на определение «патриотизма», как его понимают партийные бонзы. Другой вопрос о качестве этого патриотизма, который без критического осмысления превращает людей в пушечное мясо.
Возможно, это слишком легкомысленное заявление, но я лично пропустила эту новость в принципе. Во всем мире родители любят переодевать дошколят и младших школьников в какую-то ерунду и таскаться с ними на карнавалы. Мне ужасно жаль, что 9 мая превратилось в подобие карнавала в России, чем-то даже похожего на праздник Пурим, когда народ радуется победе над общим врагом, когда пекут пироги в форме ушей главного злодея и напиваются до чертиков, но что поделать — у России нет других веселых праздников. Масленица не прижилась, Ивана Купала тоже, значит, придется жить с нашим новым 9 мая. Хотя мне, конечно, хотелось со своими согражданами в этот день говорить о гуманизме, о союзничестве, чувстве вины, справедливости, а также о том, что такое общее дело и сколько стоит жизнь человека, а не предаваться странному разгулу, который потом мы ловим в телеграм-каналах в виде фотографий священника с веселой тетушкой, на груди которой написано черной ручкой «На Берлин».
Своим мнением по поводу этого поделилась мама 4-летнего сына из Екатеринбурга Наталья Семенова.
Она говорит, что отказаться от фотосессии решили и некоторые другие родители из их садика. Среди низ была Валерия Приходкина. Она высказалась против покупки пилоток детям в детсаду. За это ее исключили из родительского чата и вернули только после поддержки одного из отцов.
Иногда родители решают отказаться от «военных» фотосессий коллективно. Жительница Екатеринбурга Анна Мирко рассказала, что так поступили в группе, в которую ходит ее сын, хотя еще 23 февраля ребенок участвовал в фотосессии с игрушечным автоматом ко Дню защитника отечества.
Обращение сотрудницы ФБК Любви Соболь в Твиттере, также привлекло внимание многих родителей. Она добилась, чтобы в детском саду ее дочери не наряжали детей в военную форму на утреннике.
Позже в интервью СМИ, Любовь добавила:
Такой позиции придерживаются не только матери, но и отцы. Кандидат психологических наук Сергей Вайсман и блогер Илья Варламов.
Психолог Елена Кузнецова поделилась своим мнением в Facebook. Пост моментально вызвал бурную дискуссию.
День Победы. Почему дети в военной форме – плохая идея
День Победы – не только священный для россиян праздник, но и золотая жила для торговцев всяким милитаристским барахлом. Наряду с советскими флажками и георгиевскими ленточками 9 мая продают пилотки, гимнастёрки, солдатские ремни и галифе. У этих товаров есть кое-что общее: почти все они детских размеров.
Родители в последнее время почему-то решили, что очень круто наряжать детей в подобие формы времён ВОВ. В принципе, даже понятно, почему. Нарядным ребёнком в красивой военной форме можно похвастаться в инстаграме. Или показать фотку коллегам – пусть завидуют! Может, ещё и начальник по службе продвинет, узнав, какой ты патриот. К почитанию памяти предков, погибших на страшной войне, весь этот маскарад отношения, разумеется, не имеет – обычная ярмарка тщеславия.
Кроме того, милитаризация детей активно пропагандируется государством. Например, в Пятигорске несколько дней назад прошёл «парад дошкольных войск» (нет, не шутка!):
«В форме пехотинцев, танкистов, лётчиков, моряков, артиллеристов и медсестёр по площади у Вечного огня промаршировали стройные ряды воспитанников детских садов города. Всего в праздничном шествии приняло участие более 500 ребят. Принимал парад Глава Пятигорска Андрей Скрипник».
То, как всё это влияет на психику маленького «солдата», никого не волнует. Поэтому здесь я хочу процитировать психолога Елену Кузнецову. Если вы хоть раз задумывались, стоит ли одевать ребёнка в военную форму, обязательно почитайте:
“Давайте на правах психолога, имеющего немалые представления о детской психике, скажу, почему так не надо делать?
Потому что это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни – войны.
Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети – что война это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой.
А надо не так. Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают, сколько живых из одной семьи взять платой за невозможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают – наши и не-наши. Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей.
Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием.
Как человек, работающий с психикой, я очень хорошо понимаю, что чувство благодарности может переполнять.
Может прийти желание попраздновать «в едином порыве». Радость единства – согласия на ценностном уровне – это великая человеческая радость. Нам по-человечески важно проживать что-то вместе. Хоть то радостная победа, хоть то скорбная память.
И впереди у нас такая важная дата. Готовясь к ней, вслушайтесь в то, чем она звенит лично вам.
Мы все с вами родом из общества, где указания, как правильно жить, думать и чувствовать, выдавались сверху.
Но сегодня мы можем выбирать. Например – осознание. Что ни одна общность не стоит того, чтобы платить за неё через облачённых в одежду для смерти детей.
Мирного неба нашим детям. И трезвой нам памяти. Пусть даже в одиночку, не вместе с теми, кто вот так ”.
Стоит ли одевать детей в военную форму Великой Отечественной войны?
Два дня назад прошел священный праздник для жителей России – День победы. В последнее время среди россиян стало уже традицией самим наряжаться в военную форму Великой Отечественной войны и наряжать в нее детей. Пилотки и белые банты, гимнастерки и ползунки, крохотные погоны и сандалии: дети в советской военной форме вызывают противоречивые чувства. Одни умиляются и считают это данью памяти о подвиге советского народа. Другие не скрывают своей неприязни, называя новую традицию дурновкусием и спекуляцией на великой Победе.
При этом советская военная форма на детях – подчас не только инициатива родителей, но и государственная пропаганда. Варламов с возмущением вспоминает «парад дошкольных войск», который несколько дней назад состоялся в Пятигорске. Около 500 воспитанников городских детсадов промаршировали в форме пехотинцев, танкистов, лётчиков, моряков, артиллеристов и санитарок.
Сложно не согласиться с блогером по поводу «золотой жилы» для всякого рода торговцев. Зачастую в своей жажде наживы они попросту не знают меры. Например, в этом году, незадолго до 9 мая вспыхнул скандал: интернет-магазины предлагали приобрести даже мягкую игрушку в виде ветерана ВОВ. Этот сувенир оскорбил самих участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла: они предложили провести рейды по магазинам с целью выявления подобных «мерзких» поделок.
У многих психологов дети в советской военной форме тоже не вызывают одобрения. По их мнению, этот карнавал может негативно сказаться на психике маленьких «солдат». Недавно психолог Елена Кузнецова объяснила, почему рядить малышей в пилотки и гимнастерки не стоит.
Кстати, часть родителей в этом году уже отказались от таких костюмов для детей. Например, юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Любовь Соболь добилась, чтобы воспитанников детского сада, в который ходит ее дочь, не наряжали на утреннике в военную форму не наряжали детей в военную форму на утреннике.
Поговорите с воспитателями и директорами школ и садов. Наших детей должны учить любить природу и людей, помогать близким, а не как правильно военную пилотку на голову натягивать.
Сорокин невесело уточняет: значит, мальчику можно наряжаться в девочку (ведь его гендерные особенности пока ещё не определились, и ребенок ищет себя)?. Ребенку можно одеваться «как бомж», ведь это самовыражение? Можно ходить как гомосексуалист, красить волосы, губы, носить рваные или узкие джинсы; на Хэллоуин можно наряжаться Люцифером, развратной ведьмой или Королем Ночи из «Игры престолов»? В конце концов, на Западе детям можно одевать НАТОвскую или рейнджерскую форму, и это приветствуется.
День Победы: почему нельзя наряжать детей в военную форму
Психологи считают, что это неуместно, а вовсе не патриотично, — флер романтики на самой страшной трагедии человечества.
Недавно мой семилетний сын участвовал в районном конкурсе чтецов. Тема, конечно, День Победы.
«Нужен образ», — озабоченно сказала педагог-организатор.
Образ так образ. Тем более что в магазинах этих образов — особенно сейчас, к праздничной дате — на любой вкус и кошелек. Нужна просто пилотка, иди в любой гипермаркет: там это как раз сейчас сезонный товар. Хочешь полноценный костюм подешевле и похуже качеством — в магазин карнавальных костюмов. Хочешь подороже и почти как настоящий — это в Военторг. Размеры любые, даже на годовалого малыша. Комплектация тоже на выбор: со штанами, с шортами, с плащ-палаткой, с командирским биноклем…
В общем, ребенка я нарядила. В форме мой первоклашка смотрелся мужественно и сурово. Смахнув слезу, разослала фотографию всем родственникам и друзьям.
«Какой резко взрослый», — умилилась одна бабушка.
«Ему идет», — оценила коллега.
И только одна подруга честно призналась: она форму на детях не любит.
«Ладно бы еще военное училище или кадетский корпус. Но не тех лет», — она была категорична.
На самом деле, я тоже не понимаю родителей, которые наряжают детей солдатиками или медсестричками, только чтобы погулять среди ветеранов на 9 мая. В качестве сценического костюма — да, это оправданно. В жизни — все же нет.
Зачем этот маскарад? Попасть в объективы фото и видеокамер? Сорвать комплименты от пожилых людей, которые когда-то носили эту форму по праву? Чтобы продемонстрировать свое уважение к празднику (если, конечно, так нужны внешние проявления), достаточно георгиевской ленточки. Хотя и это уже скорее дань моде, чем реальный символ. Ведь мало кто помнит, что на самом деле эта лента означает. Вот вы знаете?
Психологи, кстати, тоже против. Они считают, что так взрослые показывают детям, что война — это весело.
«Это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни — войны, — такой категоричный пост написала в Фейсбуке психолог Елена Кузнецова. — Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети, что война — это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой. А надо не так. Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают, сколько живых из одной семьи взять платой за невозможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают — наши и не-наши. Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей».