децемвиры это в римском праве
ДЕЦЕМВИРЫ
ДЕЦЕМВИРЫ, в Древнем Риме совет из десяти человек (почти все – бывшие консулы), избранный в 451 до н.э. для составления и опубликования свода законов. Полное название этой комиссии, созданной после длительных волнений среди плебеев, – decemviri consulari imperio legibus scribendis («десять мужей с консульскими полномочиями для написания законов»). Все прочие магистратуры, включая трибунат, были на это время приостановлены, а консульские полномочия исполнялись децемвирами поочередно, причем смена происходила ежедневно. Децемвиры подготовили и опубликовали 10 таблиц законов, а в 450 до н.э. вновь избранная комиссия, в состав которой вошли и плебеи, издала еще 2 таблицы. Эти децемвиры отказывались сложить с себя полномочия или допустить выборы преемников, но были свергнуты, а власть трибунов и других должностных лиц (449 до н.э.) была восстановлена. Тем не менее XII таблиц сохранились как основа римского публичного и частного права. Обе комиссии децемвиров возглавлял Аппий Клавдий, оказывавший поддержку требованиям плебеев, но представленный в римской традиции тираном из-за стремления удержать власть, а также из-за того, что он, пользуясь своей властью, попытался силой овладеть девушкой-плебейкой Вергинией, что вызвало беспорядки среди плебеев и их уход из города. Последний эпизод (яркий рассказ о нем – у Тита Ливия, III 44–58), возможно, является вымыслом.
Децемвирами называли и других членов советов десяти: были, например, decemviri stlitibus iudicandis («по разрешению тяжб»), удостоверявшие в спорных случаях свободу человека, или decemviri agris assignandis («по распределению земель»).
ДЕЦЕМВИРЫ (лат. decemviri ‒ десять мужей)
Название различных коллегий в древнем Риме, состоящих из десяти человек.
Самая известная из них – децемвиры с консульской властью для записи законов (decemviri consulari imperio legibus scribendis), десять человек для составления свода законов, которым было поручено управление государством. В 462 г. до н.э. Гай Терентилий Арса предложил выбрать пять человек для записи законов, но патриции воспротивились этому предложению; только через девять лет три человека были направлены в Грецию на год для изучения законов различных городов. На 451 г. было назначено 10 патрициев, которым была поручена запись законов; другие магистраты, включая народных трибунов, на этот год не избирались. В их число входили Аппий Клавдий Красс, Тит Генуций Авгурин (вероятно, избранные консулы), префект города, два квестора по делам об убийстве (quaestores parricidii) и пять человек, избранных центуриями. Ими был составлен свод законов в десяти частях, которые, после утверждения сенатом и центуриатными комициями, были записаны на металлических таблицах и выставлены на форуме перед зданием сената.
Было решено продлить деятельность коллегии на 450 г., так как работа не была завершена. Из числа прежних децемвиров в нее вошел только Аппий Клавдий, от трех до пяти новых членов были плебеями. Ими были составлены новые законы, среди которых был запрет на законный брак между патрициями и плебеями. Они были записаны на двух дополнительных таблицах, но новые децемвиры вызвали недовольство своим правлением и произволом. По прошествии годичного срока они отказались сложить полномочия. Убийство бывшего трибуна Луция Сикция Дентата и попытка насилия Аппия Клавдия над плебейской девушкой Виргинией спровоцировали восстание и сецессию плебеев. Перемирие между сословиями было заключено на условиях восстановления прежнего порядка и отмены власти децемвиров; созданные ими законы вошли в историю как «Законы XII таблиц».
Современные ученые сомневаются в историчности ряда деталей деятельности децемвиров, но в целом, эта история заслуживает доверия. Кроме того, существовали: 1) decemviri litibus или stlitibus judicandis (децемвиры для разрешения тяжб) – судебные магистраты, рассматривавшие гражданские дела; 2) decemviri sacris faciundis (децемвиры для совершения священнодействий) – см. квиндецемвиры; 3) decemviri agris dividundis (децемвиры для распределения земли), назначавшиеся для распределения общественной земли между гражданами.
Иллюстрация:
Децемвиры. «Дедушки» римского права
Даже самое примитивное общество имеет некую концепцию права, ибо без набора социальных регулятивов никакой коллектив существовать не может. Отличия между концепциями заключаются в степени зрелости, представлениях об источнике права, силе правосознания (сравним знаменитую фразу «Fiat iustitia, pereat mundus» и не менее известный афоризм «Строгость законов Российской империи смягчается необязательностью их исполнения») и т.д. Немаловажное значение имеет и процедура оформления юридических норм. Об одной оригинальной и не имеющей прямых аналогов в мировой юридической практике форме законотворчества, я и хочу поговорить.
Как цитировать:
GOST:
Халапсис А. В. Мировоззренческий опыт первой римской кодификации права / Алексей Владиславович Халапсис // Особливості та тенденції розвитку правотворчості в умовах трансформації суспільства. Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (Одеса, 17 квітня 2015 року). – Одеса: Одеська державна академія будівництва та архітектури, 2015. – С. 35–38.
Chicago/Turabian:
Halapsis, Alex V. “Mirovozzrencheskiy opyt pervoy rimskoy kodifikatsii prava [Weltanschauung’s experience of the first Roman codification of the law].” In Features and trends in law making in terms of transformation of society, 35–38. Odessa: Odessa State Academy of Civil Engineering and Architecture, 2015.
Римское право справедливо считается одним из вершин юриспруденции древности, а щепетильное к нему отношение – особенностью римского цивилизационного проекта. О юридических нормах царского периода нам известно очень немного, равно как и механизмах их принятия. Почти во всех древних обществах закон был прихотью монарха, который сам стоял вне него и над ним. Такого рода самодержавия не было в раннем Риме, тем не менее, «фактор царя» был достаточно важным, чтобы в полной мере прочувствовать его отсутствие после установления Республики. Принятые ранее законы освящались авторитетом царской власти, а смена формы правления поставила под сомнение легитимность прежних законов. Причем сенат не мог исправить ситуацию, ибо он, не будучи законодательным органом, принимал постановления лишь частного характера. Более того, сенаторы даже не обладали правом законодательной инициативы; последняя была прерогативой консулов (преторов) и народных (плебейских) трибунов, предлагавших законопроекты (rogatio), которые становились законами (lex) лишь после народного голосования в комициях.
С соответствующей рогацией выступил в 462 году до н.э. народный трибун Терентилий Гарса (Арса), потребовавший посредством писаного права ограничить и четко определить полномочия консулов. Суть его предложения сводилась к следующему: «дабы не простирать это (консульское. – А.Х.) владычество на вечные времена, он предлагает принять закон об избрании пяти уполномоченных для составления законов о консульской власти, согласно которым консулы пользовались бы лишь теми правами, какими наделит их народ, и не считали бы законом собственные прихоти и произвол» (Liv. III. 9) [2, с. 124]. Речь, однако, шла не о политической или военной власти консулов (преторов), как можно было бы подумать при чтении Тита Ливия, и даже не об их судебных функциях (которые не ставились под сомнение), а о самой форме осуществления судопроизводства. Вопрос ставился не о «Конституции» республики, а о гражданском и уголовном кодексе.
Последовала длительная дискуссия, которая привела к патовой ситуации, ибо сенаторы и патрицианские магистраты препятствовали проведению голосования по поводу рогации Терентилия, а плебейские вожди, в свою очередь, пытались блокировать работу государственного аппарата. «Тогда трибуны, забросив это устаревшее от проволочек законопредложение, – пишет далее Ливий, – повели дело мягче: пусть-де сенаторы наконец прекращают борьбу. Если им не нравится предложенный плебеями закон, пусть позволят и из плебеев, и из патрициев избрать законодателей, чтобы они радели о пользе тех и других и об уравнении их в правах. Сенаторы не отклонили этого предложения, но заявили, что законодателями могут быть лишь патриции. Итак, согласие о законодательстве было достигнуто, спор шел только о законодателях, когда, получив приказ переписать знаменитые законы Солона и познакомиться с учреждениями, нравами и законами греческих государств, в Афины отправились послы Спурий Постумий Альб, Авл Манлий и Публий Сульпиций Камерин» (Liv. III. 31) [2, с. 143].
В 451 году до н.э. было принято решение избрать десятерых мужей, которым поручить разработку написание законов. И именно под этот проект и была создана экстраординарная магистратура децемвиров (decemviri consulari imperio legibus scribundis – десять мужей с консульским империем для написания законов). Срок их полномочий ограничили одним годом. В коллегию вошли оба консула 451 года – Аппий Клавдий и Тит Генуций, Публий Сестий – консул предыдущего года, три члена афинского посольства и четырех человек избрали дополнительно. Все члены первого децемвирата были патрициями, причем каждый из них в свое время был консулом. Учитывая то, что консулам приходилось регулярно иметь дело с судопроизводством, такой состав был вполне оптимальным. Отмечу, забегая вперед, что как в осуществлении правосудия, так и в законотворчестве, первая коллегия децемвиров показала себя с наилучшей стороны.
Возможно, что законодатели привлекали и экспертов со стороны. Так, «толкователем законов при децемвирах» Плиний Старший называет (Historia Naturalis. XXXIV. XI. 21) [5, р. 144] друга Гераклита греческого политэмигранта Гермодора Эфесского. Страбон также упоминает его как человека, который «кажется, написал для римлян некоторые законы» (География. XIV. 25) [3, с. 600]. Гермодору была поставлена статуя на Форуме за заслуги перед Римской республикой, но либо он был долгожителем, либо помогал римлянам с какими-то другими правовыми нормами.
Хотя децемвиры должны были лишь написать законы, эту коллегию наделили империем на все время ее полномочий, а магистраты и трибуны одновременно покинули свои должности (впрочем, как уже сказано, оба консула вошли в состав коллегии). В этом была своя логика. Если «комиссия по новому законодательству» не будет обладать всей полнотой власти, то можно предположить, что носители империя попытаются навязать ей свою волю. Чтобы независимость децемвиров не была фикцией, их необходимо было самих наделить консульской властью; поскольку же плебейские трибуны рассматривались как противовес консулам, то за отсутствием последних пришлось отказаться и от них. А раз так, то решения (в частности, судебные) децемвиров не могли быть оспорены со стороны плебейских вождей. По сути, децемвиры наделялись даже не консульской, а диктаторской властью, а правовое отличие их от диктатора заключалось в большем времени полномочий (год для децемвиров и не более 6 месяцев для диктатора), ну и тем, что диктатор был один (по своему выбору назначая себе помощника, которого именовали «начальник конницы»), а законодателей с империем было десять. Однако верховной властью децемвиры первого созыва пользовались не совместно, а поочередно, при этом сохранялась возможность интерцессии, заключавшаяся в жалобе товарищам по децемвирату на решения правящего (в данный день) коллеги.
В целом, децемвиры с поставленной задачей справились. К концу их каденции был составлен свод законов, который был вывешен для всеобщего ознакомления. После обсуждения и внесения поправок, законы децемвиров, уместившиеся на десяти таблицах, были проголосованы в центуриатных комициях и вступили в силу.
Полный текст Законов XII таблиц (Leges duodecim tabularum), как известно, не сохранился, но по имеющимся реконструкциям [6], в них не было ничего особенно революционного или оригинального. Единственная норма, которая явно выделялась из уже по факту сложившегося порядка вещей, был запрет на браки между патрициями и плебеями, о чем с возмущением писал Цицерон, отмечая, что обыкновенно браки разрешались даже с иностранцами (О государстве. XXXVII, 62) [4, с. 51]. Впрочем, уже в 455 году до н.э. народный трибун Гай Канулей добился ее отмены и более к этому вопросу никогда не возвращались. Антиплебейскую политику вторых децемвиров вообще, разработку этого дискриминационного закона – в частности, объяснить тем сложнее, что членами этой коллегии были и плебеи, по-видимому, на паритетных с патрициями началах [1, с. 97-105]. Кстати, это был первый случай предоставления плебеям империя, что имело принципиальное значение, но первая практическая реализация ими верховной магистратской власти была, как мы видели, не слишком удачной.
Вывод
Законы XII таблиц были не революционными, а фундаментальными, будучи как основой для разработки всего последующего законодательства, так и средством заполнить правовой вакуум, возникшей после отказа от царского правления. Осознание конкретной юридической коллизии способствовало кристаллизации у римлян правового сознания, которое было связано не с рефлексией в отношении уже существующей правовой сферы, а с потребностью в четкой и однозначной регламентации социальных норм и правил поведения.
Литература
1. Дементьева В.В. Децемвират в римской государственно-правовой системе середины V века до н.э. – М.: Инфомедиа Паблишерз, 2003
2. Ливий Т. История Рима от основания Города: Пер. с лат. – М.: Наука, 1989. – Т. 1.
3. Страбон. География: Пер. с древнегреч. – М.: Ладомир, 1994.
4. Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги: Пер. с лат. – М.: Наука, 1966.
5. Plinius. Naturalis historiae / With an English translation in ten volumes. By H. Rackham, M.A. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, London: William Heinemann ltd., 1961. — Volume IX. Libri XXXIII-XXXV.
6. XII Tabulae sive Lex XII tabularum // Remains of Old Latin / Newly edited and translated by E.H. Warmington, M.A., F.R.Hist.S. In four volumes. — London: William Heinemann ltd., Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1938. — Vol. III. Lucilius. The Twelve Tables. — P. 424-515.
Поделиться «Децемвиры. «Дедушки» римского права»
Децемвиры
Децемвиры (лат. decem viri «десять мужей») — в Древнем Риме — коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве.
Децемвиры с консульской властью для написания законов
Наиболее значительной из коллегий в 10 человек были децемвиры, избранные для составления законов.
Плебеи, несмотря на учреждение должности трибунов, терпели произвол консулов в судебных делах. В вынесении приговоров консулы или назначаемые ими судьи руководствовались обычным правом, недостаточно определенным. Требовалось этот произвол, ограниченный лишь в важных уголовных делах законом Валерия о воззвании к народу, ограничить буквой закона.
С этой целью народный трибун Терентилий Арса в 462 г. до н. э. предложил в трибунских комициях составить проект закона, в силу которого была бы назначена комиссия из пяти человек для составления законов, касающихся консульской власти (Ливий III, 9). Проект был внесен в народное собрание, но только через десять лет требование плебеев было удовлетворено.
Патриции вынуждены были уступить лишь крайней настойчивости народных трибунов, ежегодно вносивших законопроект, причём вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять и притом не так, чтобы половина их состояла из патрициев, а другая из плебеев (как того требовали плебеи), а все члены должны были быть из патрициев.
В 451 г. до н. э. консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны децемвиры с консульской властью для написания законов ( decemviri consulari imperio legibus scribundis ). Они в течение года составили десять таблиц, которые и были приняты центуриатскими комициями.
Их работа облегчалась тем, что за два года до составления этих законов сенатом было отправлено посольство из трех человек в Афины для изучения солонова законодательства. Послам было поручено ознакомиться с правами и законами и других греческих городов, начиная с южной Италии.
Так как оказалось, что десятью таблицами потребности законодательства не были исчерпаны, то по инициативе Аппия Клавдия, взявшего на себя председательство в избирательных комициях, на следующий год вновь были избраны децемвиры, которые прибавили к прежним десяти еще две таблицы.
Таким образом были составлены Законы Двенадцати таблиц. Уже сама замена консульского правления на один год правлением децемвиров была сменой формы государственного управления, которую Ливий сравнивает с переходом от царской власти к консульскому правлению. Когда эта децемвиральная форма правления вступила в действие и на следующий год, притом так, что Аппий Клавдий Красс, главный децемвир первого года, вопреки обычаю оказался в одной и той же должности в течение двух лет подряд, и когда новые децемвиры с первого раза обнаружили властолюбивые стремления, то стала очевидна опасность для гражданской свободы.
Еще в первый год правления децемвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены. Но децемвиры первого года по крайней мере допускали апелляцию против действий одного из них, бывшего в данный день у власти (которую они исполняли поочередно), к другим децемвирам, а знаками полной консульской власти ( imperium consulare ), т. е. 12 ликторами с секирами и пучками лоз, пользовался только тот децемвир, который исполнял роль консула.
Децемвиры второго года не допускали никакой апелляции и уже в первый день вступления в должность, в майские иды (450 до н.э.), явились к народу, все окруженные 12-ю ликторами с секирами и лозами, так что все 12 правителей стали распоряжаться жизнью граждан. Последовали многочисленные казни, водворилась жестокая олигархия, от которой страдали одни плебеи (патриции большей частью были ею довольны).
Новыми консулами, Л. Валерием и М. Горацием, были предложены и центуриатскими комициями приняты законы (лат. leges Valeriae Horatiae ), которыми права плебеев были расширены и постановлялось, чтобы правление, подобное децемвиральному, никогда не учреждалось, и что тот, кто учредит подобное правление, может быть убит безнаказанно кем угодно. Низложенные децемвиры были преданы суду. Двое из них, Аппий Клавдий и Оппий, сами лишили себя жизни, а другие удалились в изгнание.
Список децемвиров
Децемвиры 451 г до н. э.
Децемвиры 450—449 до н. э.
Децемвират
Децемвиры (лат. decem viri «десять мужей») — в Древнем Риме — коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве.
Децемвиры с консульской властью для написания законов
Наиболее значительной из коллегий в 10 человек были децимвиры, избранные для составления законов.
Плебеи, несмотря на учреждение должности трибунов, терпели произвол консулов в судебных делах. В вынесении приговоров консулы или назначаемые ими судьи руководствовались обычным правом, недостаточно определенным. Требовалось этот произвол, ограниченный лишь в важных уголовных делах законом Валерия о воззвании к народу, ограничить буквой закона.
С этой целью народный трибун Терентилий Арса в 462 г. до н. э. предложил в трибунских комициях составить проект закона, в силу которого была бы назначена комиссия из пяти человек для составления законов, касающихся консульской власти (Ливий III, 9). Проект был внесен в народное собрание, но только через десять лет требование плебеев было удовлетворено.
Патриции вынуждены были уступить лишь крайней настойчивости народных трибунов, ежегодно вносивших законопроект, причём вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять и притом не так, чтобы половина их состояла из патрициев, а другая из плебеев (как того требовали плебеи), а все члены должны были быть из патрициев.
В 451 г. до н. э. консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны децемвиры с консульской властью для написания законов ( decemviri consulari imperio legibus scribundis ). Они в течение года составили десять таблиц, которые и были приняты центуриатскими комициями.
Их работа облегчалась тем, что за два года до составления этих законов сенатом было отправлено посольство из трех человек в Афины для изучения Солонова законодательства. Послам было поручено ознакомиться с правами и законами и других греческих городов, начиная с южной Италии.
Так как оказалось, что десятью таблицами потребности законодательства не были исчерпаны, то по инициативе Аппия Клавдия, взявшего на себя председательство в избирательных комициях, на следующий год вновь были избраны децемвиры, которые прибавили к прежним десяти еще две таблицы.
Таким образом были составлены Законы Двенадцати таблиц. Уже сама замена консульского правления на один год правлением децимвиров была сменой формы государственного управления, которую Ливий сравнивает с переходом от царской власти к консульскому правлению. Когда эта децемвиральная форма правления вступила в действие и на следующий год, притом так, что Аппий Клавдий, главный децимвир первого года, вопреки обычаю оказался в одной и той же должности в течение двух лет подряд, и когда новые децимвиры с первого раза обнаружили властолюбивые стремления, то стала очевидна опасность для гражданской свободы.
Еще в первый год правления децимвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены. Но децимвиры первого года по крайней мере допускали апелляцию против действий одного из них, бывшего в данный день у власти (которую они исполняли поочередно), к другим децимвирам, а знаками полной консульской власти (imperium consulare), т. е. 12 ликторами с секирами и пучками лоз, пользовался только тот децимвир, который исполнял роль консула.
Децимвиры второго года не допускали никакой апелляции и уже в первый день вступления в должность, в майские иды (450 до н.э.), явились к народу, все окруженные 12-ю ликторами с секирами и лозами, так что все 12 правителей стали распоряжаться жизнью граждан. Последовали многочисленные казни, водворилась жестокая олигархия, от которой страдали одни плебеи (патриции большей частью были ею довольны).
Новыми консулами, Л. Валерием и М. Горацием, были предложены и центуриатскими комициями приняты законы (лат. leges Valeriae Horatiae ), которыми права плебеев были расширены и постановлялось, чтобы правление, подобное децемвиральному, никогда не учреждалось, и что тот, кто учредит подобное правление, может быть убит безнаказанно кем угодно. Низложенные децимвиры были преданы суду. Двое из них, Аппий Клавдий и Оппий, сами лишили себя жизни, а другие удалились в изгнание.