деятельное отношение человека к миру

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

(от лат. activus — деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ.-ист. опыта человечества; проявляется в творч. деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А. л. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В А. л. воплощаются присущие человеку нравств. ценности, к-рые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистич. и антигуманистич. цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А. л. — непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность актлвности зависит от степени гражд. свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.

В психологии А. л., обусловленная внутр. побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности — поведению, зависящему гл. обр. от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А. л.: послушный, исполнительный ребёнок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».

В пед. практике ещё не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что обществ. поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познават. задач, учащиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступит, экзаменах в вузах, когда условия экзаменац. задач, хотя и построенных только на материале шк. программы, Tpej буют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и обществ. сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой — безверие и цинизм.

В основе науч.-техн. и социального прогресса лежит А. л., что предъявляет специфич. требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретации связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Творческая активность предполагает стремление ученика к теоретич. осмыслению знаний, самостоят. поиску решения проблем, проявление познават. интересов. Стимулирование творческой А. л. требует от педагогов создания таких условий обучения, к-рые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение.

Воспитание А. л. в процессе организации межличностных отношений и обществ. поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутр. мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения. Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитат. роль лидера, когда он состоит из действительно активных детей и подростков, а не просто добросовестных учеников, к-рые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей (см. Лидерство). Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах учащихся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и обществ. активности, когда каждый ученик принимает сознат. участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример учителя как организатора и активного гражданина.

Полезное

Смотреть что такое «АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:

активность личности — форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах (см. воля), самоопределении и самополагании человека как источника своего … Большая психологическая энциклопедия

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Активность личности — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Активность личности особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенапр … Википедия

Активность личности — это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Активность личности — (от лат. activus деятельный, действенный, практический) деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно исторического опыта… … Педагогический терминологический словарь

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — интенсивность направленности личности на определенную деятельность [80, c. 260] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — (от лат. activus деятельный) деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой… … Педагогический словарь

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении … Психомоторика: cловарь-справочник

Активность личности — [лат. activus деятельный] форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека как… … Психологический лексикон

Источник

Практически-деятельное отношение человека к миру

21. Практически-деятельное отношение человека к миру.

2Категории «бытие», 0 2″материя», 0 2″субстанция» 0, 2 их место

2и 0 2значение в философском 0 2осмыслении действительности.

Чтобы показать специфику указанных категорий и ту роль, которую

они играют в системе мировоззрения, в решении основного вопроса фи-

лософии и последовательном раскрытии его содержания, выделим (наря-

ду с тем, что уже отмечено в предисловии) следующее.

Прежде всего обратим внимание на то, что основной вопрос филосо-

силу чего возможно совпадение ее цели и результата? В качестве 1за-

1кономерного 0 оно возможно лишь при совпадении законов мышления и за-

конов внешнего мира: чтобы ставить достижимые цели, человек должен

1знать 0, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет,

что соответствует ее законам, а что и не соответствует.

Познаваемость мира, следовательно,- это предпосылка человеческой

деятельности. Вслед за Аристотелем отметим, что познаваемым может

быть лишь мир, обладающий 1универсальными законами 0 существования и

развития 51 0. (Если бы мир был 1только 0 изменяющимся, то существование в

нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным;

если бы он был 1только 0 неизменным, то для существования в нем живому

существу было бы достаточно рефлекса). Таким образом, проблема поз-

наваемости бытия положительно решается лишь в рамках философского

1монизма 0, так или иначе признающего 1единство мира 0,- либо идеалисти-

чески (мышление определяет бытие, материальное есть инобытие иде-

ального), либо материалистически (бытие определяет мышление, иде-

альное есть инобытие материального). Поэтому категории мышления и

бытия, реальности объективной и реальности субъективной, материи и

субстанции ( 1перво 0основы) исключительно значимы для философии.

То или иное понимание смысла указанных категорий имеет основопо-

лагающее значение и для формирования мировоззрения человека, играю-

щего огромную роль в его жизни. (Ведь выбор цели, как уже отмеча-

51 0 Аристотелем, напомним, было выработано понятие 1 категории 0: наибо-

категории 1 0познания, 1категории логические и гносеологические 0.

лось, опирается на 1определенное 0 понимание мира и человека). Миро-

воззрение (это не только содержание, но и способ осознания наиболее

общих и существенных сторон природной и социальной действительнос-

ти) обуславливает жизненную позицию и убеждения, идеалы и цели че-

ловека. Определенный взгляд на эти вопросы имеет всякий человек,-

ведь он имеет не только текущие, но и связанные с относительно от-

даленной перспективой интересы и цели, так или иначе решает вопро-

сы, касающиеся проблемы смысла жизни.

Философское познание мира начинается с фиксации категорией «бы-

тие» 1существования 0 человека и окружающих его объектов. «Категория

бытия,- отмечается в учебнике 52 0,- выступая предельно общей абстрак-

цией, объединяет по признаку существования самые различные явления,

предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отно-

шения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные инсти-

туты, состояния человеческого сознания и так далее. Все существую-

данной категории в философском понимании действительности?

Очевидно, нет. Ведь в качестве 1предельно 0 общей абстракции она по

существу является полностью бессодержательной. Еще Аристотель обра-

щал внимание на то, что между объемом и содержанием (информативнос-

тью) понятия существует обратная зависимость:

Ясно, что мы получаем больше информации, узнав, что «там осел», не-

жели в случае, когда нам сообщили, что «там животное». Ведь 1суже-

1ние 0объема понятия 1 0при переходе (в нашем примере) от «животного» к

«ослу» 1достигается 0 посредством указания отличительных признаков, то

есть 1 посредством введения дополнительной информации 53 0.

В качестве 1 исходной 0 ступени осмысления мира категория «бытие»,

когда природные объекты и человек, человеческие действия и помыслы

52 0 «Учебником» мы называем «Введение в философию» (Ч. II). М., 1989.

мы знаем, следовательно, что такое «животное» и, 1 кроме того 0, чем

это животное отличается от всех прочих.

рассматриваются 1 только 0 как существующие, необходима. В 1 конечном 0 же

счете бытие должно быть понято как 1 единство разнообразного 0, включа-

ющее определяющее и определяемое, существенное и несущественное,

необходимое и случайное (и так далее), как бытие природное и чело-

веческое, материальное и духовное.

Категория бытия в том виде, как она охарактеризована выше, не

позволяет даже поставить основной вопрос философии, поскольку мате-

риальное и идеальное фиксируются в ней 1только 0 в качестве 1одинаково

существующих. Здесь мы имеем дело с тем, что Гегель называл абст-

рактным, чистым бытием. «Рассудок,- отмечал он,- изолирует бытие и

небытие как истинные и значимые; разум, напротив, познает одно в

другом, познает, что в одном содержится его другое. Если мы отре-

шимся от представлении о бытии как о наполненном сущем, то чистое

бытие есть та простая мысль, в которой все определенное подвергает-

ся отрицанию. Но ничто есть то же самое. » 54 0. Это, как нетрудно

понять, верная и глубокая мысль. В самом деле, если мы говорим:

«что-то 1существует 0», то в сущности 1ничего 0 не утверждаем, как и в

случае, если речь идет о том, что «что-то 1не существует 0».

Таким образом, «чистое» бытие при попытке его мыслить превраща-

ется в свою противоположность. (Это же происходит, как справедливо

обращал внимание Гегель, и с «чистым» небытием: «И в самом деле,

ничто превращается в нечто, когда его мыслят или высказывают; мы

что-то говорим, что-то мыслим, когда желаем мыслить и выразить нич-

то» 55 0). Поэтому первой содержательной, конкретной категорией ( 1конк-

1ретное 0, в отличие от абстрактного,- это нечто в единстве всех своих

различных сторон) у Гегеля выступало становление как единство бытия

бытие 1определенное 0, обладающее качеством и количеством.

Вот эта категория наличного бытия и заслуживает внимания в инте-

ресующем нас отношении. «Нечто и иное». Здесь мы имеем дело с

многообразием качественно и количественно определенных, взаимосвя-

занных объектов, образующих поле деятельности человека. Философский

анализ универсальных сторон этой деятельности и их взаимоотношения

(соответствующее решение основного вопроса философии) с необходи-

54 1 Гегель Г 0. Лекции по истории философии. Кн. I. СПб., 1993. С. 290.

1Различение рассудка 0 1и разума 0 очень важно для философии. 1Рассудок

частности, понимает, что всякое качество существует в 1определен-

1ных 0 количественных рамках, что нечто, доведенное до крайности,

переходит в противоположность, что во всем есть некая 1 мера 0.

55 1 Гегель Г. 0 Цит. соч. С. 264.

мостью подводит к вопросу о 1первооснове 0мира, его субстанции. Пос-

кольку анализ универсальных сторон деятельности человека выявляет в

ней как объективные, так и субъективные моменты, постольку сущест-

венно важным является категориальное различение существования объ-

ективного, независимого, первичного и существования вторичного,

производного, не обладающего субстанциальным характером. Для фикса-

ции этого различения и нужна категория материи.

Современное понимание материи возможно лишь на основе анализа

ключевых этапов процесса ее познания 56 0. Сколько-нибудь содержатель-

ное рассмотрение этих вопросов неосуществимо в небольшом пособии 57 0.

Поэтому очень кратко отметим в этой связи лишь следующее.

Понятие «материя» формировалось прежде всего в ходе развития ма-

териализма. Еще философы милетской школы поняли, что первооснова

вещей не может быть ни чем-то 1 одно 0качественным, ни чем-то 1 бес 0ка-

чественным: в обоих случаях она рано или поздно пришла бы в равно-

весное состояние, т.е. оказалась бы 1всюду одинаковой 0, 1однородной 0и

( 1Где нет различия, 0обратим внимание, 1не может быть 0и 1движения 0). По-

этому 1субстанция 0( 1перво 0основа вещей) должна быть 1многокачественной

и 1многокомпонентной 0. Последнее мы и находим у Демокрита, например.

Но мыслить материю (субстанциальную основу вещей) как совокуп-

ность электронов, протонов, нейтронов, квантов каких-либо полей (и

тому подобного) не следует: в этом случае она окажется чем-то 1конк-

1ретно-определенным 0, что рано или поздно придет в равновесное состо-

яние. Поскольку в качестве 1 перво 0основы всего существующего она

должна обладать способностью 1 само 0движения, постольку разумно такое

определение: «. Материя есть объективная реальность, данная нам в

ощущении» 58 0; «Материя есть философская категория для обозначения

объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко-

торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,

существуя независимо от них» 59 0. (В первом случае речь идет о материи

56 0 Даже, например, первый закон Ньютона невозможно 1 непосредственно

проверить на опыте. (А ведь это,- по современным меркам,- элемен-

тарная познавательная ситуация). Поэтому, как подчеркивал Гегель,

единственный способ обоснования истинности теоретических принци-

гом всего процесса познания.

57 0 Знакомство с соответствующим материалом предусмотрено историко-

-философским разделом программы курса философии. Наряду с учебни-

ком см. «Основы философских учений» (Ч. I). М., МИИТ, 1996.

58 0 1Ленин В.И. 0 Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149.

59 0 1Там же. 0 С. 131.

рующем ее 1понятии, категории 0 1гносеологической 0) 510 0.

В определении материи, обратим внимание, слова «данная нам в

ощущении» не следует понимать 1 только 0 буквально. Эти слова обознача-

ют 1 атрибут действия 0: всякий материальный объект находится в движе-

существующий объективно и обладающий атрибутом действия, который

поэтому обнаруживает свое существование посредством взаимодействия

с другими материальными объектами и который, следовательно, рано

или поздно может быть зафиксирован человеком либо непосредственно

(через ощущение), либо опосредовано (через приборы).

Ясно, что быть данным в ощущении может быть лишь 1наличное бытие 0,

но никак не бытие «чистое». Иначе говоря, соотношение исходных

категорий материалистической диалектики можно представить так:

ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ : НЕ ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ :

Это означает, что нередко встречающееся отождествление категорий

всякая объективная реальность, а лишь 1 обладающая 0 1атрибутом дейст-

1вия. 0 Например, несостоятельна трактовка пространства и времени как

«видов материи», хотя они и объективны (на этом мы остановимся в

разделе 4). Не различать категории «объективная реальность» и «ма-

терия» допустимо лишь в рамках решения некоторых вопросов гносеоло-

гии, когда не имеет существенного значения различение чувственного

и рационального, эмпирического и теоретического, например.

Так для чего же требуется столь широкое понятие, как «материя»?

Ведь от того, что разнообразнейшие вещи мы объединим в одном поня-

тии, различий между ними не станет меньше. Для ответа на данный

вопрос (в дополнение к тому, что выделялось выше) рассмотрим следу-

510 0 И с точки зрения современного естествознания, как отмечают А.Эй-

нштейн, Б.Подольский и Н.Розен, » 1необходимо учитывать 0 1различие

1между объективной реальностью, которая 0 1не зависит 0 1ни от какой

1теории, и теми 0. 1понятиями, которыми оперирует теория 0″ (здесь и

1Эйнштейн А. 0Собрание научных трудов. Т. 3. М.,1966. С. 604-605.

ющие (достаточно очевидные) положения:

1) всякий объект обладает как единичными, так и общими свойствами;

2) объекты возникают и исчезают;

3) нечто не возникает из ничего и наоборот 511 0;

4) устойчивость и сохранение характеризуют сущность (не-характерное

не может быть существенным).

Анализ этих тезисов делает ясным: без понятия материи, фиксирую-

щего наиболее общее свойство объектов (быть несотворимой и неунич-

тожимой 1 0объективной реальностью, обладающей атрибутом действия),

невозможно выявление сущности действительности 512 0. В таких рассужде-

ниях «материя» выступает прежде всего как «субстанция», фиксируя

1единое 0и 1неизменное 0в 1многообразии движущихся 0, 1изменяющихся 0вещей.

«Субстанция» в этом смысле (как она понималась в досократовской фи-

лософии) соотносится (через противопоставление) с многообразием и

изменением, тогда как «материя» (в диалектико-материалистическом ее

понимании) соотносится (через противопоставление) с сознанием.

Пока еще преждевременно развивать диалектико-материалистическое

учение о материи как о материальной субстанции. Можно лишь кратко

отметить, что в рамках диалектико-материалистического монизма мате-

рия выступает в качестве субстанции как материя прежде всего 1движу-

1щаяся 0, как обладающая 1универсальными 0 атрибутами, как causa sui, су-

ществующая в разнообразных модусах, а не наряду с ними. Должное на-

полнение это учение о субстанции получает лишь в рамках диалекти-

нения вопросов о движении как способе существования материи, прост-

ранстве и времени как формах существования движущейся материи, соз-

нании как свойстве высокоорганизованной материи, после выяснения

необходимости понимания движения и развития как 1само 0движения и 1са-

1мо 0развития (законы и категории диалектики), после выяснения необхо-

димости материалистического понимания истории. Лишь на этой основе

могут быть раскрыты действительные содержание и значимость диалек-

тико-материалистического понимания проблемы единства мира.

Материя, подчеркнем, существует не 1наряду 0 с материальными объек-

511 0Это очень важный тезис. Для его обоснования можно сослаться на

законы сохранения и на то, что для возникновения нечто из ничего

(и наоборот) не может быть 1достаточного основания 0: нечто может

возникнуть из ничего «ничуть не более» (мотив Анаксимандра!)

здесь и сейчас, чем там и тогда (ибо ничто однородно и не содер-

жит различий),- следовательно, это не произойдет нигде и никог-

да. Так рассуждали уже, например, Парменид и Демокрит.

512 1Указание общего, 0обратим внимание, 1фиксирует сущность.

форм (как некий универсальный 1материал 0), а их 1действительное бытие

(единичное и общее находятся в диалектическом единстве, не сущест-

вуя 1наряду 0друг с другом). Это означает, что не существует объекта,

который, во-первых, не обладает свойством материальности и, во-вто-

рых, обладает 1лишь 0 этим свойством. Энгельс отмечал: «Материю и дви-

жение 1можно 0 познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдель-

ных форм движения; и поскольку мы познаем последние, постольку мы

познаем также и материю и движение 1как таковые 0″ 513.

Человека, не понимающего того, что общее не существует отдельно

от единичного, наряду с ним, Гегель, обратим внимание, сравнивал с

«больным, которому врач советует есть фрукты; и вот ему предлагают

сливы, вишни или виноград, а он, одержимый рассудочным педантизмом,

отказывается от них», ибо «ни один из этих плодов не есть фрукт во-

Источник

Деятельное отношение человека к Миру

(Праксиология)

Следующим этапом на пути воплощения космического мировоззрения в действительность является деятельность как активно-преобразовательное отношение человека к Миру.

Деятельность человека можно рассматривать в двух аспектах:

1) как внутреннюю, интровертную, психическую, эмоционально-мыслительную;

2) как внешнюю, экстравертную, физическую, преобразовательную.

Кульминацией, апофеозом интровертной, психической деятельности является способность человека создавать информационно-энергетические программы, которые в дальнейшем воплощаются в физическую реальность.

Программы, создаваемые людьми, это их мысли, пожелания, мечты, призывы к действию, заряженные силой эмоций, веры или воли.

Программа включает три компонента:

цель, информационный образ, модель, к которой нужно стремиться;

путь движения к цели, алгоритм, этапы ее достижения,

силовую, энергетическую составляющую как средство достижения цели. В качестве силовой составляющей может выступать сила эмоций, сила любви, сила веры, сила убежденности, сила воли.

Человек, как и Творец, способен порождать программы, которые в дальнейшем оказывают на окружающий Мир и на самого человека либо позитивное, либо негативное воздействие, которые превращаются для него или в верных «помощников», или в серьезных «вредителей». (Человек может создать программу омоложения своего организма, программу позитивной судьбы для себя и своего Рода, гармонизировать поле планеты и Вселенной. )

Программы, которые поддерживаются и заряжаются многими людьми, в эзотерике называются эгрегорами. Такие «сверхпрограммы» (если они положительны) являются мощным фактором защиты и поддержки определенной социальной общности (рода, нации, верующих определенной религии и т. д.). Если же создается и подзаряжается (например, верой) негативная «сверхпрограмма», такому сообществу не позавидуешь.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 1803 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *