дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Наиболее тяжелые последствия дезадаптации – различные деформации психического развития ребенка. Чем дольше ребенок находится без должного внимания со стороны семьи, тем значительнее отрицательные последствия в его личностном формировании. Различают несколько уровней дезадаптации:

нулевой уровень, при котором отмечается незначительные поведенческие изменения (непослушания, отрицание и т.д.), личностных деформаций не наблюдается;

первый, наблюдается высокая степень зависимости от поведения окружающих (начало несистемного употребления спиртного, табакокурение), значительные личностные деформации не появляются;

второй, появление делинквентного поведения (драки, хулиганство, кражи и т.д.), ведет к деформации личности;

третий, представляет опасность для окружающих, личность деформирована в достаточной мере;

четвертый, противоположная система ценностей, личностная деформация практически не обратима.

Стоит отметить, что причинами дезадаптивного поведения в подростковом возрасте является взросление в неблагополучных социальных условиях (дисфункциональные семьи), психическая депривация, воздействие асоциальной неформальной среды, психолого-педагогическая запущенность, акцентуации характера, экономические причины и т.д. Социальная дезадаптация никогда не появляется спонтанно и неожиданно, ее появлению предшествует целый ряд личностных новообразований, которые можно распознать и предупредить. Если момент предупреждения дезадаптивного поведения упущен, то подросток за совершение противоправных и антиобщественных действий может быть поставлен на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД РФ.

Нельзя не обратить внимание на то, что по сравнению с недалеким прошлым, в нашей стране в целом ситуация с девиациями в подростковой среде улучшилась, но на данный момент все же число несовершеннолетних состоящих на учете в подразделениях МВД РФ все еще велико, и проблема поиска путей повышения эффективности профилактической работы еще очень актуальна. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что в современном мире должны принципиально меняться подходы к организации работы с несовершеннолетними, необходимо от мер административно-правового воздействия перейти к оказанию социально-психологической помощи семье и подростку. Помощь должна быть основанана изучении личности дезадаптивного подроста, изучении предпосылок возникновения дезадаптации, условий воспитанияв семьеи психокоррекционной работе с дезадаптивным подростком.

Работа психолога с несовершеннолетним, имеющим отклоняющееся поведение можно условно разделить на три этапа:

В первую очередь необходимо выявить и, по возможности, нейтрализовать неблагоприятные социально-психологические факторы, воздействующиена подростка.

Во вторую очередь необходимо провести диагностику и определить:

темперамент, выявить при наличии, акцентуированные или психопатические черты;

обнаружить или исключить возможности существования органических патологий головного мозга;

оценить влияние семьи, школьного и другого коллектива на формирование дезадаптивного поведения;

определить материально-бытовое состояние семьи, ее культуру и социальные связи;

получить данные о развитии ребенка, такие как асинхрония, ретардация, акселерация, данные о протекания пубертатного периода и темпы полового созревания [2].

После получения диагностических данных стоит приступить к третьему этапу, непосредственно психокоррекционной работе, которая должна быть направлена на два разных уровня воздействия: личностное (индивидуальная консультация) и социальное (имеется в виду работа в группе).

Индивидуальные консультации с подростком могут включать в себя взаимодополняющие упражнения из различных консультативных подходов, выбор которых зависит от предпочтений психолога-консультанта, но стоит выделитьопределенный ряд построения консультативной программы:

обучение отдельным психологическим понятиям (психообразование), которые необходимы для успешного осознания свои чувств, эмоций, мотивации и т.д.;

блок «разминок» и психогимнастических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов и свободное проявление эмоций;

распознавание, анализ, моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых ситуациях;

обучение обратной связи;

проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных ситуациях и в других сферах социальной жизни;

домашние задания на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду, освоение ряда психотехнических приемов [3].

К социальной или групповой коррекции можно отнести проведение таких мероприятий как: групповые дискуссии направленные на изменения систем отношений личности; групповые тренинги направленные на развитие различных адаптивных форм поведенческих реакций; тренинги направленные на сенситивные(чувство сопереживания) способностей, а так же различные техники направленные на повышение уровня межличностного взаимодействия [4]. Существует мнение, что групповая психотерапия, из-за применения групповых форм занятий, носит не выраженный личностно-ориентированный характер, но стоит заметить, что работа в психокоррекционной группе после прохождения курса личностной психотерапии, помогает наиболее полно актуализировать прежний эмоциональный опыт, выработать новые модели межличностного взаимодействия, а так же, что немаловажно, получить поддержку со стороны других членов группы.

Профилактика девиантного поведения учащихся / Под общ. ред. Ю.И. Юрички. – Бирск, 1997. – 197с.

Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Методическое пособие. М., 2004. – 64с.

Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. М., 2000. – 185с.

Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. М., 2001. – 52 с.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Консультация для родителей «Дезадаптация — норма или патология?»

Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.

Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

· при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;

· при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;

· будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Дезадаптация является определенным процессом, а потому, как и при любом индивидуальном процессе, имеет факторы своего возникновения и развития и легко поддается классифицированию.

Разделение по характеру

Бывает поведенческая дезадаптация, которая может проявляться в поведенческих ответах, сопряженных с определенной деятельностью. Например, у подростков, глубинная и скрытная дезадаптация может с легкостью перерасти в поведенческую под средством воздействия определенных условий, которая будет проявляться в конфликтных ситуациях. Они становятся непослушными, начинают плохо учиться, а самые тяжкие формы характеризуются бросанием школы и уходом из дома или даже попытками суицида. Такую дезадаптацию очень легко обнаружить, стоит лишь более внимательно присмотреться к человеку. Вовремя обнаруженная проблема легко решается, главное, не упустить момент.

Бывает скрытая дезадаптация, на которую воздействуют внутренние личностные нарушения. Она является сугубо индивидуальной и может выражаться очень интенсивно и переходить в поведенческую форму. При таком переходе она проявляет себя как жуткая депрессия.

Разделение по проявлению:

· мировоззренческая – характеризуется нарушениями в мировоззрении, которые плотно связаны с социальным и идеологическим комплексом взаимных связей;

· деятельностная – характеризуется существенными нарушениями в процессах разнообразной деятельности;

· общительная – проявляется в комплексе взаимного действия в семейных отношениях и в общении с одногодками;

· субъектно-личностная – неудовлетворенность собой и предвзятое отношение.

Внешне ярче заметна дезадаптация общительная, но наиболее сложной и наименее предсказуемой считается мировоззренческая. И если она интенсивно протекает, то поведенческие реакции неизбежны и будут асоциальными. Все виды дезадаптации тесно связаны между собой и плавно переходят из одной в другую.

Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:

· психические болезни и отклонения;

· переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);

· педагогическая запущенность, недостаток воспитания.

Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:

· неблагоприятная обстановка в семье;

· недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;

· отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;

· новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;

· «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;

· негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;

· дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);

· физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).

У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:

· раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;

· негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);

· уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;

· сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;

· частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;

· попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;

· дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;

· ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;

· ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.

В психологии различают несколько уровней дезадаптации.

Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.

Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.

У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психологом либо психотерапевтом.

Если предыдущий этап затягивается и человек не получает помощи, он может стать опасным для окружающих и себя самого. Может наблюдаться раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе под гнётом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, подворовывает деньги, пишет анонимные кляузы, плетёт интриги. В затяжных случаях может не справиться даже психотерапевт, придётся идти к психиатру.

В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?

Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.

Профилактика дезадаптации должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере.

Теперь, давайте разберемся, исходя из услышанного, что происходит с Анной.

По каким признакам это можно определить?

· раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;

· негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);

· сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;

· частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;

· попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;

Это средовые факторы: неблагоприятная обстановка в семье; недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей.

У нее вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых она оказалась. Девочка может чётко сформулировать, что ей не нравится (делать домашние задания, рано вставать, выполнять требования воспитателей и учителей). Несмотря на это, она не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ей ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы.

Коррекция — смена деятельности и обстановки, устранение причин, работа с психологом. Самое сложное в данной ситуации – это устранить причины. Для этого девочке нужно дать полноценную семью, любящих родителей, которые будут уделять ей свое внимание. И, я думаю, это все возможно и зависит только от вас.

Поэтому дезадаптация – это не норма, но справиться с этим можно.

Источник

Проблема дезадаптивного поведения подростков

Теоретическое исследование проблемы дезадаптации при анализе социальных причин и факторов формирования дезадаптивного поведения подростков. Акцентуация характера и характеристика основных форм проявления дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

РубрикаПсихология
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления25.06.2011
Размер файла240,3 K

дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть фото дезадаптивные формы поведения подростков. Смотреть картинку дезадаптивные формы поведения подростков. Картинка про дезадаптивные формы поведения подростков. Фото дезадаптивные формы поведения подростков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85 процентов. Среди детей, поступающих в первый класс свыше 60 процентов относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 процентов обнаруживают расстройства нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30 процентов. Во многих случаях нарушения здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает [15].

В последние годы продолжает расти количество детей и подростков с нарушенным поведением. Несовершеннолетние являются наиболее криминально активной категорией населения. Одну из категорий несовершеннолетних, наиболее подверженных риску школьной дезадаптации, составляют дети, лишенные родительского попечения.

В настоящее время реабилитацией труднообучаемых и трудновспитываемых детей и подростков занимаются органы образования и здравоохранения, труда и социального развития, культуры и спорта, правохранительные органы, общественные, религиозные, частные организации. Вся эта деятельность координируется на государственном уровне при помощи ряда федеральных целевых программ, включенных в президентскую программу «Дети России»

Однако, несмотря на понимание чрезвычайной важности данной проблемы, существующая система образования, условия, предлагаемые ребенку в школе и семье, зачастую способствуют развитию дезадаптации у детей вследствие объективной невозможности, нежелания или неспособности учитывать конкретные особенности личности конкретного ребенка.

Проблемы дезадаптивного поведения подростков в современной психолого-педагогической литературе представлены в понятиях: «трудные», «трудновоспитуемые», (Алемаскин М. А., Невский И. А., Фельдштейн Д. И. и др.), «педагогически запущенные» (Коваль Н. А., Панченко А. В., Сироткин Л. Ю. и др.), «дети (подростки) с отклоняющимся поведением» (Алмазов М. А., Шульга А. С., Захаров А. И. и др.). При этом проблемы, представленные данными понятиями, в разной мере обуславливаются множеством социальных факторов.

Взгляд на социальный характер проблем воспитания наиболее полно отразился в понятии «социальная дезадаптация» (Беличева С. А., Каган В. Е., Максимова М. В. и др.), которое вошло в психолого-педагогическую литературу сравнительно недавно: в 80-90-х годах двадцатого столетия.

В данной работе поставлена следующая цель: выявить причины и факторы формирования дезадаптивного поведения у лиц подросткового возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать теоретически взгляды современных психологов и педагогов на проблему дезадаптации.

2. выявить причины формирования дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

3. охарактеризовать основные формы проявления дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

4. выбрать адекватные методы исследования

Объект исследования: дезадаптация, уровень субъективного контроля, агрессия.

Во введении обоснована актуальность работы, поставлена цель и задачи исследования. Определен предмет, объект и гипотеза исследования.

В первой главе рассмотрены основные теоретические концепции, рассматривающие явление дезадаптации личности.

Во второй главе, на основании анализа литературы выявляются основные причины и условия формирования дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

В третьей главе проведено экспериментальное исследование особенностей личности дезадаптивных подростков.

В заключении сделаны выводы из проделанной работы.

проблема дезадаптация поведение характер подросток

I. Теоретические подходы в исследованиях дезадаптации подростков


1.1 Роль психической адаптации в развитии здоровой личности

Многие авторы замечают, что современное решение вопросов психологического сопровождения детей и подростков часто основывается главным образом на прикладных исследованиях и мало касается теоретических основ психологической науки. Одной из таких теоретических основ следует считать развитие представлений о психической адаптации и психологическом диагнозе сопровождаемого ребенка.

Необходимо заметить, что в соответствующей работе Л.С.Выготский писал о «чрезвычайно своеобразном положении», в котором находилось в то время «педологическое» исследование трудновоспитуемого ребенка: «Первая трудность заключается в невыясненности основный понятий, связанных с педологическим исследованием («диагноз», «прогноз», «назначение» и т.д.). Педология еще не установила точно, что она должна исследовать, как должна это определять, что должна уметь предвидеть, какие советы должна давать» [13].

Вторая трудность, как считал Л.С.Выготский, определяла кризис педологической науки того времени. Она заключалась в отсутствии глубинного понимания психического развития ребенка. Проводя параллели между переходом медицины и психиатрии от симптоматических принципов диагностики к патогенетическим, он утверждает: «То же самое должна сделать современная педология, если она хочет овладеть научным методом мышления. Она должна от изучения симптомокомплексов перейти к «изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах, и нет никаких оснований полагать, что процессы развития нормального и ненормального ребенка, механизмы образования трудновоспитуемости не могут быть выделены таким путем, каким шла клиника при выделении психических болезней. Есть все основания полагать, что существует известное, более или менее ограниченное число основных и главных типов механизмов, форм детского развития и трудновоспитуемости» [13]. Метод, которым устанавливается причинный (генетический) диагноз и прогноз, Л.С.Выготский называет «педологическим анализом».

В частности, рассмотрим его фундаментальный труд по возрастной психологии «История развития высших психических функций». В нем обсуждается новая для своего времени постановка проблемы возрастного развития. Принципиальный недостаток работ своих предшественников Л.С.Выготский видит в том, что в этих работах развитие психических функций рассматривалось прежде всего с их природной стороны, исследовалось с точки зрения образующих их и входящих в их состав натуральных процессов. Л.С.Выготский отмечает как недостаток прежней психологической науки стремление свести более сложные явления к более простым и элементарным. По его словам, сложные образования и процессы разлагались на составные элементы и переставали существовать как целые, как структуры. Они сводились к процессам более элементарного порядка, занимающим подчиненное положение и выполняющим определенную функцию по отношению к целому, в состав которого они входят. При таком подходе с необходимостью происходит сведение сложного к простому, неизбежна утрата специфики психологических целостных образований, их собственных закономерностей.

Направляясь по указанному пути, мы можем отметить, что при описании методов исследования Л.С.Выготский говорит о рудиментарных психических функциях, которые характеризуются им как органы: «документы о развитии, живые свидетели старых эпох, явные улики происхождения, важнейшие исторические симптомы». Анализ этих психологических форм раскрывает нам, чем прежде были высшие психические функции, включенные с ними в одну систему поведения, чем была сама эта система, в которой существуют рудиментарные и деятельные функции. Анализ дает исходную точку их генезиса и вместе с тем исходную точку всего метода. Так называемые рудиментарные психические функции успешно используются Л.С.Выготским для исследования культурно-психологического развития.

Термин «психическая адаптация» в литературных источниках встречается достаточно часто, но трактуется различными авторами весьма противоречиво [6]. Большинство авторов избегают употребления этого термина, предпочитая говорить о социально-психологической или социально-психической адаптации [29]. Существует также понятие «психофизиологическая адаптация» [9]. Более уверенно употребляется термин «психическая дезадаптация» [2], под которым понимается нарушение той же психической адаптации.

Какие же процессы и явления следовало бы обозначить этим термином? В первую очередь, это явления психического уровня, отличные от уровней социального и физиологического. В центре психической регуляции находится личность с ее многообразными свойствами. Затем, к психической адаптации следует отнести процессы и явления, обусловленные экстремальными факторами. Иными словами, под психической адаптацией следует понимать психическую регуляцию в экстремальном состоянии личности.

Свойства адаптивных живых систем в общих чертах описаны П.С.Граве [14]. Им даны определения адаптации как процесса, адаптивности как свойства системы, адаптированности как ее состояния и др. Придерживаясь данных им понятий, следует иметь в виду, что психическая адаптация принципиально отличается от физиологической адаптации, описанной Г.Селье [38], или психофизиологической адаптации Ф.Б.Березина. Ее следует также отличать от социально-психической адаптации А.А.Нальчаджана и психической средовой адаптации Б.Н.Алмазова.

Понимание психической адаптации как приспособительного процесса, направленного на защиту организма и психики от разрушительного воздействия факторов среды, можно встретить у многих авторов. Например, характерным является утверждение: «Приступая к изучению феномена психической средовой дезадаптации, мы исходили из широко известного предположения, что в многомерном пространстве многообразных факторов, определяющих взаимодействие личности и среды, полностью адаптирован может быть лишь абстрактный человек, тогда как реальные люди вынуждены постоянно тратить силы на преодоление разного рода затруднений, угрожающих их стабильному состоянию» [3]. С позиции экзистенциального подхода никто не может принуждать человека к трате сил, а «стабильное состояние» для него обозначает прекращение духовного роста и развития личности.

В современной психологии существует много родственных понятий. В частности, анализируя психологию межличностного конфликта, Н.В.Гришина пользуется понятием «критические жизненные ситуации», включая в него стресс, конфликт, кризис [15]. Современное понимание психической адаптации совпадает с определением автора конструктивного преодоления личностных конфликтов и кризисов: «Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни. Иначе говоря, мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что ее переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным» [36].

Действие адаптивных психических процессов необходимо до тех пор, пока проблемная психическая ситуация не найдет своего разрешения. При положительном решении психологической проблемы личность переходит на качественно новый уровень адаптированности, она изменяется в направлении роста и становится более адаптивной.

Уровень психического развития оказывает влияние на различные аспекты психического здоровья. Чем больше знает и умеет ребенок и чем более сбалансирована его когнитивная система, тем он адаптивнее, тем у него больше шансов быть свободным и нести ответственность за самостоятельно принятые решения, тем больше возможностей познать себя и принять свою индивидуальность, достигнуть социальной интеграции и проявить творческий потенциал.

Развивая теорию отношений личности В.Н.Мясищева, можно сформулировать понятия эвристической и статистической индивидуальной модели личности с позиции ее адаптивных свойств. Анализ данных моделей личности приносит определенную пользу при психологическом консультировании, потому что в нем содержатся конструктивные представления об адаптивных и неадаптивных отношениях личности в зависимости от сбалансированности ее свойств [20].

3. Знание характера и содержания психологических проблем ребенка с позиции концепции психического здоровья является особенно важным в духовном аспекте развития личности. Для понимания этой мысли необходимо несколько подробнее остановиться на понятии «психологическая проблема».

Преодоление психологических проблем следует рассматривать как важнейшие вехи в развитии ребенка, так как последовательная цепь удачных адаптации в конечном итоге организует его неповторимый жизненный опыт, творческие способности, обеспечивает рост духовности. Соответственно негативный опыт решения психологических проблем, несостоявшаяся адаптация всегда отрицательно влияют па адаптивность личности во всех ее аспектах: ограничивается свобода личности, обедняется индивидуальность, ухудшается социальная интегрированность и снижается творческий потенциал. Иными словами, неудачные решения психологических проблем приводят к психической дезадаптации и к отклонениям в личностном развитии. Именно в этом смысле можно утверждать, что не может быть нормального психического развития ребенка без проблем. Поэтому для психологического сопровождения очень важно знать характер и содержание этих проблем, а также способы и результативность их решения ребенком. Данное положение подтверждается результатами исследований, приведенных в работах отечественных и зарубежных авторов [12].

4. Позиция личности по отношению к психологической проблеме формируется на основании осознанного и неосознаваемого опыта ребенка, связанного с предыдущими адаптациями. Эта позиция может признаваться, преднамеренно или непреднамеренно скрываться субъектом, но она всегда имеется. От нее в конечном итоге зависит эффективность психологической коррекции адаптивных процессов и психотерапии отклонений в развитии. Кроме позиции самого ребенка для психологической коррекции и психотерапии имеют также огромное значение позиции родителей, учителей, референтной группы школьника, так как они могут сильно влиять на позицию самого клиента. В современной позитивной психотерапии [31] считается, что повлиять на мотивы поведения школьника в проблемной психической ситуации можно через изменение отношения личности к проблеме.

Следует заметить, что позиция личности хоть и не такое стойкое образование, как, например, темперамент или характер, но нередко она имеет достаточно глубокие корни, уходящие в ранние родительские установки или в перенесенные состояния дезадаптации в раннем детстве. Следовательно, для обнаружения и, тем более, для изменения позиции личности часто требуются глубинный психологический анализ и психотерапия.

5. Адаптационный потенциал личности по существу является интегрирующей характеристикой психического здоровья. Эта составляющая психологического диагноза должна учитывать биологический, так называемый первичный дефект (если таковой имеется), по Л.С.Выготскому, потому что некоторые врожденные или приобретенные биологические факторы (патология сенсорных или ассоциативных систем, опорно-двигательного аппарата или другие нарушения физического здоровья) могут в определенной мере повлиять на психическое развитие ребенка.

С учетом общего уровня психического развития и личностных особенностей ребенка необходимо проанализировать, в какой мере на формирование его познавательных способностей и личности могли отразиться эти факторы, а какие отклонения связаны преимущественно с социальной ситуацией развития. Необходимо также установить характер и содержание наиболее актуальных на текущий момент психологических проблем, субъективное отношение ребенка к этим проблемам, а также выявить нерациональные психологические защиты, препятствующие нормальному протеканию психической адаптации. Такой многосторонний психологический анализ адаптационного потенциала ребенка позволяет разработать и реализовать конкретные коррекционные программы.

1.2 Социально-психологическая дезадаптация

Поскольку подавляющее большинство несовершеннолетних посещает образовательные учреждения, то и понятие «социальная дезадаптация» многими исследователями обосновывается как самостоятельный феномен, формирующийся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка, требованиям социальной ситуации школьного обучения [7]. При этом степень и характер социальной дезадаптации рассматривается как системообразующий критерий при составлении социально-психологической типологии трудновоспитуемости и определении понятия «трудновоспитуемость» как некоторое сопротивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных норм.

Некоторые исследователи независимо от типа или вида дезадаптации рассматривают данное явление как отчуждение от школьного социума, сопровождаемое деформацией целостных и референтных ориентаций, как потерю подростками позиции школьника и отсутствие видения ими своего будущего, связанного с обучением [30].

Мурачковский Н. И. в основу деления неуспевающих школьников закладывает различные сочетания двух основных комплексов свойств личности: мыслительной деятельности, связанной с обучаемостью, и направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника. Так, если низкое качество мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника, наблюдается «репродуктивный подход» к решению мыслительных задач, что приводит к серьезным затруднениям в связи с необходимостью усваивать учебный материал. Данный тип неуспевающих неоднороден по составу:

1. Учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех в учебной работе с помощью практических видов деятельности: игр, занятий музыкой, пением.

2. Учащиеся, для которых характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной работе и желание добиться успеха средствами, не согласующимися с нормами поведения школьника (списывают, пользуются подсказкой и т.п.). В отличие от детей первого подтипа (которые, испытывая трудности, все же пытаются вникнуть в конкретный смысл задания), эти дети не делают такой попытки, механического воспроизводства знания [28].

Исследования психологов и педагогов выявляют причины возникновения отклонений в поведении и различных личностных проявлениях школьников. Так, Райский Б. Ф. уделяет внимание психолого-педагогическим особенностям детей и подростков, возрастным факторам, которые при определенных условиях могут обусловливать отклоняющееся поведение. Анализируя педагогическую практику, И. В. Дубровина показывает, что если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды внимание и усилия взрослых (коллектива учителей и родителей) вынуждены будут сосредоточиться на коррекции [16].

Исследования Акимовой М. К., Гуревич К. М., Захаркина В. Г. показывают, что причины неусвоения знаний могут быть связаны у части несовершеннолетних не только с ответственностью, слабым вниманием, плохой памятью, но и природными генотипическими особенностями, которые не учитываются в реализации учителем учебных задач. Следовательно, отмечают исследователи, необходимо найти такую организацию учебного процесса, которая позволила бы этим учащимся овладеть решением учебных задач [1].

Лебединская К. С., изучая причины возникновения дезадаптации выявляет особые признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые на различных этапах психического формирования ребенка способствуют дезадаптации в подростковом возрасте и могут быть своевременно диагностированы до появления первых ее признаков [23].

Буянов М. И., являясь детским психиатром, достаточно интересно подходит к проблеме дезадаптированных детей, рассматривая ее с позиции депривации, которая возникает в ситуации лишения субъекта возможности удовлетворять свои человеческие психологические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время [11]. При этом, рассматривая эмоциональную депривацию (продолжительную эмоциональную изоляцию), исследователь отмечает, что ее часто приравнивают к термину «отсутствие материнской заботы», который «включает в себя понятие социальной депривации, т.е. результат недостаточных социальных влияний (безнадзорности, бродяжничества, изоляции от психически здоровых людей» [11].

Роль семьи как определяющего фактора в формировании различных отклонений детей исследуют Верницкая Н. Н., Грищенко Л. А., Титов Б. А., Фельдштейн Д. И., Шитова В. И. и др. Сопоставление состояния здоровья детей с методами семейного воспитания рождает у исследователей термин «синдром опасного обращения», определяющего уровень вреда для ребенка не только физических травм от родителей, но и психологических [39]. Различные виды депривации: социальной (в том числе родительского внимания), сенсорной, двигательной, когнитивной, которые ведут к отклонениям в поведении, рассматривают Дубровина И. В., Прихожан А. М., Юстицкий В. А., Эйдемиллер Э. Г. и др.

Своеобразный взгляд на причины, приводящие к отклоняющемуся поведению, можно найти в исследованиях Потаки Ф., доказывающего, что причина девиантности имеет историческое развитие и культурно-детермини­рован­ное проявление: наличие конфликтов, соперничества и противоречий в сфере интересов в повседневных отношениях людей. Потаки Ф. вводит понятие «преддевиантный синдром», определяя его как комплекс определенных симптомов (аффективный тип поведения, трудные школьники, агрессивные формы поведения, семейные конфликты, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе), который приводит индивида к общности с другими индивидами, имеющими аналогичные признаки [34]. В результате формируются микрогруппы (малые группы) с негативной направленностью на образовательный процесс, явившийся источником формирования данных отклонений.

Определенный интерес для специалистов, работающих с дезадаптированными подростками, представляет классификация типов нарушения поведения, «дезинтегрирующие личность в социально-психологическом плане» Короленко Ц. П. и Донских Т. А., предложивших классификацию так называемого деструктивного поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцистическое, фанатическое, аутистическое [22]. И хотя здесь речь идет о взрослых, педагогические наблюдения педагогов-практиков свидетельствуют о наличии подобных, выявленных исследователями типов отклонений, и у подростков с девиантными проявлениями, поскольку подростковый возраст характеризуется копированием моделей взрослого поведения.

Проблему деструкции в форме аддиктивного поведения у подростков исследует Леонова Л. Г., отмечая, что недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов в основе которых, чаще всего, лежит стремление к уходу от реальности [30].

Деструктивные особенности личности, считает Чеснокова Г. С., препятствуют успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия и определяют формирование устойчивых интегрированных личностных образований (прежде всего таких, как самооценка и уровень притязаний), которые способны длительное время определять модус социального поведения индивида, подчиняя себе наиболее частые его психологические характеристики.

Значительное место в современных исследованиях отводится комплексному изучению деформаций личности подростков, приводящих к такой форме дезадаптации, как противоправное поведение.

Исследования несовершеннолетних правонарушителей, проведенные Фельдштейном Д.И., показывают, что в основе нравственной деформации их личности лежат не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания. У данных подростков утрачен интерес к учению, фактически порваны связи со школой, что приводит к их отставанию от сверстников на 2-4 года по образованию. При этом отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, не определяется отклонениями в психическом развитии: данная категория подростков обладает нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности [40].

Выявляют также такие факторы деформации личности, являющиеся предпосылками противоправного поведения, как: несформированность отношения к будущему, акцентуации характера, нарушение социальных отношений.

Миньковский Г. М. предлагал выделение групп несовершеннолетних правонарушителей, исходя из учета общей направленности их личности, а также данных социально-демографической характеристики и обстоятельств преступления, выделяя следующие типы подростков, для которых совершение преступления было: 1) случайным, противоречащим общей направленности личности; 2) вероятным, но неизбежным, с учетом общей неустойчивости личностной направленности; 3) соответствующим антиобщественной направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации; 4) соответствующим преступной установке личности и включающим поиск или создание необходимых повода и ситуации [27].

Пирожков В. Ф., исследуя механизмы формирования установок на совместную асоциальную и криминальную деятельность, выявляет шесть типов групп несовершеннолетних:

1. члены первого типа объединены единой криминальной установкой на основе сознательного присоединения и сплочения вокруг «вожаков», «авторитетов», ранее отбывавших наказание;

3. третий тип представляет сообщества, включающие лиц с криминальными и асоциальными установками и несовершеннолетних с позитивными ценностями, но «вытолкнутых» из позитивного ролевого пространства в связи с неблагополучием в семье, школе;

5. пятый тип объединения состоит из подростков, испытывающих комплекс неполноценности, социальной ущербности, что провоцирует асоциальные способы самоутверждения по механизму ложной компенсации;

1. правонарушители, для которых асоциальное поведение не принято и оценивается отрицательно;

2. правонарушители, имеющие положительное эмоциональное отношение к преступности, но оценивают они ее отрицательно;

3. правонарушители, у которых положительное эмоциональное отношение к преступности совпадает с положительными ее оценками [4].

Полученные психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей, выявленные Фельдштейном Д. И., позволили исследователю условно выделить пять групп подростков на основе определенного типа поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности: 1) подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных, аномальных, аморальных, примитивных потребностей, с системой откровенно антиобщественных взглядов, деформацией отношений и оценок; 2) подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать первой группе несовершеннолетних правонарушителей; 3) подростки, характеризующиеся конфликтом между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами; 4) подростки со слабо деформированными потребностями; 5) подростки, вставшие на путь правонарушений случайно. Правда, такая характеристика представителей последней группы, как «безвольны и поддаются влияниям микросреды» [40] свидетельствует не о случайности правонарушителей, а об одном из типичных факторов асоциальных проявлений (в форме такой акцентуации характера, по Личко А. Е., как конформность).

Таким образом, проблема отклоняющегося поведения детей и подростков как следствие школьной дезадаптации представлена в современной психолого-педагогической и криминологической литературе достаточно разнопланово:

а) исследование причин асоциального и противоправного поведения молодежи (Игошев К. Е., Райский Б. Ф., Буянов М. И., Фельдштейн Д. И. и др.);

б) описание социально-психологического портрета юного асоциала (Братусь Б. С., Заика Е. В., Иванов В. Г., Крейдун Н. И., Личко А. Е., Меликсетян А. С., Фельдштейн Д. И., Ячина А. С. и др.);

в) рекомендации по ранней диагностике и профилактике отклоняющегося поведения (Алемаскин М. А., Арзуманян С. Л., Баженов В. Г., Беличева С. А., Валицкас Г. В., Кочетов А. И., Миньковский Г. М., Невский И. А., Потанин Г. М., Прейскурант Е. Н., Пстронг Д. и др.);

Исследования современных психологов, педагогов, криминологов, направленные на изучение несовершеннолетних правонарушителей, подтверждают жизнеспособность идей Макаренко А.С., который утверждал, что несовершеннолетние правонарушители обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами» [25]. Современные исследования выявляют нейтральность в криминогенном отношении самих по себе естественно-органических свойств человека и возможность формирования нравственных качеств личности несовершеннолетних правонарушителей.

Учитывая преобладание социальных факторов, которые обусловливают дезадаптацию подростка, социальные признаки ее проявления и необходимость в коррекции форм и методов взаимодействия с подростком, можно говорить о десоциализации несовершеннолетнего. Данный термин уже используется в научной литературе (Беличева С. А., Прейкурант Е. Н.), и под ним понимается социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих факторов, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоречивый характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной напряженности [7].

Понимая, что десоциализация подростка имеет не только социальную, но и возрастную обусловленность (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватность реакций на «раздражения» внешней среды, колебания настроений, повышенная конфликтность обостренное стремление к эмансипации и самоутверждению, избранность интересов, повышенная критичность к взрослым и т.д.), всю работу по профилактике и преодолению данного состояния необходимо построить с учетом особенностей несовершеннолетнего возраста. Отечественная психология и педагогика имеет достаточный материал для субъектов профилактики в виде работ Божович Л. И., Выготского Л. С., Коломенского Я. Л., Кона И. С., Мудрика А. В., Петровского А. В., Фельдштейна Д. И. и др., посвященных проблемам особенностей физиологических, психических и социальных преобразований личности в несовершеннолетнем возрасте, формам и методам педагогически обоснованного взаимодействия с данной категорией молодежи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *