динамика отношений между сознанием и бессознательным впервые стала изучаться
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Введение в профессию «психолог»
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение в профессию «психолог»
Введение Во «Введение…»
Здравствуйте, уважаемый Читатель.
Мы, три очень разных человека, достаточно давно живущие в мире психологии и оттого — возможно, не без основания — считающие себя профессиональными психологами, предлагаем Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или, по крайней мере, о которой размышляете.
То, что вы прочтете — плод совместных усилий. Но это не означает, что мы всегда думаем по тому или иному поводу одно и то же. Пусть это вас не смущает: психология как наука и практика сама не намного старше нас, вместе взятых; кроме того, как вы увидите, это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытием, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, — чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательный практик) Пьер Жане. Некоторая разница во взглядах авторов, на наш взгляд, вполне естественна: уж где–где, а в психологии, слава Богу, еще далеко до «единственно верных», «окончательно истинных», «монолитных и непоколебимых» представлений, тем более, когда речь идет о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения — это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии. Заметим, что отказ от идеи «окончательной истины» связан еще и с идеей личностного и профессионального развития, которое часто и основано на переосмыслении и дальнейшем совершенствовании собственных взглядов и позиций.
Поэтому мы приглашаем Вас не к слушанью, а к разговору — насколько нам его удастся сделать для Вас интересным. Перефразируя слова другого классика психологии (и тоже блистательного практика) швейцарца Карла Юнга, психолог для того, с кем он работает, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности — не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараемся быть таковыми для Вас.
Николай Сергеевич Пряжников — профессор Московского государственного университета, специалист в области психологии труда и профориентации, единственный из коллектива авторов — доктор наук. Если какие–то мысли в книге покажутся Вам слишком уж заумно изложенными, знайте, что это — именно его мысли.
Игорь Викторович Бачков — кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Московского психолого–педагогического института, специалист в области психологии самосознания, автор оригинальных психологических тренинговых программ и ведущий тренингов; кроме того, автор научно–художественных книг по психологии для малышей и школьников. В связи с чем является членом Союза писателей. Так что если какие–то части книги будут существенно хуже других в стилистическом и художественном отношении, то знайте, написал их именно он.
Игорь Борисович Гриншпун — доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, зав. кафедрой практической психологии Московского психолого–социального института. Поскольку он несколько старше вышеназванных соавторов и уже четверть века занимается преподаванием психологии, то ему принадлежат (помимо самой идеи совместного написания этой книги) наиболее занудные фрагменты.
Пусть извинят нас те, кто уже в некоторой степени всерьез интересовался психологией, но мы будем исходить из того, что Вы, Читатель, еще недостаточно в ней искушены или даже почти несведущи (отчего, кстати, будем сначала стараться следовать стилю научно–популярному). Поэтому, кстати, в книге Вы встретите вставки с краткими комментариями к некоторым встречающимся в тексте фамилиям исследователей — в тех случаях, если нет пояснений непосредственно в тексте. Разумеется, мы не могли прокомментировать все персоналии — это расширило бы объем книги до немыслимых размеров — и избрали те, что имеют ближайшее отношение к психологии, во–первых, и непосредственное отношение к нашему разговору, во–вторых. Вставки будут иметь вот такой вид:[1]
Как показывает практика, многие студенты–первокурсники представляют себе профессиональную психологию весьма приблизительно, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами типа сеансов А. Кашпировского или А. Чумака, имиджем и высказываниями психологов, приглашенных на передачи типа «Про это» или «Я сама» (где они, по сути, выступают как популяризаторы), псевдопсихологическими книгами типа «Как привязать к себе мужчину» и т. п.
Остановимся на некоторых из этих мифах немного подробнее. Это важно, ибо, извините за назидательность, выбор профессии — один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны.
Итак — мифы о психологии и психологах.
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).
Посмотрим на эти мифы внимательнее. Итак:
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
Действительно, термин «психология» означает «наука о душе», «учение о душе» или, если угодно, «душеведение». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозможно — возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую — в отличие от объектов и явлений природы — невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изучения, настолько, что, как говорят, Альберт Эйнштейн,, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже [2], воскликнул: «Насколько просто то, нем занимаюсь я, по сравнению с тем, нем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика — это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».
Да, знания, накопленные психологией, богаты и многообразны, но далеко не исчерпывающи и часто противоречивы. В дальнейшем Вы убедитесь, что существует множество психологических теорий (если хотите — много психологии), и потому не нужно ждать от обучения психологии «истины в последней инстанции». Вас неизбежно ждут сомнения и поиск, что, согласитесь, совсем неплохо, если стремиться не к пассивному усвоению, а к творческому развитию.
6. Отечественный психолог л.С. Выготский является автором …
— культурно-исторической концепции психического развития
— концепции поэтапного формирования умственных действий
7. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом, – …
— глубинная психология (психоанализ)
8. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в _______ и было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: лабораторий и институтов.
— в XVIII веке — 60-х годах XIX века
9. Поведение человека является предметом изучения …
10. Бессознательные структуры психики и мотивационные процессы являются основным предметом исследования в …
11. Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных, называется…
12. Инстинкты у животных…
— вырабатываются в процессе индивидуальной жизни
— определяются как индивидуально-приспособительная форма поведения
— являются сложным видом поведения, передающимся по наследству
— определяются как поведение, основанное на раздражимости
13. Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…
14. Вторая сигнальная система, возникшая на основе первой сигнальной системы, функционирует на основе…
15. Термин «рефлекс» был введен в физиологию …
16. Специфический вид человеческой активности называется …
17. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования, – это …
18. Осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности называется…
19. Основателями деятельностного подхода являются…
— А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн
— И.П.Павлов и И.М. Сеченов
20. К компонентам деятельности НЕ относится…
21. Согласно А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия…
— элементарной сенсорной психики
22. Онтогенез включает в себя весь период жизни человека от рождения до смерти, т.е. не только прогрессивные, но и ________ изменения.
23. Принципиальное отличие психики человека от животных заключается в…
— наличии сознания и самосознания
— использовании специальных сигналов для коммуникации
— применении предметов окружающего мира в качестве средств достижения целей
24. Возрасту от 0 до 2-х лет в концепции Ж.Пиаже соответствует _____ стадия интеллектуального развития.
25. А.Н. Леонтьев в качестве объективного биологического критерия возникновения психики выделял…
26. Высшая форма отражения, которая присуща человеку, обозначается понятием
27. Одним из принципов отечественной психологии является принцип…
— единства сознания и деятельности
— единства мышления и интуиции
— учета возрастных особенностей человека
28. В когнитивную составляющую самосознания входят…
— знание личности о себе
— отношение личности к себе
29. Динамика отношений между сознанием и бессознательным является центральной научной проблемой…
31. Минимальное различие в интенсивности двух раздражителей, при котором возникают отличные друг от друга ощущения, называется ____________ порогом ощущений.
32. Ощущения голода и жажды относятся к ________ ощущениям.
33. Психическое отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, называется…
34. Закономерностью ощущений является…
— являются мнемической деятельностью
— характеризуют предмет в целом
— характеризуют отдельные свойства предмета
— добывают новые знания о предмете
36. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется…
37. Отражение целостного образа предмета – это…
39. Восприятие всегда ________ суммы ощущений.
40. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими называется ________ восприятия.
41. Опознание предметов и явлений в условиях их повторного восприятия осуществляется благодаря…
42. Тесно связана с проприоцептивными ощущениями _______ память.
43. Доказательство теоремы запоминается на основе _______ памяти.
44. Запоминание эмоционально насыщенной и субъективно интересной информации связано с __________памятью.
46. К основным операциям мышления относятся…
— анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация
— понятия, суждения, умозаключения
— замысел, реализация и рефлексия
47. Мотивом, началом движения мышления становится появление ___________ ситуации.
48. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование, является …
49. Стиль мышления, направленный на поиск новых способов удовлетворения потребностей, ориентированный на быстрый и конкретный результат, называется …
50. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это …
51. Создаваемые в воображении образы и мысли несбыточные, противоречащие действительности, – это…
52. Сновидения и грезы относятся к _________ воображению.
53. Активное воображение может быть…
— зрительным и слуховым
— воссоздающим и творческим
54. Схематизация как прием создания новых образов – это….
— сглаживание различий предметов
— субъективное помещение объекта в новые ситуации
— объекту приписываются не свойственные ему качества
— произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
55. Создание образа на основе словесного описания, восприятия изображений, называется _________ воображение.
56. Под подлинной рассеянностью понимается…
— невозможность человека сосредоточиться на чем-либо конкретном, он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь
— результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг
— ориентировочная реакция на каждый внешний раздражитель
— отсутствие сосредоточенности на работе из-за сильных эмоциональных переживаний
57. Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, требующее волевых усилий, называется…
58. Переход от произвольного к послепроизвольному вниманию связан с…
— возникновением интереса к выполняемой деятельности и снижением уровня сознательного волевого усилия
— появлением нового яркого и сильного раздражителя
— переключением на более интересный объект, не связанный с предметом деятельности
— постоянным сознательным волевым усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих интереса
59. Количество объектов, которое человек может одновременно ясно осознавать – это ________ внимания.
60. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания.
61. Система устойчивых мотивов личности, задающая главные тенденции его поведения, называется.
62. Человека как личность характеризует(ют)…
— ценностные ориентации, статус, роль
63. Психическое как функциональный орган индивида впервые было рассмотрено в работе …
— Ляудис В. Я. — Ухтомского А. А.
64. К основным формам направленности личности (по К.К.Платонову) НЕ относится…
65. Такие черты характера, как индивидуализм, альтруизм, безразличие, вежливость относятся к системе отношений человека ….
— к общественной и личной собственности
66. Стойкое, длительное эмоциональное состояние при большой силе чувств – это…
67. Неспецифическая реакция организма на стрессор, проявляющаяся в мобилизации сил организма и общем напряжении, называется …
69. Неспецифический ответ организма на возникшую трудность называется…
70. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …
71. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются…
72. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ…
73. Лень в структуре характера человека является показателем его отношения к
74. Характер человека проявляется в…
— чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатиями
— его отношении к себе, людям, деятельности, вещам
— пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций
— интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности
75. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, – это.
76. Восприятие человека человеком носит специальное название…
77. К важным условиям эффективной коммуникации НЕ относится.
— наличие техник эффективного слушания
— эффективная обратная связь
— доверительное отношение между партнерами по общению
— подмена проблемы собеседника более удобной для себя
78. Уход от разрешения конфликтной ситуации называется…
79. Перцептивная сторона общения выражается в(во) …
— восприятии людьми друг друга
— передаче информации от одного человека к другому
— организации совместной деятельности
80. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется…
История развития научной психологии. Психология и педагогика (ОРМ,СО,Э,Мр,М)
Психология и педагогика (ОРМ,СО,Э,Мр,М)
Предмет и методы психологии
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517704]
Для обозначения течения психического явления, имеющего начало, развитие и конец, используется понятие…
[6026500]процесс
[6026501] состояние
[1517716]
Психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния входят в структуру …
[6026546] поведения
[6026547] психики
[6026548] темперамента
[6026549] сознания
[1517734]
Личностные тесты состоят из…
[6026618] серии вопросов о чертах характера и утверждений, описывающих поведение
[6026619] графических головоломок
[6026620] незаконченных предложений
[6026621] вопросов и интеллектуальных задач
[1517738]
Метод психологического исследования путем получения ответов на заранее сформулированные вопросы – это…
[6026634] социометрия
[6026635] беседа
[6026636] интервью
[6026637] эксперимент
[1517747]
Психология по своему исходному определению, — это наука о…
[6026669] душе
[6026670] природе
[6026671] живых организмах
[6026672] обществе
Предмет и методы психологии
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517695]
Отрасль психологии, изучающая познавательные процессы личности, – это …
[1517703]
Закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека изучает___________ психология.
[1517719]
Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь относятся к …
Детская психология в вопросах и ответах
[1517732]
Признаком метода интроспекции является…
[1517733]
Метод психологического тестирования предполагает…
Предмет и методы психологии
Выбрать один правильный ответ
[319522]
Способы, посредством которых познается предмет науки, называются…
[319532]
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования …
[319535]
Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, – это …
[319544]
Общая психология изучает…
[319545]
Способ познания человеком своего сознания через «непосредственное» восприятие психических процессов называется…
История развития научной психологии
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517773]
Нижнюю сферу психики, которая включает в себя влечения и импульсы, оказывающие определяющее влияние на мысли и чувства, З. Фрейд определил как …
I. Выберите правильный ответ
[6026773] предсознание
[6026774] сознание
[6026775] супер-эго
[6026776] оно
[1517783]
Основателем первой экспериментальной психологической лаборатории был…
[6026813] В. Вундт
[6026814] И.П. Павлов
[6026815] А.Ф. Лазурский
[6026816] И.М. Сеченов
[1517789]
Поведение человека полностью зависит от внешних стимулов, и представляет собой усвоенную в предшествующем опыте реакцию на стимул, согласно …
[6026837] теории личности А. Маслоу
[6026838] когнитивным теориям личности
[6026839] теории личности З. Фрейда
[6026840] бихевиоризму
[1517795]
Стремление сделать психологию объективной наукой за счет сведения ее предмета к анализу стимулов и реакций свойственно такому научному направлению как…
[6026861] бихевиоризм
[6026862] марксистская психология
[6026863] когнитивизм
[6026864] гештальтпсихология
[1517798]
Бессознательные структуры психики и мотивационные процессы являются основным предметом исследования в …
[6026873] глубинной психологии
[6026874] когнитивной психологии
[6026875] гештальтпсихологии
[6026876] гуманистической психологии
[6026876] гуманистической психологии
Выбрать один правильный ответ
[319586]
Всеобщее свойство живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой называется…
[319588]
Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных, называется…
[319594]
Систему мозговых структур и органов чувств, обеспечивающую восприятие, переработку и хранение информации, называют…
[319599]
Физиологической основой темперамента являет (ют)ся…
Психика, поведение и деятельность
Выбрать ОДИН правильный ответ
Вариант 2 Выберите один или несколько правильных ответов
[1517856]
Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования, – это …
[6027104] цель
[6027105] стимул
[6027106] интерес
[6027107] потребность
[1517857]
Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определённой потребности, — это …
[6027108] задача
[6027109] образ действий
[6027110] установка
[6027111] мотив
[1517863]
Осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности называется…
[6027132] мотивом
[6027133] целью
[6027134] интересом
[6027135] сигналом
[1517866]
Состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности – это …
[6027144] мотивы
[6027145] потребности
[6027146] побуждения
[6027147] действия
[1517871]
Основным принципом деятельностной теории является принцип…
[6027164] несвязанности деятельности и сознания
[6027165] зависимости деятельности от сознания
[6027166] единства сознания и деятельности
[6027167] зависимости деятельности от наследственности
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517854]
Специфический вид человеческой активности называется …
[1517869]
Основателями деятельностного подхода являются…
[1517872]
Активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, называется…
[1517881]
К компонентам деятельности не относится…
[1517896]
Осознанная, целенаправленная активность человека, которая разворачивается как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов, называется …
Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности
Психика, поведение и деятельность
Выбрать один правильный ответ
[319606]
Способ выполнения действий называется…
[319609]
Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это …
[319610]
Внутреннее содержание деятельности, согласно А.Н. Леонтьеву, образуют…
[319616]
Готовность реагировать определённым образом на конкретные воздействия называется…
Развитие психики человека
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517920]
Онтогенез включает в себя весь период жизни человека от рождения до смерти, т.е. не только прогрессивные, но и ________ изменения.
[6027360] деградационные
[6027361] эволюционные
[6027362] регрессивные
[6027363] отсталые
[1517921]
Эволюционное развитие психики называется …
[6027364]филогенезом
[6027365] онтогенезом
[6027366] антропогенезом
[6027367] мутацией
[1517929]
Принципиальное отличие психики человека от животных заключается в…
[6027396] наличии сознания и самосознания
[6027397] использовании специальных сигналов для коммуникации
[6027398] применении предметов окружающего мира в качестве средств достижения целей
[6027399] интеллектуальной деятельности
[1517930]
Верным является следующее утверждение, что…
Выберите правильный ответ…
[6027400] закономерности формирования психики и млекопитающих тождественны
[6027401] биологические закономерности формирования психики человека не проявляются в современном обществе
[6027402] формирование психики человека определяется не только биологическими, но и социокультурными факторами
[6027403] все закономерности формирования психики человека связаны с биологической потребностью в адаптации
[1517936]
Возрасту от 0 до 2-х лет в концепции Ж.Пиаже соответствует _____ стадия интеллектуального развития.
[6027424] сенсорно-моторная
[6027425] формально операциональная
[6027426] дооперациональная
[6027427] конкретно операциональная
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517910]
Особенностью психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики является(ются)…
[1517915]
А.Н. Леонтьев в качестве объективного биологического критерия возникновения психики определял…
[1517917]
Согласно А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия…
[1517937]
Ролевая идентичность – это…
Развитие психики человека и животных
Выбрать один правильный ответ
[319619]
Переход внешней деятельности во внутренний психический план называется…
[319620]
Перцептивная стадия развития психики характеризуется способностью живых существ…
Выберите один правильный ответ. сборник тестовых заданий с эталонами ответов для
[319622]
Стадии эволюционного развития психики:
1) перцептивная,
2) сенсорная,
3) интеллект, –
имеют следующий порядок их следования…
[319625]
Способность живых организмов отвечать на жизненно значимые воздействия среды называется…
[319631]
Первый уровень формирования информационной основы деятельности (ИОД) – это ____________ уровень.
Сознание человека
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517965]
Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …
[6027540] интеллектом
[6027541] воображением
[6027542] сознанием
[6027543] мышлением
[1517969]
Психика имеет несколько уровней,…
[6027556] но среди них нет процессов неподконтрольных деятельности сознания
[6027557] отличающихся по степени осознанности своего содержания
[6027558] содержание которых определяется в основном бессознательными процессами
[6027559] которые осознаются человеком с одинаковой степенью отчетливости
[1517971]
Динамика отношений между сознанием и бессознательным является центральной научной проблемой…
[6027564] гуманистической психологии
[6027565] бихевиоризма
[6027566] когнитивной психологии
[6027567] психоанализа
[1517972]
Динамика отношений между сознанием и бессознательным впервые стала изучаться …
[6027568] З.Фрейдом
[6027569] Аристотелем
[6027570] А.Н.Леонтьевым
[6027571] Л.С.Выготским
[1517974]
Бессознательное человека проявляется в …
[6027576] психических явлениях во сне
[6027577] решении сложных задач
Выберите один, несколько ответов из предложенных или впишите правильный ответ.
[6027578] наличии самосознания
[6027579] прогнозирующем характере деятельности
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517949]
Одним из принципов отечественной психологии является принцип…
[1517963]
К проявлению бессознательного не относятся…
Сознание человека
Выбрать один правильный ответ
[319646]
Сознание открывается субъекту как…
[319647]
Самопознание субъектом своих внутренних психических актов и состояний называется…
[319650]
Сознательное действие, оцениваемое с точки зрения нравственного самоопределения человека, называется…
[319651]
Представление личности о себе, о том «какой я есть» – это _________ Я – концепция.
Ощущения
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1517981]
Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является…
[6027604] потребность
[6027605] мышление
[6027606]ощущение
[6027607] воображение
[1517993]
Изменение чувствительности сенсорной системы в результате длительного воздействия раздражителя называется…
[6027652]адаптацией
[6027653] контрастом
[6027654] порогом
[6027655] синестезией
[1518012]
Природно-обусловленную повышенную чувствительность отдельных анализаторов называют …
[6027728] рефлексивностью
[6027729] эмотивностью
[6027730]сензитивностью
[6027731] селективностью
Q: Выберите верный ответ
[1518021]
Человек перестает ощущать постоянно звучащий шум, так как происходит…
[6027764] взаимодействие ощущений
[6027765] сенсибилизация
[6027766] адаптация
[6027767] синестезия
[1518034]
Ощущения, которые отражают внутреннее состояние тела, называются…
[6027816] экстероцептивными
[6027817] проприоцептивными
[6027818] вкусовыми
[6027819] интероцептивными
Выбрать один правильный ответ. [319686] Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточению называется [1280025] флуктуацией [1280026] отвлечением [1280027]
[319686]
Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточению называется…
[319690]
Свойство восприятия, заключающееся в восприятии окружающих предметов как постоянных по форме, цвету и величине, – это…
[319701]
К свойствам восприятия относятся…
[319702]
Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется…
[319704]
Нереальные образы, возникающие у человека при наличии внешних воздействий на органы чувств, называются…
Память и ее характеристики
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518113]
Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить, – это память…
[6028124] послепроизвольная
[6028125] кратковременная
[6028126] непроизвольная
[6028127] произвольная
[1518127]
Преднамеренное, сознательное запоминание (или заучивание) может быть…
[6028180] механическим или логическим
[6028181] оперативным или интегративным
[6028182] кратковременным или постоянным
[6028183] ассоциативным
[1518128]
Видом воспроизведенияне является…
[6028186] собственно воспроизведение
[6028187] угадывание
[1518146]
Процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта называется….
[6028256] памятью
[6028257] ощущением
[6028258] воображением
[6028259] восприятием
[1518161]
Запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений — это …
[6028316] эмоциональная память
[6028317] оперативная
[6028318] двигательная память
[6028319] словесно-логическая память
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518102]
В кратковременной памяти одновременно находится в среднем ________ элементов…
[1518122]
Ученый, который в процессе исследования памяти установил ее основные закономерности и вывел «кривые» запоминания материала, – это…
[1518133]
Повторное использование прошлого опыта и возвращение его в сферу сознания обеспечивает…
[1518134]
Сохранение, воспроизведение, переработку информации осуществляет…
[1518150]
К видам памяти не относится _________ память.
Память и представление
Выбрать один правильный ответ
[319712]
Прием запоминания, заключающийся в переводе информации в стихи, строки, называется…
[319713]
Форма воспроизведения информации, которая осуществляется при отсутствии восприятия объекта, – это…
[319719]
Кратковременная память – это вид памяти, заключающийся в …
[319725]
Опознание предметов и явлений в условиях их повторного восприятия осуществляется благодаря…
[319727]
Вид памяти с длительностью хранения информации не более 30 секунд, – …
Мышление и интеллект
Выбрать ВСЕ правильные ответы (больше одного)
[1518230]
К видам мышления преобладающим в дошкольном возрасте относятся…
[6028584] критическое
[6028585] наглядно-действенное
[6028586] наглядно-образное
[6028587] теоретическое
[1518232]
К операциям мышления относят…
[6028592] фантазирование
[6028593] агглютинацию
[6028594] обобщение
[6028595] анализ
[1518234]
К мыслительным операциям относят…
[6028600] воспроизведение
[6028601] синтез
[6028602] сравнение
[6028603] запечатление
[1518235]
К единичным понятиям можно отнести…
[6028604] Венера
[6028605] человек
[6028606] река
[6028607] Енисей
[1518237]
Основными видами речи являются…
[6028612] активная, пассивная
[6028613] внешняя, внутренняя
[6028614] академическая, простонародная
[6028615] устная, письменная
[1518170]
Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности называется…
[6028344] вниманием
[6028345] памятью
[6028346] восприятием
[6028347] мышлением
[1518176]
Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование, является …
[6028368] словесно-логическим
[6028369] наглядно-образным
[6028370] теоретическим
[6028371] наглядно-действенным
[1518184]
Гибкость мышления – это умение…
[6028400] принимать решения в короткий срок
[6028401] увидеть и поставить любую проблему
[6028402] при необходимости изменять намеченный ранее путь решения задач
[6028403] проникнуть в сущность явления
[1518188]
Наиболее обобщенная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами, называется …
[6028416] мышлением
[6028417] воображением
[6028418] вниманием
[6028419] памятью
[1518189]
Сущность мышления состоит в установлении _________ связей между предметами и явлениями.
[6028420] ассоциативных
[6028421] корреляционных
[6028422] взаимозависимых
[6028423] причинно-следственных
Выбрать один правильный ответ. [319766] К виду воображения можно отнести [1280345] инсайт [1280346] агглютинацию [1280347] идеи [1280348] мечты
[319766]
К виду воображения можно отнести…
[319768]
Соединение несоединимых в реальности качеств, свойств и частей предметов называется…
[319776]
Прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется…
Внимание
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518290]
Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или переживании обеспечивает…
[6028817] рефлексия
[6028818] память
[6028819] восприятие
[6028820] внимание
[1518307]
Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает…
[6028885] характер связи с практикой
[6028886] ведущий анализатор
[6028887] форма существования материи
[6028888] предмет отражения
[1518324]
Свойство внимания, определяемое количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов, называется …
[6028953] переключением
[6028954] флуктуациями
[6028955] объемом
[6028956] распределением
[1518338]
_______ внимание навязывается человеку извне и имеет пассивный характер.
[6029009] Произвольное
[6029010] Непроизвольное
[6029011] Послепроизвольное
[6029012] Апперцептивное
[1518343]
Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания.
[6029029] подвижностью
[6029030] распределением
[6029031] устойчивостью
[6029032] концентрацией
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518289]
Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является _________ рефлекс.
[1518291]
Внимания – это _____ направленность сознания на определенный предмет.
[1518305]
Свойство внимания, проявляющееся в скорости его перевода с одного объекта на другой, определяется как…
[1518345]
Непроизвольное внимание возникает …
[1518347]
Способность намеренного переноса внимания с одного объекта на другой называется ___________ внимания.
Внимание
Выбрать один правильный ответ
[319789]
Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, называется…
[319797]
Объем зрительного внимания у взрослых в среднем составляет _______ элемента(ов)
[319798]
Сосредоточенность на объекте или действии со специально поставленной целью обозначается как______внимание.
[319800]
Способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно называется ___________ внимания
Психология личности
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518369]
Самоуважение (по У.Джемсу) прямо пропорционально количеству достигнутых…
[6029122] переживаний
[6029123] успехов
[6029124] притязаний
[6029125] поражений
[1518370]
Человека как личность характеризует(ют)…
[6029126] пол, возраст
[6029127] темперамент
[6029128] конституциональные особенности
[6029129] ценностные ориентации, статус, роль
[1518391]
Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется…
[6029210] характером
[6029211] способностями
[6029212] индивидуальным стилем деятельности
[6029213] темпераментом
[1518394]
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, называется…
[6029222] способностями
[6029223] темпераментом
[6029224] воображением
[6029225] характером
[1518400]
Процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта является сущностью _________ личности.
[6029246] индивидуализации
[6029247] социализации
[6029248] самореализации
[6029249] адаптации
Выбрать ОДИН правильный ответ. [1519699] Закономерности воспитания находят свое конкретное выражение в __________ воспитания. [6034423] формах [6034424] целях [6034425] принципах
[1519699]
Закономерности воспитания находят свое конкретное выражение в __________ воспитания.
[1519700]
Воспитание в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщение к религиозным традициям является…
[1519719]
Передача образцов готового опыта и ограничение поисковой активности обучаемого, авторитарные средства урегулирования конфликта между учителем и учеником, говорят о …
[1519727]
Процесс целенаправленного формирования качеств личности в условиях специально организованной педагогической системы называется …
[1519732]
Формирование у человека ответственного отношения к семье, к людям, к Отечеству определяется как _________ воспитание.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Выбрать один правильный ответ
[319296]
Движущими силами воспитательного процесса являются __________ воспитания.
[319297]
Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций, называются ____________ воспитания.
[319299]
Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развитие задатков и способностей в области искусства составляют цель _____________ воспитания.
[319305]
Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются __________ воспитания.
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
Выбрать ВСЕ правильные ответы (больше одного)
[1519784]
К методам формирования сознания личности относятся…
[6034755] упражнение
[6034756] пример
[6034757] наблюдение
[6034758] беседа
[1519788]
К педагогическим требованиям НЕ относятся…
[6034771] Инструктаж
[6034772] наказание
[6034773] физическое принуждение
[6034774] совет
[1519791]
К видам наказания относятся:
[6034783] требование
[6034784] моральное исключение из общественной повседневной жизни
[6034785] одобрение
[6034786] отстранение от важного дела
[1519792]
К видам наказания относятся…
[6034787] благодарность
[6034788] осуждение
[6034789] выражение недоверия
[6034790] требование
[1519794]
К методам формирования сознания личности относятся:
[6034795] упражнение
[6034796] пример
[6034797] убеждение
[6034798] приучение
Выбрать ВСЕ правильные ответы (больше одного)
[1519789]
К видам поощрения относятся:
[1519793]
К методам воспитания относятся:
[1519795]
К методам стимулирования деятельности и поведения относятся:
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
Задания на соответствие
[1519806]
Установите соответствие между названием метода и требованием к применению метода.
1. Рассказ
2. Диспут
3. Наказание
4. Поручение
[6034843] должен соответствовать социальному опыту детей, должен быть эмоциональным, способствовать сопереживанию 1
[6034844] требует наличия противоречивых точек зрения участников по обсуждаемой проблеме, культуры организации 2
[6034845] должен стимулировать инициативу и самостоятельность, учитывать индивидуальные особенности воспитанника и быть посильным для выполнения 4
[6034846] должен быть понятным воспитаннику и справедливым, требует большого 3педагогического такта
[1519807]
Установите соответствие направления воспитания и характерных форм, методов воспитания.
1. Нравственное воспитание
2. Физическое воспитание
3. Эстетическое воспитание
4. Трудовое воспитание
[6034847] соревнование, эстафета, зарядка 2
[6034848] экскурсия, художественная самодеятельность 3
[6034849] самообслуживание, дежурство, работа на пришкольном участке 4
[6034850] дискуссия, акции милосердия, волонтерская деятельность 1
[1519808]
Установите соответствие возраста и метода воспитания.
1. Дошкольный возраст
2. Младший школьный возраст
3. Подростковый возраст
4. Юношеский возраст
[6034851] игра, рассказ 1
[6034852] поручение, беседа, соревнование 2
[6034853] дискуссия, моделирование жизненных ситуаций 3
[6034854] лекция, диспут, социальный проект 4
[1519809]
Установите соответствие между отдельными методами воспитания и группами методов.
1. Методы формирования сознания
2. Методы организации деятельности
3. методы стимулирования положительного поведения
4. Методы контроля и самоконтроля
[6034855] разъяснение, рассказ, беседа, пример 1
[6034856] упражнение, приучение, поручение, игровые ситуации 2
[6034857] требование, поощрение, соревнование 3
[6034858] педагогический консилиум, анкета, наблюдение 4
[1519811]
Сопоставьте вид наказания и его характеристику.
1. Словесные осуждения
2. Ограничение в правах
3. Изменение отношения к детям
4. Форма естественных последствий
[6034863] испортил – почини, плохо сделал – переделай 3
[6034864] замечание, порицание, выговор в приказе директора 1
[6034865] лишение удовольствия, ограничение в пространстве 2
[6034866] выражение недоверия 4
Средства и методы педагогического воздействия на личность
Выбрать один правильный ответ
[319309]
Наказание относится к группе методов …
[319310]
Поощрение относится к группе методов…
[319313]
К методам формирования сознания личности относится…
[319315]
Различные виды деятельности, орудия труда и предметы культуры, включенные в процесс воспитания, называются ______________ воспитания.
[319319]
Просьба, совет, намек относятся к …
Коллектив как объект и субъект воспитания
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1519821]
Межличностные отношения членов коллектива образуют __________ коллектива.
[6034903] актив
[6034904] традиции
[6034905] формализованную структуру
[6034906] неформализованную структуру
[1519824]
Общая социально-значимая цель, совместная деятельность, выборный руководящий орган, отношение ответственной зависимости – это признаки…
[6034915] ассоциации
[6034916] коллектива
[6034917] корпорации
[6034918] группы
[1519845]
Процесс организации коллективной деятельности, формирование изменения отношений, процесс развития мотивов поведения характеризует…
[6034999] обучение
[6035000] развитие коллектива
[6035001] коррекция социальных норм поведения
[6035002] воспитание
[1519866]
Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, их открытая конфронтация определяется как …
[6035083] компромисс
[6035084] барьеры в общении
[6035085] инцидент
[6035086] конфликт
[1519870]
Основным(ыми) признаком(ами) коллектива является(ются)…
[6035099] наличие общей цели и совместной деятельности
[6035100] общность ценностных ориентаций
[6035101] традиции
[6035102] разнообразие социальных ролей
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1519825]
Стадии становления коллектива выделил…
[1519830]
Теория детского воспитательного коллектива разработана …
[1519834]
К признакам детского воспитательного коллектива не относится…
[1519853]
Эффект взаимодействия людей, характеризующийся максимально возможной удовлетворенностью друг другом – это…
[1519875]
Тип воспитания, в рамках которого определённая идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми, называется …
Коллектив как объект и субъект воспитания
Выбрать один правильный ответ
[319335]
Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах, называются…
[319337]
Включение учащихся в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений относится к __________ функции коллектива.
[319342]
Межличностные отношения членов коллектива образуют __________ коллектива.
[319343]
Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению в определенных группах и коллективах в течение длительного времени, называются…
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1519900]
Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется …
[6035213] большой
[6035214] идеальной
[6035215] неполной
[6035216] малодетной
[1519903]
Определение стиля жизни человека, уровня его притязаний, жизненных устремлений относится к ___________ функции семьи.
[6035225] досуговой
[6035226] хозяйственно-бытовой
[6035227] репродуктивной
[6035228] воспитательной
[1519917]
Функции: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная — характерны для…
[6035281] процесса обучения
[6035282] семьи
[6035283] воспитательной системы
[6035284] коллектива
[1519927]
Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы …
[6035321] искренняя и безусловная любовь родителей
[6035322] материальные условия
[6035323] коллектив сверстников
[6035324] разновозрастный коллектив
[1519942]
Противоречивое воспитание как тип неправильного семейного воспитания представляет собой …
[6035382] недостаток опеки и контроля, интереса к делам и увлечениям ребёнка
[6035383] несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи
[6035384] недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков
[6035385] срывание зла на подростке и душевную жестокость
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1519897]
Семья, включающая родителей и трех детей, называется …
[1519907]
Стиль взаимоотношений между родителями и детьми, для которого характерны взаимопомощь и взаимоподдержка, называется…
[1519914]
Следующие особенности: структура, материальная обеспеченность, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры характерны для…
[1519922]
Если ребенок предоставлен сам себе, внешний вид не ухоженный, повышенная агрессивность (или замкнутость) – все это говорит о__________ в семье.
[1519932]
Характеристика структуры семьи, включая оценку наличия обоих родителей, количества детей, количества поколений, называется …
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
Выбрать один правильный ответ
[319346]
Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.
[319351]
Психологическая деформация семьи связана с …
[319361]
Основным фактором, определяющим тип семейного воспитания выступает…
Система образования в РФ
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1519961]
Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является ________ образование.
[6035448] профессиональное
[6035449] среднее специальное
[6035450] общее среднее
[6035451] высшее
[1519970]
Обучение по углублённым образовательным программам проходит в…
[6035484] общеобразовательной средней школе
[6035485] коррекционной школе
[6035486] педагогическом колледже
[6035487]лицее
[1519975]
Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…
[6035504] концепцией управления
[6035505] управленческим решением
[6035506] принципом управления
[6035507] закономерностью управления
[1519985]
В число образовательных учреждений общего среднего образования НЕ входят…
[6035544] школы
[6035545] гимназии
[6035546] образовательные учреждения интернатного типа
[6035547]колледжи
[1519989]
Решение комплекса задач от охраны жизни и здоровья детей, до приобщения их к духовно-нравственным ценностям в интересах полноценного развития ребёнка, а также подготовка его к обучению в школе является целью ______.
[6035560] коррекционных образовательных учреждений
[6035561] всех образовательных учреждений
[6035562] дошкольных образовательных учреждений
[6035563] профессиональных образовательных учреждений
Выбрать один правильный ответ. [319461] Установление педагогически целесообразных отношений педагога с детьми, родителями, коллегами и администрацией составляет цель __________ деятельности
[319461]
Установление педагогически целесообразных отношений педагога с детьми, родителями, коллегами и администрацией составляет цель __________ деятельности педагога.
[319468]
Темперамент и характер педагога относятся к его…
[319471]
Профессиональную направленность личности учителя характеризуют…
[319475]
Экспрессивные способности педагога проявляются в…
[319479]
Сущность профессиональной деформации преподавателя заключается …
Требования к современному педагогу
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1520139]
Характеристика профессионализма педагога, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, называется…
[6036152] педагогическими знаниями
[6036153] педагогическими способностями
[6036154] педагогическими умениями
[6036155] профессиональной компетентностью
[1520140]
Выдвижение педагогических целей и задач и отбор способов их достижения составляет сущность ____________ умений педагога.
[6036156] развивающих
[6036157] перцептивных
[6036158] прогностических
[6036159] коммуникативных
[1520141]
Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…
[6036160] аналитическими
[6036161] перцептивными
[6036162] развивающими
[6036163] проектировочными
[1520144]
Единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности составляет его …
[6036172] специализацию
[6036173] квалификацию
[6036174] педагогическое мастерство
[6036175] профессиональную компетентность
[1520145]
Основой педагогической направленности является …
[6036176] интерес к научной дисциплине
[6036177] желание властвовать над другими
[6036178] стремление реализовать себя
[6036179] интерес к профессии учителя
Выбрать один правильный ответ
[319483]
Владение словом, профессиональная дикция, правильное дыхание и мимика составляют ___________ педагога.
[319484]
Степень профессиональной подготовленности педагога называется…
[319490]
Осуществление педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, составляет основу _____________ умений педагога.
[319491]
Характеристика профессионализма педагога, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, называется…
[319495]
Групповой формой организации методической работы учителей того или иного предмета являются…
Требования к современному педагогу
Задания на соответствие
[1520157]
Установите соответствие между профессионально значимыми качествами педагога и уровнями их допустимости в педагогической деятельности.
1. Оптимальный уровень
2. Допустимый уровень
3. Критический уровень
[1520159]
Установите соответствие между профессионально значимыми качествами педагога и уровнями их допустимости в педагогической деятельности.
1. Оптимальный уровень
2. Допустимый уровень
3. Критический уровень
[1520160]
Установите соответствие между профессионально значимыми качествами педагога и уровнями их допустимости в педагогической деятельности.
1. Оптимальный уровень
2. Допустимый уровень
3. Критический уровень
[1520161]
Установите соответствие между требованиями к организаторской деятельности учителя и их сущностью.
1. Ориентационные умения
2. Коммуникативные умения
3. Перцептивные умения