дистанционные формы обучения в дополнительном образовании
Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей
Елена Николаевна Антоненко
Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.
Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.
Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.
Как педагогу дополнительного образования организовать дистанционное обучение за 4 шага?
Шаг 1. Определить цели, задачи и содержание курса дистанционного обучения.
Врятли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.
Изучив различные информационные источники, обобщенно можно выделить следующие цели дистанционного образования:
«Цели дистанционного образования сделать работу преподавателя творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У преподавателя высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству. Также цель дистанционного образования это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.»
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».
Но, к сожалению, какими бы благородными не были эти цели в реальной жизни следовать эти целям очень сложно, так как дистанционное образованиеимеет свои преимущества и недостатки:
Достоинства дистанционного обучения:
— Отсутствие географических ограничений
— Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ
— Индивидуальный график обучения
— Экономия времени и материальных затрат
— Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся,
— Технологичность
— Снижение стоимости обучения
— Возможность доступа к различным источникам информации
— Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию
Недостатки дистанционного образования:
— Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися
— Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования
— Языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися
— Разница во времени на больших территориях
— Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности
— Субъективное ощущение обучающимися перегруженностью информацией
— Высокие требования к постановке задачи
— Высокая трудоемкость разработки курсов
— Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий
— Недостаток практических знаний
— Неполнота и противоречивость нормативной базы
— Отсутствие системы подготовки специалистов дистанционного образования
— Проблема нормирования ставки и оплаты труда в системе дистанционного образования.
И тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.
Таким образом основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя требования ФГОС.
Анализируя свои образовательные программы необходимо точно определить содержание курса. Выделите темы, которые необходимо изучить, оцените насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.
Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.
Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:
Хранилище или банк знаний (целая площадка- для создания, папок с информацией, материалом, содержанием курса.)
«Чтобы знали и помнили». Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.
Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.
Фотоотчёт об участии детей подготовительной группы в дистанционных конкурсах С дошкольного возраста родители стремятся к всестороннему развитию своего ребенка. Воспитатели детского сада, способствуют этому и привлекают.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах» После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.
Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.
Статья «Организация дистанционного обучения в объединении учреждения дополнительного образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Скотников Вячеслав Викторович
МБУ ДО ДДЮТ «Планета талантов» г.о. Лобня
директор, педагог дополнительного образования
Организация дистанционного обучения в объединении учреждения дополнительного образования.
В настоящий момент педагоги проявляют все больший интерес к применению достижений технического прогресса в образовательном процессе. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью большинства образовательных программ, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования.
Главное преимущество дистанционного образования, на мой взгляд, состоит в его доступности с точки расстояния и времени: обучающийся может получить знания, не выходя из дома в любой удобный для него момент.
Доступность компьютеров, смартфонов, высокоскоростного интернета сделали доступным дистанционное образование практически в любом, даже самом удаленном уголке нашей страны.
Однако, дистанционные формы, особенно в системе дополнительного образования, имеют и обратную сторону медали.
При анализе образовательного процесса возникает ряд проблем. Вот лишь некоторые из них:
Отсутствие социализации и деятельности в коллективе; живое общение.
Возможность общаться среди сверстников, имеющих схожие увлечения, а также создание социально-общностных ячеек являются одной из важнейших функций дополнительного образования.
Отсутствие живого контакта педагога и обучающегося.
Система дополнительного образования, так или иначе, строится на привитии обучающимся определенных навыков. В этом вопросе важна «рука учителя». Объяснить многие аспекты музыки, живописи, хореографии, театрального мастерства, декоративно-прикладных дисциплин посредствам «экрана» не представляется возможным. Таким образом, дистанционные занятия имеют смысл лишь с теми обучающимися, которые уже имеют базовые знания в той или иной области искусства.
События весны 2020 года примирили и сторонников, и противников дистанционного образования. Пандемия новой коронавирусной инфекции стала вызовом для всего общества, в том числе и для системы образования. Все недочеты и проблемы дистанционных форм отошли на второй план. Учреждения встали перед необходимостью сохранить учебный процесс в режиме самоизоляции, и удаленное обучение стало единственным возможным вариантом.
В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования (Школьный портал, Фоксфорд, ЯКласс, Учи.ру и др.). Каждый педагог дополнительного образования столкнулся с необходимостью самостоятельного выбора пути дистанционной реализации своей программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Классическая Гитара», реализуемая мной на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец детского и юношеского творчества «Планета талантов» городского округа Лобня, относится к художественной направленности.
Актуальность данной программы заключается в том, что через изучение инструмента и приобретение новых практических и теоретических навыков обучающийся находит новый способ социализации и духовного роста, что является необходимым условием формирования гармонично развитой личности.
Основная цель дополнительной общеобразовательной программы «Классическая гитара» – культурно-эстетическое развитие обучающихся средствами формирования навыков игры на гитаре.
О собенностью данной программы является доступность преподаваемого учебного материала, которая достигается с помощью рационального и сбалансированного подбора репертуара, интегрирующего в себе различные музыкальные жанры и технические направления.
В условиях учреждения дополнительного образования детей, не имеющего узкую музыкальную направленность, программа «Классическая гитара» позволяет приобрести устойчивые теоретические и практические знания, умения и навыки, иметь широкий музыкальный кругозор и разноплановые исполнительские возможности.
Для того чтобы выполнить поставленные в программе цели и задачи и ее календарно-тематический план в условиях самоизоляции, возникла необходимость оперативной организации дистанционного обучения детей.
В связи с тем, что период пандемии пришелся на март, базовые навыки к этому моменту имели все обучающиеся объединения. Это позволило полностью перевести «Классическую гитару» в удаленный режим. Дополнительным положительным фактором стало наличие у каждого обучающегося собственной технической базы (гитара, подставка, нотная тетрадь).
С целью создания наиболее комфортных условий для обучающихся, мною было принято решение полностью сохранить привычное расписание. Платформа Zoom позволяет делать это достаточно комфортно. В перерыве между сорокаминутными конференциями (занятиями), во временной интервал, отведенный для реализации режима проветривания, назначается новая конференция для следующей группы.
— напоминаний о занятии;
— идентификатора и пароля конференции;
Информация о домашних заданиях дублируется в родительский чат.
После реализации названных выше технических мероприятий (на практике это оказалось достаточно просто) занятия продолжились в привычном режиме (Рисунок 1): не пострадало ни время занятия, ни его качество с методической точки зрения (Рисунок 2).
Единственной проблемой, которая пока не имеет окончательного решения, остается отсутствие привычного неформального общения с единомышленниками.
Подростковый период развития личности является наиболее оптимальным для приобщения к миру прекрасного. Это время бурного развития мышления, воображения и эмоционально-чувственной сферы человека. Из этого следует, что занятия музыкой помогают личности развиваться стабильно и гармонично. Это особенно важно в сложившейся мировой ситуации. Самоизоляция не должна поставить крест на личностном развитии обучающихся в рамках системы дополнительного образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Царева Л.Н. Дистанционная форма обучения в художественном образовании – М., 2020
2. Амигразин К.Ж., Удалов С.Р. Инновационные процессы в художественном образовании – Омск, 2012 – С. 220
3. Дубровина И. Практическая психология образования – СПб., 2004 – С.320
4. Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). – М., 2000. – С.28
6. Туревская Е. Возрастная психология – Тула, 2002
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней: в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ статья № 16 полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ссылка – http://www.consultant.ru/document/. ).
Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:
— необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и обучающихся в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы;
— интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области;
— индивидуализация образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения.
Для внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс необходимо начать с модернизации существующих дополнительных общеразвивающих программ, поставить новые цели и задачи, представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения новой технологии.
Педагогу легко наблюдать успехи и пробелы в обучении каждого ребенка, так как весь процесс обучения зафиксирован. И, в зависимости от запросов обучающегося, а также на основе анализа собственных наблюдений, может применять индивидуальные методики и приемы дальнейшего обучения. А поскольку фактор времени становится не критичным, ребенок может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
Чат – занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат – технологий. Чат – занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Вебинар – сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар – сессий характерно достижение образовательных задач.
И еще многие различные варианты веб-взаимодействия можно предложить, разработать и применять для получения наиболее качественного результата совместной деятельности педагога и обучающихся.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:
— увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;
— активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;
— создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.
«Дистанционное обучение в дополнительном образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация электронного обучения с использованием дистанционных технологий в учреждениях дополнительного образования
При организации дистанционного обучения необходимо руководствоваться нормами, предусмотренными следующими нормативными документами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ст.13,16,17);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);
— приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 103 от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
— приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 104 от 17 марта 2020 года «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
— письмо министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от 19 марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ СПО и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 г. №266 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 26.03.2020 г. №291 «О начале обучения по образовательным программам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
— письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».
Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации следует разработать и утвердить локальный акт о переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
При разработке локального акта рекомендуется определить перечень электронных образовательных ресурсов (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) для реализации образовательного процесса, порядок оказания учебно-методической помощи, проведение текущего контроля и итогового контроля по реализуемым программам.
Рекомендуется сформировать расписание занятий на все учебные дни в соответствии с учебным планом по каждой программе, предусматривая дифференциацию по объединениям и сокращение времени проведения занятия до 30 минут для обучающихся среднего и старшего школьного возраста и до 20-25 минут для младшего школьного возраста.
Для перевода обучающегося на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, по образовательной программе необходимо проинформировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе ознакомить с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля, а также получить документальное подтверждение наличие письменного заявления от родителя (законного представителя) о выборе формы дистанционного обучения.
Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др.
Педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.
Реализация педагогом образовательного процесса
Образовательный процесс следует организовать в соответствии с расписанием, утвержденным локальным актом Учреждения.
Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать:
разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;
фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
инструкции по выполнению практических заданий;
дидактические материалы/ технологические карты;
контрольные задания; и др.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме.
При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить обучающимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
При работе с младшими школьниками педагог может организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом.
Педагогу следует определить степень участия родителей в сопровождении обучающихся, предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно.
Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:
использование готовых тематических видеолекций;
проведение занятий в режиме оnline;
размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.
При организации занятия педагогу рекомендуется не ограничивать общение с обучающимися перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять возможность индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся.
Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе.
Методическая подготовка занятий
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными особенностями обучающихся.
При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения.
Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и обучающемуся. Следует предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно. Формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.
Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала, построения логической последовательности изложения информации педагогу рекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовить необходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и др.
Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы. С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по участию обучающихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме.
Контроль посещения занятий и освоения учебного материала учащимися
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);
размещение учебного материала в сети Интернет;
выполнение обучающимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;
выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.