для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей

Консультация для педагогов на тему «Формы общения педагога с родителями в ДОУ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Консультация для педагогов

«Формы общения педагога с родителями в ДОУ»

Воспитатель Чиркова И.В.

МБДОУ «Детский сад № 34»

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задач воспитания, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольниками, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся:

1. Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей), объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в реализации сразу нескольких функций: организация коллектива родителей, управление воспитательно-образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.

2. Лекция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

3. Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Эта форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей.

Успешно провести конференцию помогает соблюдение следующих условий: наличие определенного запаса знаний у слушателей, изучение опыта семейного воспитания для подготовки выступлений, наличие иллюстрированного материала.

К индивидуальным формам относятся:

1. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

2. Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными и групповыми.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей, так как родители могут задать вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.

Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы. папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Выделяют следующие нетрадиционные формы:

1. Информационно-аналитические – основной их задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

2. Досуговые формы организации общения с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение совместных праздников, досугов, вечеров.

3. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

4. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т.д.

Целесообразно использовать многообразие форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка.

Нетрадиционные формы организаци и общения педагогов и родителей

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Рекомендации воспитателям по общению с родителями:

— На каждого родителя должно хватать времени;

— В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;

— В общении с родителями не использовать назидательный тон;

— Спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

— Рекомендовать родителям упражнения, игры, книги и др.;

— Всегда поощрять наиболее активных родителей.

Источник

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. Консультация для воспитателей

для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Смотреть фото для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Смотреть картинку для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Картинка про для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Фото для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей Светлана Чернышева
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Автор: Чернышева Светлана Александровна

Должность: воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка» г. Тамбова

Но сегодня хотелось бы поговорить о нетрадиционных формах организации общения педагогов с родителями, т. к. в настоящее время именно нетрадиционные формы общения пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у родителей.

Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление нормальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизятся с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще не достаточно изучены и обобщены. Вашему вниманию предлагается схема, где выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышении эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построения грамотного общения с родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения как собрания, групповые консультации и другие. Данные формы использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительскихсобраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. неформальный подход в организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активации родителей.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Очень приятно отметить, что педагоги нашего учреждения давно используют в своей работе нетрадиционные методы общения с родителями. Например, в нашей группе проводились родительские собрания в виде педагогической игры по привитию детям любви и художественной литературе, конкурс «Приготовление блюда из осеннего урожая» к дню осени и конкурс на лучшее сладкое блюдо, приготовленное ребенком вместе со своей мамой ко Дню матери, регулярно проводятся праздники с участием родителей, выставки совместных работ детей и родителей, родители принимают активное участие в субботниках по уборке территории, в работе родительского клуба «Шаг навстречу», который практикует психолог Рязанова О. В., а также в широко распространенном в нашем учреждении мероприятии «Дни открытых дверей». Большой интерес вызывает у наших родителей «Дневник моей жизни», который мы ведем в своей группе с детьми и используем как дополнительный материал при изучении семьи ребенка, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений. Все эти нетрадиционные формы работы, которые мы используем, дают воспитателям возможность повысить свою психолого-педагогическую культуру, а значит изменить свои взгляды на воспитание ребенка в условиях семьи.

Список использованной литературы:

2. Карпенко И. А. Петровский В. А. Контакт между воспитателем и родителямикак условие преемственности между детским садом и школой: Преемственность между детским садиком и школой в формировании личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. –Лиепас, 1986

4. А. С. Макаренко. Избранные педагогические сочинения, кн. 1 изд-во АПН РСФСР, 1949, с. 145

Источник

Формы общения педагога с родителями в ДОУ (из опыта работы)

для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Смотреть фото для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Смотреть картинку для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Картинка про для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей. Фото для чего используются познавательные формы организации общения педагогов и родителей Татьяна Кузнецова
Формы общения педагога с родителями в ДОУ (из опыта работы)

. Вовлеченность родителей в образовательный процесс

Польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду одна из основных задач воспитателей — вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети. И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям.

Эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим,

обновленными и готовыми к новым жизненным задачам.

Физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться.

Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, так как возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей,

научиться некоторым «премудростям» работы с детьми.

Наблюдения за своими детьми на фоне других детей

позволяют им понять, что все дети разные, что нужно не сравнивать своего ребенка с другими, а видеть и оценивать его развитие раньше и теперь. Участвуя в делах группы, родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе со сверстниками свои идеи и проекты, учатся самооценке. Родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать за тем, как ребенок преуспевает в социальном развитии — находит друзей, учится работать

вместе с другими детьми. Обычно пребывание в группе делает родителей убежденными сторонниками программы, ориентированной на ребенка, и позволяет некоторым из них сделать выводы о том, что незачем перегружать ребенка посещением многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его развитие. Что же полезного извлекают дети из присутствия членов семьи в группе? Дети общаются с семьями сверстников, которые представляют

разнообразные культуры, что дает возможность более глубоко

понять другие культуры. Каждый ребенок имеет возможность получить больше внимания взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе.

2. Формы работы с родителями

Как правило, улучшается отношение и растет доверие детей к детскому саду, укрепляется чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей. Расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта. Дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении

к достижению успеха. Реальную пользу от вовлечения семьи в образовательный процесс получают и воспитатели.Они: получают еще одного заинтересованного взрослого, который может занять детей в каком-то центре; могут попросить помощника понаблюдать за тем, как и с кем играют дети, и обсудить с ним результаты этих наблюдений; это поможет педагогам лучше планировать свою работу; могут рассчитывать на использование увлечений, талантов, знаний и интересов родителей для обогащения содержания своей работы с детьми, а также использование потенциала старших братьев и сестер, бабушек и дедушек; могут быть уверенными, что родители будут помогать детям закреплять полученные знания дома; способствуют более тесному общению родителей друг с другом, что способствует поддержке программы и совместных проектов детей и взрослых; могут уверенно рассчитывать на то, что родители будут охотнее отзываться на просьбы о помощи в формировании каких-то учебных материалов, игрушек, книг, поскольку убедились в эффективности работы с ними в группе.

Формы работы с родителями:

1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.

2. Круглый стол. по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.

3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

4. Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т. е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».

5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы,заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.

6. «Устные журналы».Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

7. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

8. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

9. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В нашей группе постоянно разрабатываются проекты совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ.

Родители принимают активное участие в каждом проекте.Например проект: «Безопасность»; «Собака»; «Все профессии нужны, все профессии важны», «Хлеб всему голова!» и т. д.

На сегодняшний день работая по программе «Открытия» можно сказать, что система в работе с родителямиимеет определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и ДОУ два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *