для древних международных отношений были характерны
Для древних международных отношений были характерны
История международных отношений: от древности до современности учебник
Понятие «система международных отношений или международный порядок» предполагает наличие конкретно-исторической, устойчивой формы политической организации международных отношений, закрепленной в договорах и соглашениях1. Система международных отношений, как правило, отражает специфику отношений между входящими в нее обществами и государствами. В своем развитии она прошла длительный период эволюции от родоплеменных отношений, опирающихся на нормы обычного права, до современных международных отношений, функционирующих на основании разветвленной системы современного международного права.
История международных отношений является составной частью всеобщей истории. В связи с этим ее периодизация полностью совпадает с периодизацией всемирно-исторического процесса. Как правило, выделяют пять периодов в истории международных отношений, отличающихся принципами формирования и формой организации межобщественных и межгосударственных связей:
I. Эпоха Древнего мира. Это период формирования международных отношений, для которых характерно присутствие обычая в качестве основной правовой нормы. В данный период речь идет не о межгосударственных отношениях, а отношениях межрегиональных.
II. Эпоха Средневековья. В этот период субъектом международных отношений выступают не государства, а государи, князья, церковь и крупные политико-экономические и религиозные корпорации.
III. Эпоха Нового времени. С началом периода новой истории международные отношения становятся отношениями межгосударственными. Расширяется и качественно улучшается система межгосударственных правовых норм.
IV. Период Новейшей истории (ХХ век). В этот период происходит формирование глобальной системы международных отношений – Версальско-Вашингтонской, просуществовавшей вплоть до начала Второй мировой войны. После ее окончания складывается новая многополярная Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.
В данном учебнике предпринимается попытка изучения истории международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса.
Предыстория международных отношений: эпоха Древнего мира
1.1. Международные отношения на Древнем Востоке
Еще задолго до формирования первых государств различные родовые и племенные сообщества, сталкиваясь между собой, были вынуждены формировать некоторые правила общения. Эти определенные правила, закрепленные в обычаях, и регламентировали первые «международные» отношения. Уже в ту эпоху люди осуществляли натуральный обмен, совершали набеги, вели войны и отправляли друг к другу своих представителей. К сожалению, еще не было письменности, поэтому восстановление обычаев общения между родами и племенами довольно затруднено. Однако записки известных ученых XVIII–XIX вв., имевших возможность наблюдать жизнь американских индейцев, австралийских и африканских аборигенов изнутри в практически не затронутых цивилизацией отдаленных уголках Земли, дают нам возможность восстановить основы межродового и межплеменного «права».
Наиболее раннюю их форму нам дают возможность восстановить записки австралийских ученых Б. Спенсера и Ф. Гиллена. Австралийские аборигены селились группами в 30–60 человек, в которых ведущая роль принадлежала «колдунам», старцам, обладавшим большим жизненным опытом. Каждое такое сообщество занимало определенную территорию, способную его прокормить, внутри которой оно вело бродячий образ жизни, охотилось, собирало плоды и растения. В целом группа имела представления о границах своей территории, но иногда заходила на чужую охотничью территорию, что, естественно, приводило к конфликтам. Обычно следствием такого «вторжения» становились переговоры, на которых решался вопрос о границах и условиях охоты.
Группы поддерживали между собой отношения и довольно часто устраивали совместные мероприятия. Ими могли быть межплеменные собрания по случаю удачной охоты, брачных торжеств, проведения обрядов эмансипации, т. е. получения юношами статуса взрослого члена сообщества. Видимо, подобные собрания и лежали в основе в дальнейшем сформировавшихся международных отношений.
Впрочем, отнюдь не всегда именно радостные поводы приводили к встречам. Поскольку австралийские аборигены, как и любые первобытные люди на данной стадии развития, верили, что причиной многих явлений, в том числе недугов и несчастий, является колдовство, то, естественно, подозрения в наведении «порчи» падало в первую очередь на «чужих». По описаниям ученых, группа выбирала посланцев, которые направлялись к старцам соседней группы для переговоров. Далее эти посланцы обращались напрямую к человеку, которого подозревали в колдовстве, и, задабривая подарками, стремились убедить его взять колдовство обратно. Если вслед за этим человек выздоравливал, считалось, что переговоры прошли успешно, в противном же случае прибегали к правилу «зуб за зуб, глаз за глаз».
Реконструкции следующего этапа «международных» отношений помогают записки исследователей и путешественников, живших среди индейцев Северной Америки, находящихся в XVII, XVIII и начале XIX в. на этапе родового строя.
Пожалуй, одними из самых развитых являлись многочисленные племена ирокезов, имевших некоторое подобие общественных органов для поддержания отношений с соседними племенами. В начале XIX в., согласно запискам Льюиса Моргана, в ведение советов вождей попадал широкий круг вопросов, среди которых были вопросы об охоте, мирных отношениях, оборонительных или наступательных союзах против третьего племени. Совет объявлял войну, заключал мир, а также принимал и отправлял посольства.
Отправляемые советом к соседям посланцы имели особые отличительные знаки, например головные уборы или повязки. Личность посланца, несущего «ветвь мира», считалась неприкосновенной, ему нельзя было причинять вреда. Более того, существовали очень развитые ритуалы принятий таких послов. Их сажали в общий круг старейшин, члены которого «вкруговую» выкуривали трубку мира. Затем следовали довольно длительные переговоры. В условиях первобытной демократии решение совета старейшин должно было одобрить собрание всех членов племени, т. е. воинов.
При заключении договора в присутствии жрецов обеими сторонами произносилась клятва, скрепляемая обрядами побратимства. Широко известен обычай обмена кровью. Каждый из сидящих вокруг костра резал себе руку и сцеживал свою кровь в общую чашу. Затем из нее все по очереди отпивали по глотку. Согласно первобытным верованиям обмен кровью знаменовал вступление в кровное родство, нарушение которого являлось особо тяжким преступлением. В условиях отсутствия письменности, старейшины выучивали заключаемый договор в малейших деталях наизусть и часто передавали из поколения в поколение.
Конечно, формируемое представление о первых межродовых и межплеменных отношений на основе материала XVII–XIX вв. не является идеальным. Но в целом, учитывая общую логику развития человеческих сообществ, можно говорить о довольно полной реконструкции основ отношений, при этом не забывая о существовании их особенностей в деталях.
ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Морозов Р.Н. Мармазова Т.Р.
Международные отношения в древности и средневековье
Учебное пособие
Рекомендовано Ученым Советом
Донецкого национального университета
Протокол №4 от05.05.2017 г.
Донецк-2017
УДК 327: 94(100) “05” (078)
Морозов Р.Н. Мармазова Т.Р.
Международные отношения в древности и средневековье: Учебное пособие.– Донецк: Донецкий национальный университет. – 2017. –146 с.
Освещаются особенности международных отношений в период древности и средневековья. С новых методологических позиций рассматриваются основные направления в изучении межгосударственных связей в Древнем мире и период средних веков. Раскрывается содержание основных процессов и явлений международной жизни в период (III тыс. до н.э.- конец XVI ст.). Обобщены и систематизированы основные тенденции в глобальном развитии человечества.
Книга является учебным пособием по курсу «Международные отношения в древности и средневековье» и представляет интерес для специалистов в области международных отношений, студентов, магистров и аспирантов.
Рецензенты:
Доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой всемирной истории
Донецкого национального университета Бредихин А.В.
Доктор исторических наук, профессор кафедры
истории, краеведения и методики преподавания
истории Гуманитарно-педагогической академии (филиал)
в г. Ялта ФГАУО ВО «КФУ им. В.И. Вернадского Шендрикова С.П.
©Р.Н.Морозов, Т.Р.Мармазова, 2017
©Донецкий национальный университет, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Особенности международных отношений в древности ………. 6
ТЕМА 2. Характер международных отношений и дипломатия
ТЕМА 3. Международные отношения в Древней Индии и Китае ………. 25
ТЕМА 4. Международные связи Древней Греции в доклассический
период (II тыс. до н.э. – VI в. до н.э.) ……………………………………… 36
ТЕМА 5. Международные отношения в Греции в классическую и эллинистическую эпоху (V – I вв. до н.э.) ……………………………… 47
ТЕМА 6. Внешняя политика и дипломатия Древнего Рима
до середины III в. до н.э. ……………………………………………………63
ТЕМА 7. Международные отношения и дипломатия в период
создания Римской средиземноморской державы (III–I вв. до н. э.) ……….. 70
ТЕМА 8. Международные отношения в период Римской империи
(последняя треть I в. до н.э. – IV в. н.э.) ……………………………………. 80
ТЕМА 10. Международные отношения в Европе в IX –XIII вв. ……….. 103 ТЕМА 11.Франция и Англия в системе международных отношений
ТЕМА 12. Международные отношения в период развитого и позднего средневековья ………………………………………………………………… 121
ПРЕДИСЛОВИЕ
Международные отношения в древности и средневековье являются первым этапом длительного периода, насыщенного многообразными событиями. В период IV тысячелетия до н.э. и до V в. н.э. возникновение и развитие новых форм экономической и общественно-политической жизни привело к прогрессу в развитии материальной и духовной культуры, появлению государств, формированию правил взаимоотношений между различными странами и народами.
Действительно, наряду с проявлением рабовладельческого и феодального насилия, невежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследованием инакомыслия, древность и средневековье оставило в памяти человечества примеры героической борьбы против угнетения, патриотических движений против иноземных завоевателей, первых проявлений свободомыслия. В сокровищницу мировой культуры по праву вошли выдающиеся произведения писателей, поэтов и мастеров античности и средневековья, памятники народного творчества.
Особое место в истории рассматриваемого периода занимают межгосударственные отношения, характер которых протекал под знаком борьбы за гегемонию, то есть бесспорным преобладанием позиции в мире, точнее, в той его части, которая в конкретный момент исторического времени считалась миром-вселенной или ойкуменой, как ее называли древние греки. Международные отношения в древности и средневековье являются составной частью общего курса истории древнего мира и средних веков, в который включается также история античных обществ (древней Греции, древнего Рима) или «классической древности». Включение истории межгосударственных связей Древнего Востока, Греции и Рима в состав одного понятия – «история древнего мира» – не является механическим или произвольным. Оно предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, политических институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, древних греков и римлян, позволяющих объединить их в рамках одной дисциплины – истории древнего мира. Вместе с тем выделение внутри этой дисциплины трех самостоятельных частей — истории Древнего Востока, Греции и Рима – предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.
Средневековье отделено от нашего времени многими столетиями развития общества и государства. Казалось бы, в современном мире история международных отношений средних веков представляет лишь академический интерес. Однако и в наши дни изучение эпохи феодализма имеет большое теоретическое и практическое значение. Без знания истории международных отношений этого многовекового периода, через который прошли почти все народы, невозможно понять общие закономерности возникновения, развития и гибели целых народов и государств.
Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье. Поэтому в современной науке международных отношений понятие «средние века» относится не только к истории европейских народов. Ему придается всемирно-историческое значение.
Сказанное в полной мере относится к современным международным отношениям. Диалектика происходящих в них глубоких перемен соединяет в едином процессе множество противоречивых тенденций. Никому не дано пока составить целостную картину возникающего миропорядка. Но уже можно с достаточной научной достоверностью выявить главное направление трансформации международных отношений – их центрального структурного звена, стержня внутренней организации всемирной системы взаимосвязей государств и народов.
Научно обоснованная оценка перспектив развития международных отношений в ХХI веке требует проникновения в суть эпохальных перемен в современном мире. Анализ процессов международной жизни прошлого и настоящего дает ключ к пониманию характера и направленности тенденций формирования мироустройства, в котором предстоит жить, находить свое место и играть свою роль каждому государству.
Как и во всех других областях мирового бытия, в сфере международных отношений контуры будущего вырисовываются лишь в результате возможно более широкого охвата множества взаимодействующих исторических факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних. Вместе с тем есть эффективный метод распознания назревающих изменений во взаимоотношениях на мировой арене.
Представляемое издание учебного пособия призвано внести определенный вклад в решение этих задач. Оно составлено как пособие для студентов-международников по курсу «Международные отношения в древности и средневековье». Основная его цель – помочь в профессиональной подготовке международников, способных квалифицировано исследовать и анализировать вопросы мировой политики.
Предлагаемое читателям издание носит экспериментальный характер. Какие-либо критические замечания будут с благодарностью приняты авторами.
ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНОСТИ
Любое государство, возникнув в процессе сложного исторического становления, неизбежно сталкивается с проблемой собственной идентификации. Критерием такого рода является неизбежное рассмотрение вопроса о ближайшем окружении, формах и способах взаимодействия, формирования различного рода условий, способствующих налаживанию взаимного контакта с ближним и дальним зарубежьем.
Государства, как и обычные люди, часто сталкиваются с проблемой взаимного консенсуса, который является мерой необходимого, сущность природы человека и государства заключается именно в установлении обязательного режима социального взаимодействия.
Международные отношения, в этой связи, формируются и развиваются как отношения, прежде всего, межгосударственные, само происхождение которых связано с возникновением института государства.
Для современной науки характерно изучение международных отношений как целостной системы, функционирующей по своим законам. Преимущества такого подхода состоят в том, что он позволяет глубже анализировать мотивацию поведения стран или военно-политических блоков, выявлять удельный вес тех или иных факторов, детерминирующих их действия, исследовать механизм, определяющий динамику мирового сообщества в целом, а в идеале прогнозировать его развитие.
Системность применительно к международным отношениям означает такой характер долговременных взаимоотношений между государствами или группами государств, который отличают стабильность и взаимозависимость, в основе этих отношений лежит стремление к достижению определенного, осознанного комплекса устойчивых целей, в них в той или иной мере присутствуют элементы правовой регламентации базовых аспектов международной деятельности[1].
В этой связи международные отношения в древности относятся к так называемому «досистемному» периоду, который характеризуется отсутствием четких правил взаимоотношений между государствами, организационно оформленных норм международного права, (отрицание существования международного права, опираясь на то, что в Древнем мире не было «правильных» международных отношений в современном понимании, не вполне обосновано), а также международных организаций, осуществляющих контроль за реализацией внешней политики.
Международные отношения древнего мира обладали целым рядом специфических характеристик, отличавшихся от современных международных отношений и вытекавших из особенностей военной, политической, социальной организации государственных образований Древности, их хозяйственного уклада и уровня развития техники.
Во-первых, на всём протяжении истории Древнего мира международные отношения развивались фактически в рамках определённых локальных и региональных субсистем, так и не перерастая в единую систему международных отношений. Представление о коренном различии между Западом и Востоком возникло в европейской науке давно[2].
Оценка исторического события, как впрочем, и оценка современников, всегда является делом субъективным.
Египетская, Хеттская или Персидская держава была мировым государством, империей-гегемоном, в представлении тех народов, которые проживали в пределах данного образования. Однако тот мир, который был известен именно тем народам и ограничивался, по сути дела, Средиземноморьем, Ближним и Средним Востоком и Центральной Азией не являлся проекцией всего мирового порядка. Уже образ Индии казался эллинистическому сознанию настолько смутным, что эта земля не воспринималась в плоскости ее возможного вмешательства в дела эллинистического мира, который для последнего только и был миром.
Подобным же образом государством-миром, единственным мировым полюсом-источником силы и влияния воспринимался и Рим эпохи расцвета, его монопольное положение в международных отношениях было таковым лишь в той мере, как древнее римское сознание стремилось отождествлять реально существующую вселенную со своими представлениями о ней[3].
С позиций соответственно эллинистического и римского сознания современный им мир или, как бы мы сказали, международная система были однополярными, то есть в их мире существовало одно-единственное государство, практически безраздельно господствовавшее на всей территории, представлявшей реальный или даже потенциальный интерес для тогдашнего «политического сознания», или, как бы мы сказали современным языком, на доступном для соответствующего общества «цивилизационном пространстве»[4].
Характер межгосударственных отношений определяется религией. Так, к примеру, в Ассирии, Египте, Перу, государстве ацтеков применение международного права и права войны было уделом жрецов. Именно они освящали церемонии и ритуалы начала и окончания войн. Даже в тех случаях, когда правитель не принадлежал к числу религиозных иерархов, он был заинтересован в том, чтобы его воспринимали хотя бы отчасти именно в этом качестве. И Цезарь, и Август, сосредоточив в своих руках крупнейшие государственные посты, стремились предстать одновременно и как верховные главнокомандующие, и как великие жрецы.
Определенные пережитки теологической концепции международного права можно встретить и сегодня: например, в обычаях кровной мести, «священной войны» (джихад), праве священной мести и т.п. Именно теологическая форма международного права того времени и определяла форму международного взаимодействия.
В четвертых, связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы – рабовладения. Именно рабовладение определяло цели внешней политики древних государств, когда основным мерилом ценностей было наличие рабов, драгоценных металлов, а также воды. Именно за эти ресурсы проходила постоянная борьба и войны между государствами Древнего мира.
Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов.
В пятых, территориальный фактор, который заключается в отсутствии постоянных границ между державами. Захват чужой территории был обычным явлением, война считалась благородным и обязательным делом для любого правителя. Тот, кто не воевал, считался слабым и неудачным правителем, именно захват чужих территорий являлся приоритетным в осуществлении внешней политики. Однако, здесь не следует забывать и о том, что постоянно воевать и убивать себе подобных было не совсем приятным делом для основной массы людей. Как и теперь, так и в древности, состояние мира, всеобщего мира, было идеалом, к которому одинаково стремились и восточные народы, и греки, и римляне. Дело не в этом, а в ходе исторического развития.
Культура древнего мира возникла в нескольких культурных оазисах, окруженных пустыней варварства. Состояние войны было поэтому естественным для обоих этих миров[7]. В пределах культурных оазисов шла постоянная борьба за власть между частями этих оазисов. Соглашение между этими частями всегда было временным и настолько непрочным, что не позволяло культурным государственным образованиям в рамках этих соглашений действенно отстоять свою самостоятельность от нападений извне. Поэтому объединение мыслилось не как договор равноправных между собою, а как подчинение сильнейшему, которое всегда сопровождалось вновь и вновь возникавшей борьбой в те моменты, когда центральная власть слабела[8].
Немаловажным фактором, влияющим на характер международных связей, был фактор отсутствия острой религиозной вражды. Функции богов у разных народов, как правило, во многом совпадали, поскольку олицетворяли собой совокупность космических, природных и стихийных сил. Также отсутствовали и этнические предпосылки международных конфликтов, что было обусловлено строительством политических образований по принципу «государство-империя», а не «государство-этнос» или «государство-нация».
Становление и развитие государств в древности также имеет ряд характерных особенностей, которые отразились на международных отношениях. Создание производящей экономики и появление частной собственности усложняли социальную структуру, разделяя родовое общество на прослойки, различавшиеся богатством, знатностью и влиянием на сородичей. В результате стали складываться отношения эксплуатации как отчуждения рабочего времени и продуктов труда одними членами общества у других. У некоторой части общества появилась возможность жить за счет эксплуатации. В странах Древнего Востока шло постепенное формирование трех основных классов: рабов (рабы-чужеземцы, рабы-должники) и работников рабского типа, ведущих свое хозяйство, мелких производителей (свободные и зависимые земледельцы, ремесленники) и господствующего класса (земледельческая и служилая знать, жречество, богатая верхушка селян и горожан). Эти классы состояли из различных слоев, отношение к которым определялась юридическим и бытовым положением человека, его имущественной состоятельностью и сословной принадлежностью. Сословность определялась по правовому и
престижному положению. По степени свободы и формальной независимости от других выделялись полноправные и неполноправные граждане, а также рабы. Эта довольно сложная классовая и социальная структура отражала высокий уровень развития древневосточного и античного общества в сравнении с первобытным.
Так, например, важной особенностью истории стран Древнего Востока является наличие общины, которая сохраняла коллективистские формы жизни, несмотря на имущественную и социальную дифференциацию, на интенсивное развитие отношений частной эксплуатации.
В ряде стран с общиной сочеталась восточная деспотия – режим абсолютной, неограниченной власти царя. Восточная деспотия либо разрушала общину, либо подчиняла общинные структуры, превращая их в низшие органы администрации, либо ограничивалась верховным контролем над общиной. Наряду с деспотией, политический строй Древнего Востока был представлен номовой монархией, ограниченной коллективными общинными институтами, и олигархической («аристократической») республикой[9].
Пояс древних цивилизаций включает цивилизации Египта, Месопотамии, Малой Азии и Закавказья, Восточного Средиземноморья и Аравии, Ирана, Индии и Китая. Особое место занимает античность, или греко-римская древность – цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии данных исторических форм. Именно эти государства заложили основы будущей европейской цивилизации[10].
Относительно хронологических рамок истории древневосточных цивилизаций нет полного единства. В значительной степени это объясняется тем, что становление и гибель цивилизации нельзя точно приурочить к строго определенному времени. С известной степенью условности начальным периодом развития древних цивилизаций можно считать IV тысячелетие до н.э., а завершением их истории для Ближнего Востока – IV в. до н.э., для Южной и Восточной Азии – III–V вв. н.э., Древней Греции – I в. до.н.э., Древнего Рима соответственно V в. н.э.
В истории Древнего Востока выделяют три эпохи, различающиеся по социально-экономическому облику. Первая эпоха (конец IV – III тысячелетие до н.э.) отмечена формированием и доминированием крупных централизованных государств. В трех регионах – Египте, Южной Месопотамии, Индии – складывались первые в мире цивилизации, утверждались ранние номовые государства. На их периферии, в Северной Месопотамии, Анатолии, Восточном Средиземноморье, Иране, Средней Азии шел процесс формирования протогородских центров и номовых государств. Вторая эпоха (II – начало I тысячелетия до н.э.) характеризуется доминированием мелких хозяйств, охваченных государственной эксплуатацией. На этом этапе сложились первичный очаг цивилизации в Китае, новый центр в Индии
в долине реки Ганг, сеть номовых государств в Восточном Средиземноморье. В Малой Азии и Северной Месопотамии сформировались Хеттская, Митаннийская, затем Фригийская и Урартская державы. Первенства на всем Ближнем Востоке достигло Ассирийское царство. На рубежах Восточного Средиземноморья стали складываться объединения и союзы племен (гиксосское, древнееврейское, арамейские), перераставшие в ранние государства. Третья эпоха (середина I тысячелетия до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) ознаменована подъемом товарно-денежных отношений и ростом крупной частной собственности. На этом этапе обширные пространства Ближнего и Среднего Востока были ввергнуты в новый передел мира, завершившийся созданием государства Ахеменидов (рубеж VI–V вв. до н.э.). В I тысячелетии до н.э. сложился непрерывный пояс классовых, высокоорганизованных и активно взаимодействующих обществ – от Атлантического до Тихого океана, – которые ко II в. н.э. вошли в состав четырех великих цивилизаций — Римской, Парфянской, Кушанской и Ханьского Китая.