договор коворкинга без согласия арендодателя

Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской

договор коворкинга без согласия арендодателя. Смотреть фото договор коворкинга без согласия арендодателя. Смотреть картинку договор коворкинга без согласия арендодателя. Картинка про договор коворкинга без согласия арендодателя. Фото договор коворкинга без согласия арендодателя

Нередко салоны красоты вместо оформления в штат сдают мастерам в аренду рабочие места. Это законно 💅💄💇‍♀️🌼💕

Мастера на аренде не связаны режимом рабочего дня, а предприниматель освобождён от кадровых документов. Налоги платит каждый за себя.

В статье рассказываем, какие условия нужно включить в договор с мастером и разъясняем другие важные моменты.

Бонусом в тексте — шаблоны договора аренды места в парикмахерской и акт приёма.

Как легально оформить аренду с мастерами

Рабочее место в парикмахерской сдают по договору аренды из Главы 34 ГК РФ. Мастер будет арендатором, владелец парикмахерской — арендодателем.

Договор — это важно

Без письменного договора закон не защищает предпринимателей. Получить деньги с пропавшего мастера будет проблематично. А владелец парикмахерской в любой момент попросит освободить место и попрощается.

С договором проще пойти в суд и выиграть. Например, в одном деле предприниматель отсудила долги у парикмахеров на сумму около 200 000 ₽ за аренду мест, когда что-то пошло не так. Помогли внятные условия договора.

В парикмахерской можно сдавать места

Места в помещении сдает собственник или арендатор.

Часто владелец парикмахерской арендует целое помещение, а мастерам сдаёт отдельные места.

В таком случае считается, что рабочее место сдали по договору субаренды. И тут важно, чтобы в договоре на целое помещение субаренда разрешалась. Это требование из ст. 615 ГК РФ.

Арендой нельзя маскировать работу по найму

С договором аренды места мастер не становится работником парикмахерской. Он не обязан выходить по графику, согласовывать отпуск и соблюдать дресс-код. Руководить тоже нельзя: методику процедур, профессиональное оборудование и средства мастер выбирает сам.

На владельца салона не ложатся обязанности работодателя. Вопросы с налогами, пенсионкой и декретом мастер решает сам.

Случается, что аренда похожа на трудовой договор. Фактически мастера работают по графику, слушают указания директора и получают зарплату. Если мастер обратится в суд, договор аренды станет трудовым. Владельца салона оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ и заставят заплатить за работника налоги и взносы с процентами.

О легальном оформлении сотрудников мы регулярно пишем в разделе о трудоустройстве.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Составляем договор аренды рабочего места: тонкости и нюансы

Договор аренды — это условия сотрудничества салона с мастером.

Ваша задача — скрупулёзно перенести все устные договорённости в образец договора. С вас терпение и внимательность, с нас — объяснение нюансов по каждому пункту.

Предмет договора

Предмет договора аренды — какое рабочее место за плату сдают в аренду. Без конкретизации места считается, что стороны не договорились.

В предмет записывают:

— адрес помещения, где находится рабочее место;

— мебель и оборудование, которым сможет пользоваться мастер;

— какие услуги будет оказывать мастер;

— если нужно — время доступа к рабочему месту;

— на основании каких документов арендодатель сдаёт место: договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение;

— если сдают отдельный кабинет, в предмет записывают его площадь.

Арендодатель предоставляет Арендатору во временное владение и пользование за плату рабочее место, расположенное в помещении адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 1-3.

Рабочее место оборудовано и оснащено зеркалом, стулом, креслом и стеллажом.

Рабочее место используется Арендатором только для профессиональной деятельности, а именно: оказания парикмахерских услуг клиентам.

Время доступа арендатора к рабочему месту: с 10.00 до 20.00 часов ежедневно.

Помещение, в котором расположено рабочее место, принадлежит арендодателю на основании Договора аренды от 01.01.2021 г. с ООО «Аренда площадей».

Бывает, в договоре упустили описание предмета аренды, но это не помешало работе. В таком случае мастер платит салону. Договорённость исполнена. Это мнение судей из п. 15 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73.

Важно записать, какие услуги оказывает мастер. Если вместо маникюра человек развернёт торговлю бадами для похудения, договор можно расторгнуть по ст. 615 ГК РФ.

Арендная плата

В договоре пишут размер арендной платы за место и срок уплаты денег.

Плату можно установить на выбор из ст. 614 ГК РФ:

— в твёрдой сумме за месяц;

— в процентах от дохода мастера;

— по бартеру: за бесплатные услуги мастера;

Условия платы можно комбинировать. Например, твёрдая сумма плюс проценты от дохода.

Арендодатель вправе попросить депозит, если это записали в договор.

Обычно депозит равен плате за месяц аренды. Деньги хранятся у владельца салона и идут в оплату последнего месяца. Если мастер ломает оборудование, ремонтируют на деньги из депозита.

Коммунальные услуги не входят в арендную плату. Если договорились, что мастер дополнительно платит за воду и свет, внесите в договор отдельный пункт.

Повышение арендной платы

Повышать плату за место можно не чаще раза в год. Остальные условия незаконны — мастер может их не исполнять.

Права и обязанности сторон

В этом разделе пишут, что мастер и салон должны друг другу в течение аренды. Уборка рабочего места, дезинфекция и запись клиентов — всё сюда.

По закону арендатор делает мелкий ремонт мебели и оборудования, а арендодатель — капитальный ремонт всего помещения. Эти обязанности можно менять в договоре. Например, что салон за свои деньги обязан менять перегоревшие лампы в гримёрном зеркале.

Срок аренды

Аренда бывает на срок до года, больше года и бессрочная. Точный срок записывают в договор.

От бессрочной аренды любая сторона отказывается по уведомлению за три месяца.

Договор на срок больше года регистрируют в Росреестре.

Как правило, салоны сдают места на срок до года, чтобы не заморачиваться на регистрации. Если понравилось работать вместе, делают пролонгацию.

У мастера есть преимущественное право аренды, если он вовремя платил и не ломал оборудование — ст. 621 ГК РФ. Но в договоре это право можно отменить.

Причины прекращения договора

По общему правилу договор аренды расторгают в суде по ст. 619 и 620 ГК РФ.

Мастер может требовать расторжения, если вскрылись дефекты или салон запустил помещение в целом.

Салон может потребовать выселения мастера за долги и нецелевое использование.

Гораздо удобнее записать в договор, что аренда прекращается без суда по уведомлению. Причины можно записать любые.

Лучше записать реальные проблемы салонов. Например, что мастер вправе отказаться от места, если салон препятствует работе. Или салон расторгает договор, когда мастера нет дольше недели и место простаивает.

Приём помещения

Прием рабочего места удобно оформить актом.

Мастер осматривает рабочее место, мебель и оборудование. Если находит недостатки, записывает их в акт и договаривается с салоном о сроках устранения — ст. 612 ГК РФ. Салон не отвечает за дефекты, которые не указали при осмотре.

Если рабочее место прокачали

Пока мастер работает, он может обновить лампу или вообще за свои деньги установить отдельную раковину. Это называется улучшения арендованного имущества по ст. 623 ГК РФ.

Отделимые улучшения мастер забирает себе: с новой лампой проблем нет.

За новую раковину платит салон, но только если мастер получал письменное разрешение на установку.

Правила об улучшениях рабочего места иногда меняют в договоре.

Мастерам: обязательно верните рабочее место по акту

Арендатор обязан платить за аренду, пока договор действует. И неважно, работал ли он на месте. Это позиция судов из п. 13 Информационного письма ВАС РФ № 66.

Чтобы не платить салону впустую, надо расторгнуть договор. Уведомление направляют в срок из договора. Когда срок истёк, аренда прекращается.

Пока место не вернули, начисляется арендная плата — ст. 622 ГК РФ. Поэтому подпишите с салоном акт возврата — подойдёт наш шаблон.

Статья актуальна на 08.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Что учитывать, если компания переезжает из офиса в коворкинг

Все больше компаний делают свой выбор в пользу коворкингов. Это помещения, в которых несвязанные друг с другом компании и люди могут трудиться в общем пространстве и пользоваться офисной инфраструктурой. Некоторые компании вынужденно отказываются от офисов и арендуют для персонала закрепленные или незакрепленные рабочие места в коворкинге, чтобы сэкономить на расходах и выжить в период пандемии. Другие выбирают коворкинги с прицелом на будущее, полагая, что с развитием онлайн-коммуникаций необходимость в физическом присутствии сотрудников в офисе будет снижаться и после окончания пандемии.

Существуют различные концепции коворкингов, но объединяет их одно — они дают возможность пользоваться рабочими местами в течение определенного короткого периода времени. Места можно занять, например, на несколько часов, дней или месяцев. При размещении коворкинг обычно предоставляет клиентам пакет дополнительных услуг. Их стоимость входит в окончательную оплату.

Резидентам коворкингов, как правило, предоставляют доступ к определенной территории офисного помещения. Они могут пользоваться комнатами для переговоров и конференций, местами для отдыха и приема пищи. Также резиденты получают возможность использовать оргтехнику, которую арендодатели разместили в данном офисном пространстве.

Несмотря на привлекательность и простоту использования коворкингов, перед переездом необходимо выбрать оптимальный вариант оформления отношений с владельцем коворкинга.

Тип договора

Если компания решает переехать в коворкинговое пространство, в качестве договорной конструкции обычно выбирают между договором аренды и договором возмездного оказания услуг. В некоторых случаях применима и другая модель — смешанный договор. Отметим, однако, что для взаимоотношений между клиентом и владельцем коворкинга договор на оказание услуг — самая неподходящая правовая конструкция.

Договор оказания услуг. Если же говорить о договоре оказания услуг, то он все-таки предполагает, что лицо, предоставляющее услугу, совершает определенные активные действия или ведет какую-либо деятельность (п. 1 ст. 779 ГК). Оператор же подобных действий не совершает (или по крайней мере совершаемые им действия не отражают суть заключаемого договора), а лишь передает рабочее место в пользование резиденту коворкинга. Поэтому договор в части условий, касающихся передачи клиенту имущества в пользование, следует квалифицировать как договор аренды. По нему арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное пользование (ст. 606 ГК).

В пользу договора аренды говорит и то, что при использовании нанимаемого помещения все плоды работы, доходы и продукция, которые созданы в нем, принадлежат арендатору. Например, к такой продукции можно отнести тексты, презентации, которые клиент коворкинга создал на рабочем месте. Договор оказания услуг также может быть сопряжен с временным использованием заказчиком имущества исполнителя, однако интерес заказчика при этом неизменно направлен на получение услуги как таковой, а не на пользование данным имуществом.

Смешанный договор. И все же некоторые услуги, оказываемые резиденту оператором коворкинга, могут выходить за пределы арендных отношений (например, услуга оператора по использованию курьерской службы коворкинга). В таком случае можно говорить о смешанном договоре, который упоминается в п. 3ст. 421 ГК. В нем будут предусмотрены положения как об аренде, так и об оказании услуг.

В подобном смешанном договоре важно структурно отделить положения об оказании услуг от положений об аренде. Например, можно изложить перечень услуг арендодателя, правила их оказания и стоимость в одном из приложений к договору аренды и указать при этом, что в данной части к отношениям сторон применяются именно положения ГК о возмездном оказании услуг.

Заключая договор аренды или смешанный договор, клиенту коворкинга нужно помнить о том, что такой договор нельзя будет расторгнуть досрочно в одностороннем порядке, если не наступят основания, предусмотренные самим договором или законом. Если же срок договора истечет, то он возобновится на неопределенный срок на тех же условиях. Отказаться от него можно будет, лишь предупредив об этом другую сторону за три месяца, поэтому лучше предусмотреть в договоре более короткий срок для такого уведомления.

Важные нюансы. Стороны соглашения должны изначально понимать, какой именно договор они хотели бы заключить. Ведь правовое регулирование отношений, вытекающих из договора аренды и договора возмездного оказания услуг, различается. Важно, чтобы стороны прямо указали в тексте договора (как и в его наименовании), какой это договор. В противном случае, если в будущем между сторонами возникнет спор, суд будет самостоятельно оценивать, какие нормы гражданского законодательства следует применить при разрешении такого спора.

При этом суд будет исходить из предмета договора, действительного содержания прав и обязанностей сторон, распределения рисков и других условий, согласованных сторонами. Если вопрос о типе договора не был решен при его заключении, последствия такого применения могут оказаться для сторон неожиданными.

Позиции судов

Коворкинг — относительно новое явление на российском рынке недвижимости, поэтому судебная практика по этим вопросам не так многочисленна. Вместе с тем имеющаяся практика свидетельствует о том, что стороны на практике зачастую именуют соответствующий договор именно договором об оказании услуг коворкинга.

В его предмете стороны указывают, что исполнитель обязуется оказать заказчику комплекс услуг, связанных с предоставлением и обслуживанием рабочих мест, а также общего офисного пространства на территории коворкинга (постановление 9ААС от 17.12.2019 по делу № А40-25999/2019, решение АС Курской области от 26.07.2019 № А35-3240/2019).

Суды же в основном верно квалифицируют соглашения с коворкингом в качестве договоров аренды (постановление 9ААС от 14.09.2020 по делу № А40-58944/20, решение АС города Москвы по делу № А40-108081/19-154-965). Они отмечают, что законодательство не содержит понятий «коворкинг-услуги» и «коворкинг-центр». Если предметом заключенных договоров является передача пользователям за плату рабочих мест, то это соответствует понятию договора аренды (ст. 606 ГК). Значит, договор о предоставлении рабочего пространства на территории исполнителя регулируется нормами гл. 34 ГК «Аренда» (постановление 9ААС от 07.08.2019 по делу № А40-10835/2019).

АДРЕС КОВОРКИНГА В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО

Предмет договора

Как известно, в договоре аренды необходимо указать данные, которые позволяют определить переданное в пользование имущество — предмет договора. Это обязывает сделать п. 3 ст. 607 ГК. Если это условие не соблюдено, считается, что стороны не согласовали условие об арендуемом объекте. Как следствие, договор аренды будет считаться незаключенным.

Гибкие рабочие пространства отличаются друг от друга концепциями и целевой аудиторией. Например, в Москве коворкинг-операторы предлагают три основных продукта: мини-офисы, закрепленное рабочее место и незакрепленное рабочее место.

Концепции мини-офисов и закрепленных рабочих мест подразумевают, что клиенты коворкинга получают возможность пользоваться определенными за ними рабочими местами.

Если в аренду передается мини-офис или закрепленное рабочее место, то с определением предмета аренды проблем, как правило, не возникнет. В данном случае необходимо оформить приложение к договору, в котором будет содержаться графическое или текстовое описание помещения или конкретного рабочего места. В этом приложении стороны сделки должны указать, какую именно часть недвижимой вещи арендодатель предоставляет в аренду (п. 9 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73).

Чтобы описать арендуемое имущество графически, можно использовать поэтажные планы здания. На них обычно изображают границы помещения, которое сдается в аренду, — обозначают границы цветом или заштриховывают часть арендуемого объекта.

Сложнее определить предмет договора, если клиент хочет арендовать незакрепленное рабочее место. Проблема в том, что такой объект невозможно индивидуализировать. Представляется, что в этом случае предметом аренды выступает все нежилое помещение в целом, в котором находятся незакрепленные рабочие места.

При аренде незакрепленного места в договоре нужно определить порядок пользования помещением. В общих чертах он должен предусматривать, что арендатор или каждый его сотрудник может использовать любое свободное рабочее место в арендуемом помещении в течение срока аренды. Договор в таком случае будет являться договором аренды нежилого помещения со множественностью лиц на стороне арендатора. Это соответствует п. 1 ст. 308 и ст. 321 ГК. Эти нормы предусматривают, что у кредитора могут быть несколько должников, которые обязаны произвести исполнение. В случае с арендой — несколько соарендаторов, которые обязаны уплатить арендную плату одному арендодателю.

В договоре аренды нежилого помещения со множественностью лиц на стороне арендатора необходимо предусмотреть два условия. Первое — что множественность должников является долевой. Это значит, что каждый из них обязан уплачивать арендную плату за помещение только в своей доле (п. 2 ст. 322 ГК). Второе — включить в договор условие, согласно которому каждый из соарендаторов дает предварительное общее согласие на присоединение к договору любых иных соарендаторов.

Источник

Коворкинг глазами бухгалтера: преходящая мода или новая реальность?

Средства массовой информации рекламируют коворкинг как перспективный тренд развития офисного бизнеса, привлекающий серьезных инвесторов. Однако в законодательном плане такие сделки не урегулированы и порождают немало «бухгалтерских» вопросов. Попытаемся в них разобраться.

«Арендованное рабочее место» не только обладает рядом преимуществ, но и создает для работодателя юридические проблемы, о которых не принято распространяться.

Динамичные рабочие места

Коворкинг-центры – это специализированные центры краткосрочной аренды помещений для групповой и/или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей и микропредприятий (постановление Правительства Москвы от 22.02.2012 № 64-ПП). Как правило, такие центры организуются в составе бизнес-инкубаторов и технопарков (приказ ДНПиП г. Москвы от 13.05.2016 № П-18-12-86/6).

Термин «коворкинг» ведет свое происхождение от английского выражения «co-working», которое переводится как «работа вместе», «совместная работа». По сути это коллективный офис. В большинстве случаев речь идет о предоставлении рабочего места наподобие того, как организованы читальные залы библиотек. Однако каждое место снабжено персональным компьютером с возможностью доступа в сеть Интернет и места обычно разделены невысокими перегородками. В одном помещении могут соседствовать переводчик, программист, журналист, бухгалтер, совершенно незнакомые между собой, работающие в разных компаниях.

Не стоит забывать, что исторически такие центры возникли для «независимых профессионалов» – фрилансеров («свободных» исполнителей по договорам гражданско-правового характера) в целях преодоления изоляции этих работников, создания для них творческого коллектива и деловой атмосферы. Ведь человек – существо социальное. В окружении других работников большинство из нас повышают производительность труда и качество работы. Коворкинг был задуман как место для профессио­нальной реализации вне офисов. Таким образом, не следует воспринимать коворкинг-центр упрощенно – как способ сэкономить на офисной мебели и оргтехнике, сократить «стационарные» офисные площади. Сегодня нет дефицита ни того, ни другого.

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником сети «Интернет» (ст. 312.1 ТК РФ).

Итак, рынок недвижимости – к слову сказать, в период кризиса стагнирующий! – предлагает в аренду динамичные рабочие места для офисных сотрудников. Оценим это предложение с позиции работодателя. В чем привлекательность таких рабочих мест, а в чем их недостатки?

«Коллективная» аренда?

Как правило, коворкинг-центр предлагает заключить договор краткосрочной аренды рабочего места. Попутно он может осуществлять почтово-секретарское обслуживание. Но это уже дополнительная услуга. Для начала разберемся с арендой.

На основании статьи 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В отсутствие этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а договор не считается заключенным (ч. 3 ст. 607 ГК РФ).

Соблюдается ли это требование при коворкинге, если договор носит не разовый характер, а заключается на продолжительное время? В большинстве случаев нет. Как правило, все рабочие места равноценны и посетитель занимает свободное место подобно тому, как автовладельцы используют открытое парковочное пространство. Закреплять за собой определенное рабочее место на постоянной основе накладно. Целесообразнее посещать коворкинг-центр в режиме гибкого рабочего времени.

Итак, индивидуализация объекта аренды – существенное условие договора аренды. Если оно не соблюдается, то правила об аренде неприменимы (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

А нельзя ли рассматривать использование коворкинг-центра как аренду всего рабочего пространства (помещения) с множественностью лиц на стороне арендатора? – Это нереально. Проблема в том, что состав таких лиц крайне непостоянен во времени, поэтому данный правовой режим практически не поддается оформлению. Да и предусмотрен он в основном для аренды земельных участков под зданием, имеющим нескольких собственников (ч. 1 ст. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). А собственники меняются нечасто. Более того, при множественности лиц на стороне арендатора стороной в договоре являются все соарендаторы, в связи с чем для прекращения договора в порядке статьи 610 Гражданского кодекса РФ требуется направление арендодателю уведомления, согласованного всеми арендаторами (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2015 № Ф09-6538/15 по делу № А60-7747/2015)…

Итак, сделка с коворкинг-центром может считаться арендой лишь в том случае, когда за пользователем закрепляется конкретное место. Это условие соблюдается, когда договор заключается на использование рабочего места в течение одного рабочего дня.

Далее, в договоре аренды устанавлива­ется ее срок (п. 1 ст. 610 ГК РФ). А срок, хотя и может измеряться часами, но начинает свое течение на следующий день (ст. ст. 190, 191 ГК РФ). Получается, что аренда на текущий день невозможна, договор нужно заключать заблаговременно – в день, предшествующий использованию рабочего места.

А вообще говоря, предметом договора является пользование офисным оборудованием коворкинг-центра, которое располагается на его площади и от нее неотделимо. И если это аренда, то меблированной недвижимости. Однако «мебель» (стол с компьютером) перемещению не подлежит.

Проблемы «вокруг» рабочего места

Следующий подвох ожидает работодателя в связи с понятием «рабочее место».

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Находится ли рабочее место в коворкинг-центре под контролем работодателя – большой вопрос. Например, в соответствии со статьей 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Эту проблему можно решить лишь формально – регистрацией времени нахождения работника в коворкинг-центре. Но проконтролировать, чем именно он там занимается, нельзя. В частности, невозможно ограничить интернет-активность работника в социальных сетях или продолжительность «перекуров». А как проверить, соблюдаются ли требования СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81) – скажем, к микроклимату или освещенности?

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлены статьей 212 Трудового кодекса РФ. В их числе – проведение специальной оценки условий труда. И обязанности эти распространяются на рабочие места вне зависимости от времени, на которое они соз­даны.

Наконец, если организация создает рабочее место на срок более одного месяца, то у нее возникает обособленное подразделение в целях налогообложения со всеми вытекающими последствиями (п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73). Вот и задумается работодатель – «иметь или не иметь» рабочее место в коворкинг-центре.

Предупрежден – значит вооружен

Впрочем, не все так печально.

Начнем с того, что стороны могут заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). В юридической практике такие договоры называют непоименованными. При оценке того, является ли договор непоименованным, принимается во внимание не его название, а предмет договора, действительное содержание прав и обязанностей сторон, распределение рисков и т. д. В то же время к непоименованному договору могут быть применены нормы об отдельных видах договоров, предусмотренных законом, по аналогии закона в случае сходства отношений и отсутствия их прямого урегулирования соглашением сторон (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Между тем мы убедились, что классификация сделки с коворкинг-центом как договора «аренды рабочего места» сулит работодателю ряд трудноразрешимых проблем. Выход нам видится в том, чтобы определить статус правоотношений с коворкинг-центром иначе и, пожалуй, проще – как возмездное оказание услуг (ст. 779 ГК РФ). При этом арендодатель «превращается» в исполнителя, арендатор – в заказчика: исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Полагаем, такое толкование договора с коворкинг-центром полностью охватывает его содержание (ст. 431 ГК РФ).

А вот употребления по тесту договора терминов «аренда» и «рабочее место» лучше избегать. Укажите, что услуга состоит в использовании помещения и оборудования коворкинг-центра работником в течение определенного срока для выполнения служебного поручения (но не трудовой функции в целом!) вне места постоянной работы – наподобие того, как это предусматривается для служебной командировки (ст. 166 ТК РФ).

Подобный режим труда приемлем на время ремонта стационарного офиса или при командировке работника. Стоимость услуг коворкинг-центра можно компенсировать командированному в качестве «иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя» (ст. 168 ТК РФ).

Существенный недостаток таких рабочих мест – отсутствие на «коворкинговых» компьютерах специализированного программного обеспечения: например, необходимого сметчику или дизайнеру.

На площадях коворкинг-центра удобно организовывать деловые переговоры. Соответствующие расходы в целях налогообложения прибыли следует классифицировать как представительские (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, коворкинг-центры, как правило, предоставляют аудитории для проведения семинаров и тренингов. Почасовая аренда удобна и при осуществлении консультационной деятельности.

Отметим, что в услугах коворкинг-центра можно усмотреть сходство с гостиничным сервисом. А последний, хотя и имеет признаки аренды (предоставление помещений для краткосрочного проживания), признается самостоятельным видом услуг.

Расходы дистанционного работника

Между тем коворкинг-центр – идеальное место для трудовой деятельности дистанционного работника, если только по складу характера он не интроверт. Осталось договориться с работодателем, кто несет эти расходы.

Обратимся к статье 321.3 Трудового кодекса РФ. В соответствии с ней порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе. Отметим, что эта норма перекликается с положением статьи 188 Трудового кодекса РФ о возмещении работодателем личного имущества работника. Попутно укажем: понятие личного имущества в законодательстве не определено, к нему могут относиться объекты аренды (постановление ФАС Уральского округа от 29.05.2013 № Ф09-4358/13 по делу № А76-18948/2012).

Итак, дистанционный работник может оплачивать услуги коворкинг-центра с предъявлением этих расходов для возмещения работодателю, если такое условие предусмотрено трудовым договором. С точки зрения работодателя это компенсация, предусмотренная трудовым законодательством. Такие компенсации не облагают ни НДФЛ (абз. 9 п. 3 ст. 217 НК РФ), ни страховыми взносами (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). А в целях налогообложения прибыли это расходы на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ) – ведь они предусмотрены трудовым договором. Такие расходы принимаются и на «упрощенке» (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Вывод: если у компании возникла необходимость в использовании работником коворкинг-центра, оформите его на соответствующий период как дистанционного. Более того, трудовое законодательство не запрещает работнику часть рабочего времени трудиться в дистанционном режиме.

Регистрация компании в отсутствие офиса

Адрес юридического лица используется для связи с его органом или представителем (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Соответственно в ЕГРЮЛ может быть указан адрес, по которому находится учредитель или руководитель ООО (подп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Между тем принимать «на дому» сотрудников и контрагентов удобно далеко не всем и не всегда. В этой ситуации использование площадей коворкинг-центра будет более чем кстати. Кроме того, почасовая аренда офисов и переговорных кабинетов обеспечит необходимый имидж. А договор с коворкинг-центром на почтово-секретарское обслуживание позволит директору оптимизировать использование этих площадей, то есть посещать коворкинг-центр по мере надобности, с повременной оплатой – за «человеко-час».

Таким образом, на основе соглашения с коворкинг-центром о предоставлении динамичного рабочего места для директора в сочетании с почтово-секретарским обслуживанием можно использовать адрес коворкинг-центра для регистрации компании. Однако обратите внимание на требование пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: общество хранит свою документацию по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Не исключено, что с коворкинг-центром удастся заключить и договор хранения документов (ст. 886 ГК РФ).

P.S. Надеемся, наша статья поможет вам оценить и оптимально использовать возможности, предоставляемые коворкинг-центрами. В первую очередь это места для профессиональной самореализации. А если у вашей компании имеются незадействованные офисные площади и избыточная орг­техника, почему бы не попробовать себя в коворкинге? В крупных городах этот бизнес считается перспективным, хотя и весьма рискованным.

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *