договор вэд что это такое
Иностранный контракт при ВЭД: виды, структура, образец оформления
Внешнеэкономическая деятельность включает импорт, реимпорт, экспорт и реэкспорт. Все эти операции оформляются внешнеэкономическим контрактом, который регулирует правила сделки. Правильное оформление и грамотное заключение контракта — гарантия соблюдения договора. Читайте в статье, какие бывают иностранные контракты и как их составлять.
Что такое внешнеторговый контракт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Любая торговая операция проходит этап переговоров, по итогам которого стороны заключают договор. Все сделки российских компаний с иностранными государствами должны основываться на контракте, иначе вам будет сложно оформить таможню и провести денежные расчеты.
Международные торговые отношения регулирует Венская конвенция «О договорах международной купли-продажи товаров».
Иностранный контракт — основная форма оформления международных торговых сделок. В этом документе содержатся условия поставки товаров продавцом и условия получения и оплаты продукции покупателем. Контракт составляется в письменном виде и учитывает государственное и таможенное законодательство обеих стран — сторон сделки.
Если на этапе согласования договора упущены какие-то важные моменты, в дальнейшем нужно составить по ним дополнительные соглашения к договору.
Виды иностранных контрактов при ВЭД
На международном рынке много вариантов соглашений по торговым сделкам. По направленности различают контракты на импорт и экспорт. Содержание договора, как правило, зависит от того, какая операция предстоит сторонам.
Контракты отличаются в зависимости от предмета сделки:
В составе контракта есть основные и дополнительные условия сделки. К основным относится время поставки, условия оплаты и ответственность сторон.
Контракты различаются по времени поставки:
Контракты отличаются по форме оплаты:
По характеру оформления контракта:
Структура внешнеторгового контракта
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
У внешнеторгового контракта своя особая структура, которая зависит от характера сделки и порядка взаимодействия сторон. Она может отличаться, но мы рассмотрим самый популярный вариант иностранного контракта — купля-продажа.
Как банки регистрируют договоры
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Банки регистрируют не все договоры, а только те, которые превысили лимит по сумме. Для импортных контрактов — 3 млн. рублей, а для экспортных — 6 млн. рублей.
Для регистрации договора в банк нужно принести информацию о контракте и реквизиты иностранного контрагента. Для импортных и экспортных контрактов нужны разные документы. В отделе валютного контроля вам объяснят, что нужно сделать в вашем случае.
Внешнеторговый контракт — это основной документ, который регулирует сотрудничество между контрагентами из разных стран. Если возникнут конфликты, то именно контракт позволит не получить убытки и обезопасить себя от недобросовестных партнеров. Ответственный подход к составлению договора поможет вам защитить свои интересы.
В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете вести налоговый и бухгалтерский учет валютных и рублевых операций на УСН, а еще — начислять зарплату, автоматически рассчитывать налоги и формировать отчеты, сдавая их через интернет. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.
Внешнеторговый контракт является не только основой для осуществления внешнеэкономической сделки, он также несёт ряд других важных функций:
Существует два этапа заключения внешнеторгового контракта:
Внешнеторговый контракт может включать множество условий и пунктов, которые необходимы каждой из сторон, однако существует минимальный перечень, обязательный для совершения сделки.
1. Преамбула: включает номер, дату и место подписания договора.
2. Наименования сторон: включает полные и точные названия контрагентов (юридическая форма и наименование), имена, фамилии и должности лиц, подписывающих внешнеторговый договор.
3. Предмет: включает наименование поставляемой продукции или услуги, количество и единицы измерения, в которых это количество указано.
4. Приёмка товара (порядок определения количества и качества поставляемой продукции или услуги). В этом пункте могут быть указаны сертификаты соответствия, определяющие стандарты качества товара, а также названия сторонних экспертных организаций, участвующих в его оценке.
5. Порядок расчётов. Данный пункт определяет общую стоимость контракта, порядок и сроки оплаты, цена за единицу продукции, валюту платежа и валюту цены (они могут не совпадать).
6. Арбитражная оговорка. При заключении контракта стороны должны самостоятельно договориться о применимом юридическом праве и законодательстве в случае возникновения разногласий и необходимости обращения в судебные инстанции.
7. Упаковка и маркировка товара. В данном разделе описываются требования к отправителю товара по упаковке (продукция должна быть доставлена в неизменном неповреждённом виде) и маркировке (идентификации и указании на упаковке необходимых для покупателя сведений).
8. Ответственность сторон. В этом пункте стороны могут договориться о взаимных штрафах, пенях и неустойках за ненадлежащее исполнение предыдущих пунктов внешнеторгового договора.
9. Прочие условия. В данном разделе указывают количество экземпляров внешнеторгового договора, порядок заключения дополнительных соглашений и срок действия документа.
Внешнеэкономический контракт: что учесть, чтобы не налететь на штрафы
Внешнеэкономическая деятельность всегда связана с массой вопросов и страхов. Страхи вполне обоснованы, так как санкции за нарушение валютного законодательства очень высокие.
Первое, с чего начинается любая сделка — это договор. К экспортному контракту нужно подходить очень внимательно, так как риски того, что из-за неточных формулировок в договоре могут быть проблемы:
Основные положения, которые нужно учесть при составлении внешнеэкономического контракта.
Язык контракта
В связи с тем, что мы будем представлять контракт в государственные органы на территории РФ (на таможню, в банк и в налоговую) у вас обязательно должен быть экземпляр контракта на русском языке. Это может быть перевод Вашего контракта, составленного на иностранном языке. Но обычно контракты составляются на двух языках сразу и разделены на 2 колонки. Именно такой формат удобен обеим сторонам внешнеэкономической деятельности
Номер. Дата. Место подписания
Любой контракт начинается с даты, номера и места подписания. Не будет ошибкой, если вы присвоите контракту номер в соответствии со стандартами Вашей фирмы. Но на эту тему было давнее письмо Центробанка от 15 июля 1996 года № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В нём рекомендовано указывать унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков6
Дата подписания контракта оформляется следующим образом: ДД.ММ.ГГ, где первая пара цифр — день, вторая пара цифр — месяц, третья пара цифр — две последние цифры года.
Номер: 643/ 96591900/00001
Место: г. Москва, Российская Федерация
В контракте также необходимо указывать место подписания контракта, полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя, полное наименование страны иностранного партнера и страны назначения товара и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором «Страны мира».
Структура контракта
Структура внешнеэкономического контракта, как и любого российского строго не регламентирована, но любой контракт должен содержать существенные условия для того или иного вида сделки.
Рекомендована структура контракта, содержащая следующие разделы:
Предмет договора
В предмете договора нужно четко указать характеристики Товара:
«1.1. Покупатель покупает, а Продавец продает ___________________ (далее Товар).
1.2. Поставка товара осуществляется партиями. Каждая партия поставляемого Товара должна соответствовать ассортименту и количеству, в инвойсах и товарно-транспортных накладных на данную поставку.»
«Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить Товар в количестве, по техническим характеристикам и ценам, зафиксированным в Приложениях/Спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Также можно сделать ссылку на Приложение или Спецификацию, в которых будет написано точное наименование и характеристики товара. В зависимости от этого в дальнейшем будет определяться код ТНВЭД для расчета таможенных пошлин.
Цена и сумма. Условия платежа
В данном разделе необходимо не только отразить цену Товара за единицу, но и общую стоимость Товара. Необходимо указать базиса поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс. Указать на то, кто и в каком порядке оплачивает налоговые и таможенные платежи.
Раздел «Условия платежа» должен содержать:
Указание четких сроков оплаты в данном случае необходимо, так как именно они потребуются в дальнейшем для расчета срока действия контракта при оформлении в банке документов по валютному контролю. И это требование, установленное ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
«2.1 Цены за Товар указываются в инвойсах, составляющих неотъемлемую часть Контракта. Инвойсы составляются отдельно на каждую поставку. Цены за Товар устанавливаются в ЕВРО.
2.2. Платежи по Контракту будет производиться в ЕВРО в форме банковского перевода средств со счета Покупателя на счет Продавца.
2.3. Товар оплачивается Покупателем на условии 100% предоплаты, в соответствии с инвойсом в течение 7 дней с момента получения инвойса.
2.4. Таможенные пошлины, а также другие выплаты в стране Продавца, связанные с выполнением настоящего Контракта, производятся и оплачиваются за счет Продавца. Таможенные пошлины, а также другие выплаты в стране Покупателя, связанные с выполнением настоящего Контракта, производятся и оплачиваются за счет Покупателя.
2.6. Условия поставки согласно Инкотермс-2010 указываются в инвойсах и могут различаться.
Возврат аванса
В соответствии со статьёй 19 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ во внешнеторговых контрактах обязательно нужно прописать условие и сроки, когда будет возвращена предоплата в случае, если поставка Товара по каким-либо причинам не состоится. Формулировка может быть следующей:
«В случае не поставки Товара Продавцом в пункт отгрузки в течение 20 (двадцати) календарных дней после истечения срока поставки, указанногов Разделе 6 настоящего Контракта, Продавец обязуется по письменному требованию Покупателя в течение последующих 1 0 (десяти) календарных дней вернуть всю оплаченную Покупателем сумму»
Срок поставки
Основным критерием в данном разделе служит дата окончательной поставки товара и график последующих поставокданной продукции с указанием сроков действияконтрактных условий, на протяжении которых должны быть завершены взаимные расчеты и поставки товара. вы должны указать конкретный срок, в течение которого будет произведена поставка Товара. Срок может быть:
«Срок поставки Товара согласовывается Сторонами в соответствующей Спецификации»
«Товар должен быть отгружен Продавцом в течение 10 календарных дней с момента получения предоплаты»
«Продавец обязуется отгрузить Товар в течение 10 рабочих дней с момента подписания настоящего контракта»
Условия приемки товара по качеству и количеству
В данном разделе необходимо детально расписать обязанности сторон, каким образом будет осуществляться доставка товара, момент перехода риска случайной гибели и права собственности.
«Продавец поставляет Покупателю Товар в соответствии с настоящим Контрактом на условиях FCAБрлох, Чешская Республика в редакции международных правил толкования торговых терминов „Инкотермс-2010“»
Также нужно учесть, что при ВЭД используются международные правила Инкотермс и в данном разделе нужно выбрать условие, подходящее в каждом конкретном случае или сделать отсылку к инвойсу или спецификации.
Форс-мажор
Здесь мы прописываем условия, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение условий, предусмотренных контрактом. Это могут быть :
Кстати, изменения в законодательстве также могут быть признаны форс-мажорными обстоятельствами. В эпоху санкция я настоятельно рекомендую вам прописывать это условие. В начале года мы с партнёрами столкнулись с ситуацией, когда в Россию из Украины был запрещён ввоз шоколада. Авансы были оплачены. Поставщик был готов поставить Товар. Но, после 01 января это стало невозможным. На таможне перестали впускать на территорию РФ такие грузы.
Если бы не это условие в контракте, то пришлось бы ехать и съедать весь шоколад там прям на фабрике)) Но всё обошлось.
Рассмотрение споров (арбитраж)
Во внешнеторговом контракте очень важно понимать где будет рассматриваться спор в случае возникновения между сторонами разногласий и нарушения кем-то своих обязательств.
«Если Стороны не достигнут согласия, спор будет разрешаться в Арбитражном Суде Швейцарии в Лозанне, в соответствии с регламентом производства дел в этом суде.»
Но, на мой взгляд, для нас, как для российских экспортёров удобнее всего будет выбрать для рассмотрения спора — Россию.
«Все споры и разногласия, которые могут возникать из настоящего Контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами. В случае, если стороны не придут к соглашению, то дело подлежит, с исключением подсудности общим судам, передаче на решение арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в Москве в соответствии с правилами ведения дел в указанном арбитражном суде. Решение арбитражного суда будет являться окончательным для обеих сторон.»
Санкции
Конечно же, в ваших интересах как можно подробнее прописать ответственность в случае нарушения одной из сторон договора. Как минимум, рекомендую отразить санкции, приведенные в примере:
1. За нарушение сроков поставкиТовара Продавец уплачивает Покупателю пеню в размере 0,3% от суммы не поставленного Товара за каждый день просрочки.
Продавец не несет ответственности за просрочку поставки Товара, случившуюся по причине наступления форс-мажорных обстоятельств.
2. В случае нарушения сроков оплат по данному контракту Покупатель уплачивает Продавцу пеню в размере 0,3% от неоплаченной в срок стоимости Товара за каждый день просрочки.
Покупатель не несет ответственности за просрочку или неосуществления платежа, случившуюся, по причине наступления форс-мажорных обстоятельств или по какой-либо другой причине, не зависящей от Покупателя.
3. Товар несоответствующий стандартам Российской Федерации подлежит возврату Продавцу в полном объеме, за исключением взятых проб товара, для проведения исследований по качеству.
4. Уплата пени не освобождает Стороны от выполнения обязательств по Контракту.
Прочие условия и обстоятельства сдели
В данном разделе вы можете прописать:
«1.НастоящийКонтрактвступаетв силу после его подписания ответственными лицами Сторон настоящего контракта указанные в преамбуле настоящего Контракта.
2.Контрактдействуетдо 31.12.2019 года, а в части исполнения обязательств — до полного выполнения сторонами своих договорных обязательств».
Можно указать гарантийные обязательства, сборка и приведение в рабочее состояние оборудования, обучение сотрудников и другие различные информационные и практические услуги.
1. Гарантийный период определяется соответствующим паспортом на Товар и исчисляется со дня запуска Товара в эксплуатацию согласно отметке в Акте пуска Товара в эксплуатацию, за исключением быстроизнашивающихся деталей и при условии использования и складирования Товара согласно инструкции о пользовании, требований в паспорте и технической документации.
2. Продавец обязуется заменять все гарантийные составляющие, вышедшие из строя, при соблюдении всех правил эксплуатации, указанных в паспорте-руководстве по эксплуатации, кроме: тех, что вышли из строя по вине пользователя, при несоблюдении правил эксплуатации указанных в паспорте, при использовании ненадлежащих материалов, при использовании за пределами возможностей Товара, при устранении неполадок третьими лицами, при отсутствии проведения ежемесячного технического обслуживания.
Постановка контракта на учет в банке
В прошлом году были внесены изменения, регулирующие взаимоотношения участников ВЭД и банка:
Отменили инструкцию Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов. » от 04.06.2012 № 138-И. Теперь мы руководствуемся инструкцией № 181-И, из содержания которой следует, что:
Отмена паспортов сделок порадовала. Но валютный контроль, конечно же остался. Теперь контракты по ВЭД в банке нужно ставить на учет :
В рублях валютную стоимость контракта нужно рассчитать по официальному курсу ЦБ на дату заключения контракта.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Я много лет работал специалистом по ВЭД
Кто это такой, как им стать и сколько можно заработать
Я специалист по внешнеэкономической деятельности — ВЭД. Работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей.
Компания поставляет за границу — то есть экспортирует — молочные продукты, а оттуда привозит — импортирует — оборудование для производства. Я помогаю проводить сделки с иностранными партнерами: отвечаю за то, чтобы товары добрались из одного государства в другое и прошли таможню.
Еще у меня есть подработка: фирма, которая возит из Китая и Кореи сырье для косметики, а в Европу продает лаки и средства для ухода за кожей.
Я расскажу, кто такой специалист по ВЭД, чем он занимается, как им стать и сколько можно заработать.
Что такое внешнеэкономическая деятельность
ВЭД — это все, что связано с коммерческими сделками предприятий из разных стран. К внешнеэкономической деятельности относятся и международные выставки, и инвестиции, и совместное производство. Но основная часть ВЭД — это международная торговля. Чтобы торговать, компании должны перемещать товары через таможенные границы государств. Специалисты по ВЭД как раз отвечают за такие сделки.
Вот чем они занимаются:
Как проходит внешнеэкономическая сделка
Торговая сделка между компаниями из разных государств делится на несколько этапов.
Заключение контракта. Сделка начинается с того, что поставщик и покупатель подписывают договор поставки. Такой договор называется внешнеэкономическим контрактом, в нем прописаны условия сотрудничества.
Выставление инвойса. Затем поставщик выставляет покупателю счет — инвойс. В этом документе указывается наименование и количество товаров, их стоимость, стороны сделки, условия оплаты и поставки по Инкотермс.
Инкотермс — это список правил поставки. Каждое из них определяет, какие права и обязанности есть у покупателя и продавца, а также кто будет отвечать, если с грузом что-то случится. Инкотермс помогает партнерам понимать друг друга. Без него участники ВЭД могли бы трактовать термины по-своему — и были бы постоянные споры из-за формулировок в контрактах и инвойсах.
Например, в инвойсе указано EXW Шанхай — ex works. Это значит, что поставщик передает покупателю товары на своем заводе, фабрике или складе в Шанхае. А все остальное — погрузка, доставка, таможенное декларирование на ввоз и вывоз — расходы покупателя. Фактически это самовывоз.
А вот если в инвойсе написано DAP Москва — delivered at place, — тогда поставщик за свой счет доставляет товары в Москву. Покупатель должен сам их разгрузить и задекларировать на таможне.
Подробнее обо всех правилах поставки Инкотермс можно прочитать на сайте компании «Альта-Софт».
Отгрузка и доставка. Далее поставщик упаковывает и отгружает товары: сразу или после предоплаты, если она предусмотрена контрактом. Он составляет специальный документ — упаковочный лист, — где указывает количество грузовых мест, вид упаковки, объем и вес товаров.
Затем поставщик передает груз перевозчику: компании, которая доставит товары покупателю. Передача оформляется через транспортную накладную. Это трехсторонний документ: его подписывают поставщик, покупатель и перевозчик.
Таможенные процедуры. Груз должен преодолеть иностранную и российскую таможни, прежде чем попадет к покупателю. Как правило, зарубежная компания решает вопросы со своей таможней, а российская — со своей. Но все зависит от условий контракта.
Например, у меня были сделки, когда обязанности по таможенным процедурам в другой стране лежали на моей фирме. Тогда я находил таможенного представителя за рубежом и договаривался, чтобы он задекларировал наш груз.
Как происходит декларирование на российской таможне
Чтобы таможня пропустила товары, их нужно задекларировать. Но перед этим российская компания оплачивает таможенные платежи: пошлину, акциз, НДС и сборы.
Затем она подает в таможню письменное заявление: таможенную декларацию, где указывает, какие товары импортирует или экспортирует, в каком количестве и сколько они стоят.
Чтобы правильно задекларировать товары, нужно выяснить, из чего они изготовлены, указать их характеристики и назначение, рассчитать таможенные платежи и подобрать код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД.
Товарная номенклатура — это список разных видов товаров и их кодов. Например, для парфюмерии код ТН ВЭД будет 3303001000, 3303009000 или 2207100000, в зависимости от химического состава, объема тары и назначения.
Важно точно подобрать код: он влияет на условия ввоза и вывоза, ставку пошлины и правила декларирования. Если указать неправильный код, можно получить административный штраф, конфискацию товаров и даже судимость.
Как-то раз мы привезли из Китая контейнер с картинами. Таможенный инспектор оказался знатоком живописи: одно полотно он мгновенно опознал как оригинал за авторством Куинджи.
На таможню сразу же вызвали специалиста из областного управления культуры и назначили экспертизу. Оказалось, что это обыкновенная дешевая мазня с китайского рынка, но мы страшно перенервничали. Если бы это оказался оригинал, нам грозила бы уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей.
Кроме того, есть товары, которые нельзя ввозить или вывозить из страны без сертификатов, деклараций соответствия, разрешений, лицензий и согласований с госорганами.
Например, для импорта обуви и бытовой мебели нужно получить разрешение санэпидемстанции и оформить декларацию соответствия — документ, который подтверждает, что товары безопасны для покупателей. Если же обувь и мебель предназначены для детей, то вместо декларации нужно получить сертификат соответствия.
Такие ограничения называются мерами нетарифного регулирования. Специалист по ВЭД должен в них ориентироваться и заранее подготавливать разрешительные документы, если они нужны.
Ошибки недопустимы: любая неточность может привести к тому, что груз задержат на таможне, покупатель не получит его в срок и понесет убытки.
В мае 2019 года Росаккредитация отозвала свидетельства об аттестации у 200 лабораторий, которые выдавали сертификаты и декларации соответствия. В результате тысячи разрешительных документов резко стали недействительными.
Из-за этого мы не смогли растаможить наш груз — пришлось заново оформлять декларацию соответствия в другой лаборатории. Это заняло 20 дней, которые обошлись компании в 300 000 Р : столько она заплатила за хранение груза на таможенном складе.
Чем занимаются и сколько зарабатывают специалисты по ВЭД
Специалист по ВЭД — очень условное название, которое объединяет несколько профессий. В одной организации этот человек может заниматься таможенным декларированием грузов, в другой — искать партнеров за рубежом и заключать с ними договоры, в третьей — готовить кофе руководителю и работать переводчиком на международных переговорах.
Иногда работодатели нанимают специалиста по ВЭД и считают, что получили еще и переводчика-синхрониста. Или, наоборот, берут на работу переводчика и надеются, что он без проблем разберется с внешнеэкономической деятельностью. Часто бывает, что название вакансии или должности в штатном расписании не отражает функций специалиста. Поэтому на собеседовании лучше уточнить: «А что конкретно нужно делать? За что я буду отвечать? Какие возможности и полномочия у меня будут?»
Осенью 2019 года я активно искал работу в сфере внешнеэкономической деятельности в Москве. Я много общался с работодателями: ездил на собеседования, проходил интервью по «Скайпу». Поделюсь наблюдениями и расскажу, как работодатели могут называть специалистов по ВЭД в вакансиях, какие задачи поручают и сколько платят в каждом случае.
Это лайтовая версия специалиста по ВЭД — подойдет для старта в профессии. На этой должности я в основном встречал вчерашних студентов, которые уверенно говорили на нескольких европейских языках, но не особо разбирались в международной торговле.
Такой специалист помогает более опытным коллегам: переводит документы, отправляет почту и ведет несложную переписку по дежурным вопросам. Еще он может участвовать в переговорах, международных выставках и деловых мероприятиях в качестве переводчика. Немного разбирается в коммерческой и юридической областях, но на начальном уровне.
Требования: высшее образование и уверенное знание нескольких иностранных языков на уровне В2 или С1. Опыт работы, как правило, желателен, но необязателен.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Еще одна должность, которая не требует большой ответственности и глубоких познаний в таможенном законодательстве. Работа монотонная и низкооплачиваемая — подходит, чтобы получить опыт и двигаться дальше.
Этот специалист контролирует отгрузку товаров по уже заключенным контрактам. Он согласовывает поставки, собирает документы, общается с логистами и перевозчиками — в основном по электронной почте. Как правило, такие работники сами не декларируют товары, а готовят бумаги для людей, которые это умеют: таможенных декларантов.
Некоторые предприятия-экспортеры доверяют специалистам по ВЭД самое примитивное таможенное декларирование. Когда компания поставляет одну и ту же продукцию одним и тем же покупателям, то ничего изобретать не требуется. Работникам выдают типовой шаблон таможенной декларации, где нужно только менять номера транспортных средств, инвойса и накладной. Это монотонная работа, которую в будущем будут делать роботы-декларанты.
Требования. На такую работу берут и без высшего образования. Нужно уметь оформлять коммерческие документы: инвойсы, упаковочные листы, транспортные накладные. Обычно работодатели требуют хотя бы базового знания английского или немецкого языка: на уровне А2—В1.
Сколько платят. Уровень зарплат примерно такой же, как и у ассистентов менеджеров по ВЭД.
Р в месяц» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Логистические компании перевозят грузы не для себя, а для своих клиентов.
Например, российская кондитерская фабрика хочет продавать шоколад в Китае и Южной Корее, но у нее нет специалистов, чтобы организовать поставки. Тогда фабрика нанимает логистическую компанию, которая возьмет это на себя. В таких организациях тоже трудятся специалисты по ВЭД.
Сотрудники логистических компаний работают с импортерами и экспортерами: ищут для них транспорт, оформляют документы, контролируют отгрузку и доставку груза до конечного получателя. Бывает, что они же предлагают дополнительные услуги: подбирают варианты страхования груза при перевозке, консультируют клиентов на этапе согласования контракта, как лучше оформить сделку.
Например, типичная задача для логиста может выглядеть так:
А в некоторых компаниях специалисты по ВЭД еще и сами ищут себе клиентов. Умение разговаривать с людьми, договариваться и сглаживать острые ситуации — полезный навык для логистов.
Требования. Логистические компании предпочитают нанимать работников с высшим образованием в области международной логистики и коммерческого права. Для этой должности обычно требуются опыт и знания в сфере международных перевозок морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
Специалист должен разбираться в международном законодательстве и тарифных ставках на перевозку. Есть множество способов доставить груз из одной точки в другую — нужно выбрать самый выгодный. Можно отправить товары по суше, воздухом или морем, купить место на транспортном средстве или арендовать его целиком — зафрахтовать весь корабль или самолет.
При этом тарифы постоянно меняются, поэтому нужно ориентироваться в сезонных коэффициентах. Перед Новым годом пик авиаперевозок: расценки взлетают в несколько раз. А вот в середине лета деловая активность обычно снижается.
Пики нагрузок в морских перевозках совпадают со сбором урожая в странах-экспортерах зерновых и бобовых культур, фруктов. В апреле 2020 года стоимость фрахта морского судна упала в два раза, а стоимость авиаперевозок выросла в два с половиной раза. Умелый логист способен значительно снизить расходы на перевозку, если убедит клиента подождать груз пару лишних недель.
Среди других обязательных требований — хотя бы средний английский или немецкий на уровне В1 или В2, знание профессиональной терминологии и понимание логики построения транспортных маршрутов. Важно уметь правильно заполнять международные транспортные документы — транспортные накладные и счета за перевозку — на английском или немецком языках.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Вот чем занимается такой специалист:
Работу таможенных декларантов регулирует федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании». Раньше стать декларантом было сложнее. Чтобы трудиться на этой должности, нужно было пройти аттестацию в таможне и получить именное свидетельство. Но в 2018 году Федеральная таможенная служба решила, что с этим справится любой желающий, и отменила экзамены и свидетельства.
Я работаю таможенным декларантом в компании, которая занимается экспортом и импортом для собственных нужд. Но многие специалисты работают на посредников — таможенных представителей.
Это специализированные организации, которые помогают другим компаниям пройти все таможенные процедуры. Услугами таможенных представителей в основном пользуется малый и средний бизнес, потому что у крупных предприятий есть собственные декларанты в штате.
Требования. Для этой должности нужно юридическое, экономическое, логистическое или таможенное высшее образование. Работодатели отдают предпочтение соискателям с опытом работы от 3 лет. Хорошие шансы на трудоустройство у специалистов, которые закончили Российскую таможенную академию при ФТС РФ.
Для себя я составил краткий чек-лист знаний и умений.
Что нужно, чтобы работать таможенным декларантом
Знать | Уметь |
---|---|
Таможенное законодательство Евразийского экономического союза, особенно пригодится Таможенный кодекс ЕАЭС | Подбирать коды ТН ВЭД и обосновывать свой выбор |
Методы расчета таможенной стоимости | Разбираться в Инкотермс и в международных внешнеэкономических терминах |
Правила заполнения таможенных деклараций | Заполнять и подавать таможенные декларации в электронном виде |
Меры нетарифного регулирования: какие сертификаты, лицензии и свидетельства нужно оформлять и как их получить | Рассчитывать таможенные платежи: пошлины, акцизы, НДС и сборы |
Как составлять контракты и какие у них существенные условия | |
Международные конвенции в области внешней торговли |
Например, нужно привезти из Италии оборудование для молокозавода стоимостью 150 млн евро. Молокозавод состоит из различных узлов и составных агрегатов. Для таможенного декларирования необходимо описать каждый узел и присвоить ему правильный код ТН ВЭД. Но можно подготовить документы так, чтобы оформить завод одним кодом, например 8434200000. Причем по этому коду установлена нулевая ставка пошлины на ввоз. Не все специалисты по ВЭД об этом знают.
Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Менеджеры по экспорту работают на всех крупных предприятиях, которые поставляют свою продукцию за границу. Но в малом и среднем бизнесе эта специальность тоже востребована: многие предприниматели пытаются выходить на иностранные рынки и продавать товары в других странах.
Менеджер по экспорту — это смесь специалиста по продажам и эксперта по внешнеэкономической деятельности. Он ищет покупателей за границей, договаривается с ними, заключает контракты, организует отправку и доставку грузов.
Такие специалисты часто ездят в командировки за границу, участвуют в международных выставках, делают холодные и горячие звонки зарубежным коллегам. Им часто приходится готовить презентации и коммерческие предложения на иностранных языках.
Требования. Нужно владеть навыками продаж и переговоров, знать культурные особенности и деловые обычаи разных народов, разбираться в международном праве, ориентироваться в таможенном и налоговом законодательствах разных стран. Потребуется уверенное владение хотя бы одним иностранным языком, а лучше — несколькими. Как правило, в переговорах используют английский, испанский, французский, китайский или японский языки.
Р в месяц и регулярные командировки за границу. Нужен свободный английский и опыт в продажах B2B» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Условия работы
Как правило, у специалиста по ВЭД зарплата белая и состоит только из оклада. Премии — это редкость: лишь у менеджеров по экспорту встречается переменная часть заработка с привязкой к результатам деятельности.
Если рассчитываете на постоянные зарубежные командировки за счет работодателя, то, возможно, зря: они бывают только у экспорт-менеджеров и у ассистентов-переводчиков. Например, за все время работы я не уезжал в командировки дальше СНГ.
До пандемии коронавируса большинство специалистов работали по трудовым договорам. Но сейчас наниматели сокращают издержки: переводят сотрудников на удаленку и выводят за штат. Многие мои коллеги уже работают из дома по договорам ГПХ сразу на несколько компаний.
Как стать специалистом по ВЭД
Хорошее знание иностранных языков — это входной билет в профессию. Например, я знаю английский и китайский. На английском разговариваю свободно: выучил еще в университете и сейчас занимаюсь с преподавателем, чтобы поддерживать уровень. Китайский учу для работы, но пока могу объясняться только на несложные бытовые темы и переписываться с помощью «Гугл-переводчика».
Вообще, с языками странная история: при трудоустройстве работодатели требуют, чтобы соискатель знал английский на уровне профессора из Кембриджа. Но когда начинаешь работать, выясняется, что достаточно и среднего уровня, а все коллеги без стеснения пользуются переводчиком.
У меня два высших образования: экономическое по специальности «международная торговля» и юридическое. Но я считаю, что все знания, опыт и навыки, которые нужны для работы, можно получить самостоятельно. Никто из потенциальных работодателей не интересовался моими дипломами. Зато почти на каждом собеседовании меня просили подобрать коды ТН ВЭД, составить контракт или заполнить таможенную декларацию.
В интернете есть множество курсов по ВЭД: очных и дистанционных. Каждый год я прохожу обучающие курсы и участвую в семинарах от российских поставщиков программ для таможенного декларирования. Например, у компании «Альта-Софт» есть обучающий центр. Еще рекомендую курсы по таможенным операциям от компании «ТКС».
Полезную информацию по теме ВЭД можно найти в «Телеграме» — я подписан на каналы:
Бесплатные уроки по внешнеэкономической деятельности смотрю на ютуб-канале Корпоративного университета.
Как я стал специалистом по ВЭД. После окончания университета я 3 года служил в таможенных органах: сначала в аэропорту, потом в отделе, который оформлял грузы юридических лиц.
Служба в таможне — это мощный ускоритель для карьеры специалиста по ВЭД: меня охотно взяли на крупное мебельное предприятие. Я занимался экспортом и импортом: мы везли из-за границы детали для мебели и химию для производства, а готовую продукцию отправляли в Европу, Центральную Азию и СНГ.
Я менял работодателей и изучал новые отрасли промышленности, специфику перевозки разными видами транспорта, узнавал особенности законодательства и деловые обычаи новых стран.
В профессиональном опыте у меня был пробел, когда я занимался только внутренними продажами и ездил в командировки по всей России. Но в 2018 году я почувствовал, что страшно устал от постоянных разъездов, и поэтому вернулся во внешнеэкономическую деятельность. Немного подучился и освоил специальность таможенного декларанта.
Как я работаю
У меня нет одинаковых рабочих дней. Я веду деловую переписку с иностранными поставщиками и логистическими компаниями, согласовываю инвойсы, заполняю транспортные документы.
Пару раз в неделю мы с зарубежными партнерами созваниваемся по «Скайпу», чтобы обсудить рабочие вопросы и просто поболтать о новостях. Я стараюсь поддерживать деловые контакты: у меня есть знакомые и приятели почти во всех странах Европы.
Много времени и усилий уходит на заполнение деклараций и подготовку других документов для таможенного контроля. Часто условия сделок меняются, и приходится пересчитывать таможенные платежи или переделывать документы. Я стараюсь не перерабатывать, но как минимум раз в неделю сижу до полуночи.
Когда проходят сделки с Китаем, то из-за разницы в часовых поясах приходится созваниваться с китайскими партнерами в 5 утра: в Пекине уже 10. Пытаться что-то решить после 11 утра по московскому времени очень сложно: китайские партнеры уже вовсю отдыхают.
Иногда груз прибывает к вечеру. Тогда я отправляю таможенную декларацию, а потом сижу перед компьютером до 9 вечера, пока работает таможня. Если груз прибывает в выходной день, тоже приходится трудиться. Нужно, чтобы товар как можно быстрее прошел таможню: простои дорого стоят. Наниматель возмещает мне переработку, но бывает, что я тружусь без выходных.
Плюсы и минусы профессии
Работа мне нравится. Я выбрал ее осознанно, в ней много плюсов: прокачка языковых навыков, знакомства с людьми по всему миру, нет изматывающих командировок по всей России.
Специалисты по ВЭД могут трудоустроиться за границей — знаю по себе. В 2018 году я нашел работу в Китае и уже собирался уезжать, но китайское посольство в последний момент отказало мне в визе.
Другой важный плюс для меня заключается в том, что можно перейти на удаленную работу: обязанности специалиста по ВЭД не требует постоянного пребывания в офисе.
В основном я работаю из дома: провожу переговоры по «Скайпу», обмениваюсь с партнерами электронными документами, подаю декларации с помощью электронной подписи. А офис посещаю изредка, по мере необходимости. Точно так же работают практически все мои коллеги.
В отсканированном контракте в начале статьи:
«. в случае обнаружения брака» | «. in case of detection of marriage»
Видимо не только коллеги без стеснения пользуются переводчиком 😉
Alek2ander, там в целом перевод на английский ужасен, ошибка на ошибке
Alek2ander, а вы вбейте в словаре Мультитран фразу «marriage act» и выйдет перевод «закон о браке», но из области бизнеса. Бизнеса, подчеркиваю! Так что не всё ещё потеряно! 😊
Проработала в ВЭДе 5 лет, но топовым спецом так не стала по чисто психологическим причинам. Вокруг сплошной негатив, все хотят обдурить друг друга. Сейчас справляюсь с выгоранием ( Зато запомнились поездки в Китай и практика китайского языка.
Аня, да, это неотъемлемый элемент работы.
Роман, Можете помочь новичкам в ВЭД сопроводить небольшую закупку товаров?
lemeshko85, Здравствуйте! Пишите на the.2267779@gmail.com
Статья хорошая и интересная. Но полезно добавить, что функциональные обязанности очень сильно зависят от размеров компании.
В небольшой организации ВЭД менеджер это «универсал-многостаночник» в полном смысле этого слова. Он и продукт-менеджер (решает, что и в каких количествах покупать), и специалист по работе с поставщиками (формирует заказы и проводит оплаты) и логист (доставляет и растамаживает грузы).
В средних компаниях объем поставок больше, а значит спектр задач сужается: работник отвечает только за работу с поставщиками, например, а логистикой заведует уже другой человек.
Ну и наконец, в крупных компаниях разделение труда самое глубокое: человек может отвечать за работу по одной товарной категории или вообще за один завод или страну.
Работа в каждом типе компаний довольно сильно отличается и по разному влияет на профессиональный опыт. И, конечно, у каждого типа работы есть свои плюсы и минусы.
Маргарита, благодарю Вас. К сожалению, такие ощущения, что нашей профессии осталось лет 5 от силы
Роман, я в ВЭДе 10 лет. И все 10 лет слышу (от таможни), что вот-вот все автоматизируют и не нужен будет инспектор выпускающий.
А воз и ныне там.
Так что, я думаю, на наш свами век работы нам хватит.
Amstera, плюсом добавить портовую логистику и какое-то представление о фрахте.
Валютный контроль это непаханое поле. Мне где-то жаль бухгалтеров. Они делают нужную, но зачастую бесполезную работу из-за нашего несовершенного, постоянно меняющегося зак-ва.
Amstera, не поспоришь.
Тоже вот, уже более 10 лет в ВЭД. Начинал декларантом, оформлял металл в Китай. Потом переехал в Мск, и также работал в этой сфере. Импорт и экспорт оборудования.
Потом ушел в фэшн, таскал шмотки из Европы в крупной европейской компании с крутым менеджментом.
Теперь занимаюсь медицинским оборудованием, в маленькой компании.
Также, кто то из комментаторов заметил, что работа сильно отличается, в зависимости от размеров компании, это и правда так. Притом отличается, кардинально.
Но честно, ВЭД уже надоел, хочется сменить эту деятельность. Ибо тут требуются довольно большие и обширные знания, язык, практические знания, а зп при этом, абсолютно не соответствуют требованиями.
Очень запомнился опрос в том же тинькофф журнале, когда нужно было угадать зп по професии в мск.
так вот, нужно было угадать зп танцовщиц го-го в мск, я не угадал, указав ниже, и когда высветился правильный ответ, комментарий запомнился и порадовал: «менеджеры по ВЭД плачут горькими слезами)))»
>>> Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.
Денис, ну я имел в виду законные способы снижения совокупного таможенного платежа
Miroslav, ничего принципиально не изменилось: трещат чубы у декларантов.
Роман, спасибо, то есть зря на меня босс обижался, что типа я никак с таможней не договорюсь о «хорошей цене» на товар, а я со зла на это написал заявление на увольнение. Этот момент (цены на товар) официально не обойдешь. Просто потом они (моя компания) транспортной компании за таможенные процедуры стали платить, а те видимо уже сами тёрли с инспекторами. В общем вы понимаете о чём я. Эта система не совершенна и видимо её специально так настроили. Удачи вам!
Miroslav, цену прямого контракта можно доказать в таможне, предоставлением документов при ответе на запрос.
Miroslav, что за чушь)?
т.е. вы поставщику платили по 7 долларов за мяч, хотя стоил он 2?) ахахах
Борис, ну да, статья сильно упрощена. Но писалась для людей, которые не часто сталкиваются с темой.
Pashok, ну экзамены уже не сдают. Теоретически любой человек с Альтой или ТКС декларант своих грузов и под свою ответственность
Статья интересная.
Я заканчиваю РТА, начала работать менеджером ВЭД где-то с третьего курса.
Работа, конечно, классная, но постоянный стресс и необходимость браться за тридцать дел сразу выматывает.
Поэтому пришлось закончить курсы логистики, еще один курс по мировой экономике и думать о курсах декларанта, поскольку ДТ я заполнять умею благодаря своей основной специальности, но многие работодатели требуют «корочку» еще и с курсов.
В общем, нужно думать, прежде, чем идти работать, подводных камней много, все не так гладко, как кажется на первый взгляд.