Докажите что это текст публицистического стиля любить родину
Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это?
Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Многие из нас говорят «Мы любим Родину».
Это очень важные слова, и надо иметь на них право.
А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Радоваться, когда у нее праздник.
Страдать, когда Родине тяжело.
Беречь, как свою мать.
Для человека все должно быть дорого на своей Родине : и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.
Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках.
Помните об этом, ребята!
Публицистический стиль речи.
Чем отличется глагол любить родину от глагола думать о родине?
Чем отличется глагол любить родину от глагола думать о родине?
Люди помогите любить Родину какой вопрос?
Люди помогите любить Родину какой вопрос?
)родину или любить(что?
Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого.
Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родинею Для человека все должно быть дорого на своей Родине : и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.
Будущее Родины в ваших руках.
Любите ее как мать.
Определить тип речи, тему, главную мысль Многие из нас говорят «Мы любим Родину»?
Определить тип речи, тему, главную мысль Многие из нас говорят «Мы любим Родину».
Это очень важные слова, и надо иметь на них право.
А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Радоваться, когда у нее праздник.
Страдать, когда Родине тяжело.
Беречь, как свою мать.
Для человека все должно быть дорого на своей Родине : и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.
Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках.
Помните об этом, ребята!
Помогите ещё плиз Выпиши из текста местоимения с предлогами?
Помогите ещё плиз Выпиши из текста местоимения с предлогами.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.
Помогите определить главную проблему текста?
Помогите определить главную проблему текста.
Дядя сморщился, будто разгрыз крыжовник, и сказал жизнь : «Говорить о своей любви к родине то, все равно что то, утверждать, будто вода мокрая, а молоко белое.
Родине служат родине сострадают, за родину умирают, но болтать о любви к ней может только человек глубоко равнодушный.
Лю бовь это действие, а не слова, а если любовь слова, это фальшивая любовь».
Так давайте же не будем клясться в тюбви, давайте доказывать свою любовь делами.
А чтобы при нести наибольшую пользу, необходимо знать, чего ждет от вас родина, то есть надо ее знать.
Вы скажете, что знаете ее, что изучали историю и географию, и будете глубоко неправы.
Во первых, родина это не столько то, что вокруг нас, сколько то, что под нами : прошлое, судьба, история.
История это биография на рода.
В данном случае наша с вами биография, биография русского народа.
Дам 30 баллов Озаглавь текст?
Дам 30 баллов Озаглавь текст.
Найди указательные местоимения.
Назови их морфологические признаки.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
И твой дом, и та улица, на которой ты ж.
Вёшь, и твоя мат, и отец, и все твои друз.
Рёзки, тот туман и птичий гом.
И каждый из нас должен сделать всё для счаст.
Я своей Родины и даже пожертвовать жизнью ради неё.
Помогите?
Сделайте пояснения глагола в предложении Любить Родину значит жить с ней одной жизнью.
Подумай, какие из следующих пословиц подходят к этому тексту?
Подумай, какие из следующих пословиц подходят к этому тексту.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона».
Синтакисический разбор предложения 1?
Синтакисический разбор предложения 1.
2. Помните об этом ребята!
(Помогите плиз срочно).
Нужно сочинение в публицистическом стиле, на тему : «Что значит родину любить»?
Нужно сочинение в публицистическом стиле, на тему : «Что значит родину любить».
Что означает любить свою родину?
Ну, для начала надо разобраться : что такое родина.
Сочинение в публицистическом стиле на тему люби и охраняй природу 10 предложений, пожалуйста очень надо?
Сочинение в публицистическом стиле на тему люби и охраняй природу 10 предложений, пожалуйста очень надо.
Напишите пожалуйста сочинение на тему Что такое Родина, чтобы там были средства публицистического стиля?
Напишите пожалуйста сочинение на тему Что такое Родина, чтобы там были средства публицистического стиля.
Сочинение публицистического стиля речи на тему : «что для меня значит слово родина»?
Сочинение публицистического стиля речи на тему : «что для меня значит слово родина».
Сочинение публицистического стиля на тему для чего человеку нужны прочные знания?
Сочинение публицистического стиля на тему для чего человеку нужны прочные знания.
Нужно сочинение рассуждение на тему : »Что значит любить родину» в публицистическом стиле?
Нужно сочинение рассуждение на тему : »Что значит любить родину» в публицистическом стиле!
Помогите ОЧЕНЬ СРОЧНО?
Помогите ОЧЕНЬ СРОЧНО!
Нужно написать сочинение в публицистическим стилем на тему»Люби и охраняй природу».
Сообщение в публицистическом стиле на любую тему?
Сообщение в публицистическом стиле на любую тему.
Урок-практикум «Лингвистический анализ текстов публицистического текста». 11-й класс
Класс: 11
I. Повторение теоретических сведений по проблеме.
II. Повторение алгоритма выполнения лингвистического анализа текста (Приложение. Слайд 4)
III. Целеполагание по структурно-логической схеме анализа текста.
IV. Практикум с использованием справочников, учебных пособий.
Задача: приготовить защиту лингвистического анализа текста в соответствии с критериями оценки публичного выступления.
Памятка «Критерии оценки публичного выступления» (на столах каждого ученика). [4]
Область оценивания | Критерии | Индикаторы | Возможные баллы | Баллы |
Оценка постановки цели и задач, их решения. | Соответствие целей и задач основным идеям работы. | 1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы. 2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно. 3) Цель и задачи работы не сформулированы. | 1) 2-3 2) 1 3) 0 | |
Содержание речи. | Достоверность информации. | 1) Информация достоверна. 2) Есть неточности в изложении материала. 3) Информация содержит много фактических ошибок. | 1-3 | |
Подбор информации. | 1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде. 2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала. | 1) 0-2 2) 3-5 | ||
Презентация речи. | Речь оратора. | 1) Аудитории было понятно изложение информации. 2) Изложение информации было ярким, запоминающимся. 3) Оратор говорил с энтузиазмом. 4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи. 5) Изложение информации было спонтанным. 6) Изложение информации было беглым. 7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции. | 1) 1 2) 1 3) 1 4) 1 5) 0 6) 0 7) 1-2 | |
Движения оратора. | 1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении. 2) Движения оратора были адекватными. | 1) 1 2) 1 | ||
Итого. |
1) Работа проводится в группах.
Предложены 2 варианта упражнений для лингвистического анализа текста: упражнение 113, С. 85; упражнение 185, С. 138 (Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011).
В группах распределяются задания в соответствии с памяткой «Лингвистический анализ текста». Каждый член группы работает с определённым вопросом (-ами). Ответы обсуждаются. Готовится защита выступления.
2) Проверка работ групп. Защита лингвистического анализа текста. Овладение культурой публичной речи.
Группа 1. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 113.
Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).
Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.
Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в её глухих недрах.
Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н. Рерих.)
Примерный лингвистический анализ текста упражнения 113.
Какова идея текста (основная мысль)? (Россия – это сверхгосударство, которое ещё находится в поисках своего пути, в определении своих возможностей.)
Оценивание публичного выступления.
Группа 2. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 185.
Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).
Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)
Примерный лингвистический анализ текста упр. 185.
Оценивание публичного выступления.
V. Рефлексия. Контролирующее задание для всего класса.
Мини-тест (на основе выполненных упражнений). Выполняется с самоконтролем.
Вариант 1 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
Вариант 2 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии, стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (Д. Лихачёв.)
Ключи (Приложение. Слайд 5).
Вариант 1: 1 – а; 2 – а; 3 – а, б.
Вариант 2: 1 – а; 2 – а; 3 – а, в.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение по прочитанному тексту (упражнение 188) в соответствии с экзаменационным заданием С1.
VII. Подведение итогов.
— Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Поможет ли лингвистический анализ текста написать сочинение?
Сочинение-рассуждение публицистического характера о Родине, о родном крае
публицистического характера о Родине, о родном крае
[ конспект урока в 9-ом классе (2 часа)]
1. Подготовить к написанию сочинений-рассуждений публицистического стиля, способствовать обогащению словарного запаса школьников, развивать их речь.
2. Совершенствовать умения и навыки учащихся в создании публицистических текстов, включающих различные типы речи, среди которых в качестве основного выступает развёрнутое рассуждение.
3. Способствовать воспитанию ответственности за всё, что мы зовём Родиной – хлеб, трава, река, небо, без чего нет прошлого, настоящего и будущего.
Тип урока – урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные : уметь определять тип и стиль текста, композицию, подбирать материал к сочинению.
Метапредметные : оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные : формирование осознания принадлежности к родной культуре; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; воспитание гуманистического мировоззрения, патриотизма, любви к русской литературе и культуре.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, плакат с материалом для словарно-семантической работы, иллюстрации с изображением природы Кузбасса, раздаточный материал, толковый и орфографический словари.
Основное содержание уроков.
1. Тема «Мой край родной»
Повторяем, как оформляется эпиграф. Обращаем внимание школьников на возможные эпиграфы к данной теме, которые оформлены на плакате, чтобы учащиеся при написании сочинения могли воспользоваться ими.
1) На свете лучше края нет! –
2) Тихая моя родина!
Когда во всю длину и ширь
Ты распахнёшься милым краем
Со странным именем – Сибирь.
4) Да, только здесь, на севере моём,
Такие дали и такие зори.
5) Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей.
Простые краски северных широт:
Румяный клевер, лён голубоватый,
Да солнца блеск, немного виноватый.
Да облака, плывущие вразброд.
2. Тема «С чего начинается Родина?»
Возможные эпиграфы к сочинению по данной теме:
1) С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
2) Ты мне сама наградою,
Ты – радость мне и грусть,
Работая над этими темами, подумайте над вопросами:
– Что общего и в чём различие в значении слов Родина, Отчизна, Отечество, родной край, родная земля?
– С чего начинается Родина для вас?
– Почему вы любите родной край?
– В чём проявляется ваша любовь к родному краю?
3. Тема «Что значит Родину любить?»
От любви к родному краю – к чувству любви к Родине, чтобы было «дано почувствовать душой, как эта маленькая родина соединяется с большой» (В. Коротаев).
Возможные эпиграфы к теме:
1) Что означает Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Чтобы в конечном счёте к ней вернуться –
Не прерывать связующую нить.
2) Человеку нельзя жить без Родины,
Как нельзя жить без сердца.
Любуюсь я травою в росах,
Берёзами за городьбой,
Кукушками на тех берёзах.
Что, разлучая с небесами,
Судьба мне подарила Русь
С её полями и лесами.
4) Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву…
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой!
4.Тема «Беспокойные думы о родной природе».
Недавно у нас был урок «Литература родного края», на котором мы говорили не только о любви к Кузбассу, но и о проблемах нашей малой родины. Самая важная проблема – проблема экологии. Слово это вам хорошо знакомо, вы не первый год изучаете экологию в школе. И на уроках литературы мы говорили о проблеме экологии, отражённой в произведениях кузбасских писателей. Вспомните, пожалуйста, чьи имена звучали на уроке? Какие произведения наших земляков-писателей и поэтов вы запомнили?
( Владимир Алексеевич Чивилихин «Светлое око Сибири», «О чём шумят русские леса?», «Земля в беде», «Память»; Роман Викторович Николаев «Алакет из рода Быка»; поэты Александр Иванович Катков и Василий Дмитриевич Фёдоров).
Познакомились мы ещё с одним нашим земляком – Геннадием Евлампиевичем Юровым – прозаиком, поэтом, публицистом, настоящим гражданином и патриотом. Экологическим проблемам посвящены книги очерковой прозы «Труженица Томь», «Река родная», «Какого цвета Томь-река».
Я просила вас уточнить по словарю, что такое очерк. Прошу ответить тех, кто не поленился заглянуть в словарь.
(Очерк – прозаический документальный жанр. Очерк чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям.)
На уроке литературы я рекомендовала вам книгу Юрова «Какого цвета Томь-река», включающую в себя документальную повесть о талантливейшем метеорологе из Горной Шории Анатолии Витальевиче Дьякове, публицистические очерки о природе Кузбасса, о её трагическом состоянии в результате неразумной, мощной индустриальной деятельности в бассейне реки Томи. Эта книга из нашей школьной библиотеки. Мы читали отрывки из неё и сегодня продолжим знакомство с некоторыми страницами этой книги.
– Прежде чем мы с вами проверим домашнее задание, я хочу попросить вас вспомнить, какие типы речи вы знаете. (Описание, повествование, рассуждение).
– А какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический).
– Хорошо. Вы помните, мы читали с вами об одном интересном случае, который произошёл с Геннадием Юровым, когда он отдыхал в Восточных Саянах, на речке Омыл, что в верховьях Енисея. Я прочитала текст не до конца и просила вас закончить его, по возможности сохраняя стиль и тип речи писателя. Вот такое задание. Читаю текст, чтобы напомнить вам его, и жду ваших мини-сочинений.
«Осень была настолько затяжной, что огоньки (жарки) оранжево цвели по второму разу. Одиночество более не ощущалось, было уединение. День очень солнечный и ясный, какие бывают лишь в сентябрьские дни. Река весело прыгала по галечному перекату и лишь напротив моего костра темнела в глубоком омуте. Со дна омута вырисовывались контуры застрявшей здесь коряги с большими ветвями.
И вот на склоне дня, часов примерно в шесть, когда я распалил костёр и повесил над ним котелок для ухи, и состоялась та памятная встреча. На свет костра из-под коряги выплыла рыбина солидных размеров и на некоторой глубине застыла на месте, чуть пошевеливая плавниками. Я смотрел на неё ошеломлённо, она смотрела на меня с любопытством. Мы начали нашу немую беседу, сперва настороженно, потом всё более доверчиво. Особенно после того, как я покрошил в омут кусочки хлеба.
Мы беседовали с ней на разные темы, не буду рассказывать. Дело наше, интимное. Нам было приятно и помолчать, глядя друг на друга и думая каждый о своём. Так бывает только между очень близкими существами. С наступлением темноты рыбина уплыла.
Я ждал её на следующий день в условный час, и она явилась. Мы снова разговаривали. На самую поверхность рыбина не всплывала, но я этого и не требовал, боясь нарушить установившееся равновесие. Я только по очертаниям установил, что это, видимо, хариус, хороший по размерам, черноспинный.
Однажды хариус привёл подругу. Она была меньших размеров, держалась поглубже, проявляя некоторое беспокойство. Стоило мне шевельнуться, пряталась под корягу. Но сам глава семьи уже не боялся, оставался на месте.
Как-то утром, разбирая мусор, скопившийся за домиком, я обнаружил обломок удилища с леской и крючком. Древняя рыбацкая страсть, которой я был болен ещё в детстве, взяла верх.
Я отыскал червяка, вялого – всё-таки земля за ночь промёрзла – нацепил его на крючок и забросил леску в речку. Она стала медленно погружаться.
– Что же случилось тогда? Постарайтесь закончить текст. (Учащиеся зачитывают свои варианты. Анализ ответов и выставление оценок).
– А теперь послушайте, как это у Юрова:
«… И вот тогда из-под коряги молнией мелькнул мой вечерний собеседник и повис на леску. Мне и в голову не приходило, что он здесь может быть утром, я думал, он уплывает по своим рыбьим делам.
С ощущением непоправимой беды я подвёл его к кромке берега. Да, это был хариус. Я осторожно снял его с крючка:
– Плыви, родимый, плыви. Я вовсе не хотел причинить тебе зла.
Хариус поплыл, как-то боком, я замечал – так ходят порой люди после тяжёлой физической или душевной травмы. На меня он больше не взглянул. На следующий день к вечеру я разжёг костёр и долго сидел возле пустого омута.
Хариус не явился. Не приплыл он и на следующий день.
Я понял: это всё. Он больше не приплывёт.
А потом пошёл первый снег. Я собрал рюкзак, закинул его на плечи и побрёл прочь.
Между мной и долиной легла холодная тень отчуждения.
– Давайте определим тип речи этого текста (повествование, это рассказ), стиль речи (художественный, об этом говорят образность, эмоциональность речи). Ребята, вы обратили внимание на слова, которые связывают этот текст, – одиночество – уединение – отчуждение. Давайте посмотрим в словаре толкование этих слов:
одиночество – состояние одинокого человека; уединение – пребывание в одиночестве (находиться вдали от людных мест); отчуждение – прекращение близких отношений между кем-нибудь, внутреннее отдаление.
– Такое отчуждение ждёт человека, когда он оставляет свою родину. Отчуждение. Именно отчуждение – участь каждого, кто оставляет свою Отчизну в трудную минуту. Боль одиночества остаётся с ним до конца дней.
Друг Пушкина Чаадаев сказал прекрасные слова: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклонной головой, с сомкнутыми устами».
Мы ведь с вами тоже понимаем, что любовь, если это честная деятельная любовь, от души желающая своему предмету всяческого добра и процветания, конечно, не может быть слепой. Мы должны, если мы в самом деле патриоты, отлично видеть все беды и проблемы своей страны, своего родного края. Только тогда мы сможем действовать ему на пользу. Именно так поступал Г.Е.Юров.
1. Чтение публицистического очерка Г. Юрова (напечатанный текст очерка – у каждого ученика).
Жизнь человека есть, в конечном счёте, история его отношений с природой. Своими поступками мы или украшаем пейзаж, или портим его, и природа неизбежно спросит с нас по большому счёту.
Жизнь человека в то же время есть история его отношений с другими людьми. Незримые связи двух пластов бытия нами совсем не осмыслены. Их взаимопроникающее влияние очевидно. Если доверие, нежность, милосердие истрачены в первом случае, то не отыщешь их и во втором.
Нарушение равновесия между пластами бытия ведёт одновременно и к экологической катастрофе, и к общественному кризису.
Многие удручающие нас проявления массовой культуры я бы связал с гибелью природных ценностей. Из музыки уходит мелодия, из текстов песен – чувство и смысл. Когда я вижу на телевизионном экране конвульсивные подёргивания очередной рок-группы и слышу нарочито хрипловатый голос солиста, у ног которого не то дым, не то «синий туман», который «похож на обман», мне всё это представляется предсмертной пляской на вырубках и потравах в ритме работающего бульдозера.
Отсюда же отчуждение, эгоизм, чёрствость и жестокость в человеческих отношениях. Таинство любви подменяется проблемами секса и эротики. Товарищество подменяется деловыми связями. На смену самопожертвованию ради родных и близких приходят зависть, мстительность, стукачество и доносительство.
Обедняется язык. Умирают мягкие, мудрые слова, рождённые в народной среде. Подросток уже не назовёт виды трав или кустарников в окрестностях своего посёлка, ибо сами эти виды исчезают, заносятся в Красную книгу.
Я бы связал с гибелью природных ценностей рост пьянства, ибо в людях нарушена стабильность мироощущения, хочется забыться. Ностальгию, тоску по загубленной нами и покинувшей нас Родине я вижу в глазах многих сверстников.
Я бы связал с гибелью природы и рост преступности. Если ценности не имеют родник, кедрач, река, поле, то падает ценность человеческого достоинства и самой жизни.
Я разделяю мнение, что нельзя сохранить природу в одной отдельно взятой области. Вся страна переживает экологический кризис, и всей страной нужно из него выходить. Но есть районы особого внимания, такие как Байкал, Арал, Чернобыль… Кузбасс должен быть поставлен именно в этот ряд. Он слишком долго был испытательным полигоном для вторжения всех видов индустрии в природную среду. Так давайте сделаем его всесоюзной экспериментальной лабораторией по восстановлению природы, положительный опыт которой пригодился бы потом другим промышленным регионам.
2. Работа с текстом.
– Какой, по вашему мнению, это стиль речи? (Публицистический).
– Обоснуйте своё мнение. (Цель его – воздействие, информация об общественно важных делах;
основные виды высказывания – выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи (на общественные темы);
основные стилевые черты – призывность, страстность, оценочный характер речи;
языковые средства – общественно-политическая лексика;
лексические: высокая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, с переносным значением;
грамматические: побудительные и восклицательные предложения; риторические вопросы; распространённые предложения).
– Найдите языковые приметы публицистического стиля в очерке (два пласта бытия, экологическая катастрофа, общественный кризис, гибель природных ценностей…)
– А какой тип речи используется в данном очерке? (Рассуждение).
– Вспомним, как строится рассуждение. (Рассуждение строится по схеме: тезис – доказательство – вывод).
– Найдите тезис – то, что надо доказать, – в тексте.
Тезис. Жизнь человека есть история его отношений с природой. И нарушение равновесия между природой и человеком ведёт к экологической катастрофе и общественному кризису.
Доказательства. Экология биологическая и экология нравственная:
1) массовая культура;
2) отчуждение, эгоизм, чёрствость и жестокость в человеческих отношениях;
3) обедняется язык, умирают мудрые слова, рождённые в народной среде;
4) пьянство и рост преступности.
Вывод. Гуманистический призыв автора сделать Кузбасс экспериментальной лабораторией по восстановлению природы.
– Надеюсь, что сравнение двух текстов из книги Юрова поможет вам увидеть то, чего не хватает вашим сочинениям, и предупредит возможные стилистические ошибки.
– А теперь вернёмся к темам наших сочинений. Какой тип речи, по вашему мнению, будет основным в каждой теме? (Рассуждение с элементами описания, повествования).
– Эпиграфом к сочинению по теме: «Беспокойные думы о родной природе» могу предложить вам строчки из стихотворений наших земляков:
1) Пик подлости – не отдавать, но брать.
Пик трусости – построить хату с краю.
Пик честности – беречь её, как мать,
Природу нашу, за неё сгорая…
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим вечно.
Любви взаимной пик,
Пока природа верить нам согласна,
Пока в душе не высушен родник.
И слово не погасло…
2) Чтоб себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
VII. Работа над планами к сочинениям.
Тема «Мой край родной».
1. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю.
2. Мне дорого здесь всё:
3. Рабочий ритм родного края.
4. Заглядывая в будущее…
Тема «Мой город родной».
1. Таких городов много, но мне он дорог.
2. Историческое прошлое родного города.
3. Сегодняшние проблемы моего города.
4. Я с тобой, мой город родной!
– Представьте себе, что с гостем, приехавшим издалека, вы идёте по улицам родного города. Расскажите о нём так, чтобы ваш гость увидел и узнал всё самое интересное.
Или можете написать эпистолярное сочинение, то есть в форме письма. Рассказывая в письме новому знакомому о родном городе, опишите свои любимые места так, чтобы заинтересовать своего товарища и вызвать у него желание приехать к вам в гости.
И обязательно подумайте о том, что вы, именно вы, можете сделать доброго, полезного для своего города, родного края, чтобы наша Родина процветала, становилась с каждым днём всё краше.
Продумайте речевое оформление. Помните, что в сочинении публицистического стиля полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность. Целесообразно ввести обращения, повторы, использовать пословицы и поговорки.
Хочу попросить вас: не стремитесь писать красиво, не надо слишком высоких слов, пусть это будут слова простые, сердечные, прочувствованные вами.
VIII. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».
Закончите, пожалуйста, предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
После урока мне захотелось…
IX. Домашнее задание – сочинение.