Докажите что перед вами текст научного стиля
Русский язык ПАМАГИТЕЕЕ)
Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.
Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.
Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.
В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.
Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).
Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).
Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).
5.2. Научный стиль
Упражнение 78. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.
Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.
Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.
В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.
Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).
Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).
Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).
Упражнение 79. Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.
► Читать тему 5.2. Научный стиль
Научный стиль текстов:
особенности и правила
Понятие научного стиля
Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.
Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Особенности научного стиля
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.
Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.
«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).
Русский язык
Научный стиль
1. Научный стиль.
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей.
Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего общества на совещаниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; доклады о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется разговорно-бытовой стиль.
Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.
Научный стиль характерен для научной литературы: статей, монографий, учебников, рецензий, рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, тезисов (письменная форма), лекций, научных докладов, сообщений (устная форма). Научный стиль требует точности, логичности, объективности изложения. Этим обусловлена его специфика.
Для лексики научного стиля характерно:
— наличие терминов: инвариант, визуальный, вербальный, дискурс, презумпция невиновности, ингредиенты, культурология и др.;
— использование слов с абстрактным значением: антинаучность, биологизация, взрывоопасность, глубинность, идеологизация, процесс и др.;
— отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.
В области морфологии для научного стиля характерно:
— использование единственного числа в значении множественного: русский глагол претерпел значительное историческое изменение;
— преобладание глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени: ученые исследуют, рассматривают; наука подтверждает, решает;
— частое употребление причастий и деепричастий: анализируя факты, сопоставляя различные точки зрения; происходящие события, рассматриваемые теории;
— использование сложных предлогов и союзов: в заключение, в продолжение, благодаря тому что; ввиду того что, несмотря ни на что.
Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений. Вот почему для их синтаксиса характерно:
— наличие прямого порядка слов;
— преобладание сложных предложений;
— широкое использование вводных слов и выражений: безусловно, бесспорно, в сущности, во-первых, во-вторых, если можно так выразиться, точнее сказать, с одной стороны с другой стороны, само собой разумеется.
Текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога. Чтобы нагляднее представить особенности научного стиля, проанализируем отрывок из статьи А.Н.Гвоздева (1892-1959) «Отношение орфографии к графике».
Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие – ошибочными.
Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanys может быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос – зонос – заноз – зоноз.
В самом деле, в первом предударном слоге на месте «а» и «о» одинаково произносится «а», на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому «с» и «з» произносится как «с»; из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:
1) «занос» со значением «наметенный ветром сугроб»;
2) «заноз» со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов.
Для данного текста характерна терминология: орфография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук), родительный падеж, множественное число.
Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер. Количество существительных больше количества глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, переходит, являются, встречаются.
Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).
Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста – монолог.
Разновидностью научного стиля считается научно-популярный стиль. Литература, написанная таким стилем, называется научно-популярной. Она популяризирует науку, её открытия и достижения. В увлекательной, занимательной форме авторы научно-популярных книг рассказывают о небесных планетах, о морях и океанах, о тайнах пещер и подземных лабиринтов, о жизни животных, птиц, рыб, о растительном мире, обо всем, что может заинтересовать любознательного читателя.
Научно-популярный стиль сохраняет особенности научного стиля. В нем также встречаются термины, отвлеченные существительные, глаголов меньше, чем существительных. У глаголов преобладают формы настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Нередки причастия и деепричастия.
Отличительные признаки научно-популярного стиля:
— употребление разговорной, эмоционально-экспрессивной лексики;
— использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, различного вида повторов и др.);
— предпочитаются простые предложения;
— для оживления повествования иногда монолог приобретает черты диалога.
Авторы научно-популярных книг стараются активизировать читателя, вовлечь его в разговор, заострить его внимание на каких-то важных фактах, действиях. Поэтому задают читателю вопросы и тем самым заставляют думать, размышлять, анализировать, находить собственное решение.
Научный стиль и его подстили
конспект урока по русскому языку в 10 классе
Просмотр содержимого документа
«научный стиль и его подстили»
Тема: Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.
Тип урока: Совершенствование знаний и способов деятельности.
-Закрепят умения свёртывания текста (доклада, аннотации, рецензии, реферата, тезисов); работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.
Благодаря применению инструментов критического мышления, групповой работе при изучении темы, учащиеся будут знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля.
— давать сравнительный анализ текстов;
— принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;
— ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;
— передавать полученную информацию другим учащимся;
— обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;
— составлять тонкие и толстые вопросы;
— делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.
Материалы и оборудование: Учебник, дополнительный материал с печатного листа, ИКТ.
Орфографическая разминка (работа у доски)
Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.
— Значение каких слов вам неизвестны?
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Классификация – система, по которой что-либо классифицировано
Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы
Фундаментальный – основательный, глубокий
Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.
— Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
— Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
— Какие стили речи вам известны? (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный)
— К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? ( к научному стилю)
— Теперь скажите какая тема сегодняшнего урока? ( Научный стиль и его особенности)
— А какие особенности отличают каждый тип стиля речи? (лексические, морфологические и синтаксические)
— Что мы уже повторили на прошлом уроке? (Научный стиль и его лексические особенности, подстили научного стиля)
-Какова же тема сегодняшнего урока? (научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности)
Записываем тему в тетрадь.
— Черты научного стиля
-Подстили научного стиля
Морфологические особенности научного стиля речи:
Редкое использование глаголов в 1-м и 2-м лице ед. числа.
Глаголы в н.в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка.
В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение.
Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.
Синтаксические особенности научного стиля речи
Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
Преобладает прямой порядок слов;
Используются цепочки род. падежей ( присоединение к одному сущ-ому второго в род. падеже, ко второму – третьего);
Практически отсутствуют обороты разговорной речи
Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великого русского ученого – естествоиспытателя. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на полученные знания. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)
Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава литературного языка, которая, по тем или иным причинам, ограничена в своем употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а) ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка и стоят на его границе (областные, просторечные, грубо-просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т.п.; в) ограничения, которые обусловлены тем, что то или иное слово может быть употреблено лишь в определенном стиле литературной речи. (По словарю русского языка под ред.А.П.Евгеньевой)
(логичность изложения, точность текста-подбирается тщательно слова в их прямом значении, отвлеченность и обобщенность- широкое использование абстрактных понятий, которые трудно увидеть или представить, объективность, а так же последовательность изложения подчеркнута повтором существительных в пунктах статьи (ограничения), указательными словами (к тем пластам; тем,что), синтаксический параллелизм (одинаковое строение частей предложения-ограничения),сложная структура предложения (имеются причастный оборот, придаточные, ряды однородных членов, вводные слова), употребление специальной лексики, терминов, текст эмоционально нейтрален)
Учитель: Сейчас мы с вами закрепим пройденный материал.
Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.
1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)
2.Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона.
К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.
3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.
Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов.
1.собственно научный, т.к употребляется в диссертациях, научных трудах и ГОСТах
3..учебно-научный, т.к. используется в учебной литературе
2.научно-популярный, т.к. характерен для научных статей в газетах, журналах.
Учитель: возьмите листочки и пройдите тест на изученную тему.
1 Главная задача научного стиля речи
А) непосредственное повседневное общение
Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
В) изображение и воздействие на читателя
2 Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи
А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств
Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
В) общественно-политическая лексика
3 Термины относятся к
А) общеупотребительной лексике
Б) узкоспециальной лексике
В) общественно-политической лексике
4 Важнейшее качество термина
А) заимствованные термины
Б) исконно русские термины
6 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса
А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
Б) макрокосмос, стереофония, наладчик
В) монорельсовый, автобиографический, полифонический
7 Выберите общенаучные слова
Б) энергия, деталь, скорость
В) величина, орфоэпия, персонаж
8 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,
техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,
9 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон
Оценивание Устная самооценка собственной деятельности на уроке.
Рефлексия и оценивание Отвечают на вопросы:
— Кто по вашему сегодня работал более эффективно?
— По каким параметрам вы это определили?
— В полную ли силу вы сегодня поработал(и)?
Этап подведение итогов урока и выставление оценок
Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.