Докажите что перед вами текст научного стиля

Русский язык ПАМАГИТЕЕЕ)

Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Источник

5.2. Научный стиль

Упражнение 78. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Упражнение 79. Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

Читать тему 5.2. Научный стиль

Источник

Научный стиль текстов:
особенности и правила

Понятие научного стиля

Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.

Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Докажите что перед вами текст научного стиля. Смотреть фото Докажите что перед вами текст научного стиля. Смотреть картинку Докажите что перед вами текст научного стиля. Картинка про Докажите что перед вами текст научного стиля. Фото Докажите что перед вами текст научного стиля

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Особенности научного стиля

Докажите что перед вами текст научного стиля. Смотреть фото Докажите что перед вами текст научного стиля. Смотреть картинку Докажите что перед вами текст научного стиля. Картинка про Докажите что перед вами текст научного стиля. Фото Докажите что перед вами текст научного стиля

Подтипы научного стиля

В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.

Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.

Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.

Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.

Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.

Докажите что перед вами текст научного стиля. Смотреть фото Докажите что перед вами текст научного стиля. Смотреть картинку Докажите что перед вами текст научного стиля. Картинка про Докажите что перед вами текст научного стиля. Фото Докажите что перед вами текст научного стиля

Основные способы построения научного текста

Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.

«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).

Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).

Источник

Русский язык

Научный стиль

1. Научный стиль.

Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей.

Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего общества на совещаниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.

Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; доклады о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется разговорно-бытовой стиль.

Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Научный стиль характерен для научной литературы: статей, монографий, учебников, рецензий, рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, тезисов (письменная форма), лекций, научных докладов, сообщений (устная форма). Научный стиль требует точности, логичности, объективности изложения. Этим обусловлена его специфика.

Для лексики научного стиля характерно:

— наличие терминов: инвариант, визуальный, вербальный, дискурс, презумпция невиновности, ингредиенты, культурология и др.;

— использование слов с абстрактным значением: антинаучность, биологизация, взрывоопасность, глубинность, идеологизация, процесс и др.;

— отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.

В области морфологии для научного стиля характерно:

— использование единственного числа в значении множественного: русский глагол претерпел значительное историческое изменение;

— преобладание глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени: ученые исследуют, рассматривают; наука подтверждает, решает;

— частое употребление причастий и деепричастий: анализируя факты, сопоставляя различные точки зрения; происходящие события, рассматриваемые теории;

— использование сложных предлогов и союзов: в заключение, в продолжение, благодаря тому что; ввиду того что, несмотря ни на что.

Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений. Вот почему для их синтаксиса характерно:

— наличие прямого порядка слов;

— преобладание сложных предложений;

— широкое использование вводных слов и выражений: безусловно, бесспорно, в сущности, во-первых, во-вторых, если можно так выразиться, точнее сказать, с одной стороны с другой стороны, само собой разумеется.

Текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога. Чтобы нагляднее представить особенности научного стиля, проанализируем отрывок из статьи А.Н.Гвоздева (1892-1959) «Отношение орфографии к графике».

Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие – ошибочными.

Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanys может быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос – зонос – заноз – зоноз.

В самом деле, в первом предударном слоге на месте «а» и «о» одинаково произносится «а», на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому «с» и «з» произносится как «с»; из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:

1) «занос» со значением «наметенный ветром сугроб»;

2) «заноз» со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов.

Для данного текста характерна терминология: орфография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук), родительный падеж, множественное число.

Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер. Количество существительных больше количества глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, переходит, являются, встречаются.

Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).

Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста – монолог.

Разновидностью научного стиля считается научно-популярный стиль. Литература, написанная таким стилем, называется научно-популярной. Она популяризирует науку, её открытия и достижения. В увлекательной, занимательной форме авторы научно-популярных книг рассказывают о небесных планетах, о морях и океанах, о тайнах пещер и подземных лабиринтов, о жизни животных, птиц, рыб, о растительном мире, обо всем, что может заинтересовать любознательного читателя.

Научно-популярный стиль сохраняет особенности научного стиля. В нем также встречаются термины, отвлеченные существительные, глаголов меньше, чем существительных. У глаголов преобладают формы настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Нередки причастия и деепричастия.

Отличительные признаки научно-популярного стиля:

— употребление разговорной, эмоционально-экспрессивной лексики;

— использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, различного вида повторов и др.);

— предпочитаются простые предложения;

— для оживления повествования иногда монолог приобретает черты диалога.

Авторы научно-популярных книг стараются активизировать читателя, вовлечь его в разговор, заострить его внимание на каких-то важных фактах, действиях. Поэтому задают читателю вопросы и тем самым заставляют думать, размышлять, анализировать, находить собственное решение.

Источник

Научный стиль и его подстили

конспект урока по русскому языку в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«научный стиль и его подстили»

Тема: Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

Тип урока: Совершенствование знаний и способов деятельности.

-Закрепят умения свёртывания текста (доклада, аннотации, рецензии, реферата, тезисов); работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Благодаря применению инструментов критического мышления, групповой работе при изучении темы, учащиеся будут знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля.

— давать сравнительный анализ текстов;

— принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;

— ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;

— передавать полученную информацию другим учащимся;

— обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;

— составлять тонкие и толстые вопросы;

— делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.

Материалы и оборудование: Учебник, дополнительный материал с печатного листа, ИКТ.

Орфографическая разминка (работа у доски)

Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.

— Значение каких слов вам неизвестны?

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Классификация – система, по которой что-либо классифицировано

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы

Фундаментальный – основательный, глубокий

Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.

— Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

— Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

— Какие стили речи вам известны? (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный)

— К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? ( к научному стилю)

— Теперь скажите какая тема сегодняшнего урока? ( Научный стиль и его особенности)

— А какие особенности отличают каждый тип стиля речи? (лексические, морфологические и синтаксические)

— Что мы уже повторили на прошлом уроке? (Научный стиль и его лексические особенности, подстили научного стиля)

-Какова же тема сегодняшнего урока? (научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности)

Записываем тему в тетрадь.

— Черты научного стиля

-Подстили научного стиля

Морфологические особенности научного стиля речи:

Редкое использование глаголов в 1-м и 2-м лице ед. числа.

Глаголы в н.в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка.

В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение.

Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;

Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;

Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;

Преобладает прямой порядок слов;

Используются цепочки род. падежей ( присоединение к одному сущ-ому второго в род. падеже, ко второму – третьего);

Практически отсутствуют обороты разговорной речи

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великого русского ученого – естествоиспытателя. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на полученные знания. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)

Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава литературного языка, которая, по тем или иным причинам, ограничена в своем употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а) ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка и стоят на его границе (областные, просторечные, грубо-просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т.п.; в) ограничения, которые обусловлены тем, что то или иное слово может быть употреблено лишь в определенном стиле литературной речи. (По словарю русского языка под ред.А.П.Евгеньевой)

(логичность изложения, точность текста-подбирается тщательно слова в их прямом значении, отвлеченность и обобщенность- широкое использование абстрактных понятий, которые трудно увидеть или представить, объективность, а так же последовательность изложения подчеркнута повтором существительных в пунктах статьи (ограничения), указательными словами (к тем пластам; тем,что), синтаксический параллелизм (одинаковое строение частей предложения-ограничения),сложная структура предложения (имеются причастный оборот, придаточные, ряды однородных членов, вводные слова), употребление специальной лексики, терминов, текст эмоционально нейтрален)

Учитель: Сейчас мы с вами закрепим пройденный материал.

Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.

1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)

2.Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона.

К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.

3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.

Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов.

1.собственно научный, т.к употребляется в диссертациях, научных трудах и ГОСТах

3..учебно-научный, т.к. используется в учебной литературе

2.научно-популярный, т.к. характерен для научных статей в газетах, журналах.

Учитель: возьмите листочки и пройдите тест на изученную тему.

1 Главная задача научного стиля речи

А) непосредственное повседневное общение

Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов

В) изображение и воздействие на читателя

2 Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи

А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств

Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи

В) общественно-политическая лексика

3 Термины относятся к

А) общеупотребительной лексике

Б) узкоспециальной лексике

В) общественно-политической лексике

4 Важнейшее качество термина

А) заимствованные термины

Б) исконно русские термины

6 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса

А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф

Б) макрокосмос, стереофония, наладчик

В) монорельсовый, автобиографический, полифонический

7 Выберите общенаучные слова

Б) энергия, деталь, скорость

В) величина, орфоэпия, персонаж

8 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,

техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,

9 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон

Оценивание Устная самооценка собственной деятельности на уроке.

Рефлексия и оценивание Отвечают на вопросы:

— Кто по вашему сегодня работал более эффективно?

— По каким параметрам вы это определили?

— В полную ли силу вы сегодня поработал(и)?

Этап подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *