доверенность на оформление инвалидности лежачему больному образец
ОФОРМЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ
Оформление инвалидности – процесс сложный и в психологическом плане, но ещё более сложен он в плане оформления документов.
Порядок оформления инвалидности
Решение о признании больного человека инвалидом принимает учреждение медико-социальной экспертизы на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н. В этом документе чётко прописаны 7 критериев ограничения здоровья человека:
Инвалидом признаётся человек, имеющий стойкие нарушения не менее, чем по двум критериям из указанного списка, или имеющий стойкое ограничение к трудовой деятельности.
Далеко не каждый больной человек признаётся инвалидом. Перед тем, как обратиться с заявлением об установлении инвалидности, необходимо иметь доказательства о том, что патология здоровья носит стойкий характер. Больной долго и безуспешно лечился, в том числе с использованием высоких медицинских технологий. О всех лечебных мероприятиях должны быть записи в амбулаторной карте. Если имели место частые обращения в Скорую, они должны быть тоже зафиксированы. Должны прилагаться и прочие медицинские документы – анализы, справки, выписки, снимки и т. д.
На первом этапе больной должен обратиться к лечащему врачу либо председателю врачебной комиссии при поликлинике с устной просьбой оформить направление на МСЭ. Реже лечащий врач, по своей инициативе, предлагает больному оформить инвалидность. Направление на медико-социальную экспертизу оформляется по форме 0-88/у. Это основной документ, который содержит сведения о состоянии здоровья человека на момент обращения в органы МСЭ. Форма 0-88/у содержит данные осмотров специалистов, анализы, заверяется печатью лечебного учреждения, подписью председателя врачебной комиссии и подписью 3-х врачей учреждения. Следующий этап оформления инвалидности – передача документов на МСЭ. Узнайте телефон регистратуры МСЭ по месту вашего жительства или по месту временной регистрации. Запишитесь на подачу документов. Экспертиза назначается не позже, чем через месяц после подачи документов. На экспертизу нужно прибыть без опоздания строго к назначенному часу. Во время экспертизы врачи не только изучат все приложенные документы, но и проведут независимый осмотр. Врачи могут задать вопросы о социальном статусе, бытовых условиях проживания, о семейном положении, об образовании и трудовых навыках. Не стоит опасаться этих вопросов, так как ответы необходимы для заполнения пунктов специализированной программы. Нередко мнение специалистов МСЭ расходятся с мнением лечащих врачей. Это объясняется тем, что лечащие врачи имеют дело, как правило, с обострением заболевания у пациента. Врачи-эксперты чаще осматривают человека, прошедшего курс лечения и могут диагностировать более лёгкую степень заболевания. Не стоит нервничать и спорить с врачами МСЭ. В случае, когда вы не согласны с решением комиссии, вы можете устно в вежливой форме заявить о своём несогласии председателю комиссии и обратиться с письменной просьбой о назначении переосвидетельствования в Главном бюро МСЭ.
Документы для оформления инвалидности
Документы, которые необходимо иметь при себе, отправляясь на медико-социальную экспертизу:
Инвалидность лежачему пожилому
В ряде случаев развитие патологии или травмы в пожилом возрасте приводит к тому, что человек оказывается прикованным к постели. Оформление инвалидности обеспечит доплату к пенсии, социальные льготы, в которые входит бесплатное получение необходимых медикаментов. При этом процедура имеет некоторые нюансы, так как лежачий больной не в состоянии самостоятельно пройти все этапы процесса. Ему нужна помощь близкого человека или назначенного опекуна, попечителя.
Какую группу может получить лежачий больной
Одной из основных патологий, вызывающих лежачее состояние у пожилых, является инсульт. Нарушение мозгового кровообращения сопровождается сильным головокружением, слабостью в конечностях, проблемами со зрением и речью. Состояние пациента после «удара» продолжительное время нестабильно, поэтому он остается прикованным к постели.
Определение степени инвалидности в этом случае зависит от обширности поражения головного мозга, что влияет на способность человека выполнять какие-либо действия. Высокая вероятность получения бессрочной группы в следующих случаях:
в анамнезе присутствуют различные сердечно-сосудистые патологии, диабет;
Временно присваивают инвалидность после ишемического инсульта, так как утраченные функции обычно восстанавливаются через 2–3 года. Лежачее состояние больного также вызывают серьезные травмы нижних конечностей, позвоночника, головы, тяжелая стадия патологий опорно-двигательного аппарата, параплегии нижних конечностей.
Какую группу назначит комиссия МСЭ, зависит от степени выраженности расстройства, уровня потери человеком трудоспособности.
I группу присваивают инвалидам, у которых показатели дисфункций превышают 80 %. Они не в состоянии самостоятельно выполнять какие-либо действия, нарушена ориентация в пространстве, утрачены способности восприятия, обработки любой информации. Им постоянно нужна медицинская поддержка, сторонняя помощь в быту.
II группу дают при степени выраженности нарушений функций организма в пределах 70–80 %. В случае с инсультом у человека должны быть выявлены стойкие церебральные или двигательные расстройства. Пенсионер не может самостоятельно обслуживать себя, работать.
При инсульте и других патологиях, вызывающих лежачее состояние, III группу дают временно. За 1–2 года комиссия оценивает степень развития патологии, наличие улучшений или ухудшений в самочувствии инвалида.
Особенности получения группы
Сообщить о тяжелом состоянии пациента, необходимости оформления инвалидности должны сотрудники медицинской организации, в которой он проходит лечение. Но такое происходит в редких случаях, поэтому родственники или близкие должны помочь лежачему больному.
В такой ситуации процесс получения направления на МСЭ включает этап обращения к нотариусу для оформления доверенности, которая подтверждает возможность стороннего лица представлять интересы пожилого. На ее основании родственник или опекун после сбора всех документов пишет заявление в органы социальной защиты с просьбой о назначении пенсионеру инвалидности. Затем в клинике, где больной проходит лечение, или у терапевта берет направление на МСЭ.
Обращение к нотариусу
Как уже было сказано выше, специалист в юриспруденции документально подтверждает право родственника или назначенного опекуна выполнять за пожилого все действия, связанные с оформлением группы. Практически в любом городе существует услуга вызова нотариуса на дом, что значительно облегчает процесс получения доверенности. При этом льготы не предусмотрены, так как инвалидность у человека еще не подтверждена.
Для получения документа нужно подготовить паспорта. Если больной не в состоянии адекватно отвечать на вопросы, заметны признаки нарушенного мышления, то нотариус вправе отказать в выдаче доверенности. Для решения проблемы родственникам необходимо обратиться в суд за признанием пенсионера недееспособным. После оформления опекунства можно будет продолжить процесс.
Направление на МСЭ
Лежачему больному проще получить документ во время лечения в стационаре. Родственникам не придется вызывать на дом врачей для проведения необходимых обследований, клинический анализов. Достаточно сообщить заведующему отделения о желании пациента оформить инвалидность, получить выписку и направление на МСЭ с подписью главврача.
Если о возможности оформления инвалидности человек узнает после выписки из стационара, то доверенное лицо обращается к терапевту. С собой нужно иметь паспорта, доверенность, медицинскую карту, выписку с отделения. Врач выдает посыльной лист, в котором указан перечень врачей для осмотра, направления на анализы, диагностические обследования. Все специалисты, оценивающие состояние больного, и лаборанты для забора крови должны приехать на дом к пациенту. При этом загруженности клиник не всегда позволяет высылать людей в сжатые сроки.
Сбор документов
Доверенное лицо лежачего больного представляет терапевту заполненный посыльной лист. Для оформления направления на МСЭ нужно дополнительно представить следующие документы:
оригинал и копии паспортов пациента и его представителя;
заявление на проведение экспертизы;
характеристику с места работы, если пенсионер был трудоустроен;
копию трудовой книжки;
выписку из стационара;
Терапевт оформляет направление на комиссию, оно подписывается главврачом, доверенным лицом пенсионера, передается в отделение МСЭ. Дату освидетельствования назначают не позднее 30 дней с момента регистрации бумаг.
Прохождение МСЭ
Лежачий больной не в состоянии самостоятельно явиться на комиссию, поэтому предусмотрено 3 варианта ее проведения:
В первых двух случаях 3 специалиста осматривают пенсионера, изучают медицинскую документацию, условия труда. При заочном освидетельствовании эксперты оценивают тяжесть состояния больного по предоставленным заключениям врачей, уточняют нюансы заболевания. После совещания комиссия сообщает решение. Для документального подтверждения инвалидности представителю необходимо будет забрать справку о назначении группы, индивидуальную программу реабилитации.
Группа инвалидности лежачего больного зависит от степени тяжести функциональных расстройств. Полученную справку ИПР необходимо передать в Пенсионный фонд и УСЗН для оформления денежной доплаты к пенсии, льгот. В индивидуальной программе указывается перечень необходимых медикаментов, гигиенических и технических средств, которые представитель сможет получить бесплатно.
Возможности для граждан с инвалидностью
Кто может обратиться за услугой:
Поставщики услуги: Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Как получить услугу:
По направлению из поликлиники
Самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (пребывания).
Необходимые документы для предоставления в бюро:
Срок оформления:
Кто может обратиться за услугой:
Поставщик услуги: Пенсионный фонд России.
Как получить услугу:
Вариант 1. Лично обратиться в территориальные органы ПФР или в МФЦ.
Вариант 2. Обратиться к работодателю.
Вариант 3. Отправить документы по почте.
Вариант 4. В сети интернет в личном кабинете на сайтах Пенсионного фонда (www.pfr.gov.ru) или Единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
С 1 января 2022г. назначение пенсии по инвалидности будет осуществляться территориальными органами ПФР в беззаявительном порядке на основании сведений из «Федерального реестра инвалидов».
Необходимые документы:
Срок оформления: 10 рабочих дней (с 1 января 2022 г. – 5 рабочих дней).
Кто имеет право на выплаты:
Поставщик услуги: Пенсионный Фонд России
Как получить услугу:
Ежемесячная выплата назначается территориальным органом Пенсионного Фонда без обращения инвалида на основании сведений из «Федерального реестра инвалидов».
Срок оформления:
10 дней со дня поступления сведений в территориальный орган Пенсионного Фонда сведений об инвалидности.
Кто может получить:
Поставщик услуг:
Как получить услугу:
Вариант 1. В натуральной форме – после установления ежемесячных выплат по инвалидности, «набор социальных услуг» автоматически становится доступным.
Вариант 2. В денежном эквиваленте – до 1 октября подать заявление об отказе на получение в следующем году «набора» в натуральной форме:
Необходимые документы:
Состав набора:
Срок оформления:
Кто может получить:
Поставщик услуги: Фонд социального страхования
Как получить путевку и бесплатный проезд:
Вариант 1. Лично обратиться в территориальный орган Фонда Социального Страхования или в МФЦ (при условии наличия соглашения о взаимодействии с Фондом).
Вариант 2. Лично обратиться в Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).
Вариант 3. Отправить пакет документов по почте.
Вариант 4. В сети интернет в личном кабинете на Едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
Необходимые документы:
Срок оформления:
Кто имеет право на бесплатную парковку:
Как получить услугу:
Подать заявление лично (официальным представителем) в Пенсионный фонд России:
Необходимые документы:
Срок получения: 15 минут.
Кто может воспользоваться:
Поставщики услуги: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и территориальные органы ФСС.
Виды технических средств:
Как получить:
Вариант 1. Лично подойти в территориальный орган ФСС либо МФЦ, территориальный центр социального обслуживания.
Вариант 2. Через Интернет в личном кабинете:
Вариант 3. Отправить пакет документов по почте на адрес территориального органа (адреса региональных представительств можно найти тут fss.ru/ru/address/index.shtml.)
Необходимые документы для получения технических средств реабилитации (ТСР), в том числе протезов, протезно-ортопедических изделий (для ветеранов), и их замены:
Сроки оформления:
Необходимые документы для получения собак-проводников:
Сроки оформления:
В течение 15 дней с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о постановке на учет по обеспечению собакой-проводником. Одновременно с уведомлением высылается направление в организацию для получения собаки-проводника.
Виды услуг:
Необходимые документы для получения услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу:
Сроки оформления:
Не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления и комплекта документов осуществляется постановка инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу и выдается направление в организацию, предоставляющую такие услуги.
Необходимые документы для получения услуг по ремонту ТСР:
Сроки оформления:
Необходимые документы для получения ежегодной денежной компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников собаки-проводника:
Сроки оформления:
В 15-дневный срок с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о назначении компенсации и ее размера.
Выплата компенсации осуществляется в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление. Следующая выплата компенсации инвалиду производится по истечении одного года после получения компенсации за предыдущий год.
Необходимые документы для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (ПОИ) или оказанные за счет собственных средств услуги, а также при оплате проезда к месту нахождения организации для получения ТСР и услуг:
Сроки оформления:
Электронный сертификат – это новый сервис обеспечения ТСР и является дополнением к уже действующим способам обеспечения средствами реабилитации.
Как работает электронный сертификат?
Сервис организован так, что деньги, выделенные на покупку, не перечисляются на карту, а резервируются под каждое ТСР (в соответствии с ИПРА) в бюджете Федеральным казначейством, и напрямую отправляются продавцу при покупке изделия с использованием карты МИР.
Если вам понравилось изделие по цене превышающее номинал сертификата, вы все равно сможете с его помощью оплатить покупку, при этом доплатив из собственных средств только разницу в цене. Единственное условие – изделие должно соответствовать ИПРА.
Если вам положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении.
На каждый вид ТСР выдадут отдельный сертификат, но все сертификаты будут привязаны к одной карте МИР.
Сертификат содержит следующую информацию:
Вид и количество ТСР, которые можно приобрести по сертификату
Максимальная цена за единицу ТСР, которую можно оплатить сертификатом
Срок действия, в течение которого можно использовать сертификат для оплаты ТСР
Как оформить сертификат?
Найдите в «Каталоге технических средств реабилитации» на сайте ФСС ( https://ktsr.fss.ru/ ) необходимый товар.
Сравнить цены на необходимый товар вашего поставщика и других магазинов в таблице «Ценовые предложения» (по вашему региону). Также под фото товара появится средняя цена на товар.
Примите решение о необходимости оформления сертификата.
Если вы по какой-либо причине решили приобрести ТСР другим, традиционным способом, вы можете отказаться от сертификата, подав заявление об отзыве сертификата таким же способом, как подавали на оформление.
Через МФЦ или в территориальном отделении ФСС:
Документ, удостоверяющий личность
Номер карты Мир, выпущенной любым банком
Для оформления через портал Госуслуги : заявление и номер карты МИР
4 шага для оформления инвалидности лежачему пенсионеру
Автор: Нина Логинова. Эксперт в области административного, гражданского, семейного и трудового права. Образование высшее юридическое — окончила Уральский государственный юридический университет, факультет Юстиции. Опыт работы: помощник адвоката, стаж 17 лет. Оказываю юридическую помощь гражданам и организациям — даю консультации, составляю претензии, жалобы, исковые заявления, представляю интересы в суде, правоохранительных и иных государственных органах.. Дата: 9 декабря 2019 Обновление статьи: 09.12.2019. Время чтения 7 мин.
truthseeker08/pixabay
Если лежачий больной может претендовать на статус инвалида, то оформляют нотариальную доверенность на родственника или друга. Он поможет подготовить документы, пройти МСЭ, получить статус и льготы. В случае отказа документы подаются повторно, после чего готовится иск в суд и/или жалоба в прокуратуру, Росздравнадзор.
Оформить инвалидность лежачему больному пенсионеру можно через представителя по доверенности. Для этого потребуется собрать документы и отнести в бюро экспертизы, по результатам которой будет определена степень.
Что даёт инвалидность
Лежачий больной, получивший группу, может пользоваться государственными льготами — получать бесплатные лекарства, ежемесячную денежную помощь, свободный проезд в общественном городском транспорте. Государство безвозмездно оказывает услуги по доставке в медицинские учреждения, предоставляет путёвки на санаторно-курортное лечение, делает скидки на протезирование зубов, оплату счетов ЖКХ и налогов.
Однако лежачему льготнику не приходится ездить на автобусах или отдыхать в санаториях, поэтому он может отказаться от некоторых льгот и получить вместо них денежную компенсацию. Жителям Крайнего Севера добавляют повышенный районный коэффициент.
На заметку! Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова сообщила, что в следующем году социальные пенсии будут проиндексированы на 7% (источник новостной портал eadaily.com).
Региональные власти тоже помогают инвалидам одеждой или продуктами питания, бесплатно устанавливают стационарные телефоны. Точный перечень льгот нужно узнавать в отделении социальной защиты области, в которой проживает пенсионер.
Как получить
Порядок присвоения инвалидности регламентируется Постановлением Правительства РФ №95 от 20.02.2006. Когда гражданину положен такой статус, врачи учреждения, где наблюдается пациент, сообщают об этом. Однако, если они не дают направление, но гражданин понимает, что может оформить группу, нужно поинтересоваться, не пора ли готовить документы.
Фото: truthseeker08/ pixabay
Инвалидность присваивают больным, страдающим:
Процедура отнимет много времени, т. к. подразумевает сбор различных справок. Однако лежачий человек выполнить это не в силах, поэтому делают нотариальную доверенность на того, кто сможет пройти все этапы:
В конце останется дождаться решения о присвоении группы.
Шаг 1. Вызвать нотариуса
Для оформления доверенности требуется личное присутствие больного, поэтому работника палаты вызывают на дом. Услуга платная — около 5 000 руб. (в зависимости от региона).
Нужно иметь при себе паспорта пенсионера и гражданина, на которого оформляется доверенность. Нотариус задаст несколько вопросов, и если будущий инвалид не сможет на них внятно ответить, то ему откажут в заверке документа.
На заметку! Доверенность должна давать право представлять интересы во всех государственных органах, подписывать необходимые документы и получать денежные средства.
Ещё для комиссии понадобится копия трудовой, поэтому сразу попросите об этом нотариуса.
Если больной не может самостоятельно выразить волю, то остаётся признать его недееспособным и назначить опекуна, который сможет действовать в интересах пенсионера. Процедура производится в судебном порядке.
Шаг 2. Получить направление на МСЭ
Фото: fernandozhiminaicela/ pixabay
Врач ознакомится с историей болезни и даст направление к профильным специалистам. К лежачему они будут приходить домой, осматривать и брать анализы. Кал и моча относится в лабораторию поликлиники доверенным лицом.
Шаг 3. Подготовить документы
Следующим этапом будет собрать необходимые бумаги для предоставления в бюро:
Сроки рассмотрения — 30 дней. Собрать бумаги нужно в течение 10 суток с момента получения направления от врача.
Шаг 4. Пройти МСЭ
После подачи документов назначается дата проведения осмотра. Для лежачих он проводится дома. Однако следует подтвердить невозможность транспортировать человека справкой от врачебной комиссии из поликлиники.
Фото: Alterfines/ pixabay
Если работники учреждения назначили проведение в стационаре, то родственникам придётся доставить больного своими силами. Представитель должен присутствовать на процедуре.
Для граждан, проживающих в отдалённой сельской местности или находящихся в тяжёлом состоянии, экспертиза может быть проведена заочно (раздел 4 ПП РФ №95 от 20.02.2006).
На комиссии специалисты оценивают общее состояние пенсионера и по критериям, приведённым в Приказе Минтруда и социальной защиты РФ №1024н от 17.12.2015, определяют соответствующую степень.
Таблица 1. Группы инвалидности
Наименование | Описание |
I | Не может себя обслуживать, ходить, ориентироваться в пространстве |
II | Передвигается на коляске или с костылями. Ему требуется частичная помощь в самообслуживании. Может работать или учиться только в специализированных учреждениях |
III | Ухаживает за собой, ходит и работает, но ввиду болезни затрачивает на это больше времени |
Чем меньше группа, тем серьёзнее положение человека. К сравнению, граждане третьего типа могут полноценно жить, тогда как инвалиды первой группы прикованы к коляске или кровати.
На основании показателей для больного разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которую включаются мероприятия по улучшению состояния человека — назначаются медикаменты, занятия на тренажёрах, технические и гигиенические средства, даются рекомендации по условиям труда.
Важно, чтобы в программу были включены подгузники, которые необходимы лежачим — по справке их можно будет получить бесплатно.
Сроки вынесения решения составляют до недели, однако в большинстве случаев результат известен уже в день экспертизы. Заключение комиссии оформляется в 2 экземплярах, один из которых выдаётся представителю пенсионера.
Срочность
Инвалидность устанавливается на год. Далее требуется повторная экспертиза, на основании которой статус будет продлён, степень изменена или совсем снята.
В следующих ситуациях, когда реабилитировать невозможно, группу присваивают навсегда:
В остальных случаях пожизненное присвоение происходит по прохождению 3—4 освидетельствований, когда динамика улучшений отсутствует.
Особенности оформления при инсульте и онкологии
После приступа человеку требуется долгая реабилитация в больнице, поэтому родственникам важно успеть сделать инвалидность во время пребывания в стационаре. Пока он там, можно быстро получить нужное направление и произвести необходимые осмотры.
Фото: Parentingupstream/ pixabay
Постинсультное состояние члены комиссии оценивают по следующим критериям:
Если пациент может самостоятельно передвигаться или посещать туалет, то первоначально ему дают 2 или 3-ю степень. По истечении года потребуется пройти переосвидетельствование.
Получить группу страдающим онкологией можно только после 4 месяцев нахождения на больничном.
Если отказали
Иногда по решению членов комиссии статус не присваивается. Если пенсионер и его представитель не согласны с решением, они могут его оспорить.
Для этого повторно собираются документы и подаются в главное управление МСЭ. Рассмотрение происходит в течение 3 дней, после назначается независимая врачебная комиссия. В случае одобрения присваивается группа и выдаётся соответствующее заключение.
В ситуациях, когда вышестоящая коллегия неправомерно отказала, родственники могут пойти в суд. Срок давности — 3 года. Составляется исковое заявление, к нему прикладываются подтверждающие документы. В процессе будет назначена ещё одна экспертиза в учреждении, которое выберет судья. Заключение врачей станет основой для принятия решения.
Кроме суда можно подать жалобу в Росздравнадзор и прокуратуру.
Оформление льгот
Когда больной получает статус инвалида, ему необходимо получить причитающуюся помощь от государства. Для этого предоставляют следующие документы:
Представитель подаёт бумаги в отделение ПФР или многофункциональный центр «Мои документы». При одобрении государство уже со следующего месяца начинает оказывать помощь.
Видео: как определить инвалидность
В сюжете программы «Открытый диалог» руководитель бюро рассказывает о проведении МСЭ для присвоения группы. Предоставлено каналом «ТРК Белореченск».