движение как фундаментальное свойство бытия формы движения материи движение и развитие
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение – это способ существования материи. Существовать, значит двигаться.
Источником движения является, с точки зрения диалектики, борьба внутренних противоположностей (мир бесконечен, в нем нет ничего внешнего). Отсюда, движение – это самодвижение.
Метафизики не признают противоречивости мира, считая противоречия результатом нашего незнания. Материалисты-метафизики были деистами и считали, что Бог дал материи первотолчок, а дальше она сама развивается. Т.е. источник движения материи находится вовне.
.Движению как свойству материи, как единственному способу ее существования характерны те же свойства, что и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д.
Итак, Движение – есть философская категория, обозначающая всеобщую способность, свойство материи (вещей и процессов) изменяться.
Движение само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя.
Покой – не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки…
Из этого можно сделать вывод для нашей профессиональной деятельности: обучая ребенка, необходимо вводить моменты повторения, как моменты устойчивости, сохранения, покоя. Иначе ребенок ничего не усвоит – поток знаний уничтожит самого себя, т.е. не будет движения знаний, не появятся новые знания.
Покой столь же всеобщ по отношению к материи, как и движение. И все же он – лишь момент движения, поэтому по отношению к движению – покой относителен.
Итак, движение – это всегда изменение, изменение чего-либо. Не бывает движения самого по себе.
Формы движения материи.
Разным материальным носителям, принадлежащим разным уровням организации материи, присущи разные формы движения материи, со своими закономерностями. Но все они взаимосвязаны.
Классификацию их дал Энгельс, на основе следующих критериев:
— физическую: макротела, атомы, элементарные частицы и др.; сегодня ее расширяют за счет таких форм движения как квантово- механическая и звездно-галактическая. Это все физические процессы;
— биологическая: ее носители – сложные органические молекулы (белки, РНК, ДНК), организмы, популяции, экосистемы, биосфера. Это обмен веществ, адаптация, мутации, процесс эволюции и т.п.
— социальная: ее носители – человек, семья, другие социальные группы, государство, общество. Это все процессы происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания. Специфика ее в том, что на этом уровне материальная система существует в единстве с сознанием. Благодаря сознанию, человек может сознательно управлять своей деятельностью, развитием.
Взаимосвязь высших и низших форм движения материи
Высшие формы движения материи базируются на низших, включают их в себя в преобразованном виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения материи нельзя сводить к низшим, т.к. каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические закономерности.
Поставим вопрос так: чтобы познать работу живого организма, надо ли знать законы физики и химии? – да! Но достаточно ли их, чтобы сказать, что мы познали живое? – Нет, т.к. живой организм подчиняется своим, биологическим закономерностям.
Сведение высшего к низшему называется редукционизм. Это метафизический подход, так как не учитывает качественных изменений, ставит разноуровневые процессы на один уровень и тем самым пренебрегает развитием, как переходом от низшего к высшему.
Знание высших форм движения, их закономерностей, позволяет лучше понять и низшие.
Следует отметить, что науке не известны объекты, обладающие одной формой движения. Все возникшие формы движения материи существуют взаимосвязано. Так, экологические проблемы подчеркивают связь природы и общества.
26. Движение, как фундаментальное свойство бытия. Движение и развитие. Модели развития.
Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».
Со времен античности сложились три основных моделей понимания движения и его роли в мировом процессе.
Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего.
Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении.
Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность.
В самом общем виде выделяют два основных типа движения.
1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы называют функционированием
2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием. Развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития:
1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд)
2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека). В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития.
Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.
1.механический, (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность.
2.телеологический (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме
3.статистический – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив.
Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.
Движение и развитие как атрибуты бытия.
Динамическая организация материального мира проявляется в важнейшем атрибутивном свойстве материи – ее изменяемости. Свойство это состоит в том, что любое конкретное явление (и материальное, и идеальное) находится в постоянном изменении, которое выступает способом его существования. Иными словами, бытие существует, только изменяясь. В онтологии изменение как специфика и способ бытия описывается с помощью категорий движение, покой, развитие.
Движение
В античной философии было широко распространено стихийное понимание движения как всякого превращения вещи, ее изменения (Гераклит: «Все течет, все изменяется»)
В Новое время с появлением и развитием классической механики движение понимается механистически ― как перемещение тел в пространстве.
В современной философии категория движения обозначаетвсеобщее свойство сущего изменяться, непрерывно переходить из одного состояния в другое.
Следовательно, способ бытия мира состоит в том, что и весь мир, и любое сущее, входящее в него, могут существовать только в постоянном движении, изменении.
Характеристики движения материи:
· движение – способ существования материи и поэтому неразрывно связано с ней;
· источник движения находится в самой материи (им являются заложенные в ней внутренние противоположности, их единство и борьба);
· движение несотворимо и неуничтожимо (как и материя);
· движение всеобъемлюще и универсально (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физиологические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки; осуществляется круговорот веществ в природе; постоянно развивается общество; Земля и другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца; звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);
· движение противоречиво, поскольку оно есть единство изменчивости и стабильности, непрерывности и прерывности, абсолютности и относительности, сотворимости и уничтожимости, несотворимости и неуничтожимости;
· проявлением противоречивости движения выступает покой: изменения, непрерывно происходящие с вещами и явлениями, всегда ограничены какими-то рамками (любое сущее в процессе движения так или иначе в чем-то сохраняется и не теряет своей индивидуальности, пока оно существует); поэтому способ бытия мира (и каждого сущего) состоит не только в движении, но и в покое, точнее – в единстве движения и покоя. Покой – свойство сущего обладать относительной устойчивостью, определенностью, стабильностью.
· движение постоянно и абсолютно: оно существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.
Формы движения материивыражают специфику процессов изменения материальных образований и относятся к конкретным уровням организации материи. Критерием выделения отдельных форм движения является наличие специфического материального носителя. Выделяютсяследующие основные формы движения материи: механическая; физическая; химическая; биологическая; социальная.
Возможна и более детальная классификация форм движения: квантово-физическая, молекулярно-физическая, геологическая, кибернетическая и др. Применительно к духовной реальности можно говорить об идеальном движении, т.е. изменении чувств, мыслей, понятий, идей и т.п.
Иерархия и взаимосвязь форм движения:
· высшие формы движения возникают на основе более низких форм, включают их и подчиняют себе;
· при этом высшие формы движения не сводятся к сумме предыдущих;
· одно и то же сущее может участвовать одновременно в разных формах движения.
Выделяют два типа движения:
1) движение, при котором изменяютсяотдельные свойства предмета, однако сохраняются его качества (например, стареют, изнашиваются вещи);
2) движение, изменяющее качество предмета (например, изменение генофонда биологического вида приводит к появлению нового вида с вымиранием прежнего).
Развитие
Движение, связанное с качественным изменением предмета, называют развитием.Развитие – особый вид движения, при котором происходят закономерные необратимые качественные изменения. Поэтому всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие.
Выделяют следующие формы развития:
а) прогресс – развитие, связанное с изменением качества предметов, с появлением новых,более совершенных качественных состояний, в которых развертываются скрытые потенциальные возможности прежних качественных состояний;
б) регресс – развитие, связанное с появлением новых,ухудшающихся качественных состояний, в которых проявляются черты деградации и упадка;
в) одноплоскостное развитие – развитие (чаще всего в неживой природе), при котором происходит изменение качества предметов, но отсутствуют прогресс или регресс.
Вопросы и упражнения
1. Какой смысл вкладываете Вы в понятия «движение», «развитие», «прогресс»?
2. В чем состоит противоречивость движения?
3. Движение абсолютно: почему? Движение относительно: почему?
4. Раскрыть самостоятельно сущность основных форм движения.
5. Приведите примеры одноплоскостного развития.
6. Покой относителен: почему? Может ли покой быть абсолютным?
7. Какое положение представляется Вам более точным и почему?
А. Движение и покой не связаны между собой.
Б. Всякое движение стремится к покою и заканчивается им.
В. Движение всегда абсолютно, покой только относителен.
23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
Движение в философии — это всякое изменение вообще.
В это понятие входят:
1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).
2. Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).
3. Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).
4. Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).
5. Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).
6. Изменения в форме (изменение внешнего очертания).
7. Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).
8. Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т. д. групповых или парных взаимодействий)
и т. д. и т. п., то есть движение — это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.
Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.
В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.
Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.
Таким образом, движение есть:
1. Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.
2. Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.
3. Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).
Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:
1. Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости (материализм),
2. Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).
Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.
При этом в их системах допускается тот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.
Материализм же полагает, что движение — это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут, присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.
Ведь, если движение — это способ существования материи, если движение — это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.
Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.
Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:
1. Становление — это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.
Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.
Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.
Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.
2. Изменение — это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.
Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.
Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах — в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.
3. Развитие — это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.
Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).
Развитие бывает:
— эволюционное — медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и
— революционное — быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.
По своему направлению развитие бывает:
— прогрессивным, так называемым, «восходящим» — в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;
— регрессивным, так называемым, «нисходящим» — в направлении, противоположном прогрессу.
В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.
Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения. Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.
Формы и виды движения:
1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т. д. и т. п.
2. Материальные формы движения материи представляют собой:
— механическое движение — пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.
Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т. д. и т. п.
— квантово-механическое движение — характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.
Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т. д.
— физическое движение — процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.
Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т. д.
— химическое движение — образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.
Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т. д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.
— биологическое движение — процессы живых организмов.
Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т. д.
Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемые сложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т. д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга.
АТРИБУТ — неотделимое свойство.
ДВИЖЕНИЕ — в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма — способ существования материи.
ИДЕАЛИЗМ — течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.
МАТЕРИАЛИЗМ — течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.
МАТЕРИЯ — то, из чего вещественно состоит мир.
РАЗВИТИЕ — целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.
ИЗМЕНЕНИЕ — превращение объекта, системы или явления в нечто другое.
ПРОГРЕСС — восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.
ПСИХИКА — совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир.
РЕГРЕСС — нисходящее развитие, противоположное прогрессу.
СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ЭВОЛЮЦИЯ — медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Тема абсолютно несложная, кроме одного момента, где заявляется, что становление — это есть постоянный переход бытия в небытие. Здесь часто возникает серьезное недоумение относительно привычного уже к этому этапу знания, что небытия не бывает, и — в какое же тогда небытие переходит бытие?!
Небытия, действительно, не бывает и понятие «переход в небытие» здесь относится лишь к качественным характеристикам того или иного этапа бытия, которые в процессе становления исчезают из состава бытия. Вот это запомним, и именно так будем понимать постоянный переход бытия в небытие — по факту исчезновения некоторых качественных характеристик бытия в процессе его становления.
Само бытие никуда и ни в какое небытие не переходит и не может переходить. Исчезают, то есть переходят в небытие, только те или иные его качественные характеристики. В этом заявлении диалектики о постоянном переходе бытия в небытие больше литературщины, чем действительно философии, но, поскольку оно традиционно принимается, то его следует традиционно озвучивать.
При этом, чтобы легче понимался этот небольшой парадокс, порожденный терминологией, следует понять, что бытие всякий раз переходит в небытие не вперёд по своему движению в становлении, а назад, по факту исчезновения своего прежнего вида. Бытие отваливается в хвостовой части своего становления своими отмершими частями в небытие, как отваливается и исчезает в черном космосе сгоревшая ступень ракеты.
Точно также можно сказать, что тот девятилетний мальчик, который во втором классе не хотел учить математику, перешел в небытие, потому что из него сейчас получился вот этот вдумчивый читатель, который проникает в философские вопросы движения. В этом смысле любой человек — это тоже единство бытия и небытия, и в нём тоже постоянно совершается переход из бытия в небытие: побрился, умылся, и вот уже ушло в небытие это небритое и неумытое бытие. Литературщина.
То есть, диалектика на вопрос, который можно было бы и не задавать, но который задается — «а куда уходят старые качественные характеристики бытия, когда оно изменяется?», отвечает — «в никуда, то есть в небытие, потому что их нет, и пусть кто-нибудь поспорит с этим фактом». С фактом не поспоришь, но из него можно раздуть нечто, абсолютно его превышающее по его значению, то есть вывести из этого факта, что постоянное изменение бытия (становление) — это есть единство бытия и небытия, заключающееся в постоянном переходе бытия в небытие.
Читайте также
2. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ
2. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ Способом существования бытия является движение.В широком смысле движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут (т. е. неотъемлемое всеобщее свойство). Учение об атрибутивности движения было
Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство
Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство Опровергая порочный метод Дюринга, его пресловутый «новый способ мышления», Энгельс обращает специальное внимание на проблему единства мира, которая трактовалась Дюрингом в духе, близком
Материя и движение. Формы существования материи
Материя и движение. Формы существования материи Значительное место в работах Энгельса по диалектике природы и естествознания уделено философскому анализу категории «материя» и понятию «формы существования материи». Ввиду того, что в рассматриваемый период имело место
Принципы действия материи; притяжение тел и движение планет, объясненные из этих принципов
Принципы действия материи; притяжение тел и движение планет, объясненные из этих принципов О ПРИНЦИПАХ ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИИРаздел I. О существенных свойствах и различиях вещей1. У нас нет знания о субстанциях, или о чем-либо сущем, или о какой-либо вещи, отделенного от действия
2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали
2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали Но самосознание, которое прежде всего есть дух лишь непосредственно и согласно понятию, вышло из этого счастливого состояния, когда оно достигло своего определения и живет в нем, — или же оно его
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303]
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303] Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения
[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК]
[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК] * * *Causa finalis [Конечная причина. Ред.] — материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все
Основные формы движения
Основные формы движения <289>Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения
[Формы движения материи. Классификация наук]
[Формы движения материи. Классификация наук] * * *Causa finalis[272] – материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все вещества, хотя и
3. МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ?
3. МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ? Использование философским идеализмом новой физики или идеалистические выводы из нее вызываются не тем, что открываются новые виды вещества и силы, материи и движения, а тем, что делается попытка мыслить движение без материи. Вот этой-то
ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ СИЛ
ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ СИЛ Рассмотрим теперь, как движение — объясняет суть и наличие сил. Во Вселенной, теоретически — должно существовать безграничное разнообразие всевозможных сил. Однако все силы, по своему действию — могут быть разделены всего на два