Эмир кустурица кто это такой
Эмир Кустурица
Биография
Эмир Кустурица – человек-легенда, «балканский Феллини». История жизни и карьерного роста культового кинорежиссера, а впоследствии и музыканта Эмира Кустурицы представляет собой яркую картину. Этот человек за свою жизнь успел добиться успеха и славы во многих отраслях.
Детство и юность
В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.
С раннего детства маленький Эмир был вовлечен в искусство. Ему нравилось смотреть фильмы, бывало, даже приходилось прогуливать школу, дабы наслаждаться просмотром любимых кинолент. Еще тогда мальчик знал, что свяжет свою жизнь с кинематографом.
Фильмы и музыка
В социалистической Югославии воплотить мечту было крайне сложно. Поэтому после окончания школы юноша поехал поступать в пражскую Академию исполнительских искусств на факультет «Кино и телевидение». Образование в этом вузе ценилось в Европе, ведь его заканчивали Милош Форман, Иржи Менцель и Горан Паскалевич.
Параллельно с учебой Кустурица уже готовил материал для первых фильмов. Премьерные короткометражные ленты «Часть правды» и «Осень» были выпущены в 1971 и 1972 годах. Заканчивал киноакадемию Кустурица дипломной работой – фильмом о Второй мировой войне «Герника», который попал на молодежный кинофестиваль в Карловы Вары и получил премию. В кинокартине затрагивались темы фашизма и антисемитизма.
После окончания вуза в 1977 году Эмир вернулся в родной город Сараево и там работал на телевидении – снимал короткометражки. А вот в свободное от работы время парень играл на гитаре в местной рок-группе – музыка была его хобби.
В 1978 году снята кинолента «Невесты приходят», которая так и не была показана на экране из-за существовавшей в то время цензуры. В средине 1979 года вышел телефильм «Кафе Титаник», также посвященный теме войны.
Джонни Депп и Эмир Кустурица
Однако полнометражным дебютом в фильмографии Кустурицы можно считать фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?», который был показан в 1980 году. В фильме впервые использовался боснийский диалект. Лента была отмечена премией Венецианского фестиваля.
1984 год стал знаменательным по причине съемки фильма «Папа в командировке», который показывает историю послевоенных времен в Югославии. Этот фильм сделал Эмира обладателем приза ФИПРЕССИ и «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. Кинокартина была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус», а Эмир Кустурица получил статус режиссера с мировым именем.
«Время цыган» 1989 года выпуска снят на цыганском языке, фильм удостоил своего создателя звания лучшего режиссера.
Еще одним увлечением кинорежиссера и музыканта было преподавание в киношколе, из которой Эмира уволили, как только узнали о музыкальной деятельности. А в 90-х годах режиссер стал участником панк-рок-группы Zabranjeno pušenje, которая просуществовала недолго.
Вскоре Кустурицу пригласили стать преподавателем в Колумбийском университете, и он, не раздумывая, согласился на это предложение. Здесь один талантливый студент Дэвид Аткинс написал сценарий, который был доработан Эмиром и экранизирован в 1992 году под названием «Аризонская мечта». Главные роли в нем исполнили Джонни Депп и Фэй Данауэй. Создание фильма растянулось на длительный период, но работа так и не получила признания критиков, хотя и была удостоена премии «Серебряный медведь». Это первый и последний фильм, который был снят на территории Америки.
В своей книге «Некоторые не попадут в ад» Захар Прилепин написал о нетленности этого фильма, который писатель посмотрел в молодости, а спустя 12 лет – еще раз, и лента снова его зацепила:
«А у него, у этого серба, всё время как раз рыба плавала через экран – и я за ней, ничего не поделаешь, послушно следовал всякий раз, – с разницей в двенадцать лет! – ничего не помогало, не было никакого разочарования».
В 1992 году в Сербии началась война, родительский дом в Сараево был изувечен. На почве происходящих событий от сердечного приступа умер отец режиссера.
Ингеборга Дапкунайте и Эмир Кустурица.
В 1995 году кинокартина «Андеграунд» получила «Золотую пальмовую ветвь». Однако после экранизации фильма режиссера стали считать монстром, его мать из-за этих событий была вынуждена переехать жить в Черногорию.
Комедия «Черная кошка, белый кот» была отснята в 1998 году. А после экранизации документального фильма «Истории на супер 8» в кинокарьере режиссера наступила пауза, ведь Эмир с головой погрузился в музыкальную деятельность. А также попробовал себя в роли актера.
В 2000-х годах деятельность рок-группы Zabranjeno pušenje была восстановлена. Только теперь коллектив носил название The No Smoking Orchestra, где Кустурица выступает в роли вокалиста и музыканта, исполняя популярные песни. А в 2011 году ему пришлось собственной персоной сняться в фильме «Пеликан».
Картина «Жизнь как чудо» увидела мир в 2004 году, сюжетная линия фильма затрагивала тему войны на Балканах. В 2005 году кинорежиссер стал членом жюри Каннского фестиваля.
Фильм Эмира Кустурицы посвящен невероятной истории жизни Диего Марадоны — великого футболиста, чемпиона мира, борца с.
2007 год ознаменован фильмом «Завет», который по доброй традиции принимал участие в Каннском фестивале, но приз так и не получил. В следующем году была запущена документальная кинолента «Марадона» о футболисте Диего Марадоне. Будучи в Каннах, звезда футбола и кинорежиссер сделали несколько пасов друг другу футбольным мячом прямо на красной дорожке фестиваля.
Далее вышел фильм «Война и любовь, или Любовная трилогия». В сентябре 2016 года была представлена лента «По млечному пути». Главную женскую роль в фильме исполнила Моника Беллуччи, ее партнером выступил сам режиссер. Пара получилась очень колоритной – красивая итальянка модельной внешности и сербский молочник ростом 191 см. 20 ноября 2016 года Эмир Кустурица в музыкальном российском ток-шоу «Соль» анонсировал московскую премьеру этой киноленты.
Биография кинорежиссера наполнена яркими красками и непревзойденными киноработами, стиль которых кинокритики определили как «балканское барокко». Друг режиссера, композитор Горан Брегович написал несколько саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы.
За что Эмир Кустурица ненавидит Голливуд, какой язык Моника Белуччи выучила ради известного режиссера и почему он сам.
На кино и музыке творчество знаменитого режиссера не останавливается. В 2012 году Кустурица выпустил первую книгу – автобиографию, которую иногда называют по одной из глав «Смерть – это непроверенный слух». Следующей книгой, выпущенной тремя годами позже, стал сборник рассказов «Сто бед». В Европе произведение произвело фурор. Со свойственным Эмиру юмором автор переплел комедию с трагедией, темы патриотизма, политики и сложностей взросления сдобрил интересными балканскими традициями и нестандартным полетом собственной фантазии.
В начале июня 2017 года Эмир Кустурица попал в аварию на дороге. ДТП произошло в Сербии. Водитель «Мерседеса», в котором находился режиссер, не справился с управлением. Эмир получил незначительные повреждения, а уже спустя месяц выступал с концертом в Крыму. У «The No Smoking Orchestra» вышел альбом «Corps Diplomatique».
Кустурица часто наведывается в Россию. Он побывал в Костроме, Угличе, а летом 2018 года вновь появился в городах Крымского полуострова.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера сложилась благополучно. Более 30 лет Эмир Кустурица находится в законном браке с женой Майей Кустурицей. Супружеская пара является учредителями и совладельцами кинокомпании Rasta Films. Именно эта студия занималась производством кинолент режиссера.
За время семейной жизни Эмир успел обзавестись двумя детьми: сын Стрибор и дочь Дуня. Сын пошел по стопам родителя и стал ударником в музыкальном коллективе «The No Smoking Orchestra», а также снялся в фильмах отца «Жизнь как чудо» и «Завет».
В 2005 году режиссер принял православие. Его имя в крещении – Неманя. На родине Кустурица заложил и построил храм Саввы Сербского. Церковь расположена недалеко от той деревни в Сербии, которую режиссер выстроил на свои средства. Открытие туристического сельского центра Дрвенград состоялось вместе с премьерой картины «Жизнь как чудо». Улицы поселения Эмир назвал в честь людей, которыми восхищается – Николы Теслы, Федерико Феллини, Ингмара Бергмана, Брюса Ли, Андрея Тарковского и других. Никита Михалков признался, что хотел бы построить такую же деревню в России. Кустурица тоже отдал дань уважения российскому коллеге, заметив:
В 2010 году семья Эмира Кустурицы испытала давление со стороны СМИ, когда сербскому режиссеру приписали близкие отношения с российской актрисой Ингеборгой Дапкунайте. Но вскоре слухи развеяли роман и брак артистки с предпринимателем.
Эмир Кустурица любит приезжать в Россию, считая ее братской страной. Режиссер даже говорит по-русски, но, как сам утверждает, его словарного запаса хватает только на общение с гостиничными сотрудниками. Неоднократно режиссер становился гостем юмористической передачи «Камеди Клаб». После презентации картины «По млечному пути» в Москве побывал вместе с Моникой Беллуччи в студии шоу «Вечерний Ургант».
Эмир Кустурица сейчас
Одной из последних работ Кустурицы в качестве актера стал фильм российского производства режиссера Андрея Волгина «Балканский рубеж», основанный на реальных событиях, произошедших во время противостояния Албании и Югославии в 1999 году:
Продолжением сотрудничества с Россией стал клип «Все сразу», снятый Эмиром для петербургской группы «The Hatters», где режиссер повторил атмосферу картин «Время цыган» и «Черная кошка, белый кот».
#кустурица #эмиркустурица #ктоткойэтоткустурица #деньрождения #фильм #ноусмокингоркестр #kusturica #коронавирусстоп.
В апреле 2020 Кустурица пригласил в построенную им деревню Дрвенград российских военных, которые помогали Сербии в сложной эпидемиологической ситуации в борьбе с коронавирусом. Ответный визит он нанес в июне, присутствуя на параде в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Эмир Кустурица вместе с «The No Smoking Orchestra» должны были принять участие в праздничном концерте-маскараде в Москве в Music Media Dome 26 декабря. В качестве принимающей стороны от российского музыкального бомонда пригласили выступить Гарика Сукачёва. Однако в связи с распространением пандемии выступление балканских музыкантов перенесли на март-2021.
Прикоснуться к творчеству Кустурицы российскому зрителю удалось благодаря концерту оркестра балканской и цыганской музыки «Exilados» в московском Доме Музыки. Артисты исполнили саундтреки из фильмов знаменитого сербского режиссера, наполненные традиционными мотивами.
Эмир Кустурица
Эмир Кустурица (серб. Емир Кустурица). Родился 24 ноября 1954 года в Сараево (ФНРЮ). Югославский и сербский кинорежиссёр, отмеченный наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах. Кавалер ордена Почётного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской. Кроме работы в кино, Кустурица известен как участник фолк-рок группы The No Smoking Orchestra.
В возрасте 18 лет уехал из Сараево получать образование. Местом его обучения стал факультет кино и телевидения престижной Академии исполнительских искусств (FAMU) в Праге (Чехословакия), выпускниками которого в разное время были Милош Форман, Иржи Менцель и Горан Паскалевич.
Вернувшись в Сараево, создал два фильма для местного телевидения.
В 1978 году он поставил фильм «Невесты приходят» (сербохорв. Nevjeste Dolaze), который, однако, так и не был выпущен на экран из морально-этических соображений. Позже Кустурица в интервью, опубликованном в книге Le petit livre d’Emir Kusturica, говорил о том, что снять этот фильм было самым смелым поступком в его жизни, так как затрагиваемые в картине темы были табуированы в социалистической Югославии. С фильма «Невесты приходят» началось сотрудничество Кустурицы с оператором Вилько Филачем.
Фильм принес Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, а также номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Милош Форман, вручивший как председатель жюри «Золотую пальмовую ветвь» югославу, назвал Кустурицу главной надеждой европейского и мирового кино.
Примерно в то же время режиссёр начал играть на бас-гитаре в сараевской панк-рок-группе Zabranjeno pušenje, которая вскоре временно прекратила своё существование.
Уже имевший опыт преподавания в киношколе в Сараеве (из которой режиссёра уволили после того, как он стал участником Zabranjeno pušenje), Эмир Кустурица был приглашен Милошем Форманом читать лекции в Колумбийском университете.
Сценарий, написанный студентом Кустурицы Дэвидом Аткинсом, после небольшой доработки лёг в основу англоязычного фильма «Аризонская мечта» (англ. Arizona Dream, 1993), в котором снялись Джонни Депп и Фэй Данауэй. На создание картины ушло очень много времени, и дата премьеры неоднократно переносилась. Получившийся фильм провалился в прокате, хотя получил в основном положительные отзывы кинокритиков и был удостоен премии «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. Позже Кустурица заявил о том, что не хочет больше работать в Голливуде.
Фильм вышел на экраны в 1995 году. В этой новой своей режиссёрской работе Кустурица связал прошлое своей страны с эпизодами новейшей истории (начало войны на Балканах). Реакция критики на картину была неоднозначной, и Кустурица, решив, что его не поняли, даже заявлял, что уходит из кинематографа. Тем не менее, «Андерграунд» принёс ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля в Каннах, и Кустурица стал четвёртым режиссёром, дважды завоёвывавшим этот приз (после Альфа Шёберга, Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста; позже это достижение повторили Сёхэй Имамура, братья Дарденн, а также Михаэль Ханеке).
Спустя три года Кустурица вновь вернулся к цыганской теме. В отличие от «Времени цыган», его новый фильм «Чёрная кошка, белый кот» (серб. Црна мачка бели мачор, фр. Chat noir, chat blanc, 1998), выросший из проекта о цыганской музыке для немецкого телевидения, был комедией.
Картина была фаворитом Венецианского кинофестиваля в 1998 году, но не получила главного приза, хотя Кустурица был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Сотрудничество с Гораном Бреговичем Кустурица прекратил после «Андерграунда», и музыку к «Чёрной кошке. » написал Нелле Карайлич, который незадолго до начала работы над фильмом создал свою версию сараевской рок-группы Zabranjeno Pušenje (в которой он был вокалистом и соавтором песен) под новым названием The No Smoking Orchestra и уже успел выпустить альбом Ja nisam odavle, посвящённый жертвам войны 1992-1995 годов в Югославии.
Фильм «Жизнь как чудо» был представлен на 57-м Каннском кинофестивале, но получил лишь приз французской системы образования. Тем не менее, без наград картина не осталась: за «Жизнь как чудо» Кустурица был удостоен французской премии «Сезар».
Восьмой полнометражный фильм Кустурицы, премьера которого состоялась в мае 2007 года, получил название «Завет» (серб. Завет, англ. Promise me this; в некоторых источниках можно встретить русскоязычное название «Обещай мне это» или «Обещание»). С этой лентой Кустурица участвовал в конкурсе 60-го Каннского фестиваля, и, в пятый раз приняв участие в этом престижном киносмотре, впервые не получил ни одного приза.
26 июня 2007 года состоялась премьера панк-оперы «Время цыган», написанной музыкантами The No Smoking Orchestra по мотивам одноименного фильма.
В 2008 году вышел документальный фильм «Марадона» о знаменитом аргентинском футболисте Диего Марадоне. Премьерный показ состоялся на 61-м Каннском кинофестивале.
Эмир Кустурица и Диего Марадона
В 2016-м вышел фильм Эмира Кустурицы «По Млечному пути» с Моникой Белуччи в главной роли.
Эмир Кустурица и Моника Белуччи
Личная жизнь Эмира Кустурицы:
Эмир Кустурица с женой Майей
Эмир Кустурица с женой Майей и дочерью
В 2005 году Эмир Кустурица в монастыре Савина принял православие под именем Неманя. Режиссёр утверждает, что его дальние предки были православными сербами, и, таким образом, принятие им христианства стало актом возвращения к истокам. По его словам, христианин должен пытаться сделать мир более гармоничным, и именно такую цель преследует Кустурица в своих фильмах.
Режиссёр вместе со своей женой Майей уже успел стать ктитором Храма во имя святого Саввы Сербского в построенной по его собственному проекту деревне на Мокрой горе. Храм был освящен 23 января 2005 года епископом Жичским Хризостомом.
21 января 2010 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония вручения Кустурице премии Международного общественного фонда единства православных народов имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества».
Политическая позиция Эмира Кустурицы:
Кустурица часто подвергается нападкам за свои политические взгляды. В частности, режиссёр известен тем, что является противником распада Югославии, и, несмотря на то, что этой страны уже не существует, продолжает называть себя югославом. Он заявлял, что ранее считал себя социал-демократом, но признал свой анархизм после того, как на это во время съёмок «Аризонской мечты» указал некий американский продюсер.
В 2007 году Кустурица на парламентских выборах в Сербии поддержал правую Демократическую партию Сербии, а позже вместе с другими сербскими деятелями культуры принял участие в акции против отделения края Косово от Сербии.
Также известен монархическими симпатиями, является членом Коронного совета при главе Королевского Дома Сербии Престолонаследнике Александре Карагеоргиевиче.
Эмир Кустурица и Дмитрий Медведев
В конце июля 2015 года в Киеве должен был состояться концерт «Любовь спасет мир» в честь годовщины Крещения Киевской Руси и смерти князя Владимира, в котором собирался принять участие и Кустурица со своей группой.
Однако Министерство культуры Украины обратилось в МВД и СБУ с просьбой запретить выступление Эмира Кустурицы в Киеве за его «неоднократную публичную поддержку оккупационной политики России по отношению к Украине и аннексии Крыма». В результате концерт был отменён, а Кустурица, комментируя действия украинских властей, предположил, что подобные запреты вероятно бывали в период сталинизма и заявил, что смена власти на Украине стала результатом «определённого заговора, привезшего на майдан убийц, убивающих своих, даже активистов и полицейских».
Фильмография Эмира Кустурицы:
«Я никогда не был счастлив». Три дня с Эмиром Кустурицей
К концу первого дня организованного им музыкального фестиваля «Большой» в Дрвенграде Эмир Кустурица, наконец, появляется на публике. Потертый демиург: длинные седые пряди волос, пустой взгляд, пиджак-балахон — Кустурица выглядит бесконечно уставшим. Настолько, что поначалу никто из приехавших не решается к нему подойти. Те, кто все-таки перехватил профессора (как его здесь называют) по дороге, напряженно пересказывают друг другу то, что услышали в ответ на предложение поговорить: не сейчас, потом, отстаньте. Ассистенты режиссера заученными словами просят больше «не подходить к Эмиру без договоренностей», но это никого не останавливает. Как не останавливают и слухи о том, что «Кустурица не в духе» и отменил очередное интервью.
Понять нетерпение людей можно. Только добраться до города Дрвенград, по ощущениям, все равно что покорить гору. «Ехать три часа, если повезет», — предупреждают меня организаторы фестиваля перед поездкой. Через три часа автобус поглотит туман, мы застрянем в автомобильном потоке на горном серпантине, и до города я доберусь уже поздним вечером. Восемь часов спустя.
Дрвенград — бывшая декорация к фильму «Жизнь как чудо», построенная на границе с Боснией. Здесь Кустурица обустроил себе дом и теперь несколько раз в год проводит фестивали. Врастающие в деревья «Трабанты», улицы имени Диего Марадоны и Че Гевары, изображения Джорджа Буша в тюрьме — место выглядит как увеличенная в размерах комната протестующего подростка. Среди этих пейзажей я проведу следующие три дня, пытаясь разгадать личность Эмира Кустурицы.
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром нефть»
Свой человек
«Вы уже заметили, что у нас нет красного ковра, — говорит Кустурица вечером на открытии фестиваля. — Я попытался в соседнем городе найти сто метров красной ткани, но мне не удалось. И я хотел бы спросить у тех, кто так зависит от красных ковровых дорожек: хотели бы вы по ним ходить, если бы знали, что стоит за этим символом? Ведь это путь, по которому Клитемнестра давала пройти Агамемнону после кровавых боев».
Режиссер покидает сцену под оглушительные залпы фейерверка и снова надолго исчезает из поля зрения. На сцене начинается классический балет, который сменяется выступлением оркестра. На следующий день Кустурица не выходит и скрывается в своем доме до полудня, затем совершает обход по огромной территории Дрвенграда, не обращая внимания на преследующих его людей с микрофонами. Встретить режиссера в расслабленном состоянии можно только вечером в местном баре, где Кустурица смотрит финал чемпионата мира по футболу. На все попытки его сфотографировать супруга режиссера закрывает его лицо. В этот момент журналистам не рады.
«Он абсолютно цельный человек. В нем есть правда», — говорит мне о Кустурице на следующий день приятель режиссера, сербский скрипач Неманья Радулович. Правда в каком смысле? «По-моему, он такой, какой он есть, и не изменяет себе». Первая мысль: с одной стороны, прекрасно, когда ты можешь оставаться собой и плевать на обстоятельства, буржуазные условности и необходимость быть лицом мероприятия. С другой — невозможно не почувствовать, что своим поведением Кустурица напоминает человека, прекрасно знающего, что это сойдет ему с рук.
Повзрослевший хиппи
На фестивале ощущается свободный цыганский дух фильмов Кустурицы. Утром здесь крутят старые фильмы по выбору режиссера, днем можно услышать баттлы между юными музыкантами из разных стран или застать одиноко играющих на фоне горных пейзажей аккордеонистов. У Кустурицы начинаются обязательные интервью, и по ним сразу становится понятно, каких тем лучше избегать, если ты хочешь спросить еще хоть что-нибудь, а не нарваться на гневную отповедь. Как минимум политики, о которой Кустурица любит рассуждать в контексте негативного влияния американцев на мир и деградацию кинематографа и культуры в целом. «Он похож на хиппи, который так и не повзрослел, — говорит мне английский журналист Роберт. — И теперь, как и все пожилые люди, просто ворчит, глядя на то, что происходит с современным миром».
Удивительным образом Кустурице удается заполнять собой пространство, нигде при этом не присутствуя. В разговорах о режиссере проскальзывает мнение, что, когда вокруг тебя столько поклонников, ты поневоле начинаешь чувствовать себя проповедником. Постаревший бунтарь, который не видит себя в современном мире? Или талантливый человек, уверенный, что он может говорить за других?
Улица в Дрвенграде Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром нефть»
Человек, который никогда не был счастлив
Перед нашим интервью я вспоминаю то немногое, что известно из его официальной биографии. Мусульманин, родившийся и потерявший, по собственным словам, свой родной город Сараево и ненавидимый многими сербами за то, что не равняется на Запад. Автор голливудского хита «Аризонская мечта», который терпеть не может Голливуд. Кустурица остается человеком-парадоксом. Перед нашим разговором Кустурица долго курит сигару в библиотеке своего дома, как будто настраиваясь на интервью. А затем выходит, сообщая о своем желании его отменить. Профессор устал и этого не скрывает, но мы договариваемся на пятнадцать минут беседы один на один.
За эти дни я поговорил с людьми, которые называли вас «человеком, который никогда не изменяет себе». Вы добились славы, признания и денег. Можно ли при этом остаться собой? Насколько это вас сломало или изменило?
Я всегда куда больше погружался в работу, чем в размышления о самом себе. Фокусировался на том, что я должен был сделать, на своих желаниях. В те моменты, когда я не снимал фильмы, я просто искал способ расслабиться — и такими способами для меня стала музыка, а позднее архитектура.
То, что я всегда влезал в политику и говорил, что думаю, неизбежно возвращалось ко мне бумерангом. Но меня это радует. Я никогда не хотел быть поп-звездой, которую везде одинаково любят. Я всегда хотел диктовать условия и говорить о том, что считается табу. Вдобавок мы в эпицентре технологической революции, которая меняет людей, и, как по мне, люди меняются к худшему. Они теряют шанс проявить свою личность и хотят стать частью системы, не понимая, хороша ли эта система вообще.
Вы все еще чувствуете, что бунтуете против этой системы?
Я — бунтарь только для близких мне людей и всегда был на стороне тех, кто борется за свое достоинство и мораль. Но не ту мораль, которую диктует нам Ватикан или политики. Мораль как метафизический термин, который спасает людей от самоуничтожения. Это то, во что я верил всю жизнь. И то, что, на мой взгляд, становится все менее и менее важным.
Возвращаюсь к первому вопросу. Трудно быть борцом, когда добиваешься мировой популярности?
В Сербии — да, потому что здесь чувствуется влияние Запада, причем в самых худших его проявлениях. Начиная с 90-х годов миллиардеры просто захватили все общество. И я на этом фоне стал человеком, спасающим природу от людей, которые украли деньги. Например, я не позволил добывать металл на этой территории. Благодаря этому у нас получился культурный рай. Чистая вода, канализация, электричество — все, что есть в каких-нибудь швейцарских горах. Вот почему у меня нет времени думать о себе. Обсуждением меня занимаются другие.
Часто музыканты, режиссеры или писатели создают свои лучшие работы в худшие периоды жизни. И затем поклонники упрекают их, что они стали «слишком счастливы» и что-то в их работах изменилось. Вы с этим согласны?
Очень трудно судить о том, что «лучшее» ты сделал — для этого должно пройти время. Я как-то снял комедию «Завет», и журналисты были разочарованы тем, что я «не глубоко копнул». Я же, наоборот, и хотел сделать смешной фильм. Затем я снял по-настоящему серьезную картину «По млечному пути», и на него нападают, просто следуя желанию меня «уничтожить». Я не верю в сиюминутные реакции. Только время покажет, хорошую ты сделал вещь или нет. Все, что я знаю: я еще могу снимать кино. Могу ли я достигнуть высот, которые я уже достигал? Не знаю. Возможно, и нет. Но в моем случае хорошо то, что я никогда не бываю достаточно счастлив. Я всегда ищу способ что-то улучшить, что-то поменять.
Александр Мурашев, Эмир Кустурица Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром нефть»
Вы все время говорите о деградации кинематографа. Вы поэтому бросили работать в Голливуде?
Да. Голливуд всегда был слишком идеологизирован, даже если свобода провозглашалась основной идеей. Я называю это новой религией, которая была призвана загипнотизировать людей для того, чтобы те захотели стать частью некоего общества. Да, самые громкие фильмы производят в Голливуде, но по мне — это кинематографическое кладбище. По-настоящему лучшие кинокартины сегодня снимают в Иране, России, иногда в маленьких странах вроде Сербии, где людям еще есть что сказать. Крупные страны производят не слепок человеческой жизни, а видеоигры. Организаторы фестивалей выбирают кинофильмы как футбольные тренеры. В прошлом году они не взяли в Канны новый фильм Паоло Соррентино, и никто не понимает почему. Фестивали больше не такие, как во времена Антониони или хотя бы в 80-е.
А вам не кажется, что вы просто с возрастом, как и многие люди, начинаете высказывать недовольство молодыми людьми? Ведь каждое поколение хочет быть последним.
Возможно, это из-за опыта. Пока не придет кто-то, способный произвести революцию в кинематографе, нам, старшему поколению, приходится выражать наше недовольство. Я не пессимист, я просто констатирую факт: во времена моего студенчества мы ждали новые фильмы Бергмана, Феллини и следили за их творчеством. Сегодня фестивали важнее авторов. И поэтому я их критикую. Но вы же понимаете: мы не можем изменить мир и культуру.
Вот это как раз звучит пессимистично.
Я верю, что есть люди, на это способные. Новая энергия, которая будет способна уравновесить наш пессимизм и новую реальность.
Я придерживаюсь точки зрения, что ошибки формируют нас больше, чем достижения. Какие важные ошибки вы совершили в своей жизни?
У меня была успешная жизнь, а мои проекты — хороши. Зависть и похожие чувства заставляют людей верить, что я наделал кучу ошибок. Я действительно наделал их много — и в жизни, и в кино. Но самых обычных, человеческих. Работать в принципе означает ошибаться. Если я начну вам их пересказывать, мы тут задержимся на несколько дней. Например, одна из ошибок — что я сделал комедию «Завет» вместо какого-то другого фильма. И таких много. Я верю в то, что «плохая» сторона личности помогает нам выживать больше, чем хорошая.
Э мир Кустурица хлопает ладонью по креслу, словно отмеряя время встречи, встает и намеревается пойти к выходу. «У меня все эти дни один вопрос. Кто такой Эмир Кустурица?» — почти кричу я ему вслед. Профессор останавливается и долго смотрит на меня: «Я — тот, кто использует славу кинорежиссера для того, чтобы заниматься другими вещами. Добившись известности, я оказался в положении человека, который должен всерьез размышлять о себе. А я никогда не думал о себе серьезно. Я всегда фокусировался на том, чтобы у меня была возможность сделать кучу вещей: создал город, деревню, играл музыку, написал две книги и заканчиваю третью. Я делаю много вещей одновременно. И это то, что я сказал в начале разговора: я так сильно вовлечен в свои проекты, что даже не могу сформулировать, какие ошибки случились в моей жизни. Но пространство, которое я занимаю в этой деревне и в жизнях людей, — думаю, это лучшее, что есть в моей жизни».
Кустурица в нетерпении выходит на улицу, с натянутой улыбкой позирует фотографу и наконец скрывается в своем доме. Борец с системой, сноб или нелюдимый гений? Вместо ответа на этот вопрос я узнал кое-что другое. Вполне возможно, что за эти дни мы куда дольше пытались разгадать Эмира Кустурицу, чем он пытался понять себя.
Автор: Александр Мурашев
Ежегодный фестиваль русской музыки «Большой» прошел в Сербии при поддержке компании «Газпром нефть» с 14 по 17 июля. Миссия фестиваля — поддержка молодых музыкантов и укрепление отношений между Сербией и Россией.