к элементам международной региональной системы защиты прав человека относится
Права человека в мире
Международные организации
Современная система защиты прав и свобод человека представлена объединениями межгосударственного и негосударственного характера. Формирование международных механизмов защиты прав человека связывают, прежде всего, с созданием Организации Объединенных Наций, принятием Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. ООН создала не только правовые основы, но и механизм международного сотрудничества, систему соответствующих органов во исполнение вступивших в силу международно-правовых актов.
Среди других крупнейших межгосударственных объединений, играющих важнейшую роль в сфере защиты прав человека на международном уровне, выделяют Совет Европы и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Одним из основных документов, которому подчиняется деятельность Совета Европы и которым руководствуются другие межгосударственные организации, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает страны Совета Европы гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией.
В настоящий момент международные отношения характеризуются возрастанием количества неправительственных организаций, усилением их роли в современном мире, международном сотрудничестве, определением места в международном праве. Важнейшей характеристикой международных неправительственных организаций является некоммерческий и добровольный характер их деятельности.
Реализация защиты прав человека является, прежде всего, национальной задачей, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. На национальном уровне защита прав может быть наилучшим образом обеспечена через принятие соответствующих законов, гарантию независимости судебной власти, а также поддержку демократических правовых институтов.
Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека
I. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ)
The OSCE High Commissioner on National Minorities
Р.О. Вох 20062
2500 ЕВ, The Hague, The Netherlands
К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ
The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland
II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)
Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075 Strasbourg Cedex, France
Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.
Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.
III. Организация Объединенных Наций (ООН)
Верховный комиссар ООН по правам человека
Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют «дальнейшее движение» сообщения.
В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной «Процедурой 1503».
Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.
Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France
Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.
Нарушение должно носить индивидуальный характер и касаться одного лица или группы лиц (например, нескольких десятков учащихся одной школы), поскольку рассмотрение случаев массового и систематического нарушения прав человека не входит в компетенцию ЮНЕСКО и ее структур.
IV. Совет государств Балтийского моря (СГБМ)
Тhe СВSS Secretariat Stromsborg, Р.О. Вох 2010, 10311 Stockholm, Sweden
Сообщения о нарушении прав человека могут исходить от лица или
группы лиц, проживающих в государстве-члене СГБМ. Рассматриваются жалобы о нарушении конвенций ООН и Совета Европы по правам человека и других международно-правовых документов в этой сфере.
Защита прав и свобод человека
Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.
Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.
Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:
Внутригосударственная защита прав и свобод личности
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.
Международная защита прав и свобод личности
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.
В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.
В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.
Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Россия и защита прав человека
Активное сотрудничество России с международными организациями по вопросам прав человека способствует формированию культуры прав человека в нашей стране, развитию национальных демократических институтов и укреплению правового государства, а также содействует повышению авторитета Российской Федерации на международной арене.
Российская Федерация придает большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека. Важной вехой и ориентиром для государств в этой сфере стала Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.), в итоговых документах которой, в частности, зафиксирован тезис о том, что основную ответственность в деле поощрения и защиты прав человека несут сами государства, в то время как международные институты и механизмы выполняют вспомогательную роль. Признавая, что правозащитная ситуация в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества, Россия, вместе с тем, считает совершенно недопустимыми попытки политизации темы прав человека и политику «двойных стандартов» в ее отношении. Использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств, а тем более для обоснования концепций «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета», направлено на подрыв существующей системы международных отношений, является игнорированием основополагающих норм международного права и принципов Устава ООН.
Совершенно очевидно, что идеальных стран с точки зрения соблюдения правозащитных стандартов не существует, поэтому вряд ли перспективен избранный некоторыми участниками международных отношений принцип разделения государств на «отличников» и «неуспевающих», на яростных поборников прав человека и их «злостных нарушителей».
Обсуждение вопросов прав человека должно проводиться на равноправной и уважительной основе, служить сближению стран, развитию конструктивного сотрудничества в гуманитарной сфере при должном учете региональной специфики, национальных, культурных, религиозных и исторических традиций государств.
Основным фактором, провоцирующим напряженность в КПЧ, остается практика принятия осуждающих страновых резолюций, которые отражают селективный подход к вопросам прав человека в отдельных государствах. Российская позиция заключается в том, что со странами, имеющими проблемы в этой области, следует вести равноправный уважительный диалог, оказывать им консультативное и техническое содействие, а не увлекаться чрезмерно критической тональностью.
Российская делегация традиционно проводит в Комиссии взвешенную и принципиальную линию, направленную на поиск взаимопонимания по наиболее острым вопросам повестки дня.
По инициативе России в течение последних четырех лет Комиссия принимала такие резолюции как «Права человека и произвольное лишение гражданства», «Захват заложников», «Целостность судебной системы» и «О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В первой, в частности, подтверждается значение права каждого человека на гражданство в качестве неотъемлемого права человеческой личности и содержится призыв ко всем государствам воздерживаться от принятия мер, дискриминирующих отдельных лиц или группы лиц путем лишения или ограничения права на гражданство, и отменить такое законодательство, если оно уже существует. Основной идеей резолюции «Захват заложников» является недопустимость использования правозащитной риторики для оправдания этого явления. Резолюция «Целостность судебной системы» ставит целью неукоснительное соблюдение прав человека в ходе судебного разбирательства, призывает гарантировать право на справедливый, независимый и беспристрастный суд при любых обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации.
В ходе 59-й и 60-й сессий Комиссии, а также в III Комитете 58-й сессии Генассамблеи ООН (октябрь 2003 г.) была успешно реализована российская инициатива о кодексе защиты прав человека от терроризма, все элементы которого были инкорпорированы в резолюции «Права человека и терроризм», принятые на указанных форумах. Это касается, в частности, подтверждения права каждого человека на защиту от терроризма; осуждения грубых нарушений прав человека, совершаемых террористами; укрепления правовой базы борьбы с терроризмом; противодействия и пресечения финансирования терроризма; сотрудничества в области уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты; предоставления помощи жертвам терроризма; обеспечения эффективного международного сотрудничества в антитеррористической сфере. С учетом того, что под кодексом следует понимать не какой-то отдельный документ, а комплекс мер и принципов, направленных на защиту личности от посягательств террористов, работу на данном направлении следует перевести в плоскость практического осуществления положений упомянутых резолюций.
В целом, российский подход к проблеме прав человека и терроризма основывается на решении двуединой задачи, заключающейся как в обеспечении защиты жертв терроризма, так и в соблюдении общепризнанных правозащитных стандартов в ходе борьбы с этим злом.
На универсальном уровне Российская Федерация осуществляет тесное сотрудничество со специальными процедурами КПЧ (специальные представители, независимые эксперты, специальные докладчики и тематические рабочие группы) и договорными органами по правам человека, в компетенцию которых входит мониторинг выполнения государствами взятых на себя обязательств и международных стандартов в этой области.
Визиты О.Отунну, Ф.Денга и Я.Эртюрк, которые посетили северокавказский регион, способствовали более объективному восприятию международным сообществом ситуации в Чеченской Республике, осознанию того, что процесс возвращения ВПЛ в места своего постоянного проживания осуществляется на добровольных началах.
9-13 февраля 2005 г. по приглашению Правительства Россию посетила Верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур.
В Москве состоялись встречи Л.Арбур с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, представителями исполнительной и законодательной власти, руководством министерств и ведомств.
В ходе встреч Л.Арбур была подробно проинформирована о мерах по защите прав человека, предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях. Подчеркивалось, что Российская Федерация привержена своим обязательствам в правозащитной сфере и что действующие национальные нормативно-правовые акты полностью соответствуют существующим международным стандартам. Отдельно обсуждался вопрос о программе технического сотрудничества Российской Федерации с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, осуществление которой получило высокую оценку сторон. Выражалась взаимная заинтересованность в ее продлении.
Визит Верховного комиссара подтвердил открытость Российской Федерации для обсуждения любых имеющихся проблем, включая проблематику прав человека в контексте борьбы с террористической угрозой. Он также наглядно продемонстрировал готовность российской стороны развивать конструктивный и уважительный диалог с ООН и международными правозащитными институтами и механизмами.
Кроме того, Российская Федерация признала компетенцию Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин принимать индивидуальные жалобы о нарушении прав по соответствующим договорам при условии исчерпания внутренних средств правовой защиты.
С учетом поступательного развития международного права прав человека Российская Федерация вносит вклад в разработку новых международных стандартов в этой области. В настоящее время начата или продолжается работа над проектами таких документов, как всеобъемлющая конвенция о правах и достоинстве инвалидов, международный договор о защите всех лиц от насильственных или недобровольных исчезновений, факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (предусматривающий введение процедуры подачи индивидуальных жалоб в связи с нарушением закрепленных в Пакте прав), декларация о правах коренных народов, руководящие принципы по праву на возмещение ущерба для жертв грубого нарушения международного права в области прав человека и международного гуманитарного права.
Совет Европы является ведущей региональной структурой сотрудничества европейских государств в области прав человека. Членство в нем позволяет Российской Федерации как участвовать в процессе развития и гармонизации европейских правозащитных стандартов, так и совершенствовать в соответствии с ними свое внутреннее законодательство.
За прошедшее время при экспертном участии Совета Европы в России проведены крупномасштабные правовая и судебная реформы, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов Совета Европы, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам.
Развивается сотрудничество России по линии Европейского суда по правам человека, решения которого носят для России обязательный характер в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В ходе состоявшейся 11-14 мая 2004 года сессии КМСЕ был одобрен пакет решений, направленных на повышение эффективности и реформирование контрольного механизма Европейской Конвенции по правам человека и Европейского суда по правам человека, в том числе открыт к подписанию Дополнительный протокол №14 к Конвенции.
Россия поддерживает активный диалог с Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП создан на основании Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания).
В частности, представители ЕКПП в уведомительном порядке могут посещать места заключения с целью выявления случаев жестокого обращения в отношении лишенных свободы лиц (учреждения уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания, психиатрические больницы закрытого типа, дисциплинарные батальоны и гауптвахты). За несколько лет, прошедших с момента присоединения России к Конвенции (сентябрь 1998 г.), делегации ЕКПП неоднократно посещали нашу страну, в том числе Северокавказский регион. Последний визит делегации ЕКПП в Россию состоялся в июне 2005 г.
Рекомендации Комитета способствуют работе по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Этой же цели служит и работа Руководящей группы Совета Европы по реформированию пенитенциарной системы Российской Федерации, последнее заседание которой состоялось в Страсбурге в июне 2004 года.
В рамках взятых на себя обязательств по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Российская Федерация на регулярной (пятилетней) основе представляет в Совет Европы доклады, об имплементации конвенции. Соответствующая информация направляется и в Европейскую комиссию против расизма и нетерпимости, являющуюся независимым мониторинговым органом Совета Европы.
Важное значение имеет наше взаимодействие с Комиссаром Совета Европы по правам человека, пост которого был учрежден в соответствии с Резолюцией (99) 50 Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), принятой 7 мая 1999 года на 104-й сессии КМСЕ в Будапеште.
Согласно этому документу Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве, содействуя эффективному соблюдению и реализации на практике прав человека в государствах-членах Совета Европы. При этом специально оговорено, что Комиссар является несудебной инстанцией и не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.
21 сентября 1999 года первым Комиссаром Совета Европы по правам человека был избран испанец Альваро Хиль-Роблес. В январе 2000 года Комиссар официально приступил к исполнению своих обязанностей
В 1999-2005 гг. Комиссар более десяти раз посещал Российскую Федерацию, включая Северокавказский регион.По итогам посещений Чеченской республики в 1999, 2000, 2001 и 2003 годах А.Хиль-Роблесом были подготовлены доклады, в которых была дана в целом позитивная оценка усилий российских властей по нормализации обстановки в Чечне.
25-28 мая Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес находился в Москве с рабочим визитом, в ходе которого Президенту Российской Федерации В.В.Путину был представлен доклад Комиссара Совета Европы о ситуации с правами человека в Российской Федерации, подготовленный по итогам его поездок в Россию в июле и сентябре 2004 года.
Доклад выделяется как по объему (более 140 страниц), так и по широте охвата затронутых проблем. В нем сквозь призму правочеловеческой проблематики отмечен огромный путь, пройденный Россией за 15 лет демократических преобразований, дана объективная и честная, хотя во многом жесткая картина современной российской действительности, не избегается признание сложностей становления правового государства в нашей стране и стоящих в этой связи перед ней задач.
Особое внимание уделяется изменениям в правовой системе Российской Федерации, деятельности правоохранительных органов и реформе пенитенциарной системы, соблюдению прав национальных меньшинств, положению иностранцев и мигрантов, проблемам ксенофобии и расизма, положению в Чеченской Республике, соблюдению прав человека в вооруженных силах, свободе религии и прессы, проблемам здравоохранения, положению социально уязвимых групп, в том числе женщин и детей, функционированию внесудебных механизмов защиты прав человека.
В докладе констатируются определенные достижения и указывается на имеющиеся положительные результаты в деле защиты прав человека в России. При этом, однако, как и во всех подобных докладах Комиссара, подготовленных в отношении других стран Европы, основной акцент сделан на отмеченных в данной области недостатках, нерешенных проблемах и нарушениях прав человека.
В этой связи доклад содержит перечень конкретных рекомендаций Комиссара, направленных на исправление ситуации, для чего в соответствии с принятой в Совете Европы практикой государствам-членам обычно отводится 2 года.