к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности предприятия

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

– Учет векселей, выданных покупателями продукции;

Факторинг Представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — „фактор-компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания ) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).

Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании ) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания ) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка), форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.

Источник

Виды дебиторской задолженности: проводим анализ и снижаем риски

Вопросы, рассмотренные в материале:

Причиной появления дебиторской задолженности всегда является разрыв между сделкой купли-продажи и оплатой товара. Иными словами, речь идет о разновидности финансовых вложений одной компании в другую. Поэтому для эффективного управления «дебиторкой» важным становится сохранение допустимых границ этого актива. Далее мы расскажем про виды дебиторской задолженности, связанные с ними риски и про используемые в этом случае принципы формирования системы работы.

Понятие и виды дебиторской задолженности

Финансовая стабильность любой компании требует превышения суммы дебиторской задолженности над кредиторской.

Дебиторская задолженность – это имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, входящим в число ее должников.

Дебиторскую задолженность принято рассматривать как:

к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть картинку к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Картинка про к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

Оборотный капитал компании состоит из:

Таким образом, дебиторская задолженность входит в оборотный капитал фирмы.

Причиной появления разных видов дебиторской задолженности может стать невыполнение договорных обязательств, излишне уплаченные налоги, взысканные сборы, пени, выданные денежные суммы подотчет.

Выделяют два вида дебиторской задолженности предприятия:

Нормальным называется долг за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но при этом право собственности перешло к покупателю. Также поставщику (подрядчику, исполнителю) может быть перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Тогда как второй тип состоит из неоплаченного в установленный договором срок долга за товары, работы, услуги. Просроченный вид дебиторской задолженности делят на сомнительный и безнадежный.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):

«сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть картинку к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Картинка про к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

После истечения срока исковой давности сомнительный вид дебиторской задолженности меняет статус на безнадежный, который невозможно взыскать.

Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».

Нереальный к взысканию вид дебиторской задолженности, возникает из-за:

По предполагаемым срокам погашения дебиторская задолженность бывает двух видов:

Отметим, что при просроченном виде «дебиторки» стоит применять отсрочку (рассрочку) платежа, рассчитываться акциями, векселями, использовать бартер. Однако в случае предоставления отсрочки нужно изучить платежеспособность и деловую репутацию контрагента.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Способы оптимизации дебиторской задолженности

Предупредить образование дебиторской задолженности можно при помощи заранее подготовленного четкого плана ведения расчетов. За счет грамотно использования в финансово-хозяйственной деятельности собственных средств сокращается величина дополнительных издержек.

Компании важно быть аккуратной при выборе клиентов для сотрудничества, как можно более педантично прорабатывать и согласовывать условия сделки. Не стоит подписывать контракт, пока вы не видели максимально возможный комплект учредительных документов, не представили себе положение клиента на рынке, его платежеспособность и исполнительность по отношению к другим юридическим и физическим лицам. Предприятиям лучше пользоваться системой стандартов оценки потенциальных клиентов, сотрудников.

к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть картинку к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Картинка про к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

Современный бизнес имеет множество общедоступных инструментов для проверки контрагентов. В их число входят сайт налоговой, картотека арбитражных дел, реестр исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов и прочее. Чтобы минимизировать риски, рекомендуется вводить и использовать штрафные санкции, четкие этапы по работе с должниками. Приведем бытовой пример: при наличии долга по коммунальным услугам, согласно договору, неплательщику могут перекрыть доступ к энергоресурсам.

Чтобы сократить любой вид дебиторской задолженности, можно использовать такие способы:

Поскольку крупные компании работают одновременно с большим количеством контрагентов, им сложно обойтись без специального маркетингового, планового отдела. Его сотрудники отвечают за подробный анализ состояния взаиморасчетов, разработку и применение на практике эффективной тактики выбора бизнес-партнеров. Также данные специалисты должны подобрать наиболее выгодные условия, содержание контрактов и предложить способы оптимизации действующих сделок.

Так, отдельная служба начинает играть очень важную роль в финансово-кредитных учреждениях, когда их клиентами становятся как юридические, так и физические лица. Ведь в этом случае нужен подбор и анализ наиболее приемлемых условий для заключения соглашений.

Чтобы снизить объем «дебиторки» компаний, банк может внести в условия договора большой штраф за неисполнение обязательств. Для граждан также стоит прописать вероятность безакцептного списания долга с личного счета должника при невозможности предоставить деньги кредитору в установленный срок.

Еще одним вариантом, позволяющим снизить экономические риски, затраты организации, является смягчение требований по отношению к должнику. Допускается предоставление ему отсрочки, рассрочки, реструктуризации. В этом случае у неплательщика появляется шанс восстановить платежеспособность, чтобы удовлетворить требования кредитора.

Представим, что за определенный период компания потребила некоторый объем электроэнергии, но не заплатила поставщику. Теперь ей грозит отключение света. Поскольку применение столь строгой меры станет причиной для полной остановки работы, руководитель-должник выходит на переговоры с поставщиком и просит отсрочку в три недели. Для кредитора этот срок не представляется критичным, а такая уступка – это возможность получить деньги и сохранить партнерские отношения.

Во время досудебного урегулирования сложившейся ситуации необходимо постоянно работать с клиентом, только при этом условии удастся не просрочить взыскание. На первых этапах дебитору направляются уведомления, письменные претензии, предложения закрыть долг в установленный срок. Переговоры должны вестись в формате личных встреч, звонков по телефону, переписок по e-mail.

В результате стороны могут прийти к мировому соглашению, пересмотреть условия договора. В качестве предоставления гарантии кредитору со стороны заемщика может использоваться обеспечение контракта. Допустим, договор ипотечного кредитования предполагает, что получатель займа оставляет недвижимость в виде залога.

Обычно добиться высоких показателей закрытия разных видов дебиторской задолженности удается за счет использования системы поощрений. За досрочное перечисление аванса заказчик получает скидку на услуги. Но чтобы фирма не ушла в минус, а исполнительность клиентов повысила оборачиваемость средств, важно заблаговременно просчитать доходность таких мероприятий.

к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть картинку к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Картинка про к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

Может быть полезным введение премирования для должностных лиц как за достижение высокого уровня продаж, так и за своевременное исполнение договорных обязательств клиентами. Неэффективная работа отдела влечет за собой сокращение вознаграждения работников. В результате в компании формируется четкая взаимосвязь между уровнями профессионализма и дохода сотрудников.

Маркетологи составляют список контрагентов, которым стоит отказать в продолжении сотрудничества, отталкиваясь от результатов исполнения договоров, состояния взаиморасчетов. Осуществляя поставки, перечисляя авансы таким фирмам, кредитор рискует потерять ресурсы.

Бывает, что мирное урегулирование ситуации не представляется возможным, тогда дело направляется в суд. Далее должник привлекается к ответственности: с него в принудительном порядке взыскивается дебиторская задолженность при помощи изъятия денежных средств, имущества. Для неплательщика данная процедура несет разные виды отрицательных последствий, а именно: происходит ограничение его деятельности, территориального перемещения, права управления транспортом (если речь идет о физических лицах), производится арест и реализация объектов собственности.

к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть картинку к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Картинка про к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

Анализ дебиторской задолженности организации

Если вы хотите наглядно увидеть разные виды дебиторской задолженности по срокам просрочки платежа, стоит построить график анализа. Он поможет проанализировать показатели как по видам просрочки, так и по клиентским менеджерам, филиалам. Наличие динамики «дебиторки» с указанием общих сумм позволяет не рассчитывать их дополнительно.

Таким образом организация отслеживает размер дебиторского долга и разные виды показателей, вычисленные на его основе.

Коэффициент дебиторской задолженности сокращенно называется Кдз и используется для отображения той части активов компании, которую составляют долги. Для его вычисления применяют такую формулу:

где ДЗ – сумма всех видов дебиторской задолженности;

А – все активы компании.

Еще одним важным показателем считается коэффициент оборачиваемости. Он показывает скорость погашения дебиторского долга, то есть, как быстро контрагенты оплачивают товары. Данный показатель позволяет понять, какое количество раз за период фирма получила оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. С его помощью определяют, насколько эффективно взыскиваются долги с контрагентов. В этом случае применяют формулу:

Кодз = Выр / СрОстдз,

где Кодз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

Выр – выручка за период;

СрОстдз – средний остаток дебиторки».

Рассчитывают данный показатель, складывая разные виды дебиторских денежных обязательств на начало и конец периода, после чего делят на два. При помощи коэффициента оборачиваемости удается узнать усредненное количество дней, на протяжении которых долг остается неоплаченным.

Сразу скажем, что эти показатели не предполагают наличия нормальных значений. Компания сама решает, в каких пределах должны находиться коэффициенты, отталкиваясь от особенностей своей деятельности. Высокий коэффициент оборачиваемости свидетельствует о том, что покупатели быстро выплачивают разные виды долгов, а это лучший исход для каждого предприятия. Однако нужно понимать, что высокая оборачиваемость не всегда становится показателем эффективной работы фирмы.

Как создать систему управления дебиторской задолженностью

Эффективной можно считать систему управления разными видами дебиторской задолженности, если она позволяет справиться с такими задачами:

Этап 1. Определение правил игры.

Этот этап состоит из следующей последовательности действий:

Подготовка регламентов в отношении:

Практически всегда ранняя оплата сопряжена с предоставлением скидки, по этой причине закупщикам выгоднее покупать по предоплате, а продавцы предпочитают отгружать в долг. Даже несопоставимость стоимости такого финансирования контрагентов и цены привлекаемых кредитов не становится серьезным аргументом. Дело в том, что банковские проценты не учитываются в EBITDA, и замотивированные на такой показатель менеджеры готовы сопротивляться до конца.

Шаг 2. Персонализация ответственности за исполнение регламентов, что позволяет прикрепить к каждому контрагенту отдельного менеджера, а также назначить для каждого процесса ответственного представителя подразделения. Говоря о менеджере, мы имеем в виду менеджера отдела продаж/отдела закупок (ОП/ОЗ), а в число обсуждаемых подразделений входят финансовый департамент (ФД), коммерческий департамент (КД), юридическая служба (ЮС) и служба безопасности (СБ). При этом бухгалтерия включается в ФД.

В реальном бизнесе часто используется распределение ответственности, при котором ответственность за продажи и взыскание дебиторских долгов несут разные департаменты, чьи цели противоположны друг другу.

Шаг 3. Определение ответственности за нарушение регламентов на двух уровнях:

Шаг 4. Мотивация на соблюдение регламентов. Сокращение различных видов дебиторской задолженности не всегда возможно лишь за счет штрафных санкций. Такой подход может не только сохранить имеющиеся просрочки, но и снизить мотивацию персонала и партнеров компании. А значит, помимо мер ответственности, стоит сформировать принципы мотивирования. На практике свою эффективность успели доказать такие решения:

Шаг 5. Пропаганда и разъяснение «правил игры». Сотрудники и контрагенты будут выполнять регламенты только при условии, что они их понимают и чувствуют себя активными соучастниками. В противном случае они будут выступать в роли формальных исполнителей, работающих под угрозой санкций или в ожидании выгоды. Если вам удастся сформировать максимально понятную и прозрачную систему, менеджеры сами будут напоминать контрагентам о сроках погашения долга. Еще один плюс такой ситуации: вы увидите, насколько ваши специалисты профессионально справляются с подготовкой первичной документации.

Иногда исходящие от персонала идеи («снизу») или от заинтересованных партнеров («сбоку») становятся лучшими инструментами для заблаговременного предотвращения проблем или «расшивания» сложных видов дебиторской задолженности.

Этап 2. Планирование показателей.

Тактическое планирование представляет собой определение общих принципов работы с продуктами и контрагентами на конкретный отрезок времени. Тактические принципы формирования задолженности должны быть направлены на достижение прямых и косвенных видов целей предприятия на конкретный период. К первому виду относятся рост прибыли, оборота, доли рынка, а ко вторым – политические, имиджевые цели и пр.

Операционным планированием называют установление лимитов (нормативов) и условий работы для конкретных партнеров и ассортиментных позиций. Операционные планы являются распределением тактических планов по «карте» партнеров. Поясним, что партнеров распределяют с определением матрицы условий работы по каждому из сегментов.

к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Смотреть картинку к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Картинка про к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится. Фото к формам рефинансирования дебиторской задолженности относится

Сегментирование приходится проводить, поскольку не все партнеры одинаково интересны и значимы для компании с экономической точки зрения. Эффективное разделение на виды требует выделения критериев, отражающих особенности бизнеса, а также свойственные ему и контрагентам риски по таким параметрам:

Отметим, что степень детализации не должна значительно усложнять и повышать стоимость первоначального планирования, дальнейшего сопровождения сотрудничества с партнерами. Поэтому обычно применяют три вида базовых приемов:

Для каждого сегмента следует установить рейтинг привлекательности и политику работы с данным видом контрагентов.

Среди целей сегментации стоит назвать не только повышение прибыли и решение маркетинговых задач, также к ним относится диверсификация дебиторов для сокращения уровня финансовых рисков. Причиной последних обычно становятся неуплата монопольным заказчиком или проблемы в отдельном секторе рынка. Если компания периодически авансирует слишком крупных контрагентов, необходимо просчитывать разные виды рисков и их возможные последствия. Иногда потенциальный убыток может стать причиной для банкротства предприятия, тогда рекомендуется отказать в кредите даже при низкой вероятности дефолта.

В идеале для оптимизации доходности, ликвидности, риска и целевых маркетинговых показателей компания должна установить максимальный допустимый объем всех видов дебиторской задолженности в совокупности, а также по контрагентам, их сегментам, отдельным ассортиментным и закупочным позициям.

Когда подготовлен перечень условий и выбраны способы оценки рисков, нужно перейти к планированию (спрогнозировать и ограничить) объемов вовремя неинкассированной задолженности и порядка работы в этом случае. В том числе ее своевременную оценку, продажу и списание с дальнейшей компенсацией потерь за счет их включения в цену товаров, продаваемых на условиях отсрочки, или в скидку ценностей, приобретаемых на условиях предоплаты.

Далее создается система штрафных санкций, которая не должна отпугивать надежных контрагентов, но при этом мотивировать к исполнению обязательств и возмещать потенциальные финансовые потери и упущенную выгоду.

Этап 3. Оперативная работа.

Данный этап сопряжен с постоянной проверкой исполнения регламентов и договоренностей, кроме того, обязательно идет мониторинг ключевых показателей, зависимости финансовой стабильности фирмы от текущего и прогнозного размера задолженности.

Оперативная работа предполагает одновременное решение сразу четырех задач:

1. Предотвращение необоснованного образования проблемных долгов – основная цель работы с разными видами дебиторской задолженности и факторами, определяющими их уровень. Для этого прогнозируют статусы задолженности по суммам и партнерам, создают и поддерживают в актуальном состоянии реестры фактической задолженности, подготавливают базу для таких действий:

2. Недопущение старения долгов, которые не были закрыты в установленный срок. Помимо уже указанных действий можно прибегнуть к штрафным санкциям, передать дело в судебное производство, уступить задолженность специализированным организациям.

3. Отслеживание уровня эффективности используемой политики закупок и продаж. Для этого сравниваются дополнительные доходы от наличия «дебиторки» со стоимостью ее фондирования с учетом премии за риск.

4. Управление ликвидностью. Если в компании становятся заметны проблемы с краткосрочной ликвидностью, можно предложить партнерам скидки за досрочную оплату или возможность рефинансирования текущих долгов через факторинг либо при помощи других инструментов. Незапланированные избыточные ресурсы можно направить на авансирование закупок, однако это делается лишь при условии дополнительного снижения закупочных цен или иных выгод за раннюю оплату.

Этап 4. Аудит «правил игры».

Вполне логично, что без своевременных актуализации и дополнения существующие регламенты не принесут должного результата. Внесение поправок в данные документы может происходить при:

Как показывает практика, некоторые изначально не указанные в регламентах проблемы и ситуации могут быть вписаны через некоторое время. Обычно в документах забывают написать о трех категориях проблем:

Иногда покупатель соблюдает график оплаты поставок, но не торопится погасить задолженность, допустим, за совместное участие в рекламной акции, в результате этот долг оказывается «бесхозным». Каждый подобный случай необходимо внимательно рассмотреть, чтобы внести поправки в регламенты и не допустить повторения ошибок.

Автоматизация учета дебиторской задолженности

Для эффективного управлению дебиторской задолженностью требуется автоматизация данного процесса, это позволит быстро получать актуальные данные и принимать верные управленческие решения, откроет доступ к информации для всех ответственных лиц. На сегодняшний день контролировать сроки дебиторской задолженности можно в различных бухгалтерских и финансовых системах, например, такая функция хорошо представлена в системе БИТ.Финанс.

Источник

Политика управления дебиторской задолженностью

Комментарий эксперта iTeam:На всех этапах важно отслеживать основные показатели дебиторской задолженности и рейтинг финансовой надежности клиентов компании. Полезным инструментов мониторинга может стать таблица срочности – разбивка счетов к получению по сроку давности каждого счета. Для построения эффективного процесса инкассации дебиторской задолженности необходимо четко распределить ответственность за возврат денежных средств между финансовыми менеджерами и сотрудниками функциональных подразделений.

Старший консультант Консалтинговой компании iTeam
Сергей Бежин

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

система предоставляемых скидок.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде

Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

КОАдз = ДЗ/ОА,

где КОАдз ” коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ ” общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА ” общая сумма оборотных активов организации.

На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

ПИдз = ДЗср/Оо,

где ПИдз ” средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср ” средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;
Оо ” сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

КОдз = ОР/ДЗср,

где КОдз ” количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;
ОР ” общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср ” средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее “возрастным группам”, т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

КПдз = ДЗпр / ДЗ,

где КПдз ” коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗпр ” сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки; ДЗ ” общая сумма дебиторской задолженности организации;

ВПдз = ДЗпр / Оо,

где ВПдз ” средний “возраст” просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
ДЗпр ” средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
Оо ” сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз,

где Эдз ” сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз ” дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз ” текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз ” сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель ” коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

Кэдз = Эдз / ДЗрп,

где КЭдз ” коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз ” сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗрп ” средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.

Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

При расчете этой суммы необходимо учитывать:

планируемые объемы реализации продукции в кредит;

средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;

средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);

коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360

где Идз ” необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
Орк ” планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс:ц ” коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
ППКср, ” средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПРср ” средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

Формирование системы кредитных условий

В состав этих условий входят следующие элементы:

срок предоставления кредита (кредитный период);

размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите ” средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации ” кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ПСк = ЦСн х 360 / СПк,

где ПСк ” годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСн ” ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию;
в %, СПк ” срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита ” товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

репутация покупателя в деловом мире;

результативность хозяйственной деятельности покупателя;

состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей ” обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);

из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);

из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа “первоклассных заемщиков”);

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

срок предоставления кредита;

необходимость страхования кредита за счет покупателей;

формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью ” ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

учет векселей, выданных покупателями продукции;

Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности

Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу “А- включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу “В” – кредиты средних размеров; в группу “С” – остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

ДЗо “> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,

где ДЗо ” оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр ” дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз ” дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПСдз – размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

Автор: Валерий Александрович Щербаков, кандидат экономических наук, доцент;
руководитель кафедры финансов и налоговой политики факультета бизнеса
Новосибирского государственного технического университета
Источник: Статья опубликована на “Элитариум.Ру”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *