к основным формам деятельности социального служения молодежи относятся
Социальное служение молодежи
Определение понятия «социальное служение» отсутствует практически во всех современных российских справочниках по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служение приводятся только в контексте истории социальной работы и благотворительности как особый вид деятельности церкви. В настоящее время в Российской Федерации в социальном служении как в специфической деятельности определяются в основном религиозные организации. Так, например, существует Синодальный отдел Русской православной церкви по церковной благотворительности и социальному служению, созданный в 1991г. Действительно, практика социального служения утверждена в христианской церкви как особый вид деятельности еще в Деяниях апостолов.
Церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории России определяли принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует в деятельности всех основных религий и имеет много схожих характеристик.
В то же время понятие «социальное служение» приобрело в современном мире широкий социальный смысл. Энциклопедия «Британника» («Encyclopaedia Britannica») связывает социальное служение с социальной работой и социальным обеспечением.
214Социальное служение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общие с социальной работой цели и задачи. В отличие от социальной работы, развивающейся с XIX в. и являющейся сферой ответственности государства, социальное служение развивается в современном виде с XX в. и является сферой ответственности общества.
Социальное служение — это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества. Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации благотворительной, добровольческой, правозащитной, миротворческой и гуманитарной поддержки членов общества.
Социальное служение имеет глубокие этические и психолого-педагогические основания — чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному личностному росту. Для успешного осуществления социального служения необходимы организационные и мотивационные условия, способствующие актуализации личностного потенциала членов общества.
Социальное служение может выражаться в различных формах деятельности, направленной на позитивные изменения в обществе, благодаря добровольным усилиям граждан. Как наиболее общие выделяются следующие основные направления социального служения — благотворительность, добровольческая (волонтерская) деятельность, миротворческая деятельность, правозащитная деятельность.
Нормативно-правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
— Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
— Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
— Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
— Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
— Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
— Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
— Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Определение добровольцев приведено в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:
Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».
Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
При организации и осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в субъектах Российской Федерации используется понятийный аппарат, изложенный в региональных правовых актах. Так, в Концепции развития социального добровольчества в г. Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 45, используются следующие основные понятия:
Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
Молодежное добровольчество – практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.
Добровольческие ресурсы – совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.
Добровольческая организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.
Система поддержки социального добровольчества – комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.
Координатор добровольцев – ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности.
Добровольческая программа – гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей − эффективная организация добровольной работы.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
К основным формам деятельности социального служения молодежи относятся
Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность)— это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.
В летописных источниках первое упоминание о создании при Киево- Печерской Лавре специальных условий для оказания помощи калекам и обездоленным датируется 11в.
На каких же категориях основывается организация этой формы воспитательной работы?
Далее можно выделить совместное участие. Организация социального служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.
Принцип «в семье и через семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в семье, способствует воспитанию гармоничной личности.
Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:
Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек.
Миссионерская работа: участие в издательстве православных газет и журналов при храмах; создание библиотек для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение поздравительных открыток), организация слетов, мероприятий, лекций…
Служение в церкви: работа по благоустройству храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных мастерских и т. п.
Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, который вовлекается в церковную жизнь, воспринимается в церкви как активная личность, которой предлагается наиболее интересная и доступная форма социального служения. Работа в этом направлении способствует раскрытию его внутреннего потенциала.
Формы социального служения
Всю социальную работу приходов условно можно разделить на следующие направления:
Собственно социальное служение. В ходе опроса выяснилось, что это наиболее распространённый вид деятельности, внутри которого в свою очередь существует несколько направлений. Основное направление, так или иначе, связано с медициной. Ниже мы перечислим наиболее характерные виды деятельности в порядке частоты их упоминания в интервью:
1. Помощь больным. Она включает непосредственную сестринскую помощь болящим, катехизаторские беседы с больными, их причащение и т. п.
2. Помощь матерям и разъяснительная работа, касающаяся греха аборта. Помощь будущим матерям включает в себя как миссионерскую составляющую, то есть разъяснительную работу, так и благотворительную (например, сбор вещей); в отдельных случаях такая помощь может осуществляться специально организованными центрами (например, Христианский центр детства и родовспоможения), где беременные женщины получают консультации по педагогике и психологии. По мнению опрошенных священников, центр кризисной беременности должен быть в каждой Епархии. Дело движется в этом направлении. По свидетельству одного из опрошенных, если 10 лет назад об этом не слышали, то сейчас по крайней мере в десяти Епархиях работа по кризисной беременности ведется, и через 2-3 года уже в каждой Епархии появятся такие центры.
Отдельно следует выделить профилактическую работу против абортов и с женщинами, уже совершившими этот грех. Эта работа, к сожалению, только начинается, но у неё большое поле деятельности. «Множество людей в стране мучаются угрызениями совести, что они убили своих детей, или способствовали, что убили их внуков. Их даже не миллионы, их десятки миллионов. Они мучаются и ищут, какую бы такую молитву прочитать, какой бы такой ритуал провести, чтобы искупить грех аборта. Нет такого ритуала! Только милосердие Божие».
3. Помощь нуждающимся и людям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства. Здесь, прежде всего речь идёт о приютах для бездомных, одиноких малоимущих стариков и детей, а также работе с заключёнными (посещение тюрем, беседы о православии, о смысле жизни, отправка в тюрьмы и колонии писем и посылок и т. д.), содержание благотворительных столовых, помощь старикам в бесперспективных деревнях. К этому же направлению относится и такой вид деятельности, как телефоны доверия, которые готовы выслушивать не только православных, но и всех нуждающихся.
4. Помощь инвалидам, алко- и наркозависимым. Социальная работа с инвалидами осуществляется, как правило, через специализированные центры (например, Православный центр глухих и слабослышащих «С.», который ведёт миссионерскую деятельность среди глухих и слабослышащих) интернаты, приюты (например, для детей-сирот) или клубы (например, клуб «Л.» для детей-инвалидов и детей, страдающих аутизмом). В других случаях, – как например, оказание помощи семьям с детьми с синдромом Дауна или инвалидам-колясочникам – может проводиться адресно. Опрос выявил даже такие уникальные направления социальной работы, как открытие православной общины слепых и слабовидящих, а также психоневрологический детский интернат для тех детей, за которыми родители не в состоянии ухаживать. Интересным примером может послужить созданный при одном из приходов Дом ребенка, в котором под патронажем церковной общины был создан институт крестных мам.
Для помощи алко- и наркозависимым создаются православные общины и центры по профилактике, лечению и реабилитации алкоголизма, наркомании и других видов зависимости.
Миссионерское служение. Этот вид социального служения частично перекликается с уже названными выше, что объясняется православной спецификой данных инициатив. Так, помощь больным или заключённым, как правило, сопровождается беседами о православии и об онтологических вопросах, имеющих непосредственное отношение к спасению души. Тем не менее, можно выделить несколько чётких направлений:
1. Воскресные школы. Воскресные школы сегодня существуют при каждом приходе. Опрошенные нами священнослужители говорят даже о том, что воскресные школы открываются на летний период при приходах в тех сёлах, которые оживают лишь благодаря дачникам. Воскресные школы обычно подразделяются на младшую, среднюю и старшую (младшая рассчитана на детей в возрасте до 7 лет). Популярность воскресных школ, по свидетельству опрошенных нами священнослужителей, всё время растёт.
2. Разъяснительные и катехизаторские беседы в воинских, милицейских частях, больницах, домах престарелых, детских домах, тюрьмах и детских колониях. Сюда же относится и служение в тюремных храмах. Священнослужители отмечают, что работать им приходится как с заключёнными, так и с персоналом исправительных учреждений: «Работать приходится как с заключёнными, так и с персоналом тюрем, которые от длительного пребывания в тюрьмах сами теряют человеческое лицо».
3. Устроение праздников при церковной общине. Праздничные мероприятия, как было отмечено нашими респондентами, особенно ярко и положительно действуют на детей, за которыми в храм тянутся и взрослые.
4. Лектории для взрослых.
Просветительское и патриотическое воспитание. Следует сразу сказать, что это направление социального служения Церкви имеет, по отзывам опрошенных священнослужителей, большие перспективы, но пока только развивается. О конкретных достижениях в своих приходах похвастались всего пара респондентов, однако они сообщили, что в соседних епархиях (не попавших в зону исследования) такой опыт имеется и им хорошо известен. Как нетрудно предположить, работа в этом направлении ведётся в первую очередь среди молодёжи. Опрошенные нами руководители приходов назвали следующие формы работы по патриотическому и просветительскому воспитанию:
1. Военно-патриотические и просто патриотические православные клубы.
2. Скаутские движения (как, например, «Братство православных следопытов», имеющее немало отделений).
3. Молодёжные православные лагеря с обучением традиционным ремёслам и способам ведения хозяйства на земле (рукоделие, огородничество, сельское хозяйство и т. п.).
4. Кружки по домоводству для детей разных возрастов и их родителей, где они учатся вышивать, шить, готовить.
5. Археологические и исторические кружки и клубы. Участники таких кружков и клубов организуют экспедиции, собирают материалы, помогающие больше узнать о родном крае.
6. Образовательные чтения. В эту категорию попадают инициативы самого широкого направления.
7. Учреждение православной гимназии (в одном случае). Речь идёт о В. православной гимназии (работает с 1998 года), которая кроме прочего получила статус муниципального учебного заведения. Это совместный проект епархии, администрации города и российского детского фонда.
8. Учреждение краеведческой премии (единичный случай, выявленный в нашем опросе).
Частная благотворительность, волонтёрство. Опрошенные нами священнослужители утверждают, что, несмотря на западное происхождение основных методов и технологий реализации социальных проектов такого рода, они преломляются через российский менталитет и опосредуются традициями российского меценатства дореволюционного периода. Что касается добровольчества и волонтёрства, то, как считают респонденты, эти направления в настоящий момент в России не очень развиты в сравнении с западными странами. Так, в США в волонтерскую деятельность вовлечены до 70% населения. В России же эта цифра не превышает 10% (возможно, меньше). Так или иначе окормляющие это направление деятельности священнослужители все-таки полагают, что волонтерство и добровольчество не получит столь широкого распространения у нас, как на Западе, так как общий уровень жизни в нашей стране пока не сопоставим с западным. «Многих отвлекает зарабатывание хлеба насущного», – как выразился один из респондентов. На сегодняшний день, как следует из показаний опрошенных, благотворительность и волонтёрство осуществляется через православные молодежные клубы и специализированные волонтерские организации (например,волонтерское движение «М.», занимающееся детьми-сиротами, оставленным в роддомах и больницах, или организации по работе с детьми-инвалидами, проживающими в семьях).
Однако далеко не все виды служения способны выполнять волонтёры. Бывает, что без настоящих специалистов не обойтись. Вот и наши респонденты проблему привлечения специалистов выделяют отдельной строкой, особенно в тех случаях, когда речь заходит о специализированной помощи. Но работа специалистов требует оплаты. Эта проблема стоит настолько остро, что, по словам одного из опрошенных: «На нашем последнем заседании после Архиерейского собора было сказано, что священник должен отдать хоть свою зарплату, чтобы иметь соцработника в каждом приходе, и чтобы он помогал людям в сложных случаях, ситуациях, бедах и нуждах, где подчас и сам священник не всегда профессионально может оказать помощь». Это в целом справедливо: постоянная, подчас монотонная работа должна выполняться профессионалами. И в таких специалистах православные волонтёрские организации остро нуждаются.
Проблема усугубляется ещё и тем, что специалисты требуются не только в крупных городах, где большие приходы, но и на селе. «На примере своего сельского прихода могу сказать, – утверждает наш респондент, – что на самом деле готов отдать свою зарплату профессионалу, который мог бы помочь мне в налаживании нормальной хорошей работы (социальной и педагогической)». А ведь социальный работник ко всему прочему должен быть православным, ведь ему предстоит работать в структуре прихода!
Решетников О.В. «Понятие “социальное служение”».
Решетников Олег Викторович, директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский»
Тезисы выступления на секции «От основ христианской добродетели – к социальному служению в современном мире: образовательное и культурное измерения. Совместный проект Нижегородской епархии и Нижегородского института развития образования»
Социальное служение имеет очень древнюю историю как нравственное понятие и совсем недавнюю, но устремленную в будущее, как сфера профессиональной деятельности. Социальное служение, как нравственное понятие, прежде всего, выражает деятельную, бескорыстную любовь к человеку, к ближнему, к своей Родине. Как сфера профессиональных интересов социальное служение охватывает два вида социальной практики – благотворительную и добровольческую деятельность. Этические основания социального служения заложены в самой природе человека, в гуманистическом характере цивилизационного развития. Потребность в развитии профессионального характера социального служения возникает, прежде всего, в связи с развитием демократии как универсальной политической системы. Эволюция развития социального служения прошла четыре основных этапа:
К концу 20 века в демократических странах в социальное служение вовлечена значительная часть населения, что и потребовало развития особой сферы профессиональной деятельности «организация социального служения».
В английском языке понятие social service не содержит определенного этического значения. Поскольку буквально переводится как социальное обслуживание, предоставление социальных услуг. В русском языке понятие служение является нравственной категорией и означает следование нравственному долгу, выполнение добровольно принятых обязательств. Социальное служение именно в русском языке как понятие, означающее конкретный вид социальной деятельности, приобретает смысл «сверхдолжного», духовно-нравственного порядка. Это отражается в осознании отечественного пути национального развития – осознавать всякое человеческое делание, как высшую миссию, как дело нравственного служения (С.Л. Франк), стремиться к осуществлению своей жизни как к подвижничеству (С. Булгаков), подчиняя нравственному долгу социальный и гражданский образ жизни (И. А. Ильин).
Русский человек хочет не просто найти свое место в общей социальной системе, но и непременно свое место во всем мироздании, соотнести свое дело с духовным деланием многих предшествующих поколений, судить об успешности своей работы, сверяясь с вечными духовно-нравственными ориентирами.
В наиболее близком значение понятие «социальное служение» употребляется для описания религиозной практики основанной на принципе любви к ближнему и выражающейся в церковной благотворительности. Понятием «социальное служение» описывается благотворительная деятельность всех ведущих религиозных конфессий – христианства, иудаизма, ислама, буддизма. Современная практика социального служения использует целый ряд терминов дополняющих друг друга по значению и раскрывающих нравственное его нравственное значение: милосердие, сострадание, альтруизм, социальная ответственность. В совокупности эти хратеристики образуют целостную онтологическую установку человека осуществляющего свое предназначение в жертвенном служении на благо общества.
В юридическом и социологическом смыслах социальное служение выражается в двух основных социальных практиках – в добровольческой и благотворительной деятельности.
Институализация социального служения в современном мире
Превращение социальной практики в социальный институт свидетельствует о ее качественно новом уровне развития, предполагающем широкое вовлечение населения, всемерную поддержку со стороны государства и общества, оказание значительно влияния на социальную жизнь и поведения людей.
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества. В период 19 – начало 20 в.в. особое значение приобретает благотворительность, но ее нельзя отнести к широкой социальной практике. Несмотря на то, что в благотворительности участвуют широкие группы населения, их вклад не является решающим. Благотворительность, как социальная практика, все же в большей степени относится к лицам, обладающим значительными материальными возможностями. Но с середины 20 века ситуация меняется и добровольчество постепенно становится массовым явлением достигнув нового качественного уровня к началу 21 века. Меняется и характер благотворительности – она также становится массовой социальной практикой. Так, например, в США, к началу 21 века в добровольчество было вовлечено 28 % населения, а благотворительные взносы граждан со средними доходами составляли около 75 % от всех благотворительных пожертвований.
К началу 21 века социальное служение становится социальным институтом, о чем свидетельствует ряд признаков:
Вместе с этим, социальное служение становится важнейшим социализирующим фактором. Если еще в середине двадцатого века добровольчество рассматривалось как одна из форм общественной активности, то к началу 21 века добровольчество становится важнейшей формой участия в государственной жизни. От добровольческого участия во многом зависит решение социальных проблем, прежде всего на местном уровне, но также на национальном и международном уровнях. Государство и общество предъявляют своим гражданам повышенные требования в сфере социального служения, связывают с социальным служением надежды на выход из сложнейших социальных проблем.
Примером позитивных санкций (поощряющих, в отличие от негативных – порицающих) служит множество общественных наград и форм поощрения добровольцев. Так, например, в США существует специальная Президентская награда для добровольцев, считающаяся государственной наградой. Во всех странах Евросоюза вводится социальная характеристика выпускнику, как приложение к документу об образовании (школа, институт, колледж и т.д.), отражающая участие учащегося в социальном служении (количество часов отработанных добровольно в течение года, участие в гражданских и социальных проектах и т.д.). Практика этих характеристик не вводит социальных санкций для тех, кто не участвует в социальном служении, но вместе с тем без такой характеристики становится сложно получить престижную и социально значимую работу, поступить в престижный ВУЗ, получить рабочее место во многих брэндовых национальных компаниях.
Социальное служение, как ресурс развития гражданского общества
В среднем не менее 3% населения стран участников ООН участвует в добровольческой деятельности. Во многих развитых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения, например в США около 27 %, В Великобритании около 38 %, в Австралии 34 %, в Канаде около 45 %.
Добровольцы участвуют в решении широкого спектра социально-экономических проблем, практически во всех сферах жизнедеятельности местных сообществ и в социальных проектах на национальном уровне.
Во многих странах созданы национальные ресурсные и создаются местные ресурсные центры по поддержки и координации деятельности добровольцев. Так, например, в США создано около 300 местных ресурсных центров поддержки добровольчества.
Благотворительность охватывает все страны, а в странах демократических значительную часть населения. В странах, где традиции благотворительности не прерывались, как в России, основной благотворительный взнос осуществляют частные лица.
Участие в добровольческом служении и благотворительной деятельности в современном западном демократическом обществе повышает социальный статус гражданина, легитимизирует его гражданственность, оправдывает его гражданские обязательства.
Добровольческое служение и благотворительность становятся важными факторами при приеме на работу, особенно для чиновников и публичных фигур, при продолжении образования, является важнейшей составляющей гражданской репутации.
Добровольческое служение – это более широкая, общедоступная форма социального служения. Так, например, в США в национальную программу «Изучаем Америку – служим Америке»[1] включаются дети с 5 лет. По мнению одного из советников администрации президента США времен Б. Клинтона Shirley Sagawa добровольчество в современных США является важнейшим фактором необходимых социальных преобразований, через:
Активное участие населения в добровольческой и благотворительной деятельности образует социальный институт социального служения, который во всем мире с началом 2000-х годов активно развивается. Социальное служение в целом для развития демократии является одной из фундаментальных основ, имеющих как социальное, так и экономическое значение. Институты гражданского общества в значительной степени опираются на труд и участие добровольцев. Так, например, в Канаде совокупные усилия добровольцев и благотворителей обеспечивают 4% ВВП страны, а на уровне местных сообществ обеспечивается 20 % местных потребностей в социальных услугах. Причем благодаря добровольцам эффект от благотворительных взносов усиливается с 9 до 20 %.[15, с. 227]
В настоящее время в России в добровольческую деятельность вовлечено 5-10% населения, а в системное добровольчество (не менее 50 часов добровольческой работы в год) вовлечено не более 2-3% населения. При этом, включиться в системную добровольческую деятельность на местном уровне готовы 15-20% населения. Среди молодежи и людей пенсионного возраста численность тех, кто готов включиться в общественное служение еще выше – 44-48% от всей возрастной социальной страты.
Основная причина, препятствующая активному вовлечению населения в добровольчество и благотворительность – это отсутствие современной инфраструктуры общественного служения.
Развитие добровольческого служения в современной России становится традиционной социальной практикой, осознается как важнейший ресурс и показатель развития сильного гражданского общества. Добровольчество всегда является откликом на задачи национального масштаба – это во многом определило то, что приоритетную поддержку сейчас получает спортивное волонтерство, подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи. Важно будет после прошедшей Олимпиады использовать не только инфраструктуру спортивных и рекреационных объектов, но и не потерять энтузиазм, полученные навыки и опыт, добрую волю спортивных волонтеров. Развитие других менее важных направлений добровольчества – дело, прежде всего, местных сообществ, признак зрелости демократических процессов, социальной ответственности властей и населения на местах. Масштаб, стоящих перед обществом задач, в том числе в сфере социальной политики, требует преодоления социального инфантилизма, вовлечения всего населения в повседневную практику обустройства общественной жизни. Отвечая на вопрос о том, где взять силы для местного самоуправления, найдется ли столько бескорыстных людей, чтобы отдавать силы и время спасению своей местности А. И. Солженицын говорил: «Ну, а если не найдется – мы не стоим ничего как народ, тогда, в ослаблении, оставим все заботы».[2]
Массовое вовлечение граждан в добровольческую деятельность, создание условий для реализации их гражданского потенциала требует организации системной социальной инфраструктуры добровольчества в Округе. Подобная инфраструктура подразумевает создание добровольческих ресурсных центров в некоммерческих организациях и учреждениях, разработку корпоративных добровольческих программ, кадровую и методическую поддержку процесса организации добровольческой деятельности, создание системы вовлечения, подготовки и социального поощрения добровольцев. Необходимо также позаботиться о том, чтобы в добровольческое служение были вовлечены люди с особыми потребностями, испытывающие проблемы социальной эксклюзии (исключенности из жизни общества).
В среднем не менее 3% населения стран участников ООН участвует в добровольческой деятельности. Во многих развитых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения, например в США около 27 %, В Великобритании около 38 %, в Австралии 34 %, в Канаде около 45 %. Добровольцы участвуют в решении широкого спектра социально-экономических проблем, практически во всех сферах жизнедеятельности местных сообществ и в социальных проектах на национальном уровне. Во многих странах созданы национальные ресурсные и создаются местные ресурсные центры по поддержки и координации деятельности добровольцев. Так, например, в США создано около 300 местных ресурсных центров поддержки добровольчества.
Активное участие населения в добровольческой и благотворительной деятельности образует социальный институт социального служения, который во всем мире с началом 2000-х годов активно развивается. Социальное служение в целом для развития демократии является одной из фундаментальных основ, имеющих как социальное, так и экономическое значение. Институты гражданского общества в значительной степени опираются на труд и участие добровольцев. Так, например, в Канаде совокупные усилия добровольцев и благотворителей обеспечивают 4% ВВП страны, а на уровне местных сообществ обеспечивается 20 % местных потребностей в социальных услугах. Причем благодаря добровольцам эффект от благотворительных взносов усиливается с 9 до 20 %.[3]
В настоящее время в России в добровольческую деятельность вовлечено 5-10% населения, а в системное добровольчество (не менее 50 часов добровольческой работы в год) вовлечено не более 2-3% населения. При этом, включиться в системную добровольческую деятельность на местном уровне готовы 15-20% населения. Среди молодежи и людей пенсионного возраста численность тех, кто готов включиться в общественное служение еще выше – 44-48% от всей возрастной социальной страты.[4]
Основная причина, препятствующая активному вовлечению населения в добровольчество и благотворительность – это отсутствие современной социальной инфраструктуры социального служения (организации добровольческой и благотворительной деятельности).
Одной из наиболее эффективных технологий поддержки добровольческого служения, создания его социальной инфраструктуры являются ресурсные добровольческие центры, в задачи которых входит:
В современной России добровольческое служение сохраняет свое исключительное значение для реализации задач местного самоуправления. Во-первых, социальное служение способствует формированию общественно активной, социально ответственной личности гражданина. Во-вторых, социальное служение способно взять на себя ресурсное обеспечение тех функций, которые возлагаются на местное самоуправление. Одна из сложнейших проблем местных сообществ – отсутствие средств и компетентных кадров, необходимых для реализации возложенных на местные сообщества задач (медицина, образование, благоустройство, социальная работа с детьми и молодежью и т.д.). Участие добровольцев и благотворителей способно существенным образом повысить эффективность реализуемых функций. В-третьих, социальное служение способствует формированию на уровне местных сообществ социальной культуры взаимного доверия, социальной ответственности, кооперации и сотрудничества для решения местных проблем и задач. Подобную социальную культуру в современной социологии, политологии и экономике называют социальным капиталом и многие исследователи считают уровень социального капитала ключевым фактором развития местных сообществ, эффективности экономики и продвижения демократии.
Совокупные усилия добровольцев и благотворителей в странах с развитым гражданским обществом позволяет реализовать от 10 до 30 процентов социальных услуг, оказываемых населению на уровне местных сообществ. Программы коммунитарного (местного) служения в демократических странах аккумулируют добровольческие усилия жителей, направленные на:
Значение социального служения для развития социально-гуманитарной сферы местных сообществ и реализации задач социальной политики
Социальное служение как ресурс реализации задач местного самоуправления
Местное самоуправление – это форма организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением местных сообществ социальных вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов самих жителей. Развитие местного самоуправления в дореволюционной России начинается с земской (1864) и городской (1870) реформ Александра II. Для огромной России подобные реформы были важным средством развития местной жизни, поскольку создавали простор для инициативы самих граждан, вовлекали в решение социальных проблем лучших представителей русской интеллигенции. Земские школы, больницы, библиотеки, почты стали основой нового качества культурной и социальной жизни в русской провинции. Участие населения в самоуправлении, в решении местных задач сформировало новый уровень гражданской и социальной ответственности граждан. По мнению А. И. Солженицына: «Повседневная реальная жизнь людей зависит — на четыре пятых или больше — не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому — от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. Именно так и регулируется жизнь в странах Запада: через эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия». [6, с. 187]
В современной России социальное служение сохраняет свое исключительное значение для реализации задач местного самоуправления. Во-первых, социальное служение способствует формированию общественно активной, социально ответственной личности гражданина. Во-вторых, социальное служение способно взять на себя ресурсное обеспечение тех функций, которые возлагаются на местное самоуправление. Одна из сложнейших проблем местных сообществ – отсутствие средств и компетентных кадров, необходимых для реализации возложенных на местные сообщества задач (медицина, образование, благоустройство, социальная работа с детьми и молодежью и т.д.). Участие добровольцев и благотворителей способно существенным образом повысить эффективность реализуемых функций. В-третьих, социальное служение способствует формированию на уровне местных сообществ социальной культуры взаимного доверия, социальной ответственности, кооперации и сотрудничества для решения местных проблем и задач. Подобную социальную культуру в современной социологии, политологии и экономике называют социальным капиталом и многие исследователи считают уровень социального капитала ключевым фактором развития местных сообществ, эффективности экономики и продвижения демократии.
Условия эффективной реализации программ социального (общественного) служения: организация добровольческой и благотворительной деятельности[5]
Отсутствие современной инфраструктуры общественного служения населения не позволяет получить системный, эффективный вклад от этой деятельности в развитие местных сообществ. В реальной социальной практике это означает, что население местных сообществ не может получить ответ на два простых вопроса – где и как они могут начать добровольческую деятельность?
К основным элементам инфраструктуры общественного служения относятся:
Пропаганда добровольческого служения состоит не только в формировании общественного мнения, но и в том, чтобы включать показатели активного участия населения в добровольческой и благотворительной деятельности в местных сообществах в число показателей социально-экономического развития муниципальных образований.
Создание эффективной информационной системы охватывающей различные возрастные и целевые группы и использующей соответствующие информационные ресурсы.
Организация общественного служения требует создания специфической системы управления и администрирования, согласованной с традициями и практикой местного самоуправления и использующей технологии современного менеджмента в сфере общественного (социального) служения.
Важнейшая инфраструктурная, системная задача организации добровольческой деятельности – это создание добровольческих рабочих мест в сфере оказания разнообразных социальных услуг населению. Создаваемые рабочие места не должны дублировать имеющиеся позиции основной профессиональной занятости специалистов, а должны их дополнять и повышать эффективность.
Сфера организации общественного служения является инновационной как для России, так и для международного опыта организации социальной деятельности. В этой связи возникает необходимость разработки эффективных социальных технологий, направленных на повышение результативности общественного служения.
Организация современной добровольческой деятельности во всем мире за последнее десятилетие превращается в важнейшее направление профессиональной деятельности. По оценкам международных и отечественных специалистов, для вовлечения в системную добровольческую деятельность 500 человек, работающих не менее 100 часов в год, как добровольцы, требуется специалист с полной профессиональной занятостью и с соответствующей профессиональной квалификацией. Также необходимо разрабатывать эффективные социальные технологии, учитывающие специфику и реальные социальные потребности российских местных сообществ, опирающиеся на нравственные традиции социального служения, присущие гражданам России.
Задачи вовлечения и подготовки добровольцев предполагают создание информационных центров и общественных добровольческих объединений, активно взаимодействующих с местными властями.
Поскольку добровольческая деятельность не предполагает материального поощрения и является осознанной формой реализации гражданского долга, то и поощрение добровольцев должно строиться на принципах морального признания вклада добровольцев в развитие местных сообществ и поддержки личностного развития активных участников общественного служения. В тоже время мировой опыт показывает, что система поощрения добровольческой и благотворительной деятельности добровольцев должна быть четкой, последовательной, публичной и привлекательной для населения.
Развитие современной инфраструктуры общественного служения в местных сообществах создаст важнейшие предпосылки для вовлечения населения в процессы модернизации и формирование инновационной среды социально-экономического развития.
Для России особым фактором общественного развития является духовность, как глубинное нравственное понимание смысла и назначения индивидуальной истории личностного развития в частности и исторического процесса национального развития в целом. Не осмыслив нравственной ценности и глубины происходящих общественных процессов, не создав новых духовных образов бытия, не определившись в тех ценностях бытия, которые заслуживают борьбы и самоотверженной работы русский человек не «двинется в путь». Идея постперестроечной истории России о том, что ради материального благополучия и европейского уровня качества жизни русский человек проявит свой знаменитый не весь мир энтузиазм – не оправдалась. России для движения нужны идеи, заставляющие думать и работать, необходимо чувство причастности к событиям вселенского масштаба, прикосновение к вечным тайнам бытия. В этом смысле социальное служение не панацея, но верное средство побудить самую думающую, общественно активную, совестливую и ответственную часть общества к активным действиям, создать тот творческий простор, в котором эта часть общества сможет осуществиться в полной мере и повести за собой.
Социальное служение в определенном смысле одна из важных целей модернизации на современном этапе национального развития. Вовлечение каждого гражданина в процессы осмысленного развития, создание условий для реализации его социальной ответственности, побуждение народа к солидарному творческому созидательному труду, добровольное принятие социальных обязательств, инновационный вклад в национальное развитие, милосердие и сострадание ко всякой человеческой нужде – это есть и тот образ модернизированной России, который способен стать притягательным для миллионов.
Социальное служение является тем ресурсом модернизационного и инновационного развития, который при любом раскладе политических сил и ситуации экономического развития будет решающим. Поскольку этот ресурс исчисляется не столько материально, что тоже немаловажно, но главное этот ресурс заключается в людях обладающих необходимыми для обновления духовными потребностями и творческой энергией.
[2] А. Солженицын Россия в обвале с 195
[4] По результатам исследования Института общественной политики. См. Решетникова О.Н. Исследование мотивационной готовности молодежи к добровольческому служению// Развитие добровольческого служения российской молодежи. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 108 с.
[5] Подробнее см. список литературы автора в конце статьи