к основным формам организации практического обучения в среднем профессиональном обучении относят

Билет 5. Теоретические и практические формы организации профессионального обучения.

1. Понятие «организационная форма обучения». Под организационными формами обучения понимают способы организации учебного процесса, формы руководства деятельностью учащихся, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями содержания разделов учебной программы, материально-техническим обеспечением обучения. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов и только педагог профессионального обучения принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии. Он должен ясно осознавать, в какой степени успех учебно-воспитательного процесса зависит от организационных форм.

2. Классификация форм организации учебной работы

В настоящее время в педагогическом процессе установи­лись три основные формы организации учащихся: фронтальная (фрон­тально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые зада­ния.

Единое содержание вводного инструктажа и объяснение осо­бенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и кол­лективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это ди­дактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутости разных учащихся.

Другое преимущество фронтальной формы — в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если мате­риальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы.

Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее до­стоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в развитии отдельных учащихся, вследствие чего — из-за неодина­кового темпа работы — фронтальность нарушается.

Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предпола­гает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Ха­рактерно, что каждое звено выполняет свое задание

Естественно, что при групповом выполнении задания услож­няется руководство учебным процессом со стороны педагога, вни­мание которого дополнительно рассредоточивается.

Достоинства звеньевой (бригадной) формы очевидны. Она позволяет создавать правильное представление о современной организации труда на производстве. Звено может работать над более сложными объектами труда, решать более сложные производственные задачи, а это повышает интерес учащихся. Высока и воспитательная значимость работы в микроколлективе.

Наконец, эта форма, по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержа­ние и темп учебы, максимально развить способности индивида, проявить личностные качества каждого обучающегося.

3. Выбор организационных форм обучения

Выбор организационных форм определяется:

4. Организационные формы профессионального обучения.

В системе профессионального образования чаще всего используют такие формы учебных занятий как: урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, производственная практика, консультации, самостоятельные занятия учащихся и др.

Формы организации обучения

Заметим, что есть формы организации обучения, относящиеся как к одной группе выделенных нами форм, так и к другой. К примеру, курсовое и дипломное проектирование относится и к формам теоретического и к формам практического обучения.

Рассмотрим каждую форму организации обучения более подробно.

Урок – организационная форма, характеризующаяся постоянством отведенного на него времени, постоянством состава учащихся, проведением преимущественно в учебном кабинете, по расписанию, под руководством преподавателя.

В ходе урока решается комплекс дидактических задач:

— сообщение новых знаний учащимся;

— организация самостоятельного изучения нового материала;

— повторение и закрепление пройденного материала;

— обобщение и систематизация полученных знаний;

— формирование практических умений;

— контроль, анализ и оценка знаний учащихся;

— развитие познавательной способности учащихся.

Лекцияорганизационная форма, когда преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а учащиеся его активно воспринимают. При лекционной форме работы затрудняется индивидуализация обучения, позиция студента менее активна, ограничены возможности обратной связи между преподавателями и студентами, исключена возможность проверки усвоения знаний на практике.

Структура лекции: вступление, основная часть, заключительная часть.

В зависимости от способа проведения выделяются следующие типы лекций:

Семинарорганизационная форма, которая ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в познавательной деятельности.

Вопросы плана семинара должны быть краткими, четкими.

Учебная конференцияорганизационная форма, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося с максимумом самостоятельности, активности. Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она может проводится в связи с организацией производственной практики.

Консультациявторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен, либо не усвоен совсем, изложение требований, предъявляемых к учащимся на зачетах, экзаменах.

Консультации бывают индивидуальными и групповыми.

Лабораторные занятия направлены на экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, опытная проверка расчетов.

Практические занятияорганизационная форма, цель которой формирование профессиональных умений у учащихся, практических умений. Особое значение эти занятия имеют при изучении специальных предметов.

Содержание практических занятий составляют: изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственных ситуаций и т.д.

Производственная практикапроводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной. Ее цель: формирование профессиональных умений, связь теории с практикой.

Курсовое проектированиеприменяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Работа выполняется в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых работ.

Источник

Доклад «Методы и формы организации образовательного процесса в учреждении СПО»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение №190

Методы и формы организации образовательного процесса

( Доклад на инструктивно-методическом совещании )

Мастер п/о Кашковская О.А.

Методы и формы организации образования в ОО СПО

В учреждениях СПО учебный процесс отличается многообразием организационных форм и методов.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей и решение задач образования.

В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Если рассматривать традиционную классификацию, то можно выделить следующие группы методов:

практические методы (упражнение, учебно-производительный труд);

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

словесные методы (объяснение, разъяснение дискуссия);

методы работы с книгой (чтение, изучение, конспектирование);

видео-методы (контроль, обучение).

В системе подготовки обучающихся ОУ СПО сложились и получили широкое распространение три группы форм взаимодействия преподавателей и обучающихся в ходе проведения занятий.

1. Традиционные методы.

3. Интерактивные методы.

Традиционный метод не достаточно эффективен с позиций современных педагогических технологий.

Активный метод характеризуется как форма взаимодействия преподавателя и обучающихся, при котором они взаимодействуют друг с другом и не являются пассивными слушателями, а играют роль активных участников образовательного процесса.

Интерактивный метод означает взаимодействие не только между преподавателем и обучающимися., но также и между обучающимися. Преподаватель позволяет участникам образовательного процесса находиться в режиме диалога. Такие методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: классический урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, олимпиада, конкурс и др.

Форма – это внешнее очертание или система организации чего-либо. В зависимости от активности учащихся и условий, в которых протекает процесс обучения, можно выделить массовые формы (например, лекции), групповые формы (практические и семинарские занятия) и индивидуальные формы организации обучения (например, консультация или домашняя работа). Как особая форма организации обучения могут выступать экзамен и зачет.

Лекция – это особая конструкция учебного занятия. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция – наиболее экономичный способ передачи учебной информации.

Проблемная лекция – лекция, на которой новое знание доводится обучающимся через проблемность вопроса или ситуации. Для ответа на проблемные вопросы требуется размышление.

Конференция – форма учебного процесса, связанная с публичными выступлениями обучающихся и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением. Конференция проводится с несколькими учебными группами.

Курсовая работа – форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения основного раздела или всей учебной дисциплины.

Дипломная работа – это самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой обучающиеся решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования обучающихся.

В учреждениях СПО используются такие формы организации занятий, как индивидуальные, групповые и фронтальные. Метод проектов относится как к групповым формам занятия, так и к индивидуальным, это зависит от количества участников проекта. Это же относится и к консультация, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Конференция и лекция – фронтальные формы организация занятия.

Каждый педагог выбирает для себя те методы и формы организации занятий, которые позволяют наиболее полно раскрыть тему, достичь поставленных целей урока и решить определенные задачи.

Выбирая тот или иной метод, педагог должен каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, он должен определить главную цель и конкретные задачи урока, которые будут решаться. Исходя из этого, педагог намечает группу методов, пригодных для достижения учебных задач. Далее он выбирает оптимальные пути, позволяющие наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Можно выделить 6 условий, которые определяют выбор метода и формы обучения:

содержание предмета в целом и темы в частности;

цели и задачи обучения;

учебные возможности студентов;

После установления целей и организации содержания определяются методы обучения, а затем уже намечаются способы реализации этих целей.

Изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблюдалась тенденция найти универсальный метод. Одни пытались во всех случаях использовать один метод, другие — другой, забывая, что каждый метод имеет свою область применения. Вследствие этого наиболее рациональным будет комбинированное применение методов и способов их реализации, основанное на всестороннем анализе всех аспектов учебного процесса на уроке.

Источник

Формы организации обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

Вопрос № 70.

План ответа:

Форма — наружный вид, очертание; определенным образом уста­новленный порядок; внутренняя организация содержания.

Целостность педагогического процесса в образовательном уч­реждении достигается единством организационной, воспитательной, развивающей и психологической функций.

Так, организационная функция проявляется

в учете возрастных особенностей студен­тов,

продумывании педагогом соответствия между содержанием обучения и методическим инструментарием, его реализующим.

Воспитательная функция обеспечивает

активность студентов в раз­ных видах учебно-воспитательной деятельности,

проявление у сту­дентов личностной и профессиональной позиции,

формирование системы ценностных ориентации.

Развивающая функция застав­ляет преподавателя искать такие формы обучения, которые будут наилучшим образом включать в работу разнообразные психиче­ские процессы во время получения студентами учебной информа­ции, при отработке практических умений и навыков и т.д.

Психо­логическая функция направлена на создание

атмосферы психоло­гического комфорта,

предоставление студентам свободы выбора,

стимулирование их деятельности, на включение в процесс обуче­ния активных методов.

Форма организации процесса обучения — внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме. Такие формы обучения условно на­зываются внешними.

Основаниями квалификации организационных форм обучения считают количество учащихся в процессе обучения; место их уче­бы; продолжительность учебных занятий.

В условиях учебно-воспитательного процесса в профессиональ­ной школе формы организации обучения делятся на

очные, очно-заочные (вечерние), заочные и экстернат.

В зависимости от места работы студентов формы организации обучения разделяются на аудиторные (учебное занятие (урок), семинарское занятие, практикумы, факультативные занятия) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа студентов, экскурсия, производственная практика, выполнение курсовых и выпускных квалификацион­ных работ).

Основные формы организации учебного процесса – это урок, экскурсия, практические занятия ( практикумы), самостоятельная работа студентов, факультативные занятия, учебная и производственная практика, научно – исследовательская деятельность.

Урок – цель– решение дидактических задач, определенных требованиями учебной программы.

Экскурсия – цель – развитие познавательных способностей студентов при непосредственном восприятии жизненных и производственных процессов и явлений.

Практикум – цель – повышение студентов практических умений и навыков.

— развивающую, поскольку именно самостоятельная деятель­ность способствует повышению культуры умственного труда, при­общению к творческим видам деятельности, обогащению интел­лектуальных способностей студентов;

— информационно-обучающую. Учебная деятельность студен­тов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;

— ориентирующую и стимулирующую функции, которые прида­ют процессу обучения студентов так называемое профессиональ­ное ускорение, выражающееся в том, что в процессе самостоя­тельной деятельности у студентов не только развиваются интеллек­туальные способности, повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть горизонты прогресса педагоги­ческой науки;

— воспитывающую функцию, тоже проявляющуюся в само­стоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы;

— функцию педагогической коррекции как части самостоя­тельной деятельности, поскольку наличие ее у студентов есть свое­образное отражение всего педагогического процесса в образова­тельном учреждении;

— исследовательскую функцию, которая выводит студентов на новый уровень профессионально-творческого мышления. Кроме этих функций для самостоятельной деятельности важна практи­ческая реализация функций самопобуждения и самоуправления, а также и познавательной функции.

Научно – исследовательская деятельность студентов – цель— формирование у студентов учебно-исследовательских умений, которые понимаются как умение применять соответствующие приемы научного метода в условиях решения учебной проблемы; формирование исследовательских навыков студентов, путем вовлечения их в разнообразные виды исследовательской работы.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Учебное занятие (урок) — это форма организации учебной рабо­ты в среднем специальном, высшем учебном заведении, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом студентов, по твердому расписанию, ис­пользуя разнообразные методы для достижения дидактических за­дач, определенных требованиями учебной программы.

Урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить. Продолжительность – 45 минут.

Под структурой урока понимают соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи. В зависи­мости от данного соотношения и дидактической цели выделяют различные типы уроков.

Структура элементов учебного занятия:

изучения нового материала;

контроля и оценки знаний студентов;

обобщения и систематизации знаний;

Многообразие учебных занятий не дает возможности исследо­вателям представить какую-то одну классификацию учебного за­нятия (урока). Так, были попытки классифицировать их по ди­дактической цели; содержанию и способам проведения; основ­ным этапам учебного процесса; по методам обучения; способам организации учебной деятельности учащихся; по дидактическим задачам, решаемым на учебном занятии.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям:

1. содержанию (например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии)

2. способу проведения (уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уро­ки самостоятельной работы и т. д.).

3. по логическому содержанию работы и характеру позна­вательной деятельности различаются следующие типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материа­лом, 3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) урок навыков, 6) закрепления, пов­торения и обобщения, 7) контрольный, 8) смешанный, или комбинированный

Традиционная классификация уроков:

1) урок комбинированный, или урок смешанный;

2) урок ознакомления с новым материалом, или урок сообще­ния, изучения новых знаний;

3) урок выработки и закрепления умений и навыков;

5) урок проверки знаний, умений и навыков.

1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний. Содержанием урока является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг во­просов и требующий значительного времени на изучение.

• повторение пройденного материала;

• объяснение нового и работа с учебником;

• проверка понимания и первичное закрепление знаний;

2. Урок закрепления знаний.

Вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.

• проверка домашнего задания;

• выполнение устных и письменных упражнений;

• проверка выполнения заданий;

3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Закрепление умений и навыков идет на нескольких уроках подряд, а в дальнейшем имеет продолжение, когда класс занима­ется другими темами.

• воспроизведение теоретических знаний;

• выполнение практических заданий и упражнений;

• проверка выполнения самостоятельных работ;

Систематизация и воспроизведение наиболее существенных вопросов из ранее пройденного материала, восполнение имею­щихся пробелов в знаниях учащихся, раскрытие важнейших идей изучаемого курса. Обязательный элемент такого урока — вступление и заключение учителя.

• воспроизведение основных структурных блоков темы;

• выделение наиболее существенных вопросов, основных

• подведение итогов учителем.

5. Урок проверки знаний, умений и навыков.

Выявление уровня обученности учащихся, определение недо­статков в овладении материалом, корректировка учебного процес­са. Проверка осуществляется в устной и письменной форме.

• выполнение устных и письменных упражнений, заданий;

• выполнение практических заданий;

• проверка выполнения заданий.

6. Комбинированный или смешанный урок. Решаются несколько дидактических задач, как правило, при работе в начальных и младших классах.

• проверка домашнего задания и опрос учащихся;

• изучение нового материала;

• закрепление новых знаний в ходе тренировочных упраж­нений;

• повторение ранее изученного в виде беседы;

• применение знаний на практике;

• задание на дом. Обязательными элементами любого урока являются:

• организационный момент, т. е. постановка целей и обеспе­чение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и установок на вос­приятие, осмысление, запоминание материала;

• подведение итогов для:

— оценки работы учащихся;

— определения перспектив дальнейшей работы.

Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое устное из­ложение материала. В учебном процессе используется как метод обучения во время изложения нового материала в разных типах уроков, как форма организации обучения в лекционно-семинарской системе. Лекция основана на косвенной или непосредствен­ной передаче учебной информации преподавателем студенческой аудитории.

Лекция направлена на формирование ориентировочной осно­вы для последующего усвоения студентами учебного материала;

систематизацию основы научных знаний по дисциплине;

раскры­тие проблем, современного состояния и перспектив прогресса в конкретной области науки;

концентрацию внимания студентов на наиболее сложных и узловых вопросах дисциплины.

В самом общем плане лекции призваны стимулировать активную познава­тельную деятельность обучаемых и формировать их творческое мышление.

Лекция определяется как главное звено дидактического цикла обучения, и выполняет научную, учебно-познавательную и воспитательную функции.

Научная функция лекции состоит в передаче студентам сведе­ний о современном состоянии науки, ее методах и содержании, принципах, закономерностях, ее основных идеях и теориях, обоб­щенных ею фактах, явлениях, событиях, показе взаимосвязи тео­рии и практики.

Учебно-познавательная функция лекции выражается:

— в обеспечении эффективного и точного выполнения учеб­ного плана и учебной программы;

— развитии познавательной сферы студентов посредством их знакомства с новой информацией через систему проблемно-по­исковых методов;

— организации научного труда студентов в виде самостоятель­ного поиска на поставленные лектором проблемные вопросы и переработка студентами представленной учебной информации как по ходу лекции, так и при подготовке к семинару или практиче­скому занятию, во время выполнения курсовых и дипломных работ.

Воспитательная функция лекции выражается в том, что она является важным средством формирования педагогической позиции студентов, профессионального интереса, ценностных ориентиров, так как лектор оказывает на аудиторию слушателей определенное личное эмоциональное воздействие.

Показателями воспитательного значе­ния лекции становятся быстрое включение студентов в работу, внимательность, активность при ответах на вопросы преподавате­ля; или же безразличие, раздражительные высказывания студен­тов в адрес лектора, содержания лекции; посещаемость лекции.

Недостатки лекционной формы:

— монологичность преподнесения материала ведет за собой неточность обратной связи и оперативного контроля со стороны преподавателя по усвоению студентами лекционного материала;

— преподавателю невозможно осуществить адаптацию учебного материала к характеру, особенностям, темпу восприятия каждого студента, из-за чего процесс индивидуализации обучения ограни­чен. По ходу лекции одни студенты успевают осмыслить матери­ал, а другие могут только механически записать его;

— лекция приучает студентов к пассивному, некритическому восприятию чужих мнений, замораживая стремление мыслить са­мостоятельно;

— центральной дидактической задачей лекции является орга­низация первоначального восприятия материала для дальнейшего самостоятельного овладения знаниями. Но чем она лучше читает­ся преподавателем, тем большая вероятность пассивного воспри­ятия материала студентами;

— чрезмерная избыточность информации, которая нередко яв­ляется следствием разъяснения преподавателем всем известных или понятных положений, излишним повторением одних и тех же мыслей, неоправданно большим количеством примеров и ил­люстраций, увеличивает ее бессодержательную часть и способ­ствует тем самым перегрузке студентов;

— требование обязательного посещения лекций приучает их к школярству, ведет к формализму и отбивает вкус к самостоятель­ным занятиям.

Лекция традиционная (информационно-объяснительная, по­вествовательная, академическая), информативная.

Лекция проблемная иллюстрирует какую-либо научную или практическую проблему: ее появление, направление, способы ре­шения, а также последствия этого решения.

Лекции разделяются на виды по нескольким основаниям.

1. С точки зрения характера содержания это лекция:

академическая (учебная). В своем содержании она четко соответствует программе дисциплины, последовательно и системно излагая основы данной науки, осуществляя знакомство слушате­лей с ее основными категориями, принципами и закономерно­стями. Стиль такой лекции — четкий план построе­ния, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выво­ды; цельная композиция такой лекции не допускает ответвлений мысли.

популярная (публичная). В ней излагаются научные истины для аудитории, не подготовленной к их восприятию. Обычно та­кие лекции читаются вне стен образовательного учреждения.

2. По роли и месту в учебном процессе лекции де­лятся на вводные, установочные, обзорные, обобщающие, ком­плексные и факультативные.

3. С точки зрения используемых методов лекции представляются как: лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция электронная (слайд-лекция), или лекция с применением техники обратной связи.

Семинарские занятия (от лат. seminarium — рассадник) — это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсужде­ние студентами темы, учебной проблемы под руководством препо­давателя.

Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса.

Три функции: познавательная, воспита­тельная и контрольная.

Три типа: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного тематического курса; семи­нар, предназначенный для основательной проработки определен­ных тем курса; семинар исследовательского типа по отдельным проблемам науки.

В любом типе семинара выделяют такие характерные его черты:

— осуществление принципа совместной деятельности;

— возникновение непосредственных отношений преподавате­ля и студентов;

— самостоятельный поиск студентами решения учебной про­блемы во время подготовки;

— возможность относительно самостоятельного изучения воп­роса, индивидуализация изучения вопросов и проблем, выдвигае­мых для обсуждения на семинаре;

— направляющую и корректирующую помощь педагога при подготовке студента к семинару;

— сохранение тесной связи с принципиальными теоретиче­скими положениями лекции, урока, изложение нового материала на основе самостоятельно приобретенных сведений, но исключе­ние дублирования материала, когда при ответе на очередной во­прос студент использует только записи лекционного материала;

— проведение семинара в академической группе, стабильной на период учебы.

Видовое разнообразие семина­ров.

1. По основной дидактической цели: семинар-повто­рение; семинар-уточнение полученных знаний; семинар-углуб­ление и расширение знаний; смешанный семинар.

2. По предметам: предметный; межпредметный.

3. С точки зрения используемых методов: вопросо-ответный семинар; развернутая беседа; дискуссия; учебная конфе­ренция и — как ее разновидность — пресс-конференция; экскурсия; деловая или ролевая игра и т.д.

4. По форме проведения они могут быть организованы традиционно, как беседа по плану, заранее сообщенному студен­там, или как небольшие доклады, рефераты, рецензии с последу­ющим их обсуждением.

Для стимулирования познавательной ак­тивности и профессионального интереса проводятся проблемные семинары.

5. По использованию ТСО:

с использованием ТСО;

с ис­пользованием видеоаппаратуры;

с использованием ЭВМ.

Виртуаль­ный семинар, где участники не видят друг друга, а обменивают­ся только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в реаль­ном масштабе времени (off-line), и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *