к социальной сфере общества относятся отношения между правительствами государств предпринимателями
Социальная сфера общества
Понятие социальной сферы
В широком смысле социальная сфера жизни общества — это система, которая создана для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.
Социальная сфера включает в себя:
Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты.
Организации, которые занимаются медицинским обслуживанием: больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории.
Культурные организации: музеи, дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи.
Спортивные организации: спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры.
Социальное обеспечение: организации, которые оказывают материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства.
Коммунальное обслуживание: водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции.
Пассажирский транспорт, связь.
Благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.
В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Что относится к социальной сфере в этом случае: старики, дети, подростки, мужчины, трудоспособные граждане, женщины, пенсионеры.
Теперь мы знаем, что входит в социальную сферу. Продолжим изучать задачи, функции, элементы и виды соцсферы общества.
Задачи и функции социальной сферы
Главная цель соцсферы — улучшение качества жизни населения. Эта цель может проявлять себя в разных задачах — от решения демографических проблем до улучшения экономической ситуации.
Задачи могут быть как регионального, так и государственного масштаба. То, что важно для одного региона, может быть не актуально для другого.
Функции социальной сферы общества:
регулирование распределения, потребления и обмена производимого продукта или блага;
обеспечение безопасности граждан страны;
предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;
поддержка нетрудоспособных слоев населения страны;
обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;
формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.
Основным направлением в социальной сфере при этом остается создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.
Элементы социальной сферы
У социальной сферы сложная структура, она состоит из наций, групп и классов.
Нация — общность людей, которая возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, и проявляется в общности культуры.
Группа — совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом и воспринимаются другими как некое сообщество.
Классы — большие социальные группы, которые формируются и функционируют на основе определенных социальных интересов и при этом различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества.
Перечислим элементы социальной сферы:
этническая составляющая (народ);
территория (страна, город, поселок);
разделение на классы, которое возникает из-за неравенства доходов и уровня жизни, разделения труда;
экономическая составляющая, которая основана на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;
профессионально-образовательная составляющая — когда различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);
семейно-брачная составляющая (брак, общая бытовая жизнь, взаимопомощь, ответственность);
демографическая составляющая, к которой относятся:
Виды социальных сфер
Часто социальные отношения называют общественными, так как они возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, а также степени удовлетворения потребностей.
Виды социальных отношений разделяют по субъекту либо носителю на эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные.
Виды социальных сфер и отношений по объекту: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.
По модальности социальные отношения разделяют на сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.
По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно разделить на официальные и неофициальные, формальные и неформальные.
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
Благосостоянии граждан страны напрямую зависит от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны.
Именно в этой сфере находятся все отрасли, которые способны повлиять на качество жизнедеятельности людей:
Здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием.
Образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения.
Социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.
Культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь также важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества.
Спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, можно делать прогнозы о процветании населения страны.
Проблемы социальной сферы
Главная проблема общества — неравенство доходов населения страны.
В современном мире используют два пути решения этой проблемы:
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
предоставление определенных благ для создания достойной жизни гражданам страны. При этом успех зависит от личных усилий отдельного гражданина.
Кроме того, можно отметить еще одну проблему — достижение равноправия мужчин и женщин. При этом на женщин ложится двойная нагрузка: работа на предприятии и работа по дому. В результате происходит ослабление семейного уклада, сокращается рождаемость, отсутствует должный контроль родителей за поведением детей.
Тесты по обществознанию по теме «Социальная структура» (9 кл)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задания 11. Социальная структура общества, семья
1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют
1) социальными отношениями
2) социальной структурой
3) социальной нормой
4) социальной мобильностью
2. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется
1) личный авторитет
2) этническая принадлежность человека
4) социальный статус личности
3. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники
3) преподаватели физики
4. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
5. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями
2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами
4) совместным ведением хозяйства
6. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
7. Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?
2) предупреждение, запрет
3) воспитание, образование
8. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики
9. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют
1) социальным неравенством
2) социальной структурой
3) социальной мобильностью
4) социальным институтом
10. К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят
1) уровень образования
3) физические данные
4) особенности темперамента
11. Сибиряки, уральцы — это
1) национальные общности
2) территориальные сообщества
3) этнические группы
4) профессионально-региональные группы
12. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает
1) половозрастную структуру
2) структуру занятости населения
3) профессиональную структуру
4) преемственность поколений
13. Родоплеменная общность, в отличие от народности
1) характеризуется общностью языка
2) появляется с возникновением государства
3) основана на кровном родстве
4) объединяет семьи патриархального типа
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его
1) прирожденного статуса
3) достигаемого статуса
4) общественного престижа
15. Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий
2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня
4) воспитание детей и подростков
16. В современных западных странах наиболее распространена семья
2) малая (нуклеарная)
17. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
18. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
4) наличие аппарата управления
19. Офицеры, учителя, горняки составляют группы
20. И класс, и нация
1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определенным местом в системе производства
4) осуществляют публичную власть
21. Деление общества на группы называется
1) социальным статусом
2) социальной стратификацией
4) социальным положением
22. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?
23. К социальной сфере общества относятся отношения между
1) правительствами государств
2) предпринимателями одного государства
3) государством и предпринимателем
4) государством и пенсионером
24. Отличительный признак этноса — это
1) единое экономическое пространство
2) наличие единого языка
3) единая политическая система
4) общее законодательство
25. Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться еще раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?
26. Деление общества на группы называется
1) социальным статусом
2) социальной стратификацией
4) социальным положением
27. К социальной сфере общества относятся отношения между
1) правительствами государств
2) предпринимателями одного государства
3) государством и предпринимателем
4) государством и пенсионером
28. Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий
2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня
4) воспитание детей и подростков
29. Национальная принадлежность человека является характеристикой его
1) прирожденного статуса
3) достигаемого статуса
4) общественного престижа
30. В современных западных странах наиболее распространена семья
1) много поколенная
2) малая (нуклеарная)
31. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
32. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?
33. Социальный слой (группа), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, называется
34. К малым социальным группам относятся
1) учителя, работающие в одном городе
2) члены национальной ассоциации экологов
3) малые народы Крайнего Севера
4) футбольная команда
35. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе сибиряков?
36. Какой из перечисленных статусов является предписанным?
37. Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон называется
38. Социальная мобильность — это
1) столкновение социальных интересов
2) изменение индивидом своего социального статуса
3) наличие взаимодействия между различными социальными группами
4) основание для социальной стратификации
39. Род, племя, народность — это примеры
1) демографических групп
2) этнических общностей
3) общественных страт
4) исторически сложившихся типов общества
40. Социальная мобильность — это
1) столкновение социальных интересов
2) возможность изменения своего социального статуса
3) наличие взаимодействия между различными социальными группами
4) основание для социальной стратификации
41. Какой признак определяет принадлежность шахтёров к социальной группе?
1) величина доходов
2) уровень образования
42. К этнической социальной группе относится
43. К демографической социальной группе относится
44. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
45. Что отличает семью от других малых групп?
1) единые предпочтения в одежде
2) непосредственные личные контакты
3) организация совместного быта
4) совместное проведение досуга
46. Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?
47. Обществоведы используют понятие «социальный конфликт» для обозначения
1) реакции общества на поведение человека
2) столкновения противоположных интересов
3) значимости социального статуса индивида
4) общественно опасного виновного деяния
48. Что из перечисленного является значимым признаком для определения социальной структуры общества?
1) познавательные интересы людей
2) особенности характера людей
3) умственные способности людей
4) уровень образования людей
49. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
4) учащийся основной школы
50. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?
51. Что отличает семью от других малых групп?
1) совместное проведение досуга
2) совместное ведение хозяйства
4) наличие групповых правил и норм
52. Что отличает семью от других малых групп?
1) осуществление совместной деятельности
2) организация совместного быта, домашнего хозяйства
3) наличие единых предпочтений в одежде
4) совместное проведение досуга
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-1568617
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
К социальной сфере общества относятся отношения между правительствами государств предпринимателями
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают
1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи
3) объединение людей одной профессии
4) весь материальный мир
К социальным потребностям человека относятся потребности в
Семья маленького Вани ответственно относится к его воспитанию. Родители читают ему книги, объясняют, как надо вести себя со сверстниками, вместе посещают развивающие занятия. Это характеризует процесс
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Принцип: «Спешите делать добро», — является
3) предписанием морали
4) правилом этикета
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Характерной чертой религии является вера в сверхъестественные силы.
Б. К мировым относятся религии, наиболее распространённые среди народов различных стран и континентов.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует
Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника в условиях рынка?
1) семейное положение
2) стоимость потребительской корзины
3) стабильность цен на товары и услуги
4) квалификация и трудолюбие
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
2) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
3) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную предприятиями прибыль.
4) Государственный комитет по строительству определяет, что и где строить для развития производства.
Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
К социальной сфере общества относятся отношения между
1) правительствами государств
2) предпринимателями одного государства
3) государством и предпринимателем
4) государством и пенсионером
В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Причиной социального конфликта может быть отсутствие у сторон полной информации по какому-либо вопросу.
Б. Социальные конфликты различаются по количеству вовлечённых в них сторон и остроте противостояния.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В государстве Н. президент формирует и возглавляет правительство. При этом существует парламент, который избирается населением государства. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика
В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство осуществляет публичную власть в стране.
Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
Согласно Конституции России, высшим органом исполнительной власти является
2) Правительство России
3) Федеральное Собрание
4) Генеральная прокуратура
17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права
Верны ли суждения о Конституции РФ?
А. Конституция РФ обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция РФ содержит нормы, имеющие прямое действие.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.
1) регулируют общественные отношения
2) выражены в официальной форме
3) исторически изменчивы
4) выражают представления о добре и зле
Черты сходства | Черты отличия |
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |