к специальным конституционным гарантиям прав и свобод относятся
Специальные конституционные гарантии прав и свобод (гарантии правосудия)
1. Гарантии подсудности. В соотв. с ч. 1 ст. 47 «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. (ч.2 ст. 47).
2. Право на юридическую помощь. В соотв. со ст. 48 «каждому гарантируется право на получение юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно заключения под стражу или предъявления обвинения».
3. Презумпция невиновности. Согласно статье 49 «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и дознавателе. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».
4. Запрет повторного осуждения. Ст. 50 ч. 1 «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.
6. Право на пересмотр приговора. Конституция России в части 3 ст. 50 закрепляет правило: «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». В идеале судебный процесс должен проходить с соблюдением всех установленных Конституцией и другими федеральными законами гарантий прав и свобод человека и гражданина, а судебные постановления основываться строго на законе. Пересмотр приговора — необходимая гарантия против судебных ошибок.
Помилование — это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту России. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
7. Гарантия от самообвинения. Согласно статье 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». УПК включает в их число: родителей, детей, родных братьев, сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Причем, лицо вправе не давать показаний против себя самого, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т. д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
8. Запрет обратной силы закона. В соответствии со ст. 54 «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
9. Охрана прав потерпевших. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом — устанавливает Российская Конституция (ст. 52). Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство.
Защита прав и свобод человека
Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.
Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.
Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:
Внутригосударственная защита прав и свобод личности
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.
Международная защита прав и свобод личности
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.
В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.
В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.
Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Принципы гражданского судопроизводства и реализация гарантий прав человека в гражданских процессуальных правоотношениях
Грудцына Л.Ю., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН.
Гарантии прав человека условно подразделяются на общие и юридические (специальные). Конституционные гарантии прав человека условно подразделяются на общие гарантии и гарантии правосудия. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, юридические гарантии классифицируются в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли. Ввиду того что большая часть специальных конституционных гарантий лежит исключительно в области уголовно-процессуального законодательства, а также помня о цели настоящего исследования — выявление механизма реализации конституционных гарантий прав человека на примере гражданского судопроизводства, — в рамках данной статьи представляется правильным выделение, обоснование и рассмотрение общетеоретических аспектов общих конституционных гарантий.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 226.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 226.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 226.
Чхиквадзе В.М. Гарантировано Конституцией. М., 1979. С. 49.
К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:
1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод.
2. Судебная защита прав и свобод.
3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод.
4. Административно-правовая защита прав и свобод.
5. Международная защита прав и свобод.
К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:
1. Гарантии подсудности.
2. Право на юридическую помощь.
3. Презумпция невиновности.
4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.
5. Недействительность незаконно полученных доказательств.
6. Право на пересмотр приговора.
7. Гарантия от самообвинения.
8. Права потерпевших.
9. Запрет обратной силы закона.
Ввиду того что большая часть специальных конституционных гарантий лежит исключительно в области уголовно-процессуального законодательства, а также помня о цели настоящего исследования — выявление механизма реализации конституционных гарантий прав человека на примере гражданского судопроизводства, — в рамках данной статьи представляется правильным выделение, обоснование и рассмотрение общетеоретических аспектов общих конституционных гарантий.
Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. М., 1998. С. 177.
Витрук В.Н. Указ. соч. С. 180.
См., напр.: Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и Жизнь. 2000. N 25. С. 12.
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4852.
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
ВВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2336; 2001. N 51. Ст. 4934.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 19; СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 4970; Российская газета. 1993. 12 мая.
В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, по сути дублирующие конституционные нормы. Так, ч. 3 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму ч. 2 ст. 118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства). Однако следует помнить о том, что почву для принятия Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действующие в то время Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР», который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей. Содержание этой нормы (принятой еще в 1992 г.) воплотилось в норме ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 225.
Международная жизнь. 1990. N 9. С. 135.
Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8 — 9.
В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.
Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150 — 160.
Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. М., 1990. С. 35.
Зарицкий А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. Коломна, 1999. С. 16.
Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти). С 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения. С 1 июля 1990 г. до 17 сентября 1991 г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами был установлен иной порядок их разрешения. С 17 сентября 1991 г. — все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения.
Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 187 — 192.
Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Конституция РФ применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защитой, употребляет термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса.
Статья В.В. Петрова «Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды»)» включена в информационный банк согласно публикации — «Экологическое право», 2009, N 2/3, Специальный выпуск.
Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. N 3. С. 10 — 11.
Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим ( ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обязал суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию РФ, в том числе и при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения.
Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений о неконституционности законов, в которых отсутствует указание на возможность обращения в суд. В наибольшей степени это коснулось уголовно-процессуального законодательства.
В-третьих, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда, имеет принципиальное значение.
Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 60 — 61.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 139 — 140.
Заключенная во множестве правовых норм, судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением одной лишь только ст. 46 Конституции РФ («каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ( ст. 52 Конституции РФ), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти ( ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи ( ст. 48 Конституции РФ), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц ( ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 333.
Одна из главных причин низкой эффективности правосудия — незнание и непонимание людьми задач, образа действия, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий престиж последних. В суды обращаются редко, боясь многодневных хождений по кабинетам, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться справедливости.
По мировым стандартам суды должны олицетворять справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г. Неслучайно Основные принципы независимости судебных органов начинаются словами: «…народы мира заявляют о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость».
В Основных принципах независимости судебных органов декларируются не только правила подготовки и повышения квалификации, условия службы и срок полномочий судей, но и формулируются правила, выполнение которых является обязанностью государства-члена. В частности, п. 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: «Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции». Думается, что эта норма-гарантия является одной из основных в рассматриваемом документе, поскольку раскрывает механизм действия остальных норм-принципов.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (2-е издание, переработанное и дополненное).
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002. С. 353.
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (2-е издание, переработанное и дополненное).
Комментарий к Конституции Российской Федерации. С. 354.
Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы в состоянии крайней необходимости. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, согласно ст. 39 УК РФ не является преступлением.
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 378.
а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;
б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;
в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента РФ за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 379 — 380.
5. Международная защита прав и свобод — возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).
Международный билль о правах человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. М., 2002. С. 38 — 77.
Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.
Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.
Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.
Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 г.
Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 5.
Согласно ст. 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. суд может принимать жалобы от любого физического или юридического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что «явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».
См., в частности, Постановление о приемлемости дела TuncerandDurmusv. Turkey (жалоба N 30494/96) от 19 июня 2001 г.
Европейский суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства: Сборник статей и документов / Под ред. А.В. Деменевой, Б. Петранова. Вып. 1. Екатеринбург, 2001. С. 14 — 15.
См. дело Caraher v. the United Kingdom (24520/94), Постановление о приемлемости от 11 января 2000 г.
С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский суд по правам человека поступило около 10000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб Суд отклонил по различным основаниям.
Перечислим общие и специальные конституционные гарантии прав человека, которые будут рассмотрены в следующей главе применительно к гражданскому судопроизводству.
К общим конституционным гарантиям прав человека в гражданском судопроизводстве относятся следующие:
1) «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45) ;
2) «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45) ;
3) «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17) ;
4) «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17) ;
5) «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…» (ч. 2 ст. 19) — корреспондирует специальной гарантии (ч. 1 ст. 19) ;
6) «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ч. 1 ст. 24) ;
7) «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29) ;
К специальным конституционным гарантиям прав человека в гражданском судопроизводстве относятся:
1) «Все равны перед законом и судом» (ч. 1 ст. 19) ;
2) «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 2 ст. 46) ;
3) «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18) ;
4) «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ч. 1 ст. 47) ;
5) «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ч. 1 ст. 48) ;
1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 226.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. М., 1998. С. 177.
3. Зарицкий А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. Коломна, 1999. С. 16.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (2-е издание, переработанное и дополненное).
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002. С. 353.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (2-е издание, переработанное и дополненное).
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. С. 354.
6. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.
7. Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. М., 1990. С. 35.
8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8 — 9.
9. Международный билль о правах человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. М., 2002. С. 38 — 77.
10. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
11. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и Жизнь. 2000. N 25. С. 12.
12. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 187 — 192.
13. Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 5.
Статья В.В. Петрова «Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды»)» включена в информационный банк согласно публикации — «Экологическое право», 2009, N 2/3, Специальный выпуск.
14. Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. N 3. С. 10 — 11.
15. Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права: Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150 — 160.
16. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 60 — 61.
17. Чхиквадзе В.М. Гарантировано Конституцией. М., 1979. С. 49.
18. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 139 — 140.
1. Baglay M.V., Gabrichidze B.N. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 2003. S. 226.
2. Vitruk N.V. Konstitutsionnoe pravosudie: Uchebnoe posobie. M., 1998. S. 177.
3. Zaritskiy A.V. Garantii prav lichnosti pri realizatsii yuridicheskoy otvetstvennosti (voprosy teorii i praktiki): Dis. … kand. yurid. nauk. Kolomna, 1999. S. 16.
4. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii / Pod red. L.A. Okun’kova. M.: Yurist, 2002. S. 353.
5. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii. S. 354.
6. Konstitutsionnoe zakonodatel’stvo Rossii / Pod red. Yu.A. Tihomirova. M., 1999.
7. Luchin V.O. Konstitutsionnye instituty // Sovremennyj konstitutsionalizm. M., 1990. S. 35.
8. Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost’. Saratov, 1987. S. 8 — 9.
9. Mezhdunarodnyj bill’ o pravah cheloveka // Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka: Sbornik dokumentov. 2-e izd. M., 2002. S. 38 — 77.
10. Mordovets A.S. Sotsial’no-yuridicheskiy mehanizm obespecheniya prav cheloveka i grazhdanina. Saratov, 1996.
11. Nikolaev A. Problemy realizatsii printsipa razdeleniya vlastey v Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii // Pravo i Zhizn’. 2000. N 25. S. 12
12.Obschaya teoriya prava i gosudarstva: Uchebnik dlya yurid. vuzov / Pod red. akad. V.V. Lazareva. M., 1994. S. 187 — 192.
13. Pavlova L.V. Sovremennaya kontseptsiya prav i svobod cheloveka i ee traktovka Vseobschey deklaratsiey prav cheloveka 1948 goda // Belorusskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnosheniy. 1998. N 5.
14. Petrov V.V. Ekologicheskiy kodeks Rossii (k prinyatiyu Verhovnym Sovetom RF Zakona «Ob ohrane okruzhayuschey prirodnoy sredy») // Vestnik MGU. Ser. 11. Pravo. 1993. N 3. S. 10 — 11.
15. Sinyukova T.V. Yuridicheskie garantii kak metod regulirovaniya pravovogo polozheniya lichnosti // Voprosy teorii gosudarstva i prava. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh rabot. Saratov, 1991. Vyp. 9. S. 150 — 160.
16. Sotsialisticheskoe pravovoe gosudarstvo: kontseptsiya i puti realizatsii. M., 1990. S. 60 — 61.
17. Chhikvadze V.M. Garantirovano Konstitutsiey. M., 1979. S. 49.
18. Shopengauer A. Izbrannye proizvedeniya. M., 1992. S. 139 — 140.