кабардино балкария межнациональные отношения
Кабардинцы не любят балкарцев? Звоночек из проблемного региона
Кабардино-Балкарскую республику на минувшей неделе захлестнул острый межнациональный конфликт, о котором традиционно умолчали наши центральные СМИ. Всё началось с, казалось бы, простого и хорошего начинания: вспомнить годовщину Канжальской битвы 1708 года, чьё 310-летие отмечается в этом году.
Из того, что предварительно известно, следует, что кабардинская общественная организация «Шууей Хасэ» запланировала провести 17 сентября 2018 г. поход с участием 200 всадников на конях специальной кабардинской породы. Заключительной целью маршрута была заявлена гора Канжаль (Конжол), на которой и произошла вышепоименованная битва.
Местная полиция, как сообщает «Русское Агентство Новостей», узнав о готовящемся походе, не согласовала данное мероприятие и попыталась убедить его инициаторов отказаться от его проведения. Несмотря на то, что полностью дезавуировать данный поход местным правоохранительным органам и органам власти не удалось, число его участников сократилось до 30 человек (полностью это мероприятие запрещено не было ввиду отсутствия юридических оснований). Возглавил это действо Ибрагим Яганов – уважаемая в кабардинском сообществе личность, участник Грузино-абхазской войны и известный коннозаводчик.
Теперь немного скажем о самой Канжальской битве и о том, почему это сражение является проблемной темой в Кабардино-Балкарии.
В начале XVIII столетия, впрочем, как и всегда, на Северном Кавказе было неспокойно: часть черкесских племенных объединений отказалась платить «начисленную по-новому» дань турецкому султану и его доверенному лицу – крымскому хану (напомним, что почти вся территория Кавказа в то время находилась под турецким протекторатом). Султан приказал своему вассалу, хану Крымской орды, решить вопрос с непокорными, и большая армия, состоявшая из крымских татар и иных тюркских народностей, двинулась на территории, населённые непокорными черкесами и их соседями.
Решающее сражение произошло у подножия г. Канжаль (Конжол), в котором армия завоевателей была неожиданно разгромлена численно меньшим войском местных народов, преимущественно черкесского происхождения.
Разгром крымских татар и их союзников в Кабарде получил большой международный резонанс. Так, молдавский правитель Михаил Роговица сообщил в письме российскому канцлеру: «Хан крымский какой срам, урон и напасть воспринял от черкесов… что уж, пострадала его рать так, чего никогда не видел Крым…» Османский историк Фындыклы Халифе отметил, что «никогда не слыхано было такого их (крымцев) избиения».
Соответственно, эта победа стала символом национального триумфа для черкесов и иных адыгоязычных народов. Тюркские же народности Кавказа, в том числе балкарцы, крайне отрицательно относятся к этой теме и вообще предпочитают настаивать на исторической недостоверности известий об этом сражении.
Межнациональное противостояние началось в республике утром 18 сентября 2018 года, когда небольшая группа черкесской молодёжи с флагами, выкрикивая лозунги, решила пройти через вышеуказанное поселение. Местные жители из числа балкарцев преградили им путь. Завязалась массовая драка, в которой несколько человек с каждой стороны получили травмы. В итоге уже балкарцы стали «объявлять мобилизацию» и заявлять о жестокости черкесов.
Кабардинцы против балкарцев
Местной полиции оперативно погасить конфликт не удалось, и в аул Кенделен была введена Росгвардия, которая силой, щитами и дубинками, а также (вероятно) выстрелами в воздух, разделила обе стороны (правда, стороны конфликта в ответ на это стали применять камни и палки уже против правоохранителей).
Как кабардинцы, так и балкарцы объявили «сбор актива», и к селу стали стягиваться десятки, если не сотни машин. По утверждениям свидетелей, народу собралось больше, чем даже на недавний митинг против пенсионной реформы в Нальчике.
Наступившая ночь не погасила страсти. Аул словно вернулся на 300 лет назад – на въездах в селение стояли военные караулы, местные жители вокруг него жгли костры, а прибывшие представители обоих этнических сообществ, словно две армии, разбили друг напротив друга два лагеря.
В аул Кенделен были введены дополнительные силовые подразделения, посетить его смогли только постоянно проживающие в нём лица с местной пропиской, а на близлежащий всесезонный курорт Приэльбрусье пропускают только автобусы с туристами из других регионов.
В итоге в село прибыли представителе властей Кабардино-Балкарии. Начались переговоры всех сторон. Однако параллельно пришло известие о попытке прорыва групп балкарской молодёжи уже в кабардинское село Заюково, предотвращённой силами ОМОНа.
Очень многие граждане, проживающие в республике, считают, что именно из-за волнений в ауле Кенделен начались беспорядки в ряде соседних поселений и даже в Нальчике. Так, 19 сентября на главной городской площади столицы республики собрались на несанкционированную манифестацию (которую, в отличие от областей Центральной России, почему-то никто не разгонял, хотя сил полиции на месте было предостаточно) десятки людей с флагами и транспарантами. Однако собравшиеся вели себя не столь агрессивно, как те, кто сошёлся в противостоянии в Кенделене (возможно из-за большого числа полицейских), хотя и выкрикивали лозунги.
Митинг в Нальчике
Вообще, вышеописанные события свидетельствуют о достаточно серьёзной недоработке как правоохранительных органов, так и органов государственной власти, как минимум даже на самом первом, базовом уровне, т.к. вместо действительно качественной работы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия «наверх» направлялись показушные отчёты, якобы свидетельствовавшие об отсутствии проблем.
И до сих пор местные чиновники, видимо, от особо выдающейся силы духа, никак не комментируют ситуацию, видимо, ожидая решения Москвы; больше того, на официальных сайтах республики нет никакой информации о межнациональном конфликте и его соответствующей оценке.
Конечно, заявлять о начале распада России, как иногда кричат некоторые особо ретивые деятели, мягко говоря, совсем не стоит. Но этот очередной «звоночек» из одного из самых проблемных регионов РФ крайне нехороший, и как бы так не получилось, что, направив все силы и всё внимание на Дагестан с его 32 народностями, руководство нашей страны просмотрело Кабардино-Балкарию с её всего лишь тремя титульными народностями. А как мы помним, любой внутренний межконфессиональный и межнациональный конфликт в нашей стране будет с высокой степенью вероятности использован её внешними врагами (от вашингтонских «ястребов» до лидеров мирового джихадизма).
По имеющейся информации, особый доступ сохранялся ещё в конце недели в сёлах Кенделен и Заюковор, а подразделения Росгвардии и иных силовых ведомств продолжают нести службу в усиленном режиме в населённых пунктах Кабардино-Балкарии. По некоторым, пока не подтверждённым официально данным, силами охраны общественного порядка было задержано от 30 до 70 человек, и на данной стадии можно говорить об угасании конфронтации.
Таким образом, благодаря всё же пусть не сразу, но вскоре последовавшим и вполне правильным действиям силовых ведомств в Кабардино-Балкарии перерастания локального межнационального конфликта в кровавое межэтническое противостояние удалось избежать.
Историки объяснили межнациональный конфликт из-за Канжальской битвы
Масштаб и значение Канжальской битвы могут быть предметом исторических дискуссий, но возникший в связи с этим событием межнациональный конфликт в Кабардино-Балкарии является следствием жестких политических ограничений и манипуляций, считают опрошенные «Кавказским узлом» историки.
Как писал «Кавказский узел», жители села Кенделен 18 сентября отказались пропустить через свое село участников конного похода в честь 310-летия Канжальской битвы, заблокировав их. Силовики прибыли в село, чтобы предотвратить масштабный конфликт участников акции с местными жителями. Несколько жителей села получили во время стычек с приезжими травмы. Сегодня днем неподалеку от Кенделена произошли столкновения между активистами и силовиками.В 2008 году жители балкарского селения Кенделен также отказались пропустить участников конного шествия в честь 300-летия победы Кабарды в Канжальской битве. Жители вышли на митинг у селения под лозунгами: «Канжальской битвы не было» и «Застолбить землю не дадим». Противостояние между участниками конного перехода и жителями Кенделена продолжалось два дня. Утром 17 сентября 2008 года всадники в сопровождении правоохранителей прошли через селение и продолжили путь к горе Канжал.
Канжальская битва в сентябре 1708 года воспринимается историками в Кабардино-Балкарии как важнейшая веха в истории адыгов, поворотный момент во внутренней и внешней политике Кабарды и одно из значительных событий в истории Юго-Восточной Европы, повлиявшее, в частности, на исход Полтавской битвы. При этом ряд историков ставит под сомнение обозначенный коллегами масштаб битвы и ее последствий.
Оценивая историческое значение битвы, Алоев обратил внимание на два факта: крымскому хану было отказано в «дани рабами», а разгром его войск на горе Канжал помешал ему принять «полноценное участие» в Полтавской битве на стороне союзника османского султана Карла XII.
При этом кабардинский историк подчеркнул, что однозначной этнической окраски битва не имела, поскольку на стороне крымского хана, поддержанного османским султаном, воевало большое количество западных черкесов.
Известный в Кабардино-Балкарии краевед и издатель Виктор Котляров также не ставит под сомнение реальность Канжальской битвы, хотя и не смог найти во время своих археологических раскопок практически никаких вещественных следов этого сражения.
В 2014 году Котляров получал угрозы по телефону и на траурном митинге, посвященном годовщине депортации балкарского народа. По словам Котлярова, к нему подошла группа женщин и стала его обвинять в том, что он умышленно искажает историю, «переписывает ее в угоду другим народам». Опрошенные «Кавказским узлом» активисты связали угрозы Котлярову с его работами о Канжальской битве.
Сомнения в описанных масштабах Канжальской битвы выразил специалист по военной истории ногайцев, профессор кафедры финансового права Высшей школы экономики Александр Ялбулганов.
Межнациональный конфликт вызван историческими домыслами и политическими манипуляциями
Независимо от масштаба и значимости Канжальской битвы, это событие относится на сегодняшний день к области «исторической и культурной памяти», считает Бобровников.
В последние 20-30 лет в общественных кругах малых народов на Кавказе идет соревнование у кого «круче история»
К недопониманиям в связи с оценкой тех или иных исторических событий в современной России привели отсутствие политической свободы и манипуляции властей общественным мнением, считает Тимур Алоев.
Простые люди, жители республики, непричастны к политическим процессам и для многих такого рода ситуации становятся возможностью выразить свое мнение
По словам Алоева, усугубление конфликта может быть выгодно определенным силам с обеих сторон, а участие в нем для многих жителей становится единственной возможностью высказаться. Невмешательство сторонних сил, в том числе властей, могло бы создать почву для мирного разрешения противоречий путем переговоров общин, уверен он.
Новости о противостоянии у селения Кенделен собраны «Кавказским узлом» на специальной тематической странице «Кенделен: битва за историю».
Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент «Кавказского узла»
Межнациональные отношения в процессах общественной трансформации в этнически родственных Республиках Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея. 1985-2000 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Апажева, Елена Хасановна
Оглавление диссертации доктор исторических наук Апажева, Елена Хасановна
Глава1. Этнополитическая реконструкция советского государства.
1. 2.Особенности становления Российского Федерализма
ГлаваП. Причины возникновения открытых межнациональных конфликтов в этнически родственных республиках Северного Кавказа.
2.2.Причины межнациональных конфликтов в Карачаево
Черкесии: история и современность.
2.3.Обострение этнополитической ситуации в Республике
Глава III. Вызовы мобилизованной этничности в республиках Северного Кавказа.
3.1.Конгресс Кабардинского Народа и Национальный Совет Балкарского Народа. Попытка раздела республики по этническому принципу.
3.2.Особенности мобилизованной этничности в
Глава1У. Способы урегулирования межнациональных конфликтов в исследуемых республиках Северного
ГлаваУ. Молодежь как фактор стабилизации межэтнических отношений на Северном Кавказе.
ГлаваУ1. Современные проблемы адыгов и балкарокарачаевцев и пути их разрешения.
6.3. Межрегиональная общественно-политическая организация «Алан»: объединение деятельности карачаевского и балкарского народа в начале XXI в.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Исторический опыт межнациональных отношений на Северном Кавказе в 1991-2010 гг.: на материалах Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии 2011 год, кандидат исторических наук Никаев, Руслан Магометович
Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике: Постсоветский период 2002 год, доктор исторических наук Аккиева, Светлана Исмаиловна
Социально-политические преобразования в Кабардино-Балкарской республике в условиях реформирования Российской Федерации 1999 год, кандидат исторических наук Кудаев, Владимир Жантемирович
Традиционные и современные проблемы истории и этнологии народов КБР 2001 год, кандидат исторических наук Маттис Йоханн
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межнациональные отношения в процессах общественной трансформации в этнически родственных Республиках Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея. 1985-2000 гг.»
Процесс интеграции Северного Кавказа в Россию проходил сложно и противоречиво, включая в себя и добровольное вхождение, и колонизацию, и жестокую вооруженную борьбу между мировыми державами за господство в этом важном геополитическом регионе.
Все это, а также высокая заинтересованность ряда иностранных держав в получении доступа к богатейшим источникам энергии и других природных ресурсов, сосредоточенных в черноморско-каспийском регионе, придает Северному Кавказу особое политическое, экономическое и военно-стратегическое значение. Стабильность Северного Кавказа играет важную роль в достижении мира и спокойствия на Юге России, в обеспечении национальной безопасности Российского государства.
В силу целого ряда причин, как уходящих в далекое прошлое, так и связанных с распадом СССР, возникло новое геополитическое и геостратегическое положение Кавказа, в результате которого на Северном Кавказе сложилась необычная, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, этнополитическая ситуация.
На этом фоне радикальные националистические организации Северного Кавказа предпринимали попытки реализации различных форм сепаратизма, представлявших угрозу государственному единству и территориальной целостности Российской Федерации: 1)выхода из состава РФ; 2)раздела или внутренней федерализации республик по национальному признаку, изменения границ субъектов Федерации за счет выделения из их районов компактного проживания отдельных народов; объединительные тенденции на этнорегиональном уровне (абазины, осетины, лезгины, черкесы, тюрко-язычные народы); 3)тенденции обще кавказского политического объединения и построения конфедеративного государства кавказских народов (горцев Кавказа).
Распад СССР привел к превращению административно-территориальных границ с закавказскими республиками в государственные. Это породило проблему «разделенных народов» (лезгины, аварцы, осетины, цахуры, азербайджанцы), что, в свою очередь, отрицательно отразилось на сфере межгосударственных отношений.
Характер развития межэтнических отношений все более идеологизировался. В последнее десятилетие ХХв. в регионе действовали многочисленные организации, построенные на узко этнической и религиозной основе. Некоторые из них выдвигали претензии на монопольное представительство в политической жизни, пытались брать на себя властные функции или диктовать условия властям. Реальную угрозу национальному согласию представляли активное проникновение ваххабизма, утверждение нетрадиционных для Северного Кавказа норм ислама. Все это способствовало политизации межэтнических противоречий и переходу их в плоскость отношений между субъектами Федерации, или между субъектами Федерации и самой Федерацией.
Негативное воздействие на этнополитическую ситуацию в исследуемый период оказывали такие факторы, как затяжной экономический, социальный и экологический кризис, переживаемый Северным Кавказом как результат и следствие общероссийского кризиса и дезинтеграции, разрыв хозяйственных связей, недостаточная эффективность проводимых в стране реформ.
Существенное нарушение устоявшейся многообразной этнической, этнокультурной и конфессиональной структуры, привычного уклада жизни происходило вследствие высокого уровня внешней и внутренней миграции, порожденной конфликтами в Средней Азии, Закавказье и на самом Северном Кавказе. В условиях большой плотности населения, малоземелья в горных районах, обострения социальных проблем это обстоятельство представляло угрозу нестабильности.
Сохраняющаяся в памяти некоторых народов историческая обида на репрессивную по отношению к ним политику царизма и сталинского режима, последствия непродуманной переселенческой политики как Российской империи, так и советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей Северного Кавказа порождали в исследуемый период межэтнические территориальные споры, создавали напряженность в отношениях между «аборигенами» и «переселенцами», казачеством и горскими народами Кавказа.
Историческая особенность Российской Федерации как многонационального государства состоит в том, что за столетия совместного проживания в одном государстве здесь произошли столь мощное смешение наций, столь интенсивная взаимная миграция, что даже на территориях республик, получивших название по имени своих титульных народов, исторически там проживавших, эти нации, как правило, давно не составляют в них большинство. В национально- государственных образованиях Российской Федерации, где представителей титульных народов большинство, в городах преобладает инонациональное население ( например, в исследуемых нами республиках ).
Переосмысление основ Российской Федерации сопровождалось изменением статуса населяющих ее народов: из субъектов культуры, которыми они признавались в советское время, к 1994 году этносы превратились в субъекты политики, а к 1997 году завершился процесс формирования этносов как субъектов права.
На федеральном уровне в 1991-1995 г.г. появилось официальное признание народов в качестве субъектов права, которое проходило различными путями. Например, в Федеральном Законе «О реабилитации репрессированных народов»,1 а раннее в постановлениях об их депортации, кроме этого, в Указах Президента РФ о мерах по социально-экономической поддержке отдельных народов, например, в
1 Сборник законодательства РФ. М.-, 1999-. №3.
Указе Президента РФ «О социально-экономической поддержке балкарского народа».1 Имеются аналогичные документы законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, Постановление Верховного Совета Северной Осетии «О социально-экономической и культурной интеграции Северной и Южной Осетии».
В условиях переходного к демократии периода субъекты РФ на Северном Кавказе уже имели собственный опыт, из которого они извлекли не просто уроки на перспективу, но и приобрели конкретные навыки управления своими республиками, разрешения межнациональных конфликтов, становления государственности и невмешательства во внутренние дела друг друга. Проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе нельзя рассматривать в отрыве от процессов, происходивших в республиках в ходе их общественной трансформации. Данная проблема исследуется только в контексте «переходного» состояния общества и государства и вызванного им всеобщего кризиса идентичности.
Это был период возрождения национального самосознания, осознания собственных интересов, протеста против давящей воли командно-административного центра.
Хронологические рамки диссертации включают распад Советского Союза и образование независимых государств, в том числе и Российской Федерации.
В таком полиэтничном регионе, как Северный Кавказ, переход к демократии приобрел драматический характер, т.к. в процессе национального оформления границ автономных республик и областей здесь за годы советской власти нарушались интересы некоторых этнических групп. Эта политика надолго запутала отношения между народами, особенно после того, как часть из них подверглась массовым репрессиям и депортации. Перестройка дала возможность открыто говорить об этих проблемах, а закон «О реабилитации репрессированных народов», принятый в 1991г., фактически спровоцировал межэтнические конфликты, т.к. включал территориальную реабилитацию, совершенно не предлагая механизмов ее реализации. Исследуемое 15-летие как раз и составляет то пореформенное время в России вообще и для народов Северного Кавказа в частности, в которое произошли процессы общественной трансформации, повлекшие за собой межнациональные противостояния.
Страшный геноцид, выпавший на долю адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны XIX в., оставил на исторической родине их небольшую часть, разбросав выживших потомков махаджиров по всему миру. В годы советской власти первыми испытали на себе режим красного террора казаки, на долгие годы лишившись возможности идентифицировать себя со своими предками. В годы сталинского правления на 13 лет были депортированы балкарцы и карачаевцы с родной земли и объявлены врагами Родины.
Названные народы, как было сказано выше, населяющие в основном 3 республики Северного Кавказа (КБР, КЧР, РА), сохранили в исторической памяти боль и обиду, поэтому в эпоху «митинговой демократии» очень часто звучали голоса о разделе этих республик, о воссоединении тюркоязычных народов, об объединении казачества, о восстановлении «Великой Черкесии». Каждая из перечисленных проблем находила своих сторонников среди жителей 3-х республик. В связи с этим, адыги (черкесы), карачаевцы, балкарцы и русские (казаки), представляющие основную часть населения этих 3-х северокавказских республик, стали субъектами нашего исследования.
Предметом исследования являются межнациональные отношения в исследуемых республиках Северного Кавказа.
Целью исследования является выявление причин обострения межнациональных отношений в этнически родственных республиках Северного Кавказа (КБР, КЧР, РА) в процессах общественной трансформации в конце XX в. и способы их урегулирования. Задачи исследования:
-объективный анализ этнополитических процессов, происходивших в исследуемых республиках Северного Кавказа в годы становления их национальной государственности;
-изучение опыта, накопленного в практике межнациональных отношений в КБР,КЧР,РА в 1985-2000г.г.;
-определение степени урегулирования спорных вопросов на межэтническом и внутри этническом уровнях;
-выявление роли «большого» народа в каждом из трех субъектов РФ по отношению к другим народам, проживающим на территории этих республик;
-обобщение опыта межнациональных отношений этнически родственных народов, проживающих в разных республиках РФ;
-выделение общих проблем в сфере межнациональных отношений и особенностей в каждой исследуемой республике. Научная новизна исследования.
Впервые делается попытка целостного, обобщающего исследования межнациональных отношений в этнически родственных республиках Северного Кавказа сквозь призму общественной трансформации в каждой из них.
В содержательном плане научная новизна, на наш взгляд, заключается в следующем:
-впервые в качестве объекта исследования выбраны республики Северного Кавказа по принципу этнического родства;
-в научный оборот введены архивные материалы, раскрывающие реальные процессы возникновения межнациональных противоречий в исследуемых республиках Северного Кавказа;
-проведено этносоциологическое исследование позиции студенчества в переходный период, связанный с обострением межнациональных противоречий;
-сделана одна из первых попыток сопоставительно-сравнительного исследования межнациональных отношений этнически родственных народов Северного Кавказа в период новейшей истории Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная диссертация закрывает некоторые пробелы в исследовании новейшей истории народов Северного Кавказа в годы перехода к демократии и становления национальной государственности в конце XX в. Теоретическое исследование генезиса, развития и способов урегулирования межнациональных конфликтов на Северном Кавказе важно для всей многонациональной России для определения специфической роли и места национального фактора в демократическом развитии нашей страны.
Практическая значимость исследования определяется потребностью использования опыта межнациональных отношений на Северном Кавказе в восстановлении, сохранении и дальнейшем развитии стабилизации межнационального мира и гражданского согласия в регионе.
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы органами государственной власти для регулирования этнополитических и этносоциальных процессов, а также раннего предупреждения межнациональных конфликтов.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов Отечественной истории, истории народов Северного Кавказа, политологии и этносоциологии, а также для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам межнациональных отношений в РФ.
Источниковую базу диссертации составили материалы, опубликованные в научной и периодической печати рассматриваемого периода, стенограммы съездов народов Северного Кавказа, статистические данные, федеральные и региональные законы, указы и постановления, материалы из фондов государственных и национальных архивов, законодательных органов трех северокавказских республик: Парламента КБР, Национального Собрания КЧР и Госсовета (Хасэ) Республики Адыгея. Наиболее полно архивные документы собраны в Центре Новейшей Документации КБР. Что касается двух других республик, то в Национальном Архиве Республики Адыгея необходимые нам документы имелись в ограниченном количестве, а в Государственном Архиве КЧР мы обнаружили только документы официальных органов власти.
Тем не менее, в данной работе вводятся в научный оборот следующие архивные источники:
Центр Документации Новейшей Истории КБР Ф.2599-Общественно-политическая организация «Адыгэ Хасэ»
Ф.2610.-Конгресс Кабардинского народа
Оп. 1.д.2.л.6;д.3.л.49;д.8.л.1;д.9.л.1;д.11.л.1;д.13.л.л.16-17;д. 38.л. 1 ;д.47.л.4; д. 98.л.л. 15-19,19,21,23,43,4 8,д.238.л. 16;д.240.л.л. 6-7.
Ф.2596-Еврейский общественно-политический Центр «Товуши»
Оп. 1.д.1.л.1,2;д.42.л.1,2;д.16.л.36;д.29.л.1;д.34.л.1;д.42.л.1,2; д.52.л. 1 ;д.77.л. 1.
Ф.2591 Республиканское общество греков «Эллада».
Государственный Архив Карачаево-Черкесии
Фр.898-Народное Собрание КЧР
Национальный Архив Республики Адыгея
Важным источником исследования были средства массовой информации, которые очень подробно отражали события, происходившие в республиках Северного Кавказа. Естественно, что каждая сторона по — своему преподносила их, поэтому нами было просмотрено большое количество самых различных газетных публикаций для того, чтобы через эйфорию всплеска национального самоопределения выявить достоверные факты и реально оценить причины происходившего противостояния между нашими народами.
Что касается степени изученности проблемы, то вопросы межнациональных отношений народов Северного Кавказа отражены в работах многих ученых и государственных деятелей как Северного Кавказа, так и России в целом. Их можно условно разделить на две группы и несколько этапов. К первой группе мы отнесли работы исследователей из Центра. В первые годы «перестройки» (1985-1990г.г.) все монографии и научные сборники трудов по межнациональным отношениям в Советском Союзе, несмотря на разные названия, были абсолютно идентичны по структуре, целям и форме изложения материала1. Ни для кого не секрет, что продолжала существовать установка монопольно правящей партии на то, как и что следует писать, исследуя вопросы межнациональных отношений. Как правило, все работы продолжали доказывать на «фактическом материале» выдающуюся роль КПСС в осуществлении «триумфальной национальной политики в СССР». С этой целью практически все авторы говорили о беспроблемности межнациональных отношений в стране, провозглашение новой социальной и интернациональной общности людей «советского народа», пытались преподнести формальные элементы демократии как истину в последней инстанции и доказать участие народа в управлении государством; утверждали, что любая религия-православие, ислам, католичество, иудейство и т.д. противопоставляет народы друг другу и, наоборот, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского
Ко 2-ой группе относятся работы, посвященные полностью северокавказскому региону. Продолжая «славные традиции» историков Центра, начатые со времен руководства Л.Брежнева, когда заново была переписана история национальных меньшинств Советского Союза, авторы доказывали исключительно добровольное вхождение своих народов в Российскую Империю. При этом любое национально— освободительное движение расценивалось как реакционное и экстремистское. После провозглашения на XXIV съезде КПСС (1971г.) термина «советский народ» и последующих за этим постановлением действий, направленных на русификацию национальных окраин, в республиках Северного Кавказа появились работы, в которых эти идеи нашли свое теоретическое обоснование. В интернациональном и патриотическом воспитании авторы отводили важную роль изучению русского языка. Эта проблема уже не стояла столь остро в исследуемых республиках, где большинство жителей давно отдали предпочтение русскому языку, хотя бы потому, что он вытеснил родные языки, оставив им только бытовое назначение. Совершенно не упоминая о родных языках своих народов, они с гордостью констатировали, что все мероприятия в республиках (как общественно-политические, так и культурно-массовые) проходят на русском языке.1 Не вникая (или не желая вникать) в политику денационализации малочисленных народов, они восхваляли экономическую программу Центра, в которой на окраинах допускались стройки только как части общесоюзной
К общим недостаткам работ относится отсутствие критичности в анализе многих заформализованных форм интернационального воспитания трудящихся и молодежи, основной упор делается на опыт строительства социализма в СССР и совершенно не рассматривается перспектива дальнейшего развития межнациональных отношений в стране, и, в частности, в республиках Северного Кавказа.
Это тем более непонятно, т.к. уже к этому времени накопились сложные проблемы, связанные с депортацией и возвращением на историческую родину известных народов СССР, породившие этнотерриториальные спорные вопросы, которые практически через несколько лет разожгли костры межнациональных конфликтов по всей стране. Таким образом, политика «гласности» не дала особых плодов в теоретической сфере проблем, связанных с межэтническими взаимоотношениями народов нашей страны.
Четвертый этап историографии межнациональных отношений связан со становлением государственности в субъектах РФ, принятии Конституции в Центре и на местах и с всеобщей институциализацией основ демократического строя в России (1995-2000г.г.). Сюда можно отнести публикации, связанные с проблемой федерализма в нашей стране1.
Проблемы этногосударственных отношений, уровень этнического права в Российской Федерации, проблемы национальных меньшинств, перспективы российского федерализма самым тщательным образом раскрывались в публикациях этого периода.
Общие достоинства этих работ, по нашему мнению, сводятся к следующим: авторы пытаются объективно оценить причины обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе; выводы исследований сводятся к тому, что имеющиеся межнациональные противоречия не должны разделять народы и ставить их на грань конфронтации; авторы убеждены, что к решению проблем в межнациональных отношениях нужно См.,напр.,Р.Г.Абдулатипов. О федеративной и национальной политике Российского государства.М,-1995;М.Н.Губогло. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом.-М.-2000;П.М.Иванов. Северный Кавказ.Партия войны и интересы России:как после войны в Чечне обустроить Россию.Нальчик,-1997.;Ю.А.Красин. Федерализм: российские реальности//Федерализм:поиски ответов на новые вопросы.М.-1993;В.Лысенко. От Татарстана до Чечни (становление нового российского федерализма).М,-1995.Н.А.Михалева. Российская Федерация-суверенное государство//Проблемы суверенитета в Российской Федерации.-М.-1994.;Л.Хоперская. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе.Ростов-на-Дону,1997и др. подходить крайне серьезно, избегая скоропалительных решений и выводов.
Что касается публикаций в северокавказском регионе, то здесь появилось множество исследований, направленных на стабилизацию межэтнических проблем в регионе.1
Тем не менее, перечисленные авторы внесли существенный вклад в исследование межнациональных проблем народов