как материал определяет форму вещи и ее назначение приведите примеры
Форма и материал
Роль и значение материала в конструкции
Как мы уже знаем, каждая вещь имеет прежде всего утилитарный, «деловой» смысл и предназначена для какой-то цели. Стакан для того, чтобы пить, лыжи, чтобы бегать и не проваливаться в снег, калоши, чтобы не промокали ноги в дождь. Предназначение вещи во многом определяет материал, из которого она сделана. Ваза делается из стекла, чтобы сохранять влагу, а носки из шерсти, чтобы согревать ноги и быть мягко-эластичными при ходьбе.
На мгновение представьте, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза из шерсти, а носки из стекла. Смогут ли они выполнять свои функции? Таким образом, получается, что функция вещи влияет не только на её форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создаётся.
Дизайн — искусство и порождение промышленного века. Он зависит от развития науки и техники, которые дают дизайнеру и архитектору материалы для их творчества. В современных конструктивных искусствах это стальной прокат и железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры, новые модификации светопрозрачных материалов и синтетических красителей. Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям обработки (клееная древесина), позволяет создавать немыслимые прежде конструкции вещей и зданий.
Чашка, блюдце и ложка, обросшие мехом. М. Оппенгейм
Если материал выбран без учёта функции вещи, то эту вещь невозможно использовать по её прямому назначению.
Вещи — незаменимые спутники нашей жизни.
Искусство дизайна — это искусство формообразования, это художественное конструирование самых разных вещей — от огромного экскаватора до миниатюрного флакона. Дизайнеры стремятся воплотить в вещи единство красоты и целесообразности.
Таким образом, мы видим, что сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи или здания. Например, стул сперва был из дерева, и это определяло его форму: прямолинейность очертаний, жестковатость и грубоватость конструкции. С появлением металлов, а затем пластмасс форма стула приобрела пластичность. То же и в архитектуре: мосты сперва были деревянные, и это диктовало соответствующие конструкцию и форму; потом кирпич позволил усложнить и разнообразить форму; а появление железобетона сделало реальностью самые сложные конструкции (например, подвесные).
Появление новых материалов меняет устоявшееся понимание тектоники зданий и традиционные подходы к созданию формы вещей. Появляется возможность создавать новые, невиданные раньше конструкции, оригинальные формы.
Пример эволюции формы и стиля в зависимости от появления новых технологий и материалов. Не только форма определяет материал, но и выбор материала определяет форму вещи, диктует её построение и конструкцию
Велик спектр применения новых материалов: от гнутых ножек стула до большепролётных мостов и несущих конструкций высотных зданий; от пластиковой посуды до пластиковых корпусов автомобилей; от синтетических мехов до огнеупорных полимеров. Так, технические достижения дали художнику совершенно новые возможности в создании форм, раздвинули наше понимание красоты и образности в конструктивных искусствах.
Возникновение новых материалов меняло и сам процесс изготовления вещей и строительства зданий: вместо деревянных срубов появилась кирпичная кладка, затем её сменила сборка домов из уже готовых плит и панелей. А уже возникают непривычные нашему сознанию пневматические и воздухоопорные (надувные) строительные конструкции. Всё это последствия закона взаимосоответствия формы и материала. Меняется материал, и меняются способы работы с ним.
Современные материалы позволяют менять даже веками сложившиеся функции архитектурных элементов.
Так, стена традиционно была разделяющей преградой между внешним миром и внутренним пространством дома.
Однако теперь, будучи сделанной из прозрачных стекпо-пластических масс, а не из кирпича или бетона, она стала зрительно соединять, а не разделять оба эти пространства.
Однако фантазия художника подпитывается не только новизной материалов, но и новым, более пристальным взглядом на природу. Более глубокое понимание её «архитектуры», закономерностей её «строений» стало благодатной почвой для возникновения неожиданных конструктивных идей в архитектуре, порождённых анализом природных форм — наукой бионикой.
Художник всматривается в мир природы, и ему открывается не хаос, а скрытый доселе порядок. Паутина, шишка, муравейники, пчелиные соты, гнёзда, хижины бобров и т. д. потрясают совершенством конструкции, её целесообразностью, полным соответствием формы своему назначению.
Люстра из пластиковых трубочек (работа учащегося)
Часто оригинальные вещи, детали интерьера дизайнеры конструируют из природных материалов или уже готовых вещей, придавая им иную, нежели прежде, функцию (подобно вашей творческой работе в проекте «Из вещи — вещь»). Осознав свойства материалов, вы можете сконструировать предметы интерьера или повседневного обихода, которые могут найти применение в реальной жизни или иметь ценность просто благодаря своему неожиданному и интересному конструктивно-художественному решению.
Не богатство материала, а острота художественного видения и конструктивное мышление являются решающим фактором дизайнерского творчества.
В фантазийных ученических работах и проектах дизайнеров используются одни и те же принципы конструктивного творчества.
Оригинальные разработки стиля интерьера художниками-дизайнерами: столик (оргстекло и колёса от велосипеда), абажур (природные материалы)
В проектах учащихся благодаря остроте видения, активности конструкторской мысли моток проволоки превращается в подставку для канцелярских принадлежностей, а CD-диски — в салфетницу.
Используя старую вещь, но придав ей другую функцию, можно создать новый фантазийный объект.
Перед вами фантазийные проекты вещей различного назначения, в которых используются свойства одного и того же материала (моток проволоки).
В основе конструкции этих вещей катушки из-под клейкой ленты
Задания
На компьютере можно попробовать с помощью Photoshop сочинить новое применение для старых вещей.
Форма и материал
Роль и значение материала в конструкции
Как мы уже знаем, каждая вещь имеет прежде всего утилитарный, «деловой» смысл и предназначена для какой-то цели. Стакан для того, чтобы пить, лыжи, чтобы бегать и не проваливаться в снег, калоши, чтобы не промокали ноги в дождь. Предназначение вещи во многом определяет материал, из которого она сделана. Ваза делается из стекла, чтобы сохранять влагу, а носки из шерсти, чтобы согревать ноги и быть мягко-эластичными при ходьбе.
На мгновение представьте, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза из шерсти, а носки из стекла. Смогут ли они выполнять свои функции? Таким образом, получается, что функция вещи влияет не только на её форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создаётся.
Дизайн — искусство и порождение промышленного века. Он зависит от развития науки и техники, которые дают дизайнеру и архитектору материалы для их творчества. В современных конструктивных искусствах это стальной прокат и железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры, новые модификации светопрозрачных материалов и синтетических красителей. Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям обработки (клееная древесина), позволяет создавать немыслимые прежде конструкции вещей и зданий.
Чашка, блюдце и ложка, обросшие мехом. М. Оппенгейм
Если материал выбран без учёта функции вещи, то эту вещь невозможно использовать по её прямому назначению.
Вещи — незаменимые спутники нашей жизни.
Искусство дизайна — это искусство формообразования, это художественное конструирование самых разных вещей — от огромного экскаватора до миниатюрного флакона. Дизайнеры стремятся воплотить в вещи единство красоты и целесообразности.
Таким образом, мы видим, что сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи или здания. Например, стул сперва был из дерева, и это определяло его форму: прямолинейность очертаний, жестковатость и грубоватость конструкции. С появлением металлов, а затем пластмасс форма стула приобрела пластичность. То же и в архитектуре: мосты сперва были деревянные, и это диктовало соответствующие конструкцию и форму; потом кирпич позволил усложнить и разнообразить форму; а появление железобетона сделало реальностью самые сложные конструкции (например, подвесные).
Появление новых материалов меняет устоявшееся понимание тектоники зданий и традиционные подходы к созданию формы вещей. Появляется возможность создавать новые, невиданные раньше конструкции, оригинальные формы.
Пример эволюции формы и стиля в зависимости от появления новых технологий и материалов. Не только форма определяет материал, но и выбор материала определяет форму вещи, диктует её построение и конструкцию
Велик спектр применения новых материалов: от гнутых ножек стула до большепролётных мостов и несущих конструкций высотных зданий; от пластиковой посуды до пластиковых корпусов автомобилей; от синтетических мехов до огнеупорных полимеров. Так, технические достижения дали художнику совершенно новые возможности в создании форм, раздвинули наше понимание красоты и образности в конструктивных искусствах.
Возникновение новых материалов меняло и сам процесс изготовления вещей и строительства зданий: вместо деревянных срубов появилась кирпичная кладка, затем её сменила сборка домов из уже готовых плит и панелей. А уже возникают непривычные нашему сознанию пневматические и воздухоопорные (надувные) строительные конструкции. Всё это последствия закона взаимосоответствия формы и материала. Меняется материал, и меняются способы работы с ним.
Современные материалы позволяют менять даже веками сложившиеся функции архитектурных элементов.
Так, стена традиционно была разделяющей преградой между внешним миром и внутренним пространством дома.
Однако теперь, будучи сделанной из прозрачных стекпо-пластических масс, а не из кирпича или бетона, она стала зрительно соединять, а не разделять оба эти пространства.
Однако фантазия художника подпитывается не только новизной материалов, но и новым, более пристальным взглядом на природу. Более глубокое понимание её «архитектуры», закономерностей её «строений» стало благодатной почвой для возникновения неожиданных конструктивных идей в архитектуре, порождённых анализом природных форм — наукой бионикой.
Художник всматривается в мир природы, и ему открывается не хаос, а скрытый доселе порядок. Паутина, шишка, муравейники, пчелиные соты, гнёзда, хижины бобров и т. д. потрясают совершенством конструкции, её целесообразностью, полным соответствием формы своему назначению.
Люстра из пластиковых трубочек (работа учащегося)
Часто оригинальные вещи, детали интерьера дизайнеры конструируют из природных материалов или уже готовых вещей, придавая им иную, нежели прежде, функцию (подобно вашей творческой работе в проекте «Из вещи — вещь»). Осознав свойства материалов, вы можете сконструировать предметы интерьера или повседневного обихода, которые могут найти применение в реальной жизни или иметь ценность просто благодаря своему неожиданному и интересному конструктивно-художественному решению.
Не богатство материала, а острота художественного видения и конструктивное мышление являются решающим фактором дизайнерского творчества.
В фантазийных ученических работах и проектах дизайнеров используются одни и те же принципы конструктивного творчества.
Оригинальные разработки стиля интерьера художниками-дизайнерами: столик (оргстекло и колёса от велосипеда), абажур (природные материалы)
В проектах учащихся благодаря остроте видения, активности конструкторской мысли моток проволоки превращается в подставку для канцелярских принадлежностей, а CD-диски — в салфетницу.
Используя старую вещь, но придав ей другую функцию, можно создать новый фантазийный объект.
Перед вами фантазийные проекты вещей различного назначения, в которых используются свойства одного и того же материала (моток проволоки).
В основе конструкции этих вещей катушки из-под клейкой ленты
Задания
На компьютере можно попробовать с помощью Photoshop сочинить новое применение для старых вещей.
Форма и материал Роль и значение материала в конструкции
Презентация разработанна по учебному пособию 7 класс, под редакцией А.С.Питерских,Г.Е.Гуров
Просмотр содержимого документа
«Форма и материал Роль и значение материала в конструкции»
Форма и материал Роль и значение материала в конструкции
Каждая вещь имеет утилитарный смысл и предназначена для какой-то цели. Предназначение вещи во многом определяет материал, из которого она сделана. Представим на мгновение, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза из шерсти, а носки из стекла. Они не смогут выполнять свое предназначение. Функция вещи влияет не только на ее форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создается.
Если материал выбран без учета функции вещи, то эту вещь невозможно использовать по ее прямому назначению.
Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям
обработки (клееная древесина), позволяет создавать
немыслимые прежде конструкции.
Сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи или здания. Например, стул сперва был из дерева, и это определяло его форму: прямолинейность, жестковатость и грубоватость конструкции. С появлением металлов, а затем пластмасс форма стула приобрела пластичность.
То же и в архитектуре: мосты сперва были деревянные, и это диктовало соответствующие конструкцию и форму. Кирпич позволил усложнить и разнообразить форму. Появление железобетона сделало реальностью самые сложные конструкции (например, подвесные).
Появляется возможность создавать новые, невиданные раньше конструкции, оригинальные формы.
Возникновение новых материалов меняло и сам процесс изготовления вещей и строительства зданий.
Возникают непривычные нашему сознанию пневматические
и надувные строительные конструкции.
Часто оригинальные вещи, детали интерьера дизайнеры конструируют из природных материалов или уже готовых вещей, придавая им иную, нежели прежде, функцию.
Не богатство материала, а острота художественного видения и конструктивное мышление являются решающим фактором дизайнерского творчества. Перед вами фантазийные проекты вещей различного назначения, в которых используются свойства одного и того же материала (моток проволоки).
Понятие «форма» и его значение для осмысления дизайнерской деятельности. Форма и содержание. Форма и материал.
Выполнила студентка гр. 596 Егорова Д.А.
Понятие «форма» и его значение для осмысления дизайнерской деятельности. Форма и содержание. Форма и материал.
Глава 1: Понятие «форма». Значение понятия «форма» для дизайна.
1.1 Значение понятия «форма», основанное на учении Аристотеля.
1.2 Простые и сложные формы.
1.4 Внешняя и внутренняя форма
Глава 2: Форма и содержание.
Глава 3: Форма и материал.
4. Список используемой литературы
1. Введение.
Начиная с конца 90-х годов и по сегодняшний день, темп развития современного дизайна в России находится на очень высоком уровне. К сожалению, нельзя сказать то же самое о качестве дизайнерской деятельности в стране. На данный момент обозначилась тенденция к перенасыщению рынка труда специалистами по дизайну. Сейчас есть масса возможностей за довольно короткий период времени обучиться основам деятельности данной профессии (окончить курсы по дизайну, посетить семинары на различные тематики, связанные с профессией). Абсолютно ясно, что такой специалист не может стать профессионалом в дизайне и качество продуктов его деятельности будет на довольно низком уровне. Но даже профессионалам в практическом дизайне зачастую приходится нелегко. Это связано с отсутствием четкого понимания о важнейших фундаментальных понятиях, таких как стиль, форма, содержание, материя и т.д. В процессе проектирования дизайнеры из-за своего незнания не раскрывают весь теоретический запас этих понятий, а, следовательно, невозможно говорить и о высоком качестве их деятельности. Без ясного представления о значении основных понятий невозможно заниматься созданием предметов. В реферате автор ставит своей задачей уточнить основные характеристики понятия «форма», дать представление об античных теориях этого понятия и об основных категориях, связанным с ним. Это необходимо как для восприятия предмета человеком, так и, в особенной степени, для дизайнера-проектировщика данного предмета.
2. Глава 1: Понятие «форма». Значение понятия «форма» для дизайна.
1.1 Значение понятия «форма», основанное на учении Аристотеля.
Для философии дизайна, также как и для самой дизайн-деятельности, очень важно понятие «форма». «Создание вещей есть… процесс возникновения новых форм в соответствии с замыслом человека». [1] Только после того, как задуманная дизайнером вещь обретет форму, она станет существовать и нести смысл для человека.
Так что же такое «форма»? Для того чтобы разобраться со значением этого понятия, необходимо обратиться к толковым словарям. Философское значение понятия формы очень сложно и неопределенно.
— способа существования содержания, неотделяемого от него и служащего его выражением;
— внешнего вида, видимости (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности);
— внешнего очертания, наружного вида предмета.
В «Философском энциклопедическом словаре» форма трактуется как то, что налагает на вещь определенный способ бытия, является принципом ее упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности.
Итак, необходимо рассмотреть теоретическое понятие формы. В качестве исходных положений для анализа этого понятия в реферате рассмотрены основные положения трактовки Аристотеля о форме.
Вообще, наиболее полное и понятное для осмысления дизайнерской деятельности представление о форме сложилось еще в античности. Это объясняется тем, что вся культурная деятельность античного мира была основана на ремесленном производстве, которое было широко распространено и значительно развито. Кроме того, отпечаток ремесленной деятельности откладывался на все сферы жизни человека и на его мышление.
В те времена под формой (эйдосом) понималась некая структура, не имеющая телесного, вещественного существования, но значительно определяющая основные свойства и характеристики предмета. Известно, что Аристотель определял основные характеристики предмета не только как общие, основополагающие, но и характеристики индивидуальные, выявляющие особенности отдельно взятого предмета, его отличительные признаки. Аристотель настаивал на соотнесении понятия формы с понятием материи, считая их неотделимыми.
Ядро первой философии Аристотеля формирует понятие о четырех причинах. К ним обращались философы и до Аристотеля, но именно он объединил их вместе. Это такие причины как формальная, материальная, действующая и целевая и они, по мнению Аристотеля, исчерпывают все возможные причины.
Аристотель задает вопрос о том, что же первично среди причин. По его мнению, все причины по сути своей можно свести к двум: форма и материя (именно потому, что форма и материя являются основными причинами существования вещи, они, по мнению Аристотеля неотделимы друг от друга, и рассмотрение формы отдельно от материи невозможно). Итак, материя – она, по мнению Аристотеля, не может быть первична, т.к. бесформенна и пассивна и может восприниматься только как материал для оформления вещь. Вещь, как совокупность формы и материала также не может быть первична в силу своей сложности. Следовательно, получается, что первичной из причин является форма. Она является определителем сущности бытия предмета, несет в себе его смысл.
Эта трактовка является актуальной до сих пор, особенно в тех случаях, когда речь идет о воплощении какой-либо идеи в материальном носителе. Согласно ей, форма есть причина существования вещи, основа ее бытия. Если нет формы, то вещь также не существует.
Согласно теории Аристотеля, форма – это граница вещи, которая определяет ее и, тем самым, отделяет от всего окружения, задает индивидуальные отличительные особенности вещи. Форма не только определяет значение вещи – «что?», но и задает ее положение – «где?».
В таком случае, если форма является причиной существования и бытия вещи, то она же является и причиной ее морального и телесного исчезновения, ее бытия в пространстве и времени. То есть, исходя из трактовки Аристотеля, можно сделать вывод, что предмет обретает жизнь, возникает тогда, когда форма собирает его отдельные части в нечто целое, ощутимое и обозримое. Следовательно, в момент, когда связи между частями предмета нарушаются и предмет «теряет форму», т.е. форма расчленяется на составляющие, происходит исчезновение предмета, конец его существования. Это объясняется тем, что, как уже говорилось ранее, форма является границей предмета, отделяющего его от внешней среды. Как только эта граница утрачивается, исчезает и сам предмет, сливается с окружением, теряя свою самобытность и индивидуальность.
Но это не значит, что при любом нарушении формы предмет теряет свое существование. Это не так. Важно понимать, что небольшие, незначительные деформации не влияют на смысл и содержание, и предмет все же остается предметом, тем, чем он был до изменения. Очень важно, чтобы дизайнер осознавал и учитывал возможные границы деформации предмета и его формы, пределы его существования, пользовался ими для создания наиболее эффективных в практическом плане предметов и для продления жизненного цикла своих работ.
Также в этом плане важны такие понятия, вводимые Аристотелем, как «естественные и искусственные формы». Естественные формы понимаются как природные, подверженные характерным изменениям во времени и пространстве, а также под воздействием природных факторов, других форм жизни и благодаря собственному развитию. Под искусственными формами понимаются формы, созданные человеком. Все дизайнерские формы являются искусственными, а, следовательно, не подвержены саморазвитию и самоизменению.
В процессе дизайнерской деятельности важно, чтобы понимание о создаваемом предмете начиналось с «первых сущностей», с представлений об персональных особенностях данного предмета, а не его общих качеств, определяющих назначение. Необходимо выяснить нужные характеристики индивидуального предмета, определить «минимальное общее» и, соотносясь, но, не всецело определяясь со «вторыми сущностями», приступить к созданию предмета.
Начиная еще с периода античности, теоретики рассматривали форму как носитель существенных признаков вещи, отличающих его от других предметов и определяющих его внешний облик. По форме предмета человек определяет его назначение, характер пользования, отличает его от других предметов.
Данная характеристика формы кажется очевидной, но является очень важной и наиболее значимой в процессе восприятия предмета. Для дизайнера крайне существенно в процессе создания предмета и его овеществления, полагаться на этот факт. Важно, чтобы предмет, создаваемый дизайнером, проходил процесс распознания человеком за наиболее короткий промежуток времени. Известно, что чем меньше времени затрачено человеком на определение назначения и сущности предмета, тем положительнее воздействие, оказываемое предметом на подсознание человека, тем более благоприятно отношение человека к этому предмету. И наоборот, чем дольше процесс распознания, тем больше процент вероятности того, что предмет будет отвергнут человеком.
Также, в понимании формы как основного фактора для определения назначения вещи, важно понимание о границах предмета и связях частей. Как уже говорилось, предмет, теряя форму, перестает существовать. Любая вещь, созданная человеком, имеет свое назначение. Она может быть использована и для новых целей, но до тех пор, пока имеется возможность использования ее по прямому назначению, вещь продолжает существовать. Если вещь теряет свое первоначальное назначение, она теряет и форму, а, следовательно, свое существование в изначальном проявлении, заложенном человеком. Так, например, стеклянная бутылка может быть использована либо по прямому назначению – как емкость для хранения жидкостей, либо по несвойственному ей: как ваза для цветов или своеобразная сувенирная «колба» для макета корабля, как предмет для раскатывания теста на тонкие пласты или как подзорная труба в детской игре. Во всех этих случаях бутылка продолжает существовать как предмет, так как в любой момент может быть использована по изначально заложенному назначению. Но как только данная бутылка будет расплавлена для использования материала в изготовлении какого-либо нового предмета, например, вазы, или разбита на осколки для украшения ими детских поделок, в этот же момент она перестанет существовать как предмет.
Форма придает устойчивость внутренним составляющим предмета, делая его цельным и единым. Но, также, форма задает и устойчивость внешних связей предмета. Таким образом, формой может называться не только единичная вещь, но и система вещей, объединенных общими взаимосвязями (комплект, коллекция, ансамбль, интерьер). Для дизайнера важно умение объединять отдельные предметы и элементы в группы, определять взаимосвязь единичного и целого. Профессионализм дизайнера в высшей степени проявляется в способности качественного объединения нескольких отдельных форм в нечто новое, цельное. Создание гармонии, определение основополагающих характеристик предметов, выявление общих качеств и соотношение их – вот главная задача и сущность истинного профессионализма дизайнера.
1.2 Простые и сложные формы.
Все формы, существующие в природе и созданные человеком, можно разделить на простые и сложные. К простым формам относятся наиболее понятные человеку, «чистые» в композиционном плане, простые в восприятию. Так, например, самыми простейшими для восприятия человека с самого раннего возраста являются геометрические формы: квадрат и четырехугольник, круг и окружность, треугольник, точка.
ТРЕУГОЛЬНИК – не является однозначно простой формой, т.к. является активной, динамичной формой и несет в себе несколько символических значений: в положении вершиной вверх форма устойчива, символизирует огонь и стремление к высшему единству, в положении вершиной вверх – крайне неустойчива и негативна.
Художники и дизайнеры в своей практике очень часто обращаются к простым формам. Наиболее ярким примером обращения к таким формам является творчество художников-кубистов. В дизайне ощутимый отпечаток это творчество, с присущим ему разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы, отложило на деятельность «Баухауза» – школы по подготовке художников-промышленников, основанной в 1919 году в Германии. Предметы, выполненные в стенах данной школы, отличал чистый геометризм форм, подчеркнутый, а иногда и утрированный, энергичный ритм линий и пятен. Вообще весь период конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века – период функционализма – это время, когда дизайнеры обращались к простым формам. С точки зрения культурных обстоятельств, которые подталкивают человека к обращению к простым формам, данный факт можно объяснить тем, что наиболее сложные и напряженные периоды жизни человека всегда сопровождаются упрощением и облегчением окружения, в том числе обращением при разработке предметов к простым и лаконичным формам.
В противовес простым формам всегда ставятся сложные. И обращение человека к ним также не случайно.
Иттен утверждает, что каждой форме соответствует свой цвет. Так, например, квадрату с его статикой соответствует красный цвет с присущей ему непрозрачностью и тяжестью. Для треугольника и всех сходных ему форм (ромб, трапеция, зигзаг и производные) подходящим, по его мнению, считается светло-желтый цвет, как символ невесомости. Кругу, а также всем изогнутым и дугообразным формам соответствует синий цвет.
В результате получается, что трем основным цветам соответствуют три основные формы. Если попытаться подобрать формы для цветов «второго порядка», то оранжевому будет соответствовать трапеция, зеленому – сферичный треугольник, фиолетовому – эллипс.
1.4 Внешняя и внутренняя форма.
Кроме формы как таковой, теоретиками различается также форма внутренняя и внешняя. Эта теория впервые была выдвинута Г.В.Ф. Гегелем. По его мнению, внешняя форма, т.е. видимая, осязаемая относительно самостоятельна и в некоторой степени безразлична к содержанию или просто не связана с ним. Внутренняя же форма органична с содержанием, которое вообще не может существовать отдельно от нее. Внешняя форма задается человеком в результате каких-либо обстоятельств, она служит границей между предметом и окружением. Но это не совсем оболочка, не только лишь материал, а также нематериальное, инородное. О внутренней форме нельзя говорить однозначно, потому что она связана как с внешней формой предмета, так и с его конструктивными особенностями. Безусловно, деление это относительно.
Глава 2: Форма и содержание.
Единство формы и содержания относительно, преходяще. В процессе исторического развития одного предмета между его формой и содержанием неизбежно возникают конфликты и противоречия. В результате появляется несоответствие между формой и содержанием, которое, в конечном счете, разрешается отбрасыванием старой и возникновением новой формы, адекватной изменившемуся содержанию. Происходит процесс возникновения, развития и преодоления противоречий между формой и содержанием.
Глава 3: Форма и материал.
По теории Аристотеля понятия формы и материи неотделимы и практически не могут рассматриваться по отдельности. Не только форма, но и материя у Аристотеля – это в чем-то активное начало, принцип индивидуации вещей. Она вечна, переходя из одного состояния в другое под воздействием формы.
3. Заключение.
Главной задачей реферата автором была поставлена задача уточнить основные характеристики понятия «форма», важные в первую очередь для дизайнера-проектировщика предметных форм. Итак, что же такое форма в дизайнерской деятельности? Во-первых, форма несет в себе совокупность всей информации о создателе предмета. Форма дает представление о дизайнере. Следовательно, форма является связующим звеном между создателем предмета и пользователем Во-вторых, форма является главным инструментом в деятельности дизайнера, так как только форма позволяет идее быть воплощенной в жизнь. В-третьих, форма организует материал, проявляет его основные характеристики и выразительные качества. Форма не может существовать без материала. Также благодаря форме и ее восприятию человеком происходит процесс становления предмета вещью, что крайне важно в его жизненном цикле. Чем адекватнее форма, тем проще будет процесс освоения. В дизайнерской деятельности крайне важно использовать все характеристики формы для создания наиболее полного образа, для четкости передачи идеи и для повышения эффективности воздействия дизайнерского предмета на человека.
4. Список используемой литературы. 1
1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург 2001. 288 с.
2. Аристотель. Соч. в 4-х т. Москва, 1981.
3. Тресиддер Джек. Словарь символов. Москва, 1999
4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. Москва «Изобразительное искусство» 1983. 384 с.
5. Иттен Иоханес. Основы цвета.
6. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом «Искусство». Москва 2004. 120 с.