как научиться бухгалтерскому учету самостоятельно с нуля
Бухучет с нуля за 25 минут для бамбуковой выхухоли
Не удивляйтесь, дорогие мои читатели блога Финвер! Я знаю, что Вы знаете основы бухучета!
А как же! Вы же у меня финансовые директора, собственники бизнеса и бухгалтеры! Улыбнулись, мои таланты? Да-да, я всех помню, люблю и благодарю за обратную связь!
А теперь внимание, вопрос:
Итак, давайте начнем. В бухучете есть:
Для того, чтобы показать перечень активов организации, в бухучете принято использовать план счетов (цифровые коды). Например,
1. План счетов иногда изменяют. Наш план счетов введен с 2001 года, до этого был другой план счетов и коды были другие. С 1 января 2001 года всё поменяли и бухгалтерам пришлось срочно переучиваться.
Наша компания приобрела акции ОАО «Бонолит» на сумму 1300000 рублей.
Зайдите в план счетов и найдите, на каком счете бухгалтерского учета их учесть?
Здесь есть небольшой уставный капитал, который владелец компании внес при регистрации, прибыль и большая задолженность перед поставщиками. Можно сказать, что почти все товары, которые имеются у компании, поставщик дал в долг. Деньги нужно будет вернуть.
Обратите внимание, что имущество и источники этого имущества равны по сумме.
Управленческий баланс, по своей природе, ничем не отличается от бухгалтерского, просто он составлен для собственника и включает в себя данные сразу по нескольким компаниям.
Однако, у финансового директора он почему-то не сходится.
Составьте баланс! И не забудьте проставить счета по плану счетов.
Это не важно, смогли Вы решить задачу сразу или нет, важно то, что Вы в итоге поняли решение.
А еще это реальный и очень полезный прием, который пригодится на практике. Теперь Вы можете легко решить проблему, которая в 99%(. ) случаев возникает при составлении управленческого баланса.
Если Вам понравилось думать над этой задачей, я предложу Вам следующую, а она еще сложнее.
Бухучет для начинающих
Расскажем, из чего состоит первичный учет и какие сервисы помогут бухгалтеру быстрее справляться с первичными документами и не делать ошибок.
Первичные документы — основа бухгалтерского и налогового учета. Они подтверждают доходы, расходы и правильность расчета налогов. Разберемся, какие бывают первичные документы и в каких случаях их используют.
Обработка первичных документов не требует особых навыков и умений. Обычно эту работу поручают рядовому бухгалтеру, который получает первичку, проверяет ее и делает бухгалтерскую проводку. Но даже в этом деле бывают ошибки. Расскажем, как происходит обработка первичных документов и как ее автоматизировать.
Новый бланк транспортной накладной применяют с 1 января 2021 года. Оформлять его должны все три стороны сделки по перевозке товаров: отправитель, перевозчик и получатель, а иногда еще и экспедитор. Расскажем, что изменилось в бланке и как его заполнять.
Бухучет строго опирается на документы, которые имеют юридическую силу. Их называют первичными: они служат первым и главным основанием для отражения в учете покупки, продажи, аренды и других операций. Расскажем о первичных документах и правилах работы с ними.
Крупные организации нанимают целый бухгалтерский отдел, чтобы справляться с объемным учетом, и в бухгалтерии обязательно есть специалист, который занимается первичной документацией. Разберем обязанности бухгалтера по первичке и особенности его работы.
Закон устанавливает правила ведения первичной документации, а при проверках контролирующие органы часто находят в документах ошибки и нарушения. Это приводит к штрафам и доначислениям налога. Расскажем о правилах ведения документации и основных выявляемых нарушениях.
Основные сложности бухгалтера чаще всего связаны с обработкой первичной документации. На ввод бумажных документов в учет специалисты тратят до 70% рабочего времени, а в конце отчетного квартала вынуждены работать в авральном режиме. Квалифицированные бухгалтеры часами вручную переписывают данные из бумаг в программу, хотя с этой задачей справился бы и ученик младшей школы. Расскажем как автоматизировать этот процесс.
При отгрузке товара компания может составить товарно-транспортную и транспортную накладную — к тому же требования к последней изменились с начала 2021 года. Расскажем в статье, как сделать выбор.
С электронными документами работает все больше компаний. В 2021 году завершился эксперимент по переходу на электронные кадровые документы. Расскажем в статье о правилах работы с цифровыми документами, о требованиях и возможностях.
Азы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерского учета просто и доступно. С чего начать изучение бухгалтерского учета. Как научиться составлять проводки.
Добрый день, дорогой посетитель!
Азы бухгалтерского учета – проект, призванный объяснить основы бухгалтерского учета для начинающих просто и доступно. Вы узнаете, что такое дебет и кредит, как разобраться в счетах, как составлять проводки.
Список тем для изучения:
Советы начинающему преподавателю бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет – очень специфический предмет, сильно отличающийся от других экономических дисциплин. Начинающий преподаватель бухгалтерского учета сталкивается со множеством сложностей: студенты не понимают теоретический материал, не могут сориентироваться в большом объеме информации, у них не получается решить даже простейшую задачу. Чтобы справиться с этой ситуацией, преподавателю полезно опираться на следующие принципы:
1. Продвигаться от простого к сложному. Пока студенты не освоили принцип двойной записи, не научились составлять проводки – бесполезно переходить к изучению отдельных участков учета.
Меняются правила оформления авансовых отчетов
С 30 ноября 2020 года меняются правила оформления авансовых отчетов по подотчетным суммам. Ранее работник должен был предоставить авансовый отчет в течение трех рабочих дней после получения денег под отчет либо после возвращения из командировки. По новым правилам срок предоставления авансового отчета будет устанавливать руководитель предприятия своим приказом.
Ситуация: выдача наличных из кассы
Выдача наличных денежных средств из кассы отражается по кредиту счета 50 и оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2). Счет по дебету зависит от причины выдачи денежных средств:
Д 51 К 50 – денежные средства сданы на расчетный счет;
Д 58 К 50 – покупка ценных бумаг оплачена наличными;
Д 60 К 50 – наличный расчет с поставщиком;
Д 70 К 50 – выдана из кассы заработная плата;
Д 71 К 50 – наличные денежные средства выданы под отчет.
Ситуация: поступление наличных денежных средств
Учет наличных денежных средств предприятия ведется на счете 50 «Касса». Поступление наличных денежных средств на предприятие отражается по дебету счета 50. Счет по кредиту зависит от причины поступления денежных средств.
Учет в розничной торговле
Розничная торговля – это продажа товаров в магазине. Товар – это объект, приобретенный у другого предприятия с целью перепродажи. Учет товаров ведется на счете 41 «Товары». Также используется счет 42 «Торговая наценка».
Основные проводки в розничной торговле:
Д 41 К 60 – товары приобретены у поставщика;
Д 19 К 60 – выделен НДС по приобретенным товарам;
Д 41 К 42 – отражена торговая наценка по принятым к учету товарам;
Ситуация: покупка иностранной валюты
Если предприятию необходима иностранная валюта, то она приобретается через уполномоченный банк. В этом случае делаются следующие проводки:
Д 57 К 51 – денежные средства на покупку иностранной валюты перечислены банку;
Д 91/2 К 76 – начислено комиссионное вознаграждение банку;
Д 52 К 57 – приобретенная иностранная валюта зачислена на валютный счет;
Д 76 К 51 – комиссионное вознаграждение перечислено банку.
Ситуация: расчеты в иностранной валюте
Операции с иностранной валютой учитываются на счете 52 «Валютные счета». По своим свойствам этот счет подобен счету 51 «Расчетные счета». По дебету счета 52 отражается поступление денежных средств в иностранной валюте, по кредиту – их списание. Учет на счете 52 ведется в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату пересчета. При пересчете на рубли возможно возникновение положительных и отрицательных курсовых разниц.
Ситуация: поступление средств на расчетный счет
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается по дебету счета 51. Счет по кредиту зависит от причины поступления средств:
Д 51 К 50 – наличные денежные средства сданы из кассы на расчетный счет;
Д 51 К 62 – поступил расчет от покупателей за поставленную продукцию;
Д 51 К 75 – учредитель внес вклад в уставный капитал предприятия;
Ситуация: перечисление с расчетного счета
Перечисление денежных средств с расчетного счета сопутствует множеству хозяйственных операций. Это и оплата приобретенных товаров или сырья поставщику, и уплата налогов и сборов, и передача средств в кассу предприятия, и погашение кредитов. Во всех этих случаях сумма платежа отражается по кредиту счета 51:
Д 60 К 51 – погашена задолженность перед поставщиком;
Д 66 К 51 – погашение краткосрочного кредита;
Д 67 К 51 – погашение долгосрочного кредита;
Д 68 К 51 – погашение задолженности по налогам и сборам;
Д 69 К 51 – погашение задолженности по социальному страхованию;
Д 50 К 51 – передача денежных средств в кассу предприятия.
Ситуация: приобретение нематериальных активов
Приобретение нематериального актива похоже на приобретение основного средства. Пока нематериальный актив не введен в эксплуатацию, все затраты, связанные с его приобретением, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На счете 08 отражается стоимость нематериального актива без НДС, а НДС выделяется отдельной проводкой. То есть делаются такие проводки:
Д 08 К 60 – приобретение нематериального актива у поставщика;
Д 19 К 60 – выделен НДС по приобретенному нематериальному активу.
Когда нематериальный актив вводится в эксплуатацию, его стоимость переносится со счета 08 на счет 04, а выделенный НДС может быть предъявлен к вычету:
Д 04 К 08 – нематериальный актив введен в эксплуатацию (принят к учету по первоначальной стоимости);
Д 68 К 19 – сумма НДС по приобретенному нематериальному активу предъявлена к вычету.
Путеводитель для бухгалтеров новичков: с чего начать изучение бухучета?
Здравствуйте, друзья!
На работе было несколько свободных часов и я решила пробежаться по главным новостям бухгалтерского мира. На одной из страниц обнаружилась весьма интригующая реклама, компания обещала обучить бухучету за месяц и нескромное вознаграждение. Во мне взыграло самолюбие, я училась бухгалтерскому делу 5 лет, а тут месяц и готово. Как?
Друзья, если вы решили обучиться бухучету, обходите подобных «педагогов» стороной. Я решила сделать краткий тезисный путеводитель, который даст понимание об объемах и основных темах предстоящей учебы, он поможет сохранить время, отсеять тонны лишней информации и не затронет кошелек.
Будем считать это вводным занятием по бухучету, в статье я расскажу:
Обратите внимание на основные понятия, они будут встречаться на протяжении всего процесса обучения. От слов к делу!
Как найти и выбрать полезную информацию?
Вы начали искать информацию о бухучете. Возможно заходили в книжные магазины и просматривали литературу в разделе «Бухгалтерский учет» и «Самоучители…». Воспользовались Интернетом и обнаружили еще больше книг и рефератов. Оказалось, что информации просто море, не так ли?
И что же вы делали дальше?
Уверен, вы начинали читать эти книги и рефераты. Вы тратили время и усилия, чтобы понять этот бухучет. А чаще получалось, что было все больше и больше непонятного, ведь так? Все реже и реже вы помнили о том, с чего начинали и куда двигаетесь. Вы ловите себя на мысли, что пытаетесь заучить все понятия и определения бухучета, а продвижения вперед практически нет, верно?
И в голове начинает крутиться один неразрешенный вопрос:
«Так с чего же начать изучать бухучет?»
У меня есть хороший опыт делать так, чтобы у начинающего бухгалтера изучение бухучета происходило просто, быстро и эффективно. И в этой статье, я поделюсь с вами некоторыми пунктами для быстрого изучения бухучета. Ведь вы этого хотите, не правда ли? Как и я в свое время искал план с чего начать изучать бухучет.
И перед тем, как я напишу последний пункт, хочу отметить, что изучение бухучета по этим пяти пунктам, необходимо подкреплять практическими заданиями. Обязательно различными практическими заданиями на одинаковые ситуации. Также необходимо задавать вопросы, дабы начинающий бухгалтер через размышления и ответы начал улавливать суть и взаимосвязи между получаемыми знаниями.
Я заметил, что такой подход быстрее позволяет начинающему бухгалтеру просто изучить бухучет и становится легче устраиваться на работу и сразу приступать к ведению участков бухучета.
Для этого пункта необходимо иметь продуманные последовательные практические задания и наставника. Задача же наставника будет в том, чтобы связать полученные ранее знания с правильным их применением на практике.
Для начинающего бухгалтера такой подход – это блестящая возможность научиться практическому бухучету, наряду с нужной теорией и заделом на будущее. И все это возможно достичь в рекордно короткое время, поскольку в голове начинающего бухгалтера при изучении бухучета не будет «каши», неверных убеждений и выводов, и вопросов, на которые не найдены ответы.
Основные понятия
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.
Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.
Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом
Как самостоятельно изучить бухучет?
Бухгалтерский учет является ключевым процессом и одним из основополагающих факторов успешного ведения бизнеса, независимо от размеров и оборотов фирмы. В то время как крупные компании содержат в штате довольно многочисленные бухгалтерские отделы (либо пользуются услугами сторонних фирм, оказывающих бухгалтерские и аудиторские услуги), на небольших конторах может работать лишь один бухгалтер.
При работе индивидуальным предпринимателем зачастую необходимо обладать навыками самостоятельного ведения бухгалтерского учета без помощи специалистов. В данном случае может появиться необходимость разобраться в бухучете, чтобы самостоятельно его вести. Кроме того, хорошие знания бухгалтерского учета можно использовать для трудоустройства на должность бухгалтера.
Учтите, что для получения профессионального бухгалтерского сертификата необходимо прослушать определенное количество часов, которое может быть эквивалентно полноценному обучению в колледже.
С какими документами нужно ознакомиться начинающему бухгалтеру?
Итак, вы решили стать бухгалтером. Отличный выбор! Профессия — востребованная и высокооплачиваемая, но и ответственная. Ошибка бухгалтера может очень дорого стоить фирме. Поэтому важно быть высококвалифицированным специалистом.
Что для этого нужно? Во-первых, отличное знание теории, а во-вторых, хорошие навыки работы с бухгалтерской программой, как правило, это «1С: Бухгалтерия».
Если у вас нет экономического образования, а работа нужна срочно, то можно пойти на ускоренные курсы. Их плюсы: обучение у преподавателей-практиков, выдается документ об образовании.
При отсутствии возможности или необходимости в таком обучении можно получить знания самостоятельно. Минимум, что нужно это наличие компьютера и доступа в интернет.
Начать лучше с теории. Обязательно ознакомиться со следующими нормативными документами:
В налоговом кодексе прочесть хотя бы главы о:
Так как законодательные акты написаны достаточно сложно для восприятия новичкам, то дополнительно почитать статьи на специализированных сайтах. Удобно, что на таких сайтах, еще можно отслеживать новости об изменениях в законодательстве, а также пообщаться на форуме с коллегами, которые могут дать дельный совет новичку.
Желательно еще купить книгу по теории бухучета, просмотрев их несколько в магазине, выбрать ту, которая больше всего понравится. Тогда большая вероятность, что вы ее прочтете.
После ознакомления с теорией, следует приобрести навыки работы с программой 1С: Бухгалтерия. Как вариант, купить лицензионную версию. Но удобнее и экономнее воспользоваться, становящимся все более популярным сервисом, а именно удаленным доступом к программе.
Например, существуют компании на сайтах которых, можно получить доступ к любому продукту 1С. Сделать это совсем не сложно, для этого нужно пройти регистрацию.
Как я начинала изучать бухгалтерию — практический опыт
Начала с того, что просто разложила документы по порядку. Разделила их так:
После того, как все разложено и подшито, можно браться за журналы-ордера:
После всего этого заполняю главную книгу, потом по ней готовлю оборотно-сальдовую ведомость и все, готово!
Полезные советы
Полезные советы для начинающих изучать бухучет
Используйте форумы по бухучету – задавайте вопросы. Но помните, что работающие бухгалтера по-другому видят бухучет, чем начинающие. А потому их ответы могут внести ясность и понизить «температуру вашего мозга», а могут еще и подогреть.
Когда не знаете с чего начать – лучше не начинайте вообще. Сбережете силы, время, избежите стрессов. Собственная «психика» скажет вам спасибо. А если желание работать в сфере бухучета не исчезнет, тогда начинайте действовать не прямо, а особым образом. Сделайте немного шаг назад, чтобы потом сделать несколько шагов вперед.
Устройтесь на работу оператором, но туда, где работа больше связана с учетом. К примеру, не оператор на заправочной станции, а оператор на выписку или приход товаров в какой-нибудь небольшой фирме. Это могут быть торгующие розничные точки на оптовых базах.
Смысл здесь в том, что в этой работе вы начнете познавать «кухню» складского учета. И, кстати, этот учет является составляющей частью бухучета. Вы начнете работать с документами, с их разнесением в программу, с отчетами.
Но главная заслуга такого подхода в том, что ваш мозг начнет сопоставлять абстрактные термины с их практическим проявлением. Через многократное повторение появится если уж и не понимание, то запоминание его. Например, говоря, инвентаризация – мы подразумеваем целый набор конкретных действий, как на складе, так и в программе.
В этом решении есть еще один бонус. Если вы будете хорошо справляться со своей работой, то вам начнут поручать делать некоторые операции, связанные с бухучетом. Вот так постепенно может начаться ваше изучение бухучета. Скорей всего этот процесс может занять не меньше года.
С чего начать изучение бухучета
Для результативного изучения бухгалтерского учета необходимо придерживаться определенной последовательности. Бессистемное освоение бухгалтерского учета очень быстро заставить вас потерять интерес к нему. В этой статье вы найдёте ответ на вопрос: с чего начать изучение бухгалтерского учета?
Многие считают, что бухгалтерский учет очень сложный для понимания. Отчасти они правы, так как в нем используется много специальных терминов которые не встречаются в повседневной жизни. Кроме того, бухгалтерский учет использует специальные приемы и методы, которые не встретишь при изучении других дисциплин, например, бухгалтерские счета и двойная запись. Другим распространенным заблуждением является то, что бухгалтерский учет невозможно изучить самостоятельно. Конечно, процесс познания основ бухгалтерского учета под непосредственным руководством опытного наставника или учителя будет плодотворнее и легче. Тем не менее, приложив немного усилий, можно с успехом преодолеть все трудности возникающие на пути изучения бухгалтерского учета.
Мы вам гарантируем получение хорошего результата, если вы будете осваивать бухгалтерский учет на нашем сайте придерживаясь ниже приведенных рекомендаций.
На начальном этапе изучения бухгалтерского учета необходимо:
запомнить состав элементов входящих в баланс и понять суть балансового обобщения;
запомнить действующий порядок формирования бухгалтерских счетов и их классификацию;
научиться определять корреспонденцию счетов (бухгалтерские проводки) по фактам хозяйственной жизни (хозяйственным операциям).
Если вы освоите этот этап, можно переходить к более детальному изучению приемов и методов бухгалтерского учета, к его принципам и требованиям.
На следующем этапе, можно приступить к изучению нормативного регулирования бухгалтерского учета и существующим подходам его организации на предприятии.
Заключительный этап — изучение особенностей бухгалтерского учета его объектов и порядка формирования финансовой отчетности. Это самый сложный этап, который может длиться долго, но если вы дошли до него, то вы можете себя считать бухгалтером.
Итак, приступим к освоению начального этапа изучения основ бухгалтерского учета.
Как только человек стал производить больше продукции, чем ему было надо для собственного потребления, появилась необходимость в учете. Надо было знать сколько имущества имеется во владении и состояние задолженностей с другими лицами, с которыми производилась торговля или обмен. Учет вёлся примитивно — путем фиксирования записей в амбарной книге о приходе или расходе материальный ценностей, а также произведенных расчетов.
Позже люди начали объединять капиталы для организации промышленных производств, так как одному человеку было трудно изыскать необходимые финансовые ресурсы. В этих условиях бухгалтерский учет должен был обеспечить собственников не только данными об имуществе и состоянии задолженностей перед третьими лицами на определенный момент времени, но и о финансовых результатах за отчетный период, путем сопоставления доходов и расходов. Собственники должны были знать во, что именно вложены их средства, какие возникли обязательства перед другими лицами, какой будет размер дивидендов. Так появилась модель современного баланса которая исходила из равенства
Имущество = Собственный капитал + Обязательства
В левой части равенства указывается всё, что есть у предприятия на определенный момент времени, а в правой части — откуда оно появилось. Главный вопрос, который всегда интересовал собственников: на сколько прирос собственных капитал за отчетный период? Понятно, что основным источником прироста собственного капитала является прибыль.
В настоящее время то, что стоит в левой части равенства называют активами, а в правой части — пассивами.
Всё, что может входить в состав активов и пассивов было систематизировано на отдельные элементы. В дальнейшем они были объединены в группы, а группы — в разделы.
Единицей информации отражаемой в балансе считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (пассивы). Балансовая статья может состоять как из отдельного элемента, так и из группы. Например, статья баланса «Нематериальные активы» включает один одноименный элемент, а такая статья как «Запасы» состоит из группы в которую входят такие элементы как материалы, товары, готовая продукция и т.д.
Обычно балансовые статьи представляются в балансе по степени их ликвидности. Под ликвидностью элементов баланса понимается их способность превращения в денежные средства без потери стоимости. Активы в балансе обычно располагаются либо в порядке убывания, либо возрастания ликвидности балансовых статей: от денежных средств до нематериальных активов, или наоборот.
Как правило, применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы — в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.
Таким образом, бухгалтерский баланс состоит из двух частей — актива и пассива. В свою очередь актив включает в себя два раздела:
Внеоборотные активы
Нематериальные активы
Результаты исследований и разработок
Нематериальные поисковые активы
Материальные поисковые активы
Основные средства
Доходные вложения в материальные ценности
Финансовые вложения
Отложенные налоговые активы
Прочие внеоборотные активы
Оборотные активы
Запасы
НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность
Финансовые вложения
Денежные средства и денежные эквиваленты
Прочие оборотные активы
Пассив включает в себя три раздела:
Капитал и резервы
Уставный капитал
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Переоценка внеоборотных активов
Добавочный капитал (без переоценки)
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Долгосрочные обязательства
Заемные средства
Отложенные налоговые обязательства
Оценочные обязательства
Прочие обязательства
Краткосрочные обязательства
Заемные средства
Кредиторская задолженность
Доходы будущих периодов
Оценочные обязательства
Прочие обязательства
Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса. Главным признаком правильности составления баланса является равенство валюты актива и пассива на один и тот же отчетный период.