как называется основной международно правовой акт закрепляющий основы местного самоуправления

Статья 2. Правовая основа местного самоуправления в муниципальном округе

Статья 2. Правовая основа местного самоуправления в муниципальном округе

1. Местное самоуправление в муниципальном округе осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти), Уставом города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Уставом, решениями, принятыми на местном референдуме, и иными муниципальными правовыми актами.

2. В Уставе, муниципальных правовых актах слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления местного самоуправления жителями.

3. Используемые в Уставе сокращения:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Группы международно-правовых актов в муниципальном праве

Характеристика международных актов в сфере местного самоуправления и роль Российской Федерации в нем

Международным правом оказывается значительное влияние на процесс формирования правовой муниципального самоуправления и муниципальной демократии. Несомненно, процесс восстановления и развития муниципального самоуправления в Российской Федерации был предопределен внутренними условиями демократических реформ, но благоприятными условиями для развития данных процессов являлись демократические факторы на международной арене, увеличение значения международного права при принятии решения проблем международного и внутригосударственного характера.

Органы местного самоуправления – органы исполнительной власти по решению вопросов муниципального значения, которыми могут создаваться нормативно-правовые акты местного характера на основе федеральных законов.

Вступление России в Европейский Совет означало ее вступление в континентальное правовое пространство, принятие ею обязательств, исходя из общепринятых юридических норм Европы. На сегодняшний день Россия принимает участие в 28 европейских конвенциях, в частности в Европейской конвенция о защите прав и свобод человека, подписанной в Риме 04.11.1950, Европейской хартии местного самоуправления, заключенной в Страсбурге 15.10.1985.

В Конституции Российской Федерации указан основополагающий принцип в сфере соотношения международных и национальных (внутренних) правовых норм, согласно которым общепринятые принципы и международные правовые нормы, международные договоры России образуют основную часть ее правовой системы; если международным договором установлены правила, отличные от законодательных, то используются правила международных договоров.

Стоит отметить, что Конституция России утвердила и закрепила приоритетность ее международных договоров перед нормами национального законодательства. Это означает, что правоприменители не только обладают правом, но и обязаны руководствоваться международными правовыми нормами при решении конкретных дел.

Международные акты, содержащие правовые нормы органов местного самоуправления

В первую очередь, стоит отметить универсальные акты в сфере прав человека.

Всемирная декларация прав человека, принята 10.12.1948; Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанную 16.12.1966; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 16.12.1966; Европейская конвенция о защите прав человека и его основных свобод; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятый 01.08.1975; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26.05.1995.

Каждый из этих актов содержит положения, которые прямо или косвенно относятся к регулированию вопросов, связанных с участием граждан в реализации муниципального самоуправления; в сфере данных вопросов эти положения представляют собой источники муниципального права.

Второй группой международно-правовых источников муниципального права являются специальные международно-правовые акты местного самоуправления. Важнейшим актом в этой группе является Европейская Хартия местного самоуправления. Членами Европейского Совета данная Конвенция была разработана с целью защиты и укрепления местного самоуправления в странах Европы, определив статус данного документа как международная конвенция. Российской Федерацией была подписана Хартия в день своего вступления в силу, а уже в 1998 г. была ратифицирована. Политико-правовым значением Европейской хартии является определение ею понятия муниципального управления и демократических основ организации и деятельности органов муниципального управления; закрепление положений общего характера по вопросам полномочий данных органов, условий и реализации; провозглашение принципа соразмерности финансовых средств муниципальных органов относительно тех полномочий, которые предоставлены Конституцией или законодательством.

Отдельной статьей Хартии установлен принцип, согласно которому каждым государством должно быть признано право вступления муниципальных органов в объединения с целью защиты и продвижения их интересов и в международный союз органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 10).

Европейской хартией также предусмотрено право муниципальных органов на судебную защиту с целью обеспечения свободной реализации своих полномочий и соблюдения принципов муниципального управления, зафиксированных в законодательстве. Конституционный Суд Российской Федерации не единожды руководствовался положениями Европейской Хартии.

К данной группе в качестве специальных международных правовых актов по вопросам местного самоуправления следует отнести решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, участником которого является Россия, и документы иных международных организаций, таких как Декларация о принципах местного самоуправления, подписанная в 1994 году Межпарламентской ассамблеей стран-участниц СНГ.

Вышеуказанные акты являются не только обязательными к исполнению в Российской Федерации, но и согласно общему принципу в части 4 статьи 15 Конституции, обладают приоритетом относительно муниципальных норм национального законодательства.

Вместе с этим, Конституционным Судом в Постановлении от 30.11.2000 № 15-П в связи с оценкой конституционности положений статьи 89 Устава Курской области от 02.11.1995, которым была предусмотрена возможность осуществления государственного контроля за исполнением деятельности муниципальными органами с точки зрения ее целесообразности, а не лишь законности, был сделан следующий вывод, а именно: «На оценку конституционности норм не оказывает влияние то, что отдельными положениями пунктов 3 и 4 статьи 89 Устава Курской области воспроизводятся положения пункта 2 и 3 статьи 8 Европейской Хартии, которой устанавливается минимальная гарантия самостоятельности муниципалитета. Конституцией РФ и федеральным законодательством закреплен более высокий уровень гарантий самостоятельности муниципалитета, чем это предусматривается международными обязательствами РФ, который субъекты России не имеют права ограничивать».

Можно сказать, что действие общего принципа международно-правовых требований не распространяется в случаях, если это приводит к понижению уровня демократических гарантий, закрепленных на конституционном или законодательном уровне.

Особенности соотношения международных норм и российского законодательства в области муниципалитета

В общем понятии, принципы и нормы, регламентируемые международно-правовыми актами и обеспечивающие выполнение прав граждан на реализацию местного самоуправления, функционируют лишь в единстве с законодательством РФ на становление муниципальной демократии на территории России.

Стоит отметить, что данная позиция Конституционного Суда не может быть рассмотрена в качестве ставящей под сомнение положении, указанные в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. В «Курском деле» речь не шла о соотношении международных норм и принципов и национальных норм России, а касалось непосредственно конституционной оценки определенных норм закона субъекта России, которые увеличивали границы государственного контроля за исполнением деятельности муниципалитета, предполагая, что такой контроль противоречит конституционным нормам РФ не только со стороны законности, но и целесообразности принимаемых решений. Но и следует учитывать тот факт, что нормативные положения части 4 статьи 15 Конституции не могут рассматриваться отдельно от общей системы конституционного регулирования соотношения наднационального и внутригосударственного права. пределом таковых норма являются принципы народной и государственной независимости, и принцип главенства и высшей юридической силы Конституции России в рамках правовой системы. Согласно вышесказанному, можно отметить, что нормы международного права не являются приоритетными перед российской Конституцией, и по отношению к федеральным правовым нормам, которыми выражены принципы и ценности, характерные для Конституции Российской Федерации, а также международно-правовые акты, ставящие под сомнение полноценную реализацию суверенных конституционных интересов российского народа и достойную жизнь и развитие граждан России. Именно это подход находится в основе Положения Конституционного Суда России, принятого 06.12.2013, согласно которому выводы наднационального органа юрисдикции (Европейского Суда по правам человека в данном контексте) по отношению нарушения Россией установленных международным договором прав и свобод заявителя, предопределенные применением в отношении него национальных законодательных норм, не могут быть рассмотрены в качестве влекущих за собой необходимость автоматической утраты этими нормами юридической силы. Если российским судом при исполнении определенного решения будет сделан вывод о невозможном восстановлении прав заявителя из-за действия национальных законодательных норм, то заявитель в обязательном порядке должен обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке на соответствие Конституции законоположений, подлежащих проверке.

В данному случае препятствием не является ранее признанная Конституционном Судом жалоба гражданина, по отношению к которому было установлено нарушение прав и свобод, прописанных международным договором, которая не соответствует критериям допустимости при отсутствии нарушения его прав законодательными положениями, которые применяются в конкретном деле, так как подтверждение нарушения гарантированных прав и свобод официальным органом свидетельствует о наличии неопределенности по вопросу соответствия данных положений российской Конституции.

Конституционным Судом также указано, что в случае признания оспариваемых законоположений не противоречащими Конституции, в процессе конституционного производства, то судом в пределах компетенции определяются возможные способы исполнения решения наднационального органа юрисдикции.

Источник

Международные и федеральные нормативные акты в качестве правовой основы местного самоуправления

Правовые основы местного самоуправления в РФ подразумевают под собой нормативную базу, состоящую из международных правовых актов, Конституции, Закона о местном самоуправлении 2003-го г., других федеральных законов, уставов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных территориальных образований и нормативных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности местного управления.

Международные документы и федеральные нормативные акты

Важное значение отводится международно-правовым документам. В статье 15 Конституции говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права вместе с международными договорами России – это составная часть государственной правовой системы. Если в международном договоре РФ определены другие правила, не такие, как в законах, в таком случае действуют правила международного договора.

Европейская Хартия местного самоуправления

Международным правовым документом, непосредственно регулирующим деятельность местного самоуправления, прежде всего, является Европейская Хартия местного самоуправления. В ней установлены минимальные права местного управления, которые гарантируют подписавшие её государства.

Местное самоуправление в Хартии подразумевает под собой право, а также способность органов местного управления организовывать большую часть общественных дел и управлять ими в законодательных рамках, действуя в своей компетенции и интересах местного населения.

Данное право осуществляют советы или собрания, состоящие из членов, избранных путём свободного, тайного, прямого, равноценного и общего голосования. Как правило, советы или собрания располагают подотчётными им органами исполнительной власти. Данное положение никак не исключает обращения к гражданским собраниям, референдуму либо какой-то другой форме прямого участия населения там, где допускает закон.

Российская Федерация вступила в Хартию 28.02.1996-го года и ратифицировала документ 05.05.1998-го г. При противоречии любого положения законодательства России Европейской хартии применяются именно нормы Хартии.

Декларация о принципах местного самоуправления

Еще один международный правовой документ, регулирующий местное самоуправление, – это Декларация о принципах местного управления, которая была принята Межпарламентской ассамблеей стран-участников СНГ в 1994-м г.

Конституция РФ

Конституция 1993-го г. закрепляет конституционные основы органов местного управления в РФ. Частью 2-й статьи 3 Конституции установлено, что народ реализует собственную власть напрямую и посредством органов госвласти и органов местного управления. Таким образом, местное самоуправление – это одно из предусматриваемых Конституцией методов реализации публичной власти в России.

В Конституции закреплены общие принципы образования и функционирования муниципальной власти, общие для всей системы местного управления в России, а также закреплены государственные гарантии деятельности местного самоуправления. Основные нормы касаемо независимости органов местного самоуправления описаны в статье 12 Конституции. В ней установлено, что российское государство признает и гарантирует работу местного самоуправления. Также здесь написано, что органы местного управления не относятся к системе органов госвласти.

Так как государство признает местное самоуправление, значит, оно признает за народом возможность создания социальных управленческих институтов, не обладающих свойствами госструктуры.

Гарантирование государством деятельности местного управления означает, что органы госвласти и государственные должностные лица не имеют права вмешиваться в работу местного самоуправления, кроме того, обязаны воплощать правовую защиту данной сферы.

Исключение местного управления из системы органов госвласти следует понимать не как противопоставление муниципальных органов государству, а как разделение функций государства по вертикали. У органов местного управления собственная компетенция, и они не подчиняются государству в процессе решения вопросов местного назначения.

В Конституции выделена отдельная глава, которая полностью посвящается организации местного управления в России. Таким образом, в главе 8 установлены основные формы и методы осуществления местного управления, территориальные основы органов местного управления и их главные полномочия.

Статья 130 Конституции гласит, что местное управление в России обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного уровня, владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью. Это воплощается на практике гражданами на референдумах, выборах, других формах прямого волеизъявления, посредством выборных и других органов местного управления.

Местное управление в городах, селах и других территориях осуществляется с учётом исторических и прочих местных традиций и обычаев. Структуру органов местного управления население определяет самостоятельно. Границы территорий, в которых реализуется местное самоуправление, могут быть изменены с учётом мнения населения соответствующих поселений.

В Конституции прямо указаны полномочия местного управления. Таким образом, муниципальные органы имеют право:

Конституция не предоставляет исчерпывающего перечня вопросов относительно ведения местного самоуправления. Одновременно с этим, в ней предусмотрена возможность наделения муниципальных органов отдельными гос полномочиями, осуществление которых подконтрольно государству вместе с передачей конкретных ресурсов.

В статье 133 Конституции установлен запрет на ограничение прав местного управления, которые закрепляются Конституцией и федеральными законами.

Согласно статьи 72 Конституции, установление единых принципов организации системы органов госвласти и местного управления сводится к совместному ведению РФ и её субъектов. С учетом предметов совместного ведения в соответствии со статьей 76 Конституции разрабатываются федеральные законы и иные нормативно-правовые акты субъектов России.

Организация и работа местного управления в России относится к совместному ведению государства и его субъектов, то есть по данным вопросам воплощается 2-ное законодательное регулирование.

Практически это значит, что по конкретным вопросам работы местного управления принимается федеральный закон, определяющий единые принципы правового регулирования, а также закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности организации местного управления в соответствующем субъекте. Причём закон субъекта РФ не должен идти в противовес федеральному.

В структуре законодательной основы местного управления выделяют 2 уровня:

Базовый федеральный закон, регулирующий деятельность местного управления в России – Закон о местном самоуправлении 2003-го г. Согласно статьи 72 Конституции, этот закон назван «Об общих принципах». Он детально регулирует вопросы организации органов местного управления, включая создание, преобразование и упразднение муниципальных территориальных образований; систему органов местного управления; применение форм прямого волеизъявления народа на местном уровне; финансовые начала местного управления и т.п.

Следующая правовая база местного самоуправления, посвященная разным аспектам организации местного управления:

Также необходимо учитывать, что полномочия органов местного управления в разных сферах жизни имеются в большинстве законодательных актов, в т.ч. и кодифицированного характера.

Полномочия органов местного управления в земельной сфере закрепляет Земельный кодекс России, в области экологической экспертизы – Федеральный закон об экологической экспертизе, в гражданской обороне – Федеральный закон о гражданской обороне, в здравоохранении – Федеральный закон касаемо основ охраны здоровья граждан в России и т.д. Данные нормативные акты являются законодательными основами местного управления в широком значении.

Есть и другая правовая основа местного самоуправления на федеральном уровне – указ Президента России:

А также есть постановления Правительства РФ:

Нужно отметить и то, что вопросы осуществления полномочий органов местного управления в разнообразных сферах регулируются в актах министерств и ведомств РФ.

Источник

Статья 8. Правовая основа местного самоуправления

Статья 8. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) автономного округа, законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты муниципального образования.

2. Местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется на основе принципов:

1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2) государственных гарантий осуществления местного самоуправления;

5) самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

6) выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *