как называется подпись на каждой странице договора внизу
Зачем подписывать договор на каждой странице
Скорость жизненно важна для бизнеса, поэтому часто многие предприниматели пренебрегают правилами оформления документов: договоров, накладных, актов и т.д.
Бывает, что компании работают друг с другом давно, у них сложились доверительные отношения, в связи с чем документация оформляется не сразу или не оформляется вообще (ha ha, classic). И вроде бы все нормально, но в какой-то момент c документами творятся настоящие чудеса и фокусы.
Всю глубину проблемы можно увидеть на следующем примере.
ООО долго и счастливо работало с одним ИП. ООО постоянно заказывало у ИП технику и услуги по её установке. Однажды ООО срочно потребовалось новое оборудование. Понятийно согласовали с ИП цену в размере 5 млн рублей. Договор согласовывать и оформлять сразу не стали, но ИП быстренько выставил счет на оплату аванса. ООО также быстро этот счет оплатило и приняло оборудование, подписав скан акта приемки. Через какое-то время ООО передало ИП два экземпляра договора, подписанных со стороны ООО.
Спустя почти месяц ООО получило заказное письмо с подписанным договором, а заодно и претензию почти на 13 млн рублей. Как оказалось, ИП заменил все страницы в договоре, оставив от оригинала только страницу с подписями и печатями. В тексте «нового» договора стоимость техники была уже не 5, а 15 млн, и ИП в соответствии с пунктами договора требовал заплатить остаток, грозился неустойкой и судом.
Закон дает много возможностей по выходу из такой ситуации: от иска о признании договора незаключенным до проведения комплексной экспертизы документов в суде. Но все это долго, дорого и потребует кучу потраченных нервов.
Гораздо лучше просто не допускать возникновение таких ситуаций.
Самый простой способ – подписывать на каждой странице.
Даже если договор всего на двух листах. Ещё лучше – прошить все страницы и поставить на сшивке печать и подпись. Разумеется, это не спасет от возможной фальсификации, подделки подписей или замены листов. Но это очень сильно усложнит задачу недобросовестному контрагенту и, возможно, отобьёт у него всё желание вести грязную игру. Ведь если ему все-таки придет в голову подделать подписи, то почерковедческий эксперт гарантированно обнаружит подлог. А там и до уголовной ответственности недалеко.
Более прокачанный вариант – направить контрагенту прошитые и скрепленные, но не подписанные экземпляры. При этом надо будет зафиксировать факт направления договоров именно в этой редакции. Например, можно направить подтверждающее письмо и скан по электронной почте. После получения подписанных экземпляров их можно спокойно сверить с правильной редакцией.
В целом, способов обезопасить себя и свой бизнес от подобных ситуаций весьма много. Однако далеко не каждый пользуется этими простыми и надежными правилами. Вопреки распространенному мнению, а также присущему бизнесменам экономическому оптимизму («потом подпишем. »), договор – не формальность, а способ сделать так, чтобы все было так, как вы договорились с вашим партнером.
Поэтому подписывайте договор на каждой странице.
Как использовать факсимильную подпись
Факсимиле можно использовать по соглашению сторон или в соответствии с правилами документооборота внутри компании. Такая подпись не подойдет для документов, которые влекут серьезные финансовые или юридические последствия
Виктор Подгорский
Чтобы ускорить и упростить работу, можно визировать некоторые документы факсимильными подписями. Но использовать их разрешено только в некоторых случаях. В статье разберем, на какие документы можно ставить факсимиле и как это делать.
Что такое факсимиле
Факси́мильная подпись, или факси́миле, — оттиск печати, который воспроизводит подпись человека. Еще есть цифровой вариант факсимиле — картинка с изображением подписи, которую вставляют в электронные документы.
С помощью факсимиле можно визировать бумаги без участия человека, которому принадлежит подпись. Например, когда нужно быстро и сразу подписать несколько сотен почетных грамот, секретарь может их «проштамповать».
Когда можно использовать факсимиле
В законе нет единого списка документов, для которых можно использовать факсимильную подпись. Есть два варианта, когда документ можно подписать факсимиле:
По договору с контрагентом. Соглашение об использовании факсимильной подписи можно оформить отдельно либо включить такое условие в текст основного договора. В любом случае нужно перечислить документы, для которых разрешено использовать факсимиле. Первичное соглашение нужно заверить собственноручно.
Для внутренних документов. Чтобы использовать факсимиле внутри компании, издают распоряжение или приказ руководителя, а также готовят соответствующее положение. В нем перечисляют случаи использования факсимильной подписи и указывают ответственного за ее хранение.
Перед этим нужно проверить, не запрещает ли закон использование факсимильной подписи на каких-либо из перечисленных документов. Например, по трудовому кодексу нельзя подписывать факсимиле кадровые документы: трудовые договоры и книжки, приказы и распоряжения.
Когда нельзя использовать факсимиле
Компании и ИП не доверяют факсимильным подписям, потому что штамп может изготовить и использовать кто угодно. Большинство деловых бумаг уполномоченные люди должны подписывать лично, а факсимиле используют для документов, которые не влекут серьезных последствий.
Использование факсимильной подписи запрещено:
Эти запреты содержатся в соответствующих законах и других нормативных актах, например в Гражданском и Налоговом кодексах, письмах Минфина и Налоговой службы.
Контрагенты неправомерно подписывали счета-фактуры факсимиле, и суд взыскал с компании вычеты по НДС, пени и штраф
Что случилось. Налоговая доначислила ООО «Суворовские конфеты» НДС, пени и штраф за необоснованное возмещение налога по счетам-фактурам, подписанным факсимильными подписями. Общество подало апелляционную жалобу.
Почему налоговая права. 169-я статья налогового кодекса запрещает использование факсимиле на счетах-фактурах, товарных накладных и других документах, имеющих финансовые последствия. Поэтому представители ООО «Суворовские конфеты» лишились возможности произвести налоговый вычет того, что неправильно оформили первичные бухгалтерские документы.
Постановление суда. Апелляция согласилась с налоговой и сослалась на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда, который в 2011 году выразил аналогичную позицию по подобному делу. Суд решил, что инспекция правомерно не приняла к вычету неправильно оформленные документы и доначислила НДС, пени и штраф.
Как изготовить факсимильный штамп
Факсимиле заказывают в организациях, которые делают печати и штампы.
Процесс изготовления штампа обычно занимает не больше суток и состоит из нескольких этапов:
Сначала заказчик передает исполнителю качественную подпись на бумаге или присылает ее скан по электронной почте. Специалисты обрабатывают изображение в графическом редакторе, чтобы оно было четким и равномерным.
Затем заказчик выбирает автоматическую или ручную оснастку, на которую будут крепить клише с подписью. Использование факсимиле на автоматической оснастке удобнее и позволяет делать более четкие оттиски, но такое устройство обойдется дороже ручного штампа.
Чтобы сохранить исходный масштаб и выбрать подходящий размер оснастки, при отправке скана нужно указать размеры оригинальной подписи в миллиметрах.
Специалисты делают электронный макет и на его основе изготавливают клише из резины или фотополимера.
Эксперты рекомендуют изготавливать клише из резины, потому что они:
На завершающем этапе клише крепят на оснастку, и факсимиле готово. После изготовления его передают ответственному сотруднику заказчика, который будет хранить и использовать штамп.
Как отличить факсимиле от оригинальной подписи
Есть несколько очевидных отличий факсимильной и собственноручной подписей:
Самый надежный метод проверить факсимиле в договоре — заказать экспертизу.
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Где ставить подписи на договоре
В Сбербанке, договор проят подписывать, на каждом листе
В Сбербанке, договор проят подписывать, на каждом листе
Ирина
Добрый день. Поскольку это требование Сбербанка — то стоит его удовлетворить. Хотя подписание каждого листа договора для целей его легитимности не является обязательным, достаточно того, чтобы подпись стояла под все договором.
Данное требование Сбербанка объяснимо опасением подмены листов в договоре.
Здравствуйте! Договор можно сшить, указав сколько в нем листов на обороте, в этом случае — только где реквизиты. Можно и на каждой странице, это делается для того, чтобы не было возможности заменить листы.
рекомендую подписать каждую страницу многостраничного договора, т.к. это сведет к минимуму риск подмены какого-либо листа в договоре. кроме того, можете его прошить и сшивку также скрепить подписями.
Какие-либо требования законодательно не установлены.Порядок подписания договора может быть установлен в самом договоре, тогда это обязаны выполнять обе стороны.
А если порядок подписания установлен внутренними правилами одной из сторон, другая сторона, юридически не обязана придерживаться этих правил. Но это не ведет к конструктивному результату, поэтому лучше подписать так как просят.
Ирина, так же имеет значение прошит договор или нет
Если да, обычно сбербанк прошивает, то можете подписать в конце договора. Но т.к. банк просит подписать на каждой странице, то можете подписать каждую страницу, что для Вас лучше, чтоб избежать каких-либо недоразумений в будущем.
Я готовлю договор об оказании услуг. Он на 7-ми листах. Как грамотно его подписывать. Заказчику на каждом листе и в реквизитах сторон? Или просто в реквизитах сторон? В Сбербанке, договор проят подписывать, на каждом листе
Ирина
По закону достаточно и одной подписи, каждый лист подписывают для того, чтобы в них не были произвольно после заключения договора внесены иные сведения помимо воли сторон. По этому подписывать на всех листах не имеет негативные последствия для вас, главное до подписания изучить все условоия, плюсы и минусы.
Здравствуйте Ирина! для стандартного договора об оказании услуг достаточно одной подписи в конце договора (и он будет считаться заключенным). Так как банк требует расписаться на каждом листе, а договор всего на 7 листах думаю это не займет много времени. В разных организациях свои причуды и загону на этот счет. Да можно и отказаться от такого требования банка, если договор один и не содержит дополнительных приложений, можно его сшить проставить печать и роспись в конце.
В соответствии с правилами делопроизводства (Государственный стандарт РФ
Унифицированная система организационно-распорядительной документации,
Требования к оформлению документов ГОСТ Р 6.30-2003 (принят и введен в
действие постановлением Госстандарта РФ от 03 марта 2003 г. N 65-ст) в
состав «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего
документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и
сокращенное — на документе, оформленном на бланке); личная подпись;
расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
Здравствуйте Ирина. На самом деле в договоре ставят как правило одну подпись на последнем листе вместе с реквизитами. Это деловой обычай. Однако банки на всех своих договорах, подписи ставят на всех листах и страницах, так как они привыкли это делать и по другому просто начнут требовать подписать все листы. Вы наверное видели их кредитные договоры, вот там подписи ставят на всех листах, это просто их профессиональная привычка и в этом нет ничего противоправного. Подписи можно ставить и одну в конце договора, а можно и на каждой странице. Подписание каждой страницы тоже имеет свои плюсы, тут контрагент не может подменить листы договора.
Энциклопедия решений. Подписи сторон в гражданско-правовом договоре
Подписи сторон гражданско-правового договора
Договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей может быть заключен в письменной или устной форме (п. 1 ст. 434, ст. 159 и ст. 160 ГК РФ).
В письменной форме такое соглашение должно быть совершено по общему правилу путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Подпись конкретного лица на договоре является удостоверением его волеизъявления. Кроме собственноручной подписи закон допускает использование:
— факсимильного воспроизведения подписи (речь идет о клише-печати, воспроизводящей собственноручную подпись);
— либо иного аналога собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В силу п. 2 ст. 160 ГК РФ возможность использования при заключении договора факсимиле или другого аналога собственноручной подписи должна быть прямо предусмотрена соглашением сторон, законом или иным правовым актом.
По смыслу п. 2 ст. 160 ГК РФ под соглашением сторон в контексте этой нормы понимается соглашение, отличное от самого договора, который заключается с использованием факсимильной подписи (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 02.11.2012 N 17АП-9661/12). Иными словами, соглашение об использовании факсимильной подписи должно быть подписано собственноручно. Если соглашение, в котором предусматривается использование факсимиле, заключено с использованием факсимильной подписи, и ранее сторонами не было согласовано использование аналогов собственноручной подписи, это соглашение (если не будут представлены другие доказательства его заключения) не будет считаться заключенным, а следовательно, не породит предусмотренной им возможности использования факсимиле*(1).
Если возможность подписания договора путем факсимильного воспроизведения подписи, электронной подписи не предусмотрена правовым актом или соглашением сторон, письменная форма сделки не считается соблюденной, что, в свою очередь, может означать незаключенность договора (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2009 N Ф09-7622/09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2010 по делу N А58-4290/08).
Следует отметить, что применительно к квалифицированной электронной подписи закон прямо указывает, что информация в электронной форме, подписанная такой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и по общему правилу может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Поэтому для подписания договора квалифицированными электронными подписями его сторонам не требуется заключать отдельное соглашение, в котором будет предусмотрена возможность использования таких подписей.
Если стороны предусмотрели возможность подписания договора путем факсимильного воспроизведения подписей уполномоченных лиц, такой способ воспроизведения подписи свидетельствует о соблюдении письменной формы сделки и не влечет вывода о незаключенности договора (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2009 N Ф04-4764/2009(12410-А27-49)(18723-А27-49), ФАС Дальневосточного округа от 05.04.2010 N Ф03-1902/2010.
Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе договор может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно (п. 3 ст. 160 ГК РФ).
Подпись целесообразно ставить на всех листах договора (или прошивать все листы и проставлять подпись в сшивке), хотя законом и не предъявляется такое требование к оформлению договора. Это уменьшит риск возникновения споров относительно содержания договора, которые могут возникнуть вследствие подмены неподписанных листов заинтересованной стороной.
*(1) В судебной практике можно обнаружить косвенное подтверждение противоположного подхода (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.06.2010 N Ф03-4313/2010).