как определяется берег реки левый или правый
Узнаем как правильно определить берег реки: правый или левый
Вопрос о том, как определить берег реки, правый или левый, поставит в тупик многих. Часто можно слышать «правобережье», «левобережье», предполагая, что это правый и левый берег реки. Зачем это нужно знать? Чтобы сдать экзамен по географии. Для тех, кто живет на берегу реки, путешествует по реке или связан с ней по работе, любые знания такого плана необходимы. Да просто, ради любопытства.
Течение реки
Важным элементом в вопросе определения правого и левого берега реки будет установление направления течения реки. Это сделать достаточно легко. Если течение быстрое, то определить, в какую сторону течет река, не составит труда. Если река течет медленно, едва заметно, то установить направление течения можно, бросив в нее щепку или листок. В какую сторону они поплывут, это и будет направление течения реки.
Когда человек плывет по реке, то, глядя на мелькающие за бортом предметы, определить направление течения можно без особых хлопот. Когда человек стоит прямо по направлению течения реки, то предметы будут находиться по правую и по левую сторону. Если плыть против течения, то те предметы, которые ранее были по правую сторону, будут слева, а те, которые были по левую сторону, будут справа.
Как определить течение реки по карте? Хорошо известно, что всякая большая река или маленькая речка имеет начало – исток и конец – устье. Любой школьник знает, что река несет свои воды к устью от истока, направление течения реки будет от истока к устью.
Как определить берег реки, правый или левый
Следует учесть, что обозначение условное, так же как и сами понятия «правый» и «левый». С таким же успехом можно было бы принять определение левого и правого берега, встав лицом против течения. Все было бы с точностью наоборот, левая сторона стала бы правой, а правая – левой.
Природные знаки. Как определяется правый и левый берег реки
В географии существуют природные знаки, предметы, ориентируясь на которые, можно безо всяких проблем определить положение сторон берега. Оно так же условно, но принято давно и признано всеми. Дело в том, что любая река имеет два берега, которые различаются по ряду признаков, таких как высота, крутизна, пологость. Один берег выше другого, более обрывист, другой, пологий, затапливается во время разлива рек. Это свойство имеют все реки.
Правило Бэра
В его основу был положен принцип Кориолиса, согласно которому на любую материальную точку, движущуюся горизонтально, действует сила Кориолиса, которая вызывает ускорение точки вправо в Северном и влево в Южном полушарии. Именно по этому принципу было сформировано правило Бэра, согласно которому русло любой реки изменяется и существует асимметрия береговых склонов.
Как определить положение берега судоходной реки
Если река судоходна, то проблемы, как определить берег реки, правый или левый, не будет. Это выполнили за нас речные организации, чьи суда ходят по реке. Это сделано с помощью знаков, которые были учреждены специальным документом, который называется «Правила плавания по внутренним водным путям РФ». Согласно им, все знаки навигации, находящиеся на правой стороне реки, окрашены в красно-белые и красно-черные цвета. А знаки, находящиеся на левой стороне реки, имеют черно-белую окраску. Только на правой стороне в знаках присутствует красный цвет.
Вверх и вниз, справа и слева
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
При первом знакомстве с реками и их изображением на карте у учеников возникают сложности, которые, если вовремя не обратить на них внимание, могут превратиться в устойчивые заблуждения. Река течет сверху вниз. Именно так нужно показывать ее на карте: от истока к устью. Устье на карте видно гораздо лучше, чем исток, поэтому многие норовят показать реку от устья к истоку. Нужно объяснить, что это не только неверно географически (река течет не в ту сторону) — такой довод может и не подействовать; это еще и опасно. Идя вверх по течению от устья, почти наверняка попадешь в какой-нибудь из многочисленных притоков. Если же — хоть и с некоторым трудом — правильно нашел исток, то уж тут никуда не денешься и дойдешь до устья благополучно. Дайте упражнение. Покажите на карте следующие реки: Волга Река, повторим, течет сверху вниз. А вот Енисей или Нил текут на карте снизу вверх. Нет, объясните ученикам, что не снизу вверх, а с юга на север, это совсем не одно и то же. Покажите верхнее и нижнее течения следующих рек: Нил Имея такой опыт, ученики уже без труда справятся со следующими заданиями. Найдите город Асуан на реке Нил. Покажите направления от него вверх и вниз по течению. Найдите город Чунцин на реке Янцзы. Покажите направления от него вверх и вниз по течению. Найдите город Саратов на Волге. Покажите направления от него вверх и вниз по течению. Реки и города могут быть различными, но важно, чтобы для заданий были выбраны реки, текущие в разных направлениях. Чтобы определить правый и левый берега реки, соответственно правые и левые притоки, нужно стать лицом по направлению течения. Если перед учеником лежит атлас, его можно повернуть так, чтобы река текла от себя. А как стать лицом по течению реки, изображенной на карте, которая висит на стене? Особенно тогда, когда течет она куда-то вниз или в сторону. Вырежьте из бумаги фигурку, условно изображающую человека, на которого мы смотрим сверху. Острый выступ с одной стороны — это его нос. На правом его плече напишем букву П, на левом — Л. Фигурка не должна быть больше 2 см, иначе с ней будет трудно работать на маленьких картах. Положите ее на реку носом вниз по течению, и вы сразу увидите, какой берег реки правый, а какой левый, какие притоки впадают справа, а какие слева. С определением верхнего и нижнего течений были сложности у рек, текущих с юга на север. С правыми и левыми притоками сложности будут у рек, текущих с севера на юг: правые притоки Миссисипи впадают на карте слева (Миссури, Арканзас), левые — справа (Огайо). У рек же, текущих по параллели или сильно изогнутых, может возникнуть путаница и с тем, и с другим. Найдите на карте и назовите правые и левые притоки следующих рек: Енисей Навигационное оборудование внутренних водных путей1.Назначение и состав навигационного оборудования Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование, представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней. Навигационные знаки и огни предназначены для: Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. 1.1. Береговые знаки К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: Информационные знаки разделяются на три группы: К запрещающим относятся знаки: К предупреждающим и предписывающим относятся знаки: К указательным относятся знаки: 1.2. Плавучие знаки Плавучим знакам в зависимости от их назначения присваиваются определенная форма, окраска и характер огня. Буи и вехи могут иметь топовые фигуры с присвоенными им формой и цветом. Плавучие знаки предупреждают судоводителя о наличии опасностей, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь. На внутренних водных путях предусматривается содержание следующих видов навигационного ограждения: освещаемого, светоотражающего и неосвещаемого. 1.3. Огни навигационных плавучих и береговых знаков Светосигнальные огни позволяют судоводителям правильно ориентироваться в темное время суток и опознавать навигационные знаки по цвету и характеру огня. Кроме того, навигационные огни предназначены для: В ночное время на знаках зажигаются постоянные и прерывистые навигационные огни белого, зеленого, красного и желтого цветов. Постоянные огни характеризуются неизменной во времени силой света. Прерывистыми называют огни, сила света которых периодически изменяется. Существуют различные виды прерывистых огней, отличающихся периодом, длительностью проблесков и их числом за период. Использование прерывистых огней позволяет увеличить число световых сигналов различного светового значения и повысить их заметность на фоне посторонних огней. Государственный стандарт предусматривает применение постоянных и прерывистых огней следующих видов: Сочетание перечисленных выше цветов и характеристик огней позволяет присвоить каждому типу навигационных знаков свойственную только ему комбинацию цвета и характера огня, благодаря которой тип знака опознается в ночное время. Навигационные огни всех знаков, кроме светофоров, должны действовать в период от захода до восхода Солнца, а светофоров – круглосуточно. 2. Основные положения расстановки навигационных знаков на ВВП Если встать лицом по направлению течения, то берег, расположенный с правой стороны, называется правым, а противоположный ему — левым. На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимают условно и устанавливают в навигационных документах. Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях проводится по утвержденным схемам. Схема представляет собой карту внутреннего водного пути с нанесенными на нее в виде условных обозначений навигационными знаками. Схема расстановки береговых и плавучих навигационных знаков составляется с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентировки судоводителем по знакам при условии соблюдения установленных гарантированных габаритов судового хода на данном участке водного пути и обеспечивающих безопасное судоходство. Схемы расстановки знаков на реках При этом при малой изменчивости положения судового хода схему расстановки навигационных знаков стараются сохранить. При внесении корректировки положения судового хода и его навигационного оборудования, вносится соответствующая корректура в навигационные пособия, о чем извещаются судоводители. Схемы расстановки навигационных знаков на водохранилищах Основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (створные, перевальные, ходовые, знаки «Ориентир» и весенние), так как они более надежны в действии и имеют постоянное местоположение. Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода. В то же время в отдельных случаях судовой ход может быть ограничен только плавучими знаками на участках, где положение судового хода относительно берегов не позволяет применять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков получается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей. Ограждение судового хода только плавучими знаками допускается Кроме перечисленных случаев, разрешается ограждать одними плавучими знаками дополнительные и спрямляющие трассы водохранилищ и озер, а также подходы и участки, где береговые знаки многократно повреждаются посторонними лицами. 2.2. Береговые указательные знаки При расстановке береговых навигационных знаков в речных условиях в качестве основных, как правило, применяют осевые створные знаки. При этом руководствуются следующими условиями: — На магистральных водных путях встречные створы должны устанавливаться с расчетом, чтобы видимость знаков и их сигнальных огней при высокой прозрачности атмосферы (τ = 0,84) обеспечивалась по всей длине застворенного участка. — При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси створов пересекались в пределах судового хода, причем ось каждого створа по всему застворенному участку по возможности должна совпадать с осью судового хода или располагаться вблизи от нее. — На криволинейных участках пути, где для пересечения осей створов в пределах судоходной полосы может потребоваться установка большого количества створов с незначительной длиной ходовой части, допускается пересечение осей створов за пределами судового хода (на небольшом расстоянии от него) с установкой в этом случае трех створных знаков (створа-тройника) или установкой плавучего знака, ограничивающего возможный выход судна за кромку судового хода. — Перевальные знаки устанавливаются на участках с плавно изменяющимся направлением судового хода длиной до 3,0 км при ширине судового хода не менее трех гарантированных ширин. — Ходовые знаки устанавливаются на участках судового хода, где берег считается ходовым (приглубым) и имеет достаточно большую протяженность. Берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающая к нему несудоходной полосы не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м при ширине судового хода до 150 м и 30 м – при ширине судового хода более 150 м. На водохранилищах и в низовьях крупных рек, где ширина судового хода более 300 м, берег считается ходовым, если ширина несудоходной полосы не превышает 70 м. — Знаки «Ориентир» ставят на приметных выступающих в русло реки участка береговой линии (рынках гор, мысах, приверхах и ухвостьях островов, осерёдках и других характерных местах). Весенние знаки устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. А) и трапеции – на левом берегу (рис.Б). В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные. 2.3. Плавучие знаки Правая кромка | ||
Левый кромочный ограждает судовой ход слева по течению | Правый кромочный ограждает судовой ход справа по течению | |
Поворот левой кромки | Поворот правой кромки | |
Опасность на левой стороне С.Х. запрещено приближаться | Разделение судовых ходов | Опасность на правой стороне С.Х. запрещено приближаться |
Свальное течение от левой кромки | Свальное течение от правой кромки |
На перекатах, помимо береговых навигационных знаков, как правило, устанавливают плавучие знаки.
Их количество и расположение зависит от длины корыта переката и от наличия опасных течений (свальных, прижимных, затяжных и др.).
На перекатах, длина корыта которых не превышает двойной ширины судового хода, устанавливают два плавучих знака:
верхний – у верхнего побочня,
нижний – у нижнего.
Перекаты, длина корыта которых больше двойной ширины судового хода, ограждают преимущественно тремя-четырьмя плавучими знаками:
— одним-двумя на входе и двумя на выходе.
На сложных перекатах с большим свалом воды в затонскую часть с обширным нижним побочнем и при узких плёсовых лощинах дополнительно ставятся буи на подходах к перекату.
Если судовой ход в пределах корыта переката имеет повороты,
то дополнительно ставят промежуточные плавучие знаки, указывающие места этих поворотов.
На перекатах типа россыпи, где судовой ход стеснен побочнями
и осерёдками, искривлен в нескольких местах, число промежуточных буев определяется из условия, чтобы линия кромки судового хода, указываемая соседними знаками, не пересекалась отмелями с глубинами, меньшими гарантированной.
чтобы судоводители могли четко определить начало вхождения в поворот и конец поворота
Учитывается также, чтобы в вершине поворота ширина судового хода была по возможности наибольшей, так как суда и составы вследствие дрейфа и раскатки занимают здесь судоходную полосу более широкую, чем на прямолинейных участках.
На сложных поворотах – с малыми радиусами кривизны или при наличии навальных (прижимных) течений и суводей (водоворотов) впереди по ходу судна
судоводитель должен иметь возможность ориентироваться не менее чем по двум знакам: одному на правой кромке и другому – на левой.
На крутых поворотах судового хода, в том числе при плохой видимости встречных судов,
ставят поворотные буи на кромке, вдоль которой судно совершает поворот.
На подходе к крутому повороту начало поворота должно быть обозначено плавучим знаком.
Как правило, их выставляют у выпуклого берега.
В этом случае красный буй обозначает правый поворот, белый – левый (считая по течению реки).
используют знаки опасности (дублирующие плавучие знаки).
Они ограждают скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда, и т.п., находящиеся вблизи кромки судового хода.
Знак опасности устанавливают на траверзе кромочного плавучего знака в 10–15 м от него в сторону берега.
При этом, если ограждается препятствие, то знак должен находиться у кромки этого препятствия с речной стороны.
На плёсовых участках, где судовой ход проходит в средней части русла или полого переваливает от одного берега к другому, либо проходит вдоль одного из берегов, навигационное оборудование должно состоять в основном из береговых знаков.
Ограждению плавучими знаками подлежат каменистые огрудки, камни-одинцы, осередки, «обрезные» косы, шалыги, затонувшие суда, якоря, а также сооружения, представляющие опасность для судов, выступающие от берега в сторону судового хода, и др.
Эти препятствия ограждают в том случае, когда глубина на них превышает транзитную менее чем на 30–50 см и когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, равна полуторной гарантированной ширине.
2.4. Расстановка навигационных знаков на озерах и водохранилищах
Расстановка навигационных знаков на мелководных озерах и водохранилищах существенно отличается от расстановки знаков на глубоководных водохранилищах ввиду различий в способах проводки судов.
На мелководных озерах и водохранилищах в основе судовождения, как и на реках, лежит глазомерная (визуальная) проводка по определенным трассам, четко огражденным навигационными знаками.
Выход судна за пределы трассы не безопасен.
На глубоководных водохранилищах судоходство, как правило, осуществляется по всей акватории и не ограничивается определенными трассами.
Обеспечивать движение судов со знака на знак или с огня на огонь не требуется, так как в основе судовождения лежит штурманская проводка с применением судовых технических средств навигации и навигационных карт.
На водохранилищах основными знаками навигационного ограждения являются
— осевые и щелевые створы
— знаки «Ориентир».
Знаки «Ориентир» устанавливают обычно на мысах с таким расчетом, чтобы судоводители могли периодически уточнять местоположение судна или отыскать путь к убежищу при штормовой погоде.
Осевые створы устанавливают на створных линиях длиной до 10 км.
В дополнение к створам судовые ходы водохранилищ ограждают плавучими знаками – кромочными или осевыми.
Осевая расстановка плавучих знаков
применяется на участках водохранилищ, если ширина судоходной полосы равна или больше трех- четырехкратной гарантированной, но не менее 300-400 м.
На поворотах судового хода
устанавливают поворотные кромочные или поворотно-осевые буи при осевой расстановке.
Расстояние между буями определяется из условия видимости со знака на знак (с огня на огонь) и должно быть для озерных буев не более 4 км, а для озерно-речных – не более 3 км.
На всех разветвлениях транзитных судовых ходов должны устанавливаться также разделительные буи.
В качестве береговых навигационных знаков на таких водохранилищах используются знаки «Ориентир», а в качестве плавучих – кромочные буи, которые в данном случае указывают не кромки судового хода, а левый или правый берег водохранилища.
2.5. Навигационное оборудование судоходных каналов
На судоходных каналах применяют в основном опознавательные знаки и путевые огни.
Путевые огни служат для обозначения берегов канала в ночное время.
На правом берегу они – красные постоянные, на левом – зеленые.
Направление течения, относительно которого именуются кромки, принимается условно при составлении проекта, так как фактически на некоторых каналах оно отсутствует.
В светлое время суток хорошо видны берега канала, и необходимости в ориентировке по каким-либо знакам нет.
Путевые огни устанавливают попарно на обоих берегах, один против другого, на одинаковой высоте от уровня воды.
По длине канала расстояние между огнями выбирают с расчетом, чтобы на прямолинейных участках в ночное время судоводитель видел перспективу из нескольких пар огней, а на закруглениях канала – не менее одной пары огней.
Обычно это расстояние на прямолинейных участках составляет 500-1000 м, а на закруглениях – 200-400 м.
Опознавательные знаки
устанавливают на оголовках дамб на входе в судоходный канал из водохранилища.
На правом берегу опознавательные знаки несут красный проблесковый огонь, на левом – зеленый.
На рисунке приведена расстановка знаков на участке канала.
На входе установлены опознавательные знаки А и Б, на прямолинейном участке – путевые огни 1-10, на закруглении – путевые огни – 11-16.
2.6. Кардинальная система расстановки по МАМС
В частности такая система применяется на Ладожском и Онежском озерах, входящих в состав ВВП ЕГС Европейской части России.
3. Служба навигационного оборудования
На внутренних водных путях комплекс работ, необходимых для определения и указания судоводителям положения судового хода, его габаритов и особенностей выполняет служба навигационного оборудования.
В состав работ, выполняемых этой службой, входят:
— подготовка знаков, светосигнального оборудования и плавсредств к навигации;
— расстановка береговых и плавучих знаков, их перестановка в течение навигации, а также снятие при закрытии навигации;
— обслуживание действующих знаков и огней (окраска, ремонт, смена источников питания и света, восстановление поврежденных) и обеспечение их нормального действия;
— ежедневная информация о габаритах судового хода, изменениях в составе навигационного оборудования и условиях судоходства;
— промеры глубин, наблюдения за колебаниями уровня и русловыми переформированиями;
— траление и дноочищение;
— приемка выполненных дноуглубительных, дноочистительных и тральных работ;
— наблюдения за состоянием выправительных сооружений;
— оказание помощи судоводителям в проводке по участку транспортных судов при неполном составе знаков в весенний и осенний периоды и в ледовых условиях.