как влияет применение зеркал заднего вида имеющих сферическую выпуклую форму отражающей поверхности
Сферические зеркала как профилактика ДТП
Для обеспечения безопасного движения на дорогах используются специальные указатели и дорожные знаки, однако для сложных участков с повышенной аварийностью эти меры не являются достаточными. Зачастую чрезмерное количество ДТП, происходящих на одном и том же месте, связано с тем, что водитель не видит препятствия, расположенного за углом, из-за создающейся «слепой зоны», также причина может быть в слишком узком или недостаточном обзоре дорожного полотна. Чтобы снизить процент аварий в этих местах, используются большие зеркала ни стену. Производством таких больших зеркал на стену занимается компания СК Дизайн. Однако при возможности необходимо применять сферические зеркала: это выпуклые конструкции, устанавливающиеся под определенным углом и обеспечивающие максимальный обзор проблемного участка.
Современные конструкции сферических зеркал имеют специальный защитный слой на отражающей поверхности, который защищает ее от механических воздействий, влаги и химических веществ. Выпуклая форма не только позволяет расширить угол обзора, но и максимально защищена от образования конденсата, задние стенки зеркал оснащают качественным металлическим креплением. Усиленный крепеж снижает риск непреднамеренного срыва конструкции из-за налипшего снега или механического удара.
Где устанавливают сферические зеркала?
Чаще всего такие конструкции используют в следующих местах:
Кроме того, монтаж сферических зеркал используется в других случаях, когда необходимо обеспечивать максимальный обзор пространства: например, конструкции ставят на железнодорожных станциях, остановках метро, чтобы машинист мог видеть весь состав, не покидая кабины.
Прежде чем приобрести зеркало для оснащения опасного дорожного участка, выезда или паркинга, требуется обратить внимание на ряд факторов:
Грамотно выбранное сферическое зеркало позволяет на 10-20% снизить аварийность участка и повысить уровень безопасности на дороге.
Почему объекты в боковом зеркале автомобиля выглядят ближе чем кажутся?
Обман зрения,- Боковые автомобильные зеркала искажают объекты.
На многих автомобилях с правой стороны боковых зеркал заднего вида часто можно встретить такую надпись- «Objects in mirror are closer than they appear«, что в переводе с английского означает- «Объекты в зеркале ближе, чем они кажутся«. Многие автомобилисты удивляются, зачем это автопроизводители маркируют правые зеркала заднего вида на своих машинах подобной маркировочной надписью? Если то-то из вас считает, что это не продуманный элемент дизайнеров автомобильной компании, то вы ошибаетесь, это не так. На самом деле это специально сделано для безопасности водителя.
Причиной, по которой автомобильные компании наносят на правые зеркала машин предупреждающую надпись, являются простые законы физики (в разделе- оптика). Ведь в отличие от левого бокового зеркала правое зеркало находится намного дальше от водителя и обзор в него он видит совершенно под другим углом.
Так, согласно законам физики, свет отражается от ровной поверхности под точно таким же углом под которым луч света падает на эту поверхность. То есть, если исходящий свет падает под углом 45 градусов, то вы естественно сможете увидеть этот свет тоже под тем же углом в 45 градусов, если ваши глаза будут находиться точно там же, где пройдет этот отраженный свет. Это называется «фокусной точкой» или просто фокусом.
Автопроизводители давно уже используют эти физические свойства света делая таким образом боковые зеркала плоскими. Зеркала изготавливаются специально плоскими, чтобы отраженный свет в них точно повторял угол исходящего света приходящего на плоскость. Правда данные зеркала делаются и изготавливаются несколько с изменённой точкой фокуса, благодаря чему уменьшается угол для обзора. Водитель, находясь в водительском кресле видит приемлемое им изображение в правом зеркале.
Расстояние от глаз водителя до левого зеркала, как правило, не больше 90 см. И это не так много. А дело в следующем, что в левое зеркало мы (водители) смотрим совершенно под другим угло и именно поэтому в большинстве случаев левое зеркало заднего вида на машине практически плоское. Другое дело правое зеркало, расстояние до которого от наших глаз в два раза больше чем до левого зеркала. К тому же обзор в правое зеркало осуществляется под другим и более острым углом, который не обеспечивает четкую видимость отражаемых в нем объектов, если допустим поверхность этого зеркала была бы совершенно плоская.
Поэтому правые боковые зеркала на многих автомобилях (в зависимости от страны производства) не плоские а полусферичесие, так как в противном случае мы с вами видели бы в нем только лишь маленький участок дороги и совсем небольшую часть автомобиля. Тем самым это образовывало бы «слепое пятно» в котором стал бы не заметен даже большегрузный автомобиль.
Чтобы компенсировать неправильный угол и большое расстояние до правого зеркала от водительского кресла, производители выпускают правые зеркала с выпуклой формой (полусферой). Как правило такое зеркало в самом центре имеет небольшую выпуклость, которая и расширяет фокус таким образом, чтобы падающий на криволинейную поверхность свет собирался бы в центре и был бы доступен практически полностью для глаз водителя под определенным углом.
Но несмотря на то, что автопроизводители придумали как решить проблему с оптимальной обзорностью через правое зеркало, у него имеются все-же и минусы. В то время, как плоская поверхность генерирует точное изображение отражённых объектов, то изогнутая поверхность правого зеркала предлагает более широкое поле зрения, но правда в ущерб той же визуальной четкости отражения для водителя. Так как правое зеркало заднего вида имеет выпуклую полусферическую форму, то изображение в его центре сначала сжимается а далее к краям увеличивается, и это за счет отражения, что делает данное отраженное изображение меньше, а по самому расположению дальше чем оно есть на самом деле. Именно поэтому на правых зеркалах и пишется предупреждение о том, что отраженные объекты в данном зеркале на самом деле находятся ближе, чем они кажутся.
С другой стороны выпуклые (сферические) зеркала улучшают обзорность водителя устраняя таим образом многие слепые зоны недоступные для обзора, что делает эти выпуклые зеркала лучшей альтернативой по сравнению с теми же плоскими зеркалами. Стоит также отметить, что не во всех странах автопроизводители используют и устанавливают на машины выпуклые правые зеркала заднего вида. Именно поэтому на некоторых моделях автомобилей вы не найдете такой предупреждающей надписи.
И в заключении хотелось бы друзья отметить следующее, а именно, что несмотря на определенное преимущество правого бокового полусферичесого (выпуклого) зеркала, которое в отличие от левого плоского зерала имеет более широкое поле зрения, все-же при перестроении на машине мы рекомендуем вам для большей безопасности лучше всего смотреть через свое правое плечо для пущего убеждения, что вы не создаете или чтоб не создавать кому-то помеху на дороге.
Применение сферических зеркал (дополнительный материал к уроку)
Данный материал может быть использован как дополнение к теме: «Оптические приборы» (в 8 классе), а также при изучении темы: «Геометрическая оптика. Сферические зеркала» (в 11 классе).
Просмотр содержимого документа
«Применение сферических зеркал (дополнительный материал к уроку)»
Применение сферических зеркал
Семинарское занятие с использованием презентаций учащихся.
В оптических приборах применяются зеркала с различной отражающей поверхностью: плоские, сферические и более сложных форм. Неплоские зеркала подобны линзам, имеющим свойство увеличивать или уменьшать изображение предмета по сравнению с оригиналом.
Вогнутые зеркала. В наше время вогнутые зеркала чаще используются для освещения. В карманном электрическом фонарике стоит крошечная лампочка всего в несколько свечей. Если бы она посылала свои лучи во все стороны, то от такого фонарика было бы мало пользы: его свет не проникал бы дальше одного-двух метров. Но за лампочкой поставлено маленькое вогнутое зеркальце. Поэтому луч света от карманного фонаря прорезывает темноту на десять метров вперед. Однако, в фонаре имеется еще и маленькая линза — перед лампочкой. Зеркальце и линза помогают друг другу создавать направленный луч света.
Так же устроены и автомобильные фары и прожекторы, рефлектор синей медицинской лампы, корабельный фонарь на верхушке мачты и фонарь маяка. В прожекторе светит мощная дуговая лампа. Но если бы вынули из прожектора вогнутое зеркало, то свет лампы бесцельно разошелся бы во все стороны, она светила бы не на семьдесят километров, а всего на один-два.
Английский ученый Исаак Ньютон использовал вогнутое зеркало в телескопе. И в современных телескопах также используются вогнутые зеркала.
А вот вогнутые антенны радиотелескопов очень большого диаметра состоят из множества отдельных металлических зеркал. Например, антенна телескопа РАТАН-600 состоит из 895 отдельных зеркал, расположенных по окружности. Конструкция этого телескопа позволяет одновременно наблюдать несколько участков неба
Выпуклые зеркала. Такие выпуклые небьющиеся зеркала часто можно увидеть на улицах города и в общественных местах.
Установка дорожных зеркал на дорогах с ограниченной видимостью позволяет обезопасить автотранспорт и людей. Эти зеркала оснащены по контуру светоотражающими элементами и светятся в темноте, отражая свет фар автомашин.
Купольные зеркала для помещений представляют собой зеркальную полусферу, с углом обзора, достигающим 360 градусов. При этом зеркало крепится в основном на потолке.
Обзорные зеркала используются как на улицах, так и в помещениях. Так, например, в магазине обзорное показывает персоналу кто и что делает в проходах между стеллажами, а на тяжелом участке автостоянки позволяет автовладельцам выполнять маневры без столкновений.
С помощью вогнутых зеркал концентрируют энергию Солнца в гелио нагревательных установках. Их используют в качестве рефлекторов (отражателей) в телескопах, прожекторах, фарах. При применении выпуклых зеркал интересно то, что изображение всегда будет мнимым, но, что самое интересное, его будет видно наблюдателю с любого места, независимо от расположения предмета. Вот почему боковые зеркала на автомашинах делают всегда выпуклыми: водитель видит, сидя на месте, все, что окружает его с соответствующей стороны.
По этой же причине ёлочные игрушки тоже делают в виде металлизированных шариков (выпуклые сферические зеркала) – с любого места видны изображения в этих шариках окружающих их предметов и когда в них видны изображения светящихся предметов, то шарики как бы блестят.
В медицине отоларингологи и стоматологи пользуются вогнутыми зеркалами. Глазное зеркало – офтальмоскоп – сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре. Если луч света от лампы, расположенной несколько сбоку, направить с помощью офтальмоскопа в исследуемый глаз, то лучи пройдут до сетчатки, частично отразятся от неё и выйдут назад. Эти отражённые сетчаткой глаза пациента лучи попадают через отверстие в зеркале в глаз врача и врач видит изображение глазного дна обследуемого человека. Для увеличения этого изображения врач часто рассматривает ваш глаз через собирающую линзу, используя её как лупу. Отоларинголог с помощью вогнутого зеркала рассматривает уши, горло, нос.
Выпуклые зеркала применяются в качестве зеркал заднего обзора на транспорте.
Для чего на боковых зеркалах авто нанесена черная вертикальная полоса
В свою очередь сферические зеркала имеют ощутимый изгиб, за счет чего предметы в отражении отдаляются, и об этом нередко информирует надпись Objects in mirror are closer than they appear. Иными словами, в сферические зеркала видно больше, но контролировать дистанцию сложнее.
Как правило, правое наружное зеркало делается более выпуклым, чем левое, чтобы максимально увеличить обзор с плохо просматриваемого борта. Для страховки в автомобилях со сферическими зеркалами салонное зеркало практически всегда делается плоским и является своего рода мерой и ориентиром. В таких салонных зеркалах в зону обзора попадает только заднее окно, что особенно полезно при движении в темное время суток, когда из обзора исключаются фонари, фары и прочие световые объекты за «кормой».
Кстати, при настройке асферических зеркал многие водители допускают ошибки, собственноручно крадя у себя полезную информацию. Правильная регулировка состоит в том, чтобы зафиксировать зеркала в таком положении, чтобы водитель видел в зеркало дорогу сзади, но не борта своего автомобиля.
Наконец, самым передовым решением является современная система контроля слепых зон, когда в зеркальные элементы или в корпуса зеркал интегрированы светодиоды, загорающиеся при приближении с тыла попутной машины. Наконец, в некоторых современных моделях картинка с камеры бокового обзора (обычно последняя устанавливается в корпусах зеркал) транслируется на приборную панель или в виде пиктограммы проецируется на ветровое стекло.
Применение, функции, особенности и материалы изготовления уличных сферических зеркал, сферических зеркал безопасности
Особенности и применение уличных сферических зеркал
Их отражающая поверхность изогнута наружу. Выпуклость обеспечивает более широкое поле зрения, поэтому появляется возможность видеть гораздо большую территорию. Расположенное в правильном положении зеркало дорожное сферическое помогает автомобилистам увидеть помеху на дороге, например, за углом. Оно может быть изготовлено из стекла, полированного металла или поликарбоната.
Применение дорожного выпуклого зеркала
Размер изображения, образованного выпуклым сферическим зеркалом, зависит от местоположения объекта относительно фокальной точки. Но из-за кривизны получается меньший, более панорамный вид событий. Домовладельцы могут помещать зеркало на столбе или дереве в конце подъездной дороги. Это позволяет обнаруживать приближающиеся автомобили при помехах прямому взгляду. Уличные сферические зеркала устанавливают на автомобильных дорогах перед крутыми поворотами, на перекрестках с помехами обзору (например, из-за зданий или листвы), на стоянках, складах, в гаражах. Они позволяют избежать опасных аварий. Современные модели из поликарбоната не имеют бьющихся элементов, не боятся различных атмосферных условий и действия солнечных лучей.
Другие области применения выпуклых зеркал
В целях обеспечения видимости и предотвращения краж сферические зеркала безопасности могут крепиться на потолке торгового зала. Место установки может быть в центре или углу, Для этого они имеют соответствующую форму. Благодаря применению современных материалов (например, поликарбоната) масса изделий невелика, они не бьются и не тускнеют. Могут крепиться к потолку шурупами или подвешиваться на цепочке.