как восстановить право собственности на дом через суд
Как восстановить право собственности на дом через суд
Об этом рассказала главный специалист-эксперт омского отдела Управления Росреестра по Омской области Ирина Спиранская.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества регламентирован Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Судебные акты в отношении недвижимого имущества могут быть следующими:
1) решения об установлении права на недвижимое имущество;
2) решения о заключении (изменении) договора, подлежащего государственной регистрации;
3) решения о признании недействительной сделки с недвижимым имуществом и о применении последствий недействительности;
4) решения о признании недействительным основания для государственной регистрации (например: свидетельства о праве на наследство, акта органа местного самоуправления и пр.);
5) решения суда о регистрации в случае уклонения одной из сторон сделки;
6) решения по спорам между участниками общей собственности (установление и определение долей в праве общей собственности, раздел общего имущества или выдел из него доли, защита преимущественного права покупки доли);
7) определения и постановления о наложении арестов на недвижимое имущество, запрет совершения сделок с ним, а также определения о приостановлении государственной регистрации;
8) иные судебные акты.
Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав.
Документы для регистрации права собственности на недвижимость, установленного решением суда, подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для регистрации права необходимо заполнить заявление и представить документы (в их числе должно быть решение суда, вступившее в законную силу).
Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
Государственная регистрация права собственности на основании решения суда проводится в следующие сроки:
– 7 рабочих дней, если документы представлены в офисы и приемные Росреестра либо кадастровой палаты, и 9 рабочих дней, если документы представлены в МФЦ;
– 10 рабочих дней и 12 рабочих дней соответственно, если одновременно проводится кадастровый учет и государственная регистрация прав.
При государственной регистрации прав на недвижимость по решению суда уплачивается госпошлина в общих размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, регистрация осуществляется при наличии ряда условий:
– судебный акт должен быть вступившим в законную силу, а также правильно оформлен (надлежащим образом прошит и заверен);
– в судебном акте обязательно описывается объект, указывается правообладатель, вид права, подлежащего государственной регистрации.
Государственная регистрация права собственности на основании решения суда подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, судебный акт, которым признано право на конкретное недвижимое имущество, является достаточным основанием для государ ственной регистрации права на имущество.
Исковое заявление о признании права собственности
Когда право собственности необходимо устанавливать через суд
Необходимость в обращении в суд с иском о признании права собственности может возникнуть в разных ситуациях. Рассмотрим те из них, что наиболее часто встречаются на практике:
Как составить исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ бесплатно.
Основания для иска
Основаниями для подачи искового заявления являются доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, на которые при заявлении своих требований ссылается истец.
Прежде всего, в суде потребуется доказать:
Выбор ответчика
Ответчиком по иску о признании права собственности может быть:
Например, при легализации самовольной постройки в качестве ответчика может выступать администрация муниципального образования. При признании права собственности в силу приобретательной давности ответчиком является ее бывший собственник (п. 19 постановления № 10/22).
Как составить исковое заявление
Исковое заявление о признании права собственности должно содержать следующие сведения (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
Какие документы нужно приложить к такому иску, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Какие требования выставить
Чтобы увеличить вероятность исхода дела в пользу истца, необходимо правильно сформулировать требования к ответчику и подкрепить их объективными доказательствами (как правило, документальными). В исковом заявлении о признании права собственности на имущество истец может заявить следующие требования:
Подсудность и подведомственность
Подсудность — это распределение дел между судами внутри отдельной ветви судебной системы (например, между судами общей юрисдикции разных уровней). Подведомственность — это распределение дел между судами, обладающими разными компетенциями (например, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции).
При подаче иска о признании права собственности важно правильно выбрать суд. В противном случае заявление не будет принято к рассмотрению. В общем случае дела о признании права собственности в первой инстанции рассматривает районный суд общей юрисдикции по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ). Если ответчиков в деле несколько (например, при рассмотрении наследственных споров), иск подается по месту жительства любого из них.
В случае если истцом по делу о признании права собственности на имущество является организация, иск подается в арбитражный суд по месту жительства ответчика (ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ).
Если предметом спора является недвижимость, подать иск можно в суд по месту ее нахождения (п. 3 постановления Пленума ВС РФ «О судебной…» от 29.05.2012 № 9).
Расчет госпошлины
Подавая иск о признании права собственности, нужно помнить о необходимости уплаты госпошлины:
Ее размер находится в прямой зависимости от цены иска. Расчет суммы платежа в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ приведен ниже.
При определении размера госпошлины нужно правильно рассчитать стоимость имущества. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ она определяется по результатам проведенной инвентаризационной оценки: используемая в расчетах стоимость не может быть ниже стоимости, установленной по итогам инвентаризации. Если же такая оценка не проводилась, минимальная стоимость объекта определяется исходя из суммы, указанной в договоре страхования, а для организаций — исходя из его балансовой стоимости.
Итоги
Итак, решать вопрос о признании права собственности через суд может понадобиться в различных ситуациях. Например, если на оформление прав на один и тот же имущественный объект претендует одновременно несколько человек. Чтобы обращение в суд увенчалось успехом, необходимо изложить в иске перечень обстоятельств, позволяющих заявить требование, а также указать на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Без бумажки ты букашка: как восстановить документы на недвижимость
Если государственные органы необоснованно отказывают в выдаче документов, отсылают в другие учреждения и не проявляют никакой активности по вашему вопросу, следует обращаться в вышестоящие инстанции, осуществляющие надзор в этой сфере. В целях экономии времени собственники могут одновременно обратиться сразу в несколько инстанций, где могут храниться документы, увеличив тем самым вероятность положительного исхода.
Так, на территории Новой Москвы на сегодняшний день существует проблема с передачей документов местными администрациями в департамент городского имущества.
В крайнем случае, существует возможность судебного оспаривания отказов. В суде фактический собственник вправе также установить факт владения и пользования данным имуществом на праве собственности в целях регистрации этого имущества при условии, что утерянный документ не может быть восстановлен в ином порядке.
В государственные органы граждане обращаются в письменном виде, и если по каким-то причинам государственный орган не может выдать необходимые в документы, то он предоставляет письменный мотивированный отказ с подробным описанием причин, в том числе, если государственному органу необходимы какие-то дополнительные справки.
Материал подготовлен при участии юриста содружества земельных юристов Марины Строкань, юриста компании LDD Анны Поповой, заместителя директора по юридическим вопросам «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Ольги Балбек, управляющего партнёра коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимира Старинского.
Сделки и договоры, касающиеся объектов недвижимости до 1998 года, регистрировали в БТИ или в местной администрации.
Что касается земельных участков, то документы регистрировали в местном земельном комитете. Единого порядка при совершении регистрационных действий не было. Соответственно, если новые документы не оформлялись, запросы нужно направлять в БТИ и местную администрацию.
О краже нужно заявить в полицию. Злоумышленникам вряд ли удастся совершить операции с недвижимостью, имея подлинники документов.
Для страховки можно подготовить и направить обращение в Росреестр (по месту нахождения имущества) о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия или участия законного представителя. В этом случае в Единый государственный реестр недвижимости вносится запись о таком заявлении.
К таким документам относятся, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции. Это может быть постановление о предоставлении участка местных властей, которые были наделены данной функцией в свое время, либо свидетельство на землю старого образца или же акт, выданный земельным комитетом. При утрате, гибели, документов-оснований возникновения прав, необходимо обратиться в соответствующий орган, выдавший такой документ, с заявлением о выдаче копии/дубликата. В качестве альтернативы можно обратиться в местный архив данных, где хранятся все дубликаты первоначальных документов. Предложенный путь решения вопроса особенно актуален для документов, выданных до 1998 года.
В большинстве случае право собственности на землю у граждан возникает в результате наследования. При утрате обязательно стоит восстановить также свидетельство о праве на наследство, обратившись к нотариусу, выдавшему первоначальный документ.
При утрате разрешения на строительство целесообразно обратиться с заявлением о выдаче дубликата в Комитет государственного строительного надзора города Москвы, либо в местные администрации в соответствующих муниципальных образованиях. По заявлению собственника дубликат выдадут бесплатно в срок не более 30 дней. При восстановлении разрешения государственная пошлина не предусмотрена.
В принципе восстанавливать техпаспорт не обязательно. Он нужен далеко не всегда, только при сделках с особыми условиями, например, если квартира приобретается в ипотеку. Его может потребовать банк, выдающий кредит. Иногда техпаспорт могут потребовать органы опеки и попечительства, если сделка нуждается в их одобрении. Для обычного владения квартирой техпаспорт вообще не нужен.
Цена технического паспорта, изготавливаемого в БТИ по Москве, составляет порядка 2,3 тысячи рублей, в области и регионах стоимость может отличаться.
Важно: если ранее в отношении объекта недвижимости проводились кадастровые работы и результат учтен Росреестром, повторный выход инженеров не требуется.
Собственнику достаточно обратиться в МФЦ, либо в Росреестр за получением выписки. Для удобства правообладателей существует и электронный сервис заказа, доступный на сайте Росреестра.
Если понадобится восстановить правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи и так далее), необходимо сделать запрос в территориальный офис Росреестра на предоставление заверенной копии. Там же хранятся сведения о договорах долевого участия и участия в приватизации.
Кстати, если договор купли-продажи оформлялся при помощи нотариуса, то копию соглашения можно получить и у него. Также к нотариусу стоит обратиться, чтобы получить утраченное свидетельство о праве на наследство.
Как унаследовать квартиру, если документы на нее утеряны
Граждане, которые наследуют недвижимость нередко сталкиваются с проблемами при оформлении документов на квартиру или дом. Вместе с экспертами разбираемся, как быстро и без больших затрат решить эту ситуацию и какие шаги для этого необходимо предпринять.
Эксперты в статье
Главное оформить документы в срок
Главное в деле о наследстве — не пропустить положенный срок. Необходимо восстановить утерянные документы и, согласно статье 1154 Гражданского кодекса РФ, подать заявление о принятии наследства нотариусу в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (статья 1114 ГК).
В том случае, если срок подачи документов пропущен, оформлять наследство придется только через суд. При этом необходимо будет доказать, что срок был пропущен наследником по уважительной причине.
Юристы утверждают, что ничего страшного в потере документов на квартиру нет, а их восстановление может занять совсем немного времени. Есть несколько вариантов восстановления документов для того, что, чтобы начать оформление наследства.
Обратиться в Росреестр
Договоры купли-продажи или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра или МФЦ по месту жительства.
Выдача свидетельств о праве собственности на квартиру прекращена с июля 2016 года. Вместо этого документа теперь используется выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Для того, чтобы получить выписку, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ по месту жительства или подать онлайн-заявление через портал «Госуслуги».
«Право собственности на квартиру подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Если вы не можете найти свидетельство о праве собственности, то достаточно заказать выписку из ЕГРН по адресу квартиры, где будет указан ее правообладатель, и принести нотариусу в качестве подтверждения. Заказать такую выписку можно любому человеку на сайте Росреестра при условии оплаты государственной пошлины». — говорит управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрсити» Виктория Шакина.
Обратиться в БТИ
Если Росреестр по каким-то причинам не может выдать копию договора купли-продажи, например, сделка произошла до 1998 года, можно обратиться в районное бюро технической инвентаризации (БТИ). Они сделают справку, подтверждающую право собственности, которую можно будет в дальнейшем использовать для обращения в Росреестр и для внесения сведений в ЕГРН.
«Бывают ситуации, когда регистрирующие ведомства не могут предоставить информацию о принадлежности недвижимости, к примеру, из-за утраты архива. В таких случаях оформление наследственных прав на квартиру придется осуществлять в судебном порядке», — говорит зампредседателя Комиссии по информационному обеспечению нотариальной деятельности Московской городской нотариальной палаты Александр Иванов.
Как восстановить свидетельство о праве на наследство
Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.
Что делать, если утрачены судебные акты
Если судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, потерян, необходимо обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.
С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и другое). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.
Какие могут возникнуть сложности
Многие из современных наследодателей родились и прожили часть своей жизни в СССР. Сейчас бывшие союзные республики — это самостоятельные государства. Соответственно, если умерший родился или женился на территории Белоруссии или Украины, записи актов гражданского состояния об этом сохранились в архивах на территории данных государств, а не России.
Это существенно затрудняет возможность самостоятельно получить документы, так как чаще всего другие государства не отвечают на частные или адвокатские запросы о правовой помощи. Получить данные из архивов на территории других государств можно через суд при помощи судебного запроса. Например, в рамках дела об установлении факта родства.
Виктория Шакина, управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрсити»:
— Если выяснится, что квартира не зарегистрирована на умершего, например, вследствие того, что документы не были оформлены должным образом, то наследнику придется через суд признавать право собственности на квартиру в порядке наследования и доказывать факт наличия права собственности на квартиру у наследодателя. Но важнее всего найти документы, подтверждающие родство наследника с наследодателем, чтобы нотариус принял ваше заявление о принятии наследства и признал вас наследником.
«Проблемы могут возникнуть и в том случае, если квартира, выдавалась наследодателю еще в советские времена или выделялась, как служебное жилье, но не была своевременно приватизирована. Либо, если квартира была получена в наследство, но не оформлена, например, из-за ошибок в персональных данных между наследником и наследодателем, а ваш усопший родственник не оформил документы и продолжил проживать в квартире», — говорит адвокат АБ «Щеглов и Партнеры» Виктория Рыбалко.
Что может заменить свидетельство о собственности
Помимо свидетельства собственности на квартиру, существуют и другие правоустанавливающие документы. К ним относятся:
При необходимости восстановления этих документов, наследник должен обратиться либо в Росреестр для выдачи дубликата, либо в отдел приватизации муниципального образования. В случае, если квартира была оформлена в собственность до 31 января 1998 года — к нотариусу, который удостоверял сделку с квартирой.
Александр Иванов, нотариус:
— По закону, прежде чем выдать свидетельство о праве на наследство, нотариус проверяет состав и место нахождения наследственного имущества по сведениям ЕГРН. Таким образом, если право на квартиру, входящую в состав наследства, зарегистрировано в ЕГРН, нотариус запросит всю информацию сам — напрямую в Росреестре. Запрос в Росреестр позволяет снять все вопросы, даже если наследник не знает, сколько и какие именно объекты недвижимости принадлежали наследодателю.
Если же права на недвижимость возникли до 31 января 1998 года, и сведений в ЕГРН о них нет, нотариус может запросить данные и в других уполномоченных органах. Например, в Москве справку о правах лица на объект жилищного фонда по состоянию на 31 января 1998 года можно получить в Департаменте городского имущества. Сведения предоставляются электронно, без какого-либо участия наследника.
Самое главное для наследника — это вовремя обратиться к нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, и сообщить ему всю имеющуюся информацию о квартире:
Владея этой информацией, нотариус сможет сделать все необходимые запросы.
Как восстановить документы на недвижимость
Как восстановить документы на недвижимость
Люди внимaтeльнo oтнocятcя к дoкyмeнтaм нa нeдвижимocть: бepeжнo xpaнят в шкaфy и дocтaют тoлькo пpи нeoбxoдимocти. Нo инoгдa cлyчaeтcя фopc-мaжop и бyмaги пpoпaдaют. B этoм нeт бoльшoй бeды. Пpaвo coбcтвeннocти coxpaняeтcя, a дoкyмeнты мoжнo вoccтaнoвить. B cтaтьe — кopoткo o тoм, кaк cдeлaть этo бeз пoмoщи cпeциaлиcтa.
Mнoгиe oшибoчнo пoлaгaют, чтo дoкyмeнты нa квapтиpy, дoм или зeмeльный yчacтoк — eдинcтвeннoe, чтo пoдтвepждaeт пpaвo coбcтвeннocти. Нa caмoм дeлe инфopмaция oб oбъeктax нeдвижимocти xpaнитcя в opгaнe peгиcтpaции пpaв: Pocpeecтpe, БTИ или aдминиcтpaции мyниципaлитeтa. Пoэтoмy в cлyчae yтpaты дoкyмeнтoв гpaждaнин мoжeт вoccтaнoвить иx. Глaвнaя тpyднocть — paзoбpaтьcя в тoм, кyдa oбpaщaтьcя.
Чтo вoccтaнaвливaть?
B дoкyмeнтax нa нeдвижимocть caмый глaвный — тoт, нa ocнoвaнии кoтopoгo вoзниклo пpaвo coбcтвeннocти. Этo мoжeт быть:
Ecли пpaвo coбcтвeннocти зapeгиcтpиpoвaнo
Пo зaкoнy cдeлки c нeдвижимocтью пoдлeжaт гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции. Ecли пpи пoкyпкe, oбмeнe или пpивaтизaции жилья влaдeльцы зapeгиcтpиpoвaли пpaвo coбcтвeннocти, нa дoкyмeнтe-ocнoвaнии дoлжнa cтoять пeчaть opгaнa-peгиcтpaтopa: БTИ или Pocpeecтpa. Пo oкoнчaнии пpoцeдypы нoвoмy coбcтвeнникy выдaвaлocь Cвидeтeльcтвo o гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции пpaвa или выпиcкa из EГPН.
B БTИ cдeлки peгиcтpиpoвaли дo 31 янвapя 1998 гoдa, пocлe этим зaнялcя Pocpeecтp. Пeчaти oбoиx yчpeждeний нaxoдятcя нa oбopoтнoй cтopoнe дoкyмeнтa-ocнoвaния. Bыглядят oни тaк:
Oдин экзeмпляp дoкyмeнтa-ocнoвaния xpaнитcя в apxивe opгaнa влacти, пpoвoдившeгo peгиcтpaцию. Этo знaчит, чтo пpи yтepe бyмaг нa нeдвижимocть зaпpoc нyжнo oтпpaвлять имeннo тyдa.
Pocpeecтp пocтeпeннo oткaзывaeтcя oт пpaктики личнoгo пpиeмa зaявлeний гpaждaн, пoэтoмy идти нyжнo в MФЦ. Cпeциaлиcт пoтpeбyeт пacпopт и квитaнцию oб oплaтe гocпoшлины. Peквизиты нa oплaтy выдaют нa мecтe, cтoимocть зaпpoca — 300 pyблeй. Бyмaги пoдгoтoвят нe пoзднee, чeм чepeз пять paбoчиx днeй. Opигинaл дoкyмeнтa-ocнoвaния бyдeт пo-пpeжнeмy xpaнитьcя в Pocpeecтpe, нa pyки выдaдyт кoпию c cooтвeтcтвyющим штaмпoм.
Baжный мoмeнт: зa ycлyгoй мoжeт oбpaтитьcя тoлькo yчacтник cдeлки или eгo пpeдcтaвитeль пo нoтapиaльнoй дoвepeннocти. Дpyзьям, poдcтвeнникaм и дpyгим зaинтepecoвaнным лицaм oткaжyт. Чacтo зa вoccтaнoвлeниeм дoкyмeнтoв нa жильe oбpaщaютcя нacлeдники yмepшиx coбcтвeнникoв — в этoм cлyчae к зaпpocy нyжнo пpилoжить cпpaвкy oб oткpытии нacлeдcтвa oт нoтapиyca.
Ecли пpaвo coбcтвeннocти былo зapeгиcтpиpoвaнo в БTИ дo 31 янвapя 1998 гoдa, тo oбpaщaтьcя зa вoccтaнoвлeниeм дoкyмeнтa нyжнo имeннo тyдa.
Baжнo!
Ecли пpaвo coбcтвeннocти зapeгиcтpиpoвaнo в Pocpeecтpe, дoкyмeнт-ocнoвaниe для coвepшeния cдeлки нe пoтpeбyeтcя. Нaпpимep, чтoбы пpoдaть квapтиpy, дocтaтoчнo cocтaвить дoгoвop и вмecтe c пoкyпaтeлeм cдaть eгo нa peгиcтpaцию.
Ecли пpaвo coбcтвeннocти нe зapeгиcтpиpoвaнo
B этoм cлyчae вoccтaнaвливaть пoтepянныe дoкyмeнты cлoжнee: гocyдapcтвeнный opгaн peгиcтpaции «нe знaeт» o зapeгиcтpиpoвaнныx пpaвax нa нeдвижимocть и нe cмoжeт пoмoчь. Пoдoбныe cитyaции индивидyaльны, нo oбщиe зaкoнoмepнocти вce-тaки ecть. Paccмoтpи тpи pacпpocтpaнeнныx cцeнapия.