как выделяют орфограмму образец
Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
«Мама, нам сказали выделить орфограммы»: как понять, что это такое и зачем
«Одни ошибки» — для родителей младших школьников эти слова учителя звучат почти как приговор. И не всегда родители тут могут помочь ребенку, потому что от того же учителя зависит очень многое. Но есть все же алгоритмы, которые можно использовать. Наш блогер, создатель онлайн-школы грамотности Екатерина Бунеева, рассказывает, что такое орфографические навыки и как их развивать.
Когда ребёнок допускает много ошибок в написании слов, это чаще всего означает, что у него недостаточно развиты орфографические умения. Если вы услышали такой «диагноз» от учителя и хотите помочь своему ребёнку сами или пригласить репетитора, нужно, чтобы и родители, и репетитор правильно понимали, чем именно предстоит заниматься. Орфографические умения обеспечивают грамотное написание слов. И таких умений четыре.
1. Видеть орфограммы
То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, с ь или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант. Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой согласный звук: зу[п], ле[ф] — это опознавательный признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив его, ребёнок должен применить правило.
Каждую орфограмму можно найти в слове по определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, ребёнок не видит в слове место, к которому его нужно применить.
2. Выбирать написание
То есть применять орфографическое правило. Как только ребёнок нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов зу[п], ле[ф], ребёнок подбирает проверочные слова (зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.
3. Объяснять выбор написания устно и графически
Это умение нужно и когда ребёнок пишет самостоятельно, и когда анализирует написанное не им. Для развития этого умения полезнее объяснять выбор написания графически. Например, объясняя выбор букв б и в на конце слов зуб и лев, ребёнок должен написать так: зуб — зубы; лев — львы (букву ы он в обоих случаях подчёркивает двумя чертами, потому что в данном случае именно она помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребёнок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную форму, при этом «говорящую», так что и ему, и педагогу понятно, почему сделан именно такой выбор.
4. Находить и исправлять ошибки
Это умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребёнок должен выполнить те же самые действия: найти орфограммы по опознавательным признакам, применить правила, объяснить написания графически.
7 детских ошибок в правиле про чередование гласных, от которых обидно будет взрослым
Именно поэтому, работая в школе и занимаясь индивидуально, я всегда просила детей писать через строчку: верхнюю строку над предложением мы оставляли пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делались на этой строке. Хочу особо подчеркнуть, что если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не только не должна снижаться, наоборот, ребёнка нужно хвалить и всячески поощрять!
Абсолютно нелогично и очень вредно, когда за помарки и исправления снижают отметку
Если у ребёнка нет так называемой «врождённой грамотности», именно параллельное развитие всех четырёх орфографических умений через правильную, методически грамотную систему упражнений даёт эффект. Именно такую методику я использую на всех занятиях в Домашней онлайн-школе грамотности, при этом дети не только выполняют упражнения онлайн. После автоматической проверки трёх упражнений (три упражнения — это один блок внутри занятия) ребёнок слушает видеокомментарий к ним, проговаривает алгоритмы, а затем выполняет те же упражнения письменно и графически обозначает орфограммы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Орфограмма
Всего получено оценок: 121.
Всего получено оценок: 121.
В данной статье рассмотрим, что такое орфограмма в русском языке, какие орфограммы изучаются в 1 классе, что такое орфографическая зоркость и как подчеркивать орфограммы.
Определение
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать».
Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.
Говоря еще проще, орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву.
Изучение орфограмм
Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:
Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.
Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы:
Орфографическая зоркость
Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.
Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография.
Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове «чашка» буква «а» подчеркивается одной чертой, а буква «ч» подчеркивается двумя чертами.
Что мы узнали?
Орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву. В 1 классе изучаются такие орфограммы: большая буква в начале предложения; правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»; правописание мягкого знака; правописание сочетаний «чк-чн»; проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; имена собственные; предлоги. Все орфограммы объединяются в раздел орфографии, а их изучение способствует развитию орфографической зоркости – умения видеть слова с орфограммами. Орфограммы подчеркиваются одной чертой, а условия написания – двумя чертами.
Статья. Графическое комментирование орфограмм
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Графическое комментирование орфограмм
Из всего многообразия графических обозначений, которые употребляются при обучении русскому языку, непосредственно с изучением орфографии связан довольно небольшой набор. Условно делим его на две группы.
Первая состоит из унифицированных значков, с помощью которых любая орфограмма отмечается графически одинаково, без соотнесения условного обозначения с какими-либо правилом, например, читаешь, командир, рассеянный.
Такое подчеркивание указывает на присутствие в слове орфограммы. К этой же группе относится и обозначение паузы для обдумывания из диктанта с точкой. Суть его в том, что перед орфограммами ставят между буквами точку на уровне середины строки. Таким способом обеспечен орфографический комментарий, например, ра*ссматрива*еш*ь, *нескошеш*е*нные луга.
Вторая группа включает в себя такие обозначения, когда каждому грамматическому явлению предписан свой значок: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Рас (приставка) – сказ (корень) – ыва (суффикс) – ешь (окончание)
Обе группы имеют свои цели, задачи, границы применения.
Задание: определить орфограмму
Пом*ирить поссорившихся, зам*ереть от восторга, примерять костюм.
Если нужно провести анализ, сравнение, сопоставление орфограмм, то используем дифференцирующий вид комментария:
По- мир(корень) – Ить поссорившихся, за- мер (клорень) – еть от восторга.
Для минимального количества наиболее распространенных для обозначения орфограмм ввести следует значки. Они должны отвечать трем основным требованиям. 1. Легко запоминаться. 2. Одному правилу – один значок. 3. Название орфограммы и знак должны быть похожи.
Ударные (значки придумаем сами).
Безударные гласные, проверяемые ударением (черточка в дуге – это ударение из проверочного слова):
водА – вОды, леснОй – лЕс.
Безударные гласные, не проверяемые ударением:
кАпИтан, в дерЕвне, вЕющего, вИдишь.
Упражнение: придумай значки и введи в задание
Выпадают затяжные осенние дожди, начала ласкать ребенка, объединились молодые столяры и маляры, справедливый директор, водяное охлаждение.
рАссказ – рОсказни, слАгаемое – слОжение.
Изучая эту орфограмму, мы сравниваем ее с предыдущим материалом, идет закрепление.
загОреть, загОрать, гОра, зОри, зАрево, зАря.
Расстилать постель, стилистический анализ, собираешься примерять костюм, разбирать предложение, медвежья берлога, расти, росток, роскошный цветок.
Беглые гласные (стрелка удобно подчеркивает особенность этого чередования
комсомолЕц – комсомольца, сОбрать – сбор, звоночЕк – звоночка.
Соединительные гласные: землЕтрясение, носОрог, водОпровод, сорОконожка.
Непроизносимые согласные (крестик +) – как бы подчеркиваем букву, которая не обозначает звук: серДце, соЛнце.
Нет непроизносимой согласной:
Пример упражнения со знаками: расставить знаки для обозначения.
Низкая березка, редкий тростник, на близком пастбище, участвовать в молотьбе, узкая скобка, интересные вырезки, безвкусная обстановка, робкий взгляд, раскланяться с присутствующими.
Син?ими, о развивающ?емся флаге, наш?его.
В вопросе, относящемся к глаголу, есть Ь или отсутствует: занимат?ся, интересует?ся.
Причинно-следственные связи указываем стрелкой
Рассказ, объявление, перекрашенный.
Примеры работы. Практикум. Диктант.
Мы выходим из палатки. Пора уже! Утренняя прохлада все еще бодрит, однако скоро красиво взойдет солнце. Потом сразу же везде потеплеет. Вот уже громко запели наши птицы: вскоре застучали и дятлы. Мы взяли топоры и пошли в лес, все выше и выше. Но только надо уже возвращаться, разводить костер, и готовить на завтрак еду.
Прохлада. Утреннее солнце еще не бодрит, но скоро оно взойдет выше. Везде потеплеет. На полянке прямо у палатки красиво запели птицы. Потом мы взяли наши топоры и сразу же пошли в лес. Они застучали, как дятлы, но только громче. Однако пора уже возвращаться, разводить костер и готовить еду. И вот мы вскоре уже выходим на завтрак.
Знаки – это своеобразный тренажер по пути усвоения тем по орфографии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.