как закрыть 91 счет в нко
Особенности и задачи бухучета в НКО
Схема работы некоммерческих организаций
Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:
НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.
С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:
Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.
Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством
Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.
Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).
Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.
Действие
Примечание
Получены и учтены в доходах целевые средства
НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86
Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств
С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:
Проценты от размещенных на депозитах целевых средств
Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств
Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств
Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)
Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС
Начисление амортизации ОС
Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)
Списана балансовая стоимость ОС, НМА
Оплата покупателя ОС
При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).
Списание учтенной стоимости проданного ОС
Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС
Финансовый результат от продажи ОС
Выявлена прибыль (убыток)
Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная
Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств
Списана учтенная амортизация ОС
План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01
Отражены организационные затраты НКО
Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО
Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)
Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО
Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)
Налог на имущество, земельный налог, транспортный
Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности
Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО
Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям
Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.
Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.
В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.
Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.
Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:
Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:
Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:
В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:
Действие
Примечание
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств
НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС
Бухгалтерский учет в НКО: сложности и особенности
Некоммерческая организация, согласно действующим законодательным требованиям, ведет бухгалтерский учет по тому же принципу и правилам, что и субъекты предпринимательской деятельности. Но такой налогоплательщик часто сталкивается со сложностями при отражении в учете различных операций. Обусловлено это спецификой некоммерческой деятельности.
По закону (ФЗ №7, 12.01.1996) НКО могут формироваться для осуществления общественной деятельности в социальной, спортивной, духовной, научной, образовательной, культурной сферах. Также они могут специализироваться на оказании организациям, населению правовой, иной помощи. Предпринимательская деятельность для НКО тоже доступна. Но, в отличие от коммерческой организации, результаты такой деятельности (прибыль) между участниками компании не распределяется. Заработанные средства считаются целевыми, идут на соответствующие нужды НКО.
Что отражать в бухучете?
Бухучет в некоммерческой организации должен быть систематическим, полноценным. В нем отражаются:
все доходы организации;
Доходы от некоммерческой деятельности формируются за счет спонсорской помощи, благотворительных взносов, взносов участников, государственной помощи. Доходы от предпринимательства – это, соответственно, прибыль от реализации произведенных товаров, оказания услуг, выполнения работ, а также от продажи имеющихся активов.
Некоммерческие расходы НКО – не что иное, как выплаты на цели, для достижения которых создана организация. Также в данную учетную статью входят типовые организационные, административные расходы.
В расходы от предпринимательской деятельности включаются убытки от производства, реализации.
Специфика бухучета во многом определяется принципом функционирования организации, сферой ее интересов.
Учет в НКО без предпринимательского компонента
Бухгалтерский учет в некоммерческой организации, которая ничего не производит, не реализует, можно смело назвать упрощенным. Суть в том, что в данном случае все поступающие средства зачисляются на кредит счета 86, а расходы проводятся по дебету того же счета. Если организация продает активы, бухгалтеру следует использовать счет 91. А стандартный для коммерческих организаций счет 90 не используется никогда.
Также следует отметить важный нюанс, касающийся налогового учета. По закону с целевых поступлений не исчисляется НДС. Это значительно укорачивает бухгалтерские проводки при отражении в учете средств, получаемых компанией для покрытия различных затрат. В целях оптимизации контроля движения средств рационально использовать систему субсчетов к основному 86 счету. На отдельные субсчета принято выводить отражение целевых поступлений, идущих на покрытие организационных и административных затрат, выплат на основные цели и т.п.
В обязательном порядке в бухучете НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, отражаются основные средства и все операции с ними (прибытие, оприходование, амортизация, выбытие, продажа). Расчет амортизации осуществляется согласно действующим ПБУ. При продаже основных средств бухгалтерия НКО исчисляет НДС с разницы между балансовой и продажной стоимостью, списывает учтенную стоимость реализованного ОС, ставит на приход материалы, оставшиеся от проданного ОС.
Бухучет в организациях, ведущих предпринимательскую деятельность
Предпринимательская деятельность НКО значительно усложняет бухгалтерский учет. Его ведение требует профессионального подхода, знания специфики законодательства о некоммерческих организациях, жесткой настройки распределения поступлений и расходов между основной общественной и вспомогательной предпринимательской деятельностью.
В зоне особого внимания бухгалтера НКО находятся формулировки назначения получаемых, расходуемых средств. Грамотное оформление первички – отличная страховка от возможных финансовых и юридических проблем. Деятельность некоммерческих организаций строго контролируется. Подозрение в нецелевом использовании средств, неправильном (нерациональном) их распределении, уклонении от уплаты налогов не просто портит репутацию. Это может грозить административным и уголовным преследованием.
Принимать к учету целевые поступления бухгалтеру необходимо при наличии в первичке приемлемых формулировок. Если в документе не указано, что взнос целевой, не облагается НДС, он может быть расценен налоговиками как налогооблагаемый доход.
Не допускается применение обобщенных формулировок в бухгалтерской первичке, подтверждающей расходы. Это важно не только на внешнем уровне. Конкретизация описания производимых оплат позволяет оперативно распределять суммы по соответствующим субсчетам.
Затраты в НКО должны быть обоснованными. Кроме первички в качестве обоснований применяются обращения граждан на предоставление помощи, распоряжения, письма участников организации, приказы на распределение средств и т.п.
Затраты по общественной и предпринимательской деятельности важно разделять. Для этого в учете используются разные субсчета. Например, предпринимательские затраты могут отражаться на счетах 20-2, 26-2. А основные (связанные с общественной деятельностью) – на счетах 20-1, 26-1. Ведение общего учета (без соответствующего распределения затрат) – грубое нарушение ПБУ.
Финансовые результаты НКО тоже отражаются в учете отдельно. Основные (некоммерческие) фиксируются на счете 86. Для отражения предпринимательских используется счет 90. Причем убыток и прибыль со счета 90 ежегодно списывается на счет 86. То есть все финансовые результаты от предпринимательской деятельности должны идти на достижение целей, для которых создана некоммерческая организация.
Продажа активов и другие операции отражаются в бухучете на счете 91. Ежегодно закрытие осуществляется на счет 86.
Как отчитываются НКО?
Для каждой некоммерческой организации обязательной является сдача бухгалтерской отчетности. Отчитываются субъекты по результатам деятельности ежегодно. Согласно ФЗ №402 (06.12.2011), налоговики ждут от НКО отчет о целевом использовании средств и бухгалтерский баланс. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, она дополнительно сдает отчет о финансовых результатах.
Федеральное законодательство не требует от НКО отчетов о движении капитала, денежных средств. Но в узкоспециализированных отраслевых нормативных актах такие требования могут быть закреплены. В этом случае ежегодный пакет отчетности НКО увеличивается.
Бухучет некоммерческой организации специфичен. Ошибки в нем могут приводить к серьезным негативным последствиям, как юридическим, так и финансовым. Для минимизации рисков современные НКО все чаще доверяют учет специалистам. Передача бухгалтерии на аутсорсинг – рациональное решение для любой некоммерческой организации, вне зависимости от специализации, приоритетной отрасли, наличия или отсутствия предпринимательской деятельности, объема активов и путей поступления средств.
Учет прочих расходов НКО в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Каждая некоммерческая организация, равно как и коммерческая, в своей деятельности сталкивается с прочими расходами, такими как расходы на услуги банка, штрафные санкции, расходы по возмещению убытков и пр. О том, как отражать такие расходы в учете некоммерческих организаций мы и поговорим сегодня в нашей статье.
Отражение в учете НКО расходов на услуги банка
Начнем, пожалуй, с банковских расходов, с которыми ежедневно сталкивается любая организация.
Банк – коммерческая организация и за свои операции взимает плату. К таким операциям относятся, например, обслуживание расчетного счета, проведение платежного поручения, пересчет наличных, предоставление заверенных копий документов и пр. Кредитное учреждение в рамках договора банковского счета сразу спишет комиссию за проведение операции с расчетного счета. Организации не придется для этого делать никаких дополнительных действий, и списанная банком комиссия найдет свое отражение в банковской выписке.
Сегодня практически все организации получают банковские выписки электронно в системе Клиент Банк. Далее в программе 1С: Бухгалтерия можно действовать двумя способами:
1) Отразить операции по выписке в ручном режиме;
2) Загрузить выписку с помощью файла, сформированного в системе Клиент Банк.
Большинство организаций действуют вторым способом.
Затем в программе в разделе «Банк и Касса» выбираем пункт «Банковские выписки»:
В открывшемся окне нажимаем кнопку «Загрузить»:
Программа предложит выбрать файл с диска – тот самый, который мы сохранили из Клиент Банка:
После выбора загрузочного файла и нажатия на кнопку «ОК» программа начнет загрузку выписки. По окончании загрузки будет указано сколько документов загружено и на какую сумму, а самом журнале банковских выписок отразятся все загруженные операции:
В числе загруженных операций мы увидим и операцию по отражению комиссии банка. В нашем случае – плата за списание денежных средств по платежному поручению на оплату ТМЦ поставщику.
По умолчанию плату за услуги банка программа отражает операцией с видом «Комиссия банка»:
Это предусматривает формирование проводки с использованием счета 91.02 «Прочие расходы»:
Типовая 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 предусматривает учет в коммерческих организациях. А согласно Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. Поэтому при выборе вида операции «Комиссия банка» программа отражает проводки по учету в коммерческих организациях.
В случае, когда некоммерческие организации ведут учет не в отраслевом решении, а в типовой 1С: Бухгалтерии ред. 3.0, то расходы, связанные с уставной (некоммерческой) деятельностью, они отражают на счетах 20, 26 с последующим их списанием на счет 86 (а не на 90 счет, как в коммерческих организациях).
В случае с комиссией банка можно действовать двумя способами:
1 способ. С использованием счетов 20 и 26
2 способ. С использованием напрямую счета 86
При выборе любого из способов для отражения банковской комиссии необходимо выбирать вид операции «Прочее списание». То есть, загрузив автоматически банковскую выписку, нужно войти в операцию по отражению комиссии и изменить вид операции с «Комиссия банка» на вид операции «Прочее списание»:
После чего необходимо выбрать вместо счета 91 счет 26 либо 86 – в зависимости от выбранного способа:
1 способ. С использованием счетов 20 и 26.
При выборе данного способа в конце месяца все затраты, собранные на счете 26, операцией «Закрытие месяца» (в режиме ручной корректировки) закрываются на счет 86:
2 способ. С использованием напрямую счета 86.
Для упрощения учета можно комиссию банка сразу отражать на 86 счете (по аналогии отражения комиссии на 91 счете в коммерческих организациях). В этом случае в загруженной операции по списанию комиссии банка выбрать счет 86.02:
Отражение в учете НКО штрафов и пеней по налогам и сборам
В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 не предусмотрено специального документа для отражения штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности и уплату налогов. Начисление пеней и штрафов происходит с помощью документа «Операции, введенные вручную» в разделе «Операции»:
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) для отражения сумм причитающихся налоговых санкций предусмотрен счет 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом по налогам:
Здесь опять оговоримся, что такая проводка делается в коммерческих организациях.
В некоммерческих же организациях вместо счета 99 используется счет 86:
Еще один важный момент, вызывающий вопросы: какой датой начислять штрафные санкции?
Когда пени и штрафы были начислены организации в результате проверки контролирующих органов, то датой будет момент вступления в силу соответствующего решения ФНС.
В случае, если плательщик самостоятельно обнаружил, к примеру, недоплату по налогу, то он может доплатить налог, а вот пени можно не уплачивать самостоятельно, а дождаться требования из ФНС.
Когда же организация сдает уточненную декларацию (расчет), которая привела к увеличению суммы налога (взноса), то, чтобы избежать штрафа, до подачи уточненки необходимо заплатить налог/взнос и пени. В таком случае датой начисления пеней будет дата утверждения расчета (включая расчет пеней) руководителем компании.
Отражение в учете НКО штрафных санкций по договорам с контрагентами
К примеру наша некоммерческая организация, помимо уставной деятельности, занимается сдачей собственного здания на территории поселка в аренду. Так 17 июня она заключила договор аренды с ООО «Ромашка», согласно которому срок оплаты за аренду здания установлен 5 дней.
Чтобы программа автоматически могла рассчитать штрафные санкции по договору, необходимо этот срок указать при создании договора контрагента (справочник «Контрагенты»):
За июнь-август была начислена арендная плата:
Однако денежные средства от ООО «Ромашка» по состоянию на 10 сентября не поступили.
В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 начисление пеней по договорам с контрагентами отражается специальным документом: «Продажи» – «Расчеты с контрагентами» – «Начисление пеней»:
Создадим новый документ:
Заполним контрагента, договор, ставку пени и нажмем кнопку «Заполнить» для заполнения табличной части:
Программа рассчитает пени автоматически, останется только провести документ:
После проведения сформируются проводки:
Обратите внимание, что данный документ некоммерческие организации используют, как правило, в случае ведения предпринимательской деятельности. Однако вопрос начисления штрафных санкций актуален и при ведении уставной деятельности.
Например, согласно Положению о начислении членских взносов, как правило, всегда предусмотрены санкции за их неуплату в определенный срок. В этом случае штрафные санкции придется начислять аналогично налоговым пеням – через документ «Операция» вручную:
Основанием для начисления таких пени являются решение суда, либо факт признания их плательщиком (фактическая уплата):
Важно! Некоммерческие организации на упрощенке могут не учитывать доходы по статье 251 НК РФ. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 Кодекса, является закрытым. В данной статье доходы в виде пени за несвоевременную уплату членских взносов отсутствуют, поэтому данные доходы подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Рекомендации по ведению учета
Для корректного закрытия счетов затрат разберем основные рекомендации по ведению учета в программе 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5.
Поступление целевых средств
Следует корректно отражать операции поступления целевых средств.
В программе предусмотрены два метода поступления целевых средств:
Если отразить поступление ЦС необходимо сразу на 86 счет, то используется Кассовый метод. Если отражение выполняется через начисление на счет учета расчетов с контрагентом, то в этом случае необходимо использовать Метод начисления.
ВАЖНО: при поступлении целевых средств обязательно нужно указывать «Назначение целевых средств» и «Источник поступления».
При использовании «Кассового метода» в документах поступления «Поступление наличных» или «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Целевое поступление» устанавливается флажок «Кассовый метод». При этом начисление целевых средств производится сразу на счет 86.
Если при отражении поступления ЦС на счет 86 использовать не Кассовый метод, а метод начисления, то в документе не будет возможности указать «Назначение целевых средств», что в дальнейшем приведет к ошибкам при ведении учета.
При использовании «Метода начисления» в документах поступления «Поступление наличных» или «Поступление на расчетный счет» флажок «Кассовый метод» не устанавливается.
Сначала оформляется поступление ЦС на счет расчетов с контрагентами, например, 78.86.
Затем, для отражения поступления сумм на счет учета целевого финансирования 86, необходимо создать документ «Начисление источников целевого финансирования».
Документ можно оформить по кнопке «Создать на основании».
В документе обязательно указываем источник и назначение целевых средств. Формируются проводки Дт 76.86 Кт 86:
Закрытие счетов некоммерческих затрат
В программе некоммерческая организация может вести учет или только по некоммерческой деятельности (НКД) или, наряду с некоммерческой, вести предпринимательскую деятельность (ПД). Для ведения предпринимательской деятельности необходимо в учетной политике НКО установить флажок «Ведется предпринимательская деятельность»:
При данной настройке открываются дополнительные возможности для ведения учета затрат: возможность распределения затрат в конце месяца между ПД и НКД.
Операция «Распределение затрат между ПД и НКД»
Данная операция необходима в том случае, когда заранее неизвестно, на каком счете необходимо отразить косвенные расходы, т.е. это расходы предпринимательской деятельности или некоммерческой.
Для отражения таких расходов предназначен счет 26.03, который в конце месяца распределяется. Затраты, отраженные на этом счете, распределяются по счетам 26.01 «Общехозяйственный коммерческий» и 26.02 «Общехозяйственный некоммерческий».
Выполняется это с помощью операции «Распределение затрат между ПД и НКД».
Как выполняется распределение:
Распределение затрат между ПД и НКД производится пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. В качестве источника для определения базы распределения берутся данные по счетам 90.01 и 91.01 по предпринимательской деятельности и Кт 86 по некоммерческой деятельности.
Данный способ распределения жестко задан в программе и не настраивается.
На закладке «Доход организации» рассчитываются доходы по ПД и НКД.
По ПД данные собираются по счетам 90.01 и 91.01.
По НКД данные собираются по кредиту счета 86.
На закладке «Распределение» выполняется распределение затрат между ПД и НКД:
Рекомендации:
Если в базе не выполняется распределение, то необходимо проверить, есть ли обороты по Кредиту счетов 90.01, 91.01 и 86. Сделать это можно с помощью отчета «Оборотно-сальдовая ведомость» или «Оборотно-сальдовая ведомость по счету». Если в текущем месяце не были отражены доходы на указанных счетах, рекомендуется распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».
Если распределение выполнено, но не пропорционально доле соответствующего дохода, а «как-то по другому», то нужно проверить, какая статья затрат указана при оформлении расхода на счете 26.03. Должна быть статья «По разным видам деятельности»:
В таком случае будет происходить распределение.
Если будет указана статья «Финансируемые за счет целевых средств», то вся сумма со счета 26.03 будет отнесена на счет 26.02 и распределения между ПД и НКД не произойдет. Соответственно, если указана статья «По деятельности с основной системой налогообложения» – то на 26.01.
При оформлении операций по отражению расходов на счете 26.03 можно не заполнять значение субконто «Назначение целевых средств» и источник финансирования:
В таком случае порядок распределения следующий:
сначала затраты со счета 26.03 распределяются по счетам 26.01 и 26.02;
затем затраты со счета 26.02 будут распределены по назначениям целевых средств и источникам финансирования. Способы указываются в учетной политике.
По назначениям целевых средств:
По источникам финансирования:
Если при оформлении операций по отражению расходов на счете 26.03 назначение целевых средств и источник финансирования были указаны, то операции «Распределение затрат по назначениям целевых средств» и «Распределение затрат по источникам финансирования» выполняться не будут и сразу счет 26.02 будет закрыт на 86 в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26».
Если флажок «Ведется предпринимательская деятельность» не установлен, то операция распределения затрат между ПД и НКД не выполняется, т.е счет 26.03 не будет закрыт. Если предпринимательская деятельность не ведется, 26.03 указывать в документах не следует.
Операция «Распределение затрат по назначениям целевых средств»
Операция выполняет распределение общехозяйственных затрат по НКД между проектами (назначениями целевых средств).
Если при выполнении хозяйственных операций заранее не известно по какому назначению необходимо оформить данную операцию, в документе можно оставить не заполненным данное поле. При закрытии месяца все данные по Дт счета 26.02 с пустым субконто «Назначение целевых средств» будут распределены в соответствии с настройкой, указанной в учетной политике:
распределение общехозяйственных расходов поровну между проектами, по которым было поступление ЦС;
распределение общехозяйственных расходов поровну между проектами, по которым было поступление ЦС (нарастающий итог);
распределение общехозяйственных расходов пропорционально сумме прямых расходов (Сначала определяется удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножается сумма общехозяйственных расходов на полученные значения);
списание общехозяйственных расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ;
списание общехозяйственных расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ (нарастающий итог);
Для методов распределения Нарастающим итогом дополнительно указывается месяц, начиная с которого нарастающим итогом в течение года будет собираться база распределения общехозяйственных расходов по назначениям целевых средств (проектам), а также нарастающим итогом суммы распределенных затрат по назначениям (проектам):
Если при выполнении операции возникли ошибки, то необходимо проверить следующее:
Имеются ли остатки по Дт счета 26.02 с пустым субконто «Назначение целевых средств». Для этого можно использовать отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».
Заполнен ли метод распределения в учетной политике НКО.
В зависимости от метода, есть ли база распределения:
Методы «Пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ» или «Поровну между проектами, по которым было поступление ЦС». В этом случае должно быть отражено поступление целевых средств в текущем месяце по кредиту 86 счета в разрезе назначений целевых средств. Т.е. проверяем обороты по Кт счета 86 с заполненным субконто «Назначение целевых средств».
По Кт 86 счета были поступления:
Затраты по Дт 26.02 с незаполненным субконто «Назначение целевых средств» составили 80 000 р.
Распределение пропорционально удельному весу произойдет следующим образом:
Проект 1: 50 000 * 80 000 / 110 000 = 36 363, 64 р.
Проект 2: 20 000 * 80 000 / 110 000 = 14 545, 45 р.
Проект 3: 40 000 * 80 000 / 110 000 = 29 090, 91 р.
Распределение поровну составит на каждый проект: 110 000 / 3 = 36 666,67 р.
При методе «Пропорционально сумме прямых расходов» в документах отражения прямых затрат за текущий месяц должен быть указан счет 20.03 и указано назначение целевых средств. Т.е. проверяем, есть ли обороты по Дт счета 20.03 с заполненным субконто «Назначение целевых средств». При распределении сначала определяется удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножается сумма общехозяйственных расходов на полученные значения (аналогично примеру выше).
Если в текущем месяце не были оформлены операции, на основании которых происходит распределение, то рекомендуется использовать другой метод распределения или распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».
Операция «Распределение затрат по источникам финансирования»
Если при оформлении операций по расходу целевых средств заранее неизвестно из каких источников используются средства или нужно оформить расход сразу по нескольким источникам, то для этого предназначена операция «Распределение затрат по источникам финансирования». В этом случае, при оформлении операций по расходу, источник финансирования не заполняется. В конце месяца произойдет распределение по источникам в соответствии с методом, указанным в учетной политике НКО.
Для выполнения этой операции должны быть остатки на конец периода по счетам 20.03 и 26.02 с пустым значением источника финансирования. В учетной политике необходимо указать метод распределения:
По каждому проекту (назначению) указывается, какие источники могут быть использованы и в какой пропорции.
Если в данной настройке проект не указывать, то распределение будет одно для всех проектов.
В этой настройке не нужно указывать только один источник финансирования. Если известен конкретный источник, то его не нужно распределять, а можно сразу указать при оформлении расходов.
Если при выполнении операции возникли ошибки, то необходимо проверить следующее:
Имеются ли остатки по Дт счетов 20.03 или 26.02 с пустым источником.
Заполнен ли метод распределения в учетной политике НКО.
Если остатки на счетах имеются, нужно проверить корректность указания назначений целевых средств. Назначение в настройке распределения по источникам должно соответствовать назначениям, указанным в качестве субконто к счетам 20.03 или 26.02.
Пример: Задана настройка распределения:
Назначение ЦС – «На реализацию проекта».
Источники финансирования – Целевые взносы – 50%, Добровольные взносы и пожертвования – 50%.
Остатки на конец месяца:
– Дт 20.03 – 10 000 руб.
Назначение ЦС «На реализацию проекта»
– Дт 20.03 – 7 000 руб.
Назначение ЦС «Содержание аппарата управления»
После выполнения операции распределения будут суммы:
– Дт 20.03 – 5 000 руб.
Назначение ЦС «На реализацию проекта»
Источник «Целевые взносы»
– Дт 20.03 – 5 000 руб.
Назначение ЦС «На реализацию проекта»
Источник «Добровольные взносы и пожертвования»
То есть распределение суммы произошло по 50% на каждый источник.
Остатки по Дт 20.03 – 7 000 руб с назначением ЦС «Содержание аппарата управления» – не распределятся, т.к. не задана настройка распределения для назначения «Содержание аппарата управления».
В этом случае можно:
Добавить метод распределения для недостающего назначения ЦС.
Распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».
Реформация баланса
В конце года производится регламентная операция «Реформация баланса», при этом формируется проводка по закрытию счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на счет 86 «Целевое финансирование».
В учетной политике необходимо задать аналитику для счета учета целевых средств в данной операции:
Завершение закрытия месяца
Разберем общий порядок закрытия месяца.
При закрытии месяца некоммерческой деятельности выполняются последовательно три операции:
распределение затрат между ПД и НКД;
распределение затрат по назначениям целевых средств;
распределение затрат по источникам финансирования.
После выполнения всех операций по распределению для корректного закрытия месяца нужно проверить:
Остатков на счете 26.03 быть не должно.
По счетам 26.02 и 20.03 остатки должны быть в разрезе назначений и источников финансирования.
Проверить можно в отчете «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».
Следующим этапом производится закрытие счетов затрат в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26». По счетам затрат по предпринимательской деятельности выполняется закрытие в соответствии с типовым механизмом Бухгалтерии предприятия. Для некоммерческих затрат при закрытии никаких дополнительных условий нет. Все остатки по Дт счетов 20.03 и 26.02 должны закрываться автоматически на счет 86.
Все эти действия выполняются автоматически при закрытии месяца: