контрольный текст для экскурсии образец

Составление контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста). [10]. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники. «Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. [10].

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников. В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним. Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии — дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей). В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин «язык объекта». Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить «заговорить» объект. Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов). Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем. Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях. Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов, которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом. [10]. Часто в экскурсиях при переходе от одной подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами. Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является «переходным мостиком» от одной части экскурсии к другой. Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе. В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны. Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом. Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии. Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход. [10]. Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше, и меньше. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела. Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Анализ современного состояния туризма позволяет сделать вывод, что на рынке туруслуг происходят координальные изменения, обусловленные ускоренными развитиями научно-технического прогресса.

Культурно-исторические ресурсы г. Екатеринбурга являются факторами привлекательности для людей, и это послужило основой для формирования автобусного тура «Екатеринбург-Православный»

В наши дни большинство культовых объектов в центре Екатеринбурга возрождается в качестве приходов Русской Православной церкви. Поэтому как-то стирается в сознании людей то обстоятельство, что до конца Х1Х века, все за исключением Вознесенского и Екатерининского храмов, наиболее значимые объекты официальной Православной церкви находились в юго-западном секторе города и размещались как бы по окружности от Хлебной площади. Всего в трех кварталах от нее стояла церковь Креста Господня, освященная в 1834 году и являвшаяся местом обитания сначала екатеринбургских викарных епископов, а затем епархиальных владык. В непосредственной близости от Хлебного рынка находилось Духовное училище, на базе которого уже в ХХ веке организуются семинарские классы. Всего в квартале от Хлебной площади вздымалась ввысь колокольня Максимилиановской церкви. Один из ее колоколов уступал своими размерами лишь двум колоколам колокольни Ивана Великого в Московском Кремле и главному колоколу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, оставаясь четвертым по величине действующим колоколом России. Его звук был слышен даже в Арамиле и Палкино. Немногим далее Максимилиановской церкви-колокольни от Хлебного рынка отстоял Богоявленский собор, располагавшийся на месте памятника Ленина на площади 1905 года. Со времен учреждения Екатеринбургского викариатства он был кафедральным собором.

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, является активным источником поступления денежных средств, оказывает влияние на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику страны, туризм воздействует на социальную культуру и экологическую среду. Как правило туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в регионе. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что историко-культурный потенциал является надёжным основанием для формирования данного экскурсионного тура.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2008. — 192 с.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 176 с.: ил.

3. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. Чудновского А.Д. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2007. — 352 с.

4. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. «Уралмедиздат». 1995.

6. Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности: Учебное пособие — М.: Нолидж, 1996. — 312 с.

7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 256 с.: ил.

8. Данилушкин М.Б., Никольская Т.К., Шкаровский М.В., Дмитриев В.П., Кутузов Б.П. История русской православной церкви. Новый Патриарший Период. Т. 1. 1917-1970.

9. Джейн Э. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. С. 306.

10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.М., 2000.

11. Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по декабрь 1986. Куйбышев, 1986.

17. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2001.

18. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры.- Л.: Стройиздат, 1984.

19. Покровский Д. Словарь церковных терминов. М., Рипол, 1995.

20. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб, Издательство П.П.Сойкина.

21. Польский М. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949, 1957. 2 т. и последующие издания.

22. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. С. 510.

23.Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: Историко-статистическое описание. Екатеринбург. 1902. IV,612,XXX с.

24. Филиппов Л.И. Архитектура и устройство православного храма. // Вестник Высшей школы №2.-М., 1992

25. Христианство: энциклопедический словарь. В 2 т., гл. редактор С.С. Аверинцев. М., Большая Российская энциклопедия, 1993 г.

26. Христианство: энциклопедический словарь. В 2 т., гл. редактор С.С. Аверинцев. М., Большая Российская энциклопедия, 1993 г.

27. ГОСТ Р 50690-2000 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.

28. ГОСТ Р 50691-2000. Модель обеспечения качества услуг.

29. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 123-ФЗ.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

б) по способу передвижения – автопешеходная

Продолжительность: а) общая – 2,5 часа

б) ведение – 2 академических часа

в) сопровождение – 1 час

Протяженность маршрута: 20 км

Состав экскурсантов: транзитные пассажиры железнодорожной станции «Свердловск-Пассажирский»

Автор-разработчик: Бахтиярова Марина

ЦЕЛЬ: Ознакомить экскурсантов с историей православия на Урале православных храмов – памятников архитектуры.

Рассказать об особенностях и истории возникновения религии на Урале;

Познакомить с устройством и назначение христианского Храма;

Показать архитектурные особенности Храмов;

Познакомиться с историей храмов города Екатеринбурга.

Источник

Пример контрольного текста

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

б) по способу передвижения – автопешеходная

Продолжительность: а) общая – 2,5 часа

б) ведение – 2 академических часа

в) сопровождение – 1 час

Протяженность маршрута: 20 км

Состав экскурсантов: транзитные пассажиры железнодорожной станции «Свердловск-Пассажирский»

Автор-разработчик: Бахтиярова Марина

ЦЕЛЬ: Ознакомить экскурсантов с историей православия на Урале православных храмов – памятников архитектуры.

Рассказать об особенностях и истории возникновения религии на Урале;

Познакомить с устройством и назначение христианского Храма;

Показать архитектурные особенности Храмов;

Познакомиться с историей храмов города Екатеринбурга.

Таблица 1

Методическая разработка экскурсии

Перечень основных вопросов, названия подтем

Методические указания (логические переходы)

К месту встречи с группой

Вступительная беседа:знакомство с группой, тема экскурсии, ее продолжительность, цели и задачи.

Ознакомить экскурсантов с правилами поведения на экскурсии.

Начинать без движения

К Вознесенскому Архиерейскому подворью От Храма идем к автобусу

Вознесенское Архиерейское подворье

У Вознесенского Архиерейского подворья

История возникновения Храма

Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно храм. Дать время на фотографирование

Приемы: предварительный осмотр, зрительная реконструкция с помощью фотографии Храма из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение.

От Вознесенского Архиерейского подворья к Александро-Невскому Собору Ново-Тихвинского монастыря По ходу движения автобуса

Александо-Невский Собору Ново-Тихвинского монастыря

У Александро-Невского Собора Ново-Тихвинского монастыря

Подтема: Рассказ о Александро-Невском Собое Ново-Тихвинского монастыря

Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе. Стоя при включенном микрофоне.

Использование приема объяснения, приема цитирования

От Александро-Невского Собора Ново-Тихвинского монастыря до Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря По ходу движения автобуса

Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь

У Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря

Подтема: История возникновения и современное состояние монастыря

Стоя при включенном микрофоне

Прием характеристики Прием вопросов и ответов

От Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря до церкви всех Святых на Михайловском кладбище

Церковь всех Святых на Михайловском кладбище

Информационная справка о дате возникновения Храма

Выход из автобуса Дать время для осмотра места и для фотографирования

Прием предварительного осмотра, панорамный показ, переключение внимания – вид Храма

От церкви всех Святых на Михайловском кладбище до Иоанно-Предтеченского кафедрального Собора

интерьера основного дома

Постановка группы для осмотра интерьера Иоанно-Предтеченского кафедрального Собора Дать время на фотографирование

От Иоанно-Предтеченского кафедрального Собора с проездом через

Александро-Невской часовни и Екатерининского горного Собора

до Свято-Тоицкого Кафедрального Собора

Логический переход: сообщить экскурсантам, что после осмотра всем необходимо вернуться к автобусу, который отправиться в обратный путь

От Свято-Тоицкого Кафедрального Собора обратно к железнодорожному вокзалу По ходу движения автобуса

Перечислить посещенные объекты, сделать выводы. Внести свои предложения

Проводится на обратном пути

Необходимо кратко подвести итоги экскурсии

Здравствуйте, Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем городе. Меня зовут Марина, я ваш экскурсовод. Сегодня я проведу для вас авто-пешеходную экскурсию, в чем мне будет помогать водитель автобуса Анатолий Викторович. Во время движения автобуса просим вас не вставать со своих мест. Номер нашего автобуса – 25. Пожалуйста, запомните его.

Протяженность экскурсии – 20 км, время проведения 2 часа 20 минут.

Тема данной экскурсии – «Екатеринбург-Православный». Вы познакомитесь с историей возникновения религии на Урале, сможете проследить этапы становления и развития Храмов в Екатеринбурге.

В заключение нашей экскурсии, автобус доставит вас обратно на железнодорожный вокзал.

Логический переход. Первым объектом нашего осмотра будет Вознесенское Архиерейское подворье (рис. см. в приложение).

Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, для чего были использованы бревна перенесённого сюда деревянного придела первой деревянной Богоявленской церкви. Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьев-ского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года. В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь, причем для строительства ее были использованы чертежи недавно выстроенного Богоявленского собора. Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м. к востоку от прежней церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства там каменной церкви стала кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н. Шулаева, которая должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К. Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажные пристрой с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести. При этом полностью изменился фасад церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем первоначальный шпиль был заменен на маковку. 25 июля 1837 года был заложен северный пристрой, а 23 июля 1839 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года. Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя был освящен 23 сентября 1852 года. Приделы на втором этаже были освящены в июле к концу века: Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 г. она, как и все церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было изъято 2 пуда (32 кг.) серебра и 30 бриллиантов. После раскола церкви община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась «староцерковной». В связи с этим на общину усилилось давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведённой в апреле 1925 года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов на сумму 1200 руб., а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божией Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено в контрреволюции которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом, что рассматривалось, как «вызов советской власти». Хотя большая часть «похищенного» нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта и в 1927 переоборудована под школу. Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х годов музей «закрылся на ремонт», который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально возвращён был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не удалось и через три года. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка гладкого купола, покрытая стальным листом с титановым напылении. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине ста рообрядцев Поморского согласия.

16 июля 2007 г в стенах этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне (Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая второго и его близких.

Логический переход. Теперь перейдём в автобус, на котором мы отправимся к Александро-Невскому Собору Ново-Тихвинского монастыря.

Храм был задуман в 1807 г., когда екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить для Общины при Успенском храме храм в честь Императора Александра I и во имя его ангела св. Александра Невского. После утверждения монастыря и окончания войны 1812 года храм был заложен 22 августа 1814 г., в память победы в Отечественной войне 1812 года. Первоначально был выстроен сравнительно небольшой двухэтажный храм с двумя приделами, по одному на каждом этаже, который был освящен 26 июня 1832 г. Но для стремительно развивавшегося монастыря здание стало тесным, и появилась мысль о его расширении, в результате которого, первоначальное здание пришлось разобрать почти полностью. Новое здание и было заложено в 1838 г.

Главный придел нового здания был освящён в 1852 г., Никольский придел в 1853 г., и Воскресенский придел был освящён в 1854 году.

Собор стал крупнейшим по площади церковным зданием города, вмещавшим до 6000 человек. Храм был холодным, и службы в нём проходили с мая по октябрь. Здание имело в длину 26 саж.(55,4 м), в ширину 16 саж.(34 м), имело 5 куполов и 3-ярусную колокольню с 1 колоколом. Храм был выстроен в классическом стиле и имел 3 классических портика перед каждым из трёх входов (см. рис. в приложение). Главный храм имел 2-ставный аркообразный золочёный иконостас с 48 иконами. В боковых приделах были 3-ярусные иконостасы, с 33-34 иконами в каждом, в том числе в Никольском приделе был золочёный иконостас. После установления советской власти с сентября 1920 г. храм был передан общине, организовавшейся при Успенской церкви и именовавшейся Тихвинским религиозным обществом. На богослужениях в нём, по сведениям милиции, собиралось до 5000 верующих. В октябре 1925 г. храм был закрыт вместе с Успенской церковью по требованию командования военного городка и имущество из них изъято. Однако по жалобам верующих и архиепископа Григория (Яцковского) ВЦИК 19 января 1926 постановил возвратить здание Александровского собора верующим. И всё же, постановлением облисполкома 17 марта 1930 года он был закрыт.

В последующие годы в здании собора был воинский оружейный склад, в связи с чем в нем были сооружены мощные железобетонные перекрытия, превратившие его в 3-этажное здание. В 60-е годы здание было передано Краеведческому музею, который разместил в нём экспозиции отдела природы и фонды музея.

В 1991 г. образовалась Александро-Невская община, которая потребовала возвращения собора. Решение о возвращении было принято городским советом 10 сентября 1991 г. после месячной голодовки членов общины перед зданием горсовета и поражения «августовского путча». Однако лишь в 1992 году общине был фактически передан южный Воскресенский придел и в нём начались службы. А освобождение остальных приделов на 1 этаже затянулось до 1994 года. К 1995 г. собор снова стал храмом возрожденного Ново-Тихвинского монастыря.

На пересечения Александровского проспекта (ул. Декабристов) с Уктусской улицей (ул. 8 Марта) расположен комплекс строений бывшего екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. И пройдя по осевой линии Александровского проспекта, подойдем прямо к Святым воротам. Когда-то здесь была Надвратная Введенская церковь, акцентирующая главный вход, и по обе стороны от Надвратной симметрично расположенные Федосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы.

В конце XVIII века на этом месте было кладбище, там в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре здесь была организована богадельня. В 1798 году она была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря.

Указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: шесть храмов, кельи, больница, богадельня.

Монастырский парк был обширен и ухожен, в нем были пруды, текла речка Монастырка. После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам более парадный вид: вот тогда и возник уникальный комплекс трех церквей. Апсиды тех церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный, это был типично классический комплекс.

Он выглядит значительным даже теперь, когда куполов нет, а вместо Надвратной церкви стоит башня с тяжелыми зубцами.

Долгое время в здании собора размещался краеведческий музей. А до музея здесь помещался военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника.

В 1991 г. по требованиям верующих из образовавшейся Александро-Невской общины решением горсовета от 10 сентября 1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь в 1992 г. был фактически передан верующим южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был полностью освобождён от экспонатов 1 этаж. В 1993 г. начались переговоры с командованием Уральского военного округа о возвращении помещений монастыря Епархии.

В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен Ново-Тихвинский женский монастырь, который имеет в своем распоряжении только 1-й этаж Александро-Невского собора, надвратное помещение и Александровскую часовню в Дендрологическом парке. В том же году началось сооружение загородного монастырского комплекса («заимки»), основой которого стал бывший Дом отдыха «Шарташ». Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Он вновь является пристанищем монахинь и послушниц.

Логический переход. Уважаемые жители и гости нашего города, мы подъезжаем к Александро-Невской часовни (см. рис. в приложение).

Часовня была заложена в 1881 г. и завершена в 1890 г. как памятник в память отмены крепостного права и освобождения крестьян. Здание ее было выстроено в нерусском стиле, и является едва ли не единственным сохранившимся представителем этого стиля в церковной архитектуре Екатеринбурга.

В нишах в стене, которые хорошо видны по бокам от входа, были укреплены мраморные доски: на одной из них был запечатлен текст Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостного права, а на другой было написано когда, кем и в память чего часовня была поставлена. Часовня относилась к Архиерейскому дому. Закрыта она была вероятно в 1933 году, когда одновременно были закрыты все часовни. Школьники и студенты многочисленных близлежащих школ и вузов нередко забегали в нее, чтобы поставить свечку перед экзаменом.

После закрытия она использовалась как сторожка или склад для садового инвентаря. Утратила маковку с крестом, но зато в нишах ее появились мозаики с изображением трав и цветов. В настоящее время она возвращена Епархии и передана общине Ново-Тихвинского монастыря. Отреставрирована в 1996году.

Логический переход. Следующая часть экскурсионного показа будет Екатерининский горный собор (см. рис. в приложение).

После 1937 г. в церкви оставался лишь один священник отец Николай Адриановский, но и он из-за непосильных налогов в 1935. 1940 гг. на 1 год оставлял службу и уходил на фабрику. После того, как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Иоанно-Предтеченская церковь снова стала Кафедральных собором, теперь уже Патриаршей церкви. С 1943 года Иоанно-Предтеченский храм уже остается главным храмом Екатеринбургской епархии. А учитывая, что с 60-х годов Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников, в том числе последний до 1917 г. благочинный Екатеринбурга, гласный (депутат) старой Городской Думы, протоиерей Феодор (Коровин), предпоследняя игуменья Магдалина (Досманова), митрополит Григорий (Яцковский), епископ Алексей (Майеранов) и протоиерей Николай (Адриановский), на котором едва не кончилась вся церковная жизнь города. На Ивановском кладбище, на котором оказались утраченными многие могилы и памятники, все же сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ, хотя Ивановское кладбище было, конечно, беднее главного Екатеринбургского кладбища при Ново-Тихвинском монастыре.

Логический переход. Следующим объектом нашего показа будетСвято-Троицкий кафедральный собор (см. рис. в приложение).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *