курдский национализм история и современность
Курдский национализм история и современность
Мы начинаем публикацию серии статей под общим названием «Курдский национализм – враг мирового пролетариата» . В первой части мы попытались произвести общий анализ возникновения и становления капиталистических наций и первых национальных государств. В статье также присутствует критика курдского национализма, идеологии и практики Рабочей партии Курдистана и тактического лавирования вождя РПК Оджалана.
Курды празднуют Новруз в г. Диярбакыр на юго-востоке Турции. 23 марта 2013 г.
До того как мы перейдём к критике курдского национализма в Турции, в северном Ираке и северной Сирии, мы бы хотели проанализировать идеологию национализма в целом, в общей форме.
Нации сами по себе не старее, чем сам капитализм. Первые нации появились во время переходного периода от феодализма к капитализму, когда на смену местечковой феодальной власти стало приходить сильное государство с централизованным устройством. Возникшее централизованное государство усилило позиции торгового капитала, что подтолкнуло также к развитию единых мер, длины, веса, а также таможенных пошлин и денежных единиц. Некоторые монархи также более или менее поддерживали развитие капитализма. Однако, начиная с некоторого момента развития, централизованное феодальное государство стало препятствием для капиталистического развития. Так, например, между 1581-1621 гг. Голландия в борьбе против Испании завоевала национальную независимость. Для голландской буржуазии борьба за национальное самоопределение была одновременно борьбой за право называться первой полноценной торгово-капиталистической нацией. Таким образом, национальная идеология сформировала из голландской буржуазии мелких буржуа и наёмных работников – мнимую общность – так называемую голландскую нацию. В составе испанской монархии голландцы не могли больше быть языковой и религиозной общностью: война за независимость сформировала из них нацию – эту общность из реальной мнимости и мнимой реальности между верхом и низом, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, угнетающими и угнетёнными. Борьба за независимость Голландии, которая привела к возникновению первой капиталистической нации, которая, в свою очередь, основывалась на эксплуатации и угнетении, является объективно социально-реакционным шагом. В то время как буржуазные идеологи и многие марксисты расхваливают первую в истории войну за независимость как «прогрессивную», мы, социальные революционеры и революционерки, должны спросить о классовом характере этого «прогресса». Утверждение, что капитализм и буржуазия на начальной стадии были революционными, является марксистским историческим мифом, который наш постмарксистский и постанархистский коммунизм должен беспощадно разрушить. Точно так же дело обстоит и в вопросе нации и национального освобождения. Национально-освободительная борьба голландской буржуазии, которая привела к возникновению первой капиталистической нации в Европе, была полностью социально реакционной. Колониализм и эксплуатация пролетариата со стороны голландской буржуазии стали результатом формирования нации Нидерландов.
Вскоре за Голландией последовала как первая капиталистическая индустриальная нация Англия. В 17 веке буржуазия в Англии захватила политическую государственную власть посредством антимонархической революции против абсолютизма, буржуазной контрреволюции против мелко-буржуазного и доиндустриально-пролетарского движения левеллеров и диггеров, а также последующим подавлением монархической контрреволюции. В конце 18 века в результате социально-реакционной индустриальной революции Англия стала первой капиталистической индустриальной нацией. Промышленная буржуазия нанимает рабочую силу людей, которые являются двояко свободными – свободными от средств производства и свободными личностями, и беспощадно эксплуатирует их. T.e. богатство капиталистической нации основывается на эксплуатации пролетариата. Английская нация стала олицетворяться посредством централизованного государства. Разные действующие в Англии капиталы образовали национальный капитал, и его приумножение стало наиважнейшей обязанностью английского государства.
Вследствие превосходящей производительности труда и передовых технологий первая индустриальная нация мира стала также доминирующей мировой державой, пока после второй мировой войны США не скинула Англию с этого трона. Англия и ей следующие капиталистические индустриальные нации поставили остальные отсталые государственные, языковые, культурные, религиозные, общности перед альтернативой: самим стать капиталистической индустриальной нацией или пойди ко дну в международной конкурентной борьбе. Так, обширные территории в странах трёх континентов Азии, Африки и Латинской Америки были колонизированы европейскими капиталистическими нациями и США. Колониализм создал первые предпосылки для капиталистического развития, национальная независимость привела к расцвету капитализма – богатству с одной стороны и нищете с другой.
В 20 веке СССР, восточноевропейские государства и некоторые страны трёх континентов Азии, Африки и Латинской Америки пошли по особенному пути капиталистического развития. Сначала в СССР, а потом и везде в странах трёх континентов, где буржуазия была не достаточно сильной, марксистско-ленинистские партийная бюрократия в борьбе против местных крупных землевладельцев и капиталистов, а также иностранных империалистов захватила политическую власть и национализировала экономику.
Государство стало нанимать в качестве рабочей силы не имеющих собственности людей и беспощадно эксплуатировало их. Таким образом появляется госкапитализм с его сверхцентрализованными и сверхбюрократическими производственными отношениями. Вначале такие отношения способствовали ускоренной индустриализации, но начиная с какого-то момента стали препятствием для повышения производительности труда. Тогда производство национального богатства и вес государства на международной арене стали зависеть от приватизации капитала. Показательным в этом роде является пример Китая. В начале, после захвата в 1949 г. политической власти «коммунистическая» партийная бюрократия провела огосударствление национального капитала, который начиная с 1979 г. находится на пути трансформации в частнокапиталистические отношения и бурного роста, и все это за счёт эксплуатации пролетариата.
Таким образом, курдский национализм может быть только одной из форм осуществления и претворения в жизнь капитализма. Рассмотрим сначала несколько фактов, чтобы потом разрушить идеологически искажённую картину мелкобуржуазных политических левых о курдском национализме. Курдский национализм пытается из курдской языковой и культурной общности, которая распространена на территориях Турции, Сирии, Ирака и Ирана, создать в рамках уже существующих государств современную капиталистическую нацию или несколько национальных государств. Нации в противоположность к языковым и культурным общностям не являются чем-то естественным, а всегда были искусственным продуктом капиталистической политики. Капиталистическая политика или создаёт из докапиталистических языковых и культурных общностей национальные государства, или более или менее принудительно ассимилирует языковые, культурные и религиозные меньшинства в рамках уже существующих национальных государств. Экономические и духовные элиты этих «национальных» меньшинств борются или за культурно-языковое равноправие в рамках существующих национальных государств или за новые государства, гражданами которых становятся бывшие угнетённые меньшинства. В идеологии национализма нижней прослойке угнетённого меньшинства это преподносится как освобождение. В реальности они остаются объектами эксплуатации экономики и управления политики с одной лишь разницей, что сейчас их эксплуататоры и угнетатели уже принадлежат к одной и той же нации.
Очевидно, что попытка курдских националистов из языковой и культурной общности курдов сформировать современного государствообразующего субъекта является социально-реакционной и должна была привести к конфликтам с уже существующими национальными государствами. Например, в Турции долгие годы курды подвергались репрессиям и угнетению. Им запрещалось говорить на курдском языке, и турецкий государственный национализм проводил политику ассимиляции, называя курдов «горными турками». Турецкое национальное государство жестоко расправлялось с курдским меньшинством и держало её в крайней бедности. Мы, социальные революционеры и революционерки, боремся против принудительной ассимиляции и националистических репрессий по отношению к языковым и культурным традициям меньшинств в рамках существующих национальных государств. Однако мы также боремся против всех форм национализма «угнетённых» наций, который желает из существующих в рамках старых национальных государств языковых и культурных общностей сформировать новые национальные государства и национальные капиталы. Фактически этот национализм «угнетённых» наций служит только экономическим и культурным элитам новоформирующейся нации. Новооснованные государства могут стать только тем, чем уже являются старые, а именно: формой осуществления и претворения в жизнь капитализма. Оба национализма как «угнетённых», так и угнетаемых наций раскалывают мировой пролетариат. Пролетариат может освободить себя только социально, тем что он упразднит все нации. Таким образом, социальные революционерки и революционеры, во всем мире, должны бороться как против турецкого точно так же, как и против курдского национализма.
РПК и Абдулла Оджалан
РПК (Рабочая партия Курдистана) как военизированное крыло курдского национализма была основана 27 ноября 1978 в деревне Фисс провинции Диярбакыр Абдуллой Оджаланом, Мазлумом Доганом и другими 21 студентами. Целью РПК было положить конец «турецкому колониализму», но естественно не социально-революционным способом, а реакционно-националистическим. С момента основания партии Оджалан был неоспоримым вождём РПК. Вначале идеологией РПК стал марксизм-ленинизм, а примерами для подражания служили госкапиталистические режимы, существующие в СССР, в Китае, в Северной Корее и на Кубе. Для того чтобы повысить ударную силу госкапиталистических национализмов, РПК даже призвала советское и китайское правительство, которые имели империалистические и идеологические разногласия, к примирению. Ориентация РПК на госкапиталистический блок произошла больше из практических потребностей, чем идеологических оснований. Для основания курдского национального государства РПК были необходимы сильные империалистические союзники.
Первой вооружённой акцией РПК стало нападение на полицейские участки в городках Эрух (провинция Сиирт) и Шемдинли (провинция Хаккяри) на юго-востоке Турции во время которых были убиты двое полицейских. Это стало началом партизанской герилья войны, которая абсолютно не имеет ничего общего с классовой борьбой пролетариата. В ответ на это турецкое государство наняло тысячи курдов и вооружило их для защиты деревень от нападений РПК. Последние вели свою националистическую вооружённую войну с целью прийти к миру, который завершит формирование курдского национального государства, где доминирующей силой будет РПК. Вооружённая борьба между РПК и турецким государством велась за счёт сельского гражданского населения. Между 1984-1999 гг. жертвами кровавого безумия между турецким и курдским национализмом стали около 35 000 человек. Цель, средства – вооружённая партизанская война против турецкого государства и враждебных курдских партий, а также союзничество РПК со странами госкапиталистического блока сделали из неё врага мирового пролетариата. Курдское национальное государство могло бы выдержать международную конкуренцию, только если бы провело первоначальную капиталистическую индустриализацию. До сих пор первоначальная индустриализация всегда происходила за счёт эксплуатации и угнетения пролетариата, и курдское национальное государство, к которому тогда стремилась РПК, не было бы исключением.
Однако мировой госкапитализм постепенно вступил в стадию трансформации в частный капитализм. Вместе с этим и наступило время для переориентировки идеологии и практики курдской националистической организации. Так, уже в начале 90-ых имели место мирные переговоры между РПК и турецким государством. Особенно турецкий президент Тургут Озал был сторонником примирения с РПК. После того как 17-го апреля 1993 г. Озал скончался при загадочных обстоятельствах, турецкое правительство опять вступило на путь репрессий по отношению к курдам. В июне 1993 г., находясь в эмиграции, Оджалан, в которой он был начиная с 1979 г., опять призвал к «тотальной войне» против Турции. После эскалации военных действий давление турецкого империализма на Сирию с требованием выслать Оджалана из страны стало почти невыносимым. Турция даже пригрозила войной против Сирии. Вслед за этим 9-го сентября 1998 сирийское правительство выслало Оджалана из страны.
Теперь началась охота турецких и не только турецких спецслужб на Оджалана. 12 сентября верховный курдский националист на основании ордера на арест, выданого Германией, был арестован в Италии. Однако правящие немецкие политики испугались национализма живущих в ФРГ курдов и отказались посадить Оджалана в тюрьму в Германии. Таким образом, 16 декабря 1998 г. Италия отпустила на свободу авторитарного босса курдского левого национализма, и в январе 1999 г. Оджалан покинул Рим. Теперь верховный босс РПК попробовал получить политическое убежище в Греции и России, однако эти попытки были отклонены правительствами обоих стран. 15 февраля, благодаря совместной операции турецкой разведки МIT, американской ЦРУ и израильской Mоссад Абдулла Оджалан, был арестован в окрестностях аэропорта в Найроби, после того, как он покинул греческое посольство. После ареста верховного главкома РПК курдский национализм впал в безумие по всей Европе. Так, курды захватили и устроили погромы в греческом консульстве во Франкфурте-на-Майне, израильском посольстве в Берлине, а также подожгли посольство Кении в Вене. Вначале турецкое государство хотело привести в действие по отношению к Оджалану высшую меру наказания, но потом в 2002 г. под империалистическим давлением США и Европы заменило смертную казнь на пожизненное заключение на острове Имралы.
В целом перечисленная идеология – это гремучая смесь из левого либерализма и либертарно разбавленного марксизма и анархизма, и является ничем иным, как идеологической капитуляцией в борьбе против частного капитализма и демократии, как государственной формой правления. В этом и кроется причина почему все эти идеи поддерживаются мелко-буржуазной левой публикой на Западе и в России. Демократический конфедерализм в Турции означает ничто иное, что курды в рамках турецкого государства должны образовать своего рода поднацию. Однако образование национальных анклавов в рамках существующих национальных государств не менее социально реакционно, чем основание новых. Социально-революционной может быть только подготовка разрушения всех национальных государств во всем мире.
Таким образом, господин Оджалан стремится к тому, к чему уже фактически пришли курдские националистки и националисты в северном Ираке и северной Сирии: национальной автономии в виде курдского государства в рамках уже существующих национальных государств. В 2003 г. в Ираке курдский национализм использовал империалистический конфликт между США и режимом Саддама Хуссейна, чтобы завладеть национальной автономией в новосформировавшемся иракском государстве. Во время империалистического свержении режима Хуссейна иракский курдский национализм был союзником США, за что получил политическую и территориальную автономию.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
«Курдский национализм: История и современность»
5131 | 0 |
2015-04-14 Kurdistan.Ru
Уважаемые читатели, сообщаем вам о выходе в свет книги известных курдоведов Вертяева К.В. и Иванова С.М. «Курдский национализм: История и современность».
Аннотация
В данной монографии рассматриваются проблемы становления курдского национализма как идейно-политического движения на Ближнем Востоке и его роль в актуализации этнополитических конфликтов в странах компактного проживания курдов. Анализу подвергается период зарождения курдского этнического партикуляризма в Османской империи, а также дается обширный анализ его структурных составляющих, основных политических организаций и агитаторов. Особое внимание уделено современному состоянию курдского национального движения в таких странах, как Турция, Ирак, Сирия. В работе используется понятие конгломеративного курдского национализма для анализа перспектив и форм самоопределения курдов в указанных странах в рамках борьбы курдов за свои национальные права.
Работа является второй монографией авторов по программе Отделения исторических и филологических наук РАН «Нация и государство в мировой истории».
Содержание
Об авторах
Вертяев Кирилл Валентинович
Востоковед, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока при Институте востоковедения РАН (Москва). Эксперт по международным отношениям, политологии, теоретическим вопросам национализма, национально-освободительных движений, сепаратизма, ирредентизма, инсургенции и повстанческого движения. Участник международных и российских конференций, телепередач, семинаров, круглых столов по вопросам истории курдского вопроса на Ближнем и Среднем Востоке, а также международных отношений, этноконфликтологии. Специализируется на изучении проблем межэтнических отношений в странах Востока, урегулирования межэтнических конфликтов и противоречий в рамках применимых современных концепций с целью обеспечения региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. Автор исследовательских работ по истории курдов и современному состоянию курдской проблемы в странах Ближнего и Среднего Востока: «Курдский вопрос в Турции в 80–90-е годы: политический аспект» (2007), «Курды и младотурецкая революция» (2011), а также научных статей, докладов и коллективных монографий по истории курдского национального движения, истории Турции.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
«Курдский национализм: История и современность»
5132 | 0 |
2015-04-14 Kurdistan.Ru
Уважаемые читатели, сообщаем вам о выходе в свет книги известных курдоведов Вертяева К.В. и Иванова С.М. «Курдский национализм: История и современность».
Аннотация
В данной монографии рассматриваются проблемы становления курдского национализма как идейно-политического движения на Ближнем Востоке и его роль в актуализации этнополитических конфликтов в странах компактного проживания курдов. Анализу подвергается период зарождения курдского этнического партикуляризма в Османской империи, а также дается обширный анализ его структурных составляющих, основных политических организаций и агитаторов. Особое внимание уделено современному состоянию курдского национального движения в таких странах, как Турция, Ирак, Сирия. В работе используется понятие конгломеративного курдского национализма для анализа перспектив и форм самоопределения курдов в указанных странах в рамках борьбы курдов за свои национальные права.
Работа является второй монографией авторов по программе Отделения исторических и филологических наук РАН «Нация и государство в мировой истории».
Содержание
Об авторах
Вертяев Кирилл Валентинович
Востоковед, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока при Институте востоковедения РАН (Москва). Эксперт по международным отношениям, политологии, теоретическим вопросам национализма, национально-освободительных движений, сепаратизма, ирредентизма, инсургенции и повстанческого движения. Участник международных и российских конференций, телепередач, семинаров, круглых столов по вопросам истории курдского вопроса на Ближнем и Среднем Востоке, а также международных отношений, этноконфликтологии. Специализируется на изучении проблем межэтнических отношений в странах Востока, урегулирования межэтнических конфликтов и противоречий в рамках применимых современных концепций с целью обеспечения региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. Автор исследовательских работ по истории курдов и современному состоянию курдской проблемы в странах Ближнего и Среднего Востока: «Курдский вопрос в Турции в 80–90-е годы: политический аспект» (2007), «Курды и младотурецкая революция» (2011), а также научных статей, докладов и коллективных монографий по истории курдского национального движения, истории Турции.
Курдский национализм
Ранний курдский национализм берёт начало со времён Османской империи, где он стал ярким выражением стремлений народа. После падения Османской империи земли, населённые преимущественно курдами, были разделены между Ираком, Сирией и Турцией, что сделало курдов значительным этническим меньшинством в каждом из новообразованных государств. Курдские националистические движения преследуются властями Турции и Ирана из-за опасения потери территорий в пользу потенциально независимого Курдистана.
С 1970-х годов иракские курды добивались большей автономии и даже полной независимости от режима партии Баас, которая ответила на это жестокими репрессиями. В 1980-х годах вооружённый мятеж во главе с Рабочей партией Курдистана (РПК) бросил вызов турецкой власти, на что та откликнулась введением военного положения. После войны в Персидском заливе в 1991 году иракские курды были защищены от армии иракского правителя Саддама Хусейна бесполётной зоной под командованием НАТО, что позволило им создать значительную автономию и самоуправление без контроля иракского центрального правительства. После вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 году, в результате которого произошло свержение диктатора Саддама Хусейна, Иракский Курдистан стал автономной областью, получив значительные права в самоуправлении, но так и не дойдя до полной независимости.
Курдский национализм уже давно поддерживается и продвигается курдской диаспорой по всему миру.
Связанные понятия
Почти сразу после начала вооруженного противостояния между сирийским правительством и оппозицией в марте 2011 года началась консолидация многочисленных политических и военных группировок в стране и за её пределами. Целью одних было проведение политических реформ и либерализации общественной жизни, другие же призывали к немедленному свержению режима Башара Асада. Внутренняя сирийская оппозиция выступает за диалог с правительством, в то время как внешняя настаивает на свержении режима и имеет вооруженное.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ас-Саика (араб. الصاعقة («шторм» или «молния») в значении «штурмовой группы»; также часто известна под названием Авангард народно-освободительной борьбы) – палестинская баасистская военно-политическая фракция, созданная при участии сирийской партии Баас и находившаяся в союзнических отношениях с сирийскими правительственными войсками в период гражданской войны в Ливане. Является членом зонтичной Организации освобождения Палестины, хотя в настоящее время приостановила своё участие в её деятельности.
Талыш — историко-географическая область у юго-западного побережья Каспийского моря, область компактного проживания талышей. Ойконим. Получила своё название от этнонима населяющего её народа талышей. Талыш разделён между двумя государствами: Азербайджаном (Мугань) и Ираном (остан Гилян, остан Ардебиль).
Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое.
Каталония (кат. Catalunya, исп. Cataluña, окс. Catalonha) — историческая область и автономное сообщество (кат. Comunitat Autònoma) в Испании, на северо-востоке Пиренейского полуострова между средиземноморским побережьем и Пиренеями.